Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Этап III. Основной этап педагогической практики



На данном этапе студенты-практиканты выполняют все виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда дошкольного образовательного учреждения.

Систематически и планомерно проводят фронтальные логопедичес­кие занятия с группой/подгруппой детей. Занятия с группой/подгруппой прово­дятся 3 раза в неделю (через день). Продолжительность группового заня­тия 30-35 минут.

Наиболее сложным видом деятельности в процессе педпрактики является подготовка к логопедическому занятию. Необходимо ознакомиться с тематическим планом логопеда, с содержанием данного логопедического занятия в интерпретации логопеда, с материалом предшествующей и последующей тем. Эта работа позволит правильно определить место и значение логопедического занятия в общей системе коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия.

Непосредственная подготовка к логопедическому занятию включает: формулировку темы, цели и задач логопедического занятия, отбор и дидактическую обработку его познавательного и языкового материала, выбор методов и приемов логопедического воздействия, подготовку необходимых средств и оборудования, продумывание организации логопедического занятия (последовательности этапов занятия, содержания каждого этапа и т. д.).

Завершается подготовительная работа составлением подробного плана-конспекта логопедического занятия.

Под структурой логопедического занятия принято понимать соотношение и последовательность частей (компонентов, этапов) занятия. Общими компонентами логопедических занятий являются: организация начала занятия, проверка степени овладения ранее отработанного речевого материала, сообщение задач логопедического занятия, введение нового рече-языкового материала, закрепление его, повторение, подготовка детей к самостоятельной работе над ним, подведение итогов логопедического занятия. Наиболее распространенными в дошкольном образовательном учреждении являются комбинированные занятия, в которых равноценно представлены все компоненты. В зависимости от содержания работы и учебных задач соотношения частей занятия меняются. Некоторые из них занимают главное место на занятии, другие отсутствуют или занимают незначительное место.

В процессе проведения занятий студенты учатся решать различные педагогические проблемы, овладевают системой специальных профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения профессией. У студентов вырабатывается навык составления планов-конспектов заня­тий, умения четко формулировать тему, цель, программное содержание; определять соотношение образовательных, коррекционных и воспита­тельных задач; соблюдать логическую последовательность структурных компонентов занятия; подбирать речевой материал; методически гра­мотно использовать наглядный и дидактический материал; применять специальные методы и приемы обучения детей с интеллектуальными рас­стройствами. Указанная работа завершается проведением открытого за­четного занятия.



Студенты самостоятельно разрабатывают развернутый конспект зачетного занятия, в котором указывают цель, задачи; подробно рас­крывают содержание каждого из структурных компонентов занятия с приведением перечня основных вопросов, адресуемых детям с учетом их индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей; отмечают время, которое компоненты занятия предположительно займут; отражают использование демонстрационного и раздаточного материала.

После проведения открытых занятий организуется их обсуждение. Все студенты, присутствующие на занятии, принимают участие в анали­тическом его разборе, что способствует формированию умения критиче­ски анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия. Результаты наблюдений и анализы занятий фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану.

Помимо подгрупповых и групповых занятий в течение основного этапа студенты проводят индивидуальные логопедические занятия с прикрепленными за ними детьми. При планировании индивидуальной работы (на ребенка заводится отдельная тетрадь-дневник индивидуальных занятий) указыва­ется дата проведения, номер занятия, тема, цель, задачи, план, речевой материал. По окончании занятия отмечаются его результаты. Работа завершается проведением открытого зачетного занятия (рекомендации к оформлению соответствующей документации). По завершении индивидуальной работы студенты-практиканты дают рекомендации по дальнейшему планированию коррекционно-компенсирующей и образовательно-развивающей логопедической работы с ребенком.



Одним из направлений деятельности студентов является реализация воспитательного аспекта логопедического воздействия. При проведении любого мероприятия воспитательного характера необходимо учитывать следующие моменты:

- тема должна быть интересной для данного возраста воспитанников дошкольного образовательного учреждения, а они должны осознавать цель проводимого мероприятия,

- необходима соответствующая предварительная подготовка практиканта и детей, активное включение их на всех этапах подготовки и собственно проведения мероприятия,

- определение средств, методов и приемов, которыми студент воспользуется, должно осуществляться с учетом структуры дефекта и личностных особенностей детей логопедической группы,

- выбор формы и стиля проведения данного мероприятия должен быть актуален как для времени проведения, так и для детей данной логопедической группы.

Во время основного этапа студенты, помимо изготовления нагляд­ного и дидактического материала к текущим логопедическим занятиям, выполняют задания логопеда дошкольного учреждения по оформлению кабинета и его оборудованию.

В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических, коррекционных и организационных мероприятии, проводимого логопедом дошкольного образовательного учреждения, практиканты ведут работу по пропаганде обще­педагогических и логопедических знаний среди педагогического коллек­тива и родителей детей: готовят тематические док­лады, консультации для педагогического коллектива и родителей, оформляют логопедический стенд.

На основном этапе под руководством методиста и логопеда органи­зуется исследовательская работа студентов, являющаяся научной составляющей производственно-педагогической практики. Данный компонент педагогической практики, обязательный и необходимый, оптимизирующий профессиональную подготовку, ориентирует студентов на необходимость поиска решений актуальных проблем теоретической и практической логопедии, на творчество, на проявление индивидуальных способностей в процессе научного познания.

В качестве основных задач обозначенной составляющей практики необходимо выступают:

· совершенствование навыков умственного труда, ориентированного на оптимизацию процесса познания с целью формирования системы мировоззренческих представлений и обобщений,

· подготовка студентов к творческой деятельности в области избранной профессии,

· овладение современными методами научного поиска, обработки и использования информации,

· формирование умений организации и осуществления исследовательской работы,

· развитие осознанного и творческого отношения к педагогической профессии.

Исследовательская работа студентов предполагает определённую логику её организации. Осуществляется определение темы исследовательской работы по проблеме изучения и преодоления нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ее актуальности и значимости (совместно с научным руководителем и, возможно, консультантом); составляется программа исследования; определяется список научных и методических литературных изданий (или иной информации), существующих по проблеме исследования, осуществляется подробное изучение информационного материала в аспекте феноменологического рассмотрения изучаемого явления/проблемы с выделением значимых характеристик и особенностей, а также в плане анализа существующих и возможных теоретических подходов к исследовательской работе; основании результатов аналитической работы с имеющейся по изучаемой проблеме информацией реализуется дефиниция понятийно-категориального аппарата исследования (уточняются предмет и задачи, формулируется рабочая гипотеза, устанавливаются адекватные методы и приемы работы) и теоретических положений собственно исследовательской работы (ее организации и исполнения); осуществляется проведение собственно исследовательской работы с учетом разработанного плана, однако при возможности корректирования в процессе исполнения; проводятся анализ (качественная и количественная обработка исследовательского материала), обобщение и интерпретация полученных результатов исследования, формулируются выводы, определяющие эффективные пути и оптимальные условия решения изучаемой проблемы детской логопедии; реализуется литературное оформление проведенной исследовательской работы (в виде научного отчета, сообщения, статьи, доклада, дипломного сочинения или иного научного жанра); осуществляется публичное обсуждение и/или защита результатов исследовательской работы.

В ходе выполнения исследовательской работы студент может использовать разнообразные методы научного исследования особенностей развития и возможностей формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста с речевой патологией:

· организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный),

· эмпирические – обсервационные методы, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, обучающий эксперименты); психодиагностические методы (тесты, анкеты, интервью, беседы и т. д.); биографические методы (сбор и анализ анамнестических сведений),

· обрабатывающие методы (количественная и качественная математическая обработка полученных материалов),

· интерпретационные методы (способы теоретического исследования в области установления внутренних и внешних связей изучаемого явления).

Практическим выхо­дом проведенного научного исследования могут быть выступление на научно-практической конференции, издание статьи в периодической печати, издание методических рекомендаций для практикующих логопедов и/или защита итоговой аттестационной (дипломной) работы. Таким образом, одним из главных требований проведения научно-исследовательской работы студентов становиться реализация ее практической направленности и ориентация на совершенствование про­фессиональной подготовки будущего логопеда.

Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий.

Этап IV. Заключительный

Основной целью заключительного этапа производственно-педагогической практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практи­ковавшихся студентов.

После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы производственно-педагогической практики, и оформления от­четной документация на базе дошкольного образовательного учреждения проходит заключительная конференция, где дается общая оценка деятельности студентов, их отношения к педагогической практи­ке, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студен­тов, организации логопедической практики.

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки на кафедру логопедии. Па­кет документов должен содержать:

1) дневник педагогической практики,

2) речевые карты детей закрепленной логопедической подгруппы,

3) конспекты открытых (зачетных) логопедических занятий с анали­зом и оценкой, заверенными подписью методиста или логопеда

4) конспект мероприятия воспитательного характера с анали­зом и оценкой, заверенными подписью методиста или логопеда,

5) документацию, отражающую деятельность студента по пропаганде логопедических занятий,

6) дневник индивидуальной работы с ребенком, содержащий и подробную карту его обследования,

7) наглядно-дидактический материал для методического кабинета с подробным описанием применения,

Формы работы со студентами: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на группу детей, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.

 

7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике «Логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях»

В ходе производственной практики «Логопедическая практика в дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями» используются такие современные образовательные и научно-исследовательские технологии, как лекция-диалог, интерактивные технологии, средства ИКТ (мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ресурсы Интернет и пр.), анализ психолого-педагогической литературы, подбор методик логопедического обследования и пр.

При выполнении различных видов работ на производственной практике обучающийся может использовать следующие научно-исследовательские технологии: апробация новых форм обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями; научно-производственные технологии (в процессе педагогической практики научно-производственными технологиями выступают педагогические технологии): традиционная (репродуктивная) технология; технология разноуровневого обучения; технология адаптивного обучения; технология компьютерного обучения.

Студенты активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения педагогической практики: технология портфолио, технологии интерактивных лекций.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!