Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ XX в



План

/. Предмет и задачи эстетики.

2. Место эстетики в системе наук.

3. Роль эстетики в обществе.

Семинар предполагает выяснение специфики эстетики как на­уки, установление ее связей со всем комплексом социогуманитар-ного знания.

Рассматривая первый вопрос, необходимо выяснить, что пред­ставляет собой предмет эстетики. Для этого нужно обозначить про­цесс его формирования в границах философии и становление эсте­тики как самостоятельной науки. Важно понять, что ее предмет охватывает вопросы, которые связаны с природой эстетического познания. Следует проанализировать его общие характеристики, присущие разнообразным объектам действительности, воспринима­емым как эстетические, природу отражения данных явлений в со­знании человека и, кроме того, природу эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей.

Отвечая на второй вопрос, необходимо раскрыть связь эстетики с философией, другими общественными и гуманитарными, естествен­ными и техническими науками, чтобы обозначить место эстетики среди них. Следует подчеркнуть взаимосвязь эстетики с социологи­ей, политологией, правоведением, этикой, религиоведением, логикой, психологией и другими науками. Желательно показать, что эстетика является теоретической основой искусствоведческих наук, техни­ческой эстетики, эстетики поведения и быта..

Наконец, изучая третий вопрос, продемонстрируйте значение эстетики и ее функции в общественной жизни. Важно показать

В их разработке также принимали участие доценты: Л.В. Аиучина, Н.А. Карпова, А.В. Сердюк и преподаватель О.В. Уманец

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИ] 1АРСКИХ ЗАНЯТИЙ 225

влияние эстетики на духовное развитие человека, как эстетические знания применяются на практике. Обратите внимание на роль эсте­тики в формировании личности будущего- специалиста.

Темы рефератов

1. Эстетика и философия.

2. Эстетика и религиоведение.

3. Эстетика и политология.

4. Эстетика и этика.

5. Эстетика и правоведение.

6. Эстетика в профессиональной деятельности будущих специалистов.

__________________________Тема 2____________

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНСТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

План

/. Эстетическая мысль античности.

2. Эстетика средневековья.

3. Эстетика Возрождения.

4. Нормативная эстетика.

5. Эстетика Просвещения.

6. Эстетические теории немецкой классической философии (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель).



7. Марксистская эстетика.

8. Немарксистская эстетика XIX-XX в.

9. Украинская эстетическая мысль XV1II-XIX в.

(Г.С.Сковорода, Т.Г.Шевченко, И.Я.Франко и др.).

10. Эстетика русского серебряного века (П.Флоренский, В.Розанов, поэты-символисты В.Иванов, А.Блок, А.Белый).

Изучая развитие эстетической мысли, прежде всего необходимо разобраться в изменении содержания основных эстетических кате­горий, обусловленного мировоззрением и духовными исканиями соответствующих эпох.

Рассматривая первый вопрос, следует показать, что эстетика как учение о чувственном познании мира, присуща всей античной фило­софии. Античное мироощущение базируется на мифологии. Мифоло­гическое сознание античности является синтетической формой реф­лексий - чувственно-конкретной и умозрительно-теоретической, кото­рые позволяют получать целостную картину мира. Категория Космоса

ЭСТЕТИКА

обобщала представления о строении мира. Античный Космос был гар­моничным и упорядоченным. Гармония представлялась благодаря аб­стракции числа, которое было введено философами пифагорейской школы еще в архаическую эпоху античности.

Пифагорейская гармония числа была направлена на постижение абсолютной красоты Космоса. В классическую эпоху эту идею ос­мыслил Сократ. Он ввел принцип относительности в понимание кра­соты, установил соотношение чувственно воспринимаемых форм ок­ружающего мира и умозрительных идеальных их предназначений. Сформировалось понятие калокагатии как единства добра и красоты.

Платон, ученик и последователь Сократа, развил его мысли. Он сформировал положение об «идеях-эйдосах», которые лежали в ос­нове упорядочения и постижения Космоса. Представления об идее позволили Платону подвергнуть критике современную ему художе­ственную жизнь, абсолютизировать ее результаты. С ним полеми­зировал его ученик Аристотель, отстаивая разумность художествен­ного творчества: «Историк говорит о том, что произошло, поэт - о том, что может быть». Аристотель выдвигает первую теорию худо­жественного творчества - поэтику, в которой анализирует древне­греческую трагедию и вводит в эстетический обиход понятие ка­тарсиса.



Развитие античной картины мира в эпоху эллинизма является причиной появления отдельных теорий, которые нацелены на дости­жение идеальных сущностей, скрытых за чувственно восринимае-мыми особенностями мира, например, неоплатонизм, общие положе­ния которого выявил Плотин. Эти учения не стали основой нового мировосприятия, но их достижения успешно использовались фило­софами последующих исторических эпох.

Отвечая на второй вопрос, необходимо охарактеризовать те ис­торические условия, которые возникли, когда на смену языческой античной цивилизации пришло христианство. Эстетическая мысль средневековья основывается на идеях неоплатонизма, интенсивно решает проблему умозрительного постижения Абсолюта, Бога, кото­рые появляются в сознании человека благодаря богатству чувствен­ного восприятия форм мира. Формулируется идея образа, который символически замещает Бога в чувственном восприятии. Возника­ют средневековые теории образов, в обоснование которых значи­тельный вклад внесли византийские мыслители, особенно поэт, фи­лософ и церковный деятель Иоанн Дамаскин.

Другой составляющей средневековой эстетики была теория Бла­женного Августина. В ее основе лежала идея двух миров, которая формировала средневековое мировосприятие. Образы устанавливали

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗА] 1ЯТ1-1Й 227

их связь, позволяли «видеть неведомый мир», «постигать непостижи­мое», а эстетические учения превращались, таким образом, в один из наиболее фундаментальных элементов средневековой мысли.

Раскрывая третий вопрос, необходимо учесть, что антропологи­ческий переворот, который произошел в эпоху Возрождения, пере­местил акценты в средневековой теории образов. Образ превра­тился из способа постижения потустороннего в средство познания мира и активной человеческой деятельности. Художественные про­блемы адекватного моделирования чувственного восприятия мира стимулировали развитие научных исследований в творчестве Лео­нардо да Винчи, Дюрера, Альберти и др. На первый план в то время выдвигались не столько теоретические проблемы постижения сущ­ности воплощенных в образах вещей, сколько практические задачи формирования образов, которые соответствовали сущности познан­ного мира.

Эпоха Возрождения - это эпоха появления новых практических эстетик, которые устанавливали нормы художественной деятельно­сти, это эпоха первых попыток рационального выделения и исследо­вания критериев абсолютной красоты, гармонии и совершенства.

Четвертый вопрос посвящен анализу нормативных эстетик. Положения нормативных эстетик получили свое развитие в эсте­тической мысли XVII-XVIII вв. - в эстетике барокко и классицизма. Их эстетические теории не претендовали на широкое философское обобщение, а представляли собой способы нормирования деятель­ности творца, которая включалась в социально-культурный контекст эпохи становления абсолютных монархий.

Представления о красоте, гармонии и совершенстве приобрели в этих обстоятельствах конкретно-исторический характер «подра­жания природе, которая исправлена по античным образцам». Такие образцы в XVII в. - веке формирования абсолютных монархий - и в XVIII в. - веке просветительской критики абсолютизма - понима­лись не одинаково, что оставило след как в художественной дея­тельности, так и в эстетических теориях. Это положение желатель­но отдельно подчеркнуть в ответе на пятый вопрос.

Раскрывая содержание шестого вопроса, следует обратить внима­ние на то, что возрождение традиций эстетического философствова­ния происходит во второй половине XVIII в., когда сложились основа­ния немецкой классической философии, которая нашла свое высшее воплощение в творчестве И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Гегель применил диалектический метод к раскрытию сущности эстетических катего­рий, что позволило выстроить их систему, близкую к современной.

Отвечая на седьмой вопрос, следует уделить внимание тому, что

ЭСТЕТИКА

идеи Гегеля были развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом примени­тельно к открытому ими материалистическому пониманию исто­рии. Параллельно появляются учения немарксистского типа, кото­рые уделяли внимание прежде всего метафизической проблематике художественного образа, гармонии, красоте. Выяснение этих вопро­сов является содержанием ответа на восьмой вопрос.

При изучении девятого, вопроса следует подчеркнуть значение творческого наследия украинских поэтов и мыслителей Т. Шевчен­ко, И. Франко, Л. Украинки и др. в развитии постгегелевской эсте­тической мысли.

Рассматривая десятый вопрос, следует отметить, что наиболее весомый вклад в развитие эстетической мысли на рубеже XIX-XX вв. принадлежит ученым и деятелям культуры русского серебря­ного века - П.А. Флоренскому, А.А. Блоку, А. Белому, В. Иванову, В.Я. Брюсову, Д.Л. Мережковскому и др.

Темы рефератов

/. Пифагорейцы о Космосе и гармонии.

2. Эстетика Сократа, Платона, Аристотеля.

3. Теория образов Иоанна Дамаскина.

4. Эстетика Блаженного Августина.

5. Эстетические идеи Фомы Аквинского.

6. Эстетика Возрождения.

7. Эстетика классицизма.

8. Эстетика барокко.

9. Эстетика Просвещения.

10. Эстетические идеи И.Канта.

11. Эстетика Г.Гегеля.

12. Вопросы эстетики в русской и украинской философской мысли XVIII-XIX вв.

13. Эстетические взгляды КМаркса и Ф.Энгельса.

14. Эстетики символизма.

15. Зарождение эстетики модернизма.

__________________________Тема 3__________________________

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

План

/. Система категории и понятий эстетики.

2. Эстетическое как главная категории эстетики.

3. Сущность и смысл прекрасного, возвышенного, безобразно-

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИ11АРСКИХ ЗАНЯТИЙ 229

го, низменного, трагического и комического.- основных понятий эстетики.

Семинар носит основополагающий характер, поскольку пресле­дует цель дать представление о фундаментальных категориях эсте­тики.

Раскрытие первого вопроса предусматривает определение кате­горий и понятий, которые использует эстетика. Необходимо подчер­кнуть и дать дефиницию категориям и понятиям, которые были на­учно разработаны эстетикой. Кроме этого, нужно сделать акцент на понятиях, которыми оперирует эстетика. Но следует учесть, что они активно применяются и в других науках, могут быть для них глав­ными. Наконец, следует выявить соотношение между основными категориями эстетики и понятиями, которые углубляют и уточняют их.

Большое значение для изучения эстетики имеет осмысление сущности категории «эстетическое», которая является изначальной. Нужно раскрыть содержание данной категории, уделить внимание анализу ее особенностей, остановиться на разных подходах к явле­ниям, которые они объединяют. Целесообразно коснуться и про­блем ее разработки на разных этапах развития эстетики.

Ответ на третий вопрос требует не только определения поня­тий «прекрасное», «возвышенное», «безобразное», «низменное», «тра­гическое», «комическое», а и раскрытия их сущности и содержания.

Важно проследить специфику проявления их в природе, чело­веке, обществе, а также проанализировать факторы, которые повлия­ли на смысл данных понятий. В заключении рекомендуется рас­смотреть процессы, которые меняют представления человека о пре­красном, возвышенном, безобразном, низменном, трагическом, комическом, хотя они присутствуют в жизни каждого человека на протяжении всей истории человечества.

Темы рефератов

/. Основные категории эстетики, их содержание и форма.

2. Прекрасное, возвышенное, безобразное, низменное, траги­ческое, комическое в природе, человеке и обществе. Эстети­ческое и художественное - общее и особенное.

3. Искусство как воплощение эстетического.

ЭСТЕТИКА

___________________________Тема 4__________________________

МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА

План

/. Система искусств и принципы их классификации.

2. Виды, искусств и их историческая динамика.

3. Характер взаимодействия и синтеза искусств.

Данный семинар преследует цель показать исторически зако­номерный и системный характер существования современных ви­дов искусства.

Рассматривая первый вопрос, нужно прежде всего выяснить причины разделения искусств на виды, раскрыть источники их раз­нообразия. Важно показать, что виды искусств составляют истори­чески подвижную систему, показать также, какие факторы влияют на развитие данной системы (в частности, выявить роль научно-технического прогресса). Необходимо также проанализировать, как формировались принципы классификации видов искусств, сформу­лировать современные критерии такой классификации (по способу восприятия, по типу отображения действительности и т.п.), отме­тить их условный характер.

Отвечая на второй вопрос, необходимо раскрыть особенности каждого из видов искусств, выяснить, какие факторы влияли на характер их сосуществования. В связи с этим нужно учесть время возникновения того или иного вида искусства, интенсивность соци­ального функционирования искусств в определенные эпохи, исто­рические изменения социальной потребности во всех видах искусств и т.п. Целесообразно изучить принципы внутривидовой классифи­кации, в частности, специфику жанрообразования в разных видах искусств.

Рассматривая третий вопрос, рекомендуется прежде всего объяс­нить существование двух тенденций в истории художественной культуры: усиление автономности, выявление специфики каждого из видов искусств и их тяготение к взаимодействию и синтезу искусств. Особенного внимания заслуживает анализ разных типов взаимодействия искусств и демонстрация разнообразия форм их синтеза (синкретизм, соподчинение, симбиоз, концентрация, трансля­ционное соединение и т.п.). Целесообразно также выяснить, какие особенные виды синтеза искусств и при каких обстоятельствах возникали в XX в.

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 231

Темы рефератов

/. Искусство и НТП.

2. Искусство и современность.

3. Роль искусства (отдельных видов) в формировании человека.

__________________________Тема 5__________________________

ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА

План

/. Герой в античной трагедии.

2. Образ трагического героя в средневековом искусстве.

3. Трагический герой в искусстве Нового времени.

4. Человек в искусстве XX в.:

а) реализм;

б) экспрессионизм;

в) экзистенциализм;

г) сюрреализм.

Предложенная тема является обобщающей. Основная цель се­минара - актуализировать представления студентов о зафиксиро­ванных в культуре вариантах решения проблемы свободы челове­ка как ценности на основании полученных знаний из курсов «Укра­инская и зарубежная культура», «Этика», «Эстетика». Для этого важно вспомнить содержание понятий «личность», «свобода воли», «ответ­ственность», «добро», «зло», «справедливость», «моральный выбор», их соотношение с эстетическими категориями и понятиями «трагичес­кое», «мера», «гармония», «эстетический идеал», «трагический конф­ликт», «трагический герой».

Трансформируя эти понятия в канву художественных реалий определенного типа культуры, студенты должны развивать главную идею семинара, которая состоит в том, что с расширением границ человеческой свободы и в связи со сменой представлений о приро­де сил (факторов), ограничивающих ее, человечество осознало соб­ственную ответственность в выборе жизненного пути. Художествен­ная практика и искусство во все времена было «органом», «инстру­ментом» исследования данной проблемы и способом борьбы за свободного человека.

Отвечая на первый вопрос, нужно помнить о том, что для древне­го грека рок был фактором его судьбы. На этом основании необхо­димо объяснить, что заключалось в понятии «трагический герой» в

ЭСТЕТИКА

античной трагедии, используя для доказательства образы царя Эди­па, Прометея, Антигоны и т.п.

Рассматривая второй вопрос, размышляя о типе трагического героя в средневековом искусстве, нужно вспомнить о сущности христианского решения проблемы «Бог и человек» для того, чтобы объяснить, почему средневековый трагический герой трактуется как мученик, страстотерпец (это изначальное, моральное напряжение воплощено в образе Христа).

Изучая третий вопрос и анализируя тип трагического героя Нового времени на примерах образов Гамлета, Фауста, Дон Кихота, студенты должны объяснить, почему трагический герой Нового вре­мени осознает себя соавтором собственной судьбы и почему это приводит его к тяжелым, болезненным размышлениям, постоянным сомнениям и неудовлетворенности собой.

Решая проблему трагического героя в искусстве XX в., нужно исходить из неоднозначности и противоречивости этого образа. Поэтому необходимо изложить варианты решения этой проблемы в разных художественных направлениях искусства XX в.: реализ­ме, экспрессионизме, экзистенциализме, сюрреализме, постмодерниз­ме, найти их концептуальное единство и различие.

Темы рефератов

/. Царь Эдип как тип древнегреческого трагического героя.

2. Рок и свобода личности в древнегреческой трагедии.

3. Страстотерпец как тип средневекового героя.

4. Божья воля и свобода человека.

5. Гамлет как тип героя Нового времени.

6. Человек как соавтор судьбы в искусстве Нового времени.

7. Свобода как ценность в искусстве XX в.

___________________________Тема 6__________________________

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

План

/. Место эстетической культуры в духовном развитии лично­сти.

2. Эстетическое воспитание и самовоспитание как пути развития эстетической культуры.

3. Эстетическая культура и профессиональное становление специалиста.

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 233

Главная цель семинара - раскрыть диалектику моральной и про­фессиональной культуры, что определяет ведущую идею - осозна­ние необходимости эстетического самовоспитания будущих специа­листов.

Прежде всего целесообразно осознать:

а) категории «эстетическая культура», «эстетическая культура общества», «эстетическая культура личности»;

б) связь перечисленных категории с понятиями «средства», «фор­мы», «сферы», «уровни» и т.д.

Рассматривая первый вопрос, надо исходить из того, что эстети­ческая культура - это единство универсальных, сущностных челове­ческих сил. Это обуславливает место эстетической культуры в духовном развитии личности. Следует определить роль эстетичес­кой культуры в формировании определенных черт мировоззрения человека и качества его мировосприятия, культуры чувств в ряду общекультурных свойств и особенностей мышления.

Раскрывая второй вопрос и анализируя специфику эстетическо­го воспитания, его форм, средств, методов и сфер, следует исходить из понимания эстетической культуры как результата эстетического воспитания. В связи с этим надо охарактеризовать особенности формирования эстетической культуры в поведении и быту, во вре­мя работы и досуга объектами природы и средствами общения, ис­кусства.

Отвечая на третий вопрос и приступая к определению специфи­ки связи профессиональной и эстетической культуры, необходимо обособить те элементы профессиональной культуры, которые фор­мируются в процессе эстетического развития человека. Особого внимания заслуживает определение роли фантазии (творческого воображения) в осуществлении профессиональных функций пред­ставителей различных специальностей. Это желательно иллюстри­ровать конкретными примерами.

Следует обратить внимание на средства, формы и методы эсте­тического воспитания и самовоспитания во время учебы в высшем

учебном заведении.

Важным также является изучение вопроса о взаимодействии уровня эстетической культуры будущего специалиста с реализаци­ей демократических свобод в обществе и строительством правово­го государства.

Темы рефератов

/. Содержание (сущность и структура) эстетической куль­туры.

ЭСТЕТИКА

2. Средства и сферы эстетического воспитания.

3. Роль фантазии в духовном развитии личности.

4. Служебный этикет.

______________________ Тема 7__________________________

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ XX в.

План

/. Искусство XX в.: сущность и новые качества. 2. Духовно-содержательный анализ основных художественных направлений искусства XX в.

Данный семинар предполагает помочь студентам разобраться в сложной социокультурной ситуации XX века и своеобразном, не­традиционном ее осмыслении в искусстве.

Рассматривая первый вопрос, следует обратить внимание на причины, которые обусловили новые качества искусства XX в. и привели к модификации представлений о сущности этого феноме­на.

Желательно объяснить, что в XX в. образовалась новая истори-ко-творческая практика, которая сформировала иную социокультур­ную реальность, а та, в свою очередь, повлияла на появление новой художественной реальности. Следует учитывать роль, которую сыг­рал в этом процессе кризис существующей культурной парадигмы и гуманистической традиции. Для определения черт нового состоя­ния и качества искусства XX в. следует сделать сравнительный ана­лиз выразительных средств языка, материала, формы художествен­ных произведений классического и современного искусства. Следу­ет обратить внимание на смену теоретических представлений о функции, роли выразительных средств и языка искусства.

Отвечая на вопрос о художественных направлениях, следует показать причины кризиса традиционного и становление экспери­ментального искусства в 1920-50 гг., а также выяснить, форма или содержание художественного сочинения становятся предметом эк­сперимента художников XX в. Привести соответствующие приме­ры их художественной критики. Стоит осветить модификацию ос­новных черт реализма, проследить его судьбу в искусстве XX в., объяснить главные признаки модернизма, охарактеризовать его те­чения и направления. Важно продемонстрировать внутреннюю ло­гику развития искусства 60-80-х гг. XX в.: соподчинение, противо­действие, синтез, зарождение новых художественных направлений и различных авангардистских течений. Необходимо назвать имена ма-

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 235

стеров мирового искусства и проанализировать их творческие судь­бы. Целесообразно выяснить состояние искусства конца XX в. Ре­комендуем уяснить, что метафизическая общность, отсутствие кон­сенсуса в мироощущении, внедрение в сферу искусства того, что до этого искусством не было, - это все признаки переходной эпохи, эпохи зарождения нового мироощущения и нового искусства XX в. Синтезировало ли оно в себе черты классического, модернистского или постмодернистского искусства, что будет утрачено, а что воз­рождено - это вопрос будущего века.

Темы рефератов

/. Искусство кубизма.

2. Искусство футуризма.

3. Искусство сюрреализма.

4. Искусство абстракционизма.

5. Искусство экспрессионизма.

ПРАКТИКУМ*

Практикум содержит ряд заданий (текстов) по темам:

/. Основные категории эстетики.

II. Происхождение, особенности и социальные функции ис­кусства.

III. Морфология искусства.

IV. Эстетическая культура: сущность и структура.

Задания (тексты) призваны помочь студенту осмыслить теоре­тический материал, научить его применять добытые знания на прак­тике.

Этот вид заданий расширит представление студентов о худо­жественной литературе, будет способствовать развитию их эстети­ческой культуры.

Существенная роль практикума заключается в том, что на за­нятиях студент становится активным субъектом познавательного процесса, а не только пассивным объектом педагогического влия­ния.

К приведенным текстам полезно обращаться во время изуче­ния нового материала или при повторении и закреплении уже изу­ченного, а также для контроля и самоконтроля как в процессе само­стоятельной работы, так и на лекциях, семинарах, коллоквиумах, эк­заменах и зачетах.

Некоторые задания (тексты) не имеют однозначного решения, поэтому возможна дискуссия. Кроме того, анализ текстов позволя­ет не только познакомиться с общими эстетическими категориями, но и коснуться других вопросов и проблем.

Материал предполагает творческий подход к работе и студен­тов, и преподавателя. Каждый отдельный текст-задание не претен­дует на то, чтобы в целом охватить все категории эстетики.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!