Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)



Студентами сдается письменный отчет о прохождении практики, дневник практики и индивидуальный план работы, характеристика логопеда учреждения, на базе которого студент проходил практику.

По результатам аттестации в форме зачета) выставляется дифференцированная оценка.

Критерии оценки педагогической практики:

- знание научной и методической литературы по проблемам логопе­дии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрело­сти» студента;

- возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смеж­ным дис­циплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформиро­ванности профессионально-педагогических умений, яв­ляющихся базой для ов­ладения специальностью логопеда;

- степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обо­зна­ченных программой педпрактики;

- уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике рече­вых нарушений (в том числе и качество оформления документации по логопе­дической диагностике);

- уровень сформированности умений и навыков работы по организации, плани­рованию и прове­дению коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением речи, по реализации консульта­тивно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления до­кументации – планов, конспектов, анализов разных сфер деятельности учителя-логопеда);

- соблюдения студентом трудовой дисциплины;

- состояния документации по практике – наличия отражения решения всех за­дач производственно-педагогической практики, своевременности ее оформле­ния и предоставления на кафедру.

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки на кафедру логопедии.

Па­кет документов должен содержать:

- дневник педагогической практики, отражающий всю деятельность сту­дента по реализации программы практики и содержащий индивиду­аль­ный план, характеристику деятельности студента за отчетный пе­риод (заве­ренную подписью куратора практики), отчет о результатах практики;

- 3 подробных речевых карты;

- 3 дневника индивидуальной ра­боты с обследованными д;

- 3 конспекта открытых (зачетных) логопедических за­нятий с анали­зом и оценкой, заверенными подписью куратора практики;

- документацию, отражающую деятельность студента по пропа­ганде лого­педических знаний;



- справку-подтверждение о прохождении производственно-педаго­гической практики на базе дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением речи.

 

8. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на производственной практике «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях»

Самостоятельная работа студентов в ходе производственной (педагогической) практики составляет 162 часа. В ходе самостоятельной работы студенты анализируют специальную методическую литературу, изучая содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда, формы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, систему психолого-медико-педагогического изучения детей; подготавливают конспекты коррекционно-педагогических занятий с детьми, составляют протоколы обследования детей, подготавливают дидактический материал; подготавливают конспекты беседы с родителями и педагогами.

Самостоятельная работа студентов в ходе производственной практики «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» предполагает и работу на факультете психологии и дефектологии, где имеется три компьютерных класса (три - стационарных и один – мобильный), с помощью которых у студентов имеется возможность работать с источниками Интернет-ресурсов (электронными психологическими библиотеками, педагогическими словарями, электронными энциклопедиями и пр.), в библиотеке МордГПИ имеется богатый фонд психолого-педагогической литературы по вопросам практики.

 

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

1. Определить комплекс задач, решаемых логопедом в ходе обследования различных сторон речи (звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя речи и т. д.) детей.



4. Подобрать наглядный и дидактический материал для обследования ре­чи дошкольников с ФФНР и ОНР.

5. Провести логопедическое обследование одного-двух детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Сравнить данные обследования детей из разных логопедических групп. Заполнить речевые карты по итогам обследования.

6. Согласно проведенному обследованию составить речевой профиль на каждого ребенка, используя тестовую методику диагностики устной речи Т. И. Фотековой.

7. Составить индивидуальный перспективный план логопедической работы обследуемых детей.

8. Провести педагогическое обследование детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Оформить педагогический лист по результатам обследования.

9. Раскрыть понимание термина «речевой режим». По материалам на­блюдений в детском саду показать, какие единые требования к формированию у детей правильной речи в нем соблюдаются, как проводится эта работа.

10. Обозначить и оформить в виде схемы приоритетные направления образовательно-воспитательного процесса применительно к дошкольникам с речевыми нарушениями.

11. Составить схему-таблицу «Аспекты логопеда и воспитателя специального детского сада в процессе коррекционно-воспитательной работы», отразив задачи в работе каждого из названных специалистов.

12. Обосновать необходимость применения разнообразных методов обучения (наглядных, словесных, практических), их сочетания в зависимости от вида и содержания занятия, решения конкретных воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач.

13. Проанализировать тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи. Дать оценку реализации взаимосвязи всех направлений работы и задач развития (социального, познавательного, эстетического, физического) с дошкольниками.

14. Представить программно-целевое планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, имеющими ОНР старшей (подготовительной) группы детского сада на один месяц с отражением направлений работы, задач развития и форм организации образовательного процесса.

15. Разработать планы-конспекты занятий по развитию лексико-грамматических навыков у детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения и общее недоразвитие речи с последующим их анализом. Проиграть от­дельные фрагменты на практическом занятии.

16. Подобрать игры и упражнения, которые могут быть использованы для коррекции звуковой, лексико-грамматической, мелодико-интонационной сто­рон речи детей с ФФНР и ОНР.

17. На основе анализа перспективного и текущего планирования коррекционной работы воспи­тателя показать, каким образом осуществляется закрепление речевых навыков детей с речевыми нарушениями на занятиях (математика, изодеятельность, элементы грамоты и т.д.) и в повседневной жизни.

18. Обозначить функции логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, педагога по физической культуре, медицинских работников в детском образовательном учреждении для детей с нарушениями речи. Отразить содержание и формы их взаимосвязи в коррекционно-образовательном процессе в виде схемы.

19. Объяснить, в чем заключается реализация комплексного подхода по развитию речи у детей.

20. Проанализировать взаимосвязь нарушений речи с нарушениями физи­ческого и психического развития ребенка. Привести примеры из литературы и собственных наблюдений.

21. Составить примерный перечень игр, коррекционных заданий и упраж­нений для развития внимания, памяти и других высших психических функций в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми.

22. Продумать варианты заданий по использованию материала окружающей обстановки для развития речи дошкольников с ФФНР, ОНР.

23. Привести примеры использования режимных процессов для обогаще­ния и активизации словаря, формирования грамматических навыков. Понаблюдать за общением детей друг с другом и воспитателями в различных режимных моментах.

24. Охарактеризовать дидактическое оснащение и методический инструментарий занятий логопеда, воспитателя и других специалистов детского сада для детей с речевыми нарушениями.

25. Составить примерный план-конспект беседы с родителями о развитии речи ребенка и требованиях к ее формированию.

26. Обозначить методы и приемы работы, способствующие оптимизации процессу взаимодействия логопеда и родителей.

27. Показать специфику организации сотрудничества ДОУ с родителями с целью развития и успешной социализации детей с речевыми нарушениями.

28. Дать рекомендации по оформлению речевого уголка группы детей с ФФНР, ОНР.

29. Раскрыть содержание работы различных специалистов дошкольного образовательного учреждения по обеспечению готовности детей с нарушениями речи к школе.

30. Определить эффективные пути и методы воспитания интереса к школе у дошкольников с нарушениями речи.

31. Определить роль воспитателя специального детского сада в подготовке детей к школе.

32. Определить примерную тематику проблем для проведения родитель­ского собрания в группах для детей с речевыми нарушениями.

33. Подобрать и описать две-три методики диагностики детско-родительских отношений.

34. Обследовать с помощью анкетирования семью, имеющую ребенка с речевыми нарушениями. На основе анализа результатов составить характери­стику на семью. Продиагностировать тип семейного воспитания

35. Составить конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим нарушение речи, причина которого - тяжелые внутрисемейные отношения.

36. Разработать образцы домашних заданий для родителей по закреплению лексико-грамматических категорий языка, навыков звукового анализа и синте­за.

37. Дать рекомендации к оформлению родительского уголка в речевых группах.

38. Повышение педагогической компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями речи.

 

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях»

а) основная литература:

1. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов / Н. Ю. Борякова. – М. : АСТ, Астрель, 2008. – 222 с.

2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учебное пособие / Г. А. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

3. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. – М. : ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.

4. Калягин В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учебное пособие для студентов высших педагогических учреждений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб. : Каро, 2005. – 288 с.

5. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 680 с.

6. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

7. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л. Н.Зуева, Е. Е. Шевцова. – М. : АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – 398 с.

7. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С. Н. Сазонова. – М. : Изд-во «Академия», 2003. – 144 с.

8. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

б) дополнительная литература:

1. Арефьева, З. А. Организация работы логопункта дошкольного образовательного учреждения / З. А. Арефьева, С. О. Подобед // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 61 – 64.

2. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / Бачина. М. : Сфера, 2009. – 64 с.

3. Болотина, Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: методическое пособие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2005. - 144 с.

4. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда / авт.-сост. И. А. Михеева. – Спб. : КАРО, 2009. – 256 с.

5. Волков, Б. С. Готовим ребенка к школе / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 192 с.

6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.

7. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 92 с.

8. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогичнский подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 240 с.

10. Инновации – в логопедическую практику / сост. О. Е. Громова. – М. : Линка-Пресс, 232 с.

11. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебное пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2000. – 317 с

12. Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А. В. Калинченко. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.

13. Кирьянова, Р. А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет / Р. А. Кирьянова. – Спб. : КАРО, 2007. – 145 с.

14. Кожевникова, В. А. Формирование эмоциональной сферы личности дошко­льника при подготовке к школе: Методические рекомендации / В. А. Кожевникова – Рига : 1990. – 54с.

15. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2003. – 240 с.

16. Микляева, Ю. В. Развитие речи в процессе их адаптации к ДОУ / Ю. В. Микляева, В. Н, Сидоренко. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 71 с.

17. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 156 с.

18. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 144 с.

19. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О. В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2005. – 80 с.

20. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Издательство: Сфера, 2008. – 13 с.

21. Степанова, О. А. Справочник учителя-логопеда ДОУ / О. А. Степанова. – М. : ТЦ сфера, 2009. – 224 с.

22. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.

23. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

www.ikprao.ru;

www.mon.gov.ru;

www.edu.ru;

www.gnpbu.ru;

www.gramota.ru;

http://gcon.pstu.ac.ru

http://mbttc.mtuci2.ru

http://library.auca.kg

http://www.bj.pu.ru

http://www.edu.ru

http://www.e-teaching.ru

http://www.ict.edu.ru

http://www.asha.org

http://www.aacap.org

http://www.dec-sped.org

http://www.downsideup.org

http://www.logoped.org

http://logoburg.nm.ru

www.philology.ru.

11. Материально - техническое обеспечение производственной практики «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях»

При реализации программы практики бакалавры пользуются материально-техническим оборудованием и библиотечными фондами вуза и структур, в которых проводится практика. Оплату руководства практикой работниками лечебно-профилактических учреждений осуществляет вуз.

Кафедра логопедии и медицинских основ дефектологии ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», реализующая основную образовательную программу подготовки бакалавра, располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

Минимально необходимый для реализации производственной практики перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

- специализированные лекционные аудитории,

- учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами;

- компьютерные классы с возможностью выхода в глобальные поисковые системы;

- специально оборудованные учебные кабинеты в соответствии с изучаемым учебным предметом.

 

Автор: к.п.н., доцент кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии Е. Г. Федосеева.

Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета психологии и дефектологии (протокол №_____ от __________________).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!