Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи



 

Акмеология в процессе своего развития уверенно переросла статус важного раздела возрастной психологии — «психологии взрослости или зрелости», став самостоятельной и пройдя все этапы становления, характерные для любой науки. Среди акмеологов существуют две точ­ки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их со­держания. Согласно первой точке зрения* таких этапов было три:

имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психоло­гии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе осо­бое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;

эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, пробле­матике, общих и частных методологических принципах;

рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации и интеграции акмеологии.

Согласно второй точке зрения** акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:

латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном позна­нии акмеологической проблематики;

номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характери­зовавший новую науку;

инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводиться акмеологические теоретиче­ские и прикладные исследования;

институциональный, когда акмеология полностью приобрела са­мостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.

* Деркач А. А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. — М.: МПА, 1998.

** Семенов И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследо­ваний в современном человекознании // Общественные науки и современ­ность. - 1998. -№3.

 

Содержательно данные этапы, выделенные в первом и втором под­ходах, являются близкими, поэтому мы не станем отдавать предпочте­ние ни одному из них, т. к. они верно отражают сущность процессов формирования, становления и развития акмеологии.



В то же время эти процессы, в силу действия многих причин, осу­ществлялись неравномерно. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших дос­тижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессио­нальной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с про­фессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта дея­тельности. Это вполне естественно: личностные достижения стано­вятся заметными в основном в профессиональной деятельности, осо­бенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Изучение закономерностей АКМЕ в профессиональной деятельно­сти имеет хорошо осознаваемое многими практическое значение. По этому поводу А. А. Бодалев высказал следующую мысль: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве, во внешней и внутренней политике, в промышлен­ности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа» *.

Насущная практическая потребность в акмеологических знаниях о профессионализме стала главным импульсом развития и доминирования данного направления акмеологии. В результате весьма распро­страненным стало мнение о том, что акмеология — это прежде всего наука о закономерностях развития профессионализма.

* Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М. Флинта-Наука, 1998, – С. 48.



 

Действительно, акмеологических исследований прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуаль­ности значительно меньше, чем исследований развития человека как субъекта труда. Особенно много проблем возникает с изучением лич­ностного аспекта АКМЕ. Дело в том, что, определяя его содержание в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить следующее:

• мировоззренческие позиции;

• дать описание соответствующих личностных стандартов и этало­нов развития.

Естественно, что это неизбежно приведет к идеологизации акмео­логии как науки со всеми вытекающими последствиями, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом. В период господства «все­побеждающего марксистско-ленинского учения» такое положение, как ни странно, позволило бы четко и непротиворечиво определить мировоззренческую направленность акмеологии (эталоном АКМЕ были бы, естественно, «личность и деятельность В. И. Ленина», вернее созданный пропагандистской машиной его мифологический образ). Сейчас сделать это чрезвычайно сложно, т. к. отсутствуют общепри­нятые идеологические эталоны и неясны перспективы их создания. Выходом из создавшейся ситуации могла бы стать опора на религиозные парадигмы. Тогда акмеология, скорее всего, разделилась бы на хрис­тианскую, буддистскую, исламскую и другие виды, ориентированные конфессионально, и потеряла бы свой статус объективной и интегративной науки, хотя именно такое разделение дало бы необходимый импульс исследований личностного аспекта АКМЕ. Обобщение таких исследований позволило бы выйти на интегральные аксиологические ориентиры. Однако такой подход в настоящее время считается дис­куссионным.

В ситуации «идеологического плюрализма» некоторые направле­ния акмеологии просто не могут плодотворно развиваться без соот­ветствующих базисных философских, исторических и культурологи­ческих исследований. Но и эти науки, освобождаясь от догм сугубо материалистического понимания причинно-следственных связей в анализе явлений, сами находятся в переходном состоянии. Опора же на зарубежные исследования показывает их недостаточную теоретико-методологическую глубину, необходимую для решения акмеологических проблем, оторванность от наших культурно-исторических традиций. Поэтому-то акмеология и развивается гетерохронно, преимущественно преуспев в разработке акмеологических проблем прогрессивного раз­вития человека как субъекта труда.

В соответствии с данными особенностями развития акмеологии и сформировался ее образ как «науки о профессионализме», характер­ный для ее обыденного восприятия. В то же время под влиянием этой гетерохронности развиваются и ее теоретико-методологические осно­вы. Отрицать или бескомпромиссно бороться с мнением, что акмеоло­гия — это наука о профессионализме, пока не стоит, хотя это упрощен­ное понимание, значительно сужающее предметные и объектные ноля, ограничивающее проблематику акмеологии рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда. Данное мнение возникло не случайно, и оно в целом правильно отражает состояние данной науки на сегодняшний день, в котором отчетливо доминируют исследования профессионализма. К тому же это вызвано не только потребностями практики, но и известным идейным кризисом гуманитарных наук. Сейчас необходимо, разрабатывая акмеологические проблемы, решать задачи разного уровня, ориентированные как на узкое, так и широкое предметные поля, соответствующие истинному статусу акмеологии. Борьба же с «ересью профессионализма» в акмеологии будет только препятствовать ее развитию, исследованиям других ее направлений, в которых АКМЕ рассматривается на уровне личности, индивида и индивидуальности. К тому же это может расколоть акмеологов, от­влечь их от решения актуальных научных и практических проблем, что станет пагубным для акмеологии.

Насколько такое «однобокое развитие» вредит акмеологии? Как отмечалось, в этом случае серьезно сужается ее объектное и предмет­ное поля, а также круг проблем и научных задач. Думается, вред все же небольшой, потому что в силу комплексности и системности науч­ных исследований субъект труда в акмеологии обязательно будет изу­чаться еще и как личность, индивид и индивидуальность, хотя на пер­вых порах и ограниченно. К тому же такое «однобокое развитие», как ни странным это может показаться, помогает акмеологии. Оснований для такого утверждения несколько.

Во-первых, получаемые научно-практические результаты отлича­ются практической значимостью, ясностью и доступностью, что спо­собствует утверждению акмеологии как науки, укреплению ее по­зиций.

Во-вторых, углубление исследований, расширение ее объектного поля, как это случалось не раз в науке, приводит к тесной интеграции с другими направлениями и дисциплинами, в нашем случае, следова­тельно, движению к первоначальным идеям АКМЕ.

Примером может служить развитие инженерной психологии: на первых этапах объектами исследований были только средства инди­кации и органы управления, их «сопряжение» с возможностями чело­века, управляющего техникой. Потом стали активно изучать влияние функциональных состояний человека-оператора на эффективность и надежность деятельности и функционирование системы «человек — машина». Тогда и установились у инженерной психологии самые тес­ные связи с психофизиологией. На следующем этапе, когда начали изучать индивидуальные стили деятельности, решать задачи профес­сионального отбора, формирования высокой мотивации деятельно­сти возникла острая потребность в «кооперировании» с психологией личности. Изучение работы групп операторов, управляющих слож­ной техникой, определило необходимость научных связей с социаль­ной психологией. Таким образом инженерная психология все ближе приближалась к своему широкому предметному полю.

Таким образом получается, что интенсивно развивающееся одно направление науки как бы подтягивает к себе другие, при этом проис­ходит очевидное ее предметное и проблемное обогащение, расшире­ние пространства ведения.

В-третьих, прогрессивное развитие человека не происходит по од­ной «узкой колее», ведь трудно стать настоящим профессионалом сво­его дела, развиваясь исключительно как субъект труда. Практика сви­детельствует, что чем выше уровень профессионализма, тем больше в нем индивидуального и личностного. Специалисты в области психо­логии творчества утверждают, что настоящее дарование проявляется во множестве выраженных сложных способностей, личностных и ха­рактерологических особенностях, влияющих на особенности деятель­ности и ее продуктивность. Это справедливо и для акмеологического понимания профессионализма.

Отмеченное гетерохронное развитие акмеологии в настоящее вре­мя для нее все же имеет больше плюсов, чем минусов.

Нынешнее состояние акмеологии отразилось и на сущностных ха­рактеристиках ее базисных основ и категорий. Проведенные теорети­ческие и эмпирические исследования позволили определить и опи­сать цель, предмет, объект и задачи акмеологии на ее настоящем этапе развития как науки.

Цельюакмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и про­фессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектомакмеологии является прогрессивно развивающаяся зре­лая личность, самореализующаяся главным образом в профессио­нальной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметомв широком понимании являются процессы, законо­мерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализа­ции, достижению вершин в развитии. На данном этапе — это преж­де всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содейст­вующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни кон­кретности, соответственно разные исследовательские сферы и прак­тики.

В наше время предмет акмеологии, очерченный в свое время Б. Г. Ана­ньевым, стал более широким, и эта тенденция продолжается. Пред­принимаются попытки расширить и объектное поле акмеологии.

Это естественно, ведь проведенные акмеологические исследования и акмеологическая практика наглядно доказали, что современная акмеология не может сводиться только к онтопсихологическому аспекту. Поэтому данные определения предмета и объекта науки отражают определенную ступень ее становления в данном временном периоде. В содержательном отношении они более узкие, если исходить из сущ­ности акмеологии как науки о прогрессивном развитии зрелой лич­ности. По мере накопления акмеологического знания, расширения объектного поля, обобщения полученных эмпирических фактов, раз­вития теоретико-методологических основ акмеологии научное со­держание объекта и предмета акмеологии будет уточняться и, без­условно, приближаться к тому, что было изначально заложено в акмеологических идеях. Развитие же самой предметной сферы акмеологии будет осуществляться с учетом усиления влияния ее аспектов: он­тологического, гносеологического, социологического, культурологи­ческого, аксиологического, этического, религиозного, бытового и других. На это будут направлены теоретические исследования акмеологов.

Своеобразие предмета и объекта акмеологии нашло свое отражение в главных задачах, актуальных именно на нынешнем этапе ее разви­тия как науки. Отметим их.

Первая группа задач связана с научным освещением феномено­логии АКМЕ, дальнейшей разработкой теоретико-методологических основ акмеологии, описанием ее статуса, места в системе наук, опре­делением и описанием количественно-качественных характеристик АКМЕ. Последнее позволит процесс его достижения сделать более целенаправленным.

Вторая группа задач направлена на изучение общих и частных закономерностей достижения АКМЕ, определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидам, личностям и субъектам деятельности. В то же время выделение обще­го должно обязательно сопровождаться анализом особенного, харак­терного для конкретного вида профессиональной деятельности, и еди­ничного, присущего отдельному индивиду.

Третья группа задач направлена на выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих дви­жению к АКМЕ и достижению вершин в развитии. Здесь особое вни­мание следует уделять поиску и систематизации субъективных фак­торов, анализу роли семейного воспитания, образования, личностных и профессиональных стандартов и эталонов, отношению к профессио­налам и профессионализму и пр.

Четвертая группа задач связана с разработкой собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Любая наука по-настоящему приобретает самостоятельный статус, когда у нее име­ется свой собственный исследовательский и методический аппарат. Акмеология не является исключением. В начале ее становления акмеологические задачи решались с помощью общенаучных и психологи­ческих методов, но скоро наступило время, когда актуализировалась задача разработки собственных методов. Работа в этом направлении продолжается, и уже есть обнадеживающие результаты.

Пятая группа задач ориентирована на разработку акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных классов про­фессиональной деятельности. Разумеется, потребовалось теоретиче­ское обоснование самой категории «акмеологическая модель». Создание акмеологических моделей позволит описать целостные и структури­рованные стандарты профессионализма, являющиеся важным ориен­тиром для личностно-профессионального развития, оптимизировать этот процесс.

Шестая группа задач направлена на создание собственно акмеоло­гических технологий прогрессивного развития личности и в первую очередь профессионализма.

Седьмая группа ориентирована на конкретные прикладные акмеологические исследования, что, в свою очередь, закрепит естественные тенденции к дифференциации науки, становлению ее научных направ­лений.

Развитие акмеологии как науки, утверждение ее в системе человекознания требуют решения и методологических задач, решение ко­торых необходимо для создания теоретических оснований фундамен­тальных и прикладных акмеологических исследований. В настоящее время наиболее актуальными для акмеологии являются следующие методологические задачи:

• дифференциация предмета акмеологии от предметов смежных наук;

• систематизация специфических понятий и раскрытие их акмеологического смысла и содержания;

• соотнесение в акмеологических исследованиях индивидуально­го подхода с типизацией, типологизацией, факторизацией в ана­лизе стратегий и методов;

• внутренняя интеграция общей и специальных областей акмеоло­гии;

• разработка фундаментальных проблем «нашего времени» в кон­тексте решения акмеологических задач.

По мере накопления акмеологического знания цель, предмет, объект и главные научные и методологические задачи акмеологии будут уточ­няться, и, скорее всего, следует ожидать расширения объектного и пред­метного пространства акмеологии, спектра актуальных научных и практических задач. Это соответствует общей логике развития акмео­логии как науки.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!