Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Цели, задачи, методы и правовое регулирование экологического аудита



Экологический аудит представляет собой новую категорию экономиче­ских механизмов защиты окружающей среды. Система экологиче­ского аудита уже давно изучается в США и Великобритании. Его концепция, сформированная в конце 70-х годов, была призвана уже­сточить меры по экологическому контролю из-за участившихся ава­рий на химических производствах. Основной целью аудита была про­верка соответствия деятельности компании существующим законам и нормативам.

Экологический аудит-экспертиза и анализ деятельности и отчет­ности хозяйствующего субъекта проводятся уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эко­лог-аудитор) лицами для определения их соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постанов­лениям и предписаниям государственных и природоохранных орга­нов по обеспечению экологической безопасности, для проведения консультаций и выдачи рекомендаций. Цель экологического аудита – оценка воздействия и прогнозирования экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, уста­новление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государст­венных и природоохранных органов, определение основных направ­лений обеспечения экологической безопасности производства, по­вышения эффективности природоохранной деятельности.

Основной задачей экологического аудита является оценка эко­логической безопасности производства и выполнения экологических требований в следующих случаях:

- при оценке инвестиционных проектов, планируемых к финан­сированию за счет средств городского и областного экологических фондов и других источников финансирования;

- при оценке предприятий с точки зрения обеспечения экологи­ческой безопасности;

- при заключении договора на экологическое страхование по инициативе страховой компании или страхуемого предприятия в це­лях оценки страхового риска;

- при оценке действительного состояния вопросов охраны ок­ружающей среды и экологической безопасности на предприятиях;

- при подготовке материалов, необходимых для учета экологиче­ского фактора, в процессе приватизации;

- при выборе рациональных схем деятельности, обеспечиваю­щих выполнение экологических нормативных актов, стандартов, правил, предписаний и требований государственных природоохран­ных органов;



- при подготовке документов для освобождения (корректиров­ки) от платежей за загрязнение окружающей природной среды;

- при проверке документов на выдачу (продление) временных разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, рассмотрение обращений;

- при проведении консультаций и выдаче рекомендаций;

- при проверке материалов заявителя на получение лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны ок­ружающей среды.

При анализе природоохранной деятельности промышленных предприятий использует следующие методы экологического аудита.

Метод анкетированияодин из основных методов обзора, анали­за, оценки и ранжирования экологических проблем, позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные и адресные рекоменда­ции. Его суть заключается в составлении перечня направлений эко­логической деятельности предприятия при проведении мониторинга, контроля и управления, в сборе данных для оценки ее эффективно­сти и разработке рекомендаций и предложений по развитию и повы­шению эффективности деятельности предприятия.

Метод материальных балансов и технических расчетовэто со­ставление и анализ системы материальных балансов основных ком­понентов сырья и материалов, воды, загрязняющих веществ. Он по­зволяет оценить фактическое воздействие на окружающую среду (контролируемое и неконтролируемое, организованное и неоргани­зованное, регулируемое и нерегулируемое) не только производства в целом, но и отдельных источников воздействия на окружающую сре­ду, систем регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов, систем мониторинга. Обоб­щенные и детальные балансовые схемы материальных потоков явля­ются одной из наиболее удобных форм представления данных о воз­действии производства на окружающую среду.



Картографические методысостоят в разработке и использовании аудиторских ситуационных планов промышленных площадок и ау­диторских ситуационных карт-схем территорий на основании любых черно-белых копий генпланов, ситуационных планов, геодезических съемок, топографических карт и т.д.

Аудиторские ситуационные карты в целом характеризуют терри­тории промышленных узлов, районов, отдельных административных единиц, обозначением предприятий как обобщенных точечных ис­точников сброса, выброса загрязняющих веществ, обобщенных ис­точников образования отходов и мест их размещения.

Методы, использующие фото- и видеосъемки, с высокой эффек­тивностью могут применяться как в качестве дополнительных к кар­тографическим, так и самостоятельно. Зачастую только результаты съемки способны наглядно и информативно охарактеризовать суще­ствующую экологическую ситуацию (например, состояние нарушен­ных территорий, видимые изменения состояния окружающей среды, аварийное и «ночное» воздействие на окружающую среду, неоргани­зованные источники сброса и выброса загрязняющих веществ, не­санкционированное, неорганизованное размещение и захоронение отходов).

Развитие законодательства России в области экологического ау­дита неразрывно связано с его становлением на международном уровне. В октябре 1991 г. Комиссия европейских сообществ (КЕС) приняла «Правила экологического управления и аудита», предусмат­ривающие создание системы природоохранных мероприятий на ос­новании заключения об экологическом состоянии предприятия. Эта система включает программу и план природоохранных мероприятий, систему импактного мониторинга за состоянием окружающей среды, систему ведения природоохранной документации, периодичность экологического мониторинга. Документация по организации систе­мы природоохранных мероприятий утверждается официальным ау­дитором. Экологический аудит предприятия проводится каждые один - три года. Его отчеты утверждаются официальным аудитором, а выводы доводятся до сведения властей и общественности. Компа­нии, реализующие эту систему, имеют право на использование спе­циальной экологической эмблемы.

Наряду с «Правилами экологического управления и аудита», ут­вержденными директивой ЕС 1836/93, в Великобритании разработан и внедрен Стандарт для системы экологического управления BS 7750. Международная организация по стандартизации разработала междуна­родные нормы экологического управления предприятием ISO 14000, включающие следующие документы:

- ИСО 14010. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы;

- ИСО 14011. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды;

- ИСО 14012. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

В экоаудите участвуют многие международные организации. В международном банке реконструкции и развития создано специаль­ное подразделение по оценке объектов на стадии эксплуатации (Operation Evalution Division). Совершенствование экоаудита, про­фессиональная подготовка экоаудиторов, обмен опытом и информа­цией в этой области - сфера деятельности различных ассоциаций в США, наиболее крупными и известными из которых являются Круг­лый стол по экоаудиту, Форум по экоаудиту (неформальные ассо­циации), а также Институт экологического аудирования – формаль­ное объединение экологических аудиторов и менеджеров.

Развитие экологического аудита в России невозможно рассмат­ривать вне развития системы банковского, бухгалтерского и страхо­вого аудита. Указом Президента Российской Федерации «Об ауди­торской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2263 были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации» как системы независимого вневе­домственного финансового контроля. В 1994-1995 гг. были разрабо­таны и утверждены как элементы системы финансового аудита «По­рядок составления аудиторского заключения», «Рекомендации по ау­диторской проверке», «Типовой договор на проведение аудиторских проверок», «Типовая форма заключения аудиторской фирмы (ауди­тора)», «Перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки».

Постановлением Правительства Российской Федеарции от 26 фев­раля 1996 г. №168 утверждено «Положение о лицензировании от­дельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», определяющее порядок выдачи лицензий, в том числе и на проведе­ние экологического аудита. Вопросы экологической сертификации и экологического аудита были конкретизированы приказами Минприроды и Госкомэкологии России в 1995-1997 гг.

Регулирование экологического аудирования как вида услуг осу­ществляется на федеральном и территориальном уровнях в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168 «Об утверждении Положения о лицензиро­вании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Организация и регулирование функционирования системы экологического аудирования на территории России осуществляются Госкомэкологией России, а на территории отдельных регионов – территориальными органами Госкомэкологии России в рамках реа­лизации механизма лицензирования.

Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. №378 были приняты и введены в действие государственные стандарты Рос­сии в области экологического аудита:

- ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей сре­дой. Требования и руководство по применению;

- ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей сре­дой. Общие руководящие указания по принципам, системам и сред­ствам обеспечения функционирования;

- ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологиче­скому аудиту. Общие принципы;

- ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологиче­скому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управ­ления качеством окружающей среды;

- ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологиче­скому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!