:

(936)
(6393)
(744)
(25)
(1497)
(2184)
(3938)
(5778)
(5918)
(9278)
(2776)
(13883)
(26404)
(321)
(56518)
(1833)
(23400)
(2350)
(17942)
(5741)
(14634)
(1043)
(440)
(17336)
(4931)
(6055)
(9200)
(7621)






Обетование оправдания 1



Вне всяких сомнений, самый волнующий аспект Нагорной проповеди Христа — это потрясающее заявление: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48).

Если мера праведности — абсолютное совершенство, где надежда для любого человека?

Люди, слушавшие Христа в тот день, считали, что книжники и фарисеи были воплощением наивысшей человеческой праведности. В каком-то смысле они и были такими — они придерживались самых строгих законнических стандартов, которые можно было придумать. Вот как Апостол Павел охарактеризовал свою жизнь как фарисея: «Обрезанный в восьмый день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности гонитель церкви (Божией), по правде законной — непорочный» (Фил.3:5-6). Фарисеи постились, молились, воздерживались от сомнительных дел, давали десятины и милостыни, запоминали наизусть отрывки из Св. Писания и даже придумывали свои строгие законы помимо тех, которые Бог заповедал им в Св. Писании.

И все-таки Христос сказал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20, курсив добавлен). Если вы считаете, что это утверждение невозможного стандарта, значит вы поняли проповедь.

Помните богатого юношу? Он был фарисеем, считая, очевидно, что исполнил весь закон настолько, насколько это возможно человеку. После того как он, не уверовав, отошел, Христос сказал Своим ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Матф.19:23). Каким был их ответ? Изумившись, они спросили Его: «Так кто же может спастись?» (ст. 25).



Ответ Иисуса был: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно».

Спасение невозможно для греховного человечества. Сами по себе мы не имеем сил к избавлению. Мы не можем искупить грех. Мы даже не можем поверить без Божьего всемогущего вмешательства (Иоан.6:44, 65); мы не можем вызвать веру посредством волевого усилия. И, конечно же, мы не можем жить соответственно Божьему стандарту абсолютной праведности.

В XVI-ом столетии немецкий монах по имени Мартин Лютер, сидя в келье Черного Монастыря, в Виттенберге, размышлял над абсолютной праведностью Божьей. Хотя он был самым скрупулезным из всех монахов, каждый день посещал исповедь, прося прощения за самые мелкие грехи, он сознавал, что стандарт совершенной праведности был для него абсолютно недостижимым. Он воспринимал Божественную праведность как неумолимый, непрощающий, отмщающий гнев и считал, что его состояние было безнадежным. ассказывая переживание, преобразившее его жизнь, он позже сказал:



Это выражение «праведность Божья» было, как удар молнии в моем сердце. ... Я ненавидел Павла всем своим сердцем, когда читал, что праведность Божья открывается в Евангелии (им.1:16-17). Только впоследствии, когда я увидел последующие слова — то есть, что праведник верой жив будет (1:17) — и в дополнение обратился к трудам Августина, я был воодушевлен. Когда я узнал, что милость Божья составляет Его праведность, и что посредством ее Он делает нас праведными, это стало облегчением в моих скорбях.1

Учение оправдания верой было тем облегчением, которое нашел Лютер. Его открытие стало началом еформации и положило конец мрачному средневековью. Лютер стал понимать, что Божья праведность, явленная в Евангелии, вменяется полностью каждому, кто обращается к Христу в покаянии с верой. Таким образом, Божья праведность становится основанием, на котором верующие стоят перед Ним.

Это учение оправдания наиболее полно излагается Апостолом Павлом. Послание к имлянам, в частности, включает продолжительную монографию по оправданию, в которой Павел демонстрирует, что с самого начала, с книги Бытия Бог в Своем великодушии спасал людей, вменяя им Свою праведность на основании их веры. Никто никогда не получал спасение посредством системы заслуг — спасение было доступно только благодатью через веру еще с момента падения наших прародителей. Авраам — первый пример этого: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (им.4:3).

В дни Своего земного служения Христос редко использовал слово оправдание. Тем не менее, оправдание верой было основной темой проповеди Христа. Взгляните еще раз на притчу о мытаре и фарисее:

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лук.18:9-13).

У фарисеев, должно быть, перехватило дыхание, когда Христос подкрепил Свое повествование этим заявлением: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (ст. 14, курсив добавлен).

Притча открывает, что оправдание происходит мгновенно. Покаявшийся сборщик податей «пошел оправданным в дом свой»; то есть, там не было промежутка времени — ни дел в искупление грехов, ни ритуалов, ни таинств, ни исповедей, не похвальных дел, которые необходимо было сделать прежде, чем он стал бы чистым в Божьих очах. Все уже было сделано для него. Он тут же был оправдан верой.

Здесь наш Господь просто излагает факт оправдания; Он не объясняет его богословия. И все-таки притча идеально изображает оправдание по вере в абсолютной гармонии с учением, которое Павел позже так ясно выразил в им.3—5.

Оправдание может быть определено как действие Божье, которым Он вменяет уверовавшему грешнику полную и совершенную праведность Христа, прощая грешнику всю неправедность, провозглашая его абсолютно праведным в Своих глазах, и таким образом избавляя верующего от всякого осуждения. Это определение содержит несколько элементов: вменение праведности, прощение грехов, новое положение перед Богом и отвращение Божьего гнева. Все эти элементы указывают, что оправдание — законное решение. Это судебное решение, выносимое на Божьем суде, а не в сердце грешника. Другими словами, оправдание — это мгновенная перемена положения человека перед Богом, а не постепенное преобразование, происходящее в сердце оправданного.

В вопросе оправдания необходимо избегать двух серьезных заблуждений. Первое, не путайте оправдания с освящением. имо-католическое богословие делает эту ошибку. Освящение — это Божье действие, посредством которого Он отделяет верующего от греха. Освящение — это практическая реальность, а не просто официальное заявление. Освящение включает перемену в характере грешника, а не просто перемену его положения перед Богом. Делая освящение частью оправдания, католическое богословие представляет мгновенное оправдание невозможным. Но еще хуже то, что этот взгляд заменяет незапятнанную праведность Христа на несовершенную праведность верующего, как основание оправдания.

Есть здесь еще и второе, такое же серьезное заблуждение: не разделяйте оправдание и освящение так глубоко, чтобы допустить существование одного без другого. Это заблуждение антиномизма. Бог не оправдает тех, кого Он не освятит. Бог не предлагает оправдание, как отдельное средство спасения. Избрание, возрождение, вера, оправдание и даже прославление — все это грани Божьего дела спасения: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего [освящение], ... а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (им.8:29-30). Оправдание нельзя изолировать и показывать, как конечную цель Божьего дела спасения. И все же именно это заблуждение угрожает современному богословию.

 

Вмененная праведность

Краеугольный камень оправдания — вменение праведности верующему. Эта истина отделяет христианское учение от любых форм ложных учений. Мы называем ее «вмененной праведностью». Без нее спасение абсолютно невозможно.

Богослов Джеймс Буканан писал: «[Вина] не может быть уничтожена покаянием или даже возрождением; ибо хотя они и исправляют или обновляют наш характер, Божественный приговор может быть аннулирован только Божественным актом прощения».2 Грех оскверняет нас. Апостол Иаков писал: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10). Никакое количество добрых дел не может оплатить даже один грех. Согрешивший человек находится в неоплатном долгу.

Более того, праведный Бог не может обойти вниманием грех, как если бы он никогда не совершался. За грех должна быть расплата. Закон требует наказания за грех, и это наказание должно быть понесено: «Ибо возмездие за грех — смерть» (им.6:23).

И все-таки расплата за грех не может полностью решить проблему. Если бы для грешников было возможно заплатить за свой грех и получить прощение, они все еще стояли бы перед Богом без заслуг. Хотя бы их вина была изглажена, им все еще недоставало бы абсолютной праведности, требуемой Богом (Матф.5:20, 48).

Дилемму решает незаслуженная праведность. Христос искупил людей, пролив Свою кровь на кресте. Она обеспечивает прощение. И таким же образом, как наши грехи были возложены на Него, так теперь Его праведность вменяется нам, как наша собственная. Следовательно, Его совершенная праведность становится основанием, на котором мы стоим перед Богом.

Это решающий пункт, по которому протестанты всегда были в полном согласии: грешники не получают оправдания на основании своих дел; Бог провозглашает их праведными, когда вменяет им праведность Христа. Мы предстаем перед Богом, как если бы мы были абсолютно праведными. Действительно, Отец видит нас, как если бы наша праведность была на таком же величественном уровне, как и праведность Его Сына!

К тому же, это не сводится к тому доброму, что есть в нас — и даже не к Божьему делу освящения и возрождения в наших сердцах. Оправдание возможно только через вмененную праведность Христа: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (им.4:5, курсив добавлен). «Приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (5:17, курсив добавлен). «Послушанием одного сделаются праведными многие» (ст. 19). «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Бо-жия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (3:21-22, курсив добавлен). «Незнавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» (2Кор.5:21, Новый перевод с греческого подлинника). «Найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил.3:9, курсив добавлен).

 

Прощение грехов

Оправдание также гарантирует прощение и оставление грехов. Это очевидно из значения слова. И, тем не менее, это не такое прощение, которое просто извиняет или игнорирует неправильные поступки. Как уже было отмечено, если бы Бог просто игнорировал грех, Он бы скомпрометировал Свою святость. Но вместо этого наказание, требуемое за грех, было полностью оплачено смертью Христа. Поэтому мы «оправдываемы даром, по Его благодати, чрез искупление, которое в Христе Иисусе. Его поставил Бог в умилостивление кровью Его чрез веру к показанию праведности Его ... чтобы быть Ему праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (им.3:24-26, курсив добавлен).

Бог может оправдать, не запятнав Своей праведности, потому что Христос осуществил умилостивление. Это специальный термин, описывающий примирение Бога с грешником. Христос искупил наши грехи; поэтому Бог умилостивлен. Другими словами, Он дружелюбно расположен к нам и желает простить. Вражда удалена. Уплачена полная стоимость, поэтому Бог может принимать верующих грешников, не запятнав Свою праведность.

 

Новое положение

«Сей пошел оправданным в дом свой» (Лук.18:14) описывает положение мытаря перед Богом. Не трудно представить гнев фарисеев, когда Христос рассказал эту историю. В сущности, Он сказал им, что жалкий мытарь в уничиженном покаянии был более приемлемым Богу, чем они.

Причина этого достаточно проста: фарисеи «уверены были о себе, что они праведны» (Лук.18:9, курсив добавлен). Подобным образом, фарисей в притче искал оправдания на основании своей праведности: «Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (ст. 11-12). Мы обычно называем таких людей самоправедными. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему? Потому что они считают, что они сами имеют достаточно праведности и не видят нужды в праведности от Бога.

Но сборщик податей не был в таком заблуждении. Все, что он мог сделать, было — покаяться и просить милости. И поэтому совершенная праведность Божья была вменена ему. С того момента он навеки стал полностью оправданным перед Богом.

 

Отвращение Божьего гнева

Оправдание — это полная противоположность осуждению. Одна из самых блаженных Библейских истин находится в им.8:1: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые в Христе Иисусе». Оправдание верой делает это возможным. Если бы Божьи действия по отношению к нам определялись нашим поведением, то никто не мог бы избежать Его гнева; ибо мы все несчастные грешники — даже самые зрелые святые в Христе (ср. им.7:24). Но мы, кто в Христе, не должны бояться осуждения; мы оправданы.

Что, по вашему мнению, произошло с мытарем из притчи Христа? Считаете ли вы, что он продолжал молиться в страхе и мучении неделю за неделей? Конечно, нет. Подобно Матфею и Закхею, двум реальным мытарям, с которыми мы уже встретились, этот человек должен был обнаружить, что оправдание предлагает единственно возможное облегчение от вины греха. Мы можем быть уверенными, что его жизнь изменилась.

 

Оправдание и жизнь верующего

Выше в этой главе мы отметили, что антиномизм — это понятие оправдания без освящения. Сам Лютер придумал этот термин, ибо уже в его дни некоторые начинали извращать учение, которое он наново открыл, утверждая, что оправдание верой делало ненужной проповедь закона, послушание закону или освящение как подтверждение оправдания. Лютер сказал о них: «Но наши друзья-антиномисты в своем безрассудстве желают преувеличить достоинства уверенных людей и сделать их хорошими, напомнив им о [вмененной] праведности, хотя такой век, как наш, нельзя напугать молнией закона. По причине сильного чувства [ложной] безопасности необходимо метать гром и молнии закона».3

Лекарством Лютера против антиномизма была проповедь закона Божьего, потому что он правильно понимал, что утешающие себя обетованием оправдания, живя произвольно в неправедности, показывают, что их безопасность ложная.

Дает ли оправдание верой возможность для безнравственной жизни? Нет, если учение понимается правильно. Павел предчувствовал вопрос антиномистов: «Что же скажем? оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать?» (им.6:1). «Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благода-тию? Никак» (ст. 15). 6-ая глава Послания к имлянам — это отпор Павла антиномизму. Он доказывает, что наш союз с Христом гарантирует, что мы больше не будем рабами греха: «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (ст. 6-7).

Те, кто выступает против Господства Христа в спасении, часто основывают свое богословие на ложном предположении, что действие Божье в спасении прекращается после оправдания. Все остальное, считают многие, это усилие человека. Освящение, послушание, готовность служить и все аспекты ученичества решаются верующими, они решают исполнять их или нет. Таким образом, провозглашая спасение по благодати, а не по делам, они, на самом деле, установили систему, которая почти полностью зависит от человеческих дел для любого измерения практической праведности.

К счастью, благовествование Христово не оставляет верующих в одиночестве. Славное оправдание, о котором говорил наш Господь, это только начало изобильной жизни, которую Он обещал (ср. Иоан.10:10). «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Св. Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан.7:38). Спасение, которое Он обещал, дает не только оправдание, но и освящение, союз с Ним, присутствие Святого Духа и блаженную вечность. Это не просто однократное прошедшее действие.


allrefrs.ru - 2018 . !