Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Классификация международных организаций

По направлениям их деятельности

И объектам регулирования

Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами: усиление глобализа­ции хозяйственной жизни; развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе ва-лютно-кредитных и финансовых отношений; необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой эко­номики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют сле­дующие цели:

— объединить усилия мирового сообщества вцелях ста­
билизации международных финансов и мировой эко­
номики;

— осуществлять межгосударственное валютное и кре­дитно-финансовое регулирование;

— совместно разрабатывать и координировать страте­гию и тактику мировой валютной и кредитно-финан­совой политики.

Международные организации можно классифицировать по направлениям их деятельности и объектам регулиро­вания на четыре большие группы (рис. 4.1).

В первой группе организаций, решающих комплекс­ные проблемы, Организация Объединённых Наций (ООН) занимает центральное место. Она разрабатывает рекомен­дации, конвенции, мероприятия, которые предполагает при­нять и реализовать своим членам путём включения вна­циональное законодательство. Организация Объединённых Наций состоит из главных и вспомогательных органов спе-


анализированных организаций и учреждений, а также ав­тономных организаций Организация экономического со­трудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. В 1994 г. Россия подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудни­честве. Основной функцией ОСЭР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягче­ния возникающих в мировой системе хозяйства противо­речий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОСЭР — вопросы урегулирования международной торгов­ли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами [48]. Со вет Европы является межправительственной организаци­ей широкого профиля. Основными сферами деятельности Совета Европы являются: права человека; средства массо­вой информации; сотрудничество в правовой области; со­циальные и экономические вопросы; здравоохранение; об­разование; культура.

Международные организации второй группы непосред­ственно занимаются регулированием мировых финансовых и валютных рынков.



Группа Всемирного банка (ВБ) — это специализиро­ванное финансовое учреждение ООН, в состав которого вхо­дят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная ассоциация развития (MAP); Меж­дународная финансовая корпорация (МФК); Многосторон­нее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Меж­дународный Центр по урегулированию инвестиционных спо­ров (МЦУИС). Группа Всемирного банка является миро­вым финансовым институтом, в задачу которого входит прежде всего выступать в качестве посредника и консуль­танта в инвестиционных процессах. Основной целью всех организаций группы является оказание финансовой помо­щи развивающимся странам.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в соответствии с решениями Бреттон-Вудс-кой конференции (июль 1944 г., США). Членами МБРР мо-


гут быть только члены МВФ. Основными направлениями деятельности МБРР являются: предоставление развиваю­щимся странам долгосрочных займов и кредитов для про­изводственных целей, развития сельского хозяйства и сель­ских районов, энергетики; гарантирование погашения за­долженности соответствующим правительством; предостав­ление займов под конкретные проекты; предоставление зай­мов развивающимся странам на создание в них инфраструк­туры; шоссейных и железных дорог, электросвязи, городс­ких портов, энергетических установок, а также на разви­тие образования, здравоохранения и подготовку кадров; оказание технической помощи развивающимся странам; финансирование проектов и деятельности развивающихся стран по охране окружающей среды из глобального фонда окружающей среды, в котором Банк выступает в качестве попечителя и заказчика проектов. Мировой банк финанси­рует в основном частный бизнес. МБРР предоставляет кре­диты обычно на срок от 12 до 20 лет для расширения про­изводственных мощностей стран-членов банка, льготный период составляет 3-5 лет. Он требует обязательного предо­ставления информации о финансовом положении страны-заёмщика, а также кредитуемых объектах. В середине 1990-х гг. МБРР активизировал сотрудничество с Россией. Основное внимание Банк сосредоточил на энергетическом, сельскохозяйственном, финансовом и социальном секторах экономики, а также на оказании содействия в переходе на рыночные отношения. Кредиты МБРР предоставляются России по ставке ЛИБОР для соответствующей валюты займа плюс спред в размере 0,75%. Помимо процентов на ис­пользованные кредиты, Банк через 60 дней после подписа­ния кредитного соглашения взимает 0,75% за неиспользо­ванный остаток кредитной линии. Предоставляемые креди­ты России имеют, как правило, срок 17 лет, льготный пе­риод — 5 лет. МБРР оказывает разнообразную техничес­кую помощь. При его содействии в России формируется правовая основа рыночной экономики, внедряются прин-




ципы ценообразования на основе затрат в естественных мо­нополиях в энергетике, газовой промышленности и на же­лезнодорожном транспорте. Он помогает введению между­народных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности в банках и на предприятиях. МБРР и Россия совместно организуют проведение анализа и мониторинга кредитуемых проектов, а также обучение российских спе­циалистов.

Международная ассоциация развития (MAP) создана в 1960 г. Основным направлением деятельности MAP яв­ляется кредитование проектов в беднейших и наименее кре­дитоспособных странах в целях их экономического разви­тия. Фактически большая часть кредитов, предоставлен­ных MAP, приходится на наименее развитые страны. Кре­диты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период 10 лет, а также выдаются беспроцентные ссуды, по которым взимается только плата на покрытие администра­тивных издержек в размере 0,5 % годовых. MAP кредиту­ет только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по клас­сификации Всемирного банка относятся к группе государств с низкими доходами надушу населения. Кредиты MAP име­ют социальную направленность: на образование, здравоох­ранение, сельское хозяйство и развитие сельских райо­нов [110]. Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. в целях стимулирования частных инвес­тиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора. Международная финансовая корпорация специализируется на следующих направлениях: финанси­рование предпринимательства в странах-членах путём пре­доставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК без тре­бования гарантий со стороны правительств. Займы предос­тавляются на срок от 7 до 12 лет в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам, погашение зай­мов производится в валюте, в которой займ был получен;

ПО


осуществление инвестиций за счёт собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельс­кое хозяйство, коммунальные предприятия, туризм; при­влечение частных финансовых средств для инвестиций в проектах по развитию инфраструктуры, охране окружаю­щей среды. В 1996 г. МФК включила акции крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композит­ный индекс курса акций развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьёзных западных инвесторов, факт включения российских компаний в рас­чёт индекса рассматривался инвесторами в качестве под­тверждения положительных перспектив роста российской экономики дальнейшего развития финансовых рынков в Рос­сии. Это способствовало росту интереса к российским акци­ям со стороны западных инвестиционных фондов.

Международная финансовая корпорация (МФК) нача­ла свою деятельность в России в 1993 г. с оказания техни­ческой помощи. Она сыграла определённую роль в реали­зации программы приватизации в Нижегородской, Волгог­радской, Новосибирской областях и Республике Саха (Яку­тия). МФК приняла участие в кредитовании нефтяных ком­паний, телекоммуникаций, пищевой промышленности, оп­товой и розничной торговли, гостиничного бизнеса и неко­торых отраслей обрабатывающей промышленности. Одна­ко вследствие кризиса 1998 г. и крупных убытков частных предприятий, особенно финансовых, в 1993-2001 гг. толь­ко 35 % инвестиционных проектов Корпорации оказались эффективными.

Многостороннее агентство по гарантированию инве­стиций (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ стра­хует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним отно­сятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприа­ция имущества инвестора; невыполнение контракта вслед-


ципы ценообразования на основе затрат в естественных мо­нополиях в энергетике, газовой промышленности и на же­лезнодорожном транспорте. Он помогает введению между­народных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности в банках и на предприятиях. МБРР и Россия совместно организуют проведение анализа и мониторинга кредитуемых проектов, а также обучение российских спе­циалистов.

Международная ассоциация развития (MAP) создана в 1960 г. Основным направлением деятельности MAP яв­ляется кредитование проектов в беднейших и наименее кре­дитоспособных странах в целях их экономического разви­тия. Фактически большая часть кредитов, предоставлен­ных MAP, приходится на наименее развитые страны. Кре­диты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период 10 лет, а также выдаются беспроцентные ссуды, по которым взимается только плата на покрытие администра­тивных издержек в размере 0,5 % годовых. MAP кредиту­ет только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по клас­сификации Всемирного банка относятся к группе государств с низкими доходами надушу населения. Кредиты MAP име­ют социальную направленность: на образование, здравоох­ранение, сельское хозяйство и развитие сельских райо­нов [110]. Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. в целях стимулирования частных инвес­тиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора. Международная финансовая корпорация специализируется на следующих направлениях: финанси­рование предпринимательства в странах-членах путём пре­доставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК без тре­бования гарантий со стороны правительств. Займы предос­тавляются на срок от 7 до 12 лет в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам, погашение зай­мов производится в валюте, в которой займ был получен;

ПО


осуществление инвестиций за счёт собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельс­кое хозяйство, коммунальные предприятия, туризм; при­влечение частных финансовых средств для инвестиций в проектах по развитию инфраструктуры, охране окружаю­щей среды. В 1996 г. МФК включила акции крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композит­ный индекс курса акций развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьёзных западных инвесторов, факт включения российских компаний в рас­чёт индекса рассматривался инвесторами в качестве под­тверждения положительных перспектив роста российской экономики дальнейшего развития финансовых рынков в Рос­сии. Это способствовало росту интереса к российским акци­ям со стороны западных инвестиционных фондов.

Международная финансовая корпорация (МФК) нача­ла свою деятельность в России в 1993 г. с оказания техни­ческой помощи. Она сыграла определённую роль в реали­зации программы приватизации в Нижегородской, Волгог­радской, Новосибирской областях и Республике Саха (Яку­тия). МФК приняла участие в кредитовании нефтяных ком­паний, телекоммуникаций, пищевой промышленности, оп­товой и розничной торговли, гостиничного бизнеса и неко­торых отраслей обрабатывающей промышленности. Одна­ко вследствие кризиса 1998 г. и крупных убытков частных предприятий, особенно финансовых, в 1993-2001 гг. толь­ко 35 % инвестиционных проектов Корпорации оказались эффективными.

Многостороннее агентство по гарантированию инве­стиций (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ стра­хует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним отно­сятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприа­ция имущества инвестора; невыполнение контракта вслед-


ствие правительственного решения. К инвестициям, кото­рые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капи­тал; ссуды предоставленные или гарантированные акцио­нерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий МАГИ — 15 лет, но возможно до 20 лет. Россия имеет около 3 % акций МАГИ. К концу 2002 г. Агентство гарантировало в России 25 инве­стиционных проектов на общую сумму 600 млн. долл., глав­ным образом в области агробизнеса, производства продук­тов питания и напитков, финансов и добывающих отрас­лей. В 2002 г. МАГИ предоставило гарантии многим дей­ствующим в России крупным иностранным банкам (авст­рийский Райффайзенбанк, французский BNP — Paribas и др.), а также золотодобывающим компаниям.

Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международ­ной Конвенции по урегулированию инвестиционных споров. Задачей МЦИУС является урегулирование и арбитраж спо­ров между правительствами и государственными организа­циями стран-членов МЦУИС и зарубежными инвесторами как частными, так и корпоративными. Посредством укреп­ления доверия и взаимопонимания между правительства­ми и иностранными инвесторами МЦУИС способствует уве­личению потоков инвестиций [64].

Банк международных расчётов (BMP) — первый меж­государственный банк — был организован в 1930 г. в Ба­зеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Фран­ции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа амери­канских банков во главе с банкирским домом Моргана. На Банк международных расчётов по уставу возложены две основные функции: содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные ус­ловия для международных финансовых операций; действо-


вать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении международных операций своих членов. Основ­ной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до 3-х мес.) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспонден­тах. БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных междуна­родных валютно-расчётных и финансовых операциях, цен­тром экономических исследований и форумом международ­ного валютно-кредитного сотрудничества.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 году в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы. Главная зада­ча ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциа­листических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предприниматель­ской инициативы. Уставом ЕБРР предусмотрены следую­щие функции: содействие развитию, образованию и расши­рению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства; мобили­зация иностранного и местного капиталов для выполнения указанной выше деятельности; осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы; оказание технического содействия для подго­товки и реализации проектов; стимулирование развития национальных рынков капиталов; оказание поддержки эко­номически выгодным проектам, в которых участвует не­сколько стран-бенефициаров; активное проведение опера­ций в области экологии и устойчивого развития. Наиболее существенная деятельность ЕБРР в России — поддержка малого бизнеса. Повышенное внимание к нему европейских финансовых учреждений обусловлено динамичностью дан-


ного сектора, относительно низким уровнем затрат инфра­структурного характера, высокой мобильностью использу­емых инвестиционных ресурсов. Проекты в сфере малого бизнеса характеризуются быстрым сроком окупаемости вложений и относительно высоким уровнем рентабельнос­ти [48]. Он специализируется на кредитовании производ­ства; оказании технического содействия реконструкции и развития инфраструктуры. Ключевыми элементами стра­тегии ЕБРР в России являются: кредитование банков и пред­приятий различных отраслей экономики; инвестирование в акционерный капитал банков и компаний преимуществен­но в частном секторе; предоставление гарантий от всех или отдельных конкретных рисков. Кроме предоставления кре­дитов непосредственно банкам и предприятиям в их акцио­нерные капиталы ЕБРР осуществляет также вложения в России через посредство созданных с его участием фондов. С октября 2002 г. стратегия ЕБРР в России направлена на осуществление следующих приоритетов: содействие в про­ведении структурных реформ в области инфраструктуры; привлечение стратегических инвесторов в российские пред­приятия; развитие малого бизнеса; поддержка реформ в финансовом секторе [47].

Исламский банк развития (ИБР) создан в 1974 г. в це­лях содействия экономическому и социальному развитию стран-членов и мусульманских общин в соответствии с прин­ципами шариата. Основными направлениями деятельности банка являются: финансирование (в форме предоставления займов и кредитов) производственных предприятий и проек­тов; управление специальными фондами, создаваемыми для конкретных целей, включая Фонд помощи мусульманским общинам в немусульманских странах, созданный в целях улучшения их социально-экономического положения; инвес­тирование средств в акционерный капитал промышленных и сельскохозяйственных предприятий и проектов и т.д.

Международные организации третьей группы регули­руют международную торговлю и отдельные рынки. По-


скольку состояние товарных рынков влияет на платежные балансы отдельных стран, деятельность этих организаций опосредованно влияет на финансовые и валютные рынки.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое действовало с 1948 г. ВТО пред­ставляет собой организацию и одновременно комплекс пра­вовых документов, своего рода многосторонний договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Целью ВТО является либерализация международной торговли и прида­ние ей устойчивой основы.

Конференция ООН по торговле и развитию создана в 1964 г. и занимается проблемами международной торгов­ли, транспортировки товаров и финансирования торговых операций. Основными направлениями деятельности Конфе­ренции ООН по торговле и развитию являются регулирова­ние торговых и экономических отношений между государ­ствами, разработка концепций и принципов мировой тор­говли. Межправительственные организации по регулирова­нию мировых товарных рынков называют Международны­ми товарными организациями по отдельным рынкам (МТО). Они контролируют реализацию международных товарных соглашений, изучают состояние мировых товар­ных рынков и вырабатывают рекомендации правительствам стран-участниц.

Международная организация Организация производите­лей и экспортёров нефти (ОПЕК) контролирует большую часть рынка нефти, поэтому договорённости стран ОПЕК о размерах добычи практически определяют цены мирового рынка [110].

Международные организации четвёртой группы пред­ставляют собой межгосударственные интеграционные объе­динения.

Европейский союз (ЕС) является самым развитым ин­теграционным образованием в мире и представляет собой


высшую форму интеграции. В ЕС образовалась единая ва­лютная система, в которой участвуют все ведущие страны союза, за исключением Великобритании. С января 2002 г. произошла замена национальных валют единой европейской валютой — евро. Центральный банк Европы во Франкфурте регулирует валютную систему и финансы. Конкуренция евро с долларом определяет развитие мирового валютного рынка на современном этапе.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — создана на основе соглашения между Кана­дой, США и Мексикой в 1992 г. В соответствии с соглаше­нием на протяжении последующих 15 лет почти все торго­вые и инвестиционные барьеры между странами-участни­цами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможен­ные пошлины отменены.

Южный общий банк (МЕРКОСУР) создан в 1995 г. на основе Асуньонского договора, подписанного в 1991 г. Ар­гентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в целях созда­ния зоны свободной торговли и таможенного союза. Дого­вор в перспективе предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между че­тырьмя странами, свободное движение капиталов и рабо­чей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также в валютно-финансовой сфере.

Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в 1991 г. бывшими республиками Советского Союза за ис­ключением стран Балтии. В 1995 г. был образован тамо­женный союз России, Белоруссии и Казахстана, к которо­му позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. В рамках этого союза был создан платёжный союз на муль­тивалютной основе, который по идее организаторов дол­жен постепенно перерасти в валютный союз. С 1996 г. была провозглашена политика разноскоростной интеграции. Она заключается в том, что вместо общих соглашений по СНГ следует ориентироваться на систему частных договоров с


теми странами, которые готовы к более решительной ин­теграции. В 1996 г. был подписан договор об углубленной интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Самое быстрое продвижение по пути интегра­ции наблюдается между Россией и Белоруссией, уже подпи­савших Союзный договор и идущих на организацию конфе­деративного государства [47].

Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetary Fund, IMF), — межправительственная органи­зация, предназначенная для регулирования валютно-кре-дитных отношений между государствами-членами и оказа­ния им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платёжного баланса, путём предо­ставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в ино­странной валюте. Фонд был учреждён на международной валютно-финансовой конференции ООН (в июле 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир).

Официальные цели МВФ: поощрение международного сотрудничества и содействие расширению и сбалансирован­ному росту в области валютной политики; содействие рас­ширению и сбалансированному росту международной тор­говли; поддержка стабильности валют и упорядочение ва­лютных отношений между государствами-членами, а так­же воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты; предоставление средств для ликвидации несбалан­сированности платёжных балансов государств-членов. Для выполнения поставленных задач МВФ разработал принци­пы и функции [64].

Принципы деятельности МВФ: запрет на манипуля­ции валютным курсом или международной валютной сис­темой для уклонения от урегулирования; обязательство проведения интервенций на валютных рынках для прекра­щения валютного кризиса; обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы партнё-


ров, в особенности тех, в валюте которых она осуществля­ет свои интервенции.

Функции МВФ: соблюдение согласованного кодекса по­ведения; финансовая помощь для преодоления дефицита платёжного баланса; консультирование и сотрудничество. Фонд осуществляет деятельность в отдельных странах мира через свои региональные отделения. Помимо региональных отделений у фонда имеются профессиональные отделы де­нежных и валютных вопросов, по бюджетно-налоговым проблемам, правовой и исследовательский отделы. Фонд участвует в регулировании международных валютно-кре-дитных отношений путём предоставления кредитов стра­нам, а главное, в результате выполнения им функции коор­динатора международного кредитования. Он наряду с дру­гими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Россия по-прежнему осуществляет постоянное сотрудниче­ство с МВФ, регулярно проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не обращалась к Фонду за новыми кредита­ми и регулярно погашала свою задолженность, которая ликвидирована в январе 2005 г. МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия. Россия регулярно предоставляет Фонду текущую информацию об экономической ситуации, для чего создана специальная эк­спертная группа из представителей Министерства финан­сов, Министерства экономики и ЦБ РФ [64].

Фонд осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоя­нием мировой экономики. Он собирает огромный массив ин­формации, относящейся к отдельным странам и к мирохо­зяйственным процессам в целом. Эта информация включа­ет сведения о динамике экономического роста и цен, денеж­ном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капи­талов, состоянии платёжных балансов, официальных золо-


тых и валютных резервах, производстве, экспорте и импор­те золота. МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия. Россия регулярно предостав­ляет Фонду текущую информацию об экономической ситуа­ции, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства эко­номики и ЦБ РФ. Кроме того, МВФ предоставляет России кредиты системной трансформации (до 3,17 млрд. долл.). Он также оценивает экономическую ситуацию в России с точки зрения целесообразности предоставления очередного кредита системной трансформации [48]. <;*1 пунучл. ь ■ ,., ••!•. .'£ ■. :;■ -.i: L' -•:'кн; зт .'.г;т*>-п---;;и 4.2 Политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями

В условиях относительной политической и экономи­ческой стабильности, достигнутой в России в начале XXI в., необходимо пересмотреть сложившуюся в 1990-е годы кон­цепцию сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, а так­же оценить возможности расширения сотрудничества с дру­гими международными финансовыми организациями. Про­тивостояние двух систем — капитализма и социализма — препятствовало участию Советского Союза в МФО. Хотя СССР был одним из 45 участников международной валют-но-финансовой конференции в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), правительство не ратифицировало Уставы МВФ и МБРР по идеологическим соображениям в связи с господ­ствующей ролью США как главного акционера данных МФО.

Вместе с другими государствами бывшей социалисти­ческой системы Советский Союз создал специальные меж­государственные финансовые институты — Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС) и Междуна­родный инвестиционный банк (МИБ), интернациональный статус которых был закреплён межправительственными соглашениями, зарегистрированными Секретариатом ООН.


Концепция участия Советского Союза в МВЭС и МИБ была ориентирована на решение экономических и политических задач, содействие развитию национальной экономики. Од­нако она была направлена и на изоляцию стран СЭВ, на торможение интеграции в мировую экономику, на отделе­ние «социалистического лагеря» от институциональной ос­новы международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Сближение с главными МФО наметилось с началом пе­рестройки в СССР системы централизованного планирова­ния. В 1985 г. было подписано соглашение с МВФ о сотруд­ничестве, технической и консультационной помощи. При­чём перестройка совпала с вступлением мирового хозяй­ства, в том числе валютно-финансовых институтов, в каче­ственно новую стадию развития, связанную с либерализа­цией международного движения капиталов. В конце 1990-х годов в условиях начавшейся системной трансформации в странах Центральной и Восточной Европы Советский Союз поддержал инициативу и стал одним из учредителей Евро­пейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). После распада СССР в 1992 г. Россия вступила в МВФ и МБРР.

Более чем десятилетний опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует о положительном эффекте, кото­рый принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность получить кредиты для покрытия бюд­жетного дефицита, а также открыло доступ к другим вне­шним источникам заимствования. Особенностью отноше­ний МВФ с Россией стал их долгосрочный характер, а фун­кции МВФ в этих отношениях расширялись: от кредитного источника до гаранта внешней платёжеспособности. В пос­ледние годы на ежегодных совещаниях Правительства РФ и совместной миссии МВФ и Всемирного банка удалось су­щественно сблизить позиции сторон в аспекте оценки ос­новных макроэкономических показателей, достигнуть ши­рокого консенсуса по ключевым пунктам структурных ре­форм, которые рассматриваются в качестве важного эле-


мента поддержания экономической стабильности в стране. Обе стороны характеризуют отношения сотрудничества как «деловые и реалистические». Благодаря устойчивому поло­жительному платёжному балансу в 1999-2004 гг. Россия начинает постепенно сокращать задолженность перед МВФ. Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имев­шей место ранее политической составляющей. Россия под­держивает отношения с Фондом в целях использования ме­ханизмов этой организации при ухудшении внешнеэконо­мической конъюнктуры, то есть не исключается возмож­ность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.

Концепция сотрудничества России с группой Всемирно­го банка включает её членство в четырёх организациях. Одновременно с вступлением в МБРР она была принята в Международную ассоциацию развития (MAP); в декабре 1992 г. страна вступила в Многостороннее агентство по га­рантированию инвестиций (МАГИ); в апреле 1993 г. Рос­сия стала членом Международной финансовой корпорации (МФК). Основные проблемы взаимодействия России с МБРР связаны с реализацией финансируемых им проектов. В пер­вые годы рассматриваемого периода отсутствовал единый порядок внесения предложений о привлечении займов. На­пример, привлечение двух угольных займов было осуще­ствлено по инициативе разных министерств, что отрази­лось на своевременности их ратификации Федеральным Собранием РФ.

Недостаточная эффективность проектов, реализуемых и России после кризиса 1998 г. за счёт займов МБРР, ока­зала негативное влияние на двухсторонние отношения. От­мечалось резкое снижение объёмов кредитования (с 1,9 млрд. долл. в 1999 г. до 90 млн. долл. в 2000 г.), а величина ранее утверждённых кредитов была сокращена почти на 3 млрд. долл. На конец 2002 г. сумма всех 48 зай­мов в портфеле проектом МБРР в России составляла 9,3 млрд. долл., 20 займов на 6,8 млрд. долл. были закры-


ты, а 28 на сумму 2,5 млрд. долл. продолжали действо­вать. Проекты МБРР обычно реализуются в отраслях эко­номики, которые не привлекают частных инвесторов (элек­троэнергетика, дорожное строительство, транспортная ин­фраструктура и т.п.), то есть в производстве общественных благ. Тем не менее МБРР также осуществлял поддержку частного сектора, стимулировал развитие рыночных меха­низмов в России, способствовал достижению устойчивости финансовой и налоговой систем. Его проекты дали допол­нительный толчок реформированию социальной сферы, ре­структуризации угольной промышленности, ускорению рыночных преобразований в сельском хозяйстве.

Однако целый ряд факторов оказывал негативное влия­ние на эффективность реализации проектов Всемирного бан­ка в России так же, как и на состояние двухсторонних от­ношений. Во-первых, Россия с момента подписания согла­шения о займе МБРР по каждому проекту должна оплачи­вать за резервирование средств 0,25-0,75 % от основной суммы неиспользованных кредитов независимо от того, ре­ализуется этот проект или нет.

Во-вторых, по некоторым проектам в отношениях Рос­сии и Всемирного банка с нашей стороны возникают отри­цательные финансовые потоки. Льготный период — до на­чала выплаты основной суммы займа и процентов — по большинству проектов составляет пять лет. Поэтому при реализации проекта свыше указанного срока прямые по­ступления кредита МБРР в каждый последующий год в рам­ках проекта могут оказаться ниже тех сумм, которые Рос­сия возвращает Всемирному банку в тот же год.

В-третьих, налицо проблема своевременной реструкту­ризации проектов МБРР. Некоторые проекты приходилось корректировать уже на начальном этапе их реализации (часть займа на проект развития службы занятости и соци­альной защиты была сокращена, несколько позже другая значительная его часть была перераспределена из одного компонента проекта в другой). МБРР часто затягивал сро-


ки рассмотрения и согласования новых направлений про­ектов (например, проекты развития финансовых учрежде­ний, поддержки предприятий или ремонта мостов). В ре­зультате существенно увеличились сроки реструктуризации и реализации проектов, быстро снижалась их актуальность и, как следствие, сокращались нераспределённые кредит­ные средства из-за невозможности использовать последние в разумные сроки.

В-четвёртых, возникли проблемы с реализацией регио­нальных займов. Более 70 % средств инвестиционного пор­тфеля проектов МБРР направляется в регионы России. Од­нако большинство проектов Всемирного банка с участием региональных структур реализовано в малом количестве регионов. Наибольшие объёмы средств МБРР направлялись в регионы Центрального федерального округа (около 29 %). Далее следуют Уральский федеральный округ (24 %), Севе­ро-Западный федеральный округ (20%), а меньше всего средств привлекалось в Дальневосточный федеральный ок­руг (1 %).

Сотрудничество России с МАГИ — ведущей организа­цией в области долгосрочного страхования некоммерчес­ких рисков — позволяет российским компаниям рассчиты­вать на получение гарантий но различным видам инвести­ций, например, в акционерный капитал в денежной, нату­ральной и других формах, а также кредитов или их обеспе­чения. За десять лет МАГИ предоставило 25 гарантий про­ектам, реализуемым в России, а также разработало бес­платную интерактивную систему «Россия, приватизация», которая содержит информацию о приватизационных и ин­вестиционных возможностях и предоставляет маркетинго­вые услуги.

Сотрудничество с другой организацией группы Все­мирного банка — Международной финансовой корпора­цией — призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России. За десяти­летие своей работы в России эта корпорация реализовала


боле двух десятков проектов в различных секторах эко­номики (255,8 млн. долл. из собственных средств и 60 млн. долл. за счёт привлечения синдицированных кре­дитов). Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии част­ного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отрас­лей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России с це­лью содействия формированию благоприятных правовых и экономических условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности.

Деятельность группы Всемирного банка в России отра­жается в его утверждённой стратегии, которая несмотря на внутренний характер документа разрабатывается с учётом позиции страны-заёмщика, в частности, России. После одоб­рения данный документ становится основой сотрудничества Всемирного банка с Россией, определяя в первую очередь объёмы и направления кредитования, а также оказания технической помощи. Конкретные заёмные операции, вклю­ченные в стратегию, в последующем подлежат одобрению советом директоров по упрощённой процедуре, без специ­ального обсуждения. Основные положения первых страте­гий группы Всемирного банка в отношении России разра­батывались на базе материалов, предоставляемых прави­тельственной комиссией по сотрудничеству с МФО, в кото­рых излагалась позиция российской стороны относительно заимствований на ближайшие годы. Такой подход на ста­дии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие предлагаемой политики Всемир­ного банка потребностям социально-экономической ситуа­ции в стране, а также её согласование с содержанием эко­номических реформ.


В рамках программы партнёрства между Российской Федерацией и Всемирным банком, 26 февраля 2008 года было одобрено выделение займа в размере 200 млн. долла­ров США на поддержку проекта «Реформирование жилищ­но-коммунального хозяйства». Жители не менее 10 россий­ских городов смогут воспользоваться результатами пилот­ной программы по повышению качества услуг в сфере жи­лищно-коммунального хозяйства. В ходе проекта будет оп­робован механизм конкурсного распределения на гранто-вой основе средств государственной поддержки между горо­дами, в которых активнее всего используют рыночные ме­ханизмы в различных сферах ЖКХ (отопление, энергоснаб­жение, водоснабжение и канализация) и повышают уровень социальной защиты уязвимых групп населения. Результа­ты проекта будут изучены и адаптированы Правительством Российской Федерации для применения в инфраструктур­ных проектах, финансируемых из государственного бюд­жета, в том числе — в программе реформирования ЖКХ, которая является одним из четырёх приоритетных направ­лений социально-экономического развития страны.

Проект «Реформирование жилищно-коммунального хо­зяйства» позволит Правительству РФ повысить качество услуг ЗККХ, в том числе — опираясь на богатые знания и опыт Всемирного банка в разработке и реализации анало­гичных проектов в других странах мира.

Потребности российского ЖКХ в инвестициях значи­тельны, причём средства нужны как для восстановления изношенной материальной базы, так и для расширения до­ступа к соответствующим услугам. Кроме того, сектор ра­ботает неэффективно. Предприятия коммунального хозяй­ства в ряде регионов убыточны вследствие недостаточного уровня тарифов и несовершенства управления. На соответ­ствующие инвестиции в строительство жилья и инфраструк­туру Правительством РФ уже выделено более 10 млрд. дол­ларов США. В сотрудничестве с Всемирным банком, Пра­вительство намерено апробировать комплексную стратегию


 


Деятельность в рамках КПС организована по четырём основным направлениям, которые помогут в решении клю­чевых нерешённых проблем в области развития в России: 1. Поддержание быстрых темпов экономического ро­ста, в том числе активное участие в дискуссиях по экономической политике, мониторинг инвестицион-■ ного климата, поддержание государственных инвес­тиций в целях содействия экономическому росту и диверсификации экономики, взаимодействие с регио­нами для выявления и преодоления препятствий для экономического роста, поддержание инвестиций в приоритетных областях на региональном уровне и оказание прямого содействия частному сектору. 2. Улучшение качества государственного управления, в том числе продолжение участия в поддержании про­грамм модернизации отдельных государственных ин­ститутов и улучшение качества государственного уп­равления, судебной системы, местных органов само­управления и управления бюджетным процессом на федеральном и субфедеральном уровнях. 3. Повышение качества предоставляемых социальных и коммунальных услуг. Помимо продолжения сотруд­ничества с федеральным правительством в целом, Банк сосредоточит большую часть своих усилий по оказа­нию поддержки на повышение качества предоставляе­мых социальных услуг на субфедеральном уровне. Среди мероприятий предусмотрены меры по улучше­нию здоровья населения, модернизация и повышение качества образования и профессионального обучения, а также повышение качества предоставления жилья. 4. Повышение роли России в решении глобальных за­дач. Банк расширит сотрудничество с российским пра­вительством по поддержанию её новой роли в каче­стве международного донора и активного участника многосторонних организаций. Это включает содей­ствие в разработке российской Стратегии официаль-


ной помощи на цели развития в качестве нового до­нора и предоставление доступа к инструментам Бан­ка для направления помощи России на цели разви­тия, в том числе разработку механизма учёта расхо­дов на цели развития в счёт погашения долга в Аф­рике и содействие в создании Трастового фонда по борьбе с птичьим гриппом [125]. Несомненно, сотрудничество России с Всемирным бан­ком расширяет возможности развития и решения вопро­сов, наиболее остро стоящих перед страной.

Третьим, причём наиболее значимым элементом сотруд­ничества России с МФО является её участие в Европейском банке реконструкции и развития. Она заинтересована в со­трудничестве с ЕБРР в целях привлечения иностранных инвестиций на приемлемых условиях с низкими процент­ными ставками, длительными сроком и льготным перио­дом возврата кредита. Общая стоимость одобренных про­ектов по России с участием ЕБРР за 1991-2002 гг. состави­ла более 14 млрд. евро, а сумма одобренных вложений соб­ственных средств ЕБРР — около 5,0 млрд. евро. В 2002 г. 81,3 % кредитов ЕБРР предоставил под инвестиционные коммерческие проекты. С его помощью в Россию удалось привлечь иностранные инвестиции практически во все сек­тора российской экономики. Кредиты ЕБРР направлялись в промышленность — 24,3%, транспорт и связь — 12,1, электроэнергетику и добывающие отрасли — 26,7, финан­сово-банковский сектор — 31,7, агробизнес — 1,8, муни­ципальное развитие — 1,9 % .

Сотрудничество России с ЕБРР оказывает положитель­ное влияние на развитие частного сектора российской эко­номики. Он осуществляет кредитование среднего и малого предпринимательства через свои специализированные фон­ды: региональные фонды венчурного капитала, Фонд под­держки малого бизнеса, Фонд помощи малым предприяти­ям, фонды технического содействия. За прошедшее десяти­летие ЕБРР стал не только одним из кредиторов российско-


го правительства и отечественных компаний, но и источни­ком средств для иностранных инвесторов на российском рынке. Например, он осуществлял кредитование строитель­ства и дальнейшей эксплуатации торговых комплексов меж­дународной компании ИКЕА. ЕБРР отдаёт явное предпоч­тение банковскому сектору российской экономики. Основ­ные концептуальные положения и направления сотрудни­чества России с ЕБРР определены в среднесрочной Програм­ме сотрудничества с ЕБРР на 2002-2004 гг., одобренной Правительством РФ.

Помимо рассмотренных выше примеров сотрудничества с ведущими МФО Россия является членом других финансо­вых учреждений, признанных международными. О целях развития регионального сотрудничества России с партнёрами ближнего зарубежья в 1993 г. создан Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 г. — Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). Ввиду того что эти банки, имеющие ста­тус международной организации, изначально не располага­ли значительными ресурсами для выполнения заявленных учредителями целей, участие России в их работе не оказы­вало заметного влияния на концепцию сотрудничества с МФО. Анализируя перспективы участия России в ЧБТР, следует отметить длительный характер его формирования как международной кредитной организации, эволюция ко­торой характеризуется двухгодичным временным лагом: декабрь 1992 г. — принятие решения о создании, декабрь 1994 г. — подписание соглашения об учреждении, январь 1997 г. — вступление соглашения в силу, июнь 1999 г. — начало операций ЧБТР. В связи с медленным развёртыва­нием деятельности ЧБТР его первый бизнес-план был ут­верждён лишь на период 1999 — 2000 гг. Приоритетами ЧБТР являются кредитование экспорта, поддержка малых и средних проектов в отраслях сельского хозяйства и обра­батывающей промышленности. За четыре года с начала операционной деятельности объём кредитного портфеля ЧБТР достиг 529 млн. долл.


Другой пример — участие России в Межгосударствен­ном банке СНГ. Данный банк относится к категории субре­гиональных банков развития, так как его учредителями и членами выступают государства в лице их правительств и центральных (национальных) банков стран СНГ, а основ­ные направления его политики ориентированы на развитие экономического сотрудничества стран этого региона. В со­ответствии с изменением экономической и финансовой си­туации в Содружестве менялись и функции Межгосудар­ственною банка. За прошедшее десятилетие он так и не стал специализированным институтом Платёжного союза СНГ. Функции Межгосударственного банка в значительной сте­пени зависят от темпов формирования единого экономичес­кого пространства СНГ. Слабые стартовые возможности не позволяли рассчитывать на существенный рост капитала и операций данного банка.

С учётом новых тенденций укрепления взаимоотноше­ний между странами СНГ, особенно участниками ЕврАзЭС, прогнозируется повышение роли этого банка в обеспечении использования национальных валют в расчётах по взаим­ной торговле и поддержке совместных инвестиционных про­ектов стран-членов. Мероприятия, связанные с реоргани­зацией Межгосударственного банка (изменение устава, за­метное увеличение уставного капитала и т.д.), направлены на превращение его в межгосударственный институт, обес­печивающий кредитную поддержку макроэкономической и структурной политики стран-членов Банка. Активная по­зиция России в отношении расширения кредитной деятель­ности ЧБТР и реорганизации Межгосударственною банка СНГ свидетельствует о повышении роли этих банков в стра­тегии сотрудничества России с МФО.

Позитивные перемены отмечаются в стратегии сотрудни­чества России с МВЭС и МИБ. Прекращение деятельности СЭВ привело к ликвидации международных расчётов в пере­водных рублях. Несмотря на это страны-члены приняли ре­шение о сохранении МВЭС и МИБ, которые обслуживали


данные расчёты. С 1991 г. эти банки изменили направления кредитной политики и виды деятельности, перешли на осу­ществление операций с чисто коммерческими целями, но в то же время сохранили свой международный статус. Россия как правопреемница СССР — единственная из всех респуб­лик бывшего Союза унаследовала членство в этих банках.

Современные особенности функционирования экономик стран — членов банков и их новые внешнеэкономические связи оказали влияние на приоритеты кредитной политики данных организаций. Они прекратили кредитование круп­ных государственных объектов, перейдя к обслуживанию предприятий различных форм собственности, особенно ма­лых и средних частных компаний, выпускающих потреби­тельские товары, а также предприятий в сферах транспор­та, туризма и т.д. Российская Федерация — крупнейший акционер этих банков. В уставном капитале МВЭС её доля составляет 4/1,35% (оплаченная часть — 66,5 млн. евро), МИБ — 7 % (оплаченная часть — 96 млн. евро), что предпо­лагает возможность более активного участия России в их кредитной политике. Главной проблемой российского сотруд­ничества с этими банками является урегулирование задол­женности, общая сумма которой составляет 1,1 млрд. долл. Долг планируется переоформить в еврооблигации Российс­кой Федерации с погашением в 2010 и 2030 гг., при этом часть процентных платежей будет производиться денежны­ми средствами.

В последние годы расширяется сотрудничество России с МФО на основе не только официального членства в них, но и развития договорных отношений и в первую очередь с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Северным инвестиционным банком (СИБ). Перспективы развития со­трудничества России с ЕИБ прорабатывались с середины 1990-х годов. Данный банк входит в структуру ЕС как ав­тономная организация. В соответствии с интересами и по­литикой ЕС ЕИБ осуществляет свою деятельность во мно­гих странах мира.


В марте 2001 г. на заседании министров экономики и финансов стран ЕС было принято решение о возможности финансирования проектов на территории России за счёт средств ЕИБ на сумму 100 млн. долл. При этом были опре­делены следующие условия предоставления средств: эколо­гическая направленность проектов и заинтересованность в них стран ЕС; реализация проектов только в Северо-Запад­ном регионе России; обязательное участие в проектах ЕИБ других международных финансовых институтов; предостав­ление 100-процентных государственных гарантий; своевре­менное выполнение Россией обязательств по обслуживанию задолженности перед странами — членами Парижского клуба; активное участие России в борьбе с отмыванием «грязных денег». Соблюдение этих условий позволит Рос­сии получить кредиты ЕИБ для реализации таких проек­тов, как строительство комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений или развитие инфраструк­туры в Северно-Западном регионе.

Стабильность и успех сотрудничества на договорной ос­нове подтверждаются пятилетним опытом деятельности СИБ в России. Соглашение между Правительством РФ и СИБ о сотрудничестве, подписанное в апреле 1997 г., открыло воз­можности реализации программы финансирования пригра­ничных проектов в области экологии. В рамках этой про­граммы СИБ участвует в кредитовании российской компа­нии «Норильский никель» и целях модернизации комбината «Печепганикель» на Кольском полуострове для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу, а также проекта «Юго-Западные очистные сооружения г. Санкт-Петербурга». Таким образом, в настоящее время Российская Федера­ция является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми МФО на договорной основе. Сотрудничество осуществляется на различных уровнях: 1) ведущие мировые финансовые институты — МВФ и группа Всемирного банка;


2) ЕБРР, созданный специально для кредитования пере­ходных экономик;

3) организации бывшего СЭВ — МВЭС и МИБ, адапти­рованные к современным условиям;

4) новые региональные межгосударственные банки — Черноморский банк торговли и развития и Межгосу-

,. дарственный банк СНГ;

5) европейские банки — ЕИБ, СИБ (на договорной основе).
Сотрудничество России с каждой из этих организаций

имеет разные цели, задачи и пути их решения, отличается различной эффективностью.

Построение взаимоотношений России с МФО определя­ется конкретными историческими и экономическими фак­торами. В связи с этим комплекс принципиальных устано­вок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определя­ющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кре­дитных отношений со странами-членами. Во-вторых, наци­ональные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничества и условия взаимодействия с МФО. В-треть­их, частные и общественные интересы, с одной стороны — государства-заёмщики, с другой — руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частно­сти, России, в качестве источников получения прибыли.

Результаты взаимодействия России с МФО неоднознач­ны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные сред­ства в большинстве случаев использовались не для техно­логической перестройки экономики, а для покрытия бюд­жетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведённый анализ позволяет выделить ряд про­блем сложившегося сотрудничества России с МФО, кото­рые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными регио­нальными банками развития.


Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназна­ченные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного конт­роля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использование кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.

Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их сравнитель­но невысокой договорной стоимости связаны со значитель­ными косвенными расходами (консультационные услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комис­сии за обязательство и т.д.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проек­тов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кре­дитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

В-третьих, практическое значение участия России в межгосударственных банках (МВЭС, МИБ, МГБ) для раз­вития отечественной экономики не соответствует её доле в уставном капитале этих организаций и требует пересмот­ра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

Каждое из направлений сотрудничества характеризу­ется соответствующими функциями, которые реализуют­ся во взаимодействии с той или иной международной фи­нансовой организацией: МВФ предоставляет займы для кор­ректировки платёжного баланса; МБРР выделяет креди­ты под суверенные гарантии на проведение социально-эко­номических реформ переходного периода; ЕБРР кредиту­ет инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МВЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных от­ношений страны с МФО даёт возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные послед-


ствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оце­нить роль, выполняемую МФО, с точки зрения реализа­ции потребностей стран-заёмщиков или интересов стран-доноров.

Немаловажной причиной малой эффективности сотруд­ничества России с МФО являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2003 г.) отсутство­вал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под МФО понимались лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации — МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия на самом деле была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отноше­ниях сотрудничества России с МФО доминировала позиция страны-заёмщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Рос­сией займов часто не отвечало её общеэкономическим це­лям. В результате наблюдалось значительное распыление заёмных средств по большому числу не связанных между собой проектов.

Впервые стратегический подход к сотрудничеству Рос­сии с Всемирным банком был реализован при разработке государственной Программы сотрудничества (принята 21 февраля 2002 г.), затем была сформирована и принята Программа сотрудничества с ЕБРР, а в последующем раз­работана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой фор­мирования государственной среднесрочной политики Рос­сии по отношению к МФО.

В 2000-2003 гг. финансово-экономическая ситуация в России стала весьма благоприятной. Профицит государствен­ного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток ин­вестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечения займом на внешних и внут­ренних рынках привели к снижению привлекательности


займов МФО как источников финансирования бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной сфере и государственном управлении. Поэтому встал воп­рос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР. Анализ участия России в МФО позволяет сформулировать ряд выводов, которые мо­гут стать полезными с точки зрения совершенствования отношении с ними:

— сотрудничество с МФО должно осуществляться на основе соглашении, программ, стратегии, чётко оп­ределяющих его пели, способствовать реализации сред­несрочных программ социально-экономического раз­вития, при этом должен применяться системный под­ход, базирующийся на принципе максимального ис­пользования сравнительных преимуществ сотрудни­чества с каждой МФО в качестве её члена или на договорной основе.

— фундаментом сотрудничества должны стать чёткое определение роли каждой из сторон и контроль за использованием заимствованных средств; нужно раз­граничить ответственность и функции МФО и госу­дарственных ведомств, отвечающих за осуществле­ние сотрудничества с ними от имени Российской Фе­дерации;

— концепция сотрудничества должна быть ориентиро­вана на сокращение неэффективно используемых зай­мов, а заёмные ресурсы — сконцентрированы на ре­ализации крупных инвестиционных проектов обще­государственного значения;

— информация о характере и рамках соглашений о со­трудничестве должна быть доступной как для госу­дарственных ведомств, так и для широкой обществен­ности; министерства и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;


 

— государственная политика сотрудничества России с МФОна современном этапе должна быть ориентиро­вана не на минимизацию заимствований, а на эффек­тивное использование возможностей и преимуществ, которые предоставляет членство в МФО, ведь сотруд­ничество с ними заключается не только в получении .. займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет со­бой комплекс взаимодополняющих функций, нацелен­ных на реализацию национальных интересов в миро­вой экономике и политике. Каждое из рассмотренных направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать решению актуаль­ных социально-экономических задач, в частности, стиму­лировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учётом этого встаёт задача поиска новых направлений уча­стия России в МФО, которые способствовали бы расшире­нию экспорта промышленной продукции и наукоёмких ус­луг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необ­ходимость формирования нового направления сотрудниче­ства — по линии взаимодействия России с международны­ми региональными банками развития — Азиатским, Аф­риканским, Межамериканским.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!