:

(936)
(6393)
(744)
(25)
(1497)
(2184)
(3938)
(5778)
(5918)
(9278)
(2776)
(13883)
(26404)
(321)
(56518)
(1833)
(23400)
(2350)
(17942)
(5741)
(14634)
(1043)
(440)
(17336)
(4931)
(6055)
(9200)
(7621)






Первые и последние



В конце книги «Путешествие пилигрима» Джон Буньян обращает внимание читателя на то, что вход в ад подстерегает даже у Небесных врат. Иуда — подтверждение этому. В тот вечер, когда он целованием предал Христа, он навеки вышел за пределы присутствия Иисуса и окончательно решил участь своей вечности. Кто знает, сколько людей подобно ему приблизилось к познанию истины, исповедав веру в Христа, но лишились вечного блаженства только потому, что никогда не повиновались Господству Христа? В каком-то смысле их путь повернул в ад от небесных ворот.

Но есть также противоположная действительность, часто приводимая как пример в земном служении Господа Иисуса Христа. И она в том, что даже самые низкие из грешников могут быть сопровождены в Небо от преддверия ада. Мытари, блудницы, разбойники и нищие — все нашли в Христе Спасителя, Который дал им жизнь вечную и преизобильную взамен на остатки их попусту растраченного земного существования. Он пришел взыскать и спасти погибшее и Он с радостью выхватывал их, как головню из огня. Никто, несмотря на тяжесть совершенного им греха, не был недосягаем для искупляющей силы. Христа. Христос делал то, что никто другой не мог сделать для них. Он изгонял легионы злых упрямых духов из бесноватых (Лук.8:26-35), Он прикасался к прокаженным и исцелял их разлагающиеся тела (Матф.8:1-3). Он сочувствовал таким людям, и они в ответ льнули к Нему за спасением.



Иисус всегда спасал их душу и тело (ср. Евр.7:25). Всякий раскаявшийся грешник, который отдавался в вере Христу, получал полное спасение. Влиятельный иудейский религиозный учитель Никодим (Иоан.3:1-16) не имел предпочтения перед прелюбодействующей женщиной-самарянкой (Иоан.4:7-29). И Господь сделал учениками как простодушного израильтянина Нафанаила (Иоан.1:47-51), так и вороватого мытаря Матфея (Матф.9:9).

Так действует спасение. Все искупленные получают вечную жизнь одинаково, независимо от того, старые они или молодые, уважаемые или презираемые, фарисеи или сборщики податей. Никто, приходящий к Христу, не имеет преимуществ или неуважения по причине своего прошлого. Вечная жизнь предлагается всем одинаково.

Эта истина важна для понимания. Как мы увидели, спасающая вера — это полная отдача всего себя, чтобы в нас отразился Христос. Но нам нужно понять, что мы не производим обмен с целью получения вечной жизни. Мы не покупаем спасение, отдавая нашу жизнь Христу. Также и дар вечной жизни не дается в соответствии с качеством или продолжительностью жизни, которую мы предоставляем Богу. Каждый человек, который повинуется Христу, получает все, что Господь может дать взамен. Иисус показал эту истину на примере притчи в Матф.20:1-16:



Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, он послал их в виноградник свой. Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять вышед около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию. И получивши стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми же свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. азве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними.

Как и другие притчи, которые мы исследовали, эта притча говорит о Царстве Небесном (ст. 1). Помните, что это духовный урок, а не лекция по трудоустройству. Иисус описывает, как происходят действия в той сфере, где Бог царит в благодати и где господствует Христос. Контекст притчи дает ключ к разгадке значения.

Возвращаясь к последнему стиху 19-й главы Ев. Матфея, мы находим, что притча находится в пределах одной и той же мысли: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (19:30). Очевидно, что притча была дана, чтобы проиллюстрировать этот афоризм.

Что это значит? Это загадка в виде притчи. Как может тот, кто заканчивает первым, быть последним, и наоборот? Это возможно только в том случае, если первые и последние одинаковы. В состязании по ходьбе мы бы назвали это ничейным результатом. Первых нет и отстающих; таким образом последний — это первый, и первый — последний. Все пересекают финишную черту в мертвом гите.1

Это и есть суть притчи. Хозяин вышел рано утром нанять работников для работы в винограднике. Он нанял несколько человек работать за один динарий в день. Он ходил на торжище еще четыре раза за день — в 9 часов утра, в полдень, в 3 часа после обеда и последний раз в 5 часов вечера — еще нанять людей. Когда же пришел вечер и настало время платить работникам за их труд, каждый работник получил одинаковую сумму, независимо от продолжительности своего рабочего дня.

 

Вопрос справедливости

аботникам, которые проработали целый день, казалось, что их обманули. Но хозяин виноградника не был несправедлив к ним; он просто был щедр к тем, кто работал короткую смену. Динарий в день был хорошей зарплатой, равной дневному жалованию солдата. Никто не имел оснований выражать недовольство; все получили столько, за сколько они договорились работать — один динарий в день (ст. 2). По такому договору они трудились, и это было более чем справедливо. Проблема никак не была связана с тем, как к ним относились. Проблема была в том, что эти работники не радовались счастливой удаче других. Они были исполнены завистью.

Насколько легко с человеческой точки зрения сочувствовать тем, кто отработал целый день! Во всех нас есть нечто, не принимающее того факта, что кто-то получает больше, чем мы. Мы находимся под влиянием мышления, что неравенство есть несправедливость. Но иногда неравное обращение может быть выражением щедрости, как это было в данном случае. Хозяин виноградника упрекнул работников в их зависти: «Или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Матф.20:15).

Не великодушие хозяина виноградника было отрицательным явлением, а зависть работников. Они не могли смириться с мыслью, что кто-то еще мог получить такую же плату, не проработав так долго и так тяжело. И вместо радости они ворчали.

 

Вопрос равенства

В чем духовная суть этой притчи? Что она могла вообще означать в отношении Царства? В действительности она совсем не трудна. Бог есть Хозяин дома. Виноградник есть Царство Небесное — Божье правление, сфера спасения. аботники — это те, кто входит в Царство и поступают на службу к Царю. абочий день представляет протяженность жизни человека. Вечер есть вход в вечность, а динарий — вечная жизнь.

Христос говорит, что всякий, входящий в Царство, наследует вечную жизнь независимо от того, трудится ли он для Бога всю жизнь или приходит к спасению в последние часы жизни. Протяженность служения не играет роли, как и не имеет значения то, насколько трудные или легкие условия. Всякий, кто входит в Царство, получает вечную жизнь подобно всем остальным. Царство Небесное не есть система заслуг. Вечная жизнь не распределяется в соответствии с тем, насколько преданно мы выполняли труд здесь на земле. Она — абсолютный дар Божьей благодати.

Некоторые люди служат Христу всю свою жизнь. Другие попусту тратят свою жизнь, а затем обращаются к Богу на смертном одре. В обоих случаях вечная жизнь одинакова. Умирающий новообращенный наследует ту же славу вечного существования, что и апостол. Но в этом нет несправедливости. Вечная жизнь дает больше, чем кто-либо из нас заслуживает. Отец с радостью благоволит дать нам всю полноту Царства (ср. Лук.12:32).

У меня есть друг пастор из семьи с богатыми еврейскими традициями. Он молился и свидетельствовал своей матери со дня, как сам стал христианином, но она до самого конца упорно отвергала Иисуса как Мессию. В последнюю неделю своей жизни она приняла Иисуса как Господа и Спасителя. Мой друг теперь имеет твердую уверенность, что она наследует ту же вечную жизнь, что и он.

Они вместе будут проводить вечность в Царстве. Справедливо ли это? Может быть нет, но это показывает чудесную благодать любящего Бога.

Когда в 19-ой главе Ев. Матфея после слов Христа богатый юноша отошел, Петр, обратившись к Иисусу, сказал: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (19:27). Другими словами: «Мы начали работу в шесть часов утра. Мы здесь были первыми, и мы подписались на всю жизнь, заплатив за это высокую цену. Что получим мы взамен?»

Притча о работниках в винограднике и есть ответ на этот вопрос. Ученикам не было полностью ясно, какой будет их награда за следование за Христом. Некоторые из них, на мой взгляд, все еще думали, что в какой-то момент Христос свергнет злые политические силы и установит видимое, земное Царство. Возможно, они надеялись, что получат особые места в управлении. Даже когда Христос воскрес из мертвых, они спросили Его: «Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6). Сейчас ли мы получаем свои венцы и троны?

Как раз после того, как Иисус сказал эту притчу, Он предсказал Свою смерть (Матф.20:17-19). Несколько следующих стихов говорят, как мать Иакова и Иоанна пришла к Иисусу с просьбой, чтобы ее сыновья получили особые места возле Христа в Царстве. Ученики все еще не понимали Его учения.

Место в Царстве не зарабатывается. Оно дается Богом независимо от того, как долго человек работал или каким жарким был день. В Царство войдут сборщики податей, блудницы, слепые и нищие. Там будут апостолы, мученики и люди, которые служили Христу всю свою жизнь. Но там также будут люди, обращенные в окопах, за мгновение до своей смерти при взрыве снаряда. Все эти люди получают ту же вечную жизнь не потому, что они заслуживают ее, а потому что Бог милостив к ним.

Послания описывают различные награды и венцы за служение, но притча говорит не об этом. Тема здесь — равенство вечной жизни. В Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Последние будут первыми, а первые последними.

Я не могу не упомянуть несколько очевидных истин о спасении, которые вытекают из этой притчи. Осознавая, что второстепенные детали притчи сами по себе не могут быть основанием для построения учения, я, тем не менее, вижу в этой притче поддержку для многочисленных важных принципов, которые Св. Писание утверждает в другом месте.

Во-первых, только Бог проявляет инициативу в спасении. Как хозяин дома, который вышел искать работников для своего виноградника, Бог начинает процесс спасения. Он ищет, спасает и приводит грешников в Свое Царство. Хотя мы и выражаем свое желание следовать за Христом, оно начертано в наших сердцах Богом. В деле спасения последнее слово не за человеком. Бог есть Начальник и Совершитель нашей веры (ср. Евр.12:2). Мы любим Его, потому что Он прежде возлюбил нас (ср. 1 Иоан.4:19). Поэтому мы не имеем права определять, что нам надлежит получить. Если Он нашел нас рано, и мы служили Ему всю свою жизнь, то это Его решение. Если Он нашел нас поздно, и мы служили Ему только короткий отрезок времени, то это также было Его решение.

Во-вторых, только Бог утверждает условия спасения. Хозяин виноградника сказал тем, кого он нанял утром, что даст каждому из них по динарию. Он установил цену; они согласились. Те, кто пришел поздно, не запрашивали вообще ничего. Хозяин сказал: «Что следовать будет, дам вам» (Матф.20:4). Они приняли такие условия. Богатый юноша не принял их. Христос установил цену вечной жизни, но юноша отверг Его условия. Те, кто больше всего нуждается в спасении, пытаются торговаться в свою пользу.

В-третьих, Бог продолжает призывать людей в Свое Царство. Хозяин виноградника возвращался опять и опять, чтобы пригласить работников в свой виноградник. Таким же образом Бог никогда не перестает призывать тружеников на жатву Свою. Иисус сказал в Иоан.9:4: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать». Хотя ночь суда быстро приближается, Он продолжает призывать людей на труд.

В-четвертых, всякий, искупленный Богом, желает трудиться для Него. аботники в притче желали трудиться, поэтому они пошли на торжище. Все, пришедшие в виноградник, трудились. Некоторые потрудились всего лишь один, последний час, другие проработали весь день, но работали все. Это и есть спасение. Вера проявляется в делах (Иак.2:24).

Пятый принцип я вижу в том, что Бог сострадателен к тем, кто осознаёт свою нужду. Люди находились на торжище, потому что они были в нужде. Когда хозяин дома спросил их, почему они стоят праздно, они сказали, «Никто нас не нанял» (Матф.20:7). Они так отчаянно желали трудиться, что простояли на торжище целый день. Такое осознание нищеты и отчаяние — характеристики спасающей веры (Матф.5:3, 6). Господь призывает в Свое Царство тех, кто осознаёт свою нужду, а не тех, кто напыщен и самодоволен.

В-шестых, Бог хранит Свои обетования. Хозяин виноградника заплатил ровно столько, сколько обещал заплатить. Никто не получил меньше обещанного.

И последнее, хотя Бог неизбежно дает то, что Он обещает, Он также всегда дает больше, чем мы заслуживаем. Спасение есть совершенная благодать. Никто не заслуживает вечной жизни, но Бог дает ее одинаково всем, кто верует. Бог дарует нам спасение «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит.3:5).

В Царстве нет места зависти. Единственно правильная реакция — это смирение. Все, что мы получаем от Бога, есть незаслуженное благословение. То, как долго или как хорошо мы трудимся, не имеет никакого отношения к нашему месту в Царстве, ибо все получат намного больше, чем заслуживают. Мы никогда не должны роптать, потому что откормленный теленок был заколот для кого-то другого или обижаться, что небо будет таким же прекрасным для тех, кто входит в Царство поздно. Благодать Божья преизобилует для нас всех.

 

Картина благодати

В свое описание смерти Иисуса Лука включает особый эпизод, не упомянутый ни в каком другом Евангелии. Это описание того, как Христос в агонии, будучи пригвожден на кресте, взяв на Себя грехи всего мира, тем не менее повернулся, чтобы спасти осужденного преступника от вечной гибели. азбойник был профессиональным преступником, и римский закон осуждал Его к смерти на кресте. Всемогущая благодать поместила его на одном холме со Спасителем, где он наблюдал, как Господь славы умирал за его грехи.

В первые мгновения после распятия оба разбойника надменно добавляли свои насмешки к насмешкам толпы (Матф.27:44; Марк 15:32). Но прежде чем этот человек умер, его насмешки сменились признанием своей собственной вины и невиновности Христа: «Мы ... достойно по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лук.23:41). Затем, обращаясь к Иисусу, он добавил: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» (ст. 42).

Ответ Иисуса разбойнику стал самым славным обетованием, которое мог получить умирающий грешник: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (ст. 43). Насколько мы знаем, это были единственные слова, сказанные Иисусом разбойнику. Там не было ни евангелизации, ни нескольких духовных законов, ни какого-либо другого призыва. Но когда разбойник наблюдал, как умирал безгрешный Спаситель, в нем зажглась вера. Его обращение, хотя оно произошло, когда он отходил в вечность, было не менее подлинным, чем обращение Ап. Павла. азбойник получил такую же вечную жизнь, хотя вся его земная жизнь прошла в преступлениях и противлении. В тот момент, когда вера привела его к покаянию, Спаситель принял его в Царство.2

На Небе будет много тех, кто был более верным, чем разбойник, кто усерднее трудился, кто дольше терпел трудности и гонения. Однако по благодати Божьей ему было обеспечено вечное место в присутствии Иисуса Христа.

Когда дело касается вхождения в Небо, разбойник не имеет преимущества перед фарисеем. ыбак не лучше и не хуже, чем мытарь. Первые заканчивают последними и последние — первыми, а в итоге все восторжествуют в полноте вечной жизни.

-------------------------------------------------------------------

1 Мертвый гит — состязание, в котором участники приходят к финишу одновременно (примечание переводчика).

2 Обратите внимание, что хотя разбойник был спасен в последние моменты своей земной жизни, его вера имела все признаки подлинности. Покаяние произвело драматическую перемену в его поведении, и от насмешек над Христом он обратился к Его защите. Его осознание вины, его признание своего креста как заслуженного и его утверждение, что Христос был невиновен (ст. 41), показывают, что он отрекся себя и отдался Христу. Он, вероятно, знал очень мало о фактах Евангелия, но он принял Христа всем сердцем как Господа.

 

 

- 14 -

 


allrefrs.ru - 2018 . !