Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формирование игровой деятельности



Первоначальной задачей педагогического коллектива является создание условий для развития игровой деятельности. Здесь важное значение имеет устройство игрового уголка в группо­вой комнате. Оборудование его должно учитывать возрастные интересы детей и соответствовать задачам развития игровой деятельности. Обучение игре проводиться на специальных занятиях и в специально отведенное для свободной игры время, на прогулках.

В программе раздел «Игра» включает три направления обуче­ние сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. Заня­тия по первому направлению проводятся учителем-дефектологом и воспитателем, по двум другим — в основном воспитателем.

На начальном этапе обучения важно создать у детей эмоцио­нальное отношение к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослым, а также формировать ориентиро­вочную деятельность детей. С этой целью первые занятия про­водятся по обыгрыванию дидактических и сюжетных игрушек.

Действуя с дидактическими игрушками разными по форме, цвету, величине, материалу, массе, звуковым свойствам, дети на­капливают чувственный опыт. Это способствует развитию восп­риятия, зрительно- двигательной координации, ручной и мелкой моторики. Действия с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, кубики-вкладки, башенки, совочки и т.п.) оказывают особое воздействие на психическое развитие ребенка, т.к. дейст­вуя с ними он приобретает необходимые знания об окружающем мире.

На занятиях по обыгрыванию игрушек используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т.д., которые способствуют развитию у детей функции общения, оказывают воздействие на нравствен­ное воспитание личности ребенка. Ребенок во время игры учится проявлять заботу об игрушке, сопереживать во всех ее событиях.

Среди сюжетных игрушек особое место занимают игрушки-куклы. Как указывал Д.Б.Эльконин, кукла — заместитель иде­ального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла это не только дочь или сынок для ребенка, это партнер по общению в игре. Поэтому на начальном этапе важно сформировать у де­тей эмоциональное отношение к кукле, научить воспринимать ее как заместителя человека, а затем научить детей конкретным игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать в кроватку, прогулке в коляске.

Особое место в руководстве педагогом игрой детей отводится формированию навыков игрового поведения. Необходимо учить их обмениваться игрушками, играть рядом, воспитывать в них доброжелательность и уступчивость.



Следующей задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали зако­номерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому. (Например, надо чтобы ребенок понимал, что сначала нужно сварить кашу, а потом накормить ею куклу, а не нао­борот).

В решении поставленной задачи целесообразно использовать два вида работы.

Во-первых, обязательно проводить наблюдение и анализ ло­гичных действий в повседневной жизни. Эту работу лучше делать в процессе режимных моментов. Например, воспитатель обра­щает внимание детей но то, что они сначала вымыли руки, а потом сели есть; в спальне перед сном внимание детей заостря­ется на том, что они сначала разденутся, наденут пижамы, а по­том лягут в кровати.

Обращение к повседневному опыту детей, активное припо­минание того, как они поступают в жизни, способствуют осмыс­лению ими логической последовательности игровых действий.

Во-вторых, с целью усвоения детьми логики развития игро­вых действий необходимо систематически предлагать им выпол­нять последовательные игровые действия. Например, взрослый предлагает ребенку: «Давай покормим куклу кашей. Что нужно для этого сделать?»

Под руководством педагога ребенок выполняет последователь­ные игровые действия. Обучение, проводимое с учетом указан­ных методических приемов, позволяет научить детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку, создавать условия для переноса ранее усвоенных дей­ствий на новые игрушки, в другую, сходную ситуацию, что в свою очередь способствует преодолению косного стереотипа у детей с нарушениями интеллекта.



Только при развитии предметно-игровых действий может воз­никнуть подлинная, осмысленная сюжетная игра, которая явля­ется большим достижением в развитии игры умственно отстало­го ребенка, ее необходимым этапом.

В дальнейшем проводится обучение сюжетно-ролевым играм.

Именно этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В них ребенок пе­ревоплощается в различные персонажи, роли, действует в вооб­ражаемой ситуации, оперирует множеством разнообразных игру­шек их заместителей. Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их от­ношений. Через игру происходит познание дошкольником раз­личных сфер человеческой деятельности, осваиваются разнооб­разные способы общения людей друг с другом.

Вначале детям предлагают роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитательницы, музыкального ру­ководителя). При этом важно, чтобы дети в ходе обучения не только поняли, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни.

Формирование игровой деятельности у умственно отсталых детей должно проходить в тесной связи с расширением пред­ставлений у них о явлениях социальной жизни. На этом этапе занятия направлены на накопление, обобщение и закрепление полученного социального и эмоционального опыта, с нравст­венными нормами и человеческими чувствами. Процесс озна­комления умственно отсталых детей с социальными явлениями осуществляется разными методами: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение ху­дожественной литературы, просмотр диафильмов и кинофиль­мов, беседы. В этот период большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью широко используются игры-драматизации. Именно игры-драма­тизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения.

Весьма важно подготовить самих детей к изображению персо­нажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происхо­дящему. Для игр-драматизаций подбирают сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. Например, «Ко­лобок», «Теремок», «Кто сказал мяу,» «Под грибом», «Волк и се­меро козлят» и т.д.

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на дан­ном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

В процессе проведения игры-драматизации нужно предоста­вить детям возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Этому значительно способствует использование кос­тюмов и различных атрибутов. Они помогают ребенку войти в роль, способствуют лучшему проникновению детей в образ пер­сонажа и ситуацию сказки.

Большое место на занятиях отводится играм, отражающим труд взрослых. Например, «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин» «Парикмахерская» и т.д. Для проведения каждой из этих игр тре­буется подготовка детей. Вначале у них формируют представле­ния о каждой из профессий: проводят целенаправленные наблю­дения за взаимоотношениями между людьми при выполнении своих профессиональных обязанностей. Затем обобщают впечат­ления детей в беседе, подготавливают соответствующие атрибуты для игры.

При проведении игры педагог четко должен представлять свою роль. Вначале каждой игры необходимо создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. При этом и сам педагог настраивается на игровой лад. Важно сделать обучение занимательным, сохранить активность самих детей. В процессе проведения игры основное внимание уделяется обучению детей подчинять свое поведение роли, ко­торую он взял на себя, т.е. действовать в воображаемой си­туации. В конце занятия педагогу обязательно надо умело свернуть игру, чтобы у детей не было пресыщения к ней, и в то же время нельзя останавливать их на самом эмоциональ­ном подъеме.

После проведения каждой игры необходимо провести с деть­ми беседу предлагая ответить на ряд вопросов. Во что они игра­ли? Кто кем был? Что делал? и т.д. Такое подведение итогов дает возможность детям закрепить свое поведение в коллективной деятельности со сверстниками.

Обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре должно вклю­чать в себя следующие этапы:

— целенаправленное формирование представлений детей о профессии;

— подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;

— проведение игры, где основную роль берет на себя взрослый;

— развитие и углубление сюжета игры, при котором возмож­но его видоизменение и дополнение.

Главная цель занятий по обучению игре состоит в том, чтобы у воспитанников сформировался интерес к сюжетно-ролевым иг­рам, включающим в себя воображаемую ситуацию, действия с пред­метами-заместителями, ролевое поведение.

В процессе игры у детей с нарушениями интеллекта форми­руется произвольность психических процессов: произвольные вни­мание и память. Игровая ситуация и действия в ней активизиру­ют умственную деятельность воспитанников. В игре дети учатся действовать с предметами-заместителями, они дают им новое игровое название, учатся адекватно действовать в воображаемой ситуации. Постепенно игровые действия сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умствен­ном плане. Следовательно, игра в большой мере способствует постепенному переходу ребенка к мышлению в плане представ­лений. Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на более высокий этап — этап умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоот­ношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится и основу осо­бого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!