Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Шинкаренко Ю. Бурные восьмидесятые



Это только сначала показалось, что на иностранные веяния молодежной моды, вдруг проникшие к нам, подростки набросились, как на груду заморских товаров - кому что подвернется, кому что достанется. Нет, обноски западных молодежных движений уже сразу расхватывались хоть и впопыхах, но с примеркой, с прикидкой, с оглядкой на собственные привязанности, таланты, материальные возможности.

В брейк-данс вдарились элитные слои отрочества: старшеклассники, младшекурсники вузов. Чтобы снять (скопировать) сложнейшие танцевально-акробатические элементы, нужна была натренированная усидчивость, воля к достижению цели. Чтобы связать в единую композицию разнородные части танца - всякие там вертушки, геликоптеры, уимболы, требовалось чувство вкуса, маломальский эстетический опыт. Брейк-данс пришел в страну на видеокассетах, поэтому близкое знакомство с ним предполагало определенную материальную состоятельность поклонников: наличие видеомагнитофонов и соответствующих кассет или хотя бы средств на их прокат...

<Металл> был менее привередлив. Материальные претензии ограничивались поношенным кожаном, незамысловатой фурнитурой, которую несложно изготовить самому, особенно если есть доступ к фрезерному станку или рядом с домом - промышленная свалка. Металлотеки особой подготовки не требовали: танцевальные движения сводились к повтору поз бас-гитариста, подобное попугайничанье давалось в несколько секунд тренировок... Зато подчеркнуто грубый, агрессивный, не знающий полутонов heavi metal даровал своим поклонникам неоценимую возможность: выплеснуть неудовлетворенность - и какую-то минутную, и сущностную, глубинную - неудовлетворенность холодным домом, родителями, стипендионными слезами (малыми деньгами), нелюбимой работой... Надо ли говорить, кого зачаровал <металл>: фазанов (учащихся ПТУ), молодых рабочих, шалтай-болтающихся тинейджеров. Так что, говоря языком русских летописей, щемить друг друга брейкеры и металлисты принялись не попусту. Искусственно выровненное, прилизанное, обернутое в фантик <ВЛКСМ> поколение вдруг разбилось на множество положительно и отрицательно заряженных сгустков, которые даже при малых столкновениях рождали видимые или слышимые сигналы, подобные слову <дихлофос>. Но гроза только приближалась.

Взрослые еще бились в попытках отличить рокера от брейкера, поппера от хайлафиста, а в подростковый быт стремительно вторглось новое явление: территориальные подростковые войны. Пацаны сбивались в жестко организованные группы, между группами велись кровавые разборки; победители, расширив территорию влияния, принимались за денежные поборы с ровесников и готовились к отражению атак побежденных.



Временами казалось, ожило средневековье, то время, когда брат шел на брата, когда достаточно было одной неосторожной фразы и когда слово <отрок> значило: младший дружинник князя, участвующий в походах и сборах дани. В современных отроках словно проснулась языческая кровь древних кривлян, древлян, новгородцев или хазар, не облагороженная гуманизмом более высокой религии, и повела их на безрассудные поступки.

Столица Татарии, Казань, в одночасье снискала себе печальную популярность: там кратковременные стычки <надцатилетних> перешли в затяжные позиционные бои, а главное - пролилась юная кровь, и на местных кладбищах появились памятники, на которых годы рождения и гибели недалеко разбежались друг от друга.

Неформальные объединения вызвали объективную необходимость <склубиться> тем мальчишкам и девчонкам, которые оказались не у дел. Одиночество, зависть к чьей-то насыщенной жизни, обида на невнимание вызвали объединение мальчишек вокруг... пустоты. Не досуговые интересы, не интеллектуальная общность, не политический зуд, не экологическая озабоченность стали объединительным стержнем у этих ребят. А ощущение своей никчемности.

Сокращено по источнику: Шинкаренко Ю. На палубе <АРГО>, или Поход за властью // http://volovich.extrim.ru/eugen/pages/argo.htm

Представителями субкультуры среднего класса в США и Британии следует назвать хиппи и яппи. На смену поколению хиппи в Америки пришли два ярко выраженных в своей социальной ориентации молодежных направления - яппи, представлявшие средний и верхний слои среднего класса, и панки, выходцы из рабочих кварталов. В дословном переводе с английского "панк" - это шпана, хулиганы. В годы наивысшего расцвета субкультурой панков было охвачено до 60% людей в возрасте от 14 до 20 лет.



Реакцией на кризис начала 1970-х и стало возникновение яппи - молодых городских профессионалов, веривших только в себя и противопоставивших корпоративному духу старый добрый американский индивидуализм. Том Вулф назвал их "Я-поколение", а Тимоти Лири говорил, что они заключали индивидуальный договор с Богом. "Они политически и психологически независимы. Они не идентифицируют себя ни с компанией, ни с союзом, ни с тайной партией. Они не зависят от организационной принадлежности. Они знамениты своей нелояльностью к общественным институтам"[541].

Сердитые, грязные и злые дети рабочих кварталов, панки были полной противоположностью миролюбивым и медитативным выходцам из мидл-класса. На смену марихуане и ЛСД пришел героин и амфетамины, и, перекрывая All you need is love, раздалось Fuck this and fuck that / fuck it all and fuck the fucking brat. С самого начала панк был спланирован так, чтобы сделать победу невозможной и тем самым защитить себя от всепожирающей хип-Системы. Основатель "Sex Pistols" и идеолог панка Малькольм Макларен конкретизировал лозунг 1968-го "Будьте реалистами, требуйте невозможного", объявив, что "неудача - лучший успех". Какой бы бешеной популярностью ни пользовались "Sex Pistols" или "Clash", панк никогда не претендовал на власть и переустройство мира. Их требования были невыполнимы, действия - разрушительны, а музыка - непрофессиональна. Это было движение аутсайдеров, желавших оставаться аутсайдерами. Казалось, их нельзя купить[542].

Социальная стратификация особенно ярко проявилась в 1980-е годы в СССР, когда активно формировалась молодежно-юношеская субкультура. В Москве появились <люберы> - выходцы из подмосковных Люберцов. Они объявили себя <санитарами> города и борцами с <неформалами>. В городе Орске Оренбургской области объявились <ништяки>, сплотившие вокруг себя самую люмпенизированную часть провинциальных подростков. В пику <неформалам> ништяки придумали себе форму: мохеровые фуражки и тапочки на босу ногу. О степени люмпенизированности этой среды говорит такой факт: ништяки пошли войной даже на металлистов, которые и сами не особо жаловали большую часть <неформалов> в силу разности социальных положений.

В уголовно-воровской среде <ништяк> означает все в порядке, все хорошо. Еще ярче эта изначальная ориентация на уголовную субкультуру обозначилась в названии противоположного ништякам неформального объединения <черти>. На уголовно-воровском языке <черт> обозначает: не принадлежащий к воровскому миру.

По мнению Ю.Шинкаренко, изначально объединение и <люберов>, и <ништяков>, и некоторых казанских <гопников> свершалось не на криминальной основе. Элементы воровской субкультуры использовались люмпенскими группами лишь в качестве строительных лесов, поскольку имен эта субкультура наиболее полно соответствовала мироощущению люмпен-подростка - социального изгоя, маргинала, отверженного[543].

Рассадником люмпен-культуры служат урбанизированные мегаполисы, насыщенные и перенасыщенные промышленными предприятиями, обремененные многочисленными ПТУ, техникумами, выходцами из рабочих поселков и районных городков.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!