Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТА­НИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГО­ГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 7 часть



Разнообразные физические упражнения позволяют регулиро­вать поочередно моменты активной работы и отдыха, что исклю­чает утомление.

Интенсивная работа мышц влияет на повышение обмена ве­ществ и усиление восстановительных процессов в организме.

Одной из характерных возрастных особенностей ребенка-дошкольника является неустойчивость внимания, когда в коре головного мозга фокус оптимальной возбудимости часто переме­щается. Поэтому в процессе занятий с детьми необходимо разно­образить движения и менять их по характеру. При смене харак­тера упражнений раздражения возникают в различных участках двигательной области, и это соответствует закономерному явлению чередования процессов возбуждения и торможения.

Следовательно, разнообразный подбор физических упражне­ний сохраняет работоспособность нервной системы, что практи­чески выражается у ребенка в сохранении внимания.

Упражнения, развивающие физические качества — преиму­щественно быстроту и ловкость.Физическими качествами, как

уже известно, являются отдельные стороны двигательных воз­можностей человека.

У детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Что касается таких качеств, как сила, выносливость, гибкость, то они имеют относительный характер и развиваются с большей постепенностью в связи с фи­зическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности.

Успешное выполнение упражнений на развитие быстроты папист- от степени подвижности нервных процессов (скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуж­дения в состояние торможения, а также из состояния торможения в состояние возбуждения).

Реакция на сигнал в ее скрытом периоде проходит ряд фаз: возникновение возбуждения в рецепторе, передача его в цент­ральную нервную систему, передача возбуждения по нервным путям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигна­ла от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мыш­цы и возникновение в ней механической активности. Все это и составляет латентное (скрытое) время реакции па сигнал. Воспи­тание у ребенка быстрой реакции на сигнал имеет чрезвычайно важное значение для всей его последующей жизни и деятельности.

Наиболее эффективно быстрота развивается у детей в беге. Развитие этого качества должно строиться на основе освоения ими правильного навыка движения. Это позволяет им сосредо­точить волевое усилие не на способе выполнения движения, а на его скорости.



Развитию скорости помогают задания: быстро добежать до флажка и поднять его; быстро добежать до заданной границы (игра «Перебежки»).

Такие задания можно предлагать детям выполнять в сорев­новательной форме.

Необходимым условием при выполнении задания на скорость является правильное определение расстояния (дистанции) бега. С одной стороны, как показало исследование Е. Г. Леви-Гори-невской, при малом расстоянии дети не могут развернуть доста­точную скорость, с другой — большое расстояние утомляет де­тей. Для детей 5 лет дистанция определяется примерно в 15 м, для 6 и 7 лет — в 20—30 ж. Эти нормы не являются пределом и могут изменяться в зависимости от физической подготовленности де­тей и уровня развития их двигательных навыков. Правильная норма определяется учетом психофизиологического состояния ребенка (после пройденного им пути (отсутствие признаков усталости).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры. В них ребенок самостоятельно изменяет характер движения, его быст­роту в зависимости от изменений ситуации (например, действие

водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигатель­ная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспри­нять направление и скорость движущеюся предмета (например «ловишки»), учесть расстояние и время его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и одновременно содействует их совершенствованию, а также и некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все вместе позволяет ребенку правильно ориентироваться в из­меняющейся обстановке и координировать свои движения.

Воспитание качества ловкости связано с развитием у ребенка координации движений, умением согласованно, одновременно и. последовательно выполнять движение



Успешное достижение двигательной задачи определяется точ­ностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

Элемент ловкости составляет необходимый компонент любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.).

Показателем ее развития является способность быстро овла­девать новыми движениями и быстро перестраивать двигатель­ную деятельность в связи с неожиданно изменяющейся окру­жающей обстановкой.

В процессе обучения детей ловкость развивается по мере овладения длинным движением. При этом чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и формирование ловкости.

Развитие ловкости происходит на основе пластичности нерв­ной системы, способности ощущения собственных движений, уче­та окружающей обстановки, проявления инициативы.

Для постепенной выработки ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через пред­мет и т. д., а также метание, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообра­зительность, увертливость, инициативу при неожиданных изме­нениях игровой ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориенти­ровок.

Большое значение при выработке ловкости имеют положи­тельные эмоции, как непременный компонент подвижной игры и связанных с ней интереса и стремления к выполнению игровой задачи.

Целесообразны для совершенствования ловкости задания на лучшее выполнение (например, поднять брошенный вперед мяч,

преодолевая на пути к нему препятствия, бег по мостику, пере­прыгивание через кубик и т. п.).

Упражнения со статическим напряжением.Не все упражне­ния полезны детям. Противоположное влияние по сравнению с упражнениями динамического характера оказывают на орга­низм ребенка упражнения со статическим напряжением.

Известно, что у детей дошкольного возраста работа мышц невелика и утомление наступает очень быстро. Утомление мышц зависит от только от количества проделанных движений, но и от характера их выполнения. Упражнения статического характера отличаются большим напряжением мышц.

В работах А. Н. Крестовникова1 указывается, что статические усилия вызывают более быстрое утомление, чем динамическая работа мышц. Основная причина утомления заключается в уменьшении кровоснабжения мышц, участвующих в данном ста­тическом усилии, уменьшении снабжения кислородом, накоплении молочной кислоты и других продуктов обмена. Весьма не­значительные статические усилия также вызывают утомление, при этом большую роль играет центральная нервная система.

При статических усилиях возникает непрерывный поток импульсов от нервных окончаний сухожилий и мышц, идущих в центральную нервную систему и обратно к периферии. Длитель­ное пребывание в состоянии возбуждения центральной нервной системы ведет к общему утомлению и оканчивается защитной реакцией коры головною мозга — торможением.

Развитие утомления при статических усилиях связано с функ­циональными изменениями и центральной нервной системе. На­ряду с этим происходит ряд процессов в мышце, приводящих и ее к функциональному изменению. Эти изменения оказывают влияние на нервные, аппараты мышц, а это, в свою очередь, от­ражается на деятельности нервных центров.

При утомлении нарушается координация между отдельными системами и органами. При этом расстраивается регуляция нормального обмена веществ в мышце (А. Н. Крестовников).

Таким образом сопоставление динамического и статического состояния мышц показывает возможность значительной длитель­ности первого и весьма краткой последнего.

Для дошкольников противопоказаны и некоторые силовые уп­ражнения, требующие большой мышечной силы и крепости кос­тей, не соответствующие возрастным особенностям ребенка (на­пример, перетягивания, висы, одностороннее ношение тяже­стей и т. п.).

 

1 См.: А. Н. Крестовников. Очерки по физиологии физических упражнений. М., «Физкультура и спорт», 1951.

 

 

Глава третья ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

§ 1. ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Обучение движениям представляет собой целостный воспи­тательно-образовательный процесс. Он осуществляется путем непосредственного обучения воспитателем и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением.

В ходе обучения двигательным действиям происходит раз­витие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. Обуче­ние движениям оказывает целенаправленное влияние на внут­ренний мир ребенка —его чувства, мысли, постепенно складыва­ющиеся взгляды, нравственные качества. Кроме этого, двига­тельные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

Содержание обучения составляют физические упражнения и подвижные игры, подобранные всоответствии с программой. При обучении взрослый передает ребенку общественно-исторический опыт овладения движениями, способствуя вначале их возникно­вению, а и дальнейшем развитию и совершенствованию. Учиты­вая особенности физического и психического развития ребенка дошкольного возраста, опираясь на его возможности, взрослый (родители, воспитатель) последовательно ставит перед ним но­вые двигательные задачи. Конкретно это выражается в посте­пенно повышающихся требованиях программы физического вос­питания, учитывающих возрастные особенности детей и направ­ленных на формирование правильных двигательных навыков.

Усвоение нового требует от ребенка определенных физичес­ких и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование (а для ребенка новая более сложная задача) является противоречивым по отно­шению к реальному уровню развития движений, к уже достиг­нутым двигательным умениям и навыкам. Однако преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Постепенное решение ребенком в процессе упражнений но­вых двигательных задач и появляющиеся в связи с этим боль­шие возможности изменяют характер и качество движений. То, что было наиболее характерным для начала данного возрастного периода, в процессе обучения новому, как бы свертывается, и дви­жения приобретают новое качество. Так, ходьба ребенка в начале и в конце второго года жизни совершенно различная. Это явление представляется как диалектическое отрицание старого новым, ко­торое является объективным моментом, движущим началом вся-

кого развития и является разрешением возникающих противоре­чий. «Ни в одной области не может происходить развитие, не от­рицающее своих прежних форм существования»1. Такой сложный процесс развития происходит непрерывно, определяясь взаимо­связанностью внешних и внутренних условий. Внешнее, объек­тивное, усваиваясь личностью, становится внутренним субъек­тивным условием дальнейшего развития, определяющим ее вос­приимчивость к новым воздействиям, ее активные поиски новых объектов, необходимых для развивающейся деятельности.

Преодоление трудностей и решение новых задач вызы­вают у ребенка эмоционально-положительное состояние. Оно по­рождается удовлетворением от достигнутой цели, новых мышеч­ных ощущений, соответствующей оценки воспитателя. Все это служит подкреплением проявленных усилий ребенка, способст­вует возникновению интереса, радости, стремления к еще боль­шим достижениям. Этот сложный процесс должен быть все вре­мя под наблюдением воспитателя. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысливание ребенком повой двигательной задачи, с другой — вызвать самостоятельность и проявление усилий в ре­шении ее на основе имеющихся реальных двигательных возмож­ностей и возникающих интересов, эмоций.

Таким образом, следует стремиться к тому, «чтобы преодоле­ние трудностей порождало у детей положительные эмоции, что­бы эти эмоции подкреплялись успехами в деятельности, становились источниками новых потребностей, интересов и чувств...»2.

И процессе обучения разнообразнымдвижениям3 воспитатель сообщает детям необходимые элементарные знания, уточняет представление об окружающем, развивает воображение, активи­зирует мысль.

Так, при разучивании упражнения с детьми младшей группы воспитатель говорит: «Поднимем свои синие флажки вверх, вы­соко, высоко, чтобы их увидели все: и куклы, и мишки, и все иг­рушки». В старшей группе: «Сначала поднимем вверх правую руку, затем хорошо согнем правую ногу и, хлопнув ладонью о колено, скажем «хлоп». В подготовительной группе: «Сейчас вы поднимете обе руки перед собой, ладонями вниз, после этого от­ведете руки налево-назад, посмотрите на концы своих пальцев и, опуская руки со словом «вниз», повернетесь лицом ко мне».

В приведенных примерах воспитатель развивает у детей ори­ентировку в пространстве (вверх-вниз, налево-назад, прямо), во времени (сначала, затем, после этого), уточняет их знания о час­тях собственного тела. Кроме того, воспитатель сообщает детям

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4., стр. 297.

2 Г. С. К о с т ю к. См.: «Общие основы педагогики», под ред. Ф. Ф. Ко­
ролева и В. Е. Гмурмана. М., «Просвещение», 1967, стр. 192.

3 Термин «обучение движениям», предполагает не только обучение от­
дельным движениям, но и любое обучение двигательным действиям.

и помогает усвоить в связи с практической деятельностью гим­настическую терминологию. Например, воспитатель говорит: «Постройтесь в колонну но одному»,— и когда дети встанут, добавляет: «Вот так». Или: «Встаньте все в шеренгу, лицом ко мне. Хорошо!».

Обучение требует от ребенка собранности внимания, конкрет­ности представления, активности мысли, развития памяти: эмо­циональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной —на осно­ве восприятия наглядного образца движений воспитателя и вы­полнения упражнений детьми; словесно -логической — при осмыс­ливании задачи и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания и действий в подвиж­ной игре и самостоятельного выполнения; двигательной —мотор­ной— в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, са­мостоятельное выполнение упражнений.

Обучение детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием морально-эстетических чувств и сознания ребенка, развитием его морально-волевых качеств: дружбы, доброжелательности и взаимопомощи, целеустремлен­ности, честности, справедливости. Кроме того, весь процесс обу­чения правильным движениям воспитывает у детей эстетические чувства. Красота движений, четкость построений, которыми пос­тепенно овладевают дети, доступная им выразительность игровых образов, поэтическое своеобразие стихотворных текстов в играх, игровых зачинах, считалках — все это служит задаче воспитания эстетического вкуса детей. Большое значение для развития эсте­тических чувств имеет внешнее оформление физкультурныхкос­тюмов детей и воспитателя, физкультурных пособий и т. д.

Таким образом, в процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эс­тетические чувства, формируется сознательное отношение к сво­ей деятельности и поэтому целенаправленность действий, органи­зованность, дисциплинированность, а все это во взаимосвязи со­действует формированию всесторонне развитой личности.

§ 2. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Под руководством педагога ребенок в процессе физического воспитании овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.

Двигательные умения и навыки обеспечивают выполнение разнообразных двигательных действий.

В теории физического воспитания двигательное умениеопре­деляется как приобретенная на основе знаний и опыта способ-


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!