Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА



ШОУ-БИЗНЕС - НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?

Я часто задавал себе вопрос — что такое шоу-бизнес? Это наука или искусство? Попробуем разо­браться.

Искусство? Безусловно! Ведь конечным резуль­татом его является создание духовных ценностей, ху­дожественной продукции (номер, клип, компакт-кас­сета, компакт-диск, видеофильм, концертная, теле-, радиопрограмма и т.д.) и продвижение их на рынок культурных услуг.

Наука? Вне всякого сомнения! Ведь это управ­ление процессом создания указанных ценностей и ус­пешное решение проблем реализации созданной про­дукции. На мой взгляд, и наука, и искусство тесно и органично переплетены в деятельности продюсера. И в этом смысле его работа может быть названа ТВОР­ЧЕСТВОМ.

Именно поэтому начинающему продюсеру просто необходимо знать закономерности развития шоу-бизнеса в этих двух неразрывных его сторонах.

Категоричность данного суждения подтверждена мо­ей профессиональной деятельностью. Я давно понял, что без теоретического осмысления этих проблем на­чинающий продюсер неизбежно заблудится в дебрях шоу-бизнеса. Очень точно эта мысль выражена в кни­ге известного американского исследователя Дональда Пасмана «Все о музыкальном шоу-бизнесе». Он спра­ведливо замечает, что прекрасно справляться со сво­им делом и зарабатывать большие деньги, нельзя, ни­чего не понимая в финансах: «Надо сначала получить прекрасное представление о том, как вообще устроен бизнес, каковы его составляющие части, в чем заклю­чается разница между прибылью и убытком и т.д.». Я бы выразил эту мысль с помощью известной русской пословицы: «УЧЕНЬЕ - СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ -ТЬМА». Но мало произнести простую и ясную посло­вицу. Ведь она — не магическое заклинание. Нужно четко понять — музыкальный шоу-бизнес — это син­тез науки и искусства, и одна часть без другой сущест­вовать не может. Ведь вот песня — отними мелодию, и получатся стихи, а без текста — будет инструмен­тальная пьеса.

ЧТО ВАЖНЕЕ - ТЕОРИЯ ИЛИ ПРАКТИКА?

Отвечаю! И то, и другое. Без практики теория мертва, а без теории практика слепа. Еще древние фи­лософы утверждали, — самый короткий путь к истине лежит через знания и практику. Ведь прежде чем ЧТО-ТО сделать, надо об этом ЧТО-ТО знать. Теория возникает из практики. У нас уже накоплен достаточ-

ный опыт создания цивилизованного музыкального шоу-бизнеса, теперь необходимо его осмыслить.

ЗАЧЕМ НАДО ИЗУЧАТЬ ТЕОРИЮ?

Время, в которое мы живем — эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно труд­ную, во многом противоречивую, но исторически не­избежную перестройку. В социально-политическом смысле это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной систе­мы к рынку, в жизни отдельного человека — превраще­ние его из «винтика» в самостоятельного субъекта во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в культуре и искусстве. Поэтому сейчас появилась необходимость овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этих знаний, как показывает мировой опыт, — пости­жение науки и искусства менеджмента в различных об­ластях жизни, в частности в шоу-бизнесе.



За рубежом значимость менеджмента прояви­лась в 30-е годы XX века. Именно тогда эта деятель­ность превратилась в профессию, область знаний, в самостоятельную дисциплину, а социальный слой ме­неджеров в весьма влиятельную силу. А в настоящее время, когда и у нас бизнес проникает во все сферы деятельности — экономическую, социальную, куль­турную и т.д., менеджмент приобретает особое значе­ние. Это в полной мере относится и к шоу-бизнесу. Ведь умело управлять в нем означает выжить, устоять и вырасти.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Следует отметить, что в настоящее время ме­неджмент как профессия, как область знания стано­вится поистине интернациональным. Освоение уп­равления в каждой из стран, передача опыта становятся очень ценными и полезными, поскольку это позволяет понять, как вести бизнес в собственной стране и за границей, избегать ошибок в ситуациях, которые встречались в прошлом и настоящем, но вполне возможны и в будущем.

Мне не редко приходилось слышать изречение: «Чужого опыта не бывает, опыт бывает только свой». И знаете, я с этим изречением, в принципе, согласен. Однако изучение чужих успехов или неудач, как я убедился на практике, бывает очень поучительно и, безусловно, научные и практические обобщения, вы­работки общих принципов успешного управления, типизация различных его форм и условий их приме­нения очень важны для отечественного менеджмента вообще и шоу-бизнеса в частности. Но хочу дать со­вет начинающим продюсерам: абсолютно противопо­казано механически переносить опыт организации шоу-бизнеса западных стран на отечественный ры­нок, слепо следовать выводам зарубежных ученых и рекомендациям их практиков. Но знать их идеи, принципы, приемы, безусловно, необходимо.



ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ ВООБЩЕ

Сейчас прилавки книжных магазинов и лотков пестрят литературой по менеджменту в различных об­ластях деятельности. Однако до настоящего времени

нет единого определения этого понятия. В одних ра­ботах этот термин трактуется в широком смысле и уп­рощенном понимании как УМЕНИЕ ДОБИВАТЬСЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, используя ТРУД, ИНТЕЛЛЕКТ, МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. В ряде других работ отечественных и зару­бежных авторов менеджмент рассматривается как уп­равление — функция, вид деятельности по руководст­ву людьми в самых разнообразных организациях. А Питер Друкер, которого многие считают ведущим те­оретиком в области управления и организации, пред­лагает такое определение: УПРАВЛЕНИЕ — ЭТО ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕВРАЩАЮ­ЩИЙ НЕОРГАНИЗОВАННУЮ ТОЛПУ В ЭФФЕК­ТИВНУЮ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ.

Не задерживая вашего внимания на теоретиче­ских дискуссиях и не вдаваясь во множество различ­ных формулировок, хочу предложить использовать термин менеджмент применительно к нашей пробле­ме и принятым большинством ученых.

МЕНЕДЖМЕНТ — это процесс планирова­ния, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации, используя знания и умения других людей.

Здесь достаточно четко просматриваются четы­ре основных структурных элемента — ПЛАНИРОВА­НИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ, КОНТРОЛЬ.

ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ ШОУ-БИЗНЕСА?

ЭТО ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, ПОМОГАЮЩАЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ФУНКЦИЮ РУКОВОДСТВА

ПРОЦЕССОМ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ) И ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНОК КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ АВТОРОВ, РЕЖИССЕРОВ, ИСПОЛНИТЕ­ЛЕЙ И Т.Д., РАБОТАЮЩИХ В ШОУ-БИЗНЕСЕ.

Мне кажется, данное определение отражает со­временное состояние и развитие шоу-бизнеса в на­шей стране. В нем четко выделены два структурных элемента — процесс СОЗДАНИЯ духовных ценнос­тей и процесс ПРОДВИЖЕНИЯ художественной продукции на рынок культурных услуг.

ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС

В культуре развитых западных стран понятие МЕНЕДЖМЕНТ очень часто соседствует с понятием БИЗНЕС. В зарубежной научной литературе бизнес рассматривается как деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации оп­ределенной продукции или услуг («Business manage­ment» — управление бизнесом, управление коммерче­ской деятельностью). Однако бизнесмен и менеджер не одно и то же. Бизнесмен — это человек, который занимается чистой коммерцией, «делает деньги», вла­делец капитала, находящегося в обороте, приносяще­го доход. Разновидностью бизнеса является предпри­нимательство. Это вид деятельности еще более связывается с личностью человека, который осуще­ствляет бизнес. Затевая новое дело, он вкладывает собственные средства в новое предприятие, новый проект и принимает на себя личный риск.

Термин «предприниматель» был введен фран-

цузским экономистом Ришаром Кантиллоном в на­чале XVIII века, и с тех пор это слово означает чело­века, который берет на себя риск, связанный с орга­низацией нового производства или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.

ОРГАНИЗАЦИЯ

«ОРГАНИЗАЦИЯ» — этот термин является од­ним из ведущих понятий в теории менеджмента. ОРГАНИЗАЦИЯ (ФИРМА, АССОЦИАЦИЯ, КОН­ЦЕРН, ОБЪЕДИНЕНИЕ И Т.Д.) РАССМАТРИВА­ЕТСЯ КАК ГРУППА ЛЮДЕЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ СОЗНАТЕЛЬНО КООРДИНИРУЕТСЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ИЛИ ЦЕЛЕЙ. Интересна мысль И. Бернарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов XX века, который назы­вал формальную организацию системой сознательно координируемых действий двух или более человек. Развивая эту мысль, он формулирует основные требо­вания, которые актуальны и сейчас. Чтобы считаться организацией необходимо:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, кото­рые считают себя частью группы.

2. Наличие, по крайней мере, одной цели (то есть желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

В настоящее время в практике выделяют два вида организации — формальные и неформальные. Последние, как правило, возникают спонтанно, од­нако все члены вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные орга­низации нередко существуют в формальных органи­зациях, за исключением небольших. Различие их за­ключается в том, что в неформальных организациях нет руководителей, а есть лидеры, а также в общепри­нятой практике в неформальной организации имеет­ся одна общая цель, разделяемая и принимаемая все­ми ее членами, а формальные имеют набор взаимосвязанных целей.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!