Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Работоспособность в умственном труде и влияние



на неё внешних и внутренних факторов

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров её эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой – выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я – физиологического характера – состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я – физического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характеpa – самочувствие, настроение, мотивация и др..

Основу работоспособности составляют:

– специальные знания, умения, навыки, компетенции и компетентности, необходимые при выполнении определённой работы;

– уровень развития и сформированности профессионально значимых психофизических качеств личности (мышление, память, внимание, перцепции (перцепция – восприятие) и др.;

– состояния здоровья и работоспособности основных функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и др.);

– уровень развития физических качеств и психомоторных способностей (выносливости, силы, быстроты и координации движений), необходимых в конкретной деятельности.

Работоспособность в учебной деятельности в определённой степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на неё влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определённого конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности. В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – замедление.



Проведённые исследования показали, что до начала учебных занятий у студентов частота сердечных сокращений (ЧСС) в среднем = 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы – 77,4 удар/мин.; при умственном труде средней степени напряженности равно 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80 %. В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления.

Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. По типу изменений работоспособности в учебном труде выделяют: усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями студентов.

Так, к усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой.

5.2.2 Общие закономерности изменения работоспособности
студентов в процессе обучения

Специалистами установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных – внутренних (ритм и частота сердечных сокращений (ЧСС), ритм дыхания, изменение кровяного давления и т. п.) факторов. Колебания работоспособности студентов в течение суток зависят от биологических ритмов организма и вновь образуемых, социальных ритмов – режима обучения (рис. 3).



 

 

Рис. 3. Изменение работоспособности студентов в течение суток

 

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. В начале 1-ой пары проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность студентов достигает оптимального уровня. Этот первый период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определёнными колебаниями. Второй период оптимальной (устойчивой) работоспособности, имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе которого психофизиологическое состояние организма характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвёртом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности. В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным её повышением за счёт мобилизации резервов организма (конечный порыв). В шестом периоде, при дальнейшем продолжении работы, происходит резкое уменьшение её продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (господствующего очага возбуждения в ЦНС). Учебный день студентов, кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъёма работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий.

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособностью в середине (среда-четверг) и её снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается подъём работоспособности, что специалисты связывают с явлением «конечного порыва» (рис. 3). Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть: выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачёта и т. п.

Учебный семестр, учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности (рис. 4).

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В летнюю зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления

 

 

Рис. 4. Изменение работоспособности в студентов в течение
учебного года


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!