Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Современные подходы в практике введения прикормов



Методические рекомендации разработаны на основе опыта работы кабинета здорового ребёнка в ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника №2».

В 2011году на базе детского отделения поликлиники был проведен опрос родителей детей первого года жизни по определению удовлетворенности качеством профилактической помощи участковой службой.

По данным опроса родителей детей первого года жизни, наблюдающихся в детском отделении поликлиники две трети (66,7%) испытывали недостаток знаний при уходе за детьми первого года жизни.

Так, если в первом полугодии жизни на первый план выходят проблемы грудного вскармливания и недостаток навыков массажа (родители недооценивают значимость массажа и гимнастики для малышей), то во втором полугодии – родители испытывают недостаток знаний по введению прикормов и нервно – психическому развитию малышей. Проблему усугубляет отсутствие единых подходов среди медицинских работников при назначении прикормов детям первого года жизни.

Также и развитие медицины не стоит на месте, проводится много клинических исследований, информация постоянно обновляется, часто приказы не успевают за новыми веяниями, морально устаревают и требуют новых подходов в организации работы различных структурных подразделений поликлиник и больниц.

Поэтому в 2011 году на базе ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника №2» было принято решение об усовершенствовании работы кабинета здорового ребёнка и использовании новых методов работы с родителями, детей первого года жизни, персоналом, студентами медицинского колледжа и медицинскими сёстрами курсов повышения квалификации (приложение 1, приложение 3).

Обучение основам рационального питания детей раннего возраста, правилам введения прикормов является одним из разделов работы кабинета здорового ребёнка.

Кабинет здорового ребенка (КЗР) – структурное подразделение детской поликлиники (отделения), играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.

Основные задачи кабинета здорового ребенка:

· пропаганда здорового образа жизни в семье;

· обучение основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое развитие, закаливание, уход и др.);

· санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактике заболеваний и отклонений в развитии ребенка;

· обучение родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения прикорма;



· обучение участковых медицинских сестёр вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур;

· информирование участковых педиатров о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

· осуществление связи с Центрами медицинской профилактики и Центрами здоровья, с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка;

· ведение необходимой рабочей документации и учёт инструктивно- методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

Кабинет здорового ребёнка имеет своей целью научить и приучить всех участников процесса - медицинских сестёр детского отделения поликлиники, студентов, проходящих практику по разделу «Сестринское дело в педиатрии», родителей детей первого года жизни по новому относиться к здоровью, получить необходимые знания и навыки по уходу, воспитанию, оздоровлению, формированию здорового образа жизни начиная с первых дней жизни, действуя по принципу «равный с равным».

Работа кабинета здорового ребенка – это комплексная работа с беременными женщинами, родителями и медицинскими работниками по обучению правилам рационального вскармливания, правилам введения прикормов, навыкам проведения массажа и гимнастики, оздоровлению малышей, нервно – психическому развитию.

Работа кабинета здорового ребёнка осуществляется на основании следующих приказов:

ü Приказ МЗ СССР № 60 от 19.01.1983г. «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи детскому населению в городе» (в ред. Приказ МЗ РФ от 05.05.1999г.);



ü Методические рекомендации МЗ СССР «Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике» от 23.03.1987г. № 11-11/6-25;

ü Приказ МЗ СР РФ «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники» от 23.01.2007г. № 56;

ü Приказ МЗ СР РФ «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» от 16.04. 2012 г. N 366н.

ü СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания» (с изм. от 28.06.2008г.)

 

 

Медицинская документация кабинета здорового ребенка:

1. Учетная форма N 112/у, вкладыш – карта посещений кабинета здорового ребенка. Разработан новый вкладыш – карты посещения кабинета здорового ребёнка (приложение 3);

2. Учетная форма N 039/у;

3. Учетная форма N 038/у.

 

Штаты кабинета здорового ребёнка

Формирование штатов проводится согласно приказу МЗ СР РФ «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» от 16.04. 2012 г. N 366н.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

МЕДИЦИНСКОГО И ИНОГО ПЕРСОНАЛА ДЕТСКОЙ

ПОЛИКЛИНИКИ (ОТДЕЛЕНИЯ)

 

№ п/п Наименование должности Количество штатных единиц на 10000 прикреплённого детского населения
1. Врач – педиатр кабинета здорового ребенка
2. Медицинская сестра кабинета здорового ребенка

 

Новые методы работы в кабинете здорового ребёнка с детьми первого года жизни

1. Совершенствование знаний медицинских работников:

Раздел рациональное питание детей первого года жизни:

«Реализация современных подходов вскармливания детей первого года жизни. Приверженность медицинских сестёр детских поликлиник принципам рационального питания согласно Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации».

Мотивационный блок:

Значимость изучения темы обусловлена необходимостью обучения медицинских сестёр детских отделений организационным вопросам, единым подходам при введении прикормов детям первого года жизни.

Цель занятий в КЗР с медицинским персоналом, студентами:

Учебная:

-ознакомить медицинских сестёр, студентов с основными принципами Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации», анатомо – физиологическим особенностям пищеварительного тракта детей первого года жизни (приложение 5), схемой введения прикормов, правилам приготовления блюд прикормов (приложение 6).

Воспитательная:

обучить медицинских сестёр, студентов вопросам рационального вскармливания, правилам введения прикормов, приготовления блюд прикормов (приложение 2).

Развивающая:

-развитие познавательной активности, навыков работы с литературой, электронными средствами информации, работе с документацией;

- формирование клинического мышления у студентов и медицинских сестёр в вопросах организации рационального питания с учётом влияния основных нутриентов на здоровье детей первого года жизни.

Задачи:

· Знакомство медицинских работников и студентов с основными документами, регламентирующими работу КЗР, Национальной программой «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации».

· Знакомство медицинских работников и студентов с основными целями и задачами КЗР;

· Знакомство медицинских работников и студентов с новыми сроками введения прикормов, видами прикормов, с функциональными продуктами, с различиями между продуктами домашнего и промышленного производств;

· Знакомство медицинских работников и студентов с методами работы с родителями на педиатрическом участке по разделу рационального питания на первом году жизни;

· Знакомство медицинских работников и студентов с новыми изменениями в схемах патронажей к детям первого года жизни (Приложение 12);

· Подготовка медицинских сестёр и студентов к самостоятельной работе с родителями, к проведению профилактической работы по разделу рационального питания на педиатрическом участке, к обучению родителей правилам введения прикормов и приготовлению блюд прикормов.

В результате изучения тем занятий медицинские сёстры, студенты должны:

1) Знать

- основные принципы Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации», анатомо – физиологические особенности пищеварительного тракта детей первого года жизни, схему введения прикормов, правила приготовления блюд прикормов;

- понятие прикорма, цели введения прикормов, блюд и продуктов прикорма, сроков введения прикормов, потребность детей в основных микронутриентах, изменения в организме ребёнка при раннем и позднем введении прикормов;

- формы и методы работы с родителями по разделу рационального питания;

- основные цели и задачи КЗР;

2) Уметь:

рассчитать питание, составить меню для разных возрастных групп (приложение 7), дать индивидуальные рекомендации родителям по правилам введения прикормов, обучить родителей правильному приготовлению блюд прикорма; выявлять ошибки при введении прикормов на педиатрическом участке и определять показания для направления родителей в КЗР;

- пользоваться основной методологической базой КЗР, использовать принципы Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации»;

3) Владеть -информационной базой КЗР, Национальной программой и др. законодательной базой, регламентирующей рациональное питание детей первого года жизни.

Продолжительность занятий –60-90 минут.

Место проведения:кабинет здорового ребёнка.

Оснащение занятия:

· Папка с Национальной программой «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации»;

· Положение о работе кабинета здорового ребёнка;

· Оборудование кабинета здорового ребёнка: стенд по грудному вскармливанию, стенд по правилам введения прикормов, витрина с посудой, для приготовления блюд прикорма; ноутбук для демонстрации презентации «Оптимизация питания детей первого года жизни», «Виды вскармливания, расчёт питания, введение прикормов», мультимедийная техника;

· Методические пособия «Современные подходы в организации прикормов» (приложение 4), «Анатомо – физиологические особенности пищеварительного тракта детей первого года жизни» (приложение3).

План занятия:

Вступительная часть

-приветствие, организационные моменты;

-ознакомление с целью, задачами, планом занятия;

- мотивационный блок;

Теоретическая часть

-разбор темы по вопросам, планируемым для обсуждения:

ü Организация занятий с медицинским персоналом, студентами по вопросам вскармливания детей первого года жизни, современным подходам при введении прикормов, оздоровлению, профилактике рахита – занятия в виде демонстрации презентаций

Практическая часть

- работа с документацией, литературой. Проведение занятий с участковыми медсёстрами малыми группами по питанию детей первого года жизни: расчёт питания, составление меню для разных возрастных групп (приложение 5);

ü Подготовка материалов, анализ показателей по педиатрическому участку, отделению для участия в городских конкурсах и конференциях по пропаганде грудного вскармливания, особенностям вскармливания детей первого года жизни и т.д.;

Заключительная часть

- подведение итогов выполнения цели и задач занятия; организационные моменты.

Самостоятельная работа:

Знакомство с новыми схемами патронажей к детям первого года жизни (приложение ), с ведением документации кабинета здорового ребёнка, составление меню для детей разных возрастных групп.

Формы и виды контроля:

Текущий – собеседование по теме занятия;

Плановый – ежемесячно, контроль ведения ф.112 «История развития ребёнка» - приверженность принципам Национальной программы, индивидуальный подход при назначении прикормов, выявление ошибок родителей при введении прикормов.

2. Групповое занятие для родителей по современной организации введения прикормов детям первого года жизни:

На групповое занятие приходят родители, детям которых исполняется 3,5 – 4 мес.

Раздел рациональное питание детей первого года жизни:

«Реализация современных подходов вскармливания детей первого года жизни. Приверженность родителей, имеющих детей первого года жизни принципам рационального питания согласно Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации».

Мотивационный блок:

Значимость изучения темы обусловлена необходимостью обучения родителей организационным вопросам, правилам и ошибкам при введении прикормов детям первого года жизни.

Цель занятий в КЗР:

Учебная:

-ознакомить мамочек с основными принципами Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации», анатомо – физиологическим особенностям пищеварительного тракта детей первого года жизни (приложение 11), схемой введения прикормов, правилам приготовления блюд прикормов.

Воспитательная:

обучить родителей вопросам рационального вскармливания, правилам введения прикормов, приготовления блюд прикормов.

Развивающая:

-развитие познавательной активности, навыков работы с литературой, электронными средствами информации;

- формирование правильных подходов в вопросах организации рационального питания с учётом влияния основных нутриентов на здоровье детей первого года жизни.

Задачи:

· Знакомство родителей с основными документами, регламентирующими работу КЗР, Национальной программой «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации».

· Знакомство родителей с основными целями и задачами группового занятия в КЗР;

· Знакомство родителей с понятием прикорм, сроками введения прикорма, видами блюд и продуктов прикорма;

· Знакомство родителей с преимуществами и недостатками продуктов домашнего и промышленного производства;

· Подготовка родителей к началу введения прикормов и приготовлению блюд прикормов.

В результате изучения тем занятий родители должны:

Знать

- основные принципы Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации», анатомо – физиологические особенности пищеварительного тракта детей первого года жизни, схему введения прикормов, правила приготовления блюд прикормов; преимущества и недостатки продуктов домашнего и промышленного производства.

2) Уметь:

-составить меню для своего ребёнка, правильно приготовить блюдо прикорма; выявлять ошибки при введении прикормов;

- использовать принципы Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации»;

3) Владеть -информационной базой КЗР, Национальной программой (сокращённый вариант – тема введения прикормов) и др. законодательной базой, регламентирующей рациональное питание детей первого года жизни.

Продолжительность занятий –75 минут.

Место проведения:кабинет здорового ребёнка.

Оснащение занятия:

· Папка с Национальной программой «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации»;

· Методические указания МЗ РФ от 1999г.№225 «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни».

· Положение о работе кабинета здорового ребёнка;

· Оборудование кабинета здорового ребёнка: стенд по грудному вскармливанию, стенд по правилам введения прикормов, витрина с посудой, для приготовления блюд прикорма; ноутбук для демонстрации презентации «Основы рационального питания», мультимедийная техника;

· Брошюра для родителей «Современные подходы в организации прикормов» (приложение 8);

· Рецепты приготовления блюд домашнего прикорма (приложение 9).

План занятия:

Вступительная часть

-приветствие, организационные моменты;

-ознакомление с целью, задачами, планом занятия;

- мотивационный блок;

- оформление добровольного информированного согласия на обработку данных и использование фотографий с родителями и детьми для работы;

Теоретическая часть

Проведение занятия с родителями группами по 5-10 челочек. На занятие родители приходят без детей. Занятие проводится 1 раз в неделю.

-разбор темы по вопросам, планируемым для обсуждения:

ü Занятие с родителями по современным подходам и правилам введения прикормов в виде демонстрации презентации.

Практическая часть

Ответы на вопросы по презентации, общение родителей между собой, обмен опытом по изучаемой теме. Также, реализация этой части происходит на индивидуальном занятии. На которое приходит мама с малышом. Занятия проводятся в дни здоровых приёмов (вторник, четверг). На занятии оценивают вид вскармливания, выявляют проблемы во время кормления, дают рекомендации по питанию, решается вопрос о введении прикорма с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Консультирование по телефону в часы работы поликлиники по вопросам рационального вскармливания, ответы на вопросы при возникновении проблем во время введения новых продуктов и др.

 

Заключительная часть

- подведение итогов выполнения цели и задач занятия;

организационные моменты.

Самостоятельная работа:

Составление меню для своего ребёнка в разные возрастные периоды.

Формы и виды контроля:

Текущий – собеседование по теме занятия;

Плановый – на следующих индивидуальных занятиях мама рассказывает какие прикормы ввели, объём пищи на кормление, какие возникли трудности при введении прикормов, выявляют ошибки и дают рекомендации по питанию до следующего индивидуального занятия.

За первый год жизни мама с ребёнком посещает 4 раза индивидуальные занятия (в 1-1,5 мес., в 3-4 мес., в 6 мес., в 9 мес.).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!