Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Исследование понимания близких по значению глаголов



Цель: Уточнить понимание близких по значению глаголов.

Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий ( Приложение 1 лист №11).

Сюжетные картинки.

Девочка шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.

Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.

Инструкция: Скажи, что ты видишь на картинке?

Дополнение к глаголу.

Цель: Выявить умение употреблять глагол в переносном значении.

Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит».

Инструкция: «Назови как можно больше слов к сло­ву. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п.

сидит - светит - стучит -

растет - умывается - летит -

лежит - бежит - плывет -

Словоизменение:

1.Исследование преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица ед.числа.

Цель: Выявить умение преобразовывать глаголповелительного наклонения 2-го лица ед.числа в форму изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени.

Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий ( Приложение1 лист №12, №13).

Сюжетные картинки.

Девочка спит.

Мальчик пьет.

Мальчик идет.

Девочка сидит.

Девочка пишет.

Девочка несет.

Мальчик стоит.

Девочка бежит.

Инструкция:

1.Скажи, что ты видишь на картинке?

2.Скажи, как ты строго скажешь малышу, если он не спит?

Например:

На сюжетной картинке: Скажи строго малышу:

Девочка спит. Спи.

Изменение глаголов по лицам.

Цель:Выявить умение изменять глагол по лицам:1-е, 2,3лицо настоящего времени.

Материал для исследования: слова обозначающие действия.

Слова:

Иду, стою, сижу.

Инструкция: «Я называю слово, например «иду». Тебе это слово нужно произнести с другими совами, например:

Логопед: Ребенок:

Иду (Соединим это слово со словом я. Как скажем?) - Я иду.

Со словом ты. - Тыидешь.

Со словом он. - Он идет.

Со словом мы. - Мы идем.

Со словом они. -Ониидут.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам

Цель:Выявить умение изменять глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.

Материал для исследования: слова, обозначающие действия в прошедшем времени мужского или женского рода.

Глаголы муж. рода:

мыл руки

поливал цветы

пел песню

писал письмо



Глаголы жен. рода:

Подметала пол

Убирала игрушки

Надевала пальто

Инструкция: «Послушай внимательно, я буду говорить про мальчика, например: мальчик упал. А ты будешь говорить про девочку, например: девочка…. упала».

Мальчик Девочка

мыл– девочка, что сделала? – упала.

поливал-……

пел -……..

писал - ……...

Девочка Мальчик

Подметала пол -……..

Убирала игрушки - …….

Надевала пальто - ……….

4. Изменение глаголов по временам. (из кн.О.Б. Иншаковой « Альбом для логопеда»)

Цель:Установить образует ли ребенок глаголы настоящего и прошедшего времени.

Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением действий в настоящем, прошедшем времени (Приложение 1листы № 14, №15,№16).

Сюжетные картинки:

Девочка поливает цветы – Девочка полила цветы

Девочка рисует – Девочка нарисовала

Девочка моет посуду – Девочка вымыла посуду

Мальчик делает стул – Мальчик сделал стул.

Девочка пишет – Девочка написала.

Девочка спит – Девочка проснулась.

Девочка шьет – Девочка сшила.

Инструкция:

1.Логопед спрашивает: Ребенок отвечает

Что делает девочка? Девочка поливает цветок. (настоящее время)

Что делала девочка? Девочка поливала цветок. (прошедшее время)

Что будет делать девочка? Девочка будет поливать цветок. (будущее время)

2. Ребенок самостоятельно по картинке выполняет задание.

Словообразование:

Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений

Цель:Установить понимает ли ребенок залоговые отношения, умеет ли образовывать возвратные формы глаголов.

Материал для исследования: парныесюжетные картинки с изображением действий. Используются возвратные глаголы (вытирается, одевается) ( Приложение 1листы №17, №18).

Сюжетные картинки:



Девочка вытирается – девочку вытирает мама.

Мальчик одевается – мальчика одевает мама.

Девочка купается – девочку купает мама.

Девочка причесывается – девочку причесывает мама.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, где дети сами выполняют действие, а где им помогают взрослые. Например: Девочка вытирается – девочку вытирает мама».


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!