Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Эфроимсон В.П. Преступность и генетика



Сравнив две группы - студентов и молодых преступников, - американский антрополог Шельдой установил, что подавляющее большинство преступников-подростков США характеризуется однотипной телесной конституцией, так называемым мезоморфно-эндоморфным типом. Предельно упрощенно-это коренастый, большебрюхий и широкогрудый здоровяк с преобладанием физического развития над интеллектуальным. Что же это, наконец отыскался пресловутый преступный тип Ломброзо? Разумеется, нет. Просто в том социальном окружении, в котором агрессивность и бессовестность являются одним из важнейших атрибутов социального подъема, где идеалом является "мужественный" хищник, где организованная преступность, по свидетельству отнюдь не приверженных к коммунизму специалистов, дает ежегодный доход в 20 миллиардов долларов, где повседневно демонстрируется расовое неравенство, где социальная несправедливость само собой разумеется и естественна, там этот вариант нормальной конституции легче идет на преступления, чем все в пять раз более многочисленные остальные, вместе взятые. Психологически понятно стремление этих подростков к самоутверждению чем бог послал, проявляя свою силу, сноровку, смелость, которые в иных социальных условиях нашли бы себе совсем другое применение.

Разумеется, наивно было бы отрывать биологическое от социального. Молодыми преступниками в США становится лишь малая доля подростков помянутой конституции, ее наиболее бессовестная часть. Перейдя в критический возраст гормональной перестройки и сексуальной реализации, выйдя из-под власти школы и семьи, обладая уже достаточной силой для хулиганства и т.п. но еще не созрев настолько, чтобы подпасть под власть и задерживающих центров, и более масштабных общественных групп, эти юнцы легко организуются в шайки со своими примитивными идеалами самоутверждения. Но, например, во времена Святейшей инквизиции и Третьей империи, когда так поощрялось доносительство, по числу своих жертв, вероятно, превалировал иной конституциональный тип: более взрослые самоутверждающиеся подонки эндоморфного (церебрального) типа, поставляющие преступников более хитрых и лучше маскирующихся.

Умственная отсталость, незрелость или просто ограниченность может легко приводить к суждению об окружающем с позиций небольшой группы своего непосредственного окружения - подростков, уличной шайки, парней или девушек своей деревни, членов своей секты, своей группы снобов или дельцов. Именно это позволяет направить этический комплекс на "доблестное" участие в какой-нибудь шайке бандитов, воров, хулиганов; нравственное чувство найдет выход в "молодечестве"; чувство товарищества у новичков будет использовано бессовестными членами шайки.



Сокращено по источнику: Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир, 1961, № 10.

Отклоняющемуся поведению может способствовать также членство в неформальных молодежных группах, которые впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования. Позднее такие формы отклоняющегося от нормы поведения стали присущи и нашему обществу. Это движения хиппи, выдвигавших человеколюбивую систему ценностей (<Творите любовь, а не войну>), но вызывавших неприятие и непонимание со стороны людей одеждой и ее атрибутами; рокеров, учащихся с мотоциклами, носившихся на большой скорости по ночным улицам, оглушая жителей; панков, стремившихся вызвать к себе отвращение окружающих (ярко расписывают лица, бреют головы, ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее, используют грубый жаргон); металлистов (агрессивный внешний вид, черная одежда, шипы, металлические украшения, исповедуют культ сатаны); брейкеров и др. Существующие различные неформальные группы нередко контактируют друг с другом; в них тянутся <лохи>, подростки, быстро впитывающие агрессивность (Н.В. Кофырин, И.А. Невский, В.С. Овчинский, В.Ф. Пирожков, А.П. Файн, Д.И. Фельдштейн и др.)

Утописты и критики

Молодежь обладает двумя качествами, которые считаются не только противоречивыми, но и исключающими друг друга, а именно утопизм и критицизм. Обе черты, зная об их существовании, умело использовали политики и государственные деятели. Большевики до 1917 г. набирали в свои ряды прежде всего молодежь, зная, насколько негативно она настроена по отношению к царизму и с какой решимостью она готова его свергнуть. Ни одна другая возрастная категория не подходила на роль революционного динамита. Октябрьская социалистическая революция, совершенная молодыми экстремистами, закончилась, большевики принялись решать новую и не менее грандиозную задачу - строительство невиданного в истории общества, построенного на принципах свободы, равенства и братства. Под этими лозунгами, напомним, в 1960-е годы шли на баррикады американские хиппи, немецкие и французские <новые левые>, также относимые к молодым экстремистам.



Поверить и приступить к строительству <светлого коммунистического будущего> в разоренной полуголодной и безграмотной стране могли только отчаянные утописты. Никакой другой возраст с такой масштабной задачей справиться не мог, а еще правильнее - и не хотел. Молодежь могла преодолеть все, вытерпеть, вынести на своих плечах любые трудности. Материальные препятствия ее не страшили, если сердце воодушевлено благородной идеей. Так всегда ведут себя утописты. Сломить ее могли только духовные изъяны - ложь и несправедливость по отношению к ней. Они проявятся позже - примерно во второй половине ХХ века, а точнее начиная с 1970-х годов. В годы брежневского застоя советское правительство впервые потеряло самого верного своего помощника - молодежь. К тому времени стало ясно, что страной управляет геронтократия, которая не собирается не то чтобы делиться властью с молодежью, но даже близко подпускать ее к себе. Утопия сменилась разочарованием и критицизмом.

Если сравнить два правительства - самом начале и в самом конце советского периода, то разница окажется впечатляющей. Правительство Ленина - самое молодое, образованное и радикально настроенное в истории нашей страны за тысячу лет. Правительство Брежнева - самое старое, плохо образованное и консервативное. Именно максимализм российской молодежи помог ленинскому правительству выиграть гражданскую войну, восстановить народное хозяйство, а затем невиданными темпами развивать промышленность. Вовсе неслучайно почти все прогрессивные писатели и общественные деятели на Западе смотрели тогда на молодую Россию с неподдельным восхищением. И, по все вероятности, отсутствие молодежи на ключевых точках управления страной, умаление ее роли послужили причиной полного краха брежневского и горбачевского правительства. Практически за одно поколение России в 1920-30-е годы удалось догнать и даже перегнать передовые страны Запада, а позже, в 1970-80-е годы страна умудрилась растерять весь приобретенный капитал и отстать от них на несколько поколений.

Решительная ставка на молодежь в первые годы советской власти была обусловлена рядом причин. Дворянство и буржуазия - два господствующих класса, отстраивавших Россию на протяжении последних полвека после падения крепостного строя в 1861 г., - были частью ликвидированы большевиками, частью эмигрировали, а те, кто остался в Советской России не могли активно участвовать в строительстве нового общества. К ним относились либо с подозрением, либо открыто враждебно. Численность рабочего класса сильно сократилась за годы гражданской войны, где он сыграл решающую роль в победе. После войны его ряды пополняли выходцы из села, а к крестьянству Ленин относился с большим недоверием, считая, что его сознание заражено <мелкобуржуазной стихией>. В результате советская власть оказалась без твердой классовой опоры. Да и старые классы, какими они сформировались при царизме, для строительства нового общества не годились. Единственным творцом нового коммунистического общества могла служить только молодежь. Ее еще было не поздно исправить, направить и мобилизовать на решение грандиозных задач. Так проблема советской власти из классовой плоскости перешла в плоскость возрастную.

В начале советского периода молодежь пришла к власти вместе с первым поколением революционеров-победителей. Ее никто не приглашал и ей никто не отказывал. Молодежь сама себе завоевала власть. В конце советского периода ситуация кардинально изменилась. За 70 лет успело вырасти минимум два полных демографических поколения, состояние общества стабилизировалась, на власть никто серьезно не покушался, но и отдавать ее никто не собирался. Первый глава партии и правительства В.И.Ленин родился в 1870 г., последний глава партии и государства Л.И.Брежнев - в 1906 г. Таким образом, между ними разница в одно демографическое поколение. По возрасту Брежнев мог быть сыном, а Ленин - отцом. Как только от власти ушло поколение детей, советская власть пала. Управлять страной внукам по существу не удалось.

За 70 лет советской власти изменился не только характер политической власти, где ключевые функции стали выполнять старшие поколения, но и молодежная организация страны, которая включала три возрастные ступени: октябрята, пионеры, комсомольцы. Мемуары комсомольцев первого поколения свидетельствуют, что сначала эта организация была невероятно привлекательной для молодежи. Чем напряженнее была борьба за новую жизнь, тем больше молодежи шло в комсомол: во время гражданской войны ряды комсомольцев выросли с 22 тыс. в 1918 г. до 400 тыс. за 1920 г. На протяжении 1920-х годов комсомольская молодежь активно участвовала в решении всех общественных задач. Особенно активными они были в кампании ликвидации неграмотности, борьбе с религиозными предрассудками и за коллективизацию в деревнях. Когда началась первая пятилетка, в ее первых рядах опять же была молодежь - миллионы молодых людей добровольно уехали на грандиозные стройки коммунизма.

Взрослость - :замена безответственной зависимости от старших на безответственную зависимость от нужды и мнения.

А.Круглов

Через 40 лет - два 20-летних поколенческих цикла - новое явление представляли собой не марксисты и большевики, давно утратившие для юных историческую актуальность, а возникшие в то время на Западе молодежные субкультуры. В 1957 г. подражатели западной моде стали именоваться стилягами. Это было прямой противоположностью молодым революционерам ленинской эпохи. Их притягивала стильная одежда, модная музыка, развлечение и ничегонеделание. Ряды стиляг пополнялись за счет элиты общества (так называемых <мажоров>), а сами они относились к "золотой молодежи". Между прочим, в значительной степени это были дети партийной номенклатуры - генетические, т.е. прямые, потомки первого поколения русских революционеров.

Через 30 лет, а именно в 1987 г. началась перестройка, которую называют еще закатом советской власти. Хотя к управлению успела пробраться относительно молодая партийная элита во главе с М.С.Горбачевым, спасти страну она уже не могла. К тому времени все управленческая надстройка оказалась дряхлой как в политическом, так и возрастном смысле.

Но битву за молодежь советская власть проиграла еще раньше, а именно в период хрущевской оттепели. Не привлечь к активному партийному и социальному строительству молодое поколение шестидесятников, беззаветно веривших - кстати сказать, в последний раз в истории нашей страны, - к управлению, не передать ему бразды власти было трагической ошибкой. Такую же ошибку совершили американские и европейские власти. И они не допускали к управлению обществом поколение шестидесятников. Когда российских шестидесятников престарелый партаппарат не пустил в Кремль, они ушли в культурное подполье, породив мощное течение культурного андерграунда. Когда к управлению не пустили западное поколение кипевших энергией шестидесятников, они вышли на баррикады в 1968 г., на массовые митинги и демонстрации, взялись за оружие. После этого изменился весь политический климат в обществе. Западная Европа и Северная Америка после хиппи и <новых левых> шагнули в новую эпоху. Хиппи и <новые левые>, несомненно, являлись критиками. Никаких иллюзий насчет капиталистического общества и прогнившей буржуазной культуры они не испытывали. Они хотели то и другое уничтожить.

Советские шестидесятники являлись с той же несомненностью утопистами. Они готовы были взвалить на свои плечи исторические задачи, стоявшие перед КПСС, покорять сибирские реки и космос, мерзнуть в тайге, отправляться на стройки коммунизма. К сожалению, энергия и силы советской молодежи остались не востребованными. Молодежь воспели в десятках поэм, сотнях повестей и романов, десятках кинофильмов. Но никто ей не доверил политическую власть.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!