:

(936)
(6393)
(744)
(25)
(1497)
(2184)
(3938)
(5778)
(5918)
(9278)
(2776)
(13883)
(26404)
(321)
(56518)
(1833)
(23400)
(2350)
(17942)
(5741)
(14634)
(1043)
(440)
(17336)
(4931)
(6055)
(9200)
(7621)






Обетование оправдания 2



Но однократное действие — оправдание — это поворотный пункт. Оно приводит нас к новым отношениям с Богом, так что мы можем ходить в свете, как и Он в свете (ср. 1 Иоан.1:7). Оно заменяет вражду с Богом на мир с Ним (им.5:1). Оно делает нас сонаследниками в надежде вечной жизни (Тит.3:7). Оно есть центр всего Божьего дела для нас, начиная с Его предузнания прежде основания мира и до нашего окончательного прославления с Ним (им.8:29-30). И, таким образом, оно есть центр благовествования Христова.

 

-------------------------------------------------------------------

 

 

1 Martin Luther, Table Talk, Theodore G. Tappert, ed., in Helmut T.

Lehmann, gen. ed., Luther’s Works, 55 vols. (Philadelphia: Fortress, 1967), 54:308-9.

2 Цитируется по изданию John Murray, Collected Writings, 4 vols. (Edinburgh: Banner of Truth, 1977), 2:202.

3 Luther, Table Talk, 55:308-9.

 

— 19 -

 

Путь спасения

 

Ни одно место в Св. Писании не опровергает современную поверхностную веру больше, чем Матф.7:13-14. Этот отрывок заключает Нагорную проповедь, и в нем путь спасения изложен Самим Спасителем. Насколько он отличается от тенденций современной евангелизации! В этих словах вы не найдете ободрения для тех, кто считает, что могут получить спасение, просто принимая факты об Иисусе Христе: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Здесь наш Господь приводит Нагорную проповедь к своей кульминации.



Этот отрывок разрушает утверждение тех, кто говорит, что Нагорная проповедь — это не Евангелие, а закон.1 Кстати, эти заключительные стихи — явное Евангелие2 с самым бескомпромиссным призывом, который когда-либо был сделан. Этот заключительный урок также разоблачает мнение, что Нагорная проповедь — это просто беседа для наших размышлений по этике. Христос не заинтересован в букетах цветов за Свое нравственное учение. И Его призыв исключает любую возможность того, что Нагорная проповедь касается пророческого будущего; Христос проповедовал людям для их времени, и Его проповедь насущно необходима сейчас.

Каждый человек неизбежно должен сделать выбор. Св. Писание многообразно представляет этот выбор. Бог, через Моисея, обличил Израиль, говоря: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты» (Втор.30:19). Иисус Навин бросил вызов израильтянам, когда они вошли в Обетованную землю: «Изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (И. Нав.24:15). На горе Кармил Илия призвал к решению: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар.18:21). Бог сказал Иеремии: «И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер.21:8).



Каждый человек должен решить и выразить свое отношение к Христу, и это решение не кратковременное. Это приговор раз и навсегда, с последующим применением и вечными последствиями — это окончательное решение. Сам Христос стоит на перекрестке судьбы каждого человека и требует свободного выбора жизни или смерти, рая или ада. Здесь, в кульминации всего, что Он сказал в Нагорной проповеди, Господь требует, чтобы каждый человек избрал, идти ли ему за этим миром по легкой, хорошо исхоженной дороге или следовать за Ним по трудному пути. Нигде в Св. Писании вы не найдете более ясного изложения благовествования Христова.

Здесь двое ворот: широкие и тесные; два пути: пространный и узкий; два места назначения: жизнь и погибель; и две группы людей: многие и немногие. Господь также определяет два вида деревьев и их плод: хороший и плохой; два вида строителей: мудрые и нерассудительные; и два вида материала для основания: камень и песок (Матф.7:13-27). Выбор ясен. Он требует решения. Мы все находимся на перекрестке, и каждый человек должен избрать тот путь, по которому он пойдет.

 

Тесные и широкие врата

«Входите тесными вратами», — говорит Христос, используя глагол в повелительном наклонении, который передает ощущение безотлагательности, требование к немедленному действию. Недостаточно стоять и любоваться воротами — человек должен войти.

Важно также войти через правильные ворота. Есть только одни ворота, которые открывают узкий путь. Христос сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Иоан.10:9) и «кто не дверью входит во двор овчий ... тот вор и разбойник» (Иоан.10:1). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня», — сказал Он в Иоан.14:6. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (1Тим.2:5). Христос — это ворота. Другой дороги в небо нет.

Любой другой выбор неправилен. Нет среднего варианта, нет третьей альтернативы, нет других ворот. Выбор простой и открытый. Нет места какой-либо экуменической терпимости, предлагаемой фантазиями нашей гуманистической культуры. Не существует много хороших религий; есть только одна. И поэтому есть только два варианта выбора — истинный или ложный, правильный или неправильный, Божий путь или человеческий.

Все религии этого мира основаны на человеческих достижениях. И только Библейское христианство признает исключительно Божественное достижение — смерть Христа за все человечество — как единственное основание спасения. Смерть Христа на кресте оплатила стоимость нашего греха (1Кор.15:3), а Его Воскресение показало, что Он победил смерть (ст. 20). Спасение — это не система заслуг, через которую люди могут снискать Божье благорасположение. Никто никогда не смог бы сделать достаточно добрых дел, чтобы получить признание у Бога (им.3:10-18). Даже закон Моисеев не сделал людей праведными; он был дан, чтобы показать, насколько мы грешны и непослушны (ст. 20). Как мы отметили в 18-й главе, Бог по Своей милости вменяет верующим праведность Христа (ст. 21-24). Только на этом основании люди могут стоять перед Ним.

И поэтому единственный выбор — между избытком религий, основанных на человеческих достижениях и одной религией Божественного достижения. Св. Писание говорит: «Воздаяние делающему [тому, кто выбирает религию человеческих достижений] вменяется не по милости, но по долгу;3 а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого [тому, кто покоряется религии Божественного достижения], вера его вменяется в праведность» (им.4:4-5).

Узкий путь и пространный не показывают противоположность религии и язычества. Христос не противопоставляет более высокие религии низшим или христианство — открытой безнравственности. Выбор идет между Божественным достижением и человеческим. Обе системы притязают на то, чтобы быть путем к Богу. Широкие ворота не подписаны «В ад — сюда»; они также имеют надпись «ай», такую же, как и тесные ворота. Просто дорога туда не ведет.

Сатана — специалист по религиозным заблуждениям. Он скрывается как ангел света (2Кор.11:14). Он красит свои ворота, чтобы они выглядели как дверь в небо, и «многие идут ими» (Матф.7:13, курсив добавлен). Но наш Господь описывает тесные ворота как правильные. Кстати, многие богословы говорят, что тесным воротам наилучше соответствует современный турникет.4 Только один человек может пройти за один раз. Никто не проходит в Царство Христа «за компанию». Многие иудеи в дни Христа основывали свою надежду на небо на своей национальной родословной. И многие сегодняшние прихожане основывают свою надежду на принадлежности к деноминации или членстве в церкви. Здесь Христос доказывает несостоятельность всех этих идей. Ворота принимают каждого человека отдельно, ибо спасение дается только лично. Недостаточно родиться в христианской семье или надеяться на верующего супруга. Вера — это личное дело.

Войти тесными воротами нелегко. В Лук.13:23 записано, что когда Христос учил в селениях, некто спросил Его: «Господи! неужели мало спасающихся?» Ответ Христа уничтожает современную поверхностную веру: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (ст. 24, курсив добавлен). Греческое слово, переведенное как «подвизайтесь», есть агонизомай, подразумевающее мучительную, напряженную, целеустремленную борьбу. Это же слово использовано в 1Кор.9:25, где говорится об атлете, подвизающемся, чтобы одержать победу. Оно также использовано в Кол.4:12, где говорится о Епафрасе, подвизающемся в молитве, и в 1Тим.6:12, где говорится о христианине, который подвизается «добрым подвигом веры». Это борьба, сражение, большие усилия. Здесь подразумевается почти отчаянная сила. И это правильно, потому что войти в Царство Небесное равносильно походу на битву. В Матф.11:12 Христос сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». В Лук.16:16 говорится: «С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (ср. Деян.14:22). Петр писал: «И если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится?» (1Пет.4:18).

Насколько это соответствует современному понятию, что спасение достается легко? Что оно делает с популярным учением, согласно которому, чтобы стать христианином, достаточно поверить некоторым фактам, заполнить карточку, пройти к кафедре, поднять руку или помолиться какой-нибудь заготовленной молитвой? Может ли быть такое, что многие из наших так называемых «обращенных» находятся на ложном пути, потому что они выбрали легкий путь через неправильные ворота?

Спасение дается нелегко. «Тесны врата ... и немногие находят их» (Матф.7:14). Смысл в том, что если человек не ищет ворот с усердием, скорее всего он не знает, где они находятся. В Иер.29:13 Бог говорит: «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим».

Проповедь Христа не может быть приспособлена к легко доставшейся благодати или поверхностной вере. Царство — не для людей, которые хотят обладать Христом, не меняя свою жизнь. Оно только для тех, кто ищет Его всем своим сердцем.

Кстати, многие приходящие к воротам поворачивают прочь, когда видят, насколько они узки. Пытались ли вы когда-нибудь пройти через турникет с несколькими чемоданами в руках? Слова Христа рисуют эту картину. Тесные ворота недостаточно широки для знаменитостей, которые хотят войти со всеми своими достоинствами. Богатый юноша искал, пока не нашел ворота. Но когда он увидел, что должен был оставить весь свой багаж, чтобы войти, то повернул назад. Независимо от того, кто мы и чем дорожим, когда мы приходим к тесным воротам, то все это нам придется оставить. Лишний багаж — такой, как самоправедность, эгоизм, грех и вещизм — не останется нетронутым. Но радостная весть в том, что хотя ворота и тесные, они достаточно широки принять самого большого грешника (ср. 1Тим.1:15).

Для тех, кто настаивает на том, чтобы взять багаж, широкие ворота подойдут больше. Они могут называться «рай», они даже могут называться «Христос», — но они не ведут в небо и не имеют ничего общего с Христом. Это ворота для национальных религий, широко открытые ворота, через которые любой может войти, не отбрасывая самоправедности, гордости, любви к материальным богатствам и даже греха. Но для избравших эти ворота нет спасения.

Принятие Христа не значит, что мы просто можем добавить Христа к нашей суетной жизни. Спасение — это полное преобразование: «Итак, кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Что может быть яснее, чем это? Древнее прошло. Грех, себялюбие и мирские похоти уступают место всему новому. В этом вся суть спасения: оно изменяет жизнь.

 

Два пути

Два пути совпадают с двумя воротами. Один широкий и пространный, а другой узкий и трудный (Матф.7:14). В Пс.1:6 сказано об этих двух путях: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Выбор тот же, как и всегда: широкий и людный путь нечестивых или узкий путь благочестивых.

Широкий путь, безусловно, легче. Здесь нет крутых обрывов. На этом пути большой простор для тех, кто хочет попробовать новые нравственные рецепты, предлагаемые толпой. Вы можете просто бродить и странствовать. Здесь почти нет ограничений, нет сдержанности, нет границ. Зато есть терпимость почти к любому возможному греху — главное, чтобы вы любили Христа. Или чтобы вы оставались религиозным. Или что-нибудь другое, чем вы предпочитаете быть.

Этот путь не требует принципиальности характера. Вы можете быть как щепка, плывущая вниз по течению, носимая потоком. Это жизнь, на языке Ефес. 2:2, «по обычаю мира». Этот путь кажется человеку прямым, но конец его — «путь к смерти» (Прит.16:25).

Божий путь — это ограниченная дорога, узкая тропа, ведущая к жизни. Здесь нет места для какого-либо отклонения. И к тому же, здесь нет места для самовольных толп.

Но Христос не ищет толп; Он ищет и спасает только тех, кто знает, что они погибшие. Как уже было отмечено, наш Господь не побуждал людей принимать скоропалительные решения следовать за Ним, не подсчитав, что им это будет стоить. Также Он не приглашал и любопытных примкнуть к Его движению. Кстати, кажется, что Он часто побуждал потенциальных последователей прекратить следование.

В Иоан.6:64, например, Христос подверг сомнению веру тех, кто называл себя учениками: «Но есть из вас некоторые неверующие». В стихе 66 говорится: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Иисус повернулся к двенадцати и сказал: «Не хотите ли и вы отойти?» (ст. 67). Он желал иметь не просто последователей, но людей, готовых отдать за Него свою жизнь.

В Лук.14:25-33 описывается, как Христос обращался с раболепными массами народа, следовавшими за Ним повсюду: «С Ним шло множество народа; и Он обратившись сказал им: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником ... Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Господь делает узкую стезю очень трудной, требуя, чтобы те, кто действительно желает следовать за Ним, вышли из толпы и понесли свой крест — орудие мучений и смерти.

Попробуйте сказать проповедь на эту тему на следующем евангелизационном служении, и вы увидите, сколько человек выйдут вперед к кафедре! Но, возможно, люди, которые выйдут, будут понимать посвящение, требующееся от них.

Идущие по узкому пути должны также ожидать преследований. «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2). Трудно идти босиком по этому узкому пути. Это не наполненный ароматами луг. Путь труден. Но Христос никогда не преподносил христианство, как легкий вариант для малодушных, жалких людей. Когда человек становится христианином, он провозглашает войну силам ада. И ад сражается с ним. Следование за Христом может стоить вам всей вашей жизни — и, безусловно, оно стоит вам жизни в духовном смысле. Малодушным и сговорчивым не стоит идти.

Не означает ли это, как ужасно шествование по такому пути? Нет. Сам Христос ведет по пути и дает силу, необходимую, чтобы завершить путь (ср. Фил.4:12-13). Его иго благо, и Его бремя легко (Матф.11:30).

 

Два места назначения

Выбор между двумя воротами и двумя путями — это решение вечности. Широкий путь, начинающийся так легко, становится необычайно трудным в самом конце; и заканчивается он в аду. То, что с этой стороны выглядит таким привлекательным, ведет только к разрушению.

Тесные ворота и узкий путь могут не выглядеть такими привлекательными, но они ведут к вечной жизни. Этот путь, начинающийся так трудно, открывает вечное блаженство неба.

 

Две толпы

И наконец, две группы людей идут по этим разным путям. В Матф.7:13 говорится о толпах, проходящих через широкие ворота: «Многие идут ими». А что касается тесных ворот, то «немногие находят их» (ст. 14). Трагический факт в том, что толпы религиозных людей направляются в ад, а не в небо. Даже в Ветхом Завете настоящие верующие были только в остатке, но никогда не были в большинстве. В Матф.22:32 Христос сказал: «Ибо много званных, но мало избранных». В Лук.12:32 Христос, взглянув на учеников, сказал: «Не бойся, малое стадо!» Слово «малое» в этом стихе переведено из греческого микрон, от которого мы имеем приставку микро, обозначающую что-то очень маленькое. То же самое слово использовано в Матф.13:32 в притче о горчичном зерне, одном из самых маленьких зерен. Верующий остаток всегда был малым стадом, те немногие души, которые трудятся в силе Божьей, зная свою человеческую неспособность, но готовые заплатить цену. Все остальное человечество выбирает широкий путь. Но большинство редко оказывается правым.


allrefrs.ru - 2018 . !