Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Фронтальные занятия по формированию глагольного словаря



Основной формой работы по формированию глагольного словаря является фронтальное занятие по формированию лексико- грамматических представлений и развитию связной речи (Приложение 2).

План и содержание фронтальных занятийспланирован с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.[62] и соответствует следующим направлениям:

1.развитие понимания слов – действий

2.усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени,

3. умение изменить форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения I лица единственного числа в изъявительное наклонение III лица единственного числа настоящего времени (спи—спит, - пей—пьет);

4. упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».

5. закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);

6. преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т.п.); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»);

7. умения правильно образовывать различные формы глаголов и использовать их в своей речи при общении с окружающими;

8. развития слухо-речевой памяти, внимания, двигательной координации, мыслительных процессов.

 

 

На базе этой программы я разработала и применила в ходе своей работы занятия (Приложение 2). Чтобы они оказались наиболее продуктивными, в достижении поставленных мной целей, предлагаю следующий подход при планировании занятий:

1.На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий детей делим на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

2. Необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям, возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятии.



3.Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимуляцию общения. Этому способствуют четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей. Необходимо ориентироваться на общие интересы детей, что позволит активизировать их высказывания.

4.При планировании занятий придерживаюсь лексико-грамматического подхода, предложенного Т.А. Ткаченко. Суть его в том, что при лексико-грамматическом подходе на занятиях изу­чаются наиболее типичные формы словообразования, а также ос­новные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.

Для дошкольника с нарушениями речи очень важно закреплять значение слов в их сочетаниях и предложениях. Более того, ни одна грамматическая категория не может войти в самосто­ятельную речь ребёнка без многократного сознательного использо­вания её в различных предложениях. Естественно, употребление грамматических терминов, исключается, а овладение грамматичес­ким строем языка происходит в чисто практическом плане. Однако оно достигается не путём механического повторения определённых грамматических конструкций, а вследствие их самостоятельного по­строения в различных вариантах предложений.



5. При планировании занятий я не указываю словарную тему, не ограничивая тем самым активный и пассивный словари, на базе которых формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяет расширить познавательные рамки занятия, а также целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматичес­кой форме (приставках, окончаниях глаголов, способах сло­вообразования и т.п.).

На занятиях будет использоваться свободный в произносительном отношенииподбор лексического материала.

 

6. Фиксировать внимание ребёнка наи­лучшим образом в виде произносительного акцента (т.е. выделять голосом) на окончаниях слов, предлогах, союзах и других носителях грамматичес­кого значения. На групповых занятиях предлагаю выделять произносительно:

• определённую морфему (приставку глагола) являющуюся основой словообразования;

• окончание слова, выражающего различные грамматические значения (падежа, числа, рода, лица) в словосочетаниях;

• способ связи слов в предложения (окончания слов, порядок слов).

 

7. Для более эффективной коррекции предикативного словаря предлагаю создание высокой умственной и речевой нагрузки. Умственная нагрузка возрастает за счет дополнительных упражнений на развитие словесно-логического мышления (в рамках темы). Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.

 

8.В процессе работы у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию.

9.Большое внимание при проведении занятий следует уделить поведению, тону и характеру речевой деятельности самого логопеда. Строгий режим экономии рабочего времени, максимальная речевая активность детей, не заглушенная пространными объяснениями и примерами логопеда, правильная дифференцированная оценка деятельности каждого ребенка являются необходимым условием эффективности каждого занятия.

Каждое лексико - грамматическое занятие построено по следующему плану

1.организационный момент;

2.объяснение нового материала;

3.закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале;

4.динамическая пауза, связанная с темой занятия;

5.закрепление полученных знаний на индивидуальном нагляд­ном материале;

6.итог занятия.

Наличие для каждого этапа занятий индивидуального нагляд­ного материала (картинок, фишек, схем, условных обозначений и пр.) позволяет обеспечить: высокую активность детей; полный контроль за усвоением знаний и навыков;более экономное использование учебного времени.

Кроме того, правильный подбор наглядного материала (количе­ство, эстетический вид, формат ит. п.) способствует повышению эмоционального тонуса детей, познавательного порога, а значит, и росту эффективности обучения. При планировании занятий использовался методический и наглядный материал В. В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко, Н.С.Жуковой.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!