Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Некоторые особенности произношения гласных звуков



LEKTION 1

Речевой аппарат

Активные органы речи

1. Губы

2. Язык:

а) кончик языка

б) передняя часть спинки языка

в) средняя часть спинки языка

г) задняя часть спинки языка

3. Мягкое нёбо

4. Маленький язычок

5. Задняя стенка зева

6. Нижняя челюсть

7.Голосовые связки

Пассивные органы речи

8. Верхние и нижние зубы

9. Альвеолы (зубные лунки)

10. Твёрдое нёбо (палатум)

 

Полости-резонаторы

А. Полость гортани

Б. Полость глотки (зева)

В. Полость рта

Г. Полость носа

 


Звуки речи производятся работой речевых органов. Выдыхаемый из легких воздух поступает через бронхи в гортань, которая находится в верхней части дыхательного горла. В гортани имеются две мускульные складки, называемые голосовыми связками. При вдохе и выдохе голосо-вые связки не напряжены, и между ними находится голосовая щель, через которую свободно проходит воздух. Однако когда голосовые связ-ки напряжены и сближены, щель между ними сужена и может быть полностью сомкнута. Выдыхаемая струя воздуха несколько раздвигает голосовые связки, но благодаря своей эластичности они возвращаются в прежнее положение. Таким образом, воздух периодически выталки-вается из гортани, в результате чего образуется голос. Звуки речи, в основе которых лежит голос, называются гласными. Но голос участвует также и при образовании некоторых согласных звуков.

Выйдя из гортани, воздух поступает в надгортанные полости, которые могут легко изменять свою форму, и, выполняя роль резонаторов, усиливают звук и придают ему ту или иную окраску. Этими полостями являются: полость глотки (или зева), находящаяся над полостью гортани, полость рта и полость носа (см. рисунок). Следует различать подвижные (или активные) органы речи и неподвижные, пассивные.

Звуки и буквы. Транскрипция.

Каждый язык имеет свой специфический звуковой строй. Каждый звук передается в написании определенной буквой или сочетанием букв.

Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Но не всегда одному и тому же звуку на письме соответствует одна и та же буква, и наоборот, одна и та же буква может обозначать различные звуки. Некоторые звуки обозначаются графически несколькими буквами, например, сочетания букв „ch”, „sch”, „tsch” читаются как один звук. Некоторые буквы в определенных позиционных условиях совсем не произносятся, а служат, например, для обозначения долготы гласных звуков: Sohn,Sieg.



Чтобы не смешивать буквы со звуками, в фонетике применяется звуковой алфавит – фонетическая транскрипция, в которой каждый звук обозначается специальным значком. В основу фонетической транс-крипции положен латинский алфавит с добавлением некоторых знаков, например [ε], [ç], [ŋ] и др. Чтобы не путать транскрипционные знаки с буквами алфавита, их заключают в квадратные скобки [ ]. Мы будем использовать транскрипционные знаки только в самых необходимых случаях, например, в заданиях к фонетическим упражнениям, в фонетических пояснениях и т.п.


Знаки фонетической транскрипции

Гласные

Vokale

Знак Обозначение на письме Примеры
[ а ] краткий тёмный гласный a Anton, Mann, ab, alt, kalt, dann, ganz, Wasser, Stadt, Wand, satt
[ɑ:] долгий тёмный гласный a, aa, ah Name, Tag, Tat, Abend, Saal, Saat, nah, fahren, Kahn, Bahn
[ ɔ ] краткий открытый гласный o Otto, wollen, offen, Bonn, oft, Post, Kopf, kommen
[ о:] долгий закрытый гласный o, oo, oh   Oma, oder, wo, so, rot, loben, Zoo, Boot, Sohn
[ υ ] краткий открытый гласный u Kunst, dumm, bunt, Hunger, Durst, turnen, bummeln
[ u:] долгий закрытый гласный u, uu, uh, ou Ulrich, Ufer, Blume, rufen, gut, Schuh, Tourist, Route
[υ ] сверхкраткий закрытый гласный u Januar, Februar, Statue
[ ι ] краткий открытый гласный i ist, stimmt, finden, bitte, still, Mitte, Gedicht, Studentin
[ i: ] долгий закрытый гласный i, ie, ih, ieh Ida, Kino, Kilo, diese, Liebe, sie, Biene, Wiese, ihr, Vieh
[ ε ] краткий открытый гласный e, ä Ende, Bett, gern, fremd, Berg, Hände, lächeln, gefällt
[ ε:] долгий открытый гласный ä, äh   Bär, Käse, Mädchen, ähnlich, Ähre, wählen
[ е:] долгий закрытый гласный e, ee, eh Emil, Erde, leben, reden, nehmen, gehen, Tee, Meer
[ ə ] редуцированный гласный e Maler, Sportler, singen, beginnen, genug, gelernt
[ œ ] краткий открытый гласный ö öffnen, zwölf, Löffel, Köln, plötzlich, völlig, können
[ ø:] долгий закрытый гласный ö, öh, oe, eu Öl, hören, schön, fröhlich, Söhne, Goethe, Ingenieur
[ ү ] краткий открытый гласный ü, y Stück, fünf, dünn, müssen, Ypsilon, Syntax, System
[ у:] долгий закрытый гласный ü, üh, y üben, müde, grün, Frühling, Bühne, Psyche, Typ, Lyrik
[ае] дифтонг ˘ ei, ai, ey, ay   eins, kein, fleißig, weiß, leicht, Mai, Bayern, Meyer
[ao] дифтонг ˘ au   Auto, auf, aus, Haus, Frau, bauen, laufen, kaufen, grau
[ɔø]дифтонг ˘ eu, äu Europa, heute, neun, treu, Deutsch, läuft, Träume

Согласные



Konsonanten

Знак Обозначение на письме Примеры
[р] смычно-взрывной глухой согласный p, pp, b Paula, Pappe, Pilz, Suppe, Mappe, gelb
[b] смычно-взрывной звонкий согласный b, bb Bonn, Bertha, baden, leben, aber, Ebbe
[t] альвеолярный смычно-взрывной глухой согласный t, tt, th, dt, d Tag, Tisch, tot, Mutter, Theodor, Stadt, Rad
[d] альвеолярный смычно-взрывной звонкий согласный d, dd Dora, Dame, da, dann, dein, dunkel, Freude, Süden, paddeln, Kladde
[k] заднеязычный смычно-взрывной глухой согласный k, kk, ck, ch, x, g Kopf, kalt, dick, sechs, Akkord, Chor, weg
[g] заднеязычный смычно-взрывной звонкий согласный g, gg Gustav, Geld, gehen, sagen, Wagen, fliegen, mögen, Dogge, Egge
[f] губно-зубной щелевой глухой согласный f, ff, v, ph Fisch, faul, Friedrich, oft, offen, brav, Physik
[v] губно-зубной щелевой звонкий согласный w, v, u (qu) Wand, warm, warten, Vase, Viktor, Quelle
[s] переднеязычный щелевой глухой согласный s, ss, ß Sklawe, Slawisch, uns, Haus, müssen, gewiß
[z] переднеязычный щелевой звонкий согласный s Samuel, Suppe, sagen, sie, sehen, lesen, böse, Rose, unser, Wesen
[∫]переднеязычныйзаальвеолярный щелевой глухой согласный sch, s (sp, st) Schule, schön, schnel, schlecht, Sport, Stuhl, Sprache, stehen, Stadt.
[ç] среднеязычный щелевой глухой согласный ch, g (-ig) ich, Chemie, Küche, nicht, leicht, sprechen, richtig, wichtig, König
[ j ] среднеязычный щелевой звонкий согласный j Jacke, ja, Jahr, jetzt, Juni, Japan, bejahen, Projekt, Subjekt
[х] язычковый щелевой глухой согласный ch Koch, acht, Nacht, machen, Buch, noch,
[h] зевный щелевой глухой согласный h Heinrich, Haus, Hemd, hundert, Hund, abholen
[m] двугубный носовой сонорный согласный m, mm Mann, Martha, machen, mild, dumm, kommen
[n] переднеязычный альвеолярный носовой сонорный согласный n, nn Name, nehmen, Nina, Norden, nun, Not, nie, nennen, kennen
[ŋ] заднеязычный носовой сонорный согласный ng, n(k) lang, jung, eng, singen, Bank, Schrank, krank
[ l ] переднеязычный альвеолярный боковой сонорный согласный l, ll Ludwig, lesen, lachen, Lampe, Licht, Flagge, elf, klein, Null, toll, voll
[R] язычковый дрожащий сонорный согласный r Richard, Rhein, Reiter, rund, Brief, grau, frei
[r] вокализованный переднеязычный и язычковый вибрант r Bier, er, Uhr, vor, Schüler, Doktor, Maler, erzählen, verbieten
[] губно-зубной смычно-щелевой глухой согласный pf Pferd, Pfeife, pflücken, pflanzen, Apfel, Topf
[] переднеязычный альвеолярный смычно-щелевой глухой согласный z, c, tz, t (-tion) Ziege, zehn, ziehen, Zucker, Cäsar, Satz, sitzen, Nation
[ʧ] переднеязычный альвеолярный смычно-щелевой глухой согласный tsch Tcheche, klatschen, Deutsch, Matsch

 


Phonetische Übungen

Übung 1. Hören Sie das deutsche Alphabet und lesen Sie mit.

Druck-schrift Hand-schrift Aussprache Druck-schrift Hand- schrift Aussprache  
Aa ['a:] Nn ['εn]    
Bb [be:] Oo ['o:]  
Cc [tse:] Pp [pe:]    
Dd [de:] Qq [ku:]    
Ee ['e:] Rr ['εr]    
Ff ['εf] Ss ['εs]    
Gg [ge:] Tt [te:]    
Hh [ha:] Uu ['u:]    
Ii ['i:] Vv [fao]    
Jj [jot] Ww [ve:]    
Kk [ka:] Xx ['iks]    
Ll ['εl] Yy ['ypsi:lon]    
Mm ['εm] Zz [tset]  
         
Ää ['ε:] Öö [] Üü ['y:] ß ['εs tset]
                   

Übung 2. Hören Sie das Alphabet noch einmal und sprechen Sie in den Pausen nach.

Übung 3. Hören Sie das Alphabet-Lied und singen Sie mit.


A - Be- Ce- De-

E -eF - Ge- Ha-

I - Jot- Ka-Wunderbar!

eL -eM -eN - O - Pe- Qu-

eR -eS - Te- U - Vau- We-

X - Ypsilon- Zet-Das ist nett.



Übung 4. Hören Sie die Buchstabiertafel und sprechen Sie in den Pausen nach.

Buchstabiertafel

A wie Anton J wie Julius S wie Samuel
Ä wie Ärger К wie Kaufmann Sch wie Schule
В wie Веrtа L wie Ludwig T wie Theodor
С wie Cäsar M wie Martha U wie Ulrich
Ch wie Charlotte N wie Nordpol Ü wie Übermut
D wie Dora O wie Otto V wie Viktor
E wie Emil Ö wie Ökonom W wie Wilhelm
F wie Friedrich P wie Paula X wie Xanthippe
G wie Gustav Q wie Quelle Y wie Ypsilon
H wie Heinrich R wie Richard Z wie Zacharias
I wie Ida    

Übung 4. Sprechen Sie zu zweit nach dem Muster.

□ Wie heißen Sie ? Wie ist Ihr Name ?

◊ Iwanowa

□ Wie schreibt man das ?

Buchstabieren Sie bitte!

□ I wie Ida, W wie Wilhelm, A wie Anton,

N wie Nordpol, O wie Otto,

W wie Wilhelm, A wie Anton.

 


LEKTION 2

Некоторые особенности произношения гласных звуков

немецкого языка.

По сравнению с русскими немецкие гласные звуки произносятся более чётко и с большей напряжённостью речевого аппарата. При их произнесении положение органов речи остается неизменным на всем протяжении звучания, т.е. от начала до конца произнесения звука, а кончик языка всегда прижат к нижним передним зубам. Это придаёт немецким гласным большую стабильность в звучании, тогда как при произнесении русских гласных органы речи скользят относительно друг-друга, и их звучание носит нестабильный характер.

В немецком языке гласные подразделяются на долгие и краткие, открытые и закрытые.

Длительность звучания долгих гласных заметно больше, чем у кратких. Следует строго соблюдать правильную длительность гласных, так как это имеет смыслоразличительное значение. Например: Staat (государство) – Stadt (город), Beet (грядка) – Bett (кровать), Bienen (пчелы) – binnen (в течение), Weg (дорога) – weg (прочь), Bahn (путь) – Bann (изгнание).

Гласный звук произносится кратко в закрытом слоге, который оканчивается на согласный звук:

1) перед удвоенными согласными или перед несколькими согласными, например: Mann, Mutter, dick, Kind, und, fallen, Feld, Griff, Gift, hell, Held, offen, oft; können, Kunst, Wetter; wann, wenn, dann, denn;

2) перед буквосочетаниями tz и ck: der letzte Platz, die Hitze, der Schutz, die Mütze, der Acker, die Ecke, der Sack, die Mücke.

3) перед одним согласным в односложных неизменяемых словах, например: ab, an, in, weg, um, bis, hin, das, was, es, des, man, bin, hat, mit.

Гласный звук произносится долго в открытом ударном слоге, т.е. в слоге, который оканчивается на гласный звук, например: du, sagen, baden, rufen, Maler, selig, holen, Name.

Kроме того, гласный звук произносится долго в следующих случаях:

1) перед одним согласным в условно закрытом слоге, т.е. в слоге, который при изменении слова может быть открыт, например: Tag (Ta-ge), Schaf (Scha-fe), Weg (We-ge), Tür (Tü-ren), gut (gu-te), rot (ro-te);

2) перед h, например: Uhr, ihr, nah. При этом h после гласных не произносится, обозначая длительность предшествующего гласного: Ohr, Lehrer, Ruhe, Fehler, Stuhl, fühlen, Sohn, Huhn, fahren, mehr, Mohr, Uhr;

3) при удвоении гласных, например: Paar, Haar, Waage, Heer, Boot, Saal. При этом две одинаковые буквы читаются как один долгий звук;

4) в форме определенного артикля, например: der, dem, den;

5) в односложных неизменяемых словах перед r, например: mir, dir, wir, nur, er, vor, für, Tür ;

6) часто перед буквосочетаниями rt, rd, rz, st, rst, например: Art, Wert, Erde, werden, Arzt, Ostern, Husten, erst, Österreich;

7) в некоторых словах перед буквосочетанием ch, например: nach, hoch, Buch, Sprache, Kuchen;

8) в суффиксах -bar, -sam, -los, -sal, -tum, например: wunderbar, seltsam, fehlerlos, Schicksal, Eigentum;

9) как долгое [i:] произносится буквосочетание ie, например: Spiel, Sieg, Lied, biegen, dienen, wieder, Liebe, Frieden, die.

Закрытые звуки отличаются большим подъемом языка к небу, меньшим раскрытием рта и большой напряженностью всего речевого аппарата. Сравните: tun – turnen, siegen – singen.

Немецкие гласные сохраняют свои качества (долготу и краткость, открытость или закрытость) независимо от того, в каком слоге они находятся – в ударном или безударном.

С точки зрения однородности артикуляции гласные делятся на монофтоноги и дифтонги. Если монофтоноги состоят из одного гласного звука, то дифтонги состоят из двух гласных звуков, например [a] + [e] = [ae], [a] + [o] = [ao] и [ɔ] + [ø] = [ɔø]. При произнесении первый звук быстро переходит во второй, оба звука краткие, причём первый из них ударный, а второй безударный, закрытый.

Характерной особенностью немецких гласных является наличие у них твёрдого приступа, если гласный начинает слово или слог.

Следует постоянно иметь в виду, что немецкие гласные, стоящие в начале слова или корня слова, произносятся с твёрдым приступом. Твёрдый приступ – это энергичное (беззвучное) смыкание голосовых связок перед началом произнесения гласного и затем их резкое размыкание. Чтобы научиться произносить гласные с твёрдым приступом, нужно сделать вдох и, на мгновение задержав выдох, резко и энергично произнести гласный. В транскрипции твёрдый приступ (Neueinsatz или Knacklaut) обозначается знаком ['].


Краткий открытый [a] и долгий открытый [a:]

По артикуляции немецкие гласные звуки [а] и [ɑ:] близки русскому [А]: рот широко открыт, губы нейтральны, язык тоже почти нейтрален. В начале слова или слога оба звука произносятся с твердым приступом.

Краткий гласный [а] произносится в закрытом слоге, который при изменении слова нельзя открыть (satt, dann).

Долгий звук [ɑ:] значительно длительнее русского [А] и отличаются от него большей напряженностью произнесения. Долгий гласный [ɑ:] произносится в открытом слоге (da, aber, fragen, malen) и в закрытом слоге, который при изменении слова можно открыть (Tat - Taten, fragt - fragen, malt - malen). На письме долгота гласного может обозначаться буквой „h“, стоящей после буквы „a“ (nah, Kahn, Naht, fahren) и удвоением буквы „а“, причем удвоенная буква читается как один звук (Saal, Saat).

Phonetische Übungen

Übung 1. Lesen Sie die Wörter mit kurzem [а], achten Sie auf die Vokallänge.

Ab, an, als, alt, acht, kalt, Ast, dann, Mann, kann, Bann, Кар, wann, ganz, Fall, Fakt, Takt, dass, nass, satt, Salz, Nacht, Wand, Band, hart, halt, Hand, Land, Stadt, bald, alle, Anna, Anton, Apfel, Alter, Affe, Jacke, Fachmann, Kappe, Wasser

Übung 2. Lesen Sie die Wörter mit langem [a:], achten Sie auf die Vokallänge.

Art, Arzt, Asien, Ahn, Gas, aß, da, ahnen, Aal, aber, fragen, malen, Bar, gar, Saal, Saat, saß, Gas, Tag, Dame, Name, Vase, Nase, Frage, Tat, Abend, Staat, nah, Kahn, Naht, fahren, Wahl, Sprache, Spanien,

Übung 3. Lesen Sie die Wörter! Achten Sie auf den Unterschied zwischen [a:] und [а].


[a:] [а]

Ahn an

aß Ast

da dann

Bahn Bann

Kahn kann

kam Kamm

saß Sand

Saat satt

Staat Stadt

Stahl Stall

Wahl Wall

lahm Lamm

nagen Nacken

Wahn wann

raten Ratten

[а] [a:]

an Ahn

Ast aß

dann da

Bann Bahn

kann Kahn

Kamm kam

Sand saß

satt Saat

Stadt Staat

Stall Stahl

Wall Wahl

Lamm lahm

Nacken nagen

wann Wahn

Ratten raten


Übung 4. Beantworten Sie die Fragen!

Muster:○ Hast du einen Schal?

Ja, ich habe einen Schal.

Hast du einen Schal? Hast du einen Vater? Hast du eine Jacke? Hast du einen Kamm? Hast du ein Glas Wasser? Hast du eine Flasche Sahne? Hast du ein Glas Apfelsaft?

Übung 5. Sprechen Sie in zwei Gruppen!

Muster:○ Sag mal Ratte!

Ratte?

Ja, Ratte.

Sag mal Ratte! Sag mal rate! Sag mal kann! Sag mal Kahn! Sag mal Kamm! Sag mal kam! Sag mal Staat! Sag mal Stadt! Sag mal da! Sag mal dann! Sag mal Vater!

Übung 6. Hören Sie die Wortgruppen und Sprichwörter, sprechen Sie in den Pausen nach und achten Sie auf die Vokallänge.


am Sonntagnachmittag

ein Glas Apfelsaft

starker Kaffee mit Kaffeesahne

eine Bananentorte mit Schlagsahne

Das ist alles kalter Kaffee.

Aller Anfang ist schwer.


Übung 7. Ergänzen Sie die folgenden Substantive durch den Artikel und das Adjektiv! Sprechen Sie bitte die Wortgruppe!

Muster: die Fahrt / lang die lange Fahrt

das Fahrrad / alt, die Straße / naß, der Bach / klar, das Wasser / kalt, der Graben / flach, der Wald / schattig, der Kaffee / stark

Übung 8. Hören Sie die Äußerungen, sprechen Siebitte ebenso energisch in den Pausen nach.

Endlich sind sie da! Freitag habe ich angerufen. Acht Tage warte ich jetzt. Da, die Badewanne ist kaputt. Ich kann nicht baden. Ich kann nicht waschen, schade. Das ist ja allerhand! Was raten Sie mir nun?


Übung 9.Bilden Sie zu folgenden Infinitiven trennbar zusammengesetzte Verben mit an- und ab-!

Muster: halten anhalten / abhalten

sagen, fahren, zahlen, tragen, machen, schlagen

Übung 10.Bilden Sie zu folgenden Wörtern Adjektive mit –sam. Sprechen Sie die Wörter und die Adjektive!

Muster: raten raten - ratsam

wachen, arbeiten, unterhalten, sparen, lange, achten

Übung 11.Lesen Sie die folgenden Zusammensetzungen, achten Sie auf die Vokallänge.

der Montagabend, die Abendkasse, der Bademantel, der Mantelkragen, der Stadtpark, die Parkbank, die Straßenbahn, die Stadttasche, der Taschenkamm, die Jahreszahl, die Zahlkarte, die Vatersjacke

Übung 12.Hören Sie einen Kindervers. Lesen Sie bitte vor!


Herr von Hagen, darf ich's wagen,

Sie zu fragen

wie viel Kragen Sie getragen

als Sie lagen krank am Magen

in der Hauptstadt Kopenhagen.


Übung 13.Lesen Sie einen Text über Johann Sebastian Bach, achten Sie auf die Vokallänge. Unterstreichen Sie [ɑ:] und [а].

Johann Sebastian Bach stammt aus einer alten Musikerfamilie. Sein Vater war Ratsmusiker in der Stadt Eisenach. Bachs musikalische Begabung wurde schon bald überall bekannt. Er arbeitete unter anderem in Weimar, Arnstadt, Anhalt-Köthen und Leipzig. Sehr bekannt sind seine geistlichen und weltlichen Kantaten. Zahlreiche seiner Werke werden auch in der Gegenwart noch aufgeführt.


Краткий открытый [ υ ] и долгий закрытый [ u: ]

Немецкие гласные [υ] и [u:] отличаются от русского [У] своей длительностью и артикуляцией.

Немецкий краткий открытый гласный [υ] более краток, чем русский [У]. При произнесении немецкого [υ] рот открыт больше, чем при русском [У], губы округлены и почти не выдвинуты вперед; язык меньше оттянут назад и задняя часть спинки поднята меньше. Мускулы речевого аппарата сильно напряжены. Краткий гласный [υ] произносится в закрытом слоге, который при изменении слова не становится открытым (Hund, dumm, bunt), а также в приставке „un-“ (unruhig, Unschuld, unfreundlich) и в суффиксе „-um“ (herum).

Немецкий долгий закрытый гласный [u:] значительно длительнее и напряженнее русского [У]. При произнесении гласного [u:] губы больше выдвинуты вперед и сильнее округлены, чем при русском [У], язык меньше оттянут назад, но задняя часть спинки языка поднята выше, чем при русском [У]. При артикуляции немецкого [u:] необходимо следить за напряженностью мускулов речевого аппарата и не допускать скольжения звука. Немецкий долгий гласный [u:] произносится в открытом слоге (Ufer, rufen, Kuh), в закрытом слоге, который при изменений слова может стать открытым (gut, Hut), а также в префиксе „ur-“ (uralt)и в суффиксе „-turn“. Гласный [u:] на письме обозначается буквой „u“ (Blume) и буквосочетанием „uh“ (Uhr). В словах иностранного происхождения гласный [u:] часто обозначается буквосочетанием „ou“ (Route, Courage, Tourist).

В начале слова или слога звуки [υ] и [u:] произносятся с твердым приступом.

Phonetische Übungen

Übung 1. Lesen Sie die Wörter. Achten Sie auf den Unterschied zwischen langem geschlossenem [u:] und kurzem offenem [υ]!

[υ] - u

um, Ulm, und, uns, unser, unter, Ulrich, Urteil, Unterricht, Unglück, dumm, bunt, Durst, Luft, Duft, Schuft, Sucht, Flucht, Kurt, Gurt, Kuss, Fluss, Schluss, Lust, muß, Nummer, Kunst, Umlaut, Butter, Mutter, Zunge, Hunger, Muster, bummeln, gucken, turnen, herum;

[u:] - u, uh, ou

Ufer, Uhr, Uwe, Ute, Uhu, U-Bahn, Ursache, uralt, Urwald, Unikum, du, nur, gut, Buch, Mut, Blut, Hut, Fuß, Gruß, Blume, Schule, rufen, husten, Tuch, Kuh, Schuh, Ruhe, Ruhm, Huhn, Känguruh, Tour, Route, Courage, Tourist

Übung 2. Lesen Sie die Wörter und Wortgruppen, achten Sie auf die Vokallänge.

Kultur, Kunstschule, Nudelsuppe, Zukunft, Blutgruppe, Turmuhr, Unruhe, Zukunft, Schulunterricht, Kulturkunde, ungut, Blutwurst, Geburtsurkunde, Rundfunksendung, untersuchen,

russische Kunst, ein bunter Blumengruß, ein gutes Buch, jung und gesund, Hunger und Durst, die Schuhe putzen,


Übung 3. Sprechen Sie in zwei Gruppen.

Muster:○ Mußt du turnen?

turnen?

Turnen tut gut.


Mußt du fluchen?

Mußt du schmusen?

Mußt du jubeln?

Mußt du rudern?

Mußt du pusten?

Mußt du husten?

Mußt du bummeln?

Mußt du gucken?

Mußt du turnen?


Übung 4. Bilden Sie zu folgenden Substantiven die Antonyme mit un-und ihre Adjektive!

Muster: die Ruhe die Unruhe, unruhig

die Lust, die Schuld, die Pünktlichkeit, die Freundlichkeit, das Glück, die Genauigkeit

Übung 5. Lesen Sie den Text, achten Sie auf die Vokallänge.

Ute und Uwe fuhren auf Urlaub zu ihrer Urgroßmutter. Sie fuhren mit dem Fünfuhrzug nach Budapest. In Budapest bewunderten Sie Kunstwerke und besonders die uralte Turmuhr. Sie besuchten auch die Kunstschule, wo ihre Urgroßmutter unterrichtet hatte. Das war für Ute und Uwe ein unvergeßlicher Eindruck.

Übung 6. Bilden Sie zu folgenden trennbar zusammengesetzten Verben die 3. Person Singular Präteritum! Lesen Sie dann die Beispiele vor! Beachten Sie auch den Wortakzent!

Muster: umgraben er grub um

durchfahren, zuschlagen, zumuten, herumfahren, umfahren, umladen, vortragen

Übung 7. Bilden Sie Komposita zu folgenden Substantiven.

Muster: Gummi - Schuhe Gummischuhe


Gummi - Schuhe

Butter - Blume

Suppen - Huhn

Puppen - Stube

Hunde - Kuchen

Kunst - Schule

Blut - Wurst

Turm - Uhr


Übung 8. Was braucht man zum Kuchenbacken, was zum Suppekochen? Sprechen Sie nach und ergänzen Sie!

Muster: Einen geputzten Blumenkohl... → Einen geputzten Blumenkohl ... zum Suppekochen.


Ein Pfund Nudeln ...

Hundert Gramm Zucker...

Zweihundert Gramm Butter...

Ein Suppenhuhn ...

Einen Teelöffel Backpulver...

Ein Pfund Putenbrust...

Ein Bund Petersilie ...

Etwas Rum ...


Übung 9. Bilden Sie Sätze nach folgendem Muster:

Puppe / Ute Die Puppe ist von Ute.

So viele Geschenke!


Buch / Kurt

Fußball / Uwe

Flugzeug / Gunther

Luftpumpe / Rudolf

Mundharmonika / Gundula

Buntstifte, Radiergummi / Gudrun


Übung 10. Lesen Sie die Zungenbrecher, Sprüche und Sprichwörter. Achten Sie auf den Unterschied zwischen langem geschlossenem [u:] und kurzem offenem [υ]!


In Ulm und um Ulm und um Ulm herum.

Morgenstunde hat Gold im Munde.

Sie fuhr zur Kuhr.

Übermut tut selten gut.

Wer am Tage Gutes tut, hat am Abend frohen Mut.

Kurze Rede, gute Rede. Versuch macht klug.

Allzuviel ist ungesund.

Auf einen guten Bissen gehört ein guter Trunk!

Ende gut, alles gut.



Texte und Gedichte zum Weiterüben

a) Hören Sie die Texte

b) Hören Sie und lesen Sie die Texte still mit

c) Hören Sie die Texte und achten Sie auf den Unterschied zwischen langem geschlossenem [u:] und kurzem offenem [υ]!

d) Hören Sie und lesen Sie die Texte halblaut mit


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!