Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Функции речи в жизнедеятельности человека



В качестве основополагающих, базовых можно выделить две функции речи: коммуникативную и сигнификативную.

Коммуникативная функция обслуживает процесс передачи информации от одного человека к другому (определение содержания сообщения, облечение его в языковую форму, передача через тот или иной канал информации). Сигнификативная связана с отражением объективной реальности через понятия.

Эти функции обычно тесно переплетены, поскольку процесс непосредственного общения опирается на сигнификативные возможности языка, на понятийной основе которого формулируется то или иное коммуникативное сообщение. В повседневной жизни на этот аспект обращают мало внимания. Но как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком (например, древнегреческий, латинский).

Языковые средства необходимы не только для выражения мысли, но и для ее формирования. Ведь мы не можем узнать содержание наших мыслей, пока не облечем их в словесную форму. Вспомним, что даже узнавание происходит только тогда, когда мы делаем соответствующий вывод о совпадении воспринимаемого объекта с эталонной моделью (перцептивным образом). Слово не совпадает однозначно с содержанием мышления, поскольку в последнем присутствуют, помимо вербального (словесного, понятийного, нормативно-содержательного), образный и эмоциональный компоненты. Однако без "подведения мысли под слово" мы не можем отдифференцировать главные значения и смыслы происходящего или переживаемого от второстепенных, осуществить категоризацию, сравнить текущие события с эталонными моделями, то есть "включить" мышление на полный диапазон его возможностей. Поэтому можно сказать, что по отношению к психической жизни человека речь" выполняет функцию формообразования.

Речь - это средство, с помощью которою осуществляется введение человека в социальную среду, в отношения между людьми.

Поэтому язык служит и для передачи информации (информативная функция речи), и для хранення совокупного опыта человечества и индивидуального опыта каждого конкретного человека (кумулятивная функция).

Помимо этого, речь выполняет еще эмотивную (экспрессивную) функцию в процессе общения, состоящую в выражении внутреннего, эмоционального состояния человека. Мы зачастую не можем сделать содержание наших чувств, мыслей, переживаний актуальным для другого человека, не сказав ему об этом.

Кроме того, в разных видах деятельности можно говорить о частных функциях, выполняемых речью. Так, в педагогической деятельности речь педагога выполняет такие дополнительные функции:



• развивающую - обеспечивает формирование личности обучаемого, передачу ему норм и правил поведения, руководство процессом их усвоения, раскрытие нравственного смысла совершаемых им и другими людьми поступков, овладение оценочными и самооценочными критериями;

• информационную - осуществляет передачу знании;

• регулятивную - создает благоприятную психологическую атмосферу совместной и индивидуальной деятельности, согласовывает и объединяет усилия для достижения общего и личного результата;

• эмоциональную - формирует и корректирует межличностные отношения.

Виды речи.

Выделяют несколько видов речи. Прежде всего,речь делят на внешнююи внутреннюю.

Внешняя- это речь, проговариваемая вслух, доступная для внешнего восприятия.

Внутренняя речь- это "речь для себя". Она может быть более или менее связной, последовательной, осознаваемой (например, человек взвешивает, какой выбор лучше сделать, или прогнозирует, что произойдет, если он совершит тот или иной поступок). А может представлять собой отдельные обрывки мыслей, выплывающие откуда-то из глубин сознания, не подчиняющиесяволе, непонятные даже самому "автору" этих мыслей.

Речь, подчиняющаяся контролю сознания, взвешиваемая по содержанию, по соответствию ситуации, является целенаправленной. Однако речевая деятельность может быть и спонтанной, когда контроль со стороны сознания снижается или устраняется полностью (например, в состоянии бреда). Признаком спонтанности может обладать и речь внешняя.

Обычно внешняя речь является боле развернутой, связной, подчинена законам логики, стилистики, в фразах есть главные и второстепенные члены предложений.



Внутренняя речь - это словесная оболочка мышления. Она чаще всего оперирует свернутыми в одно слово предложениями. Только если человек начинает испытывать трудности в мышлении, осознании происходящих явлений, собственных переживаний или воспоминаний, он прибегает к развернутой внутренней речи.

В зависимости от того, в какую форму облечена информация, различают речь устную (звуковая форма) и письменную(знаковая, символическая форма).

Различают речь ситуативную и контекстную. Так, у маленького ребенка речь еще непредставляет собой связного, цельного по смыслу высказывания. Чтобы ее понять, нужно учесть ту конкретную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой непосредственно относится его речь. Содержание речи, нерасчленепно связанное с ситуацией, в которой оно произносится, называют ситуативнойречью.

Контекстная речь обычно более связная, ее отличает адекватность речевого оформления прежде всего мысли говорящею или пишущего и понятность для слушателя или потенциального читателя. Все в ней должно быть понятно, независимо от непосредственной ситуации взаимодействия, на основании только контекста сообщения.

В зависимости от характера и содержания общения, степени привязанности к ситуации взаимодействия, а также коммуникативных особенностей общающихся различают монологическуюи диалогическую речь.

В монологическойречи активно формулирует речевое "сообщение, транслирует его содержание, передает собственное отношение к проблеме только один из общающихся. Монологическая речь однонаправленная, ее основная задача - воздействовать определенным образом на слушателя или аудиторию в целом, передать знания, в чем-то убедить. Поэтому обычно монологическая речь имеет развернутый характер, логически упорядочена, требует связного изложения мыслей. Монологическими формами речи являются:

• Устный рассказ, когда говорящий передает в описательной форме то, что он видел, слышал или узнал, но что неизвестно для слушателей. Обычно рассказчик стремится передать не только факты, но и собственные переживания, возникающие под их влиянием.

• Доклад, продуманное устное сообщение по определенному вопросу. Если в рассказе преобладает информативно-эмоциональный компонент, то доклад - это не только устное сообщение какого-то фактического материала, но и его обобщение.

• Лекция - форма передачи научных знаний. Основной признак лекции - не только описание явлений, но и выявление причинно - следственных связей, доказательство определенных научных положений.

Диалогическая речь - это разговор, беседа двух или более участников общения, попеременно выдающих свои сообщения. Характерным признаком диалога является наличие у других участников общения интереса не только к передаваемой информации, но и к позиции говорящего.

В диалогическом общении важная роль принадлежит неречевым эмоционально-экспрессивным компонентам.

Тематически направленный диалог называют беседой. Беседу организуют специально для выяснения какого-то вопроса. Тогда речь и поведение инициатора беседы подчиняются этой первоначально принятой цели.

Все формы речи между собой взаимосвязаны.

Язык и речь.

Проблема взаимоотношений между языком и речью окончательно еще не разрешена.

Речевая деятельность человека представляет собой процесс кодирования и декодирования информации в той или иной языковой форме.

Таким образом, язык - система знаков, символов и правил оперирования с ними, в которой закрепляется обобщенный и опосредованный опыт отражения реального мира.

Речь, как фактор индивидуальной жизни человека, без усвоения определенного языка просто невозможна.

Общим звеном и для языка, и для речи является значение слова, то есть исторически закрепленное, на данном отрезке относительно неменяющееся содержание соответствующего понятия. Благодаря овладению значениями языковых средств люди получают возможность понимать друг друга.

Кодировать и передавать речевое сообщение человек может различными способами: обычной звуковой речью, письменной речью, рукой, жестовой речью, речью прикосновений (как у слепоглухих). В этом случае речь - это особая деятельность по выявлению, осмыслению и передаче фактов, смыслов, значений, а код, дающий возможность реализовать эту деятельность, является языком.

Нельзя не отметить и такой ее аспект, как особенности перевода с одного языка на другой отдельных речевых выражений. Ведь, если логические категории являются общечеловеческими, то их выражение через соответствующие грамматические построения специфично для каждого отдельного языка. Задача переводчика при переводе, сохранив содержание текста, основные смыслы и значения, - найти наиболее удачную форму их передачи в новом языке. А для этого необходимо в каждой фразе исходного текста произвести сложный анализ: а) внешней грамматической конструкции первого языка; б) передаваемых ею значении; в) выявления глубинного смысла. Затем формулируется: а) инвариант смысла на новом языке; б) подбираются понятия, наиболее точно по значению передающие исходный смысл; в) конструируются фразы, не только сохраняющие общий смысл, но и передающие стиль текста, авторскую манеру.

Развитие речи в онтогенезе.

Для того чтобы ребенок овладевал определенным языком, мог реализовывать речевую деятельность, ему необходимо социальное окружение. Оно задает образцы речевой деятельности, обеспечивает необходимым знаковым материалом (языковыми средствами). Однако, не менее важен и иной аспект - именно общение с людьми побуждает ребенка самому выражать в словесной форме свои нужды, потребности, желания.

Процесс овладения ребенком отдельными понятиями, как структурными элементами языка, включает три основные стадии:

1. Обозначение одним словом значительного количества отдельных предметов (подведение под одно понятие неоформленного, неупорядоченного множества объектов). Формируется так называемое понятие - синкрет, точный смысл которого для пользователя еще не ясен. Объединяющиеся данным словом объекты выбираются наугад или на основе их пространственного расположения.

2. Образование понятий-комплексов, в основе которых уже лежат некоторые объективные признаки. Различают несколько видов подобных комплексов: а) ассоциативный, когда любая внешне замеченная связь становится основанием для отнесения объекта к какому-то классу (понятию); б) коллекционный, при котором на основе частного функционального признака идет взаимное дополнение и объединение отдельных объектов; в) цепной, когда один признак сменяется другим, и в результате одни объекты подводятся под данное понятие по одним признакам, а другие - по совершенно иным; г) псевдопонятие, когда в понятие вкладывается совершенно иной смысл.

3. Образование настоящих понятий. Этот процесс связан с действиями выделения, абстрагирования сходных сущностных признаков объектов с последующей интеграцией их в целостные смысловые образования - понятия, но уже вне связи с теми конкретными объектами, на которых эти свойства первично были зафиксированы. Здесь также выделяют относительно самостоятельные этапы: а) потенциальных понятий, когда ребенок открывает для себя возможность различать группу предметов по одному общему признаку; б) истинных понятий, когда все процедуры формирования общих смыслов (абстрагирования, комплектования состава необходимых и достаточных признаков, синтеза и окончательного определения понятия) осуществляются в свернутом виде и без особых затруднений.

Синкретические понятия и понятия-комплексы наиболее типичны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Если ребенок не включен в целенаправленное обучение, в том числе на теоретическом уровне, он может и не перейти на стадию настоящих понятии. Фактически это будет означать, что человек не овладевает способностью использовать язык, речь в качестве действенного средства организации своей жизнедеятельности. Смысл употребляемых им слов будет столь размытым, неотдифференцированным, неопределенным, что лишится конкретной информации.

Закономерности, согласно которым организуется и воспринимается каждое речевое сообщение, касаются трех основных сторон речи: фонологии (знания звуков языка), синтаксиса (понимания взаимосвязи и комбинаций между словами) и семантики (понимания значений слов и фраз).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!