Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Физиологические и метаболические детерминанты сроков введения прикорма



Таблица 1

Процесс Возраст
1.Созревание ферментативных процессов переваривания пищи: -усиление секреции соляной кислоты, -повышение активности пепсина и других протеиназ, -повышение активности амилазы 3 мес. 3-4 мес.   с 2-3 мес. до 1 года
2.Созревание рефлекторных механизмов, необходимых для проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание «рефлекса выталкивания ложки») и поддержания туловища в вертикальном положении. 4-5 мес.
3.Повышение уровня секретного иммуноглобулина А в кишечнике. 3-4 мес.
4.Снижение повышенной проницаемости слизистой кишечника: -созревание гликопротеидного компонента слизи -снижение текучести мембран энтероцитов 3 мес.  

 

Как видно из приведенных данных, вводить прикорм нецелесообразно ранее 3-4 месяцев жизни, так как до этого возраста ребенок физиологически не подготовлен к ассимиляции иной пищи, чем женское молоко или его заменители.

Следует также учитывать, что раннее введение прикорма может снижать частоту и интенсивность сосания, и, как следствие, выработку грудного молока. При таких условиях вводимый прикорм будет не столько дополнять грудное молоко, сколько частично замещать его, что является физиологически неоправданным.

В то же время при введении первого прикорма позднее 6-7мес. у ребенка могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Таким образом, при достаточной лактации у матери основной прикорм целесообразно вводить ребенку в возрасте 4-6 мес. При этом решение о введении прикорма мать должна принять по совету медицинских работников, причем это решение должно учитывать индивидуальные особенности ребенка: скорость его роста, величины массы и длины тела, аппетит и др.

Особенности пищевого поведения

Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, по мере роста ребенка необходимо введение в его рацион и других продуктов питания и блюд, обозначаемых термином «прикорм».

Термин «введение прикорма» подразумевает переход от питания младенца, основанного исключительно на кормлении молоком (либо грудным молоком, либо адаптированной молочной смесью), к питанию, состоящему из молока и другой разнообразной пищи. Процесс введения прикорма включает ряд чётких стадий - введение гомогенизированной, затем протёртой пюреобразной пищи, пищи содержащей маленькие кусочки, пищи в виде мягких кусочков, которые ребёнок может легко взять пальчиками, пищи с кусочками все больших размеров и, наконец, подходящей пищи из того рациона, который ест семья (таблица №1).



На каждой стадии введения прикорма молоко продолжает играть важную питательную роль, так как даже в возрасте одного года обычное потребление молока составляет примерно одну треть поступления энергии.

Формирование пищевого поведения зависит от зрелости нервной системы. В момент рождения ребёнок способен координировать действия, связанные с сосанием, глотанием и дыханием, зрение ещё не фокусируется. Примерно до 3 –х месяцев ребёнок ритмично сосёт с помощью языка, передвигая его вверх – вниз. На 12-16 неделе характер сосания меняется, и язык двигается взад – вперёд, а не вверх – вниз. При попадании пищи на язык ребёнок способен втянуть нижнюю губу, когда ложку вынимают изо рта, передвинуть пищу с задней части языка и проглотить. В 6- месячном возрасте у ребёнка отмечается лучшая координация движения глаз и кистей рук, он берёт предметы в руку в пределах досягаемости и кладёт их в рот, также развиваются жевательные движения, очищение ложки губами, кусание, жевание, боковые движения языка и перемещение пищи к зубам, в 12-24 месяца имеют место вращательные жевательные движения, стабильность челюстей. Это имеет значение для того, какие типы продуктов можно употреблять в различные возрастные периоды (жидкости, пища в виде пюре, растёртые и рубленные блюда и продукты, которые можно кушать руками).

 

Развитие нервной системы грудных детей и детей раннего возраста и его значение для того, какие типы продуктов можно употреблять в разном возрасте

Таблица 2

Возраст (месяцы) Сложившиеся рефлексы/ навыки Типы продуктов, которые можно употреблять Примеры продуктов
0-6 Сосание/ сосание груди и глотание Жидкости Грудное молоко
4-7 Появление первых жевательных движений, растёт сила сосания. Перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка Пища в виде пюре Овощные, фруктовые, зерновые без клейковины; хорошо проваренные и размятые печень и мясо
7-12 Очищение ложки губами, кусание и жевание. Боковые движения языка и перемещение пищи к зубам Растёртые или рубленные блюда и продукты, которые можно есть руками Хорошо проваренные, прокрученные на мясорубке печень, мясо; растёртые варёные овощи и фрукты; рубленные сырые фрукты и овощи; зерновые и хлеб
12-24 Вращательные жевательные движения. Стабильность челюстей. Пища с «общего» стола Отварные, запечённые, свежие овощи, фрукты, каши, хлеб, котлеты, фрикадельки и др.

 



Приложение 6


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!