Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи



Введение

Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с осо­бенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечеб­но-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Одна­ко было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, ро­дители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.

В большинстве случаев родителям, не получившим специ­альную подготовку, очень трудно оценить возможности ребен­ка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребен­ку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, про­явить творчество и изобретательность в деле воспитания свое­го ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помо­щи ребенку.

Большая ответственность за результат коррекционно-воспи­тательной работы лежит на специалистах дефектологах, вра­чах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.

Нередко учителя и воспитатели массовых учреждений про­являют нетерпимость к «нестандартному» ребенку. Они не мо­гут оказать квалифицированную помощь родителям, наладить отношения «особого» ребенка с детским коллективом. Един­ственным желанием у них является изолировать не такого как все ребенка от сверстников, направив его в какое-либо учрежде­ние для аномальных детей.

Действительно, в ряде случаев это правомерно, так как имен­но в этих учреждениях детям с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, моторики могут обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь.

Однако далеко не каждый ребенок с особенностями в разви­тии должен воспитываться только в специальном детском уч­реждении. Существует много категорий детей с нерезко выра-

женными дефектами, а также детей, у которых отклонения в развитии сочетаются с различными заболеваниями внутрен­них органов, что требует определенного ухода. Для таких де­тей необходимо домашнее воспитание, не исключающее в то же время посещения массовых дошкольных и школьных уч­реждений . В настоящее время имеется гибкая система интег­рации «особого» ребенка в массовые детские учреждения. В зависимости от состояния здоровья ребенка и возможностей семьи она бывает частичной, полной, комбинированной, что предоставляет родителям свободу выбора оптимальных усло­вий развития ребенка, а сделать этот выбор помогут специали­сты.



Необходимость учебного пособия, посвященного проблеме вза­имодействия специалистов и семьи в воспитании детей с особен­ностями в развитии, определяется более ранним и активным уча­стием родителей в коррекционной работе. Это связано с тем, что в настоящее время социально приемлемым является воспитание «особых» детей в семье с самого их рождения.

Специалисты имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности лю­дей — родителей, которые становятся их партнерами.

Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, не­обходимым для эффективной помощи собственным детям.

Цель настоящего пособия — помочь будущим специалистам в области специальной психологии и педагогики овладеть зна­ниями и навыками, необходимыми для работы с семьей.

Книга может быть полезна педагогам-дефектологам, воспи­тателям специальных и общеобразовательных учреждений, ло­гопедам, психологам, врачам-психоневрологам, семейным вра­чам, родителям и широкому читателю.

Пособие состоит из 12 глав, имеет теоретические и практи­ческие разделы, как общие, так и посвященные конкретным формам отклонений в развитии, и методам их компенсации при совместной работе специалистов и родителей.

 

ГЛАВА 1

Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии



Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи

С точки зрения теории систем семья является живой сис­темой и, как все живые системы, состоит из независимых ча­стей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из частей не обладает. Поэтому поведение и потребности членов семьи невозможно правиль­но понять, если рассматривать их изолированно от окружаю­щей среды.

Семья — это нечто большее, чем простая сумма ее составляю­щих. Отдельные характеристики семьи можно понять, только изучив взаимоотношения между ее членами и взаимодействие ее различных параметров.

В соответствии с концепцией системного подхода выделяют структуру семьи, семейные взаимодействия, семейные функ­ции и жизненный цикл семьи. Структура семьи включает ре­сурсы семьи и характеристику ее отдельных членов. Это вход системы, формирующий семейные, культурные и идеологичес­кие стили семьи и семейные взаимодействия. В процессе се­мейных взаимодействий семья выполняет свои функции и удов­летворяет свои потребности. Семейные функции — это деятель­ность, которую семья выполняет, чтобы удовлетворить свои кол­лективные и индивидуальные потребности. Ее семейные фун­кции являются выходом системы. Наконец, семья как целое постоянно изменяется по мере продвижения по стадиям своего жизненного цикла (рис. 1).

Дополнением и развитием теории семейных систем являет­ся социально-экологическая модель семьи. Рассмотрение се­мьи в социально-экологическом аспекте было предложено в 1970 г. американскими учеными. Экологическая модель включает биологические и физические параметры организма и окруже­ния вместе с психосоциальными характеристиками и их взаи­модействиями в единую систему. Изменение в любой части этой системы вызывает изменения в остальных ее частях, создавая тем самым стрессы, потребность в семейной адаптации, дости­жении равновесия. Подобно понятию «границ» в теории семей­ных систем, в экологической модели существует понятие «про­ницаемости семейной системы» при интеграции с другими си­стемами. Главная идея социально-экологической модели состо­ит в том, что качество взаимодействия человека с его непосред­ственным окружением (семьей, близкими людьми, специалис­тами) самым тесным образом зависит от того, каким способом происходит опосредование этого взаимодействия средствами более широкого социального окружения.

Структура семьи

Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каж­дая семья является уникальной, что, в свою очередь, обусловли­вает уникальность процесса семейных взаимоотношений.

При этом наличие в семье ребенка с отклонением в развитии рассматривается лишь как одна из многочисленных особеннос­тей структуры семьи.

Характеристики членов семьи. Специальные исследова­ния показали, что этот параметр не является постоянным и из­меняется во времени по мере продвижения семьи по стадиям своего жизненного цикла: в семье появляются новые члены, из нее уходят взрослые дети. В семье могут быть потери в связи со смертью ее членов. Меняется не только состав, но и возраст и другие характеристики семьи. Эти изменения влияют на ус­пешность семейных взаимодействий.

Культурный стиль семьи. Этот параметр структуры семьи включает особенности, связанные с этническими и расовыми факторами, различиями в религиозной принадлежности, соци­ально-экономическом и образовательном статусе. Культурный стиль является наиболее статическим компонентом семейной

системы. Он непосредственно влияет на формирование семей­ного идеологического стиля, способов семейного взаимодей­ствия и функциональных приоритетов.

Идеологический стиль семьи. Он складывается из верова­ний, убеждений, ценностных ориентиров и адаптивности пове­дения. На него влияет, как уже подчеркивалось выше, куль­турный стиль. Например, бедные семьи из-за финансовой не­стабильности и невозможности контролировать условия окру­жающей жизни имеют низкий уровень планирования будуще­го. Или другой пример: еврейские семьи имеют тенденцию вы­соко ценить образование и интеллектуальные достижения. Ита­льянские семьи больше ценят семейную сплоченность, эмоци­ональную близость и любовь, поэтому поступление ребенка в колледж, территориально удаленный от места жительства, мо­жет восприниматься последним чуть ли не как угроза семей­ной стабильности. Еще одним примером может служить то, что представители среднего класса осуществляют контроль над сво­ими детьми, развивая их внутренний контроль и инициативу, не требуя слепого подчинения власти. Все эти характеристики влияют на то, как семья взаимодействует с ребенком с отклоне­нием в развитии, и на способы влияния такого ребенка на се­мью. Идеологический стиль семьи является критерием в выбо­ре способов адаптации семьи и сильно влияет на способность семьи успешно функционировать на протяжении всего жизнен­ного цикла.

Преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием нестандартного ребенка, семья использует различные страте­гии, которые делят на внутренние и внешние. Любая страте­гия семейной жизни заключается прежде всего в оценке ситуа­ции в плане возможности ее изменения. В противном случае приходится изменять восприятие данной ситуации, т. е. при­мириться с ней.

Внутренние стратегии

Пассивная позиция. Такая позиция является «страуси­ной» и заключается в избегании поиска решения про­блемы. Она основана на надежде, что все уладится само собой. Что бы ни случилось — все воспринимается как должное.

Активная позиция. Такая позиция заключается в способ­ности идентифицировать тегусловия, которые можно из-

менить, и активной деятельности по их изменению, атак-же в способности идентифицировать условия, которые из­менить невозможно на данный момент и принять их как данность.

Внешние стратегии

Такие стратегии основываются на умении опираться на эк­страсемейные подсистемы, т. е. на индивидуумов и учрежде­ния, не входящие в систему семьи:

♦ Умение находить и использовать помощь других людей — соседей, друзей, других семей, имеющих или не имеющих сходные проблемы.

♦ Способность находить духовную поддержку — советы и по­мощь религиозных деятелей, участвовать в работе религи­озных институтов.

•> Умение использовать ресурсы государственной поддержки. Разные виды поддержки неодинаково используются на раз­ных этапах жизненного цикла. Как показывают специальные исследования, духовная и общественная поддержка реже ис­пользуется в полном объеме молодыми супружескими парами, чем парами более старшего возраста.

Модели семейных взаимодействий

Дети с ограниченными возможностями живут и развивают­ся в контексте семьи, где любое событие, происходящее с од­ним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех по­нятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, комму­никации.

Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы: •> Супружеская (муж — жена)

Родительская (родитель — ребенок) ♦> Сибсовая (брат — сестра)

♦♦♦ Расширенная семейная (экстрасемейная) — взаимодей­ствие с друзьями, профессионалами и др. Ребенок с отклонениями в развитии нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.

Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в се­мье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как проис­ходит взаимодействие. Сплоченность обычно описывается с

помощью двух полярных состояний: переплетенности ^разоб­щенности.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуют­ся гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга. Такая семья, имеющая ребенка-инвали­да, испытывает сильный страх перед самостоятельными дей­ствиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо. Напротив, в разобщенных семьях границы между подсистемами и вовлеченность не­которых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаи­модействий из-за отклонений развития ребенка). Нормаль­но функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью и разобщенностью. Члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определен­ную автономность.

Адаптивность (гибкость) связана со способностью изме­няться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испы­тывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связан­ной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Например, жесткая роль отца-кор­мильца не позволит ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, занятий с ребенком. В этом случае мать, заботясь о ре­бенке, будет вынуждена посвящать ему все свои силы, оставляя без внимания других членов семьи. Такая семья окажется под­верженной дисфункциональным состояниям.

Хаотическая семья, живущая без особых правил и принци­пов, часто нарушает и меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от чув­ства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности.

Проблемы коммуникации возникают в процессе взаимодей­ствия людей. Зачастую члены семьи считают одного человека (на­пример, ребенка с отклонениями в развитии) единственным ис­точником их собственных проблем и пытаются тем самым умень­шить степень собственного беспокойства. Членов семьи не сле­дует обвинять за подобную практику, им следует помочь в пони­мании того, что их проблемы не объясняются такими простыми причинно-следственными факторами.

Семья, как известно, является для ребенка наименее огра­ничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Си­туация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более жесткого окружения, необ­ходимого членам семьи для выполнения своих функций. При­сутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с дру­гими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Увеличение нагрузки на одну из функций или ролей сказывается на множестве других функций или ролей членов семьи. Необходимо различать желание родителей и их подго­товленность к определенной роли. Специалисты, работающие с детьми, порой создают дополнительный стресс для семьи, ког­да возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.

Циркулярная модель семейных взаимодействий Олсона

Одной из наиболее известных моделей семейных взаимодей­ствий является циркулярная модель Олсона (рис. 2).

Эта модель включает в себя два основных параметра: спло­ченность и гибкость в виде двух взаимно-перпендикулярных осей и дополнительный параметр — коммуникацию, который не включен графически.

Выделяют четыре уровня сплоченности, отражающей сте­пень эмоциональной близости между членами семьи: Ф низкий—разобщенный; •> низкий к умеренному — разделенный; •> умеренный к высокому — связанный; ♦;• чрезмерно высокий — запутанный (переплетенный).

Семейная гибкость (адаптивность) характеризуется количе­ством изменений в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, определяющих взаимоотношения.

Выделяют четыре уровня гибкости (адаптивности) семей­ных взаимоотношений: ♦;♦ ригидный — очень низкий; ♦j. структурированный — низкий к умеренному; ♦j» гибкий — умеренный; ♦♦• хаотичный — чрезмерно высокий.

Центральные уровни сплоченности и гибкости считаются сбалансированными и обеспечивающими оптимальное функци­онирование семьи. Крайние значения по этим шкалам рассмат­риваются как проблемные. Установлено, что семьи, приходя­щие на консультацию к психологу, обычно относятся к край­ним типам.

Если уровень сплоченности членов семьи слишком высок (запутанный), то в такой семье крайне высоки требования эмо­циональной близости и лояльности. Поэтому члены семьи не могут действовать самостоятельно. В таких семьях жесткие вне­шние границы и слабые внутренние между подсистемами .и индив ид уу мами.

Другая крайность — это разобщенные семьи с низким уров­нем сплоченности. Члены такой семьи мало привязаны друг к ДРУГУ» имеют разные интересы и разных друзей.

Возможно, что члены такой семьи неспособны к установле­нию близких взаимоотношений и испытывают тревогу при сближении с другими людьми.

Члены семей сбалансированных типов способны, с одной стороны, быть достаточно независимыми, а с другой — иметь тесные связи со своей семьей.

Члены семьи с разделенным типом взаимоотношений име­ют некоторую эмоциональную разделенность, но она не являет­ся такой крайней как в разобщенной семье.

Связанный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью во взаимоотношениях. Члены семьи часто прово-

12

дят время вместе, однако их сплоченность не достигает сте­пени запутанности, когда неприемлемы малейшие различия во мнениях.

Семейная система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненно важные задачи, возникающие при про­движении семьи по стадиям жизненного цикла. Например, се­мья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившей­ся ситуации (рождение, смерть). И, наоборот, хаотичное состо­яние может приобретаться в момент семейного кризиса. Такое состояние может приобретать любая семья, но проблемным та­кое состояние становится лишь в том случае, если система заст­ревает в нем надолго.

Благоприятным является структурированный тип семьи, при котором имеется демократическое руководство, учитываю­щее мнение всех членов семьи, в том числе мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, но с возможностью их изменения.

Гибкий тип семейной системы также характеризуется демок­ратическим типом руководства, активно включающим детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются при необходимости. Очень важным является то, что члены семьи об­щаются между собой.

Коммуникация — это процесс передачи информации в се­мье, при котором важно умение активно слушать других, спо­собность ясно выражать свои мысли и оказывать эмоциональ­ную поддержку собеседнику.

Коммуникация может.быть закрытой, открытой и слу­чайной.

Наиболее оптимальным вариантом является открытая ком­муникация.

Семья с закрытой коммуникацией характеризуется отсут­ствием дискуссий и скудным выражением эмоций.

При случайной коммуникации в семье все вопросы без ис­ключения бурно обсуждаются.

Изменения в жизненном цикле семьи играют роль катали­затора, изменяющего природу и качество семейных отношений. Как показывает опыт, более успешно функционируют те семьи, которым удается избегать крайностей, поддерживать баланс между стабильностью и переменами, эмоциональным един­ством и автономностью, между закрытой и случайной комму­никацией.

В зависимости от соотношения сплоченности, гибкости и коммуникации семьи подразделяются на сбалансированные, среднесбалансированные и несбалансированные.

Сбалансированные семьи достаточно сплоченные и в то же время гибкие, с доступной всем членам семьи коммуникацией, в целом легче справляются с семейными кризисами и стресса­ми, чем несбалансированные.

Сбалансированность не является абсолютным показателем, так как, приспосабливаясь к обстоятельствам, сбалансирован­ные семьи могут временно переходить в разряд среднесбалан-сированных и несбалансированных. Однако лишь застрева­ние надолго на крайних позициях приводит к нарушению функционирования.

Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье ха­рактеризуют семейную целостность. В здоровой семейной структуре устанавливается подвижное равновесие, проявляю­щееся в оформлении психологических ролей каждого члена се­мьи, формирование семейного «мы», способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты.

В несбалансированных семьях нарушается равновесие во вза­имоотношениях, супруги стараются избежать изменений — развития семейного цикла и связанных с этим возможных тревог и потерь, либо, наоборот, взаимодействуют разобщен­но, хаотично.

Т. М. Мишина выделяет три основных типа нарушений суп­ружеских взаимодействий у «невротических супружеских пар»: с отношением соперничества, псевдосотрудничества и изоляции.

Соперничество

Структура отношений носит противоречивый, дружелюбно-враждебный характер. Оба партнера характеризуются незрело­стью, несформированностью семейной роли и оказываются не в состоянии принимать на себя ответственность. Конфликты мо­гут быть представлены как противоречия главным образом в сферах заботы и опеки.

Псевдосотрудничество

С внешней стороны отношения этого типа выглядят ровны­ми и согласованными. Поводы к возникновению конфликтов в семье лежат во внесемейной сфере и связаны с индивидуальны­ми трудностями и неудачами, касающимися работы или обще­ния.

Изоляция

В совместной деятельности супруги остаются эмоционально обособленными, оказываются не заинтересованными друг в дру­ге как в муже и жене.

В основе семейных конфликтов, т. е. дисгармоничного взаи­модействия, лежит неадекватность восприятия (Д. А. Петровс­кая), незрелые отношения, служащие удовлетворению и под­держанию «невротических» потребностей в соперничестве, до­минантности, защите, опеке (Т. М. Мишина).

Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятель­но решать возникающие в семейной жизни противоречия и кон­фликты.

В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности (неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей). Уровень психологического напряжения в семье имеет тенден­цию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, не­врастеническим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и может стать источником возникновения преневротического патохаракторологического радикала.

Помимо воздействия на развитие ребенка в семье со стороны супружеских отношений многими авторами изучались непос­редственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного вос­питания.

Были выделены четыре родительские установки и соот­ветствующие им типы поведения:

^«Принятие илюбовь»;

*>«Явное отвержение»;

«Излишняя требовательность»;

«Чрезмерная опека».

Между поведением родителей и поведением детей просле­живается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. В. И. Гар-

бузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрас­полагающие к возникновению неврастенических реакций у детей, является неправильное воспитание.

Среди неправильных типов воспитания, приводящих к возникновению неврозов у детей, выделяют: •> Отвергающее. Оно обусловлено рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов. Суть его заключается либо в чрез­мерной требовательности, жесткой регламентации и контро­ле, либо в недостатке контроля на почве попустительства. <• Гиперсоциализирующее. Возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи. •2» Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывают представление « я большой » в качестве самодовлеющей ценности для окру­жающих.

А. И. Захаровым при исследовании семей, в которых дети страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса: •> Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям:

а)гиперопека;

б) опека;

в) приятие;

г) неприятие. •> Параметр контроля:

а) разрешительный;

б) допускающий;

в) ситуативный;

г) ограниченный.

•> Последовательность непоследовательность.

Аффективная устойчивость неустойчивость.

Тревожность нетревожность.

Кроме того, автор исследует различные сочетания этих пара­метров, их соотнесение с различными видами неврозов. Напри­мер, ограничительства, аффективная неустойчивость со сторо­ны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха.

16

«Сверхпринятие» — к развитию истерического невроза. Выра­женное ограничительство в отношении родителей к детям при­водит к неврозу навязчивых состояний.

В общем виде выделяются следующие черты патогенного воспитания:

Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по воп­росу воспитания.

Высокая степень противоречивости, непоследовательнос­ти, неадекватности.

♦♦♦ Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

В работе А. Я. Варги описаны три неблагоприятных для ре­бенка патогенных типа родительского отношения:

Симбиотический. •> Авторитарный.

•> Эмоционально отвергающий.

Последний характеризуется приписыванием ребенку бо­лезненности, слабости, личностной несостоятельности. Это тип воспитания с отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику».

Жизненный цикл семьи

Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986 г. вы­делил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и пе­реходах жизненного цикла семей, имеющих детей с отклоне­ниями в развитии.

♦> Рождение ребенка — получение точного диагноза, эмо­циональное привыкание, информирование других членов семьи.

Школьный возраст — становление личностной точки зре­ния на форму обучения ребенка (интегрированное, специа­лизированное обучение), хлопоты по устройству, пережи­вание реакций сверстников, заботы по внешкольной дея­тельности ребенка.

Подростковый возраст — привыкание к хронической при­роде заболевания ребенка, возникновение проблем, связан-

17

ных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвер­жением, планирование будущей занятости ребенка.

*•• Период «выпуска» — признание и привыкание к продол­жающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.

•> Постродителъский период — перестройка взаимоотноше­ний между супругами (например, если ребенок был успеш­но выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Таким образом, чтобы иметь возможность объективно рас­сматривать проблемы семей с детьми, имеющими ограничен­ные возможности, недостаточно учитывать лишь внутрисемей­ные возможности и внутрисемейные факторы.

Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоля­ции. Семья, являясь для них первичным социальным окруже­нием, сама погружена в более широкий социальный контекст. В России социально-экологическая модель привлекает все больший интерес исследователей. Существует концепция про­ницаемости семьи во взаимодействии с другими экстрасемей­ными системами. Примером может служить ситуация, в кото­рой семья с ребенком замкнута или открыта для получения поддержки от других семей с подобными проблемами, групп поддержки, социальных институтов и других источников по­мощи.

Семейные функции

Семейные функции с точки зрения теории систем являют­ся выходом семейной системы. Выполнение семейных функ­ций является важным условием существования семьи и тре­бует ее определенной независимости от экстрасемейной под­системы.

Существует множество классификаций семейных функций как в отечественной литературе, так и в зарубежной. Однако не многие из них учитывают специфику функций семьи, воспи­тывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Приведем одну из классификаций семейных функций. В соответствии с ней основными-являются следующие: эконо-

18

мическая, связанная с оплатой банковских счетов, банковски­ми вкладами, заработной платой и другими финансовыми опе­рациями. На семье лежат также обязанности по удовлетворе­нию физиологических потребностей членов семьи, связанных с интимной близостью, приобретением и приготовлением пищи, покупкой одежды, лечением и профилактикой болезней, ухо­дом за домом. Семья выполняет восстановительную функцию по организации индивидуального семейного отдыха, хобби ее членов. Важной функцией семьи является социализация детей, связанная с развитием социальных навыков и межличностных отношений. Семья способствует самоидентификации детей. Помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способ­ствует развитию чувства принадлежности. Велика воспита­тельная роль семьи. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность. Семья выполняет также мировоззренческую функцию, формируя систему ценностей у ребенка. Образовательная функция семьи связана с образова­нием детей и продолжением образования родителей. Наконец, семья играет важную роль в профессиональной подготовке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельнос­тью.

Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, ком­пенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребен­ка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Таким образом, понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее положения, относящиеся к функционированию системных объектов: •> Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функ­циями.

♦ Семья как целое определяет некоторые характеристики вхо­дящих в нее индивидов.

♦> Семейная система не является простой суммой составляю­щих ее элементов.

*•* Каждый индивид семейной системы влияет на других ин­дивидов и сам находится под их влиянием. *♦* Семейная система обладает способностью к саморегуляции.

19

Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного подхо­да к организации клинико-психолого-педагогической коррек­ции отклонений в развитии детей, психофизиологической сис­темы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.

Вопросы и задания

1. Что такое социально-экологическая модель семьи? Дайте основные характеристики.

2. Опишите модель семейных взаимодействий Олсона.

3. Назовите этапы жизненного цикла семьи.

4. Перечислите функции семьи, воспитывающей «нестан­дартного ребенка».

 

ГЛАВА 2


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!