Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Экономическое вмешательство государства в современный рынок необходимо для осуществления ряда функций, которые не в состоянии выполнить любой рынок



Первая группа функций государства:

1) разработка и контроль за хозяйственным законодательством, устанавливающим единые "правила игры" для рыночных субъектов;

2) организация общенациональной денежной системы;

3) оптимизация структуры национального продукта и производства;

4) перераспределение доходов в целях оказания помощи инвалидам, остронуждающимся, безработным;

5) антимонопольное регулирование;

6) проведение антиинфляционной политики;

7) антикризисная политика.

Вторая группа функций государствасвязана с управлением государственным сектором экономики.В 80-х гг. 20 века государственный сектор (по доле добавленной стоимости) составлял во Франции - 17%, в Италии - 14%, в ФРГ - 12%, в Англии - 11%.

Третья группа функций государствасвязана с обеспечением жизненно важных потребностей общества в национальной обороне, охране общественного порядка, единой энергосистеме, водопроводной сети страны, здравоохранении, защите от наводнений и т.д.

Необходимость выполнения этих функций государством в смешанной рыночной экономике приводит к следующему выводу: нерегулируемого рынка фактически вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный, свободный рынок.

В переходный период экономика находится в состоянии промежуточности между разными типами экономических систем, что предопределяет необходимость серьезнейших институциональных реформ – преобразований важнейших институтов социально-экономической системы: права, собственности, типа государственного устройства и т.д.

Функции государства в переходный период можно разделить на три основных блока (группы):

1) по формированию и регулированию новых законов, отношений, секторов и инфраструктуры в экономике;

2) по реформированию и управлению государственным сектором экономики;

3) по разрешению противоречий, связанных с переходным периодом, и по социально-экономической стабилизации

 

 

16. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской нацио­нальной модели

Модели в экономике – проявление разных вариантов развития видов экономической системы.

Критерии различия моделей:

· уровень развития национальной экономики, ее производительных сил;

· степень и характер государственного регулирования экономики;

· выбор экономических национальных приоритетов;

· особенности системы мотивации;

· особенности социальной защиты;



· субъектно-этнические особенности страны.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Современные развитые страны взяли курс на построение социально регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

Из современных основных рыночных моделей выделяются следующие.

Американская модель экономики -построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в сочетании с активной ролью государственного регулирования. Характеризуется отставанием уровня жизни населения (в- том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не существовало. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные ограничения ради процветания страны.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, где государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия способствуют формированию гражданского общества и социального равенства индивидов (равенство прав, стартовых возможностей и правовой защиты).



Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Шведская модель - это модель "скандинавского социализма", которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономичекой жизни. Отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов достигает 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Это становится возможным только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональная социализация", при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни(включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

Особенности белорусской нацио­нальной модели

Целью преобразований в Беларуси и других странах СНГ является формирование социально ориентированной модели рыночной экономики.Социально ориентированная модель рыночной экономики представляет устойчивое сочетание рыночных экономических отношений с активным решением социальных задач. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности при активной поддержке госсектора. Государство играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике сложный и длительный историческим процесс, состоящий из трех этапов.

Первый этап— преобладают черты старой ЭС, появляются ростки новой ЭС — происходит смена конституционных основ гос. строя, вводятся рыночные отношения, новая политика занятости, доходов и цен. Присутствуют социальная апатия, недобросовестное отношение к труду и государственной собственности. Отсутствует конкуренция.

Второй этап — в рамках одной политической системы сосуществуют структуры двух экономических укладов – предыдущего и смешанной экономики с развивающимся и регулируемым государством рынком.

Третий этап — преобладание правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя с достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой.

Государство в переходный период экономика определяет:

■ правовое поле;

■ политико-административные условия;

■ экономическую политику, включая развитие государственной, частной и других форм собственности, стабильную валюту, свободное ценообразование, открытые рынки, формирование конкурентных условий, укрепление и развитие здоровых начал народной нравственности, новой шкалы ценностей.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!