Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТА­НИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГО­ГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 3 часть



В эпоху строительства коммунизма особенно важной являет­ся проблема здоровья, работоспособности и жизнерадостного отношения человека к окружающему. Быстрый темп жизни, технический прогресс, многообразная творческая деятельность в различных областях труда требуют активности процессов вос­приятия, запоминания, мышления, способности к точной и быст­рой реакции на поступающую информацию.

В этой связи чрезвычайно важной является организация правильного физического воспитания и всестороннего развития детей с ранних лет жизни, осуществление своевременной под* готовки к школе и дальнейшей общественной жизни. Поэтому проблемы в области теории физического воспитания детей много­образны и значительны. Они охватывают важнейшие вопросы, касающиеся закономерностей психо-физиологического развития ребенка и его движений с первого дня жизни, научно обоснован­ного двигательного режима, обоснования всего содержания я дики процесса обучения детей различных возрастных групп, воспитания необходимых ориентировок и качеств при формиро-вание двигательных навыков.

Решение указанных проблем осуществляется совместными усилиями ученых — педагогов, психологов, физиологов, врачей, объединяемых научными учреждениями: институт дошкольного воспитания АПН СССР (А. В. Запорожец, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, A.M. Фонарев, В. И. Добрейцер и др.); институт педиатрии АМН РСФСР (Г. П. Юрко, 3. С. Уваро­ва); Центральный институт усовершенствования врачей (Н. *М. Аксарина, С. М. Кривина); дошкольный сектор Научно-исследо­вательского института школ Министерства просвещения РСФСР (Г, М. Лямина, Е. Г. Крылова); Институт гигиены детей и под­ростков МЗ СССР (Н. Н. Куинджи, М. А. Нерсесян); кафедры дошкольной педагогики педагогических институтов Москвы (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева), Ленинграда (М. П. Голощеки-на, Г. П. Лескова), Перми (Л. М. Пустынникова), Ростова-на-Дону (А. И. Матусик), Ленинакана (Аракелян О. Г.), Шауляя — кафедра физического воспитания (Ю. Ю. Рауцкис) и др.; Центральный дошкольный методический кабинет Министерства просвещения РСФСР (О. И. Соловьева, Е. В. Русакова, Е. А. Ле­бедева) и другими учреждениями, ведущими научные исследо­вания в области физического воспитания детей раннего и до­школьного возраста.

Важное значение в развитии научной мысли и объединения ученых в области физического воспитания имеют конференции, организуемые Академией педагогических наук СССР и Министер­ствами просвещения. Эти конференции подводят итоги исследо­вательской работы ученых за определенный период и знакомят с перспективами дальнейших научных поисков, разработкой актуальных проблем физического воспитания, возникающих в соответствии с развитием общественного дошкольного воспита­ния в нашей стране.



§ 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В теории физического воспитания проводятся теоретические и экспериментальные исследования. При этом используются пе­дагогические методы и методы физиологии, антропологии, вра­чебного контроля, биохимии, социологии и других наук.

Рассмотрим методы исследования, которые наиболее специ­фичны для теории физического воспитания.

Анализ и обобщение литературныхданных применяется как в теоретическом, так и экспериментальном исследовании. С по­мощью этого метода можно проследить, как развивались те или иные положения, взгляды в связи с конкретными историческими условиями; установить, какие вопросы уже исследованы и что требует экспериментальной проверки.

Анализ и обобщение документальных материалов.Вопросы физического воспитания находят отражение в различных доку-

ментах, составляемых воспитателями с практической целью (планы работы, планы-конспекты занятий, дневники и др.)-

К документальным материалам относятся также специально составленные анкеты и опросные листы. Анкета применяется для установления внешней стороны изучаемого вопроса (возраст, стаж, характеристика условий для занятий и др.).

Беседаосуществляется по заранее разработанному плану. Вопросы должны задаваться в непринужденной форме и стиму­лировать обстоятельные ответы. Чтобы охватить более широкий круг лиц и получить развернутые ответы, беседу можно заменить письменным опросом.



Педагогическое наблюдениекак метод научного исследова­ния отличается от повседневного тем, что оно организуется специально, имеет ясно сформулированную задачу и четко обо­значенный объект (предмет). При этом исследователь не вмеши­вается в ход педагогического процесса. Исследователь разраба­тывает план проведения наблюдения, в котором указывается последовательность собирания фактов, система их фиксации (протоколы, условные обозначения при записях и т. д.) и обра­ботки; определяется рабочая гипотеза (которая должна подтвер­диться или быть опровергнута в результате наблюдения). Наблю­дение должно быть избирательным, конкретным, например речь воспитателя, приемы обучения и др. Преимущество наблюдения заключается и том, что оно позволяет изучать объекты в услови­ях их естественного, обычною состояния и развития.

В процессе наблюл, он и я используются различные методы регистрации наблюдаемых фактов. Например, для точной реги­страции техники движений используются фото- и киносъемка, циклография и др.; для регистрации речи воспитателя применя­ют метод стенографирования, магнитофонной записи. Методом хронометрирования определяется время, затрачиваемое на вы­полнение физических упражнений, тех или иных действий, а также для регистрации продолжительности отдельных частей занятия и занятия в целом (хронометрирование проводится с помощью специальных секундомеров и специальных приборов). Для учета изменений, происходящих в состоянии здоровья де­тей, используются методы врачебного контроля.

Результаты наблюдений заносятся в специальный журнал (дневник). В процессе наблюдения необходимо давать предва­рительную оценку зафиксированным данным. При обработке их должны быть отсеяны случайные факты, выявлены закономер­ности, сделаны обобщения, выводы. В результате изучения и обобщения фактов может оказаться, что их недостаточно или 1ши противоречивы и не дают оснований для окончательных выводов. В этом случае наблюдение должно быть продолжено. На палии данных, полученных при повторном наблюдении, могут внесены существенные поправки в первоначальную гипотезу, и организацию наблюдения и т. д.

 

Наблюдение за взрослыми применяется в форме самоконтро­ля. Сущность его заключается в том, что наблюдение ведется за действиями, состоянием здоровья и другими факторами, относя­щимися к самому наблюдателю. Самонаблюдение применяется как в процессе занятий физическими упражнениями, так и после них для изучения их влияния на организм. При этом руководст­вуются не только субъективными ощущениями (самочувствием), но и объективными данными: показателями пульса, усвоение от­дельных видов движений. Данные самонаблюдений должны за­носиться в специальный дневник и анализироваться.

Эксперимент. Для проведения эксперимента исследователь создает специальные условия, устраняет побочные явления, исключает случайности и задержки в накоплении необходимого материала. Исследователь может варьировать условия экспери­мента, чтобы точнее выяснить причинную связь между явления­ми. В случае необходимости, например при недостаточном количестве фактов, эксперимент может быть повторен. Чтобы устранить воздействие сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к исследуемому вопросу, эксперимент про­водится в условиях, отличающихся от типичных. В зависимости от степени изменения типичных условий различают естествен­ный, модельный и лабораторный эксперименты.

В естественном эксперименте занятая проводятся без отступ­лений от условий обычной практики физического воспитания либо эти отступления минимальны. В модельном эксперименте условия изменяются значительно. В лабораторном эксперименте испытуемые могут быть поставлены в условия, далекие от встре­чающихся в практике. Преимущество лабораторного экспери­мента в строгой стандартизации условий и устранении всех по­бочных влияний. Но так как при этом создается искусственная обстановка, полученные данные приобретают окончательную достоверность после проверки их на практике.

Эксперименты могут быть направлены либо на выявление определенных фактов, зависимостей — абсолютный эксперимент, либо на сравнение каких-то показателей — сравнительный экспе­римент. Объектом сравнения может быть эффективность различ­ных средств, методов обучения и т. д.

Перед проведением эксперимента необходимо определить за­дачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, составить план проведения исследования, разработать методику проведения эксперимента, методику регистрации фактов и их обработки.

Для сравнительных экспериментов характерна определенная схема построения. В простейшем случае в эксперименте участ­вуют две аналогичные по полу, возрасту и физической подготов­ленности группы. Занятия в них отличаются каким-либо элемен­том, a ib остальном проводятся одинаково. В конце эксперимента определяется, какая группа показала лучшие результаты. Груп­пы, в которых проводятся экспериментальные занятия, называ-

ются экспериментальными. Группу, которая занимается по об­щепринятой методике, принято называть контрольной.

Чтобы результаты эксперимента были более достоверны и учтены способности занимающихся, применяются схемы так на­зываемого перекрестного эксперимента. Например, в первом эксперименте одна группа занимается по первой методике, дру­гая—по второй. Во втором эксперименте первая группа зани­мается по второй методике, а вторая —по первой.

В исследованиях, которые призваны выявить влияние одно­временно нескольких факторов, прибегают к схеме так называе­мых многофакторных экспериментов.

Использование математических (статистических) методов. В исследованиях по теории физического воспитания применяются методы математической статистики (вариационной статистики). В результате исследования получаются материалы, которые ха­рактеризуют различные» показатели испытуемых. Задача иссле­дователя заключается в том, чтобы выявить зависимость между полученными показателями. Математическая обработка резуль­татов позволяет определить, насколько доказательны, достоверны сделанные выводы, можно ли их распространять на все сходные случаи.

Различные методы научного исследования имеют относитель­ную самостоятельность. Очень часто в одном исследовании осу­ществляется разностороннее изучение процесса физического вос­питания. Один метод дополняет другой.

Глава вторая СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

§ 1. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Советская система физического воспитания представляет единство идеологических, научно-методических основ, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан СССР.

Единая государственная система была создана в нашей стра­не после Великой Октябрьской социалистической революции. Б царской России только богатые слои общества имели возмож­ность заниматься физическими упражнениями. Для осуществления физического воспитания господствующих классов правитель­ство использовало зарубежные системы (сокольская гимнастика, немецкий турнен, шведская гимнастика и др.). Отечественная си­стема физического образования, разработанная П. Ф. Лесгаф-том, не пользовалась поддержкой. Но несмотря на политику царского правительства, препятствующего участию трудящихся масс к занятиях спортом, развивались самобытные национальные ви-

 

ды спорта и из народа выходили замечательные, всемирно изве­стные русские спортсмены-одиночки: борец Поддубный, конько­бежцы Струнников, Седов, Ипполитов, гребец Свешников и др.

С установлением Советской власти были созданы условия для разработки единой системы физического воспитания, отвечающей интересам народа. Ее развитие шло самобытным путем. При этом учитывалось все прогрессивное, созданное в нашей стране и за рубежом.

Во время гражданской войны и военной интервенции физи­ческое воспитание было направлено на подготовку грудящихся к вооруженной защите завоеваний Октября. Руководство физи­ческим воспитанием было возложено на органы Всевобуча (1918).

В годы восстановления народного хозяйства уделялось боль­шое внимание укреплению здоровья трудящихся, подготовке их к труду. В эти годы организовывались самодеятельные физкуль­турные кружки, общества. В 1923 г. были созданы Высшие сове­ты физической культуры при исполнительных комитетах респуб­лик, задачей которых являлась координация работы всех ве­домств и организаций.

В 1925 г. в специальном постановлении ЦК РКП (б) было определено содержание и основное направление развития физи­ческого воспитания и указано на необходимость партийного ру­ководства. В 1930 г. был создан Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР с правами органа Государственного контроля и руководства физической культурой. В 1931 г. был введен Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. Это способ­ствовало вовлечению в коллективы физической культуры трудя­щихся города и деревни.

Физическое воспитание в разных звеньях осуществлялось кадрами, которые готовились на курсах, в институтах физической культуры.

Открытие научно-исследовательских институтов физической культуры, в частности в Москве в 1932 г., содействовало разра­ботке системы физического воспитания на научной основе. В ре­зультате деятельности учебных и научно-исследовательских ин­ститутов созданы отечественные кадры учителей, тренеров, науч­ных работников, которые добились больших успехов в совершен­ствовании системы физического воспитания нашего народа и в практическом осуществлении задач физического воспитания.

В разработке советской системы физического воспитания де­тей дошкольного возраста большой энтузиазм проявляла группа научных работников и методистов: Е. Г. Леви-Гориневская, М. М. Коптороши, А. И. Быкова, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова и др. (1932—1950). Ими были созданы программы для детского сада, учебные пособии для воспитателей и учащихся педагоги­ческих училищ.

Уточнению системы физического воспитании дегеп дошколь­ного возраста большое внимание уделялось в Научно-иоследова-

тельском институте физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР (1950—1960). В этот период научными работника­ми (А. И. Быкова, Е. Г. Леви-Гориневская, Д. В. Хухласва и др.) проводились исследования по важным вопросам физического воспитания детей (обучение физическим упражнениям, методи­ка проведения подвижных игр и др.)-

В 1960 г- был организован Научно-исследовательский инсти­тут дошкольного воспитания. Научные сотрудники этого инсти­тута (М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева и др.) разработали новую программу физического воспитания в дет­ском саду, учебные пособия для воспитателей, родителей.

Преподаватели дошкольных факультетов педагогических ин­ститутов создали программы и учебные пособия для учащихся дошкольных педучилищ и студентов институтов. Это позволяет более квалифицированно обеспечивать подготовку воспитателей детских садов, а также орглпнлтюров дошкольного воспитания.

В настоящее время большая работа по совершенствованию советской системы физического воспитания детей проводится Научно-исследовательским институтом дошкольного воспитания АПН, институтами педиатрии, гигиены, педагогическими, меди­цинскими институтами, учебными и научно-исследовательскими институтами физической культуры и др. Исследования ведутся ib тесном содружестве с практическими работниками дошкольных учреждении.

§ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СССР

Целью физического воспитания в нашей стране является под­готовка физически совершенных, активных строителей коммунизма, мужественных защитников Родины.

В соответствии с указанной целью физическое воспитание решает следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие,
закаливание организма, обеспечение творческого долголетия советских людей.

2. Формирование жизненно важных двигательных умений и
навыков (в том числе прикладных и спортивных), воспитание
физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др.), овладение специальными знаниями, привитие
организаторских способностей.

3. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и
ч рудовому воспитанию в духе принципов морального кодекса
строителей коммунизма.

Эти задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, а так же профессиональных интересов.

 

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Основными чертами советской системы физического воспита­ния являются идейность, народность и научность.

Идейностьсоветской системы физического воспитания заклю­чается в ее коммунистической направленности. Наша система фи­зического воспитания служит благородным целям гармонического развития физических и духовных способностей советских людей, воспитанию нравственных качеств строителей нового общества.

Идейная сущность советской системы физического воспитания конкретно выражена в цели, задачах, в принципах и методах физического воспитания, в организационных основах его. Прог­рессивный характер советской системы физического воспитания определяется преимуществами социалистического строя перед капиталистическим: в ней находят правильное соотношение общесоциалистические закономерности физического воспитания с национальными традициями.

Руководящая роль в развитии системы физического воспита­ния в нашей стране принадлежит Коммунистической партий. Перспективы дальнейшего развития советской системы физиче­ского воспитания определены Программой Коммунистической партии Советского Союза. Реализация Программы КПСС нахо­дит выражение в конкретных постановлениях.

Народность советскойсистемы физического воспитания за­ключается в соответствий ее цели жизненным интересам народа. Подготовка к труду и защите Родины — единая цель для всех государственных учреждений и общественных организаций, Все граждане нашей страны имеют одинаковое право на занятия физкультурой и спортом. Достижения в физическом развитии и физической подготовленности направляются к использованию в строительстве коммунизма, на благо всего народа.

В процессе физического воспитания используются и развива­ются национальные виды спорта.

Научностьявляется характерной чертой советской системы физического воспитания. Данные общественных, естественных, педагогических наук, а также специальных исследований созда­ют научную основу для разработки единых государственных программ и учебных пособий. На основе исследований и практи­ки определяются требования к физкультурному оборудованию и инвентарю.

Результаты работы по физическому воспитанию оцениваются при помощи научно обоснованной системы нормативов для каждого возрастного периода. Эти нормативы уточняются в связи с улучшением благосостояния народов нашей страны и постановки физического воспитания, достижениями науки.

§ 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

К общим принципам советской системы физического воспитания относятся: принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего разви­тия личности; принцип оздоровительной направленности физи­ческого воспитания.

Принцип связи физического воспитания с трудовой и воен­ной подготовкой.В нашей стране целью физического воспита­ния является подготовка к коммунистическому труду и защите Родины. При этом с усложнением техники повышаются требова­ния к физической подготовленности людей.

Это означает, что необходимо в процессе занятий физиче­скими упражнениями не только формировать двигательные на­выки, которые имеют непосредственное применение в труде, жизни, защите Родины (например, ходьба, бег, метание, пере­движение на лыжах, плавание и др.), но и такие, которые раз­вивают физические качества и способность быстро овладевать новыми движениями. Человек, который имеет большой запас разнообразных двигательных навыков, физических качеств, легче переносит повышенные нагрузки, в более короткие сроки осваивает новые трудовые операции.

Принцип всестороннего развития личности.В процессе физи­ческого воспитания важно одновременно осуществлять умствен­ное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, чтобы обеспечивать всестороннее развитие личности человека. Форми­руя двигательные навыки, физические качества, следует разви­вать умственные способности (умение анализировать, выделять элементы, соединять их в целое и т. д.), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина и др.); эстетические качества (умение понимать, чувствовать красоту осанки, дви­жений, костюма, физкультурных пособий и др.). При организа­ции занятий должна быть предусмотрена общая физическая подготовленность, которая обеспечивается разнообразными упражнениями. Очень важно опираться на принцип всесторон­него развития личности в процессе занятий физическими упражнениями с детьми, особенно с детьми дошкольного воз­раста, так как в этом возрасте закладываются основы умствен­ного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Принцип оздоровительной направленности физического вос­питания.В нашей стране забота о здоровье человека является делом государственной важности. В Программе КПСС указы­вается: «Социалистическое государство — единственное государ­ство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения»1.

1 «Программа Коммунистической партии Советского союза» М, Полич-изд.тг, Н>71, стр. 96.

Из принципа оздоровительной направленности вытекает от­ветственность специалистов по физическому воспитанию за со­хранение и укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом. Лишь при правильном применении физические упражнения дают оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности занимающихся, состояние их здоровья а также физическую подготовленность. Строя занятия физически­ми упражнениями с учетом закономерностей работоспособности организма занимающихся, необходимо заботиться о моторной плотности занятия. Подбирая упражнения, следует проводить их, опираясь на дидактические принципы обучения, обеспечивая страховку, предупреждая травмы; заниматься физическими уп­ражнениями в соответствующей одежде, обуви, в гигиенических условиях (чистое, проветренное помещение и др.); следить, что­бы оборудование и инвентарь соответствовали гигиеническим требованиям, росту занимающихся, поставленным задачам.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает обязательность педагогического и врачебного контроля. Врач предварительно изучает состояние здоровья и физического раз­вития занимающихся и определяет, в какой группе им следует заниматься. В процессе занятий врач ведет наблюдения за каж­дым в отдельности и за всей группой и помогает педагогу подо­брать физические упражнения, определить дозировку и методику проведения.

Врач и педагог обязаны на основе разностороннего учета изменений, происходящих в организме человека под влиянием физических упражнений, предвидеть результаты занятий и правильно планировать работу по физическому воспитанию. Взрослые и дети школьного возраста могут сами вести на­блюдения за своим самочувствием как во время занятий, так ii после них. Эти данные затем используются при анализе прово­димых занятий. Принцип оздоровительной направленности со­ветской системы физического воспитания требует повседневно­го содружества врача, педагога и самого занимающегося.

Принципы советской системы физического воспитания тесно связаны между собой. Ведущим является принцип связи физиче­ского воспитания с трудовой и военной подготовкой, так как он отражает цель физического воспитания в нашей стране. Прин­цип всестороннего развития личности выражает одну из главных задач коммунистического общества — формирование людей со всесторонне развитыми способностями. Первые два принципа могут быть реализованы в том случае, если при осуществлении физического воспитания будет проявляться забота о здоровье*

занимающихся.

Таким образом, задачи физического воспитания будут ре­шаться правильно, если педагогический процесс строится с

учетом всех трех принципов.

§ 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЕВ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическое воспитание в СССР осуществляется в государ­ственных учреждениях и общественно-самодеятельных физ­культурных организациях.

В государственных учреждениях (родильные дома, ясли, детские сады, средние школы, школы-интернаты, школы ФЗО, средние специальные и высшие учебные заведения, армия и флот, санатории, дома отдыха, лечебные учреждения и др.) физическое воспитание предусматривается как обязательный составной элемент всестороннего развития.

К общественно-самодеятельным физкультурным организа­циям относятся:

1. Физкультурные самостоятельные профсоюзные организа­ции!, объединяющие рабочих, служащих, учащихся. Они строят­ся по производственному и территориальному принципу. На­пример, рабочие железнодорожного транспорта имеют свое добровольное спортивное общество «Локомотив»; спортсмены вузов объединяются в студенческое общество «Буревестник»; учащиеся профессионально технических училищ — в общество «Динамо» и «Трудовые резервы» и др.

2. Общество «Урожай» объединяющее сельских

физкультурников совхозов и колхозов.

3. Ведомственные спортивные общества: «Динамо», «Трудовые резервы» и др.

4. Спортивные организации военнослужащих в военных округах и на флотах.

Большая работа по физической культуре и спорту прово­дится в организациях ДОСААФ.

Разнообразные формы имеет физическое воспитание в семье. Внедрение физкультуры в быт требует повышения физ­культурной грамотности каждого человека. Эта задача решается дошкольными учреждениями, школами, вузами и общественными физкультурными организациями, коллективами физической культуры, спортивными клубами, университетами здоровья, а также путем самообразования.

Единство государственных и общественных организаций, осуществляющих физическое воспитание, является специфиче­ской особенностью советской системы. Это единство обусловлено ее общенародным характером. В звеньях советской системы фи­зического воспитания осуществляется преемственность задач, содержания, форм занятий, нормативных требований к физиче-ской подготовленности занимающихся. Результаты работы учи­тываются и оцениваются при помощи системы нормативов — последовательно нарастающих требований, начиная от про­граммных показателей для детей раннего возраста.

Основу нормативной оценки результатов физического воспи­тания составляет Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР».

Комплекс ГТО впервые был введен в 1931 году по инициати­ве Ленинского комсомола. По мере совершенствования физиче­ского воспитания в нашей стране в комплекс несколько раз вно­сились изменения. С 1 марта 1972 года введен в действие но­вый комплекс ГТО, который призван способствовать формиро­ванию морального и духовного облика советских людей, их все­стороннему гармоническому развитию, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины. Система работы по комплексу ГТО будет содействовать внедре­нию физической культуры в повседневную жизнь советских лю­дей, вовлечению в регулярные занятия физической культурой и спортом людей разного возраста, массовому развитию спорта и воспитанию спортивных талантов.

Комплекс ГТО строится по возрастному принципу и состоит из 5 ступеней:

I ступень — «Смелые и ловкие» (для мальчиков и девочек
10—11 и 12—13 лет) решает задачу формирования у детей созна­тельного отношения к занятиям физической культурой, развития
основных физических качеств и жизненно необходимых умений
и навыков, выявление спортивных интересов;

II ступень — «Спортивная смена» (подростки 14—15 лет)
направлена на дальнейшее повышение физической подготовленности подростков и овладение прикладными двигательными навыками;

III ступень — «Сила и мужество» (юноши и девушки 16—
18 лет) осуществляет совершенствование физической подготовленности, необходимой для последующей трудовой деятельности
и готовности к службе в Вооруженных Силах СССР;

IV ступень — «Физическое совершенство» (для мужчин
19—28 и 29—39 лет и женщин 19—28 и 29—34 года) ставит за­
дачу достижения высокого уровня физического развития и физической подготовленности населения для высокопроизводительного труда и выполнения священного долга по защите Родины;

V ступень — «Бодрость и здоровье» (для мужчин 40—49 и
50—60 лет и женщин 35—44 и 45—55 лет). Задачи этой ступе­
ни— сохранение на долгие годы крепкого здоровья и высокого
уровня физической подготовленности трудящихся для обеспече­ния их трудовой активности и постоянной готовности к защите
Родины.

Каждая ступень комплекса ГТО состоит из двух разделов: требования и нормы. Раздел требований предусматривает изу­чение основных положений советской системы физического вос­питания, овладение навыками личной и общественной гигиены, выполнение утренней гигиенической гимнастики, освоение правил

и приемов защиты от оружия массового поражения. Раздел норм включает упражнения, определяющие уровень развития физи­ческих качеств человека (сила, выносливость, быстрота, лов­кость), а также упражнения, способствующие овладению при­кладными двигательными навыками (бег, прыжки в длину, в вы­соту, метание, плавание, лыжи и др.).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!