Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЧАСТЬ I Чистоговорки для автоматизации звуков



Логопедические скороговорки и считалки.

Речевой материал

для автоматизации звуков у детей

пособие для педагогов и родителей

 

М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008.

 

Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.

 

В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания.

Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции.

Пособие адресовано педагогам (логопедам, воспитателям логопедических групп, гувернерам) и родителям.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 4

ЧАСТЬ I Чистоговорки для автоматизации звуков................................................ 6

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ........................................................................................ 6

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ......................................................................................... 10

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «Р».......................................................................... 17

ЧАСТЬ 2 Считалки для автоматизации звуков.................................................... 21

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ...................................................................................... 21

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ......................................................................................... 24

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ»...................................................... 27

ЧАСТЬ 3 Скороговорки для автоматизации звуков............................................. 33

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «С», «СЬ».................................................................... 33

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «З», «ЗЬ»...................................................................... 43

СВИСТЯЩИЙ ЗВУК «Ц»................................................................................. 49

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ш»................................................................................... 53

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ж»................................................................................... 61



ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ч».................................................................................... 67

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Щ»................................................................................... 74

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ»....................................................................... 77

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Р», «РЬ»........................................................................ 96

 

 

ВВЕДЕНИЕ

При систематических логопедических занятиях ребёнок может хорошо выполнять артикуляционную гимнастику, правильно воспроизводит трудные звуки, но часто пользуется старым, привычным произношением. Чтобы исправить это, необходимо закрепить поставленные звуки в речи. Любой звук традиционно сначала автоматизируется изолированно, а затем — на материале различных слогов, слов и текстов.

Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.

В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение изолированных звуков и слогов с ними в авторских чистоговорках. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки, выделенные полужирным шрифтом. Хорошо, если взрослый по ходу чтения каждой чистоговорки будет схематично рисовать в тетради ребенка маленькие опорные картинки. Ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Причем первое время ребенок будет воспроизводить чистоговорку с помощью взрослого, а затем — самостоятельно. Можно писать с ребенком буквы и слоги, называя их несколько раз.



Эта тренировка впоследствии поможет быстрее освоить произношение трудных звуков в словах и предложениях. Она послужит хорошим началом дальнейшей логопедической работы.

Во второй части пособия детям предлагаются для повторения и заучивания забавные логопедические считалки.

Введение

В третьей части пособия представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания. Герои многих скороговорок — разные животные и их детеныши. Это поддерживает интерес детей к работе с текстами. Проговаривание скороговорок сначала в медленном, а затем в быстром темпе способствует быстрому закреплению правильного произношения звуков в повседневной речи.

Скороговорки составлены из слов с большим количеством звуков из какой-либо одной фонетической группы. Например, слова скороговорки содержат звуки из группы шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ. Это позволяет акцентировать внимание ребенка на правильном произношении звуков данной фонетической группы и помогает ребенку ввести эти звуки в самостоятельную речь.

Звуки, слоги и слова с автоматизируемым звуком нужно повторять многократно, для того чтобы закрепить новый правильный уклад органов артикуляции. Тренировки по закреплению правильного произношения звука в речи лучше всего проводить в игре. Одним из эффективных игровых приемов может стать перекладывание в момент произнесения звука (например, «С») или слога (например, «СА») мелких предметов (пуговиц, палочек, маленьких игрушек и т.п.) из одной коробки в другую. И так до тех пор, пока все предметы не окажутся в новой коробке.

Буквы, обозначающие трудные звуки, выделены для удобства жирным шрифтом.

Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции.

ЧАСТЬ I Чистоговорки для автоматизации звуков

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ

 
С — поёт, течёт водичка, Можно чисто вымыть личико, С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.  
Можно чай налить Серёже, С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.  
  И в фонтане вода тоже, С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.  
 
 
С — течет вода из крана.  
Много струек у фонтана.  
С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.  
На траве блестит роса.  
Нам пропели струйки — СА.  
Са-са-са-са-са-са-са-са.  
Пьет жучок в саду росу.  
Произносим слоги — СУ.  
Су-су-су-су-су-су-су.  
Вышло солнце — нет росы.  
Повторяем слоги — СЫ.  
Сы-сы-сы-сы-сы-сы-сы.  
Рядом с садом есть шоссе.  
Мы сейчас услышим — СЭ.  
Сэ-сэ-сэ-сэ-сэ-сэ.  
Где-то сдулось колесо.  
Пропоет фонтан нам — СО.  
Со-со-со-со-со-со-со.  
 
 
Будет в доме жить лиса.  
Произносим слоги СА.  
Са-са-са-са-са-са-са-са.  
Дом просторный у лисы.  
Произносим слоги СЫ.  
Сы-сы-сы-сы-сы-сы-сы.  
Дом порадует лису.  
Произносим слоги СУ.  
Су-су-су-су-су-су-су.  
Мы закончим стройку всю.  
Произносим слоги СЮ.  
Сю-сю-сю-сю-сю-сю-сю.  
В гости мы придем к лисе.  
Произносим слоги СЕ.  
Се-се-се-се-се-се-се.  
 
 
З — звенящий очень звук,  
Позвонил в квартиру друг,  
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.  
Или звонкий телефон,  
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.  
Иль комар нарушил сон,  
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.  
 
 
З — комарики звенят,  
Они в поле к нам летят.  
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.  
Закрывай скорей глаза:  
Комары звенят нам — ЗА.  
За-за-за-за-за-за-за-за.  
Вьются сверху и внизу  
И звенят все громче — ЗУ.  
Зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу.  
Комары летят к козе.  
Произносим слоги — ЗЕ.  
Зе-зе-зе-зе-зе-зе-зе.  
Нас, лошадка, отвези.  
Комары пропели — ЗИ.  
Зи-зи-зи-зи-зи-зи-зи.  
Мы уселись на возы, Уезжая, слышим — ЗЫ.  
Зы-зы-зы-зы-зы-зы-зы.  
 
 
Принесла шары коза. Произносим слоги — ЗА. За-за-за-за-за-за-за-за.  
День рожденья у козы. Мы напишем слоги — ЗЫ.  
Зы-зы-зы-зы-зы-зы-зы.  
Испекла коза безе.  
Мы напишем слоги — ЗЭ.  
Зэ-зэ-зэ-зэ-зэ-зэ-зэ.  
Что подарим мы козе? Мы напишем слоги — ЗЕ.  
Зе-зе-зе-зе-зе-зе-зе.  
Все поздравили козу. Написали слоги — ЗУ. Зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу.  
 
 
  Ц — мы цыкаем подчас.
  Тихо, дети спят сейчас,
  Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.
Мы не будем льву мешать,  
  Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.  
  И птенцы хотят поспать.  
  Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.  
   
   
Ц — прошу вас не шуметь:  
Мы идем на птиц смотреть.  
Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.  
У синиц есть сын — птенец.  
Он поёт тихонько — ЕЦ.  
Ец-ец-ец-ец-ец-ец-ец.  
Очень нравится птенцу  
Петь на воле звонко — ЦУ.  
Цу-цу-цу-цу-цу-цу-цу.  
Птицы, сидя на крыльце,  
Распевают громко — ЦЭ.  
Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ.  
Скоро вырастут птенцы.  
Пропоют нам дружно — ЦЫ.  
Цы-цы-цы-цы-цы-цы-цы.  
Опустело вдруг крыльцо,  
Раздается в лесу — ЦО.  
Цо-цо-цо-цо-цо-цо-цо.  
   
   
  На лугу стоит овца.  
  Пишем дружно слоги — Ца.  
  Ца-ца-ца-ца-ца-ца-ца.  
  Много корма у овцы.  
  Пишем дружно слоги — Цы.  
Цы-цы-цы-цы-цы-цы-цы.  
  Подошел пастух к овце.  
  Пишем дружно слоги —  
  Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ.  
  Нужно гнать домой овцу  
  Пишем дружно слоги — ЦЭ.  
  Цу-цу-цу-цу-цу-цу-цу.  
  Вот хозяйское крыльцо.  
  Пишем дружно слоги — ЦО.  
  Цо-цо-цо-цо-цо-цо-цо.  
                     

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ

   
  Ш — всегда шипящий звук: Шар воздушный сдулся вдруг, Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.  
  На камнях змея шипит,  
  Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.  
  Море Черное шумит. Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.  
   
   
  Ш — шипит в камнях змея.  
  Змей здесь целая семья.  
  Ш — шипит в камнях змея.  
  Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.  
  — Как погода хороша! Зашипели змейки — ША.  
  Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша.  
  — Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ. Шу-шу-шу-шу-шу-шу-шу.  
  — Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ.  
  Ши-ши-ши-ши-ши-ши-ши.  
  — Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО. Шо-шо-шо-шо-шо-шо-шо.  
— Как приятно на душе!  
Улыбнулись змейки — ШЕ.  
Ше-ше-ше-ше-ше-ше-ше.  
   
   
  Есть игра у малыша.  
  Мы напишем слоги — ША.  
  Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша.  
  Любят строить малыши.  
  Мы напишем слоги — ШИ.  
  Ши-ши-ши-ши-ши-ши-ши.  
  Помогаем малышу.  
  Мы напишем слоги — ШУ.  
  Шу-шу-шу-шу-шу-шу-шу.  
  Дом построен хорошо.  
  Мы напишем слоги — ШО.  
  Шо-шо-шо-шо-шо-шо-шо.  
  Мы споем о малыше.  
  И напишем слоги — ШЭ.  
  Шэ-шэ-шэ-шэ-шэ-шэ-шэ.  
   
   
  Ж — конечно, звук жужжащий:  
  Это — жук жужжит блестящий,  
  Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.  
  А еще жужжит пила,  
  Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.  
  И летящая пчела.  
  Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.  
   
 
  Ж — уселись у реки  
  Очень шумные жуки.  
  Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.  
  — Не боимся мы ужа,  
  Зажужжим ему мы — ЖА.  
  Жа-жа-жа-жа-жа-жа-жа.  
  — Не достаться чтоб стрижу,  
  пропоем ему мы — ЖУ.  
  Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу.  
  — Налетели вдруг чижи,  
  Испугаем мы их — ЖИ.  
  Жи-жи-жи-жи-жи-жи-жи.  
  — Стало вечером свежо.  
  Прожужжали жуки — ЖО.  
  Жо-жо-жо-жо-жо-жо-жо.  
  — Наступает ночь уже,  
  Улетим и скажем — ЖЭ.  
  Жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ.  
   
   
  Мы смотрели на моржа,  
  Повторяем слоги — ЖА.  
  Жа-жа-жа-жа-жа-жа-жа.  
  Рыбку дали мы моржу,  
  Повторяем слоги — ЖУ.  
  Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу.  
  Любят рыбу все моржи,  
  Повторяем слоги — ЖИ.  
  Жи-жи-жи-жи-жи-жи-жи.  
  Среди льдин моржу свежо,  
  Повторяем слоги — ЖО.  
  Жо-жо-жо-жо-жо-жо-жо.  
  Всем расскажем о морже,  
  Повторяем слоги — ЖЭ.  
  Жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ.  
                         

 

 
 
  Мягко Щ произношу:
  В поле я траву кошу,
  Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ.
  Щеткой вещи чищу чисто,
  Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ.
  Обрывает ветер листья,
  Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ.
 
 
Щ — метем мы мусор щеткой, Произносим звуки четко: Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ.  
— Вычистим любую вещь, Пропоют нам щетки — ЕЩ. Ещ-ещ-ещ-ещ-ещ-ещ-ещ.  
Станет чистым мамин плащ. Щетки звонко чистят — АЩ. Ащ-ащ-ащ-ащ-ащ-ащ-ащ.  
Ни соринки на плаще. Щетки так довольны — ЩЕ. Ще-ще-ще-ще-ще-ще-ще.  
— Что почистить вам ещё? Спросят щетки маму — ЩЁ. Щё-щё-щё-щё-щё-щё-щё.  
Вещь для чистки поищи. Повторяют щетки — ЩИ. Щи-щи-щи-щи-щи-щи-щи.  
     

 

Вырос в доме длинный плющ.
Пишем ровно слоги — ЮЩ.
Ющ-ющ-ющ-ющ-ющ-ющ-ющ.
Много листьев у плюща.
Пишем ровно слоги — ЩА.
Ща-ща-ща-ща-ща-ща-ща.
Я забочусь о плюще.
Пишем ровно слоги — ЩЕ.
Ще-ще-ще-ще-ще-ще-ще.
Дам водички я плющу.
Пишем ровно слоги — ЩУ.
Щу-щу-щу-щу-щу-щу-щу.
Завтра плющ полью ещё.
Пишем ровно слоги — ЩЁ.
Щё-щё-щё-щё-щё-щё-щё.

Ч — напомнит этот звук,
Как пускает пар утюг,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч,

Как вагончики спешат,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч,

Как жалеют малыша.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.


Ч — промчался поезд быстро,
Впереди два машиниста.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

А в вагоне едет врач.
Пропоют вагоны — АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.

Хочет врач больным помочь.
Пропоют вагоны — ОЧ.
Оч-оч-оч-оч-оч-оч-оч.

Очень ждут того врача.
И спешат вагоны — ЧА.
Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча.

Будут рады все врачу.
Повторяем слоги — ЧУ.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу.

Его встретят горячо.
Повторяем слоги — ЧО.
Чо-чо-чо-чо-чо-чо-чо.

Прочитал стихи нам грач.
Повторяем слоги — АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.

А стихи все о граче.
Прочитаем слоги — ЧЕ.
Че-че-че-че-че-че-че.

Мы заслушались грача.
Прочитаем слоги — ЧА.
Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча.

Прилетели к нам грачи.
Прочитаем слоги — ЧИ.
Чи-чи-чи-чи-чи-чи-чи.

Благодарны мы грачу.
Прочитаем слоги — ЧУ.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу.

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «Р»

Л — гудящий этот звук:
самолет летит на юг,
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

Пароход гудок дает,
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

И юла гудит, поет,
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

Л — летают самолеты,
Начались у них полеты.
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

Туча мимо проплыла.
Самолеты гудят — ЛА.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла.

Внизу речка и село.
Самолеты гудят — ЛО.
Ло-ло-ло-ло-ло-ло-ло.

Скачет лошадь по селу.
Самолеты гудят — ЛУ.
Лу-лу-лу-лу-лу-лу-лу.

Все предметы так малы.
Произносим слоги — ЛЫ.
Лы-лы-лы-лы-лы-лы-лы.

Самолетики вдали.
Улетели. Скажем — ЛИ.
Ли-ли-ли-ли-ли-ли-ли.

Великан в пещере жил.
Мы напишем слоги — ИЛ.
Ил-ил-ил-ил-ил-ил-ил.

Он огромный очень был.
Мы напишем слоги — ЫЛ.
Ыл-ыл-ыл-ыл-ыл-ыл-ыл.

Стал ему костюмчик мал.
Мы напишем слоги — АЛ.
Ал-ал-ал-ал-ал-ал-ал.

И к портному он пошел.
Мы напишем слоги — ОЛ.
Ол-ол-ол-ол-ол-ол-ол.

Сшить костюм портной сумел.
Мы напишем слоги — ЕЛ.
Ел-ел-ел-ел-ел-ел-ел.


Р — рокочет и рычит,
Если пес цепной ворчит
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

Если мы мотор заводим:
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

Если к тигру в клетку входим:
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

Р — мотор в горах рычит.
Р — нам эхо прокричит.

Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

Вот высокая гора.
Повторяет эхо — РА.
Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра.

Вижу чью-то я нору.
Повторяет эхо — РУ.

ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру-

Тут оставлено перо,
Говорит нам эхо — РО.
Ро-ро-ро-ро-ро-ро-ро.

Кто хозяин у норы?

Эхо тоже спросит — РЫ?

Ры-ры-ры-ры-ры-ры-ры.

Муравьед живет в норе,
Повторяет эхо — РЕ.
Ре-ре-ре-ре-ре-ре-ре.

На базар пошел Макар.
Повторяем слоги — АР.
Ар-ар-ар-ар-ар-ар-ар.

Он купил себе топор.
Повторяем слоги — ОР.
Ор-ор-ор-ор-ор-ор-ор.

Для хозяйки — вкусный сыр.
Повторяем слоги — ЫР.
Ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр.

Дочке — красочный ковёр.
Повторяем слоги — ЁР.
Ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр.

А для бабушки — кефир.
Повторяем слоги — ИР.
Ир-ир-ир-ир-ир-ир-ир.

Теще — восемь пёстрых кур.
Повторяем слоги — УР.

Ур-ур-ур-ур-ур-ур-ур.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!