:

(936)
(6393)
(744)
(25)
(1497)
(2184)
(3938)
(5778)
(5918)
(9278)
(2776)
(13883)
(26404)
(321)
(56518)
(1833)
(23400)
(2350)
(17942)
(5741)
(14634)
(1043)
(440)
(17336)
(4931)
(6055)
(9200)
(7621)






Христос открывает глаза слепым



Один христианский журнал недавно опубликовал статью, в которой утверждалось, что Господство Христа — это неподходящая тема для обсуждения при свидетельстве неверующим. ешение «сделать Христа Господом» возможно только для тех, кто уже поверил в Него как Спасителя, говорилось в статье, и поэтому автор утверждает, что свидетельство неверующему человеку не должно включать в себя ничего об отдаче жизни во власть Христу. Один член нашей церкви был очень огорчен, найдя такую статью в общем-то хорошем журнале, и написал редактору письмо, выражая свою озабоченность.

В ответном письме редактор написал: «Статья, которую мы опубликовали, ни в коем случае не ставит под сомнение, что Иисус есть Господь, то есть, Бог Иегова. Она поднимает вопрос о том, должен ли погибший грешник становиться богословом до того, как он станет христианином».1

В этом ли дело? Имеет ли вопрос Господства Христа что-либо общее с тем, что люди должны становиться богословами, чтобы получить спасение?

Конечно, нет. Но это разоблачающее высказывание. Те, кто выступает против Господства Христа в деле спасения, имеют тенденцию определять веру как простой набор Библейских фактов. Для них Евангелие — это, в значительной степени, чисто теоретический вопрос, исторические и доктринальные данные о смерти, погребении и воскресении Христа. Они говорят, что вера в эти факты — уже спасающая вера. Все остальное второстепенно. Любое утверждение о послушании, подчинении или праве Христа руководить жизнью опровергается как дополнение к Евангелию или незаконная попытка сделать из язычника богослова.



Чтобы вы не подумали, что я несправедливо представляю чью-то позицию, позвольте мне процитировать отрывок из очерка, написанного с целью доказать, что тема Господства Христа в деле спасения извращает Евангелие: «Это [ссылаясь на 1Кор.15:34] есть основная проповедь благой вести, которая должна приниматься для спасения. Она содержит в себе следующие факты: (1) человек — грешник, (2) Христос — Спаситель, (3) Христос умер за грешников, и (4) Христос воскрес из мертвых».2 Доказывая, что подчинение власти Христа не имеет места в проповеди Евангелия, автор продолжает:

Всякий, верующий в Евангелие, верит, что Христос есть Спаситель (1Кор.12:3). Но не всякий, верующий в Евангелие, понимает, что Спаситель имеет право владычествовать над его жизнью. Дитя Божье должно также позволить Христу владычествовать над его жизнью (им.12:1-2), но послушание этому повелению не есть условием спасения... Все, что необходимо для спасения — это вера в проповедь Евангелия.3



И поэтому объяснение неверующему, что «Спаситель имеет право владычествовать над его жизнью», подвергается нападкам как чуждое Евангелию учение. Это, говорят, равносильно попытке сделать из неверующего богослова.

Я отвергаю это утверждение. Представители разных лжеучений, которые отрицают Божество Христа, могли бы полностью подтвердить эти четыре истины по 1Кор.15:3-4, но это не делает их истинными верующими. Вместе со всеми остальными, отвергающими право Христа на владычество, такие люди — неверующие, независимо от того, с какими еще истинами евангельского учения они могут согласиться. Истинная вера принимает не только факты Евангелия, но также и Личность Христа. Она не только постигает истину, что Иисус умер и воскрес, но также и последующее ее применение: Он сделал это, чтобы избавить нас от грехов, чтобы быть Властелином нашей жизни (им.14:9).

Евангелие не есть однообразный набор фактов; это — движущая сила, посредством которой Бог избавляет грешников от рабства греха (им.1:16). Оно не только призывает к интеллектуальному принятию, но и к полному повиновению сердца, души, разума и силы (ср. Марк.12:30). Его дело заключается не в том, чтобы сделать из язычника богослова, но чтобы дать зрение духовно слепым.

9-я глава Ев. Иоанна — яркий тому пример. Здесь Иисус исцеляет слепорожденного, а во второй встрече с этим же человеком открывает его духовные глаза. В промежутке между встречами, столкнувшись с враждебно настроенными фарисеями, этот человек, не будучи богословом, тем не менее, точно и убедительно засвидетельствовал о Христе. Однако он еще не был возрожден, не придя к вере в Христа. И хотя Иисус исцелил его физическое зрение, он все еще был в недоумении о том, Кто такой Христос (9:25). Но когда Иисус открыл ему духовные глаза, он поклонился Христу как Господу (ст. 38). И не урок богословия, а чудо Божьей благодати совершило это преобразование.

 

Физическое чудо

Человек в 9-й главе Ев. Иоанна был рожден слепым. Стоит обратить внимание, что это единственное чудо, записанное в Евангелии, где Св. Писание конкретно говорит об исцелении Иисусом врожденного недуга или недееспособности. Для скептиков не было возможности отвергнуть это чудо как абстрактное исцеление или какое-то надувательство со стороны Христа. Все, знавшие этого человека, знали, что он был слеп от рождения. Его слепота была врожденным пороком, а не временной травмой, от которой он мог излечиться — точно так же обстоит дело и с грехом человечества.

Мы могли бы предполагать, что очевидцы этого исцеления скажут: «Теперь все ясно! Он — Христос». Но нет, они не сказали этого. Они были в узах неверия. И этот случай стал поворотным пунктом в служении Христа. С этого момента Он стал отдаляться от иудейских толп и их неверующих вождей и вместо них обратил Свое внимание на язычников.

Внимательно отметьте окружающую обстановку, в которой произошло чудо. В конце 8-й главы Ев. Иоанна Иисус был вовлечен в активный спор с религиозными вождями в храме, где Он сделал величайшее заявление о Своем Божестве: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан.8:58). Следующий стих говорит, что иудеи были настолько разъярены, что хотели побить Его камнями. Но посреди всего этого Иисус смог выйти из храма.

9-я глава подхватывает повествование сразу же, как только Иисус вышел из храма: «И проходя увидел человека слепого от рождения» (ст. 1). Хотя жизнь нашего Господа была в опасности, и толпа из храма, наверняка, искала Его, Иисус остановился, чтобы помочь этому слепому человеку. Несмотря на преследования кровожадных людей, Он нашел время задержаться и послужить слепому грешнику.

Этот человек был нищим (ст. 8), однако он не пошел первым на контакт с Иисусом. Он не просил Иисуса исцелить его. Вряд ли он знал, Кто такой Христос. Но Господь видел его (ст. 1), и Божья благодать избрала его для получения чуда.

Ученики подняли интересный богословский вопрос: «авви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (ст. 2). Насколько они понимали, это были два единственно возможных варианта. Так утверждало общепринятое раввинское учение. Еще со времени Иова обычным предположением было то, что страдания и болезни всегда связывались с конкретным грехом отдельного человека. Кстати, некоторые раввины учили, что ребенок мог согрешить во чреве матери и затем всю свою жизнь расплачиваться за свой внутриутробный грех.

Иисус, избегая долгой дискуссии о взаимосвязи греха со страданием, просто ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (ст. 3-4). Христос знал, что через несколько месяцев Он будет распят. Время для обсуждения богословских подробностей быстро уходило. То, что наш Господь мог сделать, исцелив этого человека, говорило сильнее диспута о взаимосвязи греха и страданий. Слепой был грядущим чудом! Он был избран от вечности и особо подготовлен для встречи с Христом и проявления Его славы на нем.

Хотя Христос и ученики рассуждали о нем, Господь еще не сказал ничего слепому, который просто сидел там. Нищий не искал благорасположения или поддержки Иисуса. Он, вероятно, не представлял, Кем был Христос или что Он делал. Даже не обращаясь к нему, Иисус «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (ст. 6).

Мы не можем приписать какого-либо особого значения методу, использованному Христом для исцеления этого человека. Других слепых Он не исцелял подобным образом. Но Его Божественный выбор для этого отдельного человека был изумительно простым чудом. Ни вспышек яркого света, ни ангельского пения, ни звука труб. Всего лишь немножко глины, смешанной со слюной.

Иисус просто сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (ст. 7). Зрелище, наверняка, было очень странным — слепой человек с грязью на глазах, шествующий через Иерусалим. Но что-то, возможно, власть, с которой говорил Христос, принудило его послушаться. Он отреагировал беспрекословно. Св. Писание говорит: «Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (ст. 7). Благодаря послушанию этого человека Бог открыл его физические глаза. Таким образом, он показал образец ответа Христу, который выразился в получении духовного зрения.

 

асследование

Чудо вызвало необычайную ярость. Когда человек вернулся, и люди поняли, каким он был, и что с ним случилось, то они, вполне понятно, были в растерянности. Некоторые спрашивали: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я» (ст. 8-9). Этому трудно было поверить!

«Как открылись у тебя глаза?» — спросили они (ст. 10). Никто не был свидетелем чуда, подобного этому.

Обратите внимание на богословскую наивность этого человека. Они требовали объяснения, а он мог лишь дать пересказ событий: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «Пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел» (ст. 11). Слепой не был уверен, Кто такой Иисус, не знал, где Он, не имел ни логического, ни богословского объяснения того, что с ним произошло. Подробно допросив этого человека, соседи отослали его к фарисеям.

Неожиданно история принимает плохой оборот. Когда бывший слепец сказал фарисеям: «Брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу» — (ст. 15), они вознегодовали. Христос нарушил их традицию субботы.

«Не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы» (ст. 16), — заключили они.

Некоторые из фарисеев были более рассудительны. «Как может человек грешный творить такие чудеса?» — спрашивали они (ст. 16) и стали спорить между собою. Но воинственно настроенные неверующие среди фарисеев не собирались сдаваться. Большая часть 9-й главы Ев. Иоанна описывает, как они пошли ко всем, кого могли найти, отчаянно доказывая, что Иисус согрешил, нарушив субботу, в ярости выискивая доказательства, чтобы защитить свое неверие. Это создает трогательное зрелище — эти формальные, неверующие зилоты рыскают повсюду, пытаясь расследовать чудо, будучи неспособными ни видеть его, ни верить в него.

Какой контраст! Нищий, лишенный какого-либо богословского или логического объяснения того, что произошло, просто радовался тому, что соделал с ним Христос. Фарисеи же, ожиревшие от религиозных знаний, стремились опровергнуть то, что явно произошло, только потому, что оно не соответствовало их системе предубеждений.

Они обратились к слепому и спросили: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» (ст. 17). Это был вызов, а не просто вопрос.

Этот человек не боялся угроз множества фарисеев, хотя он был неграмотным в богословских вопросах. «Это пророк», — такой была его откровенная оценка.

Почти обезумев в своей страсти опровергнуть подлинность чуда, фарисеи нашли родителей слепого. «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» (ст. 19). Они задавали тот же вопрос вновь и вновь, не ожидая ответа, но скорее отчаянно выискивая возможности опровергнуть нежеланное чудо.

одители признали, что это был их сын и что он действительно родился слепым, но они ушли от ответа на второй вопрос. Стих 22 говорит, что они боялись фарисеев, которые угрожали отлучением от синагоги всякому, кто осмеливался утверждать, что Иисус есть Христос. Отлучение было ужасным делом. Так как синагога была центром еврейского общества, отлученные от синагоги были отрезаны от всего. Они не могли ни покупать, ни продавать, ни участвовать в религиозной жизни. Они становились полными изгнанниками. И когда они умирали, их даже не хоронили со всеми.

одители этого человека не желали рисковать. И поэтому они ответили фарисеям: «[Он] сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе расскажет» (ст. 21).

Но будучи воинственно настроенными неверующими, фарисеи опять вернулись к этому человеку и сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек [Иисус] Тот грешник» (ст. 24). Конечно, у них не было доказательства, что Он согрешил — ибо Он был без греха (Евр.4:15). Но они уже осудили Его, использовав свои искусственные стандарты в попытке оправдать тот вывод, который они сделали. Даже перед лицом всех фактов неверие всегда остается непоколебимым. Их решение было уже придумано, и факты их не смущали.

В ответе бывшего слепого чувствуется сарказм: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (ст. 25). Он бросил вызов их самоуверенности, что Иисус был грешник, как бы говоря: «Я не уверен, что Он — грешник. У меня нет такой информации. Но я знаю, что я не мог видеть до Его прихода, а теперь вижу».

Какой ответ могли они предложить? Никакого. Трудно спорить против простоты очевидного. В ярости они повторяли одни и те же вопросы, на которые слепой уже ответил: «Что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?» (ст. 26).

«Что еще хотите слышать?» — отпарировал он. «Или и вы хотите сделаться Его учениками?» (ст. 27).

Теперь фарисеи рассвирепели. Они стали оскорблять бывшего слепца и ругать его. «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он» (ст. 28-29).

Спокойная, простая, очевидная логика слепого победила нападки фарисеев. И он на самом деле управлял этим спором:

«Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз Мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (ст. 30-33).

И по мере того, как их враждебность нарастала, он более и более убеждался, что Иисус был от Бога! Чем больше они в Нем сомневались, тем яснее становилось Его свидетельство.

В конце концов, когда фарисеям нечего было сказать, они стали насмехаться: «Во грехах ты весь родился [как если бы они не такими родились], и ты ли нас учишь?» Иоанн дополняет: «И выгнали его вон» (ст. 34). Это значит, что они выгнали его из здания и отлучили от синагоги. Таким образом, этот слепой нищий стал первым человеком, записанным в Св.Писании, который за веру в Христа был отлучен от синагоги. Этот инцидент дал начало трещине, которая в конце концов привела к разделению Церкви и Израиля.

асследование фарисеев закончилось. Они слышали свидетельство, видели чудо и, тем не менее, остались непоколебимы. Их неверие было злобным, ожесточенным, непреклонным. В конце концов их ненависть достигнет такого нервного возбуждения, что они жизнь свою готовы будут отдать, лишь бы умертвить Его.

Между тем вера нищего все еще была несовершенна. Он положительно ответил Христу, даже защитил Его перед фарисеями, но он еще оставался невозрожденным. Его физические очи получили исцеление, но его духовную слепоту все еще нужно было устранить.

 

Духовное чудо

Когда Христос услышал, что нищего отлучили от синагоги, Он нашел его. И опять Господь Сам сделал первый шаг; нищий не искал Его. Хотя просить милостыню было его ремеслом, ни одно из двух чудес, полученных им от Христа — ни физическое исцеление, ни его последующее спасение — не стали результатом его просьб.

На примере этого эпизода идеально показано действие Божьего всемогущества. Спасение всегда становится возможным, потому что Бог ищет грешников, а не потому, что грешники ищут Бога. В Иоан.15:16 Христос сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас». В Лук.19:10 говорится: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». В Св. Писании Христос всегда изображается как ищущий Спаситель. Только благодаря Его Божественной инициативе люди получают спасение.

Никто не ищет Бога, если Бог первым не взыщет человека (ср. им.3:11). Спасение — это, прежде всего, дело Божье, но никоим образом не результат человеческой инициативы или стремления. Слепой не может дать себе зрение. Духовное зрение зависит от Божьей инициативы и Божьей силы, будучи предлагаемым в форме высшей Божественной благодати.

Здесь есть важный смысл. Этот слепой в 9-й главе Ев. Иоанна не приобрел свое зрение потому, что предстал перед светом. Никакое количество света не может пронзить слепоту. Слепой человек слеп как днем, так и ночью. Весь свет мира не заставит слепого видеть. Единственное, что может сделать слепого зрячим, это хирургическая операция или чудо. И единственное, что может удалить духовную слепоту, это Божественное чудо, а не простое воздействие света.

Преподавание богословия язычнику не приведет его к вере в Христа. Он может выучить набор христианских слов и на словах подтверждать истину. Интеллектуально он может принять факты Евангелия. Но без Божественного чуда, открывающего духовные очи слепым и дающего новое сердце, он может быть только богословски образованным язычником, а не христианином.

Если, с другой стороны, спасение действительно дело Божье, то оно не может быть несовершенным. Оно не может не оказывать влияния на поведение человека. Оно не может оставить его желания или его поведение неизменными. Оно не может выражаться в бесплодной жизни. Спасение — дело Божье и будет продолжаться непоколебимо от начала до окончательного завершения (Фил.1:6).

Очевидно то, что Бог начал действовать в сердце этого слепого. Он защищал Христа перед фарисеями и дорого за это заплатил. Он был изгнан из синагоги и отлучен от жизни общества. Хотя он еще не знал полностью, Кто такой Христос, он был предан Ему.

Христос спросил его: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Иоан.9:35). Нищий хотел веровать и был готов. Его сердце было полностью открыто: «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (ст. 36). Его уверенность в Иисусе была настолько сильна, что он готов был принять любого, на кого указал бы Иисус, как на Сына Человеческого. Сравните его отношение с отношением фарисеев, которые считали, что все знают, и не собирались повиноваться указаниям Иисуса. Они были научены в Слове Божьем, полны богословского познания, но сердца их были ослеплены сознательным неверием. Нищий еще не верил, но он был открыт.

Вера — неотъемлемая часть Божьего всемогущества. Хотя искупление полностью принадлежит Божественной инициативе, хотя люди избраны и предопределены прежде основания мира, с нашей стороны должно быть личное послушание и вера в Иисуса Христа.

Поучительно звучит ответ веры этого человека. «Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи!» (ст. 37-38). Он не колебался и не просил доказательств. Христос дал зрение его духовным очам, и в тот момент, когда они открылись, он увидел Христа и с верой дал Ему ответ.

Подобно физическому исцелению, это исцеление было Божественным чудом. Когда кто-либо принимает истину о Христе, это всегда Божественное чудо. Помните великое исповедание Петра? Иисус спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» И Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матф.16:15-16). Откуда он это знал? Христос сказал: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (ст. 17). Без Божьего чуда, открывающего духовно слепые очи, невозможно признать Иисуса Христа Тем, Кем Он есть. Но когда Христос открывает духовные очи, истина познается сразу.

Этот бедный слепой, который никогда ничего не видел в своей жизни, ясно узнал Сына Божьего. А тем временем религиозные вожди, считавшие, что они все знали, не смогли даже узнать своего Мессию. Духовное зрение есть Божий дар, который делает человека готовым и способным верить.

Что в первую очередь увидел этот человек, когда открылись его очи веры? Он увидел Христа как всемогущего Господа. Стих 38 говорит: «И [он] поклонился Ему». Прямо там он пал на свои колени и поклонился. Это красивая кульминация истории. Перед ним не стоял вопрос «сделать» Христа своим Господом; когда пелена спала с его духовных очей, он увидел Христа Тем, Кем Он был, и единственная его реакция была — пасть перед Ним на колени.

9-я глава Ев. Иоанна заканчивается следующими словами: «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышавши это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (ст. 39-41).

Духовная слепота — это трагическое состояние, но оно еще ужаснее, когда человек не осознает этого. Фарисеи считали, что они могли видеть. Более того, в богословском познании они были далеко впереди этого нищего. Но в отличие от него, с их глаз никогда не удалялась духовная слепота, поэтому они не могли признать Христа Тем, Кем Он был. Они знали учение, но не смогли узнать Мессию. Они были слепы, но даже не знали об этом.

езультат духовного прозрения — покорное, чтущее Бога сердце. езультат духовной слепоты есть еще большая слепота, больший грех и в итоге Страшный суд. Доктрина сама по себе не может помочь духовной слепоте; свет не может исцелить слепоту. Единственная надежда для заключенных во тьме духовной слепоты только в том, что чудо Божье откроет им очи. И Бог совершает это Духом Своим в момент спасения (1Кор.2:9-10). Те, кто получает спасение, не требуют углубленного богословского наставления для познания, что Христос есть Господь и что они должны повиноваться Ему; истина становится очевидной, когда удаляется их духовная слепота.

Спасение — это сверхъестественное преобразование, происходящее в душе человека, которое не меньше чуда. Оно — действительно дело Божье и должно изменить жизнь того, чьи очи были открыты. Верующий человек увидит Христа Тем, Кем Он есть — всемогущим Господом над всем миром, и это откровение, данное тому, кто прежде не мог видеть, неизбежно приведет к поклонению, благоговению и желанию сердца исполнять волю Божью. Ничто из вышеперечисленного не может быть результатом богословского обучения; это дело Святого Духа в сердце искупленного человека.

 

------------------------------------------------------------------

1 В конце своего письма редактор пишет: «Конечно, грешник должен знать, что Иисус Христос есть Бог — Господь Иегова, потому что только Бог может спасать погибшего грешника». Таким образом, он справедливо соглашается, что прежде, чем человек получает спасение, он должен знать основы богословской истины и утвердиться в них. Мой вопрос в том, какая это вера, если она, утвердив человека в том, что Иисус Христос есть Бог Иегова, позволяет ему продолжать жить жизнью греха и противления? Не бесовская ли это вера (Иак.2:19), популярная, но не эффективная?

2 Thomas L. Constable, «The Gospel Message,» Walvoord: A Tribute (Chicago: Moody Press, 1982), 203-204.

3 Там же, стр. 209.

 

 

-6-

 


allrefrs.ru - 2018 . !