:

(936)
(6393)
(744)
(25)
(1497)
(2184)
(3938)
(5778)
(5918)
(9278)
(2776)
(13883)
(26404)
(321)
(56518)
(1833)
(23400)
(2350)
(17942)
(5741)
(14634)
(1043)
(440)
(17336)
(4931)
(6055)
(9200)
(7621)






Потерянные и найденные



Спасение души — это не обыденное дело, как считают многие люди. Искупление — не просто акт Божественного учета. Бог не просто ведет книги учета поступления и убытия. Он плачет о погибших и радуется о найденных. Чрезвычайно глубока Его боль о гибельном состоянии человечества, и Его наполняет радость, когда кается грешник.

Господь Иисус Христос преподал ряд притч в 15-й главе Ев. Луки, которые изображают сострадание Небесного Отца к погибшим грешникам и Его радость об их спасении. Хотя две из этих притч не раскрывают непосредственно вопросы покаяния, веры, подчинения Господству Христа, или другие аспекты человеческого отклика, я включил их в эту книгу, потому что истина, которую они объясняют — важный фактор благовествования Христова. Эти три притчи, в общем, открывают нам сердце любящего Бога, Который ищет погибшую душу и «долготерпит ... не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9).

Похожим образом звучит и 15-я глава Ев. Луки: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (ст. 1-2). Греческий глагол в стихе 1 (приближались) выражает продолжающееся действие, подразумевая, что визиты мытарей и грешников к Христу были обычным делом. Куда бы Он ни пошел, толпы людей низкого сословия собирались вокруг Него. Это были мытари, преступники, воры, блудницы и другие низшие слои общества, не предпринимавшие никаких усилий, чтобы жить по нормам иудейских законов.



Как мы увидели, это очень беспокоило самоправедных фарисеев. Они настолько были поглощены мелочами закона, что у них не было времени заботиться о падших грешниках. Они не смогли терпеть и Мессию, Который пользовался популярностью среди отбросов общества и в то же время критиковал раввинские традиции.

Иисус, зная сердца фарисеев, посредством этих трех притч осудил их за то, что они противопоставили свое самоправедное отношение состраданию Отца Небесного к погибшим. Все три притчи указывают на одно — Бог не смотрит безучастно, как люди идут в погибель. Он не желает смерти грешников. Наоборот, Он любит их, ищет их и желает спасти. Он ликует при искуплении даже одного из них.

 

Сто овец

Первая притча (Лук.15:4-6) имеет пасторскую тему: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плечи свои с радостию. И пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу».



Фраза «Кто из вас» (ст. 4) подразумевает, что сострадательное поведение, описанное Иисусом, ожидалось даже от обычного овцевода. Никакой пастух, достойный своего призвания, не будет доволен, если в стаде девяносто девять овец из ста. Он оставит девяносто девять в загоне и пойдет искать одну пропавшую. Пастух знал каждую овцу по имени (ср. Иоан.10:3). Для многих пастухов это было не просто обязанностью; это было выражением их любви к овцам. Каждый вечер, когда овцы возвращались в загон, пастух считал и осматривал их. Если одна из них отбивалась от стада, он шел в ночь искать ее.

Когда пастух в притче нашел пропавшую овцу, он взял ее себе на плечи, прижав к шее. Придя домой, он созвал своих друзей и соседей, чтобы вместе отпраздновать возвращение овцы.

Главная мысль этой притчи — это радость пастуха о спасении овцы. Тот факт, что он пригласил друзей порадоваться вместе с ним, показывает огромную глубину его радости. Он не желал праздновать один. Он не мог радоваться только в своем сердце. Его радость преизобиловала; и он должен был поделиться ею с другими.

Суть притчи, рассказанной Иисусом, объясняется в стихе 7: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Иными словами, когда один грешник кается, Бог объявляет торжество в небе. Он есть ищущий Пастырь, желание Которого — спасать погибших овец.

Бог не просто регистрирует дела, делая отметку каждый раз, когда кто-нибудь получает спасение. Он так жаждет спасать души погибших, что неотступно следует за ними. Затем, когда непокорная овечка возвращается в загон, само небо не может вместить Его радости. Это показывает ищущее сердце Бога.

 

Десять драхм

Вторая притча (Лук.15:8-10) говорит о том же посредством другой метафоры: «Какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму».

Драхма была серебряной монетой. Одна драхма соответствовала хорошей дневной зарплате. Она соответствовала одному римскому динарию. Такую сумму хозяин виноградника заплатил своим работникам в 20-й главе Ев. Матфея. Эта женщина потеряла одну из имеющихся у нее десяти монет. Она зажгла светильник и стала подметать свой дом, пока не нашла недостающей монеты. Когда она нашла ее, радость ее была равна радости пастуха. Как и он, она созвала подруг и соседок, чтобы вместе разделить свою радость. Она не стала скрывать радость в своем сердце.

Эта притча указывает на то же, что и предыдущая: «Так, говорю вам, бывает радость перед Ангелами Божьими об одном грешнике кающемся» (ст. 10, новый перевод с греческого подлинника). Спасение тех, кого Бог ищет и приводит к покаянию, особо волнует Его сердце.

Обратите внимание, что стих 10 говорит о радости «перед Ангелами Божиими». Фактически он не говорит, что ангелы радовались. Чья же это радость? Это радость Триединого Бога, находящегося перед ангелами. Конечно, ангелы участвуют в радости, но особое значение в обеих притчах уделяется Божьей радости.

Фарисеи лучше понимали бы эту сторону Божьего характера, если бы они внимательно исследовали Св. Писание. Даже Ветхий Завет показывает Его, как Бога сострадания. В Иез.33:11 говорится: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника». Ис.62:5 говорит: «Как жених радуется о невесте, так будет радоваться

о тебе Бог твой». В данных стихах отражается суть этих притч. Это неограниченная радость, высшее блаженство и великое торжество. Так Бог смотрит на спасение души.

Самая великолепная из трех притч начинается в стихе 11 и продолжается до стиха 32. История о блудном сыне наиболее известная из всех притч Иисуса:

У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Хотя эта притча обращается к более мелким подробностям, чем две предыдущие, она имеет тот же смысл. Любящий отец есть Бог, Который с радостью смотрит на возвращение потерянного сына.

Эта первая часть притчи указывает на недостойное поведение младшего сына. Для культуры тех дней было неслыханным делом, чтобы сын просил своего отца о досрочном получении наследства. Даже в наши дни это выглядело бы, в лучшем случае, странным. То, что этот сын потребовал свое наследство было равносильно пожелать смерти отца. Удивительно, что отец не отклонил просьбу и не наказал сына. Но он был милостивым и отдал обоим сыновьям их часть семейного богатства (ст. 12). Он был любящим отцом. Хотя его сердце, безусловно, было разбито просьбой сына, он дал сыну то, что тот просил. Отец, наверняка, понимал, что буйный сын все промотает.

Именно так и произошло. Сын ушел в дальнюю страну, растратил деньги в беспорядочном существовании и оказался настолько бедным, что вынужден был кормить свиней, чтобы заработать на жизнь. Хотя такое существование трудно назвать жизнью. Он был так голоден, что готов был есть похлебку, которую ели свиньи. Перед страхом голодной смерти, будучи вынужденным есть со свиньями вдали от отцовского дома, он, наконец, пришел в себя.

Стоит обратить внимание на то, что сожаление по поводу своего состояния, в конце концов, привело его в чувство. Печаль, сама по себе, не была покаянием, но она привела его к глубокому раскаянию (ср. 2Кор.7:9-10). Он начал с ощущения своей собственной нужды. Затем он признал, что поступил неправильно. Обращая свой взор дальше своего обиженного земного отца к Небесному Отцу, Чей закон он нарушил, он признал свою вину перед Богом (ст. 18). Он решил просить прощения и платить за последствия. Тщательно планируя свое покаяние, он отрепетировал, что скажет, когда придет домой. Он исповедует, что согрешил против Бога и против своего отца, и попросит отца дать ему место с наемными слугами (ст. 19).

Здесь совершенная картина веры, ведущей к покаянию. Обратите внимание на безоговорочное согласие молодого человека, его крайнее смирение и его твердое желание делать все, о чем попросит его отец. асточитель, начинавший с того, что потребовал свою часть земного наследства, теперь желает служить своему отцу, как раб. Он сделал полный поворот. Его поведение показало безоговорочное подчинение — полную самотдачу и абсолютное послушание своему отцу.

Приняв решение идти к своему отцу, он так и поступает (ст. 20). В отличие от тех, кто говорит, что будут что-то делать, но никогда ничего не делают (ср. Матф.21:28-32), блудный сын встал и возвратился к своему отцу. Его покаяние было полным и всеобщим изменением направления движения. Он стал нищим духом. Он оплакивал свой грех. Его высокомерие уступило путь кротости и смирению. Теперь он отличался от того молодого человека, который когда-то оставил свой дом.

Когда сын еще был далеко от дома, отец увидел его и побежал навстречу, чтобы приветствовать его. Почему отец так быстро узнал сына? Он, должно быть, ожидал его, глядя вдаль, чтобы увидеть, придет ли потерянный сын обратно. Здесь опять виден образ ищущего Небесного Отца. Когда покаявшийся грешник обращается к Богу, он узнает, что Бог уже ждал его прихода, готов был выйти ему навстречу. Прежде чем он приблизится к Богу, он узнает, что Бог прежде подошел к нему.

Юному расточителю даже не пришлось просить своего отца принять его в число рабов. Не успел он закончить отрепетированный монолог, как отец послал слуг принести ему одежду и перстень. Вместо того, чтобы наказать своевольного сына, он распорядился пиром отпраздновать его возвращение! Он уже забыл о безрассудном поступке сына. Теперь растраченное впустую наследство и промотанная жизнь — не предмет для размышлений. Его потерянный сын найден (ст. 23)!

Все три притчи имеют общую тему: ищущий находит потерянное и радуется о том. В каждом случае ищущий изображает Бога, Который радуется о спасении грешника.

Но здесь история о блудном сыне принимает неприятный оборот, когда появляется завистливый старший брат (Лук.15:25-32):

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Помните, старший сын также получил свое наследие (ст. 12). Но вместо того, чтобы промотать его, он остался служить в доме своего отца. И в самом деле, когда его блудный брат вернулся домой, он работал в поле. Услышав музыку и звуки радости, он попросил одного из слуг объяснить причину. Узнав, что отец праздновал возвращение его заблудшего брата, старший сын был очень разгневан. Исполненный зависти, он даже не хотел войти. Он не собирался есть за одним столом с грешником. Отцовское сострадание полностью отсутствовало в нем, а сам он вел себя как фарисей.

Поведение этого сына может показаться более приемлемым, чем распущенность его младшего брата, но для отца оно было таким же оскорбительным и позорным. Старший сын не имел настоящей любви к своему отцу, иначе он разделил бы радость отца. Служа своему отцу все эти годы, он просто делал это по привычке. Он выполнял свои обязанности. Его основная забота была о том, чтобы получить что-то для себя (ст. 29). Он не понимал состояния отцовского сердца.

Он также был пропавшим сыном. И отец искал его тоже (ст. 28).

Господь всегда ищет спасти погибших, но и они должны видеть себя погибшими. Часто наиболее ужасные, нечестивые, распущенные грешники быстрее понимают свою порочность, чем люди, окутанные религиозными достижениями и самоправедностью. Такие фарисеи не могут терпеть прощения грешников — особенно самых ничтожных. Они не понимают покаяния. Отнюдь не радуясь, они отвергают возможность того, что грешник или грешница исповедуют свои грехи. Сами они сильно гордятся своей внешней праведностью, но в их сердцах нет и искры послушания.

Первый сын в притче увидел свой грех, почувствовал печаль своего отца, покаялся, смирил себя, получил прощение и вошел в радость отца. Второй сын был ожесточенным, нераскаянным, не осознавал холодного безразличия в своем сердце. Он потерял право радоваться со своим отцом. Он был таким же погибшим, как и его младший брат, но он оказался слишком гордым, чтобы заметить это.

Бог ищет погибших. Те, кто признаёт свой грех и отвращается от него, увидят Бога, приближающегося к ним с раскрытыми объятиями. Те, кто считает, что они сами достаточно хороши, чтобы заслужить Его благорасположение, окажутся исключенными из торжества, неспособными разделить вечную радость любящего Отца.

 

- 15 -

 

Лоза и ветви

Одной из повторяющихся тем проповедей, учения и чудотво-рения Иисуса было Его абсолютное равенство с Богом. Он многократно подтверждал Свое Божество самыми ясными выражениями: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан.5:17). «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» (Иоан.8:54). «Я и Отец — одно» (Иоан.10:30). «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (10:38).

Всякий раз, когда Христос называл Бога Своим Отцом, Он подчеркивал Свое Божество. Слушатели-иудеи ясно понимали Его намерение: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18, курсив добавлен).

Некоторые из наиболее сильных заявлений Божества Иисуса Христа составляют цепочку выражений в Евангелии от Иоанна, известных как «Я есмь». Каждая из этих фраз употребляет имя, которое Бог открыл Моисею у горящего куста — «Сущий» (Я есмь) в Исх.3:14. Иисус применял к Себе это имя в ряде известных утверждений: «Я есмь хлеб жизни» (Иоан.6:35). «Я — хлеб живый, сшедший с небес» (6:51). «Я свет миру» (8:12; 9:5). «Я дверь овцам» (10:7). «Я есмь пастырь добрый» (10:11). «Я есмь Воскресение и жизнь» (11:25). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (14:6). А вот потрясающее, неопровержимое утверждение Божества: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (8:58).

Утверждение Иисуса как великого Я ЕСМ Ветхого Завета было существенным в Его служении Спасителя. Те, кто отказывался признать Его Тем, Кем Он на самом деле есть, не могли получить спасения: «Ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете в грехах ваших» (8:24). Это устанавливало чрезвычайно трудный барьер для фарисеев, которые и без этого были склонны ненавидеть Его. Они понимали, что Иисус показывал Свою власть над их великими патриархами и пророками (ср. Иоан.4:12; 8:53). Действительно, Он заявлял о равенстве с Богом, последствия чего они не могли принять. Поэтому, Иисус предупреждал, что они умрут в своих грехах.

В последний вечер перед распятием, после того, как Иуда вышел, чтобы сделать свое злое, предательское, вероломное дело, Господь, оставшись наедине с учениками, открыл им другой аспект Своего Божества. И еще раз Он использовал высшее Божье имя Я ЕСМ:

Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не пребудет на лозе, так и вы, если не пребудете во Мне.

Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете моими учениками (Иоан.15:1-8).

Образ, который Иисус использовал в этом повествовании, был не притчей, а метафорой. Притчи — это истории, истолкование к которым дается отдельно. Метафора же содержит в себе элементы истолкования. Здесь Иисус объясняет, что Он, к примеру, виноградная Лоза, а Отец — Виноградарь.

Однако, другие элементы образной речи не совсем ясны. Фраза «Вы ветви» (ст. 5) говорит об учениках. Подразумевает ли Он плодоносные ветви так же, как и бесплодные? Некоторые толкователи говорят, что бесплодные ветви изображают бесплодных христиан и что это подтверждает тот факт, что истинные верующие могут жить духовно бесплодной жизнью. На первый взгляд такое истолкование может заслуживать внимание, но посмотрите на стих 6. Бесплодные ветви, отсекают, сушат, собирают, бросают в огонь: «И они сгорают». Может ли это изображать истинного верующего?

Как же нам истолковать эту признанную трудной метафору? Как всегда, мы должны считаться с контекстом. И здесь мы находим важную нить к пониманию сказанного Иисусом. Вспомните, что произошло в горнице. Обратите внимание на действующих лиц той ночной драмы: «Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его...» (Иоан.13:1-2).

 

Список действующих лиц

Здесь следует список: Иисус, Бог Отец, ученики Иисуса и Иуда-предатель. Все они были в мыслях Иисуса в тот вечер. Он горел желанием подтвердить Свою любовь к одиннадцати. Он наверняка печалился об Иуде, который полностью отверг Его любовь и намеревался предавать Его. Более всего, Он знал, что Он и Отец разделяли безграничную любовь; но Он был опечален сознанием того, что завтра Он должен будет стать объектом Божьего гнева, когда понесет бремя наших грехов на кресте.

Неудивительно, что Христос, Бог Отец, одиннадцать верных учеников и Иуда, все играют свою роль в метафоре о лозе и ветвях. Христос есть истинная Лоза. Отец есть Виноградарь. Апостолы (со всеми верными учениками) — это плодоносные ветви. А Иуда (вместе с другими ложными учениками) представляет бесплодные ветви.

 

Истинная Лоза

Метафора лозы и ветвей должна была быть знакомым образом для учеников нашего Господа. Ветхий Завет часто говорил об Израиле, как о Божьей лозе. Иегова заботился о лозе, ухаживал за ней, очищал ее и проявлял к ней любовь. Однако лоза выродилась и не приносила плода, что и печалило Виноградаря:

Воспою Возлюбленному Моему

Песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его.

У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы.

И Он обнес его оградою, и очистил его от камней,

И насадил в нем отборные виноградные лозы,

И построил башню посреди его,

И выкопал в нем точило,

И ожидал, что он принесет добрые грозды,

А он принес дикие ягоды.

И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды,

ассудите Меня с виноградником Моим.

Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?

Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим:

Отниму у него ограду, и будет он опустошаем;

азрушу стены его, и будет попираем.

И оставлю его в запустении;

Не будут ни обрезать, ни вскапывать его;

И зарастет он тернами и волчцами,

И повелю облакам не проливать на него дождя.

Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев.

(Ис.5:1-7а, курсив добавлен).

 

Бог убрал ограду с виноградника и лишил его защиты. Языческие народы попирали его и оставили его в запустении. Отсеченный Израиль уже не был Божьей лозой. Народ завета утратил свои духовные привилегии.

Иисус говорил Своим ученикам, что Он есть истинная виноградная Лоза. Ветхозаветный Израиль был только бледной земной тенью. Такие сравнения обычны для Нового Завета. Часто мы слышим, что многое в Ветхом Завете есть несовершенное подобие более великой небесной реальности — «истинного». Например, существовала земная скиния с человеком-первосвященником; сейчас Христос есть наш Великий Первосвященник в «скинии истинной» (Евр.8:2). В противоположность свету, созданному в Быт.1:3, Христос есть «Свет истинный» (Иоан.1:9). Манна падала с неба, чтобы накормить израильтян в пустыне; Иисус сказал, что Он есть «истинный хлеб с небес» (Иоан.6:32). Подобным образом, в противопоставлении с Ветхозаветной картиной Израиля, Иисус есть «истинная виноградная Лоза».

Садоводческий образ был идеальным для темы, раскрытой Иисусом. Живые ветви полностью принадлежат основной лозе; плодоносные ветви полностью зависят от главного ствола в получении поддержки, питания, силы и жизнеспособности. Они — отростки лозы, имеющие с нею сходство. Соки лозы протекают по ним. Они отражают ее жизнь и характер. Словами Иисуса, они пребывают на лозе.

 

Виноградарь

Помните, что Иоан.15:1-8 — это одна продолжительная метафора. Как мы уже заметили, толкуя некоторые притчи, образная речь не должна нести больше значения, чем предназначено текстом. Образность не предназначена для распространения на каждую мелкую деталь. Например, в этой метафоре Христос изображен как растение, но Отец — как личность. Некоторые, отвергающие Христа как Бога, пытались предположить, что это подтверждает факт того, что Христос не одной природы с Отцом. Они утверждают, что если Иисус есть Бог, то Он и Отец должны иметь одинаковые роли в метафоре. Если Иисус — Лоза, утверждают они, то Отец должен быть корнем. И поэтому они спорят, что данный образ опровергает Божество Иисуса.

Но это утверждение упускает самое главное. Как мы отметили в начале этой главы, в самом выражении «Я есмь» Иисус использовал имя Бога. Связывая слова «Я есмь» с такими выражениями как «Хлеб жизни» и «истинная виноградная Лоза», Иисус смело утверждал Свое отождествление с Иеговой Ветхого Завета. Кроме этого, метафора виноградной лозы и ветвей все-таки утверждает Божество Иисуса, изображая Его, как источник и крепость жизни.

Однако метафора лозы и ветвей — это не урок о Божестве Иисуса. Наш Господь использовал этот образ, чтобы подчеркнуть для каждого верующего реальность единения с Ним. Как Отец заботится о Сыне, так Он заботится и о тех, кто верой соединен с Сыном. Эта славная истина и есть главная тема данной проповеди Иисуса. Это одна из самых великих истин во всем Св. Писании! Верующие верой соединены с возлюбленным Сыном Божьим.

Виноградари имели два основных метода увеличения плодоносности ветвей, растущих на лозе. Один заключался в удалении неплодородных ветвей, второй — в подрезании новых побегов на плодоносных ветвях. Все это способствовало тому, чтобы лоза приносила больше плода, а не просто пышные листья. Стих 2 описывает оба метода: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Неплодоносные ветви растут быстро, и новые побеги прорастают быстро. Они должны осторожно и регулярно подрезываться. Это единственный путь обеспечения максимального урожая плодов.

 

Плодоносные ветви

Определение здоровых плодоносных ветвей кажется ясным — они представляют истинных христиан. Плодоношение — это природа христианина. «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:10). Добрые дела есть неизбежный результат подлинного спасения. Мы спасаемся не по делам, но дела представляют собой единственное подтверждение, что вера искренняя, живая и действенная (Иак.2:17). Плод есть единственно возможное свидетельство, что ветвь пребывает на истинной Лозе: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Матф.7:16-17). Если вера человека подлинная, его жизнь принесет добрые плоды.

Виноградарь подрезает эти плодоносные ветви, чтобы они принесли больше плода. Подрезание показывает Божье наказание в любви. Отец Небесный наказывает нас «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр.12:10). И Бог прославляется в процессе этого. Как в Иоан.15:8 говорится: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода».

Виноградарь мог удалять бесплодные ветви несколькими способами. Иногда конец ветки просто отщипывался. Другой раз он подчищал ветку ножом, обрезая бесплодный росток. Большие, тяжелые ветви должны были подрезаться, чтобы они не выросли такими длинными и слабыми, что стали бы отламываться от лозы из-за своего собственного веса. А виноградные гроздья разреживались во время цветения, чтобы самые здоровые гроздья были еще больше и плодовитее.

Духовное подрезание — это необходимый процесс, посредством которого Отец Небесный удаляет все, что ограничивает нашу плодовитость. Он удаляет грехи и все остальное, что забирает наши духовные силы.

Подрезающий нож, который он использует, есть Слово Божье. Отметьте стих 3: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедовал вам». Слово, переведенное «очищены» — это то же греческое слово, которое Христос использует в стихе 2, описывая процесс очищения ветвей. Слово Божье отрезает грех от нашей жизни. Чарльз Сперджен сказал: «Слово — это часто тот нож, которым великий Земледелец подрезает ветви; и, братья и сестры, если бы мы желали чувствовать острие Слова и дать Ему возможность удалить что-то, что может быть очень дорогим для нас, нам не приходилось бы испытывать так много страданий при очищении».1

Иногда процесс очищения проходит болезненно. Мы даже можем видеть другие ветви, которые, как нам кажется, нуждаются в большем очищении, чем мы. Но Виноградарь всегда знает, что Он делает. Он только хочет, чтобы мы приносили много плода, и очищает нас только потому, что Он любит нас. Используя другую метафору, в Евр.12:6-7 сказано: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец?» Подобным образом Виноградарь уделяет самое пристальное внимание ветвям, о которых он более всего заботится. Он не тратит времени на наряжение бесплодных ветвей или удаление маленьких приростов на них, потому что те ветви годны только быть выброшенными и сожженными.

 

Ветви Иуды

Бесплодные ветви только снаружи прикреплены к лозе. При поверхностном взгляде видно соединение. Есть даже листья и другие признаки жизни. Но не хватает чего-то важного. Эти ветви не привязаны к сосудистой системе лозы. Они не способны приносить плод. Они просто отсекаются и уничтожаются.

Каждый садовник понимает этот принцип. Бесплодные ветви только наносят ущерб лозе. Они забирают сок от плодоносных ветвей. астраченный попусту сок означает меньше плода. Даже после тщательного обрезания эти ветви останутся бесплодными. Нет возможности заставить их быть плодоносными. Даже после того, как вы обрежете их, эти ветви остаются бесполезными; они даже не могут использоваться, как топливо. Поэтому они собираются в кучу и сжигаются, как мусор. Стих 2 говорит, что Бог «отсекает» такие ветви. Виноградарь не переделывает и не реабилитирует их; он удаляет их и уничтожает.

В духовном смысле эквивалент бесплодной ветви — это ложный верующий — человек, исповедующий веру в Христа, но на самом деле не знающий Его. Эти ветви только кажутся соединенными с истинной Лозой. Их связь с Христом — только видимость. Его жизнь не течет в них, поэтому ни в коем случае они не могут принести духовный плод. Эти ветви Иисус грозит удалить. Мы можем назвать их ветвями Иуды.

Действительно, Иуда — классический пример бесплодной ветви. Незадолго до того, как Христос сказал эту притчу в 15-й главе Ев. Иоанна, Иуда, как обреченная ветвь, отсеченная от Лозы, вышел в ночь.

Христос, конечно, никогда не ошибался в двуличности Иуды. Он знал сердце Иуды и никогда не считал Иуду истинным учеником. Чуть раньше в тот вечер Иисус препоясал Себя полотенцем и в смирении преклонился перед Двенадцатью, чтобы омыть им ноги. После этого Он сказал следующее: «Вы чисты, но не все» (Иоан.13:10). Апостол Иоанн дополняет эту фразу: «Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (ст. 11). Иуда не был чист; он никогда не проходил через «баню возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). Хотя для других учеников Иуда выглядел как действительно один из них, Иисус знал лучше. Иуда был бесплодной ветвью, годной только для отсечения от Лозы и сожжения.

И не было так, что Иуда имел спасение, а затем потерял его. Наш Господь сказал об истинных овцах: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан.10:28). Истинные верующие безопасны в Нем: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6:37). Ветви, пребывающие на Истинной Лозе, никогда не будут удалены.

Но подождите. В стихе 2 наш Господь говорит: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает» (курсив добавлен). Не предполагает ли это, что эти бесплодные ветви представляют истинных верующих? Нет, это слишком далеко уводит символизм от предназначенного значения. Другие места в Св. Писании используют эти же образы паразитирующих, бесплодных ветвей. В им.11:17-24 Израиль, например, представлен как маслина, на которой Бог удалил ветви. Эти ветви отломились по причине неверия (им.11:20). В им.9:6 Павел писал: «Ибо не все те израильтяне, которые от Израиля». Человек может находиться в семейной родословной, но не быть истинным израильтянином. Подобным образом, человек может быть веткой на истинной виноградной Лозе, на самом деле не пребывая в Христе.

В Св. Писании мы везде находим предупреждения тем, кто относит себя к Христу, но чья вера — просто видимость. Такие люди кажутся христианами, но на самом деле не пребывают в Христе. Виноградарь удалит их с Лозы. Это удаление — тот процесс, который описал апостол Иоанн в 1 Иоан.2:19: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши».

Поэтому бесплодные ветви представляют ложных учеников — людей, никогда не получавших спасение. Они не пребывают в Христе, истинной Лозе; они не соединены с Ним верой. Они — ветви Иуды. Они не могут принести истинного плода. В конце Отец удалит их, чтобы сохранить жизнь и плодоносность других ветвей.

Образ огня предполагает, что эти ветви обречены на ад. Как и Иуда, они — не имеющие надежды отступники. Они могут быть замечательными членами церкви и иметь большие духовные познания. Они могут быть учителями, даже учеными. Они могут пройти через все ритуалы. Но если они ненастоящие верующие, Бог удалит их.

К сожалению, многие в наше время вписываются в эту категорию. Павел писал: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель» (Фил.3:18-19, курсив добавлен). Эти ветви будут отсечены и сожжены.

Не истолкуйте неправильно и не упустите обличающее предупреждение Иисуса в этой проповеди. Не рисуя сценарий, который мог бы защитить плотско-христианскую обманчивость, наш Господь учил Своих учеников истине, которая помогла бы им понять предательство Иуды. Вера Иуды была притворством. Его преданность Христу была поверхностной. Он был бесплодной веткой. «Лучше было бы тому человеку не родиться» (Марк 14:21).

Иоан.15:1-8 — отрезвляющая проповедь, напоминающая нам, насколько ужасно впасть в руки Бога живого (ср. Евр.10:31). Бесплодные ветви не могут ожидать ничего, кроме ужасного огненного суда. Но, тем не менее, аналогичная истина имеет в себе и благословение. Плодовитые ветви, которые пребывают на истинной виноградной Лозе, находятся в руках любящего и милующего Виноградаря. Хотя Он тщательно ухаживает и смотрит за нами, мы можем испытывать боль, когда Он будет трудиться над нами. Но мы можем быть уверены, что Он делает это для нашего блага, чтобы мы принесли много плода для Его славы.

 

----------------------------------------------------------------

1 С. Н. Spurgeon, Expository Encyclopedia, vol. 4 (Grand Rapids: Baker, 1977), 337.

 

ЧАСТ 4

ХИСТОС ОБЪЯСНЯЕТ СВОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ

 

-16-

 


allrefrs.ru - 2018 . !