Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЧАСТЬ 1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Д.П. Самородов Э.Ф. Асадуллин

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ И В ОСНОВЫ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЙМЕТОДОЛОГИИ

Учебное пособие

по спецкурсу для студентов,

обучающихся по специальности «История»

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки

История

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Стерлитамак 2012


УДК 930.2

ББК 63.01

С 17

Учебное пособие даёт представление о природе исторического познания, предмете и современных задачах исторической науки, её методологических основах и перспективах их развития.

Книга может быть использована студентами исторических факультетов университетов и педвузов в качестве учебного пособия по спецкурсам «Ведение в историческую специальность» и «Основы методологии истории», а также аспирантами, преподавателями и всеми интересующимися проблемами теоретической истории.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................

ЧАСТЬ 1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ....................................................................................................

1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план) ……......

2.Содержание разделов дисциплины и тем............................................

2.1.Тематика лекций……………………………………………………..

2.2. Тематика семинарских занятий…………………..............................

3.Содержание итогового и промежуточного контроля………………...

3.1. Методические указания для студентов……....................................

3.2.Задания для самостоятельной работы студентов……………………

3.3. Перечень вопросов к зачету………....................................................

4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………….

4.1.Рекомендуемая литература……………………………………………

4.2.Средства обеспечения освоения дисциплины………………………

5.Словарь основных терминов…………………………………………..

 

ЧАСТЬ 2. ОТ ОБЩЕНАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ К МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ…………………………….

2.1. Методология исторического исследования……………………….

2.2. Историческое развитие и современное состояние типов научной рациональности по В.С. Степину……………………………………….

2.3. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке…………………………………………………………..

2.4. Исторические типы научной рациональности……………………



2.5. Социальноисторическое познание в виртуальном подходе……….

2.6. Базовые подходы социально- исторического познания……………

2.7. Формация и цивилизация в современной исторической науке……

2.8. Теоретические базисы формаций и цивилизаций………………….

2.9. Богоцентрический подход и егоосновные разновидности…………

2.10. Метаисторический подход по Д.П. Самородову…………………

2.11. Теория пассионарности Л.Н. Гумелева…………………………..

2.12. История повседневности………………………………………….

2.13. Виртуальный подход в социально-историческом познании……

 

ЧАСТЬ 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИКА……………………………………………

3.1. Исторический факт…………………………………………………..

3. 2. Исторический источник……………………………………………..

3.3. Интернет и его место в методологической лаборатории современного историка………………………………………………………………

3.4.. Начальное понятие об исторической хронологии………………….

3.5. Три модели исторической хронологии ……………………………...

всемирной истории………………………………………………………

 

ЧАСТЬ 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ (ТРИ МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ)…………………………………

4.1. Начальное понятие об исторической хронологии………………….

4. 2. Три модели исторической хронологии всемирной истории………

Официальная (скалигеровская) модель хронологии………………..

4.4. «Удлиненная» модель исторической хронологии…………………

4.5.«Укороченная» модель исторической хронологии. Концепция «новой» хронологии академика А.Т. Фоменко и его математической школы……………………………………………………………………..

 

Приложения………………………………………………………………

 


ВВЕДЕНИЕ

Курс «Введение в историческую специальность» во многих отношениях является весьма специфической дисциплиной. Это обусловлено тем обстоятельством, что с этого учебного пред­мета начинается точка отсчёта процесса освоения студентами-первокурсниками основ профессии историка. Важнейшей зада­чей курса является разъяснение студентам основной сущности профессии современного историка-профессионала, а также собственно-сущностного содержания терминов «история» и «историческая наука». Выполнение этой задачи будет способ­ствовать успешной адаптации вчерашних школьников в стенах исторического факультета и его учебной, ментальной среде, а также осознанному уважению и любви к своей будущей специ­альности.



Обучение на историческом факультете характеризуется принципиально иным, гораздо более высоким и научным уров­нем организации изучения исторического материала, в отличие от школы или гимназии. Поэтому с самого начала студент-первокурсник должен настроиться на упорную и постоянную учебную работу, требующую высокой индивидуальной творче­ской активности, самоконтроля и умственного напряжения, ибо современный историк обязан быть весьма эрудированным и всесторонне развитым индивидуумом, обладающим передовым широким научным кругозором.

В структурном отношении основная часть курса «Введение в историческую специальность» состоит из программы лекци­онного курса и тематики семинарских (практических) занятий. Указанная часть учебно-методических материалов сопровож­дается методическими разъяснениями относительно того, что такое лекция и семинарские занятия, а также содержит другие методические рекомендации и пожелания.

Важным специфическим моментом проблемной (тематиче­ской) структуры курса является уделение особого внимания методологии исторической науки, представляющей собой осо­бую историческую дисциплину и являющейся, образно выража­ясь, теоретическим фундаментом науки. Методология истории изучает принципы, методы исторического исследования, а так­же основные теоретические подходы в интерпретации исторического материала. Поэтому студенту-первокурснику очень важно изначально усвоить первоосновы методологии истории и впоследствии неустанно наращивать свои теоретические навы­ки в этой ответственной области исторической специальности. Такой подход к делу будет гарантией того, что к моменту окон­чания пятилетнего обучения на историческом факультете сту­дент сумеет сформировать у себя прочное самостоятельное научно-историческое мировоззрение и стать грамотным спе­циалистом. Современные исторические подходы и концепции, а также другие вопросы из области методологии истории будет освещаться в лекционном курсе и выноситься на семинарское обсуждение.

Для того, чтобы облегчить студентам усвоение материала и добротно подготовиться к зачёту, в состав учебно-методических материалов по изучаемому курсу включены при­ложения, в которых содержатся различные трактовки термина «история», а также другие основополагающие термины, поня­тия и категории исторической науки и её методологии. Учебно-методические материалы содержат также общий список науч­ной литературы и вопросы к зачёту по курсу «Введение в исто­рическую специальность».


ЧАСТЬ 1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!