Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика рынка информационных технологий и информационных систем



Информационный рынок — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Он характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, ценами, спросом и предложением, поставщиками и потребителями. В отличие от торговли обычным товаром, информационные ресурсы, услуги и продукты могут копироваться в неограниченном количестве (например, пакеты автоматизации бухгалтерского учета "1С–Бухгалтерия”, "БЭСТ” и др.).

Рисунок 1. Рынок информационных услуг

Компоненты рынка информационных продуктов

Технические и программные средства и соответствующие технологии переработки информации.

Нормативно-правовые документы, такие как закон "Об информации, информатизации и защите информации”, "Об авторском праве” и др.

Справочные средства, где обобщены сведения о поставщиках информационных продуктов и услуг ("Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций”).

Особенности рынка информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг в России

Все новейшие средства информатизации и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Слабое экономическое и организационное государственное регулирование, что не обеспечивает стабильности национального рынка при приоритете на нем отечественного производителя.

Неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам.

Юридические лица на рынке выступают в качестве основных потребителей, в то же время сектор домашнего потребления информационных продуктов и услуг развит недостаточно.

Недостаточность правового регулирования информационного рынка также накладывает серьезные ограничения на его развитие.

Тенденции Российского информационного рынка

основная масса приобретаемых персональных компьютеров составляет машины на базе процессора Pentium

происходит интенсивное развитие программного обеспечения для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты;

быстрыми темпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевых услуг

 

 

 

 

Пути создания информационной системы на предприятии. Преимущества и недостатки каждого из вариантов.

Выбор пути создания информационной системы включают в себя решение вопроса о покупке зарубежной или отечественной готовой системы, или же разработки новой системы своими силами или на заказ (рис. 4.7).



Предпосылками для разработки собственными силами является возможность осуществить постановку задачи силами специалистов предприятия (рис. 4.8). На каждом предприятии должна быть команда программистов, а также необходим ИТ-менеджер, который бы руководил всей разработкой; должна быть уверенность в том, что система будет сопровождаться своими силами, а не только разрабатываться. Доводом в пользу разработки своими силами является тиражирование своей разработки в своей отрасли.

В то же время, требуется достаточный уровень квалификации своих сотрудников, которые помимо разработки системы должны будут заниматься обучением персонала при освоении ИС, сопровождать деятельность системы до момента ее самостоятельной работы и затем проводить регулярные проверки и корректировку разработанной системы (дополнительные затраты на периодическую переподготовку этих сотрудников).

Разработка новой ИС и (или) доработка имеющихся ИС «на заказ» (рис. 4.9) ведется силами программистов специализированной фирмы в области создания информационных систем, например консалтинговой фирмы.

Со стороны исполнителя ключевые роли играют бизнес-менеджер и менеджер проекта.

Бизнес-менеджер несет ответственность за успешное выполнение проекта. Кроме того, он представляет исполнителя в договорных отношениях с заказчиком.

Менеджер проекта - управляет такими аспектами, как сроки, стоимость, область применения и качество работ с целью удовлетворения ожиданий заказчика и достижения бизнес-целей исполнителя.

При смешанном варианте разработки системы привлекаются специалисты консалтинговой фирмы для создания объединенной команды разработчиков.



Сотрудники сторонних организаций разрабатывают документацию, организуют обсуждение, обучают персонал для освоения организационной системы, при необходимости организуют набор и обучение нового персонала, сопровождают деятельность системы до момента ее самостоятельной работы и затем проводят регулярные проверки и корректируют по необходимости деятельность сотрудников и документацию на систему.

Считается, что если функционал тиражной информационной системы на 80 % соответствует предъявляемым требованиям, то целесообразно рекомендовать покупку информационной системы с дальнейшей доработкой 20 % недостающего функционала.

Обычно положительными сторонами закупки ИС является быстрое создание системы, надежность в работе, возможность выбора системы на рынке программных средств, включая возможность торга при согласовании цены.

Недостатком при покупке является недостаточная или излишняя функциональность, высокая цена, возможные затруднения с сопровождением.

В итоге рекомендуется осуществлять покупку готового продукта, если имеющиеся на рынке программные продукты удовлетворяют следующим условиям:

· подходящая цена,

· наличие команды внедрения,

· деловая репутация фирмы и уверенность в перспективах длительного и перспективного сотрудничества,

· наличие положительного опыта внедрения аналогичных проектов.

Внедрение западной системы вызывает сложности из-за того, что она может быть не локализована, т.е. не соответствовать нашим традициям ведения бизнеса (системе ведения бухгалтерского учета, трудовому законодательству, методам решения управленческих задач, документации, терминологии и др.). Затраты на реинжиниринг бизнес-процессов по западному образцу могут превосходить в несколько раз затраты на разработку системы.

Отечественные системы дешевле, сопровождение проще и они не требуют локализации.

Основная предпосылка разработки ИС - отсутствие на рынке готовой программы наружной функциональности или твердая уверенность в том, требуемая функциональность системы будет достигнута за меньшую цену.

Разработка своими силами гарантирует полную управляемость процессом проектирования и развития со стороны заказчика, что является положительным моментом, а отрицательным - является низкий уровень разработки из-за отсутствия опыта разработки.

В отличие от разработки своими силами, разработка на заказ имеет тот плюс, что качество системы выше, время разработки относительно невелико и предусматривается фирменное сопровождение оригинальной разработки, а минус - это высокая стоимость и недостаточная управляемость со стороны заказчика, особенно если заказчик не имеет четкой постановки задачи. Надежность доведения разработки до конца при использовании варианта аутсорсинга меньше, чем при разработке своими силами.

Наиболее часто используется комбинированный подход к созданию ИС, при котором типовые модули системы покупаются (бухгалтерский учет, управление финансами, складскими запасами, персоналом и др.), а специфические для данного предприятия модули, связанные с особенностями технологических процессов, разрабатываются заново.

 

 

 

10.1 Анализ сетевого графика проектирования и его программное обеспечение.

В организации и управлении производством широко применяются графики. Методы сетевого планирования и управления используются для управления производственной деятельности с целью достижения определенного конечного результата. Их применение эффективно в тех случаях, когда достижение поставленной задачи требует согласованных (координированных) во времени действий многих участков комплекса работ, охвата большого числа разнообразных работ и взаимосвязи их исполнителей, а также учета степени воздействия каждого из них на конечный результат.

Эти методы основываются на использовании сетевого графика в качестве модели процесса, который планируется и затем контролируется по ходу выполнения.

Каждая работа имеет одно начальное и одно конечное событие, вследствие чего она определяется в сетевом графике однозначно при помощи кода, образуемого из номеров событий. События, изображаемые кружком, получают в графике номер или шифр. Исходное событие имеет номер "нуль", а все последующие события нумеруются в возрастающем порядке по мере перехода от предшествующих событий к последующим. Код работы состоит из номера начального события работы и ее конечного события. Принято обозначать рассматриваемое событие через i , последующее через j и k, а предшествующее - h.

В соответствии с этим работы обозначаются h - i, i - j, j - h, а их продолжительности через th-i, tt-j, tj-k.

Работы - это отдельные процессы комплекса, выполнение которых связанно с затратами времени, труда, ресурсов. Работа в сетевом графике изображается стрелкой. По характеру потребления времени и ресурсов в сетевых графиках рассматриваются три вида работ - работы как таковые, т.е. потребляющие и время , и труд, и материальные средства, затем ожидание и фиктивные работы, или зависимости.

Непрерывная последовательность взаимосвязанных работ в сетевом графике образует путь.Так как на выполнение отдельных работ требуются затраты времени, то пути в сетевом графике имеют определенную продолжительность. Последовательность взаимосвязанных работ от начального до конечного событий называется полным путем. Полный путь наибольшей продолжительности называется критическим. Он определяет общую продолжительность выполнения комплекса работ или наиболее ранний возможный срок его выполнения. Пути по продолжительности мало отличающиеся от критического, называются критическими. Все пути, кроме критического, имеют определенные резервы времени. В связи с этим появляется возможность передать часть ресурсов с работ, лежащих на ненапряженных путях, на работы критического пути, сократить, таким образом его продолжительность и, следовательно, ускорить окончание рассматриваемого комплекса работ.

Сетевые графики выполняются без масштаба. Оценка продолжительности работы t проставляется над стрелкой в принятых единицах времени (час, смена и т.д.). В зависимости от характера комплекса работ (проектирование сложного объекта, ремонт агрегата и т.д.) используемые в сетевом графике оценки времени могут быть детерминированными (определенными, всенормативными) или вероятностными в первом случае сетевая модель называется детерминированной, во втором - стохастической. В стохастических сетях вероятностная оценка времени принимается на основе экспертных оценок специалистов, обладающих достаточным опытом выполнения соответствующих работ. При этом на каждой данной операции в качестве исходных принимаются следующие три оценки: оценки оптическая (min возможная продолжительность tмин; наиболее вероятная, т.е. такая, которая была бы дана, если бы требовалась только одна оценка, tн.в.; пессимистическая, т.е. max возможная продолжительность выполнения работы tм.

В детерминированных сетях, составляемых для комплекса работ, имеющих нормативную базу, неопределенность в оценки времени устранена. Время выполнения работы определяется ее трудоемкостью и количеством исполнителей.

Расчет сети начинается с определения ранних возможных сроков свершения событий . При этом срок свершения начального события принимается за нуль, а срок свершения последующих событий рассчитывается после определения раннего срока свершения предшествующих событий путем прибавления продолжительности соответствующих работ .

К сложным событиям ведет несколько путей. Ранний срок свершения такого события определяется самым продолжительным из них, т.е.

Для расчета на графике каждое событие делится на четыре сектора .

В верхнем секторе проставляется номер данного события, в левом и правом - соответственно ранний и поздний сроки свершения данного события, а в нижнем секторе ставится номер предшествующего события, от которого велся отсчет при определении раннего срока свершения данного события. Этот номер имеет большое значение для определения направления критического пути; поскольку критическим является максимальный конечный путь, то указание на номер события, предшествующего завершающему событию сети, позволяет сразу определить критический путь после расчета ранних сроков свершений событий. Следуя указаниям в нижних секторах, критический путь проводят от завершающего события к исходному.

Проведенный расчет позволяет определить параметры работ - сроки начала и окончания, и резервы времени. Поскольку каждое событие является моментов окончания всех предшествующих работ и открывает возможность начать последующие работы, то очевидно, что ранний срок свершения данного события является одновременно и наиболее ранним возможным сроком начала ( так называемым ранним началом) всех работ, выходящих из этого события, а поздним срок его свершения является наиболее поздним допустимым сроков окончания (так называемым поздним окончанием) работ, входящих в него:

.

или для данной работы (i-j)

.

Таким образом, на сетевом графике при четырехсекторном методе расчета всегда имеется раннее начало и позднее окончание всех работ. Сроки раннего окончания и позднего начала работ определяются путем прибавления и вычитания продолжительности соответствующей работы (на графике не записываются).

Соотношения ранних и поздних характеристик работ определяет величину их резервов времени.

В сетевом планировании различают полный и частичный резервы времени работ. Полный резерв времени работы - это разность между поздним и ранним сроками начала (или окончания) работы. Это тот запас времени, который может быть использован на данной работе без ущерба для конечного срока всего комплекса, но при использовании которого последующие работы выполняются в свои поздние допустимые сроки, т.е. лишаются резерва времени.

Величина R:

Частичный резерв времени работы называемый иногда свободным сдвигом, возникает в случае сложных событий, т.е. когда срок свершения события определяется окончанием самого продолжительного из путей. Работы, входящие в то же событие, но лежащие на менее продолжительных путях, оканчиваются раньше, чем свершается их конечное событие. Вследствие этого их окончание не влияет на окончание последующих работ. Такие работы могут быть сдвинуты во времени к моменту начала последующих работ, и эта передвижка никак не отразится на сроках выполнения последних. Величина возможного сдвига будет представлять собой частный резерв времени работы. При этом последующие работы могут выполнятся в свои наиболее ранние сроки и не лишаются резерва времени. Частный резерв времени работы применительно к четырехсекторному методу расчета определяется:

После расчета исходного сетевого графика начинается оптимизации и приведения параметров в соответствие с данными условиями и ограничениями (по срокам выполнения комплекса работ, ресурсов). Если критический путь превышает заданную продолжительность комплекса работ, изыскивают возможность его сокращения. Этого можно достигнуть следующими путями: заменой последовательного выполнения работ параллельными; перераспределением ресурсов между работами - передаче рабочей силы, механизмов т.д. с работ ненапряженных путей на работы критической зоны; использованием дополнительных ресурсов и соответствующим сокращением оценок времени на выполнение работ. По данным расчета сетевого графика можно построить линейный график и график движения рабочей силы. Желаемое выравнивание графика движения рабочей силы достигается за счет сдвига работ в пределах резервов времени.

При составлении сетевых моделей необходимо пользоваться следующими основными правилами:

Правило 1.Если работы A,B,C выполняются последовательно, то на схеме они изображаются так:

Правило 2.Если для выполнения работ A и B необходим результат работы С, то на схеме это изображается так:

 

Правило 3.Если для выполнения работы С необходим результат работ А и В,

Правило 4.Если в процессе выполнения работы А начинается работа В, использующая результат некоторой части работы А, то работа А разбивается на две: А1и А2, причем А1 - работа от начала 0 до выдачи промежуточного результата, т.е. до начала работы В, а А2 - оставшаяся часть работы А.

Правило 5.

Если n работ А1, А2 . . . An начинаются и кончаются одними теми же событиями, то для установления взаимнооднозначного соответствия между этими работами и кодами необходимо вести n-1 фиктивных работ. Они не имеют продолжительности во времени и вводятся в данном случае лишь для того, чтобы работы А1, А2 . . . An имели разные коды. На схеме это изображается так:

Правило 6.

Если работа следует за двумя параллельно ведущимися работами А и В, а работа Д следует только за работой В, то ситуация изображается на схеме путем введения фиктивной работы:

Правило 7.

В сети не должно быть событий, в которые не входят ни одной работы, кроме исходного события. Если это правило нарушено и в сети, кроме исходного появилось еще одно событие, в которое не входит ни одной работы - это означает либо ошибку при построении сетевого графика, либо отсутствие работы, результат которой необходим для начала работы Г.

Правило 8. В сети не должно быть событий из которых не входит ни одной работы, кроме завершающего события. Если это правило нарушено и в сети, кроме завершающего, появилось еще одно событие, из которого не выходит ни одной работы - это означает либо ошибку при построении сетевого графика, либо планирование ненужной работы В, результат которой никого не интересует. Правило 9. События следует нумеровать так, чтобы номер начального события данной работы был меньше номера конечного события этой работы. Правило 10. В цепи не должно быть замкнутого контура.

 

 

10.2 Характеристика ИТ рынка РФ

Ни для кого не секрет, что российская экономика остается ориентированной на добывающие отрасли, а удельный вес сектора услуг невысок в сравнении с наиболее развитыми западными странами.

Соотношение добывающего и сервисного секторов экономики является определяющим параметром для оценки зрелости общества в целом

Удельный вес доли услуг является универсальным показателем, в частности зрелость ИТ-рынка также может быть оценена по удельному весу в ней ИТ-услуг. В связи с этим анализ рынка ИТ-услуг привлекает повышенный интерес ИТ-сообщества.

структура рынка ИТ-услуг в России 2007 году. При сегментировании рынка ИТ-услуг IDC использует несколько уровней подробности: установка и поддержка оборудования и ПО – 18,7%, ИТ-обучение и тренинги – 4,3%, Системная интеграция – 30,4%, консалтинг и разработка заказного ПО – 28,8%, аутсорсинг – 12,1%, 5,7 – консалтинг ИС.

По данным IDC, рост рынка ИТ-услуг в России в 2007 году был рекордным — 47% (самым высоким в мире). При этом рост системной интеграции составил еще больше — около 80%. Однако такой рост рынка ИТ-услуг в России не выглядит столь высоким, если обратиться к показателям роста в рублях. Средний за 2006 год курс доллара (в 27,2 руб.) в 2007-м снизился до 25,6 руб., так что в рублях рост составил 38,5%, к тому же инфляция к концу 2007 года достигла 12%.

Интересно отметить, что рынок ИТ-услуг был менее быстрорастущим, чем рынок ПО, который в 2007 году рос еще активнее. Например, по данным отчета IDC Russia Enterprise Application Software 2008-2012 Forecast and 2007 Vendor Shares, в 2007 году российский рынок интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) вырос на 58,7% и его объем превысил 579 млн долл. Очевидно, что рост рынка корпоративного софта и рынка услуг взаимообусловлен: сложное корпоративное ПО требует услуг по внедрению и сопровождению.

Крупнейшим отраслевым рынком по затратам на услуги ИТ был финансовый сектор (18,2%), второе и третье места по этому показателю заняли государственный (16,2%) и телекоммуникационный секторы (13,1%) соответственно.

Самым быстрорастущим вертикальным сектором стало образование (167%). Существенную роль в развитии этого рынка сыграл одноименный приоритетный национальный проект, в рамках которого шло широкомасштабное подключение школ к Интернету, осуществлялся пилотный проект по внедрению в школах ПО с открытым кодом, выполнялось несколько крупных проектов для Министерства образования.

Если сектор образования невелик с точки зрения потребления ИТ-услуг и его рост был не столь ощутим в абсолютных цифрах, то рост в области потребления ИТ-услуг со стороны госучреждений (более 120%) оказал существенное влияние на вертикальную структуру потребления ИТ-услуг.

Третьим по темпам роста оказался сектор здравоохранения (64%), быстрый рост потребления ИТ-услуг в котором тоже можно объяснить приоритетным национальным проектом.

Крупнейший финансовый рынок рос гораздо ниже среднего, а рынок «Строительство, полезные ископаемые и с/х», куда, кстати, относится и нефтегазовый сектор, рос минимальными темпами.

Согласно методике IDC, рейтинг поставщиков на рынке ИТ-услуг рассчитывается на основе подхода supply side, то есть с учетом суммирования услуг, оказанных сотрудниками компании; услуг, переданных на субконтракт; услуг, оказанных за пределами территории России (то есть офшорно).

Использование разных подходов при определении рейтинга участников рынка и объема самого рынка имеет свою логику. Это связано с тем, что далеко не все компании раскрывают структуру своего бизнеса. Если определять рейтинг компании без учета субконтрактной и офшорной частей, то фирмы, которые будут раскрывать подробности своего бизнеса, останутся в проигрыше. Однако подход supply side более широко отражает спектр деятельности компании, включая ее возможности по оказанию услуг офшорно, а также учитывает наличие у фирмы возможности выступить генподрядчиком в крупных проектах, подключая субподрядные организации.

Если посмотреть на рейтинг провайдеров ИТ-услуг в мире и в России, то видно, что мировые лидеры отнюдь не являются таковыми в России. В десятку ведущих провайдеров на российском рынке попадает только одна международная компания — HP. Российские фирмы дольше находятся на этом рынке, имеют более тесные контакты с органами власти, выступают генеральными подрядчиками в больших комплексных проектах.

Исходя из общего объема мирового рынка ИТ-услуг в 515,6 млрд долл., приходим к выводу, что российский рынок ИТ-услуг занимает менее 1% от мирового. Это еще раз говорит о его незрелости. Действительно, если судить по рынку аппаратного обеспечения, то доля России будет гораздо больше.

Если на развитом рынке Великобритании доля ИТ-услуг составляет около 50% всего ИТ-рынка, а «железо» — около 30%, то в России наблюдается явный перекос в сторону «железа». Если посмотреть на страны Восточной Европы, то видно, что в Польше послеживается та же тенденция — доля железа существенно превышает долю ИТ-услуг, в то время как в Чехии доля ИТ-услуг приближается к доле рынка аппаратного обеспечения.

Российский рынок ИТ-услуг еще недостаточно зрелый, сильно фрагментированный (ни одна из ИТ-компаний не занимает на нем и 10%), однако ситуация в последнее время стремительно меняется, идет активная консолидация рынка, расширяется спектр оказываемых услуг. Epam Systems, IBS, Systematica, TechnoServ AS, Armada, CompuLink — все эти компании сделали за последние полтора года те или иные приобретения.

Процесс консолидации, активизировавшийся на российском рынке в 2006 и 2007 годах, активно продолжается и в текущем году. Например, в середине сентября было объявлено о том, что компания «ТехноСерв А/С» приобрела 74% акций компании «Рексофт» — одного из ведущих российских поставщиков услуг по разработке программного обеспечения и внедрению информационных систем. Сделка увеличит компетенцию «ТехноСерв А/С» в части разработки и сопровождения программного обеспечения, а также в области ИТ-консалтинга и предоставит доступ к отраслевым практикам «Рексофта» в гостиничном и телекоммуникационном секторах. «ТехноСерв А/C» сможет усилить свои позиции на российском рынке по консалтинговым практикам, существующим в «Рексофте», прежде всего в области внедрения систем электронного документооборота на базе технологий EMC Documentum. «Рексофт», в свою очередь, получает долгосрочную поддержку развития и продвижения своих услуг по разработке ПО на западных рынках. Наверняка слияния среди провайдеров ИТ-услуг в 2008 году еще произойдут.

Для того чтобы оценить потенциальные возможности оказания тех или иных объемов ИТ-услуг силами вендоров, необходимо знать выработку на одного сотрудника.

На российском рынке отношение максимальной выработки на одного сотрудника к минимальной самое большое в области дистрибьюции, а наименьшие колебания в производстве ИТ-оборудования — в области консалтинга.

Интересно также проследить соотношение средней выработки на одного сотрудника в США и России по различным видам бизнеса (табл. 5 и рис. 13). Отношение средней выработки на одного сотрудника в США к соответствующему показателю в России самое маленькое в области дистрибьюции, а самое большое — в области производства ПО. В области ИТ-консалтинга выработка на одного сотрудника в США примерно 2,5 раза больше, чем в России.

 

11.1 Сетевое планирование комплекса работ по проектированию.

Прообразом программы в программно-целевом методе планирования инноваций часто выступает сетевой график. Последний составляется для выполнения программы, он отражает все ра­боты, необходимые для достижения цели.

Сетевой график – это модель достижения поставленной цели, причем цель является моделью, динамично приспособленной для анализа вариантов достижения цели, для оптимизации плано­вых заданий, для внесения изменений и т.п.

Метод работы с сетевыми графиками – сетевое планирование – базируется на теории гра­фов. Это топологическая (математическая) модель взаимодействующих систем. С помощью графов можно решать не только задачи сете­вого планирования, но и другие задачи. Метод сетевого планирования применяется при планировании проведения комплекса взаимосвязанных работ. Он позволяет наглядно представить организационно-техно­логическую последовательность выполнения работ и уста­новить взаимосвязь между ними. Кроме этого, он позволяет обеспечить координацию операций различ­ной степени сложности и выявить операции, от которых зависит продолжительность всей работы (т.е. организационного меро­приятия), а также сосредоточить внимание на своевременном выполне­нии каждой операции.

Сетевой метод – это система приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (сетевой модели) рациональ­но осуществлять весь управленческий процесс, планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комп­лекс работ, обеспечивая эффективное использование денежных и материаль­ных ресурсов. Применение этого метода позво­ляет улучшить:

1) планирование, обеспечивая его комплексность, непрерыв­ность, создавая условия для улучшения определения требуемых ресурсов и распределения уже имеющихся ресурсов;

2) финансирование работ, т.к. появляются способы более точ­ного расчет себестоимости работ, их трудоемкости и формиро­вания нормативно-справочной базы;

3) структуру системы управления путем четкого определения и распределения задач, прав, обязанностей;

4) организацию процедур координации и контроля за ходом ра­бот на базе оперативной и точной информации, а также оценку выпол­нения плана.

Сетевой график – см билет 10.1

Анализируя сетевые графики, можно заметить, что они отлича­ются не только количеством событий, но и числом взаимосвязей между ними. Сложность сетевого графика оценивается коэффициентом слож­ности. Коэффициент сложности представляет собой отношение количества работ сетевого графика к количеству событий и определя­ется по формуле: К=Р/Сгде К – коэффициент сложности сетевого графика; Р и С – количество работ и событий, ед.
Сетевые графики, имеющие коэффициент сложности от 1,0 до 1,5, являются простыми, от 1,51 до 2,0 – средней сложности, более 2,1 – сложными.

Приступая к построению сетевого графика, следует установить:

1) какие работы должны быть завершены ранее, чем начнется дан­ная работа;

2) какие работы могут быть начаты после завершения данной ра­боты;

3) какие работы могут выполняться одновременно с данной работой. Кроме того, надо придерживаться общих положений и правил:

а) сеть вычерчивается слева направо (это же направление имеют и стрелки-работы);

б) каждое событие с большим порядковым номером изображается правее предыдущего;

в) график должен быть простым, без лишних пересечений; г) все события, кроме завершающего, должны иметь последую­щую работу (в сети не должно быть события, кроме исходного, в которое не входила бы ни одна работа); д) один и тот же номер события нельзя использовать дважды;

е) в сетевом графике ни один путь не должен проходить дважды через одно и то же событие (если такие пути обнаружены, то это свидетельствует об ошибке); ж) если начало какой-либо работы зависит от окончания двух предшествующих работ, выходящих из одного события, тогда между событиями – окончаниями этих двух работ – вводится фиктивная работа (зависимость).

Использование сетевых моделей способно оказать существенную помощь в планировании и осуществлении мероприятий в рамках инновационного менеджмента, поэтому ими нельзя пренебрегать.

 

11.2 Сравнительный анализ электронных систем документооборота. Классификация и примеры СЭД (17.1)

Система электронного документооборота (СЭД) - это комплекс программ, созданных для контролируемого создания и управления документами на предприятии в соответствии с правилами обработки документов, обусловленными бизнес процессами предприятия [10-18].

Электронный документооборот включает: создание документов, их обработку, передачу, хранение, вывод информации, циркулирующей в организации или предприятии, на основе использования компьютерных сетей. Под управлением электронным документооборотом в общем случае принято понимать организацию движения документов между подразделениями предприятия или организации, группами пользователей или отдельными пользователями. При этом, под движением документов подразумевается не их физическое перемещение, а передача прав на их применение с уведомлением конкретных пользователей и контролем за их исполнением.

СЭД по целевому назначению

1. управление документами - регистрация, контроль версий, обеспечение безопасности и библиотечные службы для деловых документов,

2. работа с образами документов - полный цикл работы с бумажными документами

3. управление записями - долгосрочное архивирование и автоматизация сохранения, документов

4. управление потоками работ (Workflow) - поддержка бизнес-процессов и маршрутизация контента,

5. коллективная работа с документами и поддержка проектных команд.

6. Функциональность систем

7. Хренение: Создание документа, Хранение документа, Регистрация входящих и исходящих документов, Полнотекстовый и атрибутный поиск, Контроль исполнения, Составление отчетов, Архивирование документов

8. Групповая работа: Уведомление исполнителей групповой работы о событиях, Уведомление о версиях документа, Распределение прав доступа

9. Документооборот: Настройка и мониторинг бизнес-процесса , Маршрутизация документа

К числу распространенных систем документооборота относятся системы: «NauDoc», «1C:Архив» компании 1C, «DocsVision» компании Digital Design, «LanDocs» компании Ланит, «Optima-WorkFlow» компании Optima, «Евфрат» - компания Cognitive – Technologies, «Эффект-Офис» компании ИКК - Гарант Интернэшнл.

12.2 Разработка стратегии развития информационной системы предприятия. SWOT - анализ.

SWOT-анализ - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Cильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

SWOT - анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Этапы SWOT – анализа включают в себя: определение состояние компании по каждому параметру, оценку всех элементов и расстановку приоритетов,

проведение анализа кросс – стратегий.

Кросс-стратегии SWOT анализа:

S-0 – «наступление» (развитие сильных сторон с использованием возможностей), W-0 – «маневр» (преодоление слабостей с использованием возможностей),

S-T – «оборона» (использование сильных сторон во избежание угроз), W-T – «фортификация» (усиление слабых мест во избежание угроз).

Кроме проведения SWOT - анализа, необходимо проводить анализ «окружения компании».

Внешний анализ рекомендуется проводиться в соответствии с моделью GETS, что означает четыре группы внешних факторов (по первым буквам) [16, 21]:

Government - правительство, Economy - экономика, Technology - технология, Society - общество.

Оценка сильных и слабых сторон по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у компании стратегических перспектив и возможность их реализации.

 

13.2 Структура отдела информационных систем. Должностные обязанности сотрудников. Роль информационных менеджеров

Штат из одного сотрудника

Обычно такое положение встречается в небольших компаниях, обладающих скромными потребностями в информационных технологиях. Типичным примером может служить позиция системного администратора.

Задачи, которые ставятся перед сотрудником, зачастую не требуют слишком глубоких познаний в конкретных областях, а заключаются в поддержке существующих решений. Иногда вместо найма штатного сотрудника компания может заказать услуги «приходящего» ИТ-специалиста у специализированных фирм.

ИТ-отдел

При средних размерах компании (так называемый малый бизнес) логично иметь штат из нескольких специалистов. Уровень подготовки и численность отдела будет варьироваться в зависимости от решаемых задач.

ИТ–управление, ИТ–компания

Задачи крупных компаний и огромный информационный поток внутри них приводят к необходимости создания отдельного ИТ-подразделения (ИТ-управления). Причем одной из основных задач становится создание готового продукта – программы для управления информационными потоками.

В состав информационного управления могут входить различные специализированные на конкретных задачах отделы.

Служба технической поддержки. Можно смело утверждать, что данный отдел является сердцем компании. Он выполняет каждодневную рутинную и неблагодарную работу, связанную с поддержкой пользователей: принимает информацию о сбоях, общается с пользователями, поддерживает информационные потоки, решает порой нетривиальные задачи. Жесткие требования к сервисным инженерам и большая ответственность характерна для этой категории сотрудников.

Отдел программной поддержки. В отличие от службы поддержки, этот отдел решает частные проблемы, возникающие с программным обеспечением и создает новые информационные продукты. Штат в основном состоит из программистов, технических документаторов и тестировщиков. Занимает достаточно высокий статус в общей структуре.

Аналитический сектор. Управление проектами. Аналитический сектор проводит анализ бизнес–процессов, разрабатывает архитектуру и средства визуального отображения информации.

Необходимость в менеджерах проектов возникает только в том случае, если существую проекты, где вовлечено достаточно большое число различных звеньев при решении каких-либо задач, либо требуется разгрузить руководящий состав.

Контроль качества. Отдел призван контролировать и стандартизировать работу управления. Обязательное наличие такого подразделения требуется только в крупных компаниях.

Служба безопасности. Состоит из инженеров по безопасности и практически всегда выделяется в отдельный

Директор по ИТ принимает на себя ответственность за создание системы, за организацию всех информационных потоков внутри компании и отчасти за ее представление во внешней среде.

 

 

14.2 Централизованная и децентрализованная системы обработки информации. Преимущества и недостатки.

К настоящему времени сложились две основные формы организации обработки информации - централизованная и частично или полностью децентрализованная [10-18].

Централизованная обработка информации базируется на сосредоточении вычислительных ресурсов информационных систем в едином центре, которые обрабатывают в нем информацию, а затем передают полученный результат пользователям.

К преимуществам централизованной модели обработки информации можно отнести:

· наличие сильного контроль за информационной системой, ее обслуживанием,

· наличие информационных ресурсов, расположенных в одном месте в компании, что влечет за собой снижение затраты на их создание, обслуживание,

· упрощение настройки безопасности для доступа к данным, расположенным в одном месте,

· наличие опытных и квалифицированных специалистов для работы с информационной системой в центральном вычислительном центре,

· наличие более управляемого процесса управления большими объемами информации,

· легкость консолидации и стандартизации данных в соответствии с корпоративными регламентами работы с данными

· легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии обработки информации.

Недостатки централизованной организации информационной системы заключаются в следующем:

· функции информационной системы должны появляться из реальных потребностей бизнеса, а не из задач саморазвития информационной системы,

· информационные услуги не нацелены на персональное обслуживание. Пользователи рассматриваются как покупатели услуг, отсюда - ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации,

· большие трудности в планировании информационных услуг использования информационных ресурсов,

· ограничена ответственность и мотивация персонала информационной системы, что не способствует оперативному получению информации пользователем.

Централизованный подход к организации информационной системы лучше всего применять, если:

· существует необходимость полного контроля за информационной системой,

· организация мала,

· в информационной системе используются очень дорогие ресурсы либо использование ресурсов ограничено,

· различные подразделения организации имеют похожие или одинаковые потребности, используются похожие операции;

· имеет место монолитная организация с централизованным автократическим подходом к управлению,

· централизация является жизненной необходимостью.

Децентрализация обработки информации предполагает реализацию функциональных подсистем и осуществление обработки информации непосредственно на рабочих местах.

Преимуществами децентрализованной организации информационной системы являются:

· информационные системы более интегрированы с бизнесом и лучше отвечают деловым потребностям, данные расположены близко к пользователям, пользователи хорошо понимают информацию,

· гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя, у пользователей гораздо больше автономии,

· уменьшаются телекоммуникационные затраты,

· системы меньше и проще, поэтому ими проще управлять, создавать и поддерживать, уменьшается централизованный контроль,

· цели использования ресурсов и усилий могут быть тщательно продуманы,

· усиление ответственности низшего звена сотрудников.

Недостатки децентрализованной системы обработки информации заключаются в следующем:

· происходит дублирование ресурсов,

· есть вероятность в неэффективном использовании информационных ресурсов,

· существуют большие проблемы с совместимостью и стандартизацией ресурсов из-за большого числа уникальных форматов хранения данных,

· существуют проблемы в управлении системами и проектами между подразделениями, доступом к одним и тем же ресурсам из различных подразделений,

· возникает дисбаланс в развитии уровня информационной культуры и уровня автоматизации в разных подразделениях,

Децентрализованный подход к организации информационной системы лучше всего применять, если:

· организация значительна по размерам,

· децентрализация поддерживается органами управления,

· существует потребность в скорости и гибкости информационного обслуживания,

· применяются различные операции, сервис уникален для каждой части организации и должен контролироваться этим подразделением,

· имеет место организация с заданными подразделениями, в которой активно используют мотивацию сотрудников и подразделений, делегирование полномочий,

· имеется связь между производительностью и децентрализацией.

В качестве гибрида этих двух способов организации обработки информации в компании используют частично децентрализованный подход. В этом случае имеется и мощный вычислительный центр (общая стратегия, обучение, помощь, стандарты и политика применения программных и технических средств), и локальные

 

 

15.1 Информационные системы управления персоналом.
Успешность деятельности любого предприятия зависит, не в последнюю очередь, от квалификации персонала предприятия, его умения и желания продуктивно работать. Следовательно, вопросы продуманного управления персоналом должны занимать одно из ключевых мест в общей стратегии развития предприятия. Важная роль в оптимизации управления сотрудниками предприятия принадлежит автоматизированным системам управления персоналом (так называемым Human Resource Systems ).

Современные автоматизированные системы управления персоналом предназначены для оптимизации работы, в первую очередь, руководства и персонала кадровых служб предприятий (помимо бухгалтерии и некоторых других подразделений) и играют большую роль в повышении производительности их труда. В частности, менеджеры по персоналу при помощи таких систем избавляются от выполнения рутинных операций при работе с кадрами, подготовке и учете приказов (существуют оценки, что только на работу с документацией по персоналу кадровики тратят до 60% своего рабочего времени). Автоматизированное хранение и обработка полной кадровой информации также позволяет эффективно осуществлять подбор и перемещение сотрудников. Кроме того, автоматизированный расчет заработной платы с учетом информации о позициях штатного расписания, отпусках, больничных, командировках, льготах и взысканиях дает возможность работникам бухгалтерии точно и оперативно начислять зарплату, формировать бухгалтерские отчеты, относить затраты на себестоимость.

Подавляющее большинство комплексных корпоративных информационных систем (КИС) построены по модульному принципу и имеют в своем составе модуль управления персоналом, реализующий автоматизированное управление кадрами (нередко управление кадрами объединено также с расчетом зарплаты). Можно назвать такие известные в мире системы, имеющие в своем составе Human Resources (HR) модули, как SAP R/3, Baan, Oracle Applications и др. Существуют и автономные программные пакеты управления персоналом, одним из примеров которых является ПО Renaissance C S Human Resources.

Западные разработчики вложили в создание НR -систем огромные человеческие и материальные ресурсы, а также накопили опыт их внедрения на сотнях и тысячах зарубежных предприятий. В то же время, существуют определенные ограничения для распространения этих модулей на отечественных предприятиях (не принимая во внимание такие факторы, когда собственниками предприятия являются западные инвесторы, а внедряемая система принята в качестве корпоративного стандарта). Основными из этих ограничений являются:

высокая цена внедрения и поддержки (например, стоимость расчета зарплаты для одного сотрудника предприятия может достигать нескольких тысяч долларов);
функциональная избыточность. Например, HR-модули включают такие невостребованные пока на российских предприятиях функции
индивидуальное планирование служебного роста сотрудника;
отображение долгосрочных тенденций в потенциале сотрудника;
учет снижения квалификации сотрудника (в зависимости от продолжительности его перерыва в работе по специальности), влияющий на размер его зарплаты;
планирование мероприятий по повышению квалификации персонала с заблаговременным резервированием помещений и др.;
недостаточная скорость адаптации к изменяющемуся законодательству
недостаточная полнота локализации интерфейсов
Существующие в настоящее время на рынке автоматизированные системы управления персоналом по их функциональной направленности можно разделить на следующие основные группы:
многофункциональные экспертные системы, позволяющие проводить профориентацию, отбор, аттестацию сотрудников предприятия;
экспертные системы для группового анализа персонала, выявления тенденций развития подразделений и организации в целом;
программы расчета зарплаты;
комплексные системы управления персоналом, позволяющие формировать и вести штатное расписание, хранить полную информацию о сотрудниках, отражать движение кадров внутри фирмы, рассчитывать зарплату.

В частности, с помощью экспертных систем сопоставляются личностные, профессиональные и психофизиологические качества претендента на занятие вакансии с аналогичными параметрами лучших специалистов предприятия. Такие программы позволяют достаточно эффективно (с формальной точки зрения) отбирать перспективных специалистов. Подобные системы достаточно дороги, их имеет смысл использовать только для крупных предприятий при наличии на них большого количества вакансий. Эти системы не позволяют автоматизировать повседневные рутинные операции персонала кадровых служб.

Комплексные системы управления персоналом используются для автоматизации кадровой работы на любом предприятии. В первую очередь, такие системы необходимы руководству для получения оперативной информации по любому вопросу, связанному со структурой предприятия, штатным расписанием, вакансиями и информацией о сотрудниках. Оперативно принять правильное решение сможет лишь руководитель, способный быстро оценить сложившуюся ситуацию на основе анализа актуальной информации о состоянии дел на предприятии. Поэтому немаловажным фактором условий использования HR-систем является также возможность интеграции системы кадрового учета с системами бухгалтерского учета и управления предприятием.

В современной высококонкурентной бизнес-среде резко возросла потребность предприятий в высококвалифицированных сотрудниках. Усилился спрос руководства и кадровых служб предприятий на более специализированные данные о персонале, которые помогают лучше спланировать будущие потребности предприятий в персонале и реализовывать свои планы путем продуманного поиска, назначения и сохранения в штате талантливых и высококвалифицированных сотрудников. Именно поэтому сегмент приложений управления персоналом является сейчас одним из быстро развивающихся на мировом рынке бизнес-приложений.

Русскоязычный рынок автоматизированных систем управления персоналом имеет широкое многообразие предложений по разработке и поставке автоматизированных систем управления персоналом (как отечественных, так и западных). Однако, в большинстве случаев ПО российской разработки, хотя и обладает значительно меньшей стоимостью, чем западные разработки, но адаптировано к российской системе учета и делопроизводства, поэтому для условий России требуется определенная доработка. К преимуществу западных пакетов относится в некоторых случаях значительно более полная функциональность

 

15.2 Организация документооборота на предприятии. Анализ документооборота: диаграммы потоков данных - DFD(Data Flow Diagrams), операционные таблицы.

Документооборот на предприятии – это движение документации с момента ее создания (получения) вплоть до завершения работы над ней (отправления). Различают потоки входящих, исходящих и внутренних документов.

Первая группа включает всю документацию, поступающую на имя фирмы: распоряжения и приказы от вышестоящих инстанций, решения суда, письма от налоговой инспекции, деловую корреспонденцию, коммерческие предложения, обращения граждан и т. п. Электронный документооборот автоматизирует каждый этап работы с входящими документами в организации: прием, регистрацию, рассмотрение, резолюцию, постановку на контроль, доставку исполнителям.


Вторая группа - документация, отправляемая от имени фирмы: доклады об исполнении приказов, иски, кассации, деловая почта, ответы на запросы и жалобы.

 

В третью группу включается документация, не выходящая за пределы фирмы:

распорядительная (приказы, распоряжения, решения, указания, постановления);

финансово-бухгалтерская (главная книга, баланс, годовой отчет, акты ревизий и т. п.);

организационно-правовая (устав, штатное расписание, должностная инструкция и т. п.);

информационно-справочная (служебные, объяснительные и докладные записки, предложения, акты, протоколы, заявления и т. п.);

документация по трудовым отношениям (трудовые контракты, личные дела, графики отпусков и т. п.);

личные документы (расписки, автобиографии, доверенности и т. п.).

 

Электронный документооборот помогает автоматизировать подготовку, согласование, принятие, регистрацию и исполнение – все этапы взаимодействия с внутренними документами на предприятии.

 

Классический стандарт DFD(Data Flow Diagramming). содержит набор символов или обозначений, с помощью которых описывается бизнес-процесс. Эти обозначения принято называть языком или методологией описания процессов. В данном случае этот язык или методология являются классическими.

Нотация диаграмм потоков данных позволяет отображать на диаграмме

как шаги бизнес-процесса, так и поток документов и управления (в основном управления, поскольку на верхнем уровне описания процессных обла-

стей значение имеет передача управления). Также на диаграмме можно отображать средства автоматизации шагов бизнес-процессов. Обычно используется для отображения третьего и ниже уровня декомпозиции бизнес-процессов (первый уровень — перечень бизнес-процессов (IDEF0), а второй — функции, выполняемые в рамках бизнес-процессов (IDEF3)).

Области применения диаграмм потоков данных:

–– моделирование функциональных требований к проектируемой системе;

–– моделирование существующего процесса движения информации;

–– описание документооборота, обработки информации;

–– дополнение к модели IDEF0 для более наглядного отображения текущих операций документооборота;

–– проведение анализа и определения основных направлений реинжиниринга информационной системы.

Диаграммы DFD могут дополнить то, что уже отражено в модели IDEF0,

поскольку они описывают потоки данных, позволяя проследить, каким образом происходит обмен информацией как внутри системы между бизнес функциями, так и системы в целом с внешней информационной средой.

В настоящее время в мире появилось много других языков или методологий описания бизнес-процессов, содержащих несколько иные обозначения. Причем каждая методология содержит свой язык и имеет свое название. В настоящее время это приводит к некоторому замешательству среди конечных пользователей, которые данные технологии применяют на практике в своей организации. Отсюда возникает кажущаяся сложность применения процессных технологий.

На самом деле, несмотря на свое различие, в основном связанное с названием диаграмм и видов используемых объектов современные методологии описания бизнес-процессов практически идентичны и представляют из себя незначительные видоизменения двух классических схем - DFD и WFD – Work Flow Diagram, которые были рассмотрены.

16.1 Выбор предприятия-разработчика информационных систем.

Для того чтобы иметь хорошую информационную систему необходимо планировать ее создание. Именно поэтому вопрос планирования информационных систем рассматривается здесь отдельно. Процесс планирования должен начинаться с оценки текущей ситуации, определения миссии информационной системы, интенсивности использования информации, пользователей, оценки среды организации, места на рынке, ее сильных и слабых сторон, выработки стратегии, которая должна лечь в основу бизнес-плана по созданию информационной системы.
Выбор фирмы-разработчика. Основные критерии выбора

время работы на рынке финансово-экономического программного обеспечения;

лицензионная чистота программного продукта (в том числе регистрация программного продукта в РосАПО); расходы заказчика на программное обеспечение.

лицензионная чистота средств разработки; Лицензионная чистота средств разработки и использование компонентов с открытым исходным кодом позволяют существенно сократить

уровень реализованных проектов; (уровень корпораций либо уровень малого бизнеса)

позиции фирмы в рейтингах.
Требования к разработчику информационной системы
Большое значение имеет уровень и качество обслуживания, предоставляемого разработчиком. Лучше всего, когда заказчик получает от поставщика весь спектр услуг:

· постановка системы управления предприятием (обследование предприятия по вопросам постановки учета и документооборота, консалтинговые услуги и т.п.);

· поставка и внедрение системы;

· «пожизненное» сопровождение системы (гарантийное и послегарантийное обслуживание, проведение тематических семинаров как по проблемам методологии и организации учета, так и по вопросам использования информационной системы).

16.2 Использование хранилищ данных (Data Ware House) и технологии OLAP (On Line Analytical Processing)

Хранилище данных (DWH), ранее, организовывалось исключительно для поддержки функций систем бизнеса-анализа и отчетности и, как правило, на уровне отдельных бизнес-подразделений. Но теперь ситуация изменилась. Быстрые темпы развития бизнеса привели и к росту требований, предъявляемым к хранилищу данных. Тенденции рынка, в числе которых глобализация, консолидация отраслей, слияния и поглощения, а также появление новых более жестких требований регулирования, заставляют компании быть более подвижными и конкурентоспособными. Бизнесу необходим более оперативный доступ к данным, а данные должны быть непротиворечивыми, полными и надежными.

Сегодня хранилище данных поддерживает уже не отдельные подразделения, а всю компанию, и используют различные бизнес-приложения. Организация хранилищ данных превращается в стратегическую корпоративную инициативу. ИТ играет ключевую роль в этой новой среде, поэтому ИТ-подразделение должно предоставлять компании технологическую основу для достижения таких основных показателей эффективности, как рост прибыли, улучшение возможностей для получения маржи, повышение эффективности на корпоративном уровне, и на уровне отдельных бизнес-подразделений. Организация корпоративных хранилищ данных означает создание технологической основы, которая поставляет любые данные в корпоративных масштабах для выполнения требований как приложений, которые являются основными потребителями данных, так и бизнеса. Для разработки, построения и эффективного управления корпоративным хранилищем данных ИТ-подразделениям необходима платформа интеграции данных, которая поддерживает полный цикл интеграции данных, в который входит подключение, анализ, обеспечение качества, интеграция, выгрузка данных и загрузка данных.

Являясь уже на протяжении многих лет лидером в области организации хранилищ данных, Informatica переопределила данный термин. Мы предлагаем программное обеспечение и услуги, которые позволяют Вашему ИТ-подразделению организовать корпоративное хранилище данных, использующее данные для получения конкурентных преимуществ и достижения максимально возможной операционной эффективности.
Причина использования OLAP для обработки запросов — это скорость. Реляционные БД хранят сущности в отдельных таблицах, которые обычно хорошо нормализованы. Эта структура удобна для операционных БД (системы OLTP), но сложные многотабличные запросы в ней выполняются относительно медленно.OLAP-структура, созданная из рабочих данных, называется OLAP-куб. Куб создаётся из соединения таблиц с применением схемы звезды или схемы снежинки. В центре схемы звезды находится таблица фактов, которая содержит ключевые факты, по которым делаются запросы. Множественные таблицы с измерениями присоединены к таблице фактов. Эти таблицы показывают, как могут анализироваться агрегированные реляционные данные. Количество возможных агрегирований определяется количеством способов, которыми первоначальные данные могут быть иерархически отображены. Например, все клиенты могут быть сгруппированы по городам или по регионам страны (Запад, Восток, Север и т. д.), таким образом, 50 городов, 8 регионов и 2 страны составят 3 уровня иерархии с 60 членами. Также клиенты могут быть объединены по отношению к продукции; если существуют 250 продуктов по 20 категориям, 3 группы продукции и 3 производственных подразделения, то количество агрегатов составит 16560. При добавлении измерений в схему количество возможных вариантов быстро достигает десятков миллионов и более. OLAP-куб содержит в себе базовые данные и информацию об измерениях (агрегаты). Куб потенциально содержит всю информацию, которая может потребоваться для ответов на любые запросы. При огромном количестве агрегатов зачастую полный расчёт происходит только для некоторых измерений, для остальных же производится «по требованию».

Существуют три типа OLAP:

многомерная OLAP (Multidimensional OLAP — MOLAP);

реляционная OLAP (Relational OLAP — ROLAP);

гибридная OLAP (Hybrid OLAP — HOLAP).

MOLAP — это классическая форма OLAP, так что её часто называют просто OLAP. Она использует суммирующую БД, специальный вариант процессора пространственных БД и создаёт требуемую пространственную схему данных с сохранением как базовых данных, так и агрегатов.
ROLAP работает напрямую с реляционным хранилищем, факты и таблицы с измерениями хранятся в реляционных таблицах, и для хранения агрегатов создаются дополнительные реляционные таблицы.
HOLAP использует реляционные таблицы для хранения базовых данных и многомерные таблицы для агрегатов.
Особым случаем ROLAP является ROLAP реального времени (Real-time ROLAP — R-ROLAP). В отличие от ROLAP в R-ROLAP для хранения агрегатов не создаются дополнительные реляционные таблицы, а агрегаты рассчитываются в момент запроса. При этом многомерный запрос к OLAP-системе автоматически преобразуется в SQL-запрос к реляционным данным.

Каждый тип хранения имеет определённые преимущества, хотя есть разногласия в их оценке у разных производителей. MOLAP лучше всего подходит для небольших наборов данных, он быстро рассчитывает агрегаты и возвращает ответы, но при этом генерируются огромные объёмы данных. ROLAP оценивается как более масштабируемое решение, использующее к тому же наименьшее возможное пространство. При этом скорость обработки значительно снижается. HOLAP находится посреди этих двух подходов, он достаточно хорошомасштабируется и быстро обрабатывается. Архитектура R-ROLAP позволяет производить многомерный анализ OLTP-данных в режиме реального времени.

Сложность в применении OLAP состоит в создании запросов, выборе базовых данных и разработке схемы, в результате чего большинство современных продуктов OLAP поставляются вместе с огромным количеством предварительно настроенных запросов. Другая проблема — в базовых данных. Они должны быть полными и непротиворечивыми.

С точки зрения реализации делятся на «физическую OLAP» и «виртуальную» (реляционную, англ. Relational OLAP, ROLAP). «Физическая», в свою очередь, в зависимости от реализации подразделяется на многомерную (англ. Multidimensional OLAP, MOLAP) и гибридную — (англ. Hybrid OLAP, HOLAP).

В первом случае наличествует программа, выполняющая на этапе предварительной загрузки данных в OLAP из источников предварительный расчёт агрегатов (вычислений по нескольким исходным значениям, например «итог за месяц»), которые затем сохраняются в специальную многомерную базу данных, обеспечивающую быстрое извлечение и экономичное хранение.

Гибридная реализация является комбинацией: сами данные хранятся в реляционной базе данных, а агрегаты — в многомерной.

В ROLAP-реализациях все данные хранятся и обрабатываются реляционных системах управления базами данных, а агрегаты могут не существовать вообще или создаваться по первому запросу в СУБД или кэше аналитического программного обеспечения.

С точки зрения пользователя все варианты выглядят похожими по возможностям. Наибольшее применение OLAP находит в продуктах для финансового планирования, хранилищах данных, решениях класса Business Intelligence. Известные производители коммерческих O


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!