Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Двигательные нарушения детей с нарушением зрения



Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к сниже­нию двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладе­нии пространственными представлениями и двигательными действи­ями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:

ü расстройством функций зрения на основе органических нарушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств;

ü ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искаженное представление об окружающей действительности;

ü неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;

ü снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся.

Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зре­ния значительно отстает от нормально видящих сверстников: в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего возраста отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нор­мы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Л.Н. Ростомашвили (1999) показывает, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ=1600 куб. см, а у нормально видящих - 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита. У слабовидящих школь­ников показатели кистевой динамометрии ниже на 28 %, чем у нормально видящих сверстников, в показателях гибкости они усту­пают последним в среднем на 12-15%. Б.В. Сермеев указывает на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Наиболее выраженная разница в росте мышечной силы у незрячих детей по сравнению с нормально видящими наблюдается в 7-14 лет: отставание у маль­чиков 3,5-5 кг, у девочек 1 - 1,5 кг.

У детей с патологией зрения отмечается нарушение координа­ции движений. В возрасте 8-9 лет оно составляет 28%, а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выпол­нении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результа­тов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7-9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способно­сти. Результаты прыжков в длину с места у мальчиков ниже результатов нормально видящих на 16-24%. Эти данные свидетельствуют о низкой двигатель­ной активности, а следовательно, меньшей выносливости и работо­способности детей с нарушением зрения.



С возрастом показатели физического развития у детей со зри­тельной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравне­нию с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудис­той и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Воз­растная динамика физического развития у этих детей сохраняется та­кой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже.

Мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамичес­кого равновесия.

Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения: плоскостопие встречается от 30 до 53,8%, мышечная слабость - у 12%, нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих соответ­ственно у 20% и 14%; значительно больше и число простудных заболеваний. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сер­дечно-сосудистой системы.

По данным медико-психолого-педагогической оценки, все причи­ны вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) орга­нические нарушения, наследственные заболевания, врожденное слабовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и педаго­гических условий для гармоничного развития ребенка с депривацией зрения, отсутствие или недостаточность профилактической, коррекционной работы с данной категорией детей.



К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с на­рушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недораз­витие письменной речи смешанного характера (разные виды дисгра-фии), соматические заболевания, задержка психического развития, дет­ский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профи­лактической и коррекционной работе, направленной на нормализа­цию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!