Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С-З. 3 часть



После того. как ученики выделили и охарактеризовали звуки С, Ш, логопед предлагает ученикам длительно произнести звук С и ощутить положение языка (язык внизу), затем произнести, звук Ш и также ощутить положение языка (язык вверху). После этого логопед обращает внимание детей на положение губ при произнесении С (губы растянуты в улыбку и звука Ш (вытянуты в трубочку). Произнесите звук С или Ш по указанию логопеда. Логопед рукой показывает условное положение языка, затем губ. Ученики, опираясь на показанную позицию, произносят звук С или Ш.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Полумесяц в небе темном Шура сено ворошил.

Буквой С повис над домом. Вилы в сене позабыл.

Произнесите, затем запишите буквы С, Ш, опираясь на кисть руки логопеда. (Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука С язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука Ш язык поднимается вверх, за верхние зубы; если кисть руки поднимается вверх, произносим звук Ш, вниз - звук С

а) Запишите буквы С, Шопираясь на стрелки. Логопед на доске пишет стрелки, направленные вверх и вниз, учащиеся записывают букву С или Ш.

Образец: с ш с ш

б) Запишите буквы С, Ш по условным значкам.

Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука С губы растягиваются улыбке, при произнесении звука Ш губы округляются. На условный знак пишем букву С, на - Ш)


4.Дифференциация С-Ш.

а) в слогах.

1) Прочитайте слоги по слоговой таблице.

СА-ША СУ-ШУ СЕ-ШЕ ША-СА ШЕ-СС

СО-ШО СИ-ШИ ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СИ

2) Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

СА, ША, ШУ, СУ, ШИ, СИ, СЕ, ШЕ, ШО, СО. СЫ. СЁ.

б) Дифференциация С-Ш в словах.

1) Прослушайте слою, выделите звуки С, Ш.

из начала слова: САД. ШАЛЬ, СУК, ШУМ, ШИЛО, ШТОРМ, СЫР.

из середины слова: МАСКА. КОШКА. МИСКА. МОШКА, УСЫ, БАСНЯ, КРЫШКА

из конца слова: ДУШ, КВАС, НАШ, НОС, КАМЫШ, КАКТУС, ЛЕС

2) Работа со «звуковыми» часами. (На часах нарисованы картинки; сом, душ, шуба, сумка, машина, капуста). Найдите предметы, названия которых состоят из одного слога, затем - из двух, из трех).

3) Игра «Доскажите словечко».

Сегодня все ликует! И в море не купаются,

В руках у детворы И нет у них щетинки,

От радости танцуют А все же называются

Воздушные ... (ШАРЫ) Они морские ... (СВИНКИ).

Если мы растем на ели. Зимой на ветке яблоки!

Мы на месте, мы при деле. Скорей же собери!



А на лбах у ребятишек И вдруг - вспорхнули яблоки.

Никому ненужно ... (ШИШЕК) Ведь это .... (СНЕГИРИ).

Я рубашку сшила мишке. Всрещунья белобока,

Я сошью ему... (ШТАНИШКИ). И зовут ее ... (СОРОКА)

4) Напишите названия картинок, вставляя пропущенные слоги с буквой С или Ш.

Картинки: совы, свитер, соска, шапка, шахматы, швабра, шишка.

Методические рекомендации: под картинками логопед пишет их названия с пропущенными первыми слогами: .... вы, ...тер, ит.д.

в) Дифференциация С-Ш в предложениях.

1) Из двух словосочетаний составьте предложение.

Запишите предложение, подчеркните буквы С, Ш разными пастами.

сыплется снег пушистый снег

слышится шум сильный шум

сидит старушка усталая старушка

слышна песенка веселая песенка

Прочтите предложения. Подсчитайте количество букв С, Ш. Определите какихбукв больше.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация С-Ш в связной речи.

1) Работа с перфокартами. Вставьте пропущенные буквы.

По…пешишь - людей на…ме…ишь.

Не спе…и языком, а …пеши делом.

Пе…ней поле не вспа…ешь.

...тарый друг луч…е новых двух.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

Чистоговорки:

СА-СА-СА-В ЛЕСУ БЕГАЕТ ЛИСА

СО-СО-СО - У ВОВЫ КОЛЕСО

ОС-ОС-ОС - НА ПОЛЯНЕ МНОГО ОС

СУ-СУ-СУ-БЫЛО ХОЛОДНО В ЛЕСУ

ША-ША-ША - МАМА МОЕТ МАЛЫША

ШУ-ШУ-ШУ - Я ТРАВУ КОШУ

АШ-АШ-АШ - У СВЕТЫ КАРАНДАШ

2) Прослушайте рассказ.

Ответьте на вопросы. Придумайте название рассказа.

Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Долго барахтались лягушки в сметане. Одна лягушка устала и не стала барахтаться, опустилась на дно. Другая продолжала барахтаться. Барахталась, барахталась и сбила из сметаны ком масла. Потом влезла на ком масла и выпрыгнула из кувшина. А первая лягушка так и осталась на дне кувшина.



Вопросы: Какая из лягушек поступила правильно? Кто назовет подходящую пословицу к этому рассказу. (Терпение и труд - всё перетрут).

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 44

Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш»

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение различать С-Ш в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, карточки с текстом сказки «Как Мыша шалил»

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С такими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте звуки. Сравнение звуков по артикуляции.

1.Работа со словом перевертышем. Прочтите слово справа налево, а затем наоборот.

ШАЛАШ - слоговой анализ слова. Составьте предложение с этим словом.

2.Шутки.

Как записать сухая трава четырьмя буквами? (Сено).

Что можно видеть закрытыми глазами? (СОН)

Какую ноту кладут в суп? (СОЛЬ).

III. Закрепление материала. Сегодня продолжим работу над звуками С. Ш.

1.Дифференциация С-Ш в слогах.

а) Прослушайте, запомните» повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности

са-ша-са ша-са-ша са-ша-са-ша

шо-шо-со шо-со-шо шо-со-шо-со

су-шу-су шу-су-шу су-шу-шу~су

б) Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой С. в другую – с буквой Ш.

СА, СЕ, ШЕ, СУ, ШУ, ШИ, СИ, ШО, СЁ, СЮ, ША, ШЛА, ШПО, СЛА, СЛУ

УСУ, УСЕ, ИСИ, ИШЕ, ОСИ, ОШИ

2.Дифференциация С-Ш в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

Сани, сухо, шоколад, шея, сало, шуба, соловей, шипеть, сырой, сапог, шумит, серый, лиса. каша, красивый, ношу, носи, наши, несёт, подушка, ватрушка, укус, машина.

б) Разгадывание шарад.

Лежу я на земле,

Прибитая к железу.

Но буквы переставь

В кастрюлю я полезу. (ШПАЛА-ЛАПША)

С Ю я по воде скольжу,

А с Я на голове сижу. (ШЛЮПКА-ШЛЯПКА)

С глухим шипящим я числительное,

Со звонким - имя существительное (ШЕСТЪ-ЖЕСТЪ)

в) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в два столбика.

Белый камень во рту тает. (САХАР)

Спереди – пятачок

Сзади – крючок

Посредине спинка

А на ней щетинка (СВИНЬЯ).

Твои хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал (ШАР).

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков (ШАХМАТЫ).

Наша тетушка игла

Строчку по полю вела,

Строчка в строчку,

Строчка в строчку,

Будет платье вашей дочке. (ШВЕЙНАЯ МАШИНА).

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла

И пропала! (СНЕЖИНКА).

Прочтите слова, записанные в первый столбик, во второй.

3.Дифференциация С-Ш предложениях.

а) Закончите предложение, вставив пропущенное слово с буквами С, Ш. Подчеркните вставленные буквы.

Саша уступил место ...

Кошка сидит на ... и греется на ...

У Саши в диктанте, всего одна …

Ласточка, свила гнёздышко под ...

Саша учится в новой ...

Прочтите предложения. Найдите главные члены предложения.

б) Зрительно-предупредительный диктант.

Логопед пишет на доске одно лредложение с пропущенными буквами и читает его. Ученики выходяг к доске и вписывают буквы красным мелом, объясняя, почему они написали ту или иную букву. Затем внимательно прочитывают предложение. Логопед закрывает его и диктует. После того как предложение написано, логопед открывает его, ученики проверяют правильность выполнения работы; аналогично ведется работа с другими предложениями.

Как по…теле...ь. так и по…пи...ь.

В …огласном …таде и волк не …тра…ен.

Нет на …вете кра…е родной …торонки.

Хоро… …адовник, хоро…и и гру…и.

Ко…ке игру…ки, а мы…ке …лезки.

4.Дифференциация С-Ш а связной речи.

Прочитайте текст. (Про себя, затем ученик читает).

Как Мыша шалил.

Мышонок Мыша был странным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять (словарная работа). Шарит, шарит по всем шкафам; ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

«Мыша! Где мои вещи?» - грозно спрашивает папа.

«Я их съел, нечаянно...»

«Как съел? Ах ты, шалопай!»

«Ну что ты шумишь?» - заступается мама, - Он же пошутил»

«А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?»

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур...

«Кошка!!!» - визжит мама и они вместе с лапой шарахаются под шкаф. Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

«Змея...» - шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.

«Это не жизнь, а кошмар!» - возмущается папа. - «Мы в свое время так не шалили».

Ответы на вопросы:

1) Каким был мышонок Мыша?

2) Почему папа сердился на мышонка?

3) Почему мама и папа были напуганы?

А теперь прочитайте сказку по ролям. Читать нужно правильно, бегло, выразительно.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 45

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ З, Ж

Цели:

1.Сформировать у учащихся умение различать З-Ж в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговые таблицы, таблицы для мнемонического приема, картинки: жук, лыжи, ужи, зебра, поезд, зонт; пакеты с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С такими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? Придумайте слова со звуками С, Ш.

III.Знакомство с новой темой.

1.Выделение звуков из начала слов:

Отгадайте загадки, выделите первые звуки из слов-отгадок.

Гуляю я и в дождь и в зной. В синем небе голосок

Характер у меня такой. (ЗОНТ) Будто крохотный звонок.

(ЖАВОРОНОК)

Охарактеризуете эти звуки (согласные, звонкие, З - свистящий, Ж - шипящий).

2.Сравнение артикуляции звуков.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением.

По белому полю Если сноп, как пояском.

В туман и в снега Подпоясать колоском.

Бредут потихоньку Сноп пшеницы на меже

Бараньи рога. Превратится в букву Ж.

Запишите буквы 3, Ж.

а) опираясь на кисть руки логопеда;

б) на стрелки;

в) на условные значки:

г) под диктовку логопеда.

4.Дифференциация З-Ж.

а) Дифференциация З-Ж в слогах.

1) Прочитайте слоги, по слоговой таблице.

 

за-жа жа-за аза-ажа ожа-оза
зо-жо жо-зо азо-ожо ажо-азо
зу-жу жу-зу узу-ужу ажу-азу
зи-жи жи-зи ижи-изи ижо-изо
зе-же же-зе езе-еже оже-озе

2) Прослушайте слоги. Напишите первую букву каждого слога.

ЗА, ЖА, ЖУ, ЗУ, ЖИ, ЗЫ, ЗЕ, ЖЕ, ЖМУ, ЗНУ, ЗО, ЗЁ, ЖЛИ.

3) Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

АЖА, АЗА, УЖУ, УЗУ, УЗЫ, УЖИ, ЕЗЫ, ЕЖ, ЕЖУ, ЕЗУ.

б) Дифференциация З-Ж в словах.

1) Прослушайте слова, выделите звуки З, Ж и определите места звуков:

ЗАЛ, ЖАБА, ЗУБЫ, ЖУК, ЗАБОР, НУЖНО, ЕЗДА, УЖИ, УЗЕЛОК, КРУЖЕЧКА, НОЖ, ВОЗ.

2) Сравните пары слов по звучанию к смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары. С каждым словом устно составьте предложение.

КОЗА-КОЖА

ЗЕВАТЬ – ЖЕВАТЬ

ЛОЗА-ЛОЖА (Словарная работа)

3) Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков. З, Ж. Составьте схемы этнх слов, надпишите буквы З, Ж над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее ей слово.

ЗВЕЗДА, ЖАЖДА, ЖЕЛЕЗО, КРУЖЕВО, ГВОЗДИКА, ЗАМОК, ЖЕСТЯНКА, ЗАВИЗЖАЛА.

в) Дифференциация З-Ж в предложениях.

1) Запишите предложения. Вставьте недостающее слово, ответив на вопрос.

После дождя (какой?) воздух.

Корова (какое?) животное.

После дождя земля (какая?).

Дети гуляли на (какой?) лужайке.

На калитке висел (какой?) замок.

Прочитать предложения.

2) Закончите предложения по картинкам. Запишите их. Подчеркните буквы З, Ж разными пастами.

Зоя нашла зеленого (ЖУК).

У Лизы новые (ЛЫЖИ).

Во мху живут (УЖИ).

В зоопарке живёт полосатая (ЗЕБРА).

Женя и Зина ждут (ПОЕЗД).

В дождь надо брать (ЗОНТ).

Прочтите предложения. Подсчитайте количество букв З, Ж, определите каких букв больше.

г) Дифференциация З-Ж в связной речи.

Работа с карточками.

Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен. Подумайте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его.

Гнездышко.

Утром пришли дети, а гнездышко было пустое. Дети нашли гнездышко и сняли его на землю. Птичка свила гнездышко на кусте. В гнездышке было три птенчика. Жалко было детям птенчиков.

Прочтите составленный рассказ.

Как вы думаете» дети правильно поступилиили нет? Как бы вы поступили на их месте. Прочтите слова из текста, сначала с буквой С, затем с буквой Ш.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 46

ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ З, Ж»

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение различать З-Ж в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания;

Оборудование:сигнальные карточки» магнитофонная запись, карточки с текстом «Жадная жаба».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. Сравнение артикуляции звуков.

Соревнование телефонистов.

Сейчас проведем, соревнование телефонистов. Вы будете тренироваться в произнесении этих звуков.

Логопед делит учащихся надве команды. Ученики, сидящие в каждом ряду первыми - капитаны. Логопед подбирает для каждой команды скороговорку и тихо говорит её капитанам.

По сигналу капитаны передают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг вдоль ряда. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать переданную им по телефону скороговорку. Побеждает та команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст.

Скороговорки

В живом уголке жили ежи да ужи.

Заржавел железный замок.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Не живут ужи, где живут ежи.

Жутко жуку жить на суку.

Все озера - зеркала, из зеленого стекла,

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация З-Ж в слогах.

а) Прослушайте, запомните» повторите и запишите рады слогов в той же последовательности:

ЗА-ЖА-ЗА ЖА-ЗА-ЖА ЗА-ЖА-ЗА-ЖА

ЗО-ЖО-ЗО ЖО-ЗО-ЖО ЖО-ЗО-ЖО-ЗО

ЗУ-ЖУ-ЗУ ЖУ-ЗУ-ЖУ ЗУ-ЖУ-ЖУ-ЗУ

б) Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой З, во вторую - с буквой Ж.

ЖИ, ЗИ, ЗА, ЖА, ЖУ ЗУ, ЗЁ, ЗЫ, ЗЮ, ЖДА, ЗЛА, ЖНА, ЖНО, ЖНЕ, ЗЫЕ, ЗНО, ЗРЕ, АЖА, АЗА, ОЗУ, ОЖИ, АЖЕ, ИЗЮ, ИЗИ, ЕЗИ, ОЖЕ, УЖУ, ОЖУ

2.Дифференциация З-Ж в словах.

а) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

ДРУЖБА, ЖАКЕТ, ЖУРАВЛЬ, ИЗБА, ЖИВОТНОЕ, ЗИМА, ЗЕМЛЯ, ЖИВОТ, ВОЗИЛИ, ВЯЗАНКА, УЖИНАТЬ, КУЗНЕЦ, ВАЗЕЛИН, МУЗЫКА, ЁЖИКИ, ЖИР, ЗЕБРА, НУЖНО, ОЗЯБ.

б) Сквозная буква. Придумайте слова, в которых буквы З, Ж третьи.

Коза лужи

роза ножи

поза чижи

лоза лыжи

в) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные столбики.

В тот гладкий коробок Что видно только ночью? (ЗВЕЗДЫ)

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (ЖЕЛУДЬ) В землю теплую уйду,

К солнцу колоском, взойду

Он высокий н пятнистый В нем таких, как я,

С длинной - длинной шеей Будет целая семья, (ЗЕРНО)

И питается он листьями -

Листьями деревьев. (ЖИРАФ) Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Черен, а не ворон. Радость детям подарила.

Рогат, а не бык, И на санках прокатила. (ЗИМА)

С крыльями, а не птица. (ЖУК)

Листья падают с осин,

Свернешь- клин, Мчится в небе острый клик. (ЖУРАВЛИ)

Развернешь – блин. (ЗОНТ)

Прочтите слова, записанные в первый, во второй столбики.

3.Дифференциация З-Ж в предложениях.

а) Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы. Словарная работа.

Зубры живут в ...аповедниках

...уки бывают ра...ные: ...ук-олень, …ук-носорог.

Е...ик ...ивёт в норе, а у зайца нет ...илья.

Е... и ...аяц - дикие ...ивотные.

Анализ предложений. Прочтите предложения.

1 предложение - найти главные члены предложения,

2 предложение - почему в слове НОСОРОГ на конце надо писать букву Г?

3 предложение - в словах ЕЖИК и ЖИВЕТ почему после Ж пишется буква И?

4 предложение - В слове ЖИВОТНЫЕ после Ж нужно писать какую букву и почему?

б) Запись пословиц и их графический разбор. (1 ученик - у доски).

Здоровье дороже богатства.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Сверьте свои записи с записью на доске.

Логопедическая физминутка.

4.Дифференциация З-Ж в связной речи.

Чтение сказки «Жадная жаба»

1. Чтение про себя.

2. Чтение цепочкой.

Жадная жаба.

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук, говорит Ужу: «Надо бы нам крышу покрасить».

«Покрасить можно, говорит осторожный Уж. - Только, какой краской?»

«Желтой» - важно сказал Жук».

Но у нас нет желтой краски»,

«Ну тогда оранжевой?»

«И оранжевой тоже нет».

«Пойдем попросим у жадной Жабы, у неё целая бочка оранжевой краски».

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к неё идут Жук и Уж, быстренько спрятала и сидит ждет:

«Здравствуй, Жаба? Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?"

«Не дам! - отвечает Жаба. - Жалко краску».

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и – «жужжит»:

«Дай немножечко джема, Жаба»,

«Нет у меня никакого джема!»

«Ах, ты. жадина! - рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу - прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами. «Пожалейте меня несчастную!» Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

Почему никто нс пожалел жабу?

Каких букв больше встретилось в тексте, З или Ж?

Прочитайте сказку.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 47

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С, Ц.

Цели:

1.Сформировать у учащихся умение различать С-Ц в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:картинки: самовар, цыпленок; таблицы для мнемонического приема, слоговые таблицы, таблички со словами, карточки с текстом «Цапля и лиса».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков из начала слов по предметным картинкам.

Что изображено на картинке? (САМОВАР). Выделите первый звук. Охарактеризуйте звук (согласный, свистящий, глухой). Аналогичная работа со вторым звуком. (ЦЫПЛЕНОК).

2.Сравнение звуков по артикуляции.Обязательно обратить внимание учащихся на то, что звук С - простой, а Ц - сложный.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением.. Мнемонический прием.

Села мышка в уголок Вот какая буква Ц:

Съела бублика кусок. С коготочками на конце

Коготок-царапка

Как кошачья лапка.

III. Закрепление материала.

1.Диференциация С-Ц в слогах.

а) Прочитайте слоги по слоговой таблице:

са-ца ца-са аса-аца осе-оце
со-цо цо-со осо-оцо есо-ецо
су-цу цу-су усу-уцу усе-уце
сы-цы цы-сы исы-ицы исе-нце

б) Прослушайте н повторите слоги.

СА-ЦА-СА СО-ЦО-СО ЦУ-СУ-ЦУ

СО-СО-ЦО СУ-ЦУ-СУ ЦА-СА-ЦА

СА-ЦА-СА-ЦА ЦО-СО-ЦО-СО

в) Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные.

АЦУ, ИСЕ, ИСА, УЦУ, ЦУ, ЕСУ, ИСУ, ЕЦУ, ОЦЫ, ОСЫ, ОСИ.

Подсчитайте количество букв С, Ц. Определите, каких букв больше.

2.Диференциация С-Ц в словах.

а) Прослушайте слова, определите наличие и место звуков С, Ц.

СПИЦА, ЛИСИЦА, СИНИЦА, ГУСЕНИЦА, СТОЛИЦА, МЕСЯЦ, ПЕСЕЦ, СИТЕЦ, СКВОРЕЦ, ОТЕЦ, ПТИЦА, СТРАНИЦА.

б) Игра «Слово рассыпалось».

Нужно составить слово, которое рассыпалось.

КАРИНОС (соринка), КЕЦВОТ (цветок).

в) Отгадывание загадок, графический разбор слов-отгадок.

Спереди - пятачок, Голубой аэропланчик

Сзади - крючок, Сел на белый одуванчик (СТРЕКОЗА).

Посредине спинка.

А на ней щетинка. Нарядные сестренки

(СВИНЬЯ) Весь день гостей встречают

В дом чужого не пущу. Медом угощают. (ЦВЕТЫ)

Без хозяина грущу

(СОБАКА)

Был белый дом. Проживают в трудной книжке

Чудесный дом. Хитроумные братишки,

И что-то застучало в нем, Десять их, но братья эти

И он разбился, и оттуда Сосчитают все на свете. (ЦИФРЫ)

Живое выбежало чудо.

(ЦЫПЛЕНОК)

в) Работа с табличками. Подумайте, как правильно расставить слова, чтобы получились словосочетания. Напишите эти словосочетания. (Запись на доске)

синица на реснице сахар в теплице
кашица на странице огурцы в сахарнице
стихи на акации спицы в таблице
слеза на блюдце цифры в колесе
колоски на полотенце выставка в столице

Прочитайте словосочетания.

3.Дифференциация С-Ц в предложениях.

Закончите предложения, вставив пропущенные слова. Запишите предложения.

Зиме конец, летит ....

Курица зовет ....

Детеныш называется....

Опасный вредитель для садов и огородов - ....

Сегодня целый день светит ….

Логопедическая физминутка.

4.Дифференциация С-Ц в связной речи.

Прочтите текст.

Цапля и лиса.

Около леса было болото. На болоте жила Цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица, вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилагь залягушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльям. Лисица, убежала. Цапля успокоила своих птенцов.

Вопросы: Кто жил на болоте?Кто был у цапли?Как устроилась лисица?Что делала цапля?Что делала в это время лисица? Чем закончилась эта история?

Перескажите содержание текста.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 48

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С, Ц.

Цели:

1.Закрепить умение различать согласные С, Ц в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:сигнальные карточки, магнитофонная запись, таблица с кроссвордом, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте их. В чем разница их артикуляции?

Игра «Лесенка»

СОМ ЦИРК

СТОЛЫ ЦИФРА

САЛЮТЫ ЦЫПЛЕНОК САМОВАР

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация С-Ц в слогах.

а) Запишите первые буквы каждого слога.

СА, ЦА, СЫ, СИ, СЕ, ЦЫ, ЦО, СО, СЯ.

Определите каких букв больше.

б) Образуйте слоги:

2.Дифференциация С-Ц в словах.

а) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

СТАКАН, ОГУРЕЦ, ЯЙЦО, ГОЛОС, КУНИЦА, ЦВЕТЫ, КАПУСТА, КРЫЛЬЦО, ЛУКОВИЦА, ЛИСТВЕННИЦА, АКАЦИЯ, ВОДИЦА, КУРИЦА, САД, ДВОРЕЦ, САМОСВАЛ, САМОВАР, БОЕЦ, ПЕВЕЦ, БОЦМАН.

б) Разгадывание кроссворда.

Ответ: Все его любят, а посмотрят на него, так каждый морщится. (СОЛНЦЕ).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!