:

(936)
(6393)
(744)
(25)
(1497)
(2184)
(3938)
(5778)
(5918)
(9278)
(2776)
(13883)
(26404)
(321)
(56518)
(1833)
(23400)
(2350)
(17942)
(5741)
(14634)
(1043)
(440)
(17336)
(4931)
(6055)
(9200)
(7621)






Христос призывает к новому рождению 5



То есть Иисус говорил Никодиму: «Тебе необходимо духовно очиститься и духовно переродиться». Весь смысл был в том, что ни закон, ни религиозные обряды, включая крещение, не могут дать вечной жизни. Мы можем предполагать, что Никодим понял обращенные к нему слова, потому что они явно сильно его потрясли.

 

Единство откровения

Иисус затем мягко упрекнул потрясенного учителя, говоря: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоан.3:7).

Следующий вопрос Никодима показал смятение в его сердце: «Как это может быть?» (ст. 9). Он просто не мог поверить тому, что слышал.

«Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (ст. 10). Тот упрек Господа полностью заставил Никодима замолчать. Он больше ничего не ответил. Возможно, он стоял и слушал, как Иисус любезно объяснял суть нового рождения. Возможно, он повернулся и ушел в гневе. Иоанн не говорит об этом. Но видимо, в итоге Никодим стал верующим — если не в этот момент, то позже. После распятия он вместе с Иосифом из Аримафеи взял тело Христа и приготовил его к погребению (Иоан.19:38-39).

Даже если Никодим и сказал еще что-то в этом разговоре с Господом, Иоанн не сообщает об этом. Молчание понятно. еакция Иисуса на его соответствие званию духовного учителя была уничтожающей для Никодима. Использование Господом определенного артикля во фразе «учитель Израилев» (в греческом языке) указывает, что Никодим имел репутацию выдающегося учителя во всем Израиле. Обличение Христа, однако, намекает на то, что он, на самом деле, очень мало понимал истину Св. Писания. Это, наверняка, был болезненный удар по его «я».



еакция Иисуса также показала важную доктринальную истину. Он показал, что Ветхий Завет открыто проповедовал о пути спасения (ср. 2Тим.3:15). Иисус не провозглашал новый путь спасения, отличающийся от Ветхозаветного искупления (ср. Матф.5:17). То есть, спасение во время периода благодати не отличается от спасения под законом. В Слове Божьем есть совершенное единство, и путь к спасению, явленный в Ветхом Завете, был таким же, как и спасение через свершение Христа на кресте. Спасение никогда не было наградой за человеческие дела; оно всегда было даром благодати покаявшимся грешникам, став доступным в результате того, что совершил Христос.

Обращение — новое рождение, включающее омытие возрождения и обновление Святым Духом — было всегда, с самого начала, Божьим планом. Даже в Ветхом Завете спасение не было наградой тем, кто соблюдал закон; оно было даровано тем, кто в смирении с верой искал избавления от своих грехов. Тем не менее, оно всегда обозначало новое начало, возрождение, поворот от служения греху — к Богу. Никодим как учитель закона должен был понять это. Он должен был быть знаком со словами Господа, записанными Исаией:



 

«Омойтесь, очиститесь;

Удалите злые деяния ваши от очей Моих;

Перестаньте делать зло;

Научитесь делать добро...

Тогда придите, и рассудим,

Говорит Господь.

Если будут грехи ваши, как багряное, —

Как снег убелю;

Если будут красны, как пурпур, —

Как волну убелю» (Ис.1:16-18)

 

Центральная тема Ветхого Завета — искупление благодатью. Но, к удивлению, фарисеи полностью упустили ее. В своем непреклонном понимании важности религиозных дел они оставили в стороне истину Божьей благодати и прощение грешников, очевидные во всем Ветхом Завете. Они акцентировали внимание не на обращении к Господу как пути получения вечной жизни, а на послушании закону. Они настолько были заняты, пытаясь заслужить праведность, что отвергли удивительную истину, сказанную в книге Аввакума 2:4: «Праведный своею верою жив будет». Они смотрели на Авраама как на своего отца, но не обратили внимания на основной урок его жизни: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). Они тщательно просматривали псалмы в поисках законов, которые они могли бы добавить к своему списку, но оставили без внимания самую величественную из всех истин — что Бог прощает беззакония, покрывает преступления и не вменяет греха обращающимся к Нему (Пс.31:1-2). Они ожидали прихода своего Мессии, но закрыли глаза на тот факт, что Он придет, чтобы умереть, став жертвою за грех (Ис.53:4-9). Они были уверены, что они путеводители слепым, свет для находящихся во тьме, наставники невежд и учителя младенцев (ср. им.2:19-20), но упустили самый основной урок Божьего закона: они сами были грешниками, имеющими нужду в покаянии.

Люди всегда претыкались в вопросе о простоте спасения. Поэтому и существует так много лжеучений. Каждое из них имеет свое отклонение в доктрине спасения — и каждое извращает простоту учения, открытого в Слове Божьем (ср. 2Кор.11:3), поддерживая идею спасения посредством человеческих дел. Каждое из основных лжеучений утверждает, что имеет ключи, открывающие секрет спасения, но, тем не менее, все они одинаковы в том, что пропагандируют достижение самоправедности как пути к Богу.

Слово Божье от начала до конца с удивительной последовательностью опровергает каждое из них. Его весть, соединяющаяся в шестидесяти шести книгах, писавшихся на протяжении пятнадцати столетий более чем сорока различными людьми, уникально гармонична. И эта весть в том, что Бог по Своей милости спасает кающихся грешников, приходящих к Нему с верой. Здесь нет ни секрета, ни тайны, ни неясности, ни запутанности. Если бы Никодим действительно понимал Слово Божье, то знал бы это. И если бы он искренне принял и поверил написанному Слову, то не сопротивлялся бы и не отвергал воплощенное Слово, Которое стояло перед ним как олицетворение Божьего вечного пути истины (ср. Иоан.5:39).

 

Необходимость возрождения

Вопреки своим большим способностям учителя и своей приверженности мелочам закона, Никодим потерпел неудачу. Иисус не скрывал истину и не пытался сделать ее приятной для слуха. Никодим лелеял великий грех, которого даже не осознавал — грех неверия. Когда Никодим сказал: «Как это может быть? — Он подразумевал: Я не верю этому». Неверие всегда порождает незнание.

Стихи 11-12 подтверждают, что основной проблемой было неверие. В них Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» «Вы не принимаете» и «вы не верите» обозначают одно и то же. Никодим утверждал, что он не понимает. Иисус хотел, чтобы он понял, что вера приходит прежде полного понимания. Как Павел писал в 1Кор.2:14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». Духовная истина не постигается умом неверующего; неверие не допускает ничего как возможный факт.

Каким ударом это было по самоправедности Никодима! Ведь он пришел к Иисусу с самоуверенным исповеданием: «Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога» (ст. 2). В сущности, Христос ответил: «Нет, ты не знаешь. Ты не понимаешь Св. Писания. Ты не знаешь основ спасения. Ты даже не понимаешь земных вещей. Какой Мне смысл излагать тебе Небесную истину?»

Как большинство религиозных неверующих, Никодим не хотел признать, что он — беспомощный грешник. Он считал себя великим духовным вождем. Но Иисус знал истину и свел на нет его самоуверенность.

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах» (ст. 13). Этим утверждением Своего Божественного происхождения Христос обличил поверхностную веру Никодима и разрушил его религиозность, основанную на делах. Никто не может взойти в небо; то есть, никто не может заслужить себе вход туда. Бог сошел с неба и говорил к нам в Своем Сыне (Евр.1:1-2). Мы никогда не смогли бы взойти на небо и найти там ответы для себя. Единственный, Кто имеет доступ к Богу, есть Сошедший с небес. Он не просто Учитель, посланный от Бога; Он Сам есть Бог в человеческой плоти. Мы или принимаем, что Он говорит, или остаемся в своем грехе.

Его весть в следующем: «Должно вам родиться свыше» (ст. 7). Возрождение не есть вариант выбора, но скорее абсолютная необходимость. Никто — даже самый религиозный фарисей — не освобождается от Божественного призыва к рождению свыше. Таким образом, мы имеем основополагающую истину благовество-вания Христова: спасение невозможно без совершаемого Богом возрождения.

 

еальность искупления

Когда Никодим перестал отвечать, Иисус благосклонно, с любовью объяснил ему новое рождение во всей его простоте. Начиная со стиха 14, Христос подробно изложил путь спасения. Он избрал Ветхозаветный пример спасения, чтобы подчеркнуть упрек Никодиму за непонимание им истины Св. Писания: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (ст. 14-15). Конечно, Никодим знал эту историю. Почему же он не понял ее истину?

В Числ.21 дается полная информация о медном змее в пустыне. Оставив Египет, но еще не войдя в Обетованную Землю, израильтяне бродили по пустыне. Они постоянно роптали — жаловались на пищу, на Моисея и на то, какими тяжелыми были их условия. Наконец, устав слушать их, Бог послал казнь в виде сотен ядовитых змей. Змеи наводнили стан, и непослушный народ был поражаем их укусами. Когда они поняли, что умирают, то покаялись. Придя к Моисею, они просили его ходатайствовать о них. Бог, в Своей милости, простил их и велел Моисею сделать шест и поместить на нем медного змея. Моисей должен был воздвигнуть его в середине стана. Господь дал следующее обетование: «Ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ.21:8). Он не предписал обряд или литургию. Точно так же и спасение не происходит от религиозных церемоний. Так было, когда израильтяне были в пустыне; так было с Никодимом; так обстоит дело со спасением и сегодня.

Те, кто отвергает послушание Христу как часть спасающей веры, утверждают, что Иисус избрал этот пример, чтобы показать, что вера есть просто принятие фактов Евангелия. Один автор пишет: «В этом созерцании нет идеи посвящения жизни, нет мысли об исцелении по заслугам, ни вопроса о последующей жизни взирающего, ни возможности предоставления себя объекту созерцания».4 Зейн Ходжес добавляет: «Может ли быть что-либо более простое, чем это! Вечная жизнь за один взгляд веры! Несомненно, здесь мы также находим безусловный дар, который может быть приобретен всяким желающим его... Вопрос только заключается в вере в то, что предлагает Бог».5

Так ли это? Конечно, нет. Вопрос не в вере в то, что предложено, но в Того, Кто был вознесен. Более тщательное исследование 21-й главы книги Числа показывает, что Христос не изображал картину «простой» веры. Он показывал Никодиму необходимость покаяния. Иисус использовал этот конкретный пример, потому что Он бросал вызов фарисейству Никодима. Никодим хорошо знал историю о медном змее. Как иудейский начальник он, несомненно, отождествлял себя с Моисеем. А Христос показал ему, что он должен отождествить себя с грешными, непослушными израильтянами.

Никодим хорошо знал беспомощное состояние израильтян, для которых был поставлен медный змей. Они были грешниками, дерзкими противниками Бога. Они были осуждены и умирали. Они пришли к Моисею с чувством стыда и полного раскаяния, говоря: «Согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя» (Числ.21:7). Несомненно, многие уже были больны и умирали, быстро теряя силы. Они понимали свое положение. У них не было и мысли о том, чтобы легкомысленно посмотреть на шест, а затем опять продолжить жизнь противления. Интересно, что Моисей больше не пишет о противлении, ставшем причиной суда над ними. Они обратились к Богу в полном отчаянии и с искренним покаянием. Иисус требовал от Никодима сделать то же.

Причиной был грех. Иисус бросал вызов этому великому учителю закона: признать, что он был укушен великим змеем-сатаной и прийти к Господу за спасением. Сама концепция этого противоречила фарисею. Она подрубывала корни его самоправедности. Отнюдь не показывая Никодиму картину легкой веры, наш Господь поставил неприятное для Никодима условие спасения: он должен признать свою греховность и раскаяться. Он должен поставить себя в один ряд с грешными, укушенными змеями, кающимися израильтянами.

Образ медного змея также изображал смерть Иисуса как цену за спасение. Как Моисей вознес змея в пустыне, так Сын Человеческий должен быть вознесен на кресте распятия. Слово «должно» в стихе 14 имеет особое значение; Христос должен был умереть. «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22). Божья система жертвоприношения требовала искупления посредством крови, ибо «возмездие за грех — смерть» (им.6:23). Кто-то должен умереть и заплатить цену за грех.

Эта истина подводит к самому знакомому и самому значительному высказыванию во всем Св. Писании: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). Что значит веровать в Христа? Это значит больше, чем просто принимать истину, что Он есть Бог в человеческой плоти, соглашаясь с этим и веря тому, что Он говорит. Настоящая вера, в своей сути, имеет желание к послушанию. И удалить эту истину из текста невозможно. Иисус не дает места вере, которая устами исповедует истину, а затем продолжает находиться в грехе. Посмотрите на стихи 20-21: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны».

Стих 36 идет еще дальше, приравнивая непослушание к неверию: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а непокоряющийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Новый перевод с греческого подлинника, курсив добавлен). Таким образом, проверка истинной веры в следующем: производит ли она покорность? Если нет, это не спасающая вера. Непослушание есть неверие. Настоящая вера повинуется.

Иоан.3:17 — еще одно обличение религиозной системы, представленной Никодимом. Фарисеи ожидали Мессию, Который пришел бы истребить язычников и установить утопию для евреев. Но Иисус сказал: «Не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Те, кто считал, что пришествие Мессии обозначало славу для Израиля и истребление для всех остальных, были разочарованы. Он пришел, чтобы принести спасение не только Израилю, но всему миру. Это реальность искупления. Оно предлагается не только фарисеям, не только евреям, но всякому верующему в Него (ст. 16).

Иисус дал замечательное обетование грешникам: «Верующий в Него не судится» (ст. 18). Он уравновесил его с разочаровывающим предупреждением фарисеям и всем остальным, кто отвергал Христа: «Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия». Осуждение неверующих не переносится на будущее. То, что будет завершено на последнем суде, уже началось. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (ст. 19). Люди, чьи дела злы, возненавидев и отвергнув свет, обрекают себя на вечную тьму.

Так наш Господь изложил Свое учение. Обратите внимание, насколько оно исключительно; Иисус есть единственный источник спасения. Не верующие в Его имя осуждены, отлучены от вечной жизни. Неважно, насколько человек искренний, насколько религиозный, насколько погруженный в добрые дела, но каждый должен родиться свыше. Для тех, кто не признает себя грешным, погибающим человеком и верой не повернется от греха к Тому, Кто был вознесен, чтобы самому не погибнуть — для них нет обетования жизни, есть только гарантия осуждения.

-------------------------------------------------------------

1 Cocoris цитирует Иоан.3:14-15 в поддержку веры, исключающей идею посвящения. G. Michael Cocoris, Lordship Salvation — Is It Biblical? (Dallas: Redencion Viva, 1983), 13.

2 Cp. Zane Hodges, «Untrustworthy Believers — John 2:23-25» Bibliotheca Sacra (April—June 1978), 139-52. Hodges делает поразительное утверждение, говоря, что люди, описанные здесь — истинные, хотя и тайные, верующие. Однако он признает очевидную связь между Иоан.2:23-25 и историей с Никодимом (там же, 50). Безусловно, Иисус обращался с Никодимом, как с неверующим. Если он был одним из описанных в Иоан.2:23-25, то не мог быть истинным верующим в то время. Как допускает сам Ходжес, комментаторы почти единодушны во взгляде, что Иоан.2:23-25 описывает что-то меньшее, чем спасающую веру.

3 У евреев, очевидно, было два вида уксуса. Один они употребляли как обыкновенное питье, и он, вероятно, был ни чем иным, как слабым красным вином. Другой делался из известковой кислоты, разбавленной водой. («Библейская Энциклопедия» Москва, 1891, стр. 714 — примечание переводчика.)

4 William LeGrange Hogan, «The Relationship of the Lordship of Christ to Salvation» (Th.M. thesis, Dallas Theological Seminary). Хоган позже отверг идею спасения, не признающего Господства Христа, но это выражение цитировалось Кокорисом с его одобрения, Lordship Salvation — Is It Biblical? 13.

5 Zane Hodges, The Gospel Under Siege (Dallas: Redencion Viva, 1981), 17-18.

 

- 3 -

 


allrefrs.ru - 2018 . !