Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год



Они исполняли военные, жреческие, судебные функции, но со временем взяли все руководство страной.

Тогда же возник еще один новый орган — высший государственный совет (ареопаг), заменивший собой совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.

Все эти нововведения и изменения в управлении ознаменовали создание государства. Происходят радикальные преобразования, например реформы Солона и Клисфена, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.

Самой крупной реформой Солона было «стряхивание бремени» (сисахфия), освободившее очень многих должников в Афинах. Запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должников, проданных в рабство за пределы государства, следовало выкупить за общественный счет и возвратить на родину.

Было ограничено землевладение, установлен максимальный размер земельных участков. Провозглашалась свобода завещаний, что способствовало развитию частной собственности на землю.

Цензовая реформа Солона разделила всех граждан независимо от их происхождения на четыре разряда по имущественному положению. Реформа законодательно закрепила разделение общества.

Солон сохранил деление афинского общества на племени и создал на базе этого деления новый государственный орган — совет четырехсот (булэ; по 100 человек от каждого племени). Он руководил подготовкой дел для обсуждения на народном собрании, разбирал текущие дела управления. Продолжалась деятельность народного собрания, ареопага.

Окончательная ликвидация остатков родового строя связана с реформами Клисфена. Он предложил новое административное деление, в основу которого был положен территориальный принцип.

Вся Аттика делилась на три территориальных округа:

1) город Афины с пригородами, 2) внутренняя центральная полоса 3) береговая полоса.

Каждый округ состоял из десяти равных частей — триттий. Три триттий, по одной из каждого округа объединялись в филу. Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену булэ советом пятисот (булэ; 150 человек от каждой филы).

Был введен «суд черепков» (остракизм). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Признанный опасным подвергался изгнанию сроком на десять лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашел широкое применение в политической борьбе.



Реформы Клисфена способствовали преобразованию рабовладельческого государства в форму демократической республики.

V в. до н.э. стал временем расцвета афинской демократии. В истории Греции этот период получил название классического. В государственном строе произошли существенные изменения. Они связаны с именем Перикла.

При нем произошло более четкое разделение власти: законодательная сосредоточена у народного собрания, исполнительная — у совета пятисот, судебная — у высшего судебного органа (гелиэи).

Главными должностными лицами были стратеги и архонты. В системе государственных органов сохранялся ареопаг (рис 2.1).

Рис. 2.1. Государственный строй Афин V —I V вв. до н.э.

Народное собрание (экклесия) было главным органом. Право участия в нем имели все полноправные афинские граждане мужского пола, достигшие возраста 20 лет, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Полномочия Народного собрания были очень широкими и охватывали все стороны жизни Афин. На собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты магистратов, обсуждался и утверждался государственный бюджет.

Общее собрание собиралось 4 раза в месяц, вызывало живой интерес и проходило очень бурно.

В промежутках между собраниями действовал совет пятисот. Совет был его рабочим органом. Он избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших 30 лет: по 50 человек от каждой из десяти фил. При сравнительно небольшом числе свободных граждан Афин (несколько десятков тысяч) существовала вероятность того, что каждый афинянин в течение своей жизни мог стать членом совета. Отличительным признаком членов совета были миртовые венки. На общих собраниях и в театре им отводились почетные места; на время исполнения своих обязанностей они освобождались от военной службы.



Компетенция совета была достаточно обширна. Он подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на народное собрание, следил за исполнением постановлений народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты.

Среди органов исполнительной власти следует отметить коллегию стратегов (верховное командование и командование вооруженными силами) и коллегию архонтов (религиозные, семейные и дела, касающееся нравственности).

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган — гелиэя. Гелиэю составляли 6 тыс. человек ( по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками. Помимо судебных, гелиэя выполняла функции в области законодательства.

Система афинской демократии представляла собой продуманную структуру государственного устройства. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности. Большинство государственных служащих избиралось по жребию. Афины имели самое передовое государственное устройство.

 

Афинское право.

Право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему рабовладельческого права.

Особенность правовой системы Афин заключается в том, обычай, мононормы долгое время считались основным источником права. Закон и обычай практически отожествлялись. Впоследствии теория и практика стали признавать приоритет законов, постановлений народного собрания над обычаями. Источником права являлись религиозные установления, нравственные предписания (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Источники права Древних Афин.

В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде законов Драконта. Драконт включил ряд новых существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства.

Законы оформляли право частной собственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность. Из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливали жесткие наказания. Так, смертной казнью каралось не только святотатство или умышленное убийство, но и кража овощей, праздность.

В начале VI в. до н.э. большая законодательная работа проведена Солоном. Законы Солона не только ограничивались нормами государственного устройства, но и содержали в себе нор мы гражданского и уголовного права. В V-IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых отец и мать были гражданами Афин. Полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились права: на свободу и личную независимость от другого человека, на земельный участок, помощь от государства в случае материальных затруднений, на участие в делах государства, на защиту и покровительство афинских законов.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый гражданин, состояли в следующем: беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, защищать полис от врагов с орудием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественно-политической жизни государства. Богатые граждане несли также особые повинности в пользу государства (так называемую литургию).

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой — метэки, люди, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе гражданства, приобретения недвижимости, заключения брака с афинскими гражданами. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Жители других полисов и иноземцы права гражданства не имели, они находились под охраной афинских законов, но платили налог на землю и недвижимость.

Рабы разделялись на принадлежащих частным лицам и принадлежащих государству. Рабы частных лиц не могли иметь собственность. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Отношение господ к рабам было, как правило, гуманным. Хозяин мог наказывать своего раба, но не имел права его убивать. Жестокость и садизм в отношении рабов были грекам органически чужды. Варварские обычаи калечить рабов и пленных, обрезая им носы и уши, распространенный в то время на Востоке (например, Персии), в Греции отсутствовал. Афинскому праву известно деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот, ко второму — деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны владение и собственность. Владение понималось как фактическое обладание имуществом. Самого же понятия права - как абсолютного права лица еще не было.

Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Собственник имущества имел право распоряжаться землей, скотом, рабами и пр. Частная собственность охранялась суровыми законами.

Обязательственные отношения возникали либо из договора либо из деликта (правонарушения). Неисполнение договорных обязательств до реформы Солона влекло личную ответственность должника, которому грозила кабала. В качестве обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Существовали различные виды договоров: купля-продажа, найм, ссуда, подряд, заем, хранение вещей, товарищество и поручение.

Обязательства, вытекающие из деликтов, возникали в случае причинения имуществу любого вреда. Обычаи и законы исходили из понятия широкой право- и дееспособности афинских граждан в имущественных отношениях.

В Афинах в отличие от стран древнего Востока имущественные отношения, гражданский оборот получили гораздо большое развитие. Однако в законах нет детальных предписаний о прав собственника.

В афинском праве получили развитие семейно-брачные отношения. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков, К холостякам относились как к больным. Официально признавалась моногамная семья.

Власть домовладыки была весьма значительной. Нарушение супружеской верности не имело для мужа негативных юридических последствий. Муж мог привести в дом наложницу. После смерти отца господином женщины был муж, а в случае его смерти — совершеннолетний сын.

Женщина не могла от своего имени заключать сделки. Застигнув жену на месте прелюбодеяния, муж мог безнаказанно убить ее любовника. При наличии сыновей дочь не получала наследство. Обычай разрешал брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.

К слабому полу относились высокомерно и даже презрительно. Афинянки вынуждены были вести замкнутый образ жизни. Они не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, братьев. Удел женщин — домашнее хозяйство, затворничество, даже покупки на рынке совершали мужчины.

Официальная мораль обвиняла их в том, что они беззаботно проводят время в стенах дома. Но не следует думать, что афинская замужняя женщина была совсем бесправна перед мужем. В сфере своих обязанностей жена имела решающий голос. Ксантиппа, жена Сократа, ругала и даже била своего мужа за то, что он не приносил домой денег, а проводил время в разговорах. Зарабатывать на жизнь было обязанностью мужчины как главы семьи.

Своеобразное место в афинской жизни занимали гетеры. Они обладали значительной свободой и независимостью, достигали такого уровня культуры и образованности, который был абсолютно недоступен замужним женщинам, и часто завоевывали уважение умнейших людей того времени.

Цель брака диктовалась общегосударственными и частными интересами. Рождение ребенка считалось семейным праздником. Мальчика украшали оливковыми ветвями, девочку — шерстяными нитками. Младенца клали в купель, куда добавляли вино. Родители больше внимания уделяли мальчику: в семь лет его отдавали под опеку отца. Девочку могли выгнать из дому. В Афинах, как и в Спарте, сохранялся обычай детоубийства.

Согласно обычаю обедневшие родители могли рассчитывать на помощь своего сына. По законам Солона сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. Одновременно отец мог отречься от сына, лишив его наследства, изгнать из дому, если тот не оказывал ему уважения.

До реформ Солона отец мог продать детей в рабство, искалечить. Общественное мнение не осуждало мужчин, которые подолгу пребывали вне семьи, в кругу себе равных, в обществе гетер.

Уголовному праву известны преступления государственные, против семьи, личности, собственности.

К особо опасным преступлениям против государства отнесены измена отечеству, обман народа, оскорбление богов, святотатство, внесение противозаконных предложений в народное собрание.

Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы, занимался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточничестве, хищении, могли откупиться штрафом в 10- кратном размере. Тягчайшим наказанием для афинских граждан было лишение политических и гражданских прав (атемия).

Осужденный на смертную казнь мог сам исполнить приговор, избрав яд, меч, веревку. Афинских граждан, за редким исключением, не подвергали телесным наказаниям. Не было у них и таких жестоких форм казни, как распятие, сажание на кол, сдирание кожи.

Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказания, уплатив стоимость украденной вещи и вернув ее владельцу.

Наказанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, нотные, если они были причиной смерти человека.

Исторически первым судом был суд базилевса. Позднее судебные функции перешли к ареопагу, народному собранию еще нескольким судебным коллегиям, созданным для отдельных категорий дел.

Судоразбирательство могло начаться при поступлении заявления от полноправного афинского гражданина. Интересы совершеннолетних и женщин представлял домовладыка, раба

его хозяин. Потерпевший или истец должны были позаботиться о явке свидетелей.

Предусматривались три стадии процесса:

1) предварительное расследование;

2) судебное разбирательство;

3) вынесение приговора и последнее слово осужденного.

 

Вначале брались объяснения от обвиняемого (ответчика), опрашивались свидетели, исследовались доказательства. Затем оглашались жалоба истца и возражения ответчика, стороны произносили речи, в ходе которых оглашались документы и свидетельские показания. По окончании судебного следствия присяжные решали вопрос о виновности. На приговоры и судебные решения допускалась апелляция.

Время для разбирательства в суде равнялось 9,5 ч в пересчете на воду для водяных часов (клепсидр). Клепсидра запускалась, когда предоставлялось слово.

Обычно подсудимые добивались снисхождения, слезно упрашивали судей внять их просьбе и мольбе, взывали к жалости, приводили в суд своих плачущих детей, скорбящих родных, друзей, знакомых.

Процессуальная форма особенно тщательно соблюдалась, если подсудимому грозила смертная казнь, заключение в тюрьму, изгнание из Афин, конфискация имущества. Мера наказания предлагалась участниками процесса.

Высшей судебной и апелляционной инстанцией считалась гелиэя. Ее вердикты, как правило, пересмотру или отмене не подлежали. Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало. Если государственный истец трижды проигрывал процесс, он считался лишенным общественного доверия.

Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязанность доказывания лежала на участниках. Помимо клятвы, показаний под пыткой или текста законов, самым важным свидетельством считалось письменное, потому что его трудно подвергнуть изменению.

Все заботы о ведении процесса ложились на самого гражданина. Адвокатов не было. Судьи голосовали по внутреннему убеждению. Они давали обещание судить по законам, не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было.

Голосование было тайным, с помощью белых и черных камешков. Если случалось, что «за» и «против» обвинения голосовали поровну (при одном судье, уклонившемся от голосования), то обвиняемого не судили, а отпускали.

Недостатком обвинительного процесса было поощрение кляузников и доносчиков. Они в случае осуждения получали часть имущества осужденного. Существовало сильное искушение начинать такие процессы. Доносчики со временем стали настоящим бедствием для судопроизводства. Не избежали подкупа многие судьи.

Афинское право

Правонарушения и ответственность за них

Преступления Наказания
Преступления против государственной собственности
Государственная измена   В отдельные периоды истории преступлением считалось посягательство на демократический строй Смертная казнь   Виновному иногда предоставлялось право совершить самоубийство, для этого ему предлагали на выбор яд, меч или веревку.
Оскорбление богов, присвоение имущества храмов Смертная казнь
«Обман народа» оратором на народном собрании, внесение противозаконных предложений на обсуждение собрания Штраф
Взяточничество Суд мог назначить виновному смертную казнь, выбрать в качестве наказания штраф, конфискацию. Демосфен сообщает, что преступника также лишали политических прав
Преступления против личности
Убийство Дело об убийстве возбуждалось в порядке частного обвинения. Преступник мог заключить сделку с родственниками убитого, уплатить им вознаграждение и освободиться от наказания.
Преступления против семейного уклада
Прелюбодеяние Закон предоставлял мужу, заставшему жену и другого мужчину на месте преступления, право убить любовника
Сводничество, изнасилование свободной девушки   Штраф  
Преступления против собственности
Грабеж, разбой Виновному грозило обращение в рабство

 

Судебный процесс.

Право возбудить судебное дело принадлежало полноправным гражданам, его были лишены несовершеннолетние, женщины, метэки и рабы. В Афинах существовали две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Выбор того или иного процесса зависел от характера правонарушения.

Процесс dike Процесс graphe
  Начинается по заявлению потерпевшего или его законного представителя   Начинается по заявлению любого гражданина
  Истец (обвинитель) лично заинтересован в исходе дела. Он добивается материального возмещения своего ущерба   В случае положительного для себя решения, истец (обвинитель) не получает никаких материальных выгод. Однако истец, выигравший дело о неуплате налогов, нарушениях правил торговли или незаконном пользовании государственным имуществом, получал часть штрафа, наложенного на виновного. Выгоды, которые сулили такого рода дела, привели к появлению в Афинах профессиональных жалобщиков – сикофантов.
  Истец (обвинитель) вправе в любое время прекратить процесс   Истец (обвинитель) обязан довести процесс до конца
  Истец (обвинитель) должен уплатить судебную пошлину   Истец (обвинитель) не платит судебную пошлину

 

Истец (обвинитель) самостоятельно вызывал в суд обидчика. Ответчик (обвиняемый) мог заявит возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства, подтверждающие позицию участников спора. По окончанию этого предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд документы, вещественные доказательства, протоколы допросы свидетелей запечатывались в специальные сосуды, с тем чтобы в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судьи выносили решение. При равенстве голосов подсудимый считался оправданным

Спартанское государство.

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского п-ова, в плодородной долине р. Эврот. Спартанское государство возникло в IХ в. до н.э.

Установление общественного и государственного строя Спарты связывается с именем Ликурга. Ликургов государственный строй трансформировал военную демократию спартиатов в олигархическую рабовладельческую республику.

Общественный строй.

Основные группы населения:

Спартиаты полноправные граждане, жители Спарты Они наделялись политическими правами и были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю илотами. Вначале наделы были одинаковыми, но позднее стало намечаться имущественное неравенство спартиатов. Спартиаты должны были заниматься только военным искусством (с 20 – 60 лет находились на военной службе) и спортом. Земля в Спарте была поделена на 10 тысяч равных участков - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка - не было гражданства.
Периэки лично свободные, политическими правами они не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Периэки могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства над ними был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами
Илоты представители побежденных народов, превращенных в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату. В тоже время они имели свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методом жестокого террора. Время от времени с целью уменьшения численности илотов в Спарте проводились т. наз. криптии – тайные карательные экспедиции, совершавшиеся отрядами спартанской молодежи.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Здесь не допускалась частная собственность на землю. Кроме того, господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, называвших себя общиной равных.

Спартанцы обитали в одинаково скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений. Золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения — вместо них имели хождение тяжелые железные деньги.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!