Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика глагольного словаря детей с ОНР III уровня



При 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребенка не превы­шает 1,5-2 тыс. слов; ограниченность словаря отмечается и в ак­тивном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Харак­терными лексическими особенностями речи дошкольников данной категории являются: пре­обладание слов — названий обиходно-бытовых предметов и дей­ствий; недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выра­жающих оттенки значений или абстрактные понятия; частые замены одного названия другим, причем замены про­исходят, как по смысловому, так и по звуковому и морфологичес­кому признакам.

Все эти ошибки зафиксиро­ваны у детей свидетельствует о слабости лексического переноса, сни­женном языковом чутье и неумении пользоваться морфоло­гическими элементами при словообразовании.

В грамматическом оформлении речи у детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению пред­ложения. Такие дошкольники (даже при 3-м уровне речевого раз­вития) зачастую не могут правильно повторять фразы более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их коли­чество. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи, например: уха­живали а ёжику (за ёжиком), заботились белкой (о белке), дотро­нулся а лоба (до лба), одна девеля (одно дерево), две колесы (два колеса), три ведры (ведра), подошёл два гуся (к двум гусям), иг­рал две котёнки (с двумя котятами).

Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются. Например, на вопрос «Какое варенье варят из слив?» один ребе­нок отвечает «сливочное», а другой — «сливное». В обоих случа­ях ответы ошибочны как лексически (значение слов), так и грамматически (способ словообразования).

Отмечая лексические и грамматические особенности детской речи с III уровнем ОНР, мы видим, что они относятся и к предикативному словарю детей.

Логопед – практик И.А. Чистякова[66] пишет, что: « работа по развитию связной речи начинается с фор­мирования структуры простого двусоставного предложения по модели «предмет — действие». На этом этапе работы дети с нарушениями речево­го развития испытывают трудности в подборе нужного глагола. Их предикативный словарь беден и включает лишь глаголы, обозначающие самые рас­пространенные действия (спит, ест, сидит, ходит, бегает, смотрит, одевается, слушает, гуляет, играет, стоит).



Ребенок с нарушениями речевого развития не вла­деет близкими по смыслу глаголами (спит — дремлет; торопится — спешит), не знает названий различных действий, свойственных одному объекту (например: крадется, охотится, нападает, ласкается (о кошке); грустит, расстраивается, радуется (о человеке)). Зна­чительные трудности у детей вызывает употребление глагола в переносном значении (Человек идет. Дождь идет. Часы идут).

Простое тестирование детей 6-летнего возраста с нормальным развитием речи и детей с речевой пато­логией (диагнозы: «фонетико-фонематическое недо­развитие речи», «общее недоразвитие речи») показы­вает: дошкольники с нормальным развитием речи под­бирают приблизительно 5 названий действий (из 8 возможных) для неодушевленного существительного и 8 (из 14 возможных) для одушевленного. Дошкольники с общим недораз­витием речи подбирают 2 названия действий (из 8 возможных) для неодушевленного существительного и 4 (из 14 возможных) для одушевленного.

Т.А. Ткаченко[58], характеризуя речь детей с третьим уровнем, отмечает, что в 5- летнем возрасте словарный запас детей составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют и если присутствуют, то в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. В словаре ребенка наблюдается пре­обладание слов — названий обиходно-бытовых предметов и дей­ствий (спать, одеваться, идти, умываться).

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

— глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, ли­жет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»);

— приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.).



Ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется в заданиях на словообразование, например: - пришила юбку (вместо подшила), - шьет руку ( вместо пришивает рукав).

В работах Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [41] отмечаются такие лексические особенности при общем недоразвитии речи (третьего уровня):

- расхождение в объеме пассивного и активного словаря;

- название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (« подшивает» - «шьет»);

- нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи их смешивают;

- из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать, как штопать, распарывать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться;

- много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов.

Р.Е.Левина [11] утверждает, что общее недоразвитие речи третьего уровня, проявляется в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет. Например: названия некоторых мало знакомых действий, дети заменяют другими (вместо строгать ребенок говорит «чистить», вместо вязать – «плести»).

Иногда дети прибегают к пространным объяснениям вместо того, чтобы назвать предмет или действие.

На этой стадии речевого развития у детей еще очень ограниченный речевой запас, поэтому в измененной ситуации происходит неточный отбор слов, т.е. затруднена дифференциация глаголов близких по значению («моет-купает», «ставит-поставила», «ставит-кладет»)

Некоторые слова, хотя и знакомые детям, оказываются еще недостаточно закрепленными в речи вследствие редкого их употребления, поэтому при построении предложений дети стараются обходить их ( растапливает печь – «кладет в печку дров и зажигает»). Такие, казалось бы, знакомые глаголы, как поить и кормить, у многих детей зачастую недостаточно дифференцируются по значению.

Замены слов, как и на втором уровне, происходят как по смысловому, так и по звуковому признакам. Это происходит при употреблении в речи имен существительных и глаголов, которые составляют наибольшую часть речевого запаса.

Бедный запас слов, выражающих оттенки значений, характеризует речь детей на этой стадии ее развития. Эта бедность частично обусловливается неумением различить и выделить общность корневых значений. Отмечается довольно большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.

Можно выделить ошибки связанные с неразличением вида глаголов («сели, пока не перестал дождь», вместо сидели, «выкупались, пока было тепло, вместо купались), реже встречается неправильное согласование существительных и глаголов («мальчик рисуют», «девочки играла»).

Особенно заметны затруднения в словоизменении при выполнении специальных заданий. Так, не всегда дети могут образовать множественное число существительных и глаголов от слов, данных в единственном числе, и наоборот (пишет – «пиши», «пишите» и др.).

Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьировать слова. Сама задача преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Об этом свидетельствуют примеры подбора однокоренных слов. Эти и подобные примеры показывают, что средства фонетического выражения значений и морфологический состав слов еще недостаточно подмечаются.

Понимание обиходной речи на третьем уровне значительно полнее и точнее, чем на других уровнях.

Лишь изредка возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола.

Н.С. Жукова говорит, что словарь ребенка не соответствует его возрасту. Дети этого уровня речевого развития иногда используют императивно-инфинитивные формы глаголов вместо изъявительного наклонения. Но отмечаются положительные сдвиги в развитии предикативного словаря. Правильно используют многие глагольные формы изъявительного наклонения, в том числе возвратной формы глагола.

Кроткова А.В., Дроздова Е.Н.[27] утверждают, что префиксальное образование глаголовдостаточно трудно для детей дошкольного возраста.

Это связано с тем, что глагол имеет более отвлеченную семантику, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие его словообразовательных форм более сложное: оно не опирается на конкретные образы предметов.

Полученные данные свидетельствовали о том, что отсутствие четких представлений о лексическом значении слова играют существенную роль в процессе грамматического оформления высказывания. Многие глагольные формы заменялись детьми на близкие по значению («доехали — добрались»). Иногда в их ответах не прослеживалось устойчивое понимание различий между близкими по смыслу существительными и глаголами («машина — ехать»).

Шашкина Г.Р. [68] одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны.

Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

В работах Н.С.Жуковой, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, С. Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.

Это неправильное употребление:

- личных окончаний глаголов;

- окончаний глаголов в прошедшем времени.

Изучив различные источники литературы по проблеме развития предикативного словаря у детей с III уровнем общего недоразвития речи, мне хотелось бы отметить:

1. У детей с III уровнем ОНР словарный запас детей не соответствует возрасту.

2. Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого.

3. В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (иду, кушать, спать, сидеть, одеваться, умываться, ходит, бегает, смотрит, слушает, гуляет, играет, стоит и др.).

4. Ребенок не вла­деет близкими по смыслу глаголами. Название действий заменяет словами близкими по ситуации и внешним признакам, например (лакает, ли­жет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест», спит— дремлет; торопится — спешит, шьет- подшивает).

5. Не знает названий различных действий, свойственных одному объекту, например: крадется, охотится, нападает, ласкается (о кошке); грустит, расстраивается, радуется (о человеке).

6. Употребление глагола в переносном значении затруднено (Человек идет. Дождь идет. Часы идут).

7. Дети частично овладели грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, но неумение их правильно использовать в речи приводит к многочисленным ошибкам. Наиболее частые из них:

- не всегда дети могут образовать множественное число глаголов от слов, данных в единственном числе, и наоборот (пишет – «пиши», «пишите» и др.)

- при префиксальном образовании глаголов (едет, переедет, отъедет, приедет, съедет, подъедет и др.).

- не различение вида глаголов («сели, пока не перестал дождь», вместо сидели, «выкупались, пока было тепло, вместо купались), реже встречается неправильное согласование существительных и глаголов («мальчик рисуют», «девочки играла»).

- иногда допускают ошибки при образовании временных форм глагола.

- затрудняются изменять глагол настоящего времени по лицам (я иду, ты идешь, он идет, она идет, они идут, мы идем, вы идете).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!