Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






I.ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 4 часть



ЖИВОПИСЬ - вид изобрази­тельного искусства, специфика ко-

торого состоит в создании худо­жественных произведений с по­мощью цвета (красок), наносимо­го на какую-либо двухмерную по­верхность. Различают виды: станковую и монументальную Ж. Жанры: портрет, пейзаж, натюр­морт 22, 29, 147, 154, 158-161, 174

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИС­КУССТВО - совокупность видов искусства, отражающих действи­тельность в наглядных, зритель­но воспринимаемых образах. К И.и. относятся: живопись, скуль­птура, графика, иконопись и др. 147

ИКОНОБОРЧЕСТВО - соци­ально-политическое и религиоз­ное движение в Византии в 8 -первой пол. 9 вв. направленное против культа икон 25

ИМПРЕССИОНИЗМ - на­правление в искусстве последней трети XIX - нач. XX вв., характе­ризующееся стремлением запе­чатлеть мир в его подвижности, изменчивости и передать мимо­летные авторские впечатления от него 113

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - музыка, исполняемая на музыкальных инструментах в противоположность вокальной (пению) 162, 163

ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка; форма комического, один из способов создания коме­дийного образа; стилистический прием противопоставления види­мого и скрытого смысла выска-

зывания, создающий эффект на­смешки, чаще всего заведомое не­соответствие положительного значения и отрицательного под­текста 18, 84

ИСКУССТВО - вид духовно­го освоения действительности об­щественным человеком, способ духовно-практической деятельно­сти людей, направленный на ху­дожественное постижение и ос­воение мира через художествен­ный образ. В широком смысле И. отождествляется с мастерством, умением, искусными навыками людей. И. реализуется в различ­ных видах (литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура, кино,телевидение), жанрах, направлениях, стилях. Со­здание и функционирование про­изведений происходит в рамках художественной культуры. И. ха­рактерны ряд социальных функ­ций: эстетическая,гедонистичес­кая, воспитательная, коммуника­тивная, познавательная, суггестивная, катарсическая, ком­пенсаторная, прогностическая, ин­формационная и др. 3-9, 18, 21, 133-138, 144-151,

КАЛОКАГАТИЯ - гармони­ческое сочетание внешних (фи­зических) и внутренних (духов­ных) достоинств человека, осно­ванное на идеале добра и красоты 76

КАНТАТА - крупное вокаль­но-инструментальное произведе­ние, обычно для солистов, хора и оркестра торжественного, радос-

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТИЛЬ

тного лирического, скорбного или повествовательного характера. К. бывают светские и духовные (ре­лигиозные); многочастное стихот­ворное произведение к торже­ственному случаю или на мифо­логическую тему 163



КАТАРСИС - термин, введен­ный Аристотелем в учении о тра­гедии, означающий очищение духа при помощи страха и сострада­ния 23, 82, 116

КЕРАМИКА - гончарное ис­кусство; изделие из природной глины, прошедшее термическую обработку 148

КИНЕМАТОГРАФ - вид ис­кусства, произведения которого создаются с помощью киносъем­ки реальных, специально инсце­нированных или воссозданных средствами мультипликации со­бытий. К. синтезирует эстетичес­кие свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему свойственных выразительных средств - монтаж, кадр, ракурс, план. Жанры: художественное, научно-популярное, хроникально-документальное, мультипликаци­онное 169-171

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУС­СТВО - направление авангардиз­ма, использующее для создания произведений искусства эстети­ческие возможности движения и реальных конструкций, машин и иллюзорных изображений, опти­ческих эффектов, создаваемых средствами кинематографа, теле-

видения, видеокино, лмррними лучами, неоновым или ии-мрп ческим освещением ИИ

КЛАССФИКАЦИЯ НС КУССТВ - упорядочение видов, жанров искусства по различным основаниям 146, 147, 148, 153

КЛАССИЦИЗМ - художе­ственное мировоззрение, питав­шее направление в искусстве XVI в. - 30-е годы XIX в. в Евро­пе, в рамках которого были раз­работаны и утверждались стро­гие стилистические нормативы и иерархия высших и низших жан­ров по античным образцам. Для К. характерны рационализм, нор­мативность творчества, тяготение к завершенным гармоническим формам, монументальности, ясно­сти; высокая гражданская тема­тика, отражение жизни в идеаль­ных образах, тяготеющих ко все­общей норме, образцу; художественный стиль в Европе и соответствующая ему эстети­ческая теория, базирующаяся на образцах античного искусства 41, 43,89,159,181,188,195



КОЛОРИТ - система цвето­вых сочетаний в произведениях изобразительного искусства 160 КОМИЧЕСКОЕ - категория эстетики, отражающая социально значимые противоречия под уг­лом зрения эмоционально-крити­ческого отношения к ним с пози­ции эстетического идеала 3, 6, 18, 38,85

КОМЕДИЯ - вид (жанр) др| мы, в которой действие и харлктс

ЭСТЕТИКА

ры трактованы в формах коми­ческого и вызывают смех; проти­воположен трагедии; притворство, лицемерное поведение 166

КОМПОЗИЦИЯ - в искус­стве - конкретное построение, внутренняя структура художе­ственного произведения; музы­кальное, живописное, скульптур­ное или графическое произведе­ние; произведение, включающее различные виды искусств 140, 141

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - название, закрепившееся за ос­новным реалистическим мето­дом искусства XIX в., получив­шем развитие в искусстве ХХв. Термин К.Р. подчеркивает крити­ческий, обличительный пафос де­мократического искусства по от­ношению к существующей дей­ствительности 177, 189, 190, 195

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕ­СТВЕННАЯ - вид искусства, в ко­тором материальным носителем образности выступает слово. Л.х. имеет дело с образами, лишенны­ми прямой зрительной достовер­ности (наглядности). Возникает на почве фольклора. Основными видами литературного творчества являются поэзия и проза, а рода­ми: эпос, лирика, драма 8, 165-167

ЛОГОС - термин древнегре­ческой философии, в котором пе­реплелись понятия «слова» как внешней оформленности предме­тов, явлений и процессов и их смысловое содержание. В поня­тии Л. находит отражение мыс-

лительно-аналитическая деятель­ность ума, постигающая упорядо­ченность, системность и гармонич­ность мира. В этом смысле логи­ческое противостоит мифологическому и является си­нонимом рационального 25

МАГИЯ - вера в сверхъес­тественные способности челове­ка (колдуна, мага) воздействовать на людей, животных, явления при­роды, а также на воображаемых духов и богов, через колдовство, чародейство, волшебство, обряды. Определяет культуру первобыт­ного общества 171

МЕЛОДИЯ - художественно осмысленный последовательный ряд музыкальных звуков, зафик­сированных по высоте, организо­ванных ритмически и интонаци­онно 162

МЕРА - философская кате­гория, выражающая диалектичес­кое единство качества и количе­ства объекта; указывает предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение каче­ства объекта и наоборот; М. как соразмерность лежит в основе ритма, гармонии, мелодии в му­зыке, ансамбля в архитектуре и т.п. 18, 20, 26, 75

МЕССА - принятое католи­ческой церковью название литур­гии; многоголосное циклическое хоровое музыкальное произведе­ние на текст литургии; концерт­ное произведение, выходящее за рамки культовой музыки 162

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕН­НЫЙ - система принципов, фор­мирующих определенные направ­ления и течения в искусстве и художественные стили (класси­цизм, реализм). Метод в искус­стве проявляет себя как способ познания жизни, ее оценка и пре­ображение жизненных реалий в художественно-образную ткань искусства 112, 175-178, 195

МИМЕСИС - термин древне­греческой философии, характери­зующий сущность творчества, в том числе и художественного. Один из принципов античной эстетики 22

МИФОЛОГИЯ - синкрети­ческая форма сознания людей; наука, изучающая мифы; совокуп­ность мифов (рассказов, пове­ствований) о богах, героях, демо­нах, духах и др., отражавших вне-рациональные представления людей о мире, природе и челове­ке. Миф является исторически первой формой культуры 3, 14-16, 109

МОДЕРНИЗМ - общее обо­значение направлений искусства конца XIX - XX вв. (кубизм, сюр­реализм, экспрессионизм,абстрак­ционизм, дадаизм, футуризм,суп­рематизм и др.). Основа М.-антитрадиционализм и антинор­мативизм; эстетическая теория 191

МОЗАИКА - изображение и узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д., используемые пре-

имущественно для укршиспия ядй нии; вид изобразительного и< кус ства25, 159

МУЗЫКА - вид искусств, отражающий действительность В зуковых художественных обра­зах. М. основывается на способ­ности человека ассоциировать слуховые ощущения с собствен­ными переживаниями, состояни­ями и процессами внешнего мира 8, 18, 19, 128, 161-164, 182

НИЗМЕННОЕ - категория эстетики, противоположная возвы­шенному, отражающая предельно негативные явления действитель­ности и особенности обществен­ной и индивидуальной жизни, ко­торые вызывают у человека со­ответствующую эмоциональную реакцию (презрение и отвраще­ние) 6, 78, 79, 85

НРАВСТВЕННОСТЬ - осо­бая форма общественного созна­ния и вид общественных отноше­ний; один из основных способов социальной регуляции поведения и деятельности человека с помо­щью моральных норм, принципов, оценочных представлений и иде­алов 207

ОПЕРА - музыкально-теат­ральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки, воплощающих­ся при помощи инструментальной (оркестровой) и вокальной (сольной, хоровой) музыки; жанр музыкально-драматического и с кусства

ЭСТЕТИКА

ОПЕРЕТТА - музыкально-театральное произведение, пре­имущественно комедийного ха­рактера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы сочетают­ся с диалогами 164

ОРАТОРИЯ - крупное, обыч­но состоящее из нескольких час­тей, музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и орке­стра, написанное на драматичес­кий сюжет и предназначенное для концертного исполнения 162

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТ­ВО - искусство эпохи первобыт­но-общинного строя. Возникло в позднем палеолите ок. ХХХ-го тысячелетия до н.э., отражало по­требности жизни' и воззрения древнего человека. Существова­ло в виде пещерных, наскальных изображений животных, орнамен­та, женских статуэток, орнамен­тированной керамики, скульпту­ры и т.п. 181-183

1 ПЕРСПЕКТИВА - система изображения предметного мира на плоскости в соответсвии со зри­тельным восприятием предметов человеком; совокупность правил построения трехмерных предме­тов на плоскости 36, 161

ПЛАСТИКА - строение ма­териального тела, доступное не­посредственно-чувственному со­зерцанию. П. выявляет в форме предмета его архитектонические содержательные качества и фун­кциональное назначение. Это

ритмическое сочетание объемных форм и масс, а также выразитель­ная передача поз, движений, жес­тов в художественном произве­дении, которое имеет веществен­ный, телесный характер. Понятием «пластические искус­ства» нередко объединяют живо­пись, скульптуру, архитектуру, при­кладные искусства. В актерском искусстве и танце П. является важнейшим выразительным средством 153

ПОЛИФОНИЯ - вид много­голосия, основанный на одновре­менном сочетании двух и более самостоятельных мелодий 162

ПОП-АРТ (популярное ис­кусство) - направление в совре­менном искусстве, возникшее в 50-е годы XX в. в США и Вели­кобритании, основанное на соеди­нении в произведении искусства реальных бытовых предметов (консервные банки, старые вещи, части автомобилей и т.п.), меха­нических копий (фотографии, му­ляжи, репродукции)с их изобра­жением 181, 194

ПОЭЗИЯ - стихотворная, рит­мически построенная речь; сово­купность стихотворных произве­дений какого-либо народа, време­ни, поэта или группы поэтов; искусство слова; вид литературы 22,29,32,38,122

ПОЭТИКА - раздел теории литературы, изучающий структу­ру литературного произведения и систему эстетических средств, в них используемых. Термином П.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКЛ.1ЛИ ЛЬ

"И'1

обозначают также систему худо­жественных средств, характерных для писателя, направления, нации, эпохи 22, 29, 32, 42

ПРЕКРАСНОЕ - категория эстетики, характеризующая пред­меты и явления, обладающие выс­шей эстетической ценностью 3, 4, 18,19,21,22,34-36,74-78,85

РЕАЛИЗМ - направление в искусстве, ставящее задачу дать наиболее полное, правдивое ото­бражение действительности; творческий принцип и метод, ха­рактерный для художественной культуры европейских стран, со­гласно которому задачу искусст­ва составляет показ всеобъемлю­щей жизненной правды. Теорети­чески выделяют два основных творческих метода: критический реализм и социалистический ре­ализм 180-181

РЕЛЬЕФ - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) до отношению к плоскости фона. Различают: койланогриф (кон­турный рельеф), барельеф, горель­еф (контррельеф) и др. 153

РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕ­НИЕ) - одна из крупнейших эпох в истории мировой культуры, сменившая средневековье, отра­зившая начало перехода от (фео­дализма к капитализму, формиро­вание светской культуры, гуманистического сознания, поры­вающего с религиозным мисти-цизмам. В своем классическом

выражении Р. охвягываетП1рИ> од развитии искусства 11П1ДМ0Й Европы с X11I по XVI mi ,!ii i)B, 185-187

РЕФОРМАЦИЯ - религией ное и общественное движение в Северной и Центральной Европе XVI в., направленное против мо­нополии римско-католической церкви на трактовку вероучитель-ных истин 30

РИТМ - выразительное сред­ство искуства; закономерное че­редование музыкальных звуков; общая упорядоченность звуково­го строения стихотворной речи; реальное звуковое строение кон­кретной стихотворной строки 23, 161,162

РИТУАЛ - совокупность и установленный порядок обрядо­вых действий при совершении какого-либо религизного акта; форма сложности символическо­го поведения, упорядоченная фор­ма действий 16,107, 109

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - ху­дожественный стиль средневеко­вого западноевропейского искус­ства Х-ХШ вв., отличающийся в архитектуре простотой, строгос­тью и масштабностью, в изобра­зительных искусствах условнос­тью, яркой выразительностью форм; период западноевропейско­го средневековья,в котором пре обладала ориентация на римские начала 27

РОМАНТИЗМ - художе ствен'ное направление в искус­стве первой половины XIX в,, для

ion

ЭСТЕТИКА

Которого характерны повышен- интерес к личности и душев­ному миру человека, противопос­тавление мира реального миру идеальному, создание образа мира но принципу контраста с окружа­ющей жизнью, с исключительны­ми героями и идеальными устрем­лениями; мироощущение, которо­му свойственна идеализация действительности, мечтательность 89, 177, 180, 189, 195

САМОРАЗВИТИЕ - одна из форм самодвижения сложных си­стем, имеющая позитивную на­правленность. Источник С. - внут­ренние противоречия, присущие системе (объекту). Способность человека делать собственную жизнь предметом преобразования САРКАЗМ - язвительная, ироническая насмешка, построен­ная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста; ОДИН из видов сатирического 84 САТИРА - обличение поро-ков человека и недостатков об-щественной жизни; литературные произведении, содержание кото­рых обличение, осмеяние; одна их форм комического 84

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - ху­дожественное направление в ис­кусстве 2-ой пол, XVIII в',, объя­вившее доминантой человеческой природы чувство, а не разум, ис­кавшее путь к идеально-норма­тивной личности в высвобожде­нии и совершенствовании есте­ственных чувств; особое умонастроение в искусстве; ме-

ланхолическая мечтательность, склонность к уединенным раз­мышлениям, чувствительности 111,181,188,189

СИМБИОЗ - формы тесного сожительства двух организмов разных видов, включая парази­тизм. Обычно взаимовыгоден для обоих симбионтов. В искусстве -одна из форм синтеза, предпола­гающая равноправное взаимодей­ствие видов искусств, сливаю­щихся в нечто новое (опера, эст­рада) 109, 165

СИММЕТРИЯ - соразмер­ность элементов целого; инвари­антность структуры материально­го объекта относительно его пре­образований; один из принципов гармонии. С. лежит в основе за­конов сохранения 75

СИМФОНИЯ - гармоничес­кое соединение, сочетание множе­ства чего-либо; жанр преимуще­ственно инструментальной музы­ки, главным образом для симфонического оркестра 163

СИНКРЕТИЗМ - нерасчле­ненность, характеризующая нераз­витое состояние какого-либо яв­ления. Смешение, неорганичное слияние разнородных элементов, в искусстве - нерасчлененное, органическое единство разных искусств и других форм духов­ной жизни 109,111, 181-183

СКЕПТИЦИЗМ - философс­кая позиция, характеризующаяся сомнением в существовании ка­кого-либо надежного критерия ис­тины. Крайняя форма С. - агнос-

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

тицизм 23

СКУЛЬПТУРА - вид изобра­зительного искусства, осваиваю­щий мир в пластических худо­жественных образах и создающий объемное изображение, вылеплен­ное из мягкого материала (глины, воска), высеченное из камня, вы­резанное из дерева или отлитое из бронзы, гипса и т.п.; произве­дение данного вида искусства, а также их совокупность. Выделя­ют станковую и монументальную скульптуру. Формы скульптуры: бюст, статуя, круглая скульп-тура, рельефная и др. 22, 29, 41, 152-155, 172, 174

СОВЕРШЕНСТВО - полнота всех достоинств, высшая степень какого-либо качества; оптималь­ность состояния развития эстети­ческого феномена, выражающая­ся в полном соответствии сущ­ности и явления 75, 76

СОНАТА - музыкальное про­изведение для одного или двух ин­струментов, состоящее обычно из нескольких контрастирующих частей (3-4), объединенных об­щим художественным замыслом; до XVII в. название всякой инст­рументальной музыкальной пье­сы; музыкальный жанр 163

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - направление в ху­дожественной жизни СССР, ста­вившее перед собой задачу изоб­ражения жизни в свете идеалов социализма; художественный метод, основанный на коммунис­тическом общественно-полити­ческом идеале; эстетическая те-

ория 181, 190, 191, 195

СПЕКТАКЛЬ - произведение театрального искусства; театраль­ное представление 167, 168, 169

СТОИЦИЗМ - направление античной философии, рассматри­вающее мир как живой организм, пронизанный творческим перво-огнем, создающим космическую «симпатию» всех вещей 23

СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ -вид танца, исполняющегося про­фессиональными танцовщиками на сцене 165

СЮЖЕТ - последователь­ность и связь событий в произ­ведении искусства; в изобрази­тельном искусстве - предмет изображения 141

СЮИТА - инструментальное музыкальное произведение из не­скольких контрастных частей, объединенных общим художе­ственным замыслом, отличающе­еся отсутствием строгой регла­ментации количества, характера и порядка частей, тесной связью с песней и танцем; композиция, со­стоящая из нескольких танцев, объединенных одной темой; жанр инструментальной музыки 163

СЮРРЕАЛИЗМ - художе­ственное направление,возникшее в 20-е годы XX ст. во Франции, провозгласившее источником ис кусства сферу подсознания, ни стинкты,сновидения, галлюцИН! ции и т.д.; эстетическая теории, основанная на разрыве ЛОГИЧО0 ких связей и замечи' их еуги.гц тивными ассоциациями 49, IH-I,

ЭСТЕТИКА

193, 194, 195

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТЬ - деятельность, порожда­ющая нечто качественно новое или достижение известного но­выми способами и отличающая­ся неповторимостью, оригинально­стью, и общественно- историчес­кой уникальностью 98

ТЕАТР - вид синтетического искусства, в котором образное отражение действительности про­исходит в формах драматическо­го действия, сценической игры, представления, осуществляемых актерами перед зрителями; твор­ческий коллектив, труппа, дающие спектакли; особый тип здания, предназначенный для театраль­ных представлений. Виды теат­ра: драматический, музыкальный, оперы и балета, оперетты; куколь­ный, эстрады, миниатюр, пантоми­мы, теней и др. 8, 128, 167-169

ТЕЛЕВИДЕНИЕ - синтети­ческий вид искусства, типологи­чески близкий киноискусству; передача изображений на рассто­яние; средство массовой аудио­визуальной коммуникации и эк­ранное зрелище, отличающееся периодичностью связи с аудито­рией, камерностью среды воспри­ятия, способностью передавать информацию о событиях, минуя студию предварительной записи, возможностью обращения к мил­лионам физически разобщенных зрителей 171-173

ТРАГЕДИЯ - драматический

жанр, в основе которого лежит напряженная борьба, личная или общественная катастрофа, нераз­решимая коллизия, обычно окан­чивающаяся гибелью героя; боль­шое несчастье, тяжелое событие с гибельными последствиями 80

ТРАГИЧЕСКОЕ - категория эстетики, характеризующая ост­рейшие жизненные конфликты, противоречия (коллизии), веду­щие к страданию, гибели положи­тельных общественных сил, в ходе которых они утверждают свою историческую правомер­ность, жизненность 6, 13, 18, 74, 79-85

УНИЯ - объединение, союз государств; церковная У.- объе­динение православных и католи­ческих церквей с признанием гла­венства римского папы при со­хранении своих обрядов и богослужения 57

УТИЛИТАРИЗМ - принцип оценки всех явлений только с точ­ки зрения их полезности, возмож­ности служить средством для до­стижения какой-либо цели ПО

УТОПИЯ - изображение иде­ального общественного строя, ли­шенное научного обоснования; обозначение всех сочинений, со­держащих нереальные планы со­циальных преобразований 38

ФОЛЬКЛОР - народное творчество; произведения устно­го народного творчества 110, 182

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

ФОРМАЛИЗМ - художе­ственное направление, возникшее в конце XIX - нач. XX вв., исхо­дящее из признания принципиаль­ной суверенности и автономнос­ти формы в искусстве 49, 66-67

ФРЕСКА - вид изобразитель­ного искусства; живопись по сы­рой штукатурке красками, разве­денными на воде; техника стен­ных росписей; произведение, выполненное в этой технике 159

ФУГА - музыкальное произ­ведение, основанное на последо­вательном построении одной или нескольких музыкальных тем в разных голосах 163

ХОРАЛ - род религиозных одноголосных песнопений в ка­толической и протестантской цер­квях 162

ХОРЕОГРАФИЯ - весь объем танцевальных компонен­тов, входящих в балет или танец; запись танца, искусство сочине­ния танца; вид искусства 147, 164, 165

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТЬ - особый вид чело­веческой деятельности, направ­ленный на художественное осво­ение мира, результатом которого является произведение искусст­ва. Х.д. воспроизводит мир в его цельности и слитности, как бы возвращает человеку его самого в целостной изначальной сущно­сти. В процессе и результатах Х.д. происходит своеобразное ос­воение человеческой жизни, ее до-

полнение, осмысление, в инегдй м замена 6, 98, 101, 106, 112, 111

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

КУЛЬТУРА - специали.шрин.ш ная сфера культуры, в которой СО держанием и целью деятельнос­ти всех субъектов являются эс­тетическое освоение мира, дополнение практического и ино­го опыта художественным; бытий-ственных и производственных эмоций эстетическими, совершен­ствование человека красотой. Х.К. состоит из субстанциональ­ных элементов: ценности, нормы, традиции, обычаи, обряды, соци­альные институты (учреждения), и функциональных - художествен­ная деятельность по созданию, со­хранению, обмену, распределению, распространению, потреблению художественных ценностей, норм, традиций, обычаев, обрядов и со­циальных институток 111 113, 171

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - име­ющее отношение к искусству, яв­ляющееся видом эстетического как рода 3, 5, 6

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС - способность к индивиду­альной оценке и отбору художе­ственных ценностей 5, 74

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБ­РАЗ - категория эстетики, харак­теризующая особый, присущий только искусству вид освоения и выражения действительности, яв­ляющийся результатом конфлик­тной художественно-творческой деятельности и одновременно ре-

Т

ЭСТЕТИКА

ализацией исторического куль­турного опыта человечества в сфере индивидуально-личностно­го и общественного сознания; форма мышления в искусстве, вы­ражения мыслей и чувств худож­ника. Х.О. рождается в вообра­жении автора, воплощается в со­здаваемом им произведении искусства и воссоздаётся вообра­жением зрителя, слушателя, чи­тателя 118-132

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ - общность образной си­стемы, средств художественной выразительности, творческих при­емов, обусловленная единством художественного содержания. Различают Х.С. отдельного про­изведения или жанра; индивиду­альный Х.С. (творческая манера); Х.С. крупных художественных направлений 175, 178, 195

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (фи­лософия существования) - ирра-ционалистическое направление в современной философии. Ее цен­тральное понятие - человеческое существование как нерасчленен-ная целостность объекта и субъекта, основными проявлени­ями которого являются забота, страх, решимость, совесть и т.п. 52, 181

ЭКСПРЕССИОНИЗМ - худо­жественное направление в запад­ноевропейском искусстве 10-20-х годов XX в., провозгласившее выражение сути современной действительности через беспо­койное движение, столкновение

сил, враждебных естественной природе человека 51, 181, 191, 195

ЭПИКУРЕИЗМ - учения, ис­ходившие из идей Эпикура. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмя­тежности духа (атараксия). По­знание природы освобождает от страха смерти, суеверий 23

ЭРГОНОМИКА - область знаний, изучающая человека и его деятельность в условиях произ­водства с целью оптимизации ору­дий, условий и процесса труда. Объект исследования Э. - систе­мы (человек-машина) 104

ЭСТЕТИКА - философская наука о сущности и формах пре­красного, безобразного, возвышен­ного, низменного и т.д. в худо­жественном творчестве, в приро­де, обществе и человеке, концентрирующая внимание на искусстве и законах его разви­тия; красота, художественность в оформлении, организации окружа­ющей среды (Э. производства, труда, быта, одежды, поведения, техническая Э.-дизайн) 3-10, 13, 19

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТЬ - вид человеческой дея­тельности, детерминированный эстетическими потребностями, т.е. потребностями преобразовы­вать действительность по зако­нам красоты. Осуществляется на основе чувственно-образного вос­приятия 3, 6, 9, 11,74,97-101

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУ­РА - составляющая духовной

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

жизни общества, представляющая собой совокупность эстетических ценностей,способов их создания, сохранения, обмена, распростране­ния, распределения и потребления, определяющаяся эстетическим сознанием людей и их способно­стью создавать, преобразовывать окружающий мир по законам красоты. Ядро Э.К. - художе­ственная культура 196, 198, 199

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГО­РИИ - наиболее общие понятия эстетики, отражающие существен­ные стороны эстетической реаль­ности 10, 20

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС -способность к индивидуальной оценке и отбора эстетических ценностей, которая определяет возможность личности к самораз­витию 74, 91,92, 95-97

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ -рационально-чувственное пред­ставление о прекрасном 77, 93-97

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - основная категория эстетики, специфичес­кое чувственное духовное отно­шение человека к действительно­сти, в процессе которого в соот­ветствии со своими идеальными представлениями о совершенстве, красоте и гармонии субъект оце­нивает форму различных прояв­лений бытия 4, 5, 73, 74

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИ­ТАНИЕ - система целенаправлен­ной передачи эстетического опы­та от поколения к поколению и от общества к личности, осуще-

ствляющаяся черея si и пии ну hi организацию п|)гдм1ТМв=мищр ственной среды и труде, н щ.пу, общении с искусством, включение человека в создание прекрасно го, возвышенного во всех сферах жизни и призванная научить его воспринимать, оценивать эствТИ ческое в труде, жизни, общении, поведении людей, природе и ис­кусстве 3, 76, 201-206

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНА­НИЕ - одна из форм сознания, от­ражающая окружающую действи­тельность в эмоционально чув­ственной «образной форме» 3, 9, 86,87,96

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО - непосредственное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности 4, 9, 88-90, 96, 97

ЭТИКЕТ - регламент, сово­купность норм, правил, форм куль ——хурьытоведепия, обусловленных эстетическими, психологическими, моральными, гигиеническими и др. потребностями человеческо­го бытия 208-210, 217-223

ЮМОР - форма проявления комического; изображение чего-либо в смешном виде беззлобно и сочувственно; добродушно-на­смешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выстав­лять на смех забавное и несураз­

ное в жизненных явлениях 83

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Л.О. О вежливости, о такте, о деликатности. - М., 1986.

2. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. Сер. «Эстетика». - М., 1984. -№2.

3. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968.

4. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. - М., 1962.

5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.

6. Бахтин М. М. Человек в мире слова. - М., 1995.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.

8. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб., 1996.

9. Безруких М.М. Я и другие. Я или правила поведения для всех.-М., 1991.

10. Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994.

11. Борев Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. - М., 1977.

12. Борев Ю. Эстетика: В 2-х т. - Смоленск, 1997.

13. Брунов Н.И. Барокко в России. - М., 1926.

14. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - К., 1991.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!