Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие налога и налоговой системы



Воздействие налогов на темпы экономического роста, структурные изменения, процессы накопления и потребления.

Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

 

Понятие налога и налоговой системы

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.



Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны. Таким образом, налоги возникли на заре государственности, и применялись, например, уже в древнем Вавилоне. Сейчас взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. Роль налогов и налоговой системы определяется их основными функциями:

1. Фискальная функция — основная функция налогообложения: формирование и мобилизация

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения состоит в перераспределении общественных доходов.

 

3. Регулирующая функция налогообложения: налоги существуют в обществе для регулирования экономических отношений. Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач политики государства.

4. Стимулирующая функция налогообложения. Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.

5. Дестимулирующая функция налогооблажения направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

6. Воспроизводственная подфункция, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.



Функции налогов

1. Фискальная функция вытекает из самой природы налогов.

С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

2. Регулирующая функция. Данная функция связана с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

(Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. Льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит)

(В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

1) снижение налоговой ставки; зачет ранее уплаченного налога

2) сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);

3) возврат ранее уплаченного налога или его части;

4) отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

5) замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.)

3. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

Механизмы реализации: страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. В ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

4. Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

 

Классификация налогов.

1. По способу изъятия:

1) Прямые налоги (налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.)

2) косвенные (налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ)

2. По уровню власти:

1). Федеральные налоги и сборы:

-Налог на добавленную стоимость.

-Акцизы.

-Налог на доходы физических лиц.

-Налог на прибыль организаций.

-Налог на добычу полезных ископаемых.

-Водный налог.

-Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

-Государственная пошлина.(отдельно)

2) Региональные налоги:

-Налог на имущество организаций.

-Налог на игорный бизнес.

-Транспортный налог.

3) Местные налоги:

-Земельный налог.

-Налог на имущество физических лиц.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами субъектов РФ. Субъекты РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.

Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

3. По объекту налогообложения:

-на имущество

-на прибыль

-на определенные виды деят-ти

4. По субъекту налога:

-с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.)

-с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.)

-смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины)

5. По назначению:

-общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.)

-целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)

6. По источнику уплаты налоговых сумм:

-себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.)

-цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)

-финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог)

-доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход)

-чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).

7. По методу исчисления:

-прогрессивные / регрессивные(Прогрессивное налогообложение — система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются.)

-пропорциональные / линейные(НАЛОГИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ — налоги с неизменной ставкой, не зависящей от объема облагаемого дохода. Величина таких налогов прямо пропорциональна величине облагаемого дохода.

8. По порядку зачисления в бюджет:

-закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом

-регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета

9. По порядку ведения:

-общеобязательные –устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходник, налог на имущество и пр.).

-факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).

Элементы: объект, налоговая база,налог ставк, налог период, порядок исчисления,порядок и сроки уплаты, льготы и основания для предоставления


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!