:

(936)
(6393)
(744)
(25)
(1497)
(2184)
(3938)
(5778)
(5918)
(9278)
(2776)
(13883)
(26404)
(321)
(56518)
(1833)
(23400)
(2350)
(17942)
(5741)
(14634)
(1043)
(440)
(17336)
(4931)
(6055)
(9200)
(7621)






Обетование оправдания 4



 

Поверхностное слышание: грех легкомысленного сердца

Дальше наш Господь в кратком примере излагает ужас грядущего суда. Это заключение Нагорной проповеди. Этот пример соединяет все, что Он хотел сказать касательно веры, праведности и необходимости жить по Божьему установлению. Это последний призыв к людям, находящимся перед опасностью суда:

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Матф.7:24-27).

То, что на первый взгляд кажется очень простой историей, на самом деле точный анализ тех людей, у кого голова полна знаний, но сердце лишено веры. Она противопоставляет повинующихся тем, кто непослушен. Некоторые люди слышат проповедь и откликаются на нее, тогда как другие слышат, но не откликаются. Очевидный урок нашего Господа в том, что различие между ними — это вопрос с вечными последствиями.

Это последнее повторение центральной темы Нагорной проповеди — о том, что не имеющие настоящей праведности, не войдут в Царство Небесное (Матф.5:20). Опять-таки, слова нацелены на тех, кто заявляет, что знают Бога и считают себя частью Царства, но чья жизнь не отражает характер Царя.



В Матф.7:24-27 описаны два человека, изображающие два вида слушателей. Оба построили свои дома. Очевидно, они построили их в той же местности, потому что испытали действие того же урагана и наводнения. Вероятно, дома также выглядели очень похоже. Единственное различие, которое упоминает Иисус, было в фундаментах, на которых они были построены. Один человек построил на камне, а другой — на песке.

Это было еще одно сильное обличение фарисеев. Они не заботились о духовности души, чистоте сердца или целомудрии в поведении. Они были лицемерами, озабоченными только внешностью, а не послушанием Богу. Вся их религия была подобна сооружению, построенному на песке. На первый взгляд она выглядела хорошо, но в итоге это была напрасная трата усилий, обреченная на вечную погибель.



Фарисеи молились, постились, давали милостыни, но все это для того, чтобы показать свою набожность и укрепить свою репутацию. Большая часть Нагорной проповеди Христа была обращена к ним и к людям, отравленным их учением. Христос начал Свою проповедь с призыва к смирению, покаянию, кротости, жажде праведности, милости и чистоте (Матф.5:1-8). Фарисеи имели только презрение к этим качествам. Они одобряли гордость, духовную надменность, самоправедность и показные религиозные дела. Затем Христос призвал к праведности, превосходившей праведность фарисеев (ст. 20), подразумевая, что их религии чего-то недоставало. Он разоблачил их практику религиозной мелочности, которая позволяла им повиноваться букве закона, но игнорировать его настоящую суть (ст. 21-47). После этого Он обличил их напыщенный стиль (6:1-18). Он выговорил им за их осуждающее отношение (7:1-5) и поставил под сомнение их учение (ст. 15-20).

Затем Христос призвал их исполнять Его слова (ст. 24). И то, как они будут поступать, станет проверкой того, безрассудные они или мудрые. В зависимости от их реакции будет определено, услышат ли они страшные слова: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:23).

Переводчики Библии предложили несколько истолкований того, что значит — строить на скале. Некоторые указали, что в Ветхом Завете Бог назван скалой (Пс.17:3). Другие отмечают, что Павел говорил о Христе как единственном основании (1Кор.3:11). Но пусть отрывок сам говорит о себе: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (ст. 24, курсив добавлен). Повиновение словам Христа равносильно построению дома на прочной скале.

В Кол.1:21-23 говорится: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил ... если только пребываете тверды и непоколебимы в вере». В похожем стихе, Иак.1:22, говорится: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя». В 1 Иоан.2:3-4 сказано: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди». В Тит.1:15-16 говорится: «[Нечистые и оскверненные] говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу».

Все эти места говорят, что настоящие верующие примут Христа и пребудут в Нем. Они слышат Слово и исполняют его. Они знают Его повеления и соблюдают их. Они не утверждают словами, что знают Бога, отвергая Его делами. Жизнь послушания — это подтверждение спасения. Это единственно возможное доказательство, что человек действительно знает Иисуса Христа. Если повиновение Христу не есть правилом жизни, то заявление о вере в Него — это пустое словесное упражнение.

Задумайтесь на минуту о следующем: один человек построил свой дом очень быстро и легко, тогда как другой строил очень трудно. Строительство на песке не требует подготовки. Не нужно глубоко вкапываться. Не нужно готовиться. Можно соорудить просто и быстро. Это короткий путь, дающий быстрые результаты, но не долговечные.

Современная евангелизация зачастую строит на песке. Она не дает ни времени на обличение в грехе, ни возможности для глубокого покаяния, ни шанса понять, почему мы должны подойти вплотную к реальности нашего погибшего состояния, ни возможности для действия Святого Духа. Фургон двигается, и если вы хотите запрыгнуть, спешите сделать это. Артур Пинк писал: «Некоторые говорят, что они спасены, прежде чем испытают чувство, что они погибли».5 Многие, произносящие имя Иисуса, безрассудно построили свою веру на непостоянном, зыбучем песке слышания, но не повиновения (ср. Матф.7:26). Современное христианство стало поверхностным и терпеливым к людям, которые не вкопались глубоко, чтобы строить на правильном основании.

Христос сказал, что рассудительный человек не будет строить башню, не подсчитав сначала издержек (Лук.14:28). Он готов копать глубоко, он сознает ответственность, он понимает, чему себя посвящает, и он хочет делать работу правильно. Это человек слышащий и исполняющий (Матф.7:24).

День суда грядет. Об этом говорят ветер, дождь и разлив рек (Матф.7:25, 27). Бог посылает бурю суда. Некоторые устоят, а некоторые падут. Устоят истинные верующие; а упадут те, кто на самом деле никогда не верил. азница будет видна в том, будет ли следовать за слышанием послушание, и будет ли исповедание веры сопровождаться праведной жизнью.

Этот пример удивительно гармонирует с предупреждением в Матф.7:21-23. В обоих случаях испытание истинной веры заключается в том, ведет ли она к послушанию.

Таким образом, Нагорная проповедь Христа заканчивается страшным предупреждением о суде: «И было падение его великое». Это предупреждение о гибели — характеристика проповеди Иисуса, но опять-таки, явно отличающаяся от содержания современной проповеди Евангелия. Благовествование Христово ясно призывает к полной перемене — не просто к новому мнению, но к полному посвящению.

Каким был результат этой проповеди? Великое пробуждение? Тысячи обращенных? Нет. Если кто-то и покаялся, об этом не упоминается. В Матф.7:28-29 говорится: «И когда Иисус закончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

Все, что они сделали, было анализом Его стиля! Это было именно то, что Он не советовал им делать. Они «дивились». Греческое слово буквально означает, что они «были ошарашены». В просторечии мы бы сказали, что проповедь шокировала их умы. Это не была отрицательная реакция; кстати, сегодня многие истолковывают ее как спасающую реакцию. В конце концов, эти люди признали, что они никогда не слыхали такой мудрости, никогда не видели такой глубины, никогда не понимали такой богатой истины. Никто никогда не давал такого предупреждения о вечном аде. И, конечно, никто никогда не выступал против религиозных вождей с такой смелостью! Он не ссылался на других раввинов, но основывался на Своем авторитете. Он коснулся всех областей человеческой жизни в удивительно простых словах. Никогда не выражался такой глубокий взгляд в одной сильной проповеди. Народ считал Его удивительным оратором.

Но это не была спасающая реакция; они уже начали строить на песке. Там не было покаяния, выражения послушания — только анализ.

И это все.

Но для истинного верующего это далеко не все. Человек, имеющий истинную веру, не может уйти, услышав слова Господа, и не исполнить их. Верные будут не просто потрясены, не просто удивлены, не просто шокированы — они будут послушны. Они строят на твердой скале.

 

--------------------------------------------------------------------

1 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, 2 vols. (Grand Rapids: Zondervan, 1972), 2:99, emphasis added.

2 В 1 Кор. 1:2 и 6:11, например, обо всех верующих говорится как о святых, освященных.

3 D. Martyn Lloyd-Jones, Romans: The New Man (Grand Rapids: Zondervan, 1974), 190.

4 Cp. Zane C. Hodges, The Gospel Under Siege (Dallas: Redencion Viva, 1981), 95. Ходжес пишет: «Утверждения Павла часто воспринимаются очень однобоко. Хотя все написанные им послания адресованы тем, кто уже пришел к спасающей вере, его утверждения слишком часто воспринимаются, как если бы он был постоянно озабочен вечным уделом своих читателей. Но для него не было в этом причины. ... В посланиях Павла нет ни единого места, где он выражает сомнение, что его слушатели состоят не только из истинных христиан ... И меньше всего апостолу на ум могла прийти мысль, что они — невозрожденные люди». Ходжес не упоминает 2Кор. 13:5 и не пытается объяснить второе возможное значение, которое этот стих может иметь. Как пастор, я не согласен с мнением, что Павел не был обеспокоен судьбой членов паствы, в которой он был пастором. Я никогда не знал пастора, который сказал бы, что он уверен в спасении каждого члена своей церкви. Павел имел все причины советовать этим членам церкви, — особенно в распущенном Коринфе, — проверять реальность своей веры.

5 Arthur W. Pink, An Exposition of the Sermon on the Mount (Grand Rapids: Baker, 1953), 424.

 

- 21 -

 

Цена ученичества

В предыдущих главах мы коснулись призыва Христа к ученичеству. Здесь мы исследуем его поближе. Позвольте еще раз ясно сказать, что требование Христа отречься себя и последовать за Ним было призывом к спасению, а не предложением «более высокой жизни» или вторым шагом веры, следующим за спасением. Современное учение, которое разделяет спасение и ученичество, происходит от чуждых Св. Писанию идей.1

Каждый христианин — это ученик.2 Кстати, Великое Повеление Господа призывает идти по всему миру и научить все народы, «уча их соблюдать все, что [Он] повелел [им]» (Матф.28:19-20). Это значит, что служение церкви и цель евангелизации — научить людей. Ученики — это верующие люди, чья вера побуждает их повиноваться всему, что повелел Христос. Слово ученик постоянно используется как синоним слова верующий в книге Деяний Апостолов (6:1-2, 7; 11:26; 14:20, 22; 15:10). Любое различие между этими двумя словами абсолютно надумано. Хотя это различие было придумано людьми искренними, имеющими хорошие намерения, оно родило богословие поверхностной веры, устраняющее жесткие требования Христа.

Когда Христос призвал учеников, Он подробно уведомил их о цене следования за Ним. Нерешительные люди, которые не были готовы связать себя обещанием, не ответили на призыв. Таким образом, Он отклонял всякого, кто, подобно богатому юноше, не имел желания платить цену. Он предупреждал всякого, кто помышлял о том, чтобы стать учеником, внимательно подсчитать, что это будет стоить. «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее. Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лук.14:28-30).

Джон Стотт с проницательностью написал об этих стихах:

Христианский ландшафт усеян обломками покинутых, наполовину построенных башен — тех, кто начал строить и не смог закончить. Ибо тысячи людей все еще игнорируют предупреждение Христа и принимаются следовать за Ним, предварительно не подумав о цене такого действия. Как результат, мы видим огромный скандал в христианском доме, так называемое «номинальное христианство». В странах, где распространилось христианство, большое количество людей покрыли себя приличным, но тонким слоем наружного христианского лоска. Они позволили себе до некоторой степени «участвовать», достаточной для того, чтобы их уважали, но не достаточной для того, чтобы причинять себя неудобства. Их религия — широкая, мягкая подушка. Она защищает их от жестких и неприятных сторон жизни, одновременно меняя свое место и форму для их удобства. Неудивительно, что циники говорят о лицемерах в церкви и отбрасывают религию как стремление убежать от реальности.3

Христианин — это не человек, который просто приобретает «страховку от стихийного бедствия», принимая Христа, чтобы избежать ада. Как мы уже неоднократно видели, вера настоящих верующих выражает себя в смирении и повиновении. Христиане следуют за Христом. Они желают угодить Богу. Они — кроткие, смиренные ученики (матетес в греческом е). Когда они спотыкаются и падают, они ищут прощения и двигаются вперед. Это их дух и направление.

Призыв к христианскому ученичеству ясно требует полного посвящения. Это полная преданность, ничего сознательно не укрывающая. Никто не может прийти к Христу на каких-либо других условиях. Те, кто считает, что они просто могут согласиться с Библейскими фактами и продолжать жить, как им нравится, должны исследовать себя, чтобы увидеть, в вере ли они (2Кор.13:5).

В Матф.10:32-39 Христос призвал Своих учеников, говоря:

«Итак, всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным...»

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».

Более полного определения ученичества, чем это, наш Господь не давал. Здесь Он самым доступным языком разъясняет цену ученичества. Слова конкретно адресованы Двенадцати ученикам (Матф.10:5), но эти принципы ученичества применимы для нас всех. В стихе 24 говорится: «Ученик не выше учителя». Здесь слово «ученик» обозначает любого ученика, и указания, продолжающиеся до конца главы, применимы к ученичеству в целом.

Те, кто видит учеников как отдельный класс более посвященных верующих, укажут, что двенадцать — или по крайней мере, одиннадцать из них — уже были верующими в Христа и, таким образом, не нуждались в наставлении о том, что значит прийти к Христу со спасающей верой. Правда и то, что большинство учеников уже были рождены свыше, но это не отрицает воздействия этих слов на них. Факт в том, что эти люди уже были призваны учениками (10:1). Это не был призыв к более возвышенным отношениям, но напоминание о том, что уже было утверждено, когда они уверовали. Наш Господь продолжал учить их смыслу веры и спасения, постоянно напоминая им об обязательствах, которыми они связали себя, когда решили следовать за Ним.

Эти слова применимы также к вам и ко мне. В Лук.14:25-35 содержатся похожие слова — но еще в более сильных выражениях — с которыми Христос обратился не только к двенадцати, но также к множеству народа, пришедшему послушать Его.

В Матф.10:2 о двенадцати говорится как об «апостолах». Это значит «посланные». Их начальная подготовка была закончена, и Христос посылал их проповедовать. Однако в этом прощальном повелении к ним Он использует слово ученик, а не апостол. Его слова применимы к каждому ученику, они — указатель для всякого потенциального последователя Христа.

 

Исповедание Христа перед людьми

Стихи 32-33 напоминают о вызывающей трепет сцене суда в Матф.7:21-23: «Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Означает ли это, что исповедание перед другими — это условие того, чтобы стать истинным христианином? Нет, но это означает, что характеристика всякого настоящего верующего в том, что он открыто исповедует свою веру в Христа. Павел писал: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению» (им.1:16).


allrefrs.ru - 2018 . !