Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тренировка артикуляционного аппарата



Сниженный мышечный тонус приводит к тому, что дети с синдромом Дауна не очень хорошо могут ощущать движения артикуляционного аппарата и, следовательно, произвольно ими управлять, в занятия логоритмикой обязательно вводятся:

— обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому (показать язычок - спрятать, открыть широко рот - закрыть);

— отработка основных артикуляционных поз; то есть обучение удерживанию губ в положении «улыбка», «трубочка» в 3-4 года и удерживанию языка

в положении «широкий» - «узкий» в 4-5 лет.

Развитие внимания и памяти

С первых месяцев жизни малыша важно представлять, как развивается внимание у малышей с синдромом Дауна, поскольку именно внимание во многом определяет дальнейшее развитие таких психических функций, как память, речь, мышление и деятельность. Очень важно постоянно тренировать способность малыша сохранять внимание на предлагаемых ему играх и заданиях, увеличивать объем внимания, чтобы он мог воспринимать все больше и больше объектов в относительно короткий интервал времени, а также учить его распределять и переключать внимание.


Выполняя задания, малыш тренирует и свою память, поскольку ему приходится запоминать и предметы, и просьбы-инструкции, и игры.

Этому продолжительному тренингу способствуют и занятия логоритмикой, во время которых происходит:

— тренировка умения удерживать внимание на предмете, игрушке, картинке;

— умение удерживать внимание на определённом задании;

— формирование восприятия регулирующей словесной инструкции или просьбы;

— развитие способности запоминать предметы и картинки;

— развитие способности запоминать инструкции-просьбы;

— формирование способности запоминать последовательности действий во время различных игр;

— тренировка двигательной памяти: сначала, к примеру, ребенок запоминает и воспроизводит одно действие - хлопки в ладоши, потом он учится приседать и хлопать в ладошки одновременно.

Развитие слуховых функций

Занятия логоритмикой обязательно предполагают развитие слухового внимания, восприятия и слуховой памяти, что необходимо детям с синдромом Дауна. Надо работать над:

— развитием способности различать и узнавать неречевые звуки, к примеру, шум воды, шуршание бумаги или хлопок в ладоши;

— различением силы звуков (тихо - громко), высоты (низко - высоко);

— узнаванием мелодий знакомых песен;

— узнаванием звуков окружающей среды, которые ребенок может слышать в повседневной




жизни, например, лай собаки или скрип дверей, гудок машины или шум поезда метро; —- формированием слухового восприятия и слуховой памяти с использованием детских музыкальных игрушек (погремушка, колокольчик, бубен, барабан).

Развитие речи

Занятия логоритмикой стимулируют развитие пассивной и активной речи ребенка, поскольку он имеет хорошую возможность:

— подражать звукам и слогам, словам, которые произносит взрослый;

— активно произносить, договаривать звуки,слоги, слова;

— учиться понимать обращенную речь;

— произносить слова по слогам, то есть формировать слоговую структуру;

— узнавать и различать на слух знакомые звуки, слоги, слова;

— регулировать высоту и силу своего голоса (говорить тихо-громко, низко-высоко);

— совершенствовать произношение слов;

— пополнять пассивный и активный словарь.

Структура и содержание логоритмических занятий для детей с синдромом Дауна

В настоящее время в рамках обучающих программ Даунсайд Ап логоритмикой занимаются дети в возрасте от 3,5 до 7 лет. Логоритмику ведет один специальный педагог, а два групповых педагога ему ассистируют, оказывая детям необходимую помощь. Логоритмика является 20-40-минутной частью комплексного группового занятия, на которое ребенок приходит один раз в неделю. Если родители имеют такую возможность, мы рекомендуем повторять дома те игры и задания, которые предлагаются детям на занятиях в Центре.


Занятия включают в себя следующие виды деятельности:

• ходьба и маршировка в различных направлениях;

• игровые упражнения, активизирующие внимание;

• игровые упражнения, развивающие мелкую моторику рук;

• игровые упражнения, развиваю-

щие слуховое восприятие;



• упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

• игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус и согласованную работу разных групп мышц;

• ритмические упражнения;

• пение;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• игра на детских музыкальных инструментах.

Естественно, получасовое занятие не может вместить сразу все виды деятельности, перечисленные в этом списке. Поэтому, на занятиях выделяются обязательные разделы, такие как ходьба, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и пение, а остальные части чередуются в зависимости от возраста детей и их «опыта» участия в таких занятиях.

Примерная структура занятия по логоритмике для детей трех-пяти лет:

• ходьба или маршировка по комнате;

• игры и упражнения, направлен-

ные на развитие дыхания;

• пение (две-три песни);

• игровые упражнения, направленные на раз-

витие мелкой моторики рук;

• игровые упражнения, развиваю-

щие слуховое восприятие;

• игра-упражнение с предметами.


Примерная структура проведения занятия по логоритмике для детей пяти-семи лет:

• ходьба или маршировка по комнате;

• игра-упражнение с предметами;

• игра-упражнение, направленная на развитие дыхания;

• пение (три-четыре песни);

• игровые упражнения, направленные на развитие

мелкой моторики рук;

• игра-упражнение, развивающая слуховое восприятие;

• речевые упражнения без музы-

кального сопровождения;

• подвижная игра под музыку;

• танец;

• игра на детских музыкальных инструментах.


Практический материал для занятий по логопедической ритмике

В

этом разделе дано краткое описание различных видов деятельности, которые используются на практике. Желательно соблюдение предложенной выше структуры занятия. На начальном этапе обучения стоит использовать самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.

Ходьба

Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба -естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела. Ходьба обязательно включается в каждое занятие логоритмикой. Такое «вводное упражнение» помогает научить детей разнообразным способам перемещения в вертикальном положении, то есть самостоятельной ходьбе по кругу, ходьбе парами и группой, умению обходить различные предметы, не наталкиваясь на них, соблюдать заданное направление, двигаться по предложенным ориентирам, перемещаться боком, спиной вперед и т.д.

С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания. Для этого предлагайте малышу перешагивать через различные предметы, которые есть у вас дома: кубики, небольшие коробки, скакалки, ленты, гимнастические палки, положенные на пол. Занимаясь с ребенком, можно предлагать ему самые разнообразные виды


ходьбы, но необходимо действовать последовательно! Необходимо помнить, что, не отработав простого движения, нельзя переходить к более сложному!

На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы:

— самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;

— ходьба за взрослым;

— ходьба за другим ребенком;

— ходьба по кругу: можно положить на пол большой обруч и ходить вокруг него, а можно выложить круг скакалкой, верёвкой;

— ходьба за взрослым к противоположенной стороне комнаты, а обратно - спиной вперед;

— ходьба рядом с ребенком: придерживая ребенка за руку, идти к противоположенной стороне комнаты, перешагивая через разложенные на полу предметы, а затем возвращаться обратно спиной вперед, так же перешагивая через эти предметы; на следующем этапе можно ходить таким образом рядом с ребенком, но уже не придерживая его за руку;

— ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем - левая;

— ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);

— ходьба за взрослым по кругу боком, приставным шагом;

— ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент - ходьба, как только замолчал - остановка);

— ходьба с высоким подниманием колен;

— ходьба на носках;


ходьба на носках с руками на поясе (обращайте внимание на осанку);

— ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д.;

— ходьба за взрослым по дощечке, держа руки в стороны;

.- ходьба за взрослым по дощечке боком (приставным шагом);

— ходьба за взрослым между стульями;

— ходьба за взрослым «змейкой» с перешагиванием через препятствие: скакалка или лента вытягивается прямо, а дети идут то с одной стороны, то, перешагнув скакалку, - с другой стороны;

— ходьба за взрослым на носках и на пятках, меняя положение рук (поднимаете руки в стороны, потом наверх, перед собой, опускаете);

— вверх по наклонной доске, в конце соскок (это сложное упражнение).

Различные виды ходьбы во время занятий хорошо сочетать не только с музыкой, но и со стихами.

«Ножки и дорожки»

Большие ноги шли по дороге

(при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами), А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).


«На цыпочках»

(Ходим на носках.) Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу.

«Цапля»

Цапля ногу поднимает (стоим на одной ноге), Ничего не понимает И весь день среди ракит

(меняем ногу и стоим на другой ноге) На одной ноге стоит.

Детям с синдромом Дауна бывает трудно стоять на одной ноге, поэтому целесообразно в первое время предложить им выполнять это упражнение, стоя в кругу и держась за руки.

«Хороши малыши»

Наши детки на полу Ножками затопали, Посмотрите, хороши Наши детки-малыши.

(В такт стишку громко топаем ногами.)

«Лесенка»

Мы по лесенке шагали И ступенечки считали: Раз, два, три, четыре, пять, Будем весело шагать.

Эту рифмовку удобно и полезно использовать при ходьбе по ступенькам, а можно просто маршировать, высоко поднимая колени и громко топая.


«Мы идем!»

Разложите на полу несколько препятствий, например, небольшие подушки, кубики, мягкие игрушки. Шагайте с малышом вокруг препятствий или перешагивая через них, а может быть, останавливаясь и перепрыгивая. Если ребенок еще не умеет прыгать, поддержите его за руки, возможно, он сам попробует перепрыгивать через препятствия.

Мы идём, мы идём, Громко песенку поём! Прыгнем раз, прыгнем два, Прыгать рады мы всегда.

«Зашагали ножки»

Выложите из скакалок извилистую дорожку, ведите по ней малыша, приговаривая:

Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ,топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ,топ, топ! Вот как мы умеем -Топ,топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!