Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Поддержание работоспособности студентов



В период обучения средствами физической культуры

Научные исследования психофизиологов и педагогов показали, что учебный труд студентов в условиях нервно-эмоционального напряжения вызывает значительную дестабилизацию функциональных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и др. систем; зрения), что негативно отражается на состоянии здоровья, умственной и физической работоспособности. Специалисты рекомендуют в период обучения использовать мероприятия, направленные на профилактику нарушений здоровья и повышение умственной и физической работоспособности:

– ритмичную и системную организацию умственного труда, систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачётов и экзаменов;

– постоянное поддержание положительного психоэмоционального состояния; интереса к учёбе; воспитание чувств;

– совершенствование межличностных взаимоотношений студентов между собой и преподавателями вуза;

– организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

– отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

– двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

– обучение студентов методам самоконтроля состояния организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной коррекции этих отклонений.

Особенности организации и проведения учебных

Занятий по физическому воспитанию для повышения

Работоспособности студентов

Процессы модернизации и интенсификации обучения в вузе требуют создания условий для эффективного учебного труда, который достигается высоким уровнем работоспособности. Позитивный характер изменений работоспособности достигается во многом при адекватном и индивидуальном для каждого студента использовании средств и методов физической культуры и физической реабилитации. Этому требованию должно соответствовать содержание учебной программы по физической культуре и профессионально-прикладной физической подготовке студентов, призванных обеспечивать повышение работоспособности. Реализация данной направленности и функций физического воспитания является одной из ведущих в социальном значении физической культуры.

Научно доказано, что двигательная активность и физическая тренировка оказывает значительное воздействие на организм студентов, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию. Первая часть каждого семестра совпадает с более высоким функциональным состоянием организма и позитивным психоэмоциональным состоянием, вторая — с его относительным снижением. Занятия физической культурой, построенные с учётом данных факторов будут оказывать стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшать их самочувствие, обеспечивать прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году.



В связи с этим, в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70-75 %) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-180 удар/мин. Во второй половине каждого семестра рекомендуется применять средства и методы физической культуры с преимущественной (до 70-75 %) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости (интенсивностью по ЧСС 120-150 удар/мин.) При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособностью имеет следующие особенности: наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130-160 удар/мин с интервалами в 1-3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130-160 удар/мин и 110-130 удар/мин. Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности в недельном цикле, особенно для недостаточно тренированных студентов. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110-130, 130-160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце недели.



Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления. Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий с физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (1,5-2 час.) повышение работоспособности и поддерживает её на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками, в целом, незначительный. Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъём уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих двух–трёх дней, после чего оно постепенно снижается. Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90 %. Лишь спустя 8-10 часов её уровень возвращается к исходному. Негативное отдалённое последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении трёх-четырёх дней учебной недели. Лишь в конце её наблюдается восстановление работоспособности.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!