Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С-З. 2 часть



Голубой-преголубой. Красный маленький ... (ФЛАЖОК).

Ездить нужно осторожно,

За рога держать можно,

Жаль вот только - гривы нет...

Что за конь? (ВЕЛОСИПЕД).

3) Дифференциация В-Ф в предложениях.

а) Выпишите из предложения словосочетания с буквами Ф В.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На Даче мы ели свежие фрукты. Фокусник показывает забавные фокусы. Сегодня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфетами. Дует северный ветер. На ёлку ребята повесили разноцветные флажки.

Посчитайте выписанные словосочетания.

б) Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их, подчеркните буквы В, Ф разными карандашами.

Вопросы:

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Чем покрыты дороге в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнат. Слоговой анализ слова.

Прочтите предложения.

Логопедическая физминутка

4) Дифференциация В-Ф в связной речи.

Прочтите текст рассказа «Птичка». Подсчитайте количество букв В, Ф. Определите, каких букв больше.

Ответьте на вопросы:

1)Кто постучался в окно к детям?

2)Где прожила птичка всю зиму?

3)Когда Ваня выпустил птичку на волю?

Перескажите содержание рассказа.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №38

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ В, Ф

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение различать согласные В, Ф в устной и письменное речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи.

Оборудование:сигнальные карточки, магнитофонная запись, таблица с ребусами, перфокарты.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Уточнение артикуляции звуков, их сходство и различие. Назовите звонкий звук, глухой.

Игра «Наборщик слова».

Составьте новые слова из букв слова ФАБРИКА (факир фара, и т.д.).

Из букв слова ВОРОНА (она, вар, и т.д.).

Продолжим работу над этими согласными.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация В-Ф в слогах.

а) Запишите слоги с буквой В — в одну строчку, слоги в буквой Ф — в другую строчку.

ВА, ФА, ВУ, ВЫ, АФ, ФУ. ФЕ, ФЫ, ВЕ, ВЯ, ВЮ, ФЮ, ОФ, УВ.

Прочтите слоги, записанные в первую строчку, во вторую строчку.

б) Прослушайте звуковые сочетания, Запишите только согласные.

АФА, АВА. ОВА, ОФА, ЫВА, УФА, ИФА, ЕВА. ЕФА, УФО, УВО.



Подсчитайте, каких, букв, вы записали больше.

2.Дифференциация В-Ф в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

ВАТА, ФРУКТЫ, КРОВАТЬ, ОВРАГ, КУЗОВОК, ФЫРКАТЬ, ВЕЕР, СОВА, АФРИКА, КАРТОФЕЛЬ, ФИОЛЕТОВЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ВАФЕЛЬНЫЙ, ФЛАНЕЛЕВЫЙ.

б) Ответьте на вопросы одним словом.

Запишите слова - ответы. Определите наличие букв В, Ф в словах.

Яблоки, груши, лимоны - это …?

Капуста» огурцы, свекла, морковь - это …?

Второй месяц зимы - ...

Последний месяц зимы - …

Сосуд, в котором варят кофе - это ...

Добрая волшебница. - это...

Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, овощи, февраль, январь.

в) Разгадывание ребусов.

Ответы: волк, воля, ворона, весна, витрина, вода, Вова, Вера, Валя.

Ответ: фамилия.

г) Отгадывание загадок, графический разбор слов-отгадок.

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает (ФИЛИН).

Этот глаз - особый глаз.

Быстро, взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет (ФОТОАППАРАТ).

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет (ВЕТЕР).

Мойдодыру яродня,

Отверни, открой меня,

И холодною водою,

Живо я тебя умою (ВОДОПРОВОД).

3.Дифференциация В-Ф в предложениях.

а) Продумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

ВАФЕЛЬНЫЙ ТОРТ, НОВЫЕ ТУФЛИ, ФАРФОРОВАЯ ВАЗОЧКА, ФИОЛЕТОВЫЙ СВИТЕР, РОДНИКОВАЯ ВОДА.

Прочтите предложения. Подсчитайте количество букв В, Ф, определите каких букв больше.

б) Составьте предложения по опорным словам.

Форточка, Вера, закрывать.

Ночью, филин, видеть, хорошо.

Фаина, подарить, Вера Федоровна, фиалки.

Вера Федоровна, ставить, в, фиалки, ваза, фарфоровая.

Овцы, жить, в, хлев.

Вера, Фиолетовые, найти, васильки.

Прочтите предложения, найдите главные члены.



Логопедическая физминутка.

4.Дифференциация В-Ф в связной речи. Работа с перфокартами.

Вставить пропущенные буквы в словах пословиц.

...олков бояться - в лес не ходить.

…ек живи - …ек учись.

Всякий чело…ек в деле познается.

Сло…о не …оробей, …ылетит не поймаешь.

Портной без ка…тана, сапожник без сапог.

Прочтите пословицы.

Объясните значение пословиц.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №39

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Г-К.

Цели:

1.Сформировать у учащихся умение различать согласные Г-К;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, таблица со словами-перевертышами, карточки с текстом сказки «Как варить компот».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими согласными вы работали на прошлом занятии? Вспомните, в чем сходство и различие артикуляции этих звуков, Назовет звонкий согласный, глухой.

Игра «Найдите «лишнее» слово».

Сейчас я буду произносить слова со звуком В, а вы должны найти «лишнее» слово.

ЛЕВ, ПЛОВ, ШАР. ВАЗА, ВОЛК

Какое «лишнее» слово? Почему?

Со звуком «Ф».

ФАРТУК, ВЕСНА, ФЛАЖОК. ФИКУС, КОФТА.

Какое «лишнее» слово?

III. Знакомство с новым материалом.

1.Отгадывание загадок, выделение звуков из слов.

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил.

Нос откусит … (КРОКОДИЛ).

Выделите первый звук из слова КРОКОДИЛ.

Какой это звук, гласный или согласный?

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков ... (ГОРОХ).

Выделите первый звук из слова.

Характеристика звука (согласный, звонкий).

2.Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением.

Перед нами буква Г Кто справляется в полет,

Стоит подобно кочерге. В клюве веточку несет?

4.Дифференциация Г-К.

а) Дифференциация Г-К в слогах.

1) Прочитайте слоги, записанные на таблице:

КА ГА КО ГО КУ ГУ КЫ ГЫ
КЕ ГЕ КЮ ГЮ КИ ГИ КЯ ГЯ
АКА АГУ АКЫ АКИ АГИ АКЯ    

2) Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слова.

КА, ГУ, ГЫ, КИ, ГИ, КО, ГО, КЁ, КЯ, КРА.

КРО, ГРА. ГРЫ, КРИ, КРЕ, ГРЁ, ГРЕ.

3)Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

ГА-КА-ГА КА-ГА-КА ГО-КО-ГО КО-ГО-КО КУ-ГУ-КУ

б) Дифференциация Г-К в словах.

1) Работа со словами-перевертышами. Прочтите слова слева-направо, а затем наоборот.

Что получилось?

КОМОК

КАЗАК

КОТУ ТАЩАТ УТОК

ГОРИ ПИРОГ.

2) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные, столбики, разными пастами.

Лист бумаги по утрам На дворе переполох:

На квартиру носят к нам, С неба, сыплется горох,

На одном таком листе Съела шесть горошин Нина,

Много разных новостей (ГАЗЕТА). У нее теперь ангина (ГРАД).

Ящик на коленях пляшет Я под шапкою цветной.

То поет» то горько плачет (ГАРМОНЬ). На ноге стою одной,

У меня свон повадки,

[Закутан ребенок в сто пеленок Я всегда играю в прятки.

(КАПУСТА). (ГРИБ).

Не зверь, не птица, Злая, как волчица,

Носок как спица, Жжется, как горчица!

Летит - кричит, Что за диво?

Сядет- молчит (КОМАР). Эта же... (КРАПИВА).

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (КУЗНЕЧИК).

3) Сравни» пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова?

Устно составьте предложение с каждым словом.

ГОРКА-КОРКА ГОСТИ-КОСТИ

ИГРА-ИКРА ГОЛОС-КОЛОС

4) Предупредительный диктант. Логопед рисует на доске, схемы слов, над соответствующим словом надписывает буквуГ или К. После того, так ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

ГЛАВНЫЙ, ГРУЗДИ, СКАЛКА, ГРЕЛКА, ГЕОГРАФИЯ, ТЕЛЕГА, ГЛУБОКИЙ, ГОСТИ, ГРАЧИ, КАРАНДАШИК.

в) Дифференциация Г-К в предложениях.

Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собак, крыльцом.

Грелась, на, годика, солнышко.

Колхозники, в, складывать, сено, стог.

Дорога, усыпана, вся, галькой.

Под, согнулись снегом, ветки, кусты, и, деревьев.

Прочтите предложения, найдите главные члены предложения.

г) Дифференциация Г-К в связной речи.

Прочтите сказку.

«Как варить компот»

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

«Слушайте все, я прочитал, в старой книге, как сварить компот?»

«Ну и как же его варить?».

«Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной» Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем развел костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой. Чсрез некоторое время он позвонил в колокольчик:

«Готово? Кушайте на здоровье?»

Попробовали друзья, плюются:

«Компот называется? Сам ешь?»

«Почему же так невкусно получилось» - мрачно размышлял кот.

Вопросы:

Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

Когда вы читали текст, какая вам буква чаще встречалась К или Г?

Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

1) Кто жил во дворе?

2) Что сообщил друзьям кот?

3) Что принесли животные коту для компота?

4) Понравилось ли друзьям угощение кота?

А теперь перескажите содержание сказки.

V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 40.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Г-К.

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение различать согласные Г-К в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, карточка с текстом «Мышка испугалась», 2 бумажных колеса.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками в работали на прошлом занятии? Характеристики звуков (согласные, К - глухой, Г- звонкий). В чем сходство и различие артикуляций этих звуков?

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшиеся буквы в словах.

...ора ...орка кни...а доро...а

…рибы сне…овик ...ошка ...рот.

нет...и Ни...ита ...рокодил.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация звуков Г-К в слогах.

Записать слоги в две строчки: с Г - в первую, с К - во вторую.

КЫ, КО, ГИ, ГЯ, КЁ, АГА, АКА, ГАК, КАЧ.

2.Дифференциация Г-К в словах.

1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

2) Где больше слов (в левом или правом колесе)? Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд.

(Ответ: справа - песок, сок, покос, око; слева - коса, оса, док

Словарная работа: око, код.

3) Изменените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный.

УТЮГ - УТЮГИ МОЛОТОК -

ЛИСТОК - БЕРЕГ -

ОВРАГ - ПОЛОГ -

ГАЛСТУК - САПОГ -

СТОГ - КЛУБОК -

4) Ответьте на допросы одним словом. Запишите ответы, Подчеркните Г и К разными пастами.

Вопросы:

Чтона спине у верблюда?

Как называется вид качелей, сплетенных из веревок в виде сети?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, гром, парк, градусник.

3.Дифференциация Г-К в предложениях.

а) Окончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

гости-кости Собака грызет ….

В четверг к нам приедут ….

горка-корка Гриша любит хлебную ....

В понедельник весь класс ходил на ....

Галина-калина В саду цветет ....

Катину подругу зовут ....

икра-игра. Во дворе шла интересная ....

Очень полезна черная ....

Прочтите предложения.

б) Работа с перфокартами: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами Г, К.

Сегодня на уроке мы отгадывали ____________.

Подул сильный ветер, __________ гром.

В лесу кукует ______________.

Галя раскрашивает картинку цветными _____________.

В лесу ребята собрали белые __________и спелые ___________.

Дождь перестал и __________ солнышко.

Прочтите предложения, назовите главные члены предложения.

Логопедический физминутка.

4.Дифференциация Г-К в связной речи.

Письмо по памяти. Прослушайте рассказ. Запишите, как запомнили.

Мышка испугалась.

Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась первая звездочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблудилась. Вдруг мышка видит, между елками светятся два глаза «Наверное, это кошка», - испугалась мышка и юркнула под пенек. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испугалась окон своего дома.

Прочтите записанный рассказ.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 41

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ж-Ш.

Цели:

1.Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные Ж, Ш в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, индивидуальные карточки с заданиями; картинки: жук, шар, желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Назовите звонкий, глухой. В чем сходство и отличие артикуляции этих звуков?

Игра «Доскажи словечко».

Вы должны подобрать слова с каким-либо из этих звуков.

Что за скрип, что за хруст? Михаил играл в футбол

Это что еще за куст? И забил в ворота ...(ГОЛ).

Как же быть без хруста.

Если я ... (КАПУСТА). Лодки по морю плывут,

Люди веслами …(ГРЕБУТ).

Кругла, рассыпчата, бела.

На стол она с полей пришла На вербе с треском рвутся почки.

Ты посоли ее немножко. На речке лёд трещит в ночи.

Ведь правда вкусная ... (КАРТОШКА). И гнезда вьют без проволочки

На ветках первые ... (ГРАЧИ).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно... (КАРАНДАШ).

III. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков. Что изображено на картинке? (ЖУК, ШАР) из начала слов по предметным картинкам. Выделите первый звук. Характеристика звука. (Аналогичная работа со вторым звуком).

2.Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия.

3.Сопоставление артикуляции звуков их графическим изображением.

Эта буква широка Ах, табуретка хороша!

И похожа на жука, Псревернул - и буква - Ш!

И при этом точно жук

Издаст жужжащий звук: Ж-Ж-Ж.

4.Дифференциация Ж-Ш.

а) в слогах (слоговая таблица).

1) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими буквами отличаются эта пары слогов.

ЖА-ША ЖУ-ШУ ША-ЖА ШУ-ЖУ

ЖО-ШО ЖИ-ШИ ШО-ЖО ШИ-ЖИ

2) Прослушайте слоги и звукосочетания. Запишите только согласные.

ЖА, ШИ, ША, ЖИ, ШУ, ШУ, ЖО, ШО, ШТА, ЖДА, ШТУ, ЖДУ, ЖДЕ, ШЛО, ЖНЕ, ШТЫ, ШТИ, ЖНИ.

Подсчитайте количество букв, определите каких букв больше.

3) Прослушайте ряды слогов. Повторите их в той же последовательности. Запишите.

жа-ша-жа жу-шу-жу жа-ша-жа-ша

ша-жа-ша шу-жу-шу ша-жа-ша-жа.

б) Дифференциация Ж, Ш в словах.

1) Слоговой аукцион. Придумайте слова со слогом (жаворонок, жара, жало и т.д.); со слогом ША - шар, шапка ...

2) «Лесенка». Принимайте слова, которые начинались с Ж, Ш.

ЖУК ШАР

ЖИРЫ ШУРА

ЖЕЛЕЗО ШАЛИТЬ

ЖУРАВЛЬ ШЕЛЕСТИТ

3) Отхлопывание слогов.Прослушайте слова, отхлопайте ладошками количество слогов, входящих в слово.

шум, жук, жаба, шапка, шуба, шаги, шумел, журчал, шалун, пешеход, стрижи, сторожил, кожаный, мешок, мешал, мошка, жеребенок, медвежонок, школа, жирный.

4) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

ШАР-ЖАР ШАЛИТЬ-ЖАЛИТЬ

ШАЛЬ-ЖАЛЬ УШИ-УЖИ

5) Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков Ж, Ш в названиях картинок.

Приблизительные перечень картинок: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

6) Вставьте в слова недостающий слог ЖИ или ШИ. Запишите эти слова. Перед записью слов повторите правописание ЖИ-ШИ.

7) Запись слов в два столбика (разными пастами):

ОКОШКО, ЖУРАВЛЬ, ШАЛАШ, ЧИЖ, ПЛЯЖ, ЛАНДЫШИ, АБАЖУР, ШЛЯПА, КРУЖКА, МЕШОК.

Прочтите слова 1-го столбика, второго.

в) Дифференциация Ш, Ж в предложениях.

1) Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами Ж или Ш.

В болоте квакала ...

Миша пил молоко из ...

Бабушка печет вкусные ...

Кошка ловит ...

Туристы воду носят во ...

Слова для справок: кружки, пирожки, лягушка, мышку, фляжке.

Прочтите предложения. Найдите главные члены предложения.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация Ж - Ш в связной речи.

Работа с карточками. Прочитайте тексты, запомните их и запишите по памяти. (Каждый учащийся, получив карточку с индивидуальным заданием, читает содержание, запоминает. Затем переворачивает карточку и пишет по памяти. После выполнения работы опять переворачивает карточку и проверяет правильность написанного. Кроме этого, в карточке есть дополнительное задание).

Карточка № 1

Загадка

В гору деревяшка, а под гору - коняшка.

Отгадай загадку, напиши отгадку. Вспомни, как пишутся ЖИ, ШИ.

Карточка № 2

Они похожи

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка - тоже.

Вспомни, как можно проверить согласную в конце слово.

Карточка № 3

Загадка

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать.

Я потрогал их немножко

Рожки спрятались опять.

Отгадай загадку. К выделенным словам подбери проверочные слова.

Карточка №4

Семейка

Мышка в кружечке зеленой.

Наварила каши пшённой.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина

Обрати внимание как пишутся выделенные слова. Напиши эти слова по слогам.

Карточка №5

Загадка

У меня три подружки, у каждой по кружке,

Сколько кружек у всех моих подружек?

Отгадай загадку. Напиши отгадку. К выделенным словам найди в тексте проверочные слова.

Карточка №6

Загадка

На бахче у нас растет,

Как разрежешь - сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется ...

Отгадай загадку. Подбери проверочное слово к слову СВЕЖ. Обрати внимание, как пишется выделенное слово. Напиши его по слогам.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 42

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ж-Ш.

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение различать согласныеЖ-Ш в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:сигнальные карточки,магнитофонная запись со словами, таблица с кроссвордом, таблица с ребусом, карточка с текстом «Жаба»для проведения изложения.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Характеристики звуков (согласные, шипящие,звонкий, глухой). На что похожи буквы Ш и Ж?

Игра «Найдите слово в слове».

ЖАВОРОНОК (ворона, вор, кожа, вар, кран)

ШЛАК (лак)

ШЕСТЬ (есть)

III. Закрепление пройденного материала. Сегодня продолжим работу над звуками Ж, Ш.

1.Дифференциация звуков Ш, Ж в слогах.

Запишите слоги и звукосочетания в две строчки; с буквой Ш - в одну, с буквой Ж - в другую.

АЖА, АШО, АЖУ, ОШУ, ЖИ, ЖА, ШУ АЖ, ЖУ, АЖИ, АШИ

Прочтите слоги, записанные в первую строчку.

2.Дифференциация Ш-Ж в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи:

ШКОЛА, ЛЫЖНИК, СТУЖА, КРЫША, КАЛОША, ЖИРАФ, МЕШОК, РЫЖИЕ, ВОРОБЫШЕК, ЖЕРЕБЕНОК, КАЖДЫЙ, ВАЖНЫЙ, ПУШИНКА, ГРЕБЕШОК.

б) Отгадывание кроссворда.

Животные.

Угадайте, как зовут животных, которые изображены на рисунках. Впишите их название в клеточки кроссворда.

в) Разгадывание ребуса.

Ответы: ШУТКА, ШАГ'

г) Чистоговорки.

УЖУ-ЖУ-ЖУ - МОЛОКО ДАДИМ ЕЖУ

ЖА-ЖА-ЖА - ЕСТЬ ИГОЛКИ У ЕЖА

ЖИ-ЖИ-ЖИ - ЗДЕСЬ ЖИВУТ ЕЖИ

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ - ДОЖДЬ ПРОШЕЛ УЖЕ

ША-ША-ША - МАМА МОЕТ МАЛЫША

ШУ-ШУ-ШУ - ЯПИСЬМО ПИШУ

АШ-АШ-АШ - У МАРИНЫ КАРАНДАШ

д) Запись слов в два столбика, с буквами Ш, Ж. разными пастами.

ЖАЛО, ШИЛО, ШАЛЬ, ЖУКИ, ШАРИК, ЖЕНЯ, ЛАНДЫЖ, ГРУШИ, ЕЖИ, МЕДВЕЖОНОК.

Прочтите слова, записанные в первый столбик, во второй.

3.Дифференциация Ш-Ж в предложениях.

Составьте из данных слов предложения. Подчеркните вних буквы Ш и Ж.

В, ужи, трава, шуршат.

На, выбежали, школьники, дорожка, беговая.

Гриша, желтого, жука, нашел, дорожка, на.

По, жеребенок, лужайке, бежал, рыженький.

Намокла, дождя, от, одежда.

Прочтите предложения. Найдите главные члены предложений.

Логопедическая физминутка.

4.Дифференциация Ж, Ш в связной речи.

Изложение (по вопросам).

а) Прослушайте текст.

Жаба.

Жила-поживала жаба. Каждый день она ловила много жуков. Она их не жевала, а прямо проглатывала. Жаба была жадная.Но вот надоело жабе жить в болотной жиже. Думает жаба: «Надо бежать в другие края». Подумала жаба и побежала. Увидел жабу журавль и проглотил.

б) Вопросы; Где жила жаба? Кого она ловила? Какая была жаба? Что надоело жабе? Что сделала жаба? Что случилось с жабой?

Словарная работа: ЖИЖА:

Объяснение значения слова.

Слоговой анализ слова

Вспомнить правописание ЖИ.

в) Напишите изложение, используя вопросы, записанные на доске.

г) Проверка: прочтите изложение (спросить 1-2 учеников).

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 43

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С, Ш.

Цели:

1.Сформировать уучащихся умениеразличать согласные С-Ш в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:предметные картинки: сани, шапка; слоговые таблицы, «звуковые часы», перфокарты, таблицы для мнемонического приема, картинки:совы, свитер, соска, пилка, шахматы, швабра; карточка с текстом рассказа.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новой темой.

1.Выделение звуков из начала слов, по предметным картинкам.

Что изображено на картинке? (САНИ). Выделите первый звук. Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, свистящий, глухой). Что изображено на второй картинке? (ШАПКА). Выделите первый звук. Охарактеризуйте его (согласный, шипящий, глухой).

2.Уточнение артикуляцию звуков, установление различия их артикуляций.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!