Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей



В соответствии с концепцией Л С. Выготского новые качества восприятия формируются только во взаимосвязях с другими психическими функциями (памятью, мышлением, речью и т. д.). В онтогенезе на развитие высших форм восприятия, связанных с другими когнитивными процесса­ми, оказывают влияние созревание структур мозга, индивидуальный опыт ребенка, культурный и образовательный уровень социальной среды.

У слабовидящих, частичновидящих, глухих с низким зрением вследствие сенсорной и общей психической депривации созревание структур мозга и психических образований может быть замедлено. Индивидуальная деятельность и опыт ребенка могут быть существенно ограничены. В связи с этим основой компенсации нарушений перцептивно - когнитивного развития детей является совместная с педагогом и индивидуальная деятельность ребенка в специально организованной среде коррекционных занятий.

Восприятие - очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении ребенка. Многомерная иерархия этого системного образования включает ощущения, в той или иной мере процессы внимания, памяти, мышления, а иногда эмоциональные и другие компоненты. Акт восприятия связан с поиском и обнаружением объекта, выделением и различением его существенных признаков. На основе мысленного анализа и синтеза комплекса признаков формируется зрительный образ, который сличается с образом-эталоном, сформированным в предыдущем опыте и хранящимся в памяти. Сличение может быть сукцессивпым, состоящим в последовательном подборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, или симультанным - одномоментное сопоставление образа и эталона. В результате сличения происходит опознание - отнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определенной категории.

Формирование зрительного образа осуществляется в процессе отражения свойств конкретного объекта. Сенсорно-перцептивный образ составляют в совокупности все признаки, которые могут сохраняться на разных уровнях памяти, извлекаться из нее с целью идентификации воспринятого объекта. Для регуляции деятельности и поведения детей недостаточно только сенсорных данных. Очень важно выделение в них существенного и закономерного, определение их семантического значения. При нормальном зрении восприятие тесно связано с языком и речью. В образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты.

У детей с глубокими нарушениями зрения формирование и опознание образов, основывающиеся на информации об ограниченном числе признаков внешних воздействий, требуют определенного уровня развития других когнитивных процессов. Этот уровень включает когнитивные операции, обеспечивающие избирательный поиск существенных признаков, и овладение стратегиями опознания образов.



В процессе коррекционных занятий необходимо формировать системный зрительный образ, содержащий несколько компонентов: перцептивный компонент, связанный с сенсорно-перцептивными механизмами обработки зрительной информации; когнитивный компонент (операции анализа-синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. д.); семантический компонент.

Нейро-психофизиологическая основа системного образа - формирование ансамблей нейронов, объединяющих следы сенсорной стимуляции. Установлена зависимость ансамблевой организации корковых областей от созревания нервных связей. Не все нервные связи созревают в один и тот же период онтогенеза. Не все нервные связи в главной степени чувствительны в одно и то же время к средовым воздействиям. Скорость созревания разных систем нервных связей различна, их наиболее интенсивный рост и высокая чувствительность приходятся на различные периоды онтогенеза. Развитие зрительной перцептивной системы происходит в течение длительного времени (до 20 лет) и имеет несколько сензитивных периодов.

В раннем онтогенезе (от 0 до 1 года) высокая пластичность первичной зрительной коры определяет повышение специфичности корковых нейронов под влиянием воздействий внешней среды. С возрастом усичивается пластичность межнейронных связей проекционной и ассоциативных областей коры мозга, что обеспечивает реализацию механизмов сложных актов восприятия. В возрасте 6 -7 лет формируются механизмы опознания целостных образов и этот возраст рассматривается как сензитивный период в формировании системной организации зрительного восприятия. В возрасте 9-10 лет усиливается межцентральная интеграция проекциоиной и заднеассоциативных областей коры, что сопровождается усложнением механизмов обработки зрительной информации. Созревание лобных областей после 10 лет играет важную роль в формировании механизмов категоризации. В возрасте 9-10 лет наблюдается значительное совершенствование активационпых процессов мозга и организации внимания; формируется избирательное регулирование активационных процессов, обеспечивающих восприятие. На основе вышеизложенных данных можно полагать, что младший школьный возраст является сен-зитивным периодом для развития качеств восприятия, включенного в когнитивную деятельность.



Итак, в младшем школьном возрасте высокая пластичность межцентральных связей церебральной коры обусловливает развитие высших форм восприятия и его основных качеств. В этот период может быть достигнута эффективная компенсация нарушений развития качеств восприятия. Все это свидетельствует о необходимости специального перцептивного обучения, направленного на развитие взаимосвязей проекционной и ассоциативных корковых зон, формирование сложных функциональных систем, реализующих восприятие как сложный системный акт.

Известно, что восприятие реализуется механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т.д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия. Кроме того, уровень общего психического развития влияет па формирование качеств восприятия. У детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) существенно нарушено.

С целью компенсации нарушений развития качеств восприятия в процессе перцептивного обучений предложены методики, использование которых в наглядно-образном плане способствует максимальному вовлечению - в перцептивный процесс мнемонических, мыслительных операций и речи. Интеллектуализация перцепции при низком зрении в определенной степени компенсирует нарушения восприятия, формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению перцептивного результата.

Набор методик, которые описаны ниже, направлен на формирование предметности и избирательности, целостности, структурности и детальности, константности, апперцепции, антиципации, осмысленности иобобщенности восприятия. Работа с методиками предусматривает организацию зрительной поисковойактивности ребенка, улучшение стратегии обработки отличительных признаков объектов, формирование перцептивно-когнитивных операций.

5. Предметность и избирательность восприятия.

Предметносгь- отражение в формирующихся образах признаков и функций объектов внешнего мира; она характеризуется отнесением сведений, полученных об объекте, к этому объекту. Предметность - фундамен­тальное качество восприятия, производными от которого являются все другие качества.

Избирательностьвосприятия проявляется в преимущественном выделении определенных объектов и явлений среди их многообразия. Избирательность связана с направленностью личности, зависит от мотивации, установок, интересов, эмоционально-волевой сферы и внимания ребенка.

Предметность и избирательность зависят от качества отражения внешних воздействий. У детей со снижением зрения вследствие нарушений механизмов сенсорного отражения предметность восприятия может быть обеднена, что приводит к схематизму зрительных образов. Уменьшение эмоциональных воздействий на ребенка некоторых признаков объектов (яркость, цвет, контрастность) ослабляет его интересы к зрительной среде, что отрицательно влияет на активность и избирательность восприятия.

В онтогенезе формирование предметности восприятия осуществляется в течение длительного периода времени. Постижение предметных значении осуществляется с помощью ориентировочно - обследовательских движений глаза и руки. Система глаз - рука рассматривается как единая система, в которой глаз и рука связаны между собой внутренними обратными связями. В соответствии с теорией функциональных систем П.К. Анохина формирование зрительного образа предмета и действия с ним вначале связано с "акцептором действия", образно-действенным отражением, а уже затем с понятийным отражением, опосредствованным знаками и символами.

Единая система "глаз - рука" формируется в процессе предметно-практическон деятельности ребенка. Раннее формирование этой системы очень важно, так как адекватное взаимодействие глаза и руки, точность движений рук под зрительным контролем требуются в различных видах учебной и трудовой деятельности. Работа детей с предметами развивает движения рук, мелкую моторику пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные манипуляции с предметами, навыки ориентировки в микропространстве, формирует взаимосвязи между глазомером и проприоцептивмо - двигательной памятью. Когда ребенок ощупывает рукой и осматривает объект, совершая при этом движения глаз, происходит формирование предметности восприятия на основе сложного тактильно-моторного и зрительного взаимодействия.

На коррекционных занятиях используются натуральные предметы и их модели, разной степени сложности конструкторы. К натуральным предметам относятся геометрические фигуры, предметы, состоящие из комбинации геометрических фигур, предметы жизнедеятельности людей, растительного и животного мира. В дидактическом материале должно быть как можно больше предметов и их моделей, с которыми ребенок сталкивается в быту, и они имеют для него определенную значимость (предметы домашнего обихода, посуда, одежда, мебель ит.д.). С помощью моделей необходимо формировать предметность тех зрительных образов, скоторыми ребенок может встретиться в учебно-воспитательном процессе вреальной жизни. Модель - это или точная копия натурального предмета или таковая с изменением масштаба. Модель дает возможность ознакомить ребенка со свойствами тех предметов, которые не могут быть представлены на занятиях натурой. Кроме того, в дидактическом материале должны быть представлены соответствующие изображения натуральных предметов и моделей. Подбор материала для занятий должен производиться взависимости от возраста, общего психического развития ребенка, состояния его зрения и этапа коррекционного курса.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!