Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ



ОГЛАВЛЕНИЕ

ЭТАП. Дифференциация гласных 1и 2 ряда

Планы логопедических занятий №1-10

ЭТАП. Работы над морфологическим составом слова

1.Состав слова

Планы логопедических занятий № 11-20

2.Предлоги, приставки, ударение

Планы логопедических занятий № 21-24

3.Безударные гласные

Планы логопедических занятий № 25-30

4.Дифференциация согласных

Планы логопедических занятий № 31-60

I ЭТАП.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ I И II РЯДА.

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА

(А – Я).

Цели:

1.Учить детей различать гласные А, Я в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: таблица гласных 1 и 2 ряда, таблицы (для мнемонического приёма), сигнальные карточки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные 1 и 2 ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как, образовываются гласные 2 ряда. Вывешивается таблица с гласными 1 и 2 ряда. Предлагает сравнить пары гласных О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, А-Я. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию. Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их сегодня различать.

III. Дифференциация гласных А и Я.

Сегодня вы будете различать парные гласные, а какие, определите сами.

а) Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль буква хороша!

И хоть она проста на вид.

А начинает алфавит.

Так, какую первую букву вы будете сегодня различать?

Определите, какая вторая буква.

Я – бродяга с рюкзаком.

Путешествую пешком.

Демонстрация таблиц для мнемонического приёма. (Буква А в виде шалаша, буква Я – в виде путешественника с рюкзаком).

б) Сравнение гласных А, Я по артикуляции, установление сходства и различия (зеркало).

1.Дифференциация А и Я в слогах.

а) Прослушайте слоги, скажите, какой гласный вы слышите.

МА, НА, СА, МЯ, НЯ, ЛА, НА, ПЯ, ФЯ.

Произнесите слоги парами, как звучат согласные в каждой паре?

МА-МЯ, ТА-ТЯ, ЛА-ЛЯ, ДА-ДЯ, НА-НЯ, СА-СЯ, РА-РЯ, БА-БЯ.

б) Работа с сигнальными карточками. Прослушайте слоги, поднимите карточку с гласной, звук которой вы слышите в слоге.



ТА, МЯ, НА, РЯ, ЛА, СА, ЗА, ЖА, ША, ФА, ВЯ, ШЯ.

в) Запишите в две строчки, в первую – с буквой А, во вторую с буквой Я (разными пастами).

ЛА, МЯ, СЯ, ТА, СА, ПА, РЯ, ЛА, ДА, ВЯ.

Проверка: прочтите слоги, которые вы записали в первую строчку, во вторую.

2.Дифференциация гласных А и Я в словах.

а) Игра «Весёлые буквы А и Я». Логопед рассказывает детям сказку про буквы А и Я.

«Однажды буквы А и Я решили пошутить и поменялись комнатами. Буква А поселилась в комнате буквы Я. Буква Я заняла комнату буквы . Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли оставить их жить там, где они хотят».

На доске написаны слова. Ученики читают слово, затем заменяют гласную А на Я и наоборот и решают, можно ли оставить буквы в получившемся слове.

ИГЛА ШЛЯПЫ МАЛ

ФЛАГ ЛЯМКИ МАТЬ

КРАСКИ ЗЕМЛЯ ВАЛ

б) Спишите слова. Вместо точек вставьте гланую А или Я. Подчеркните мягкие согласные перед вставленными гласными. (Логопед разбирает с учениками первые слова каждого столбика, выясняет как звучит согласный перед вставленной буквой и уточняет, какую букву надо писать, после мягкой согласной. Затем ученики выполняют задание самостоятельно.

п…рус п…тки

с…дик л…мка

л…пки р…дом

м…ски тр…пки

в) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы карандашами разного цвета.

ДОСКА, МАРКА, ЗМЕЯ, АИСТ, АЛАЯ, СТАРАЯ.

г) Прочитайте слова парами. Прослушайте, как звучит гласная Я в первом и втором слове. Объясните, почему она звучит по-разному. Спишите слова парами, подчеркните выделенные слоги.

сеМЯ – сеМЬЯ

КоЛЯ – коЛЬЯ

дереВЬЯ – Вянут

браТЬЯ - ТЯнут

д) (Устно). Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом.

МАЛ – МЯЛ РАД – РЯД САД – СЯДЬ



Логопедическая физминутка.

3.Дифференциация букв в предложениях.

а) Спишите предложения, вставьте пропущенную букву А или Я.

У В…ли з…в…ли ром…шки.

Ир… и В…н… играли в пр…тки.

Н…д… ест л…пшу.

Чтение и анализ предложений. Найти главные слова в предложении.

б) Проверочный диктант.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята – полезная трава. Трава завяла.

IV.Итог занятия.

Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №2

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).

Цели:

1.Учить детей различать гласные А, Я в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, ручки с синей и зелёной пастами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Какие это звуки,гласные или согласные?

1.Ответы на вопросы. Назовите гласный 1-го ряда, 2-го ряда. В чём сходство и различие произношения этих звуков? Придумайте слова, в которых есть звук А, Я.

2.Дифференциация звуков:

а) в слогах.

1) Прослушайте, запомните и повторите слоги:

ТА – ТЯ – ТА, МА – МЯ – МА, ТЯ – ТА – ТЯ, МЯ – МА – МЯ, РА – РЯ – РЯ, РА – РЯ, РЯ – РА.

2) Запись слогов в тетради.

МА, МЯ, НА, ВА, ФЯ, РЯ, ЛА.

б) в словах.

1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи (прослушать слово и поднять соответствующую карточку с буквой).

РЫБА, ПОЯС, РЯДЫ, ВАГОН, ПРЯЖА, БАЯН, ГОРА, СИЛА, СОБАКА, ГРЯЗЬ, ЗМЕЯ, ЯРКИЙ, ЗЕМЛЯ, ТРАВА.

2) Запись слов в 2 столбика (слова с буквой А – синей пастой, с буквой Я – зелёной пастой).

ЗОЯ, ЯБЛОКО, БЕСЕДА, МОРЯ, СЕМЕНА, МЯЧ, КАПУСТА, САДИК.

Проверка: 1 ученик зачитывает слова 1 и 2 столбиков, все проверяют записи в своих тетрадях.

3.Дифференциация звуков в предложениях. Списать предложения, подчеркнуть слоги с разделительным Ь знаком.

ДАРЬЯ ЕСТ ГОРЯЧИЙ СУП. ТАНЯ ХОЧЕТ ВАРЕНЬЯ.

БРАТЬЯ ТЯНУТ СЕТИ. РЕБЯТА ЛЕЧИЛИ ВОРОБЬЯ.

Проверка: Анализ предложений: прочесть предложение, назвать слва с разделительным Ь. найти главные слова в предложении. Подсчитайте количество гласных А, Я, определите, каких букв больше.

4.Дифференциация звуков в связной речи. Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы в пословицах.

Что на уме, то и на …зыке.

Ленивому всегд… праздник.

Всему своё врем….

Рыб… в реке – не в руке.

Проверка: прочесть пословицу, объяснить её значение.

Подсчёт количества букв А, Я.

III. Домашнее задание. Придумать по 5 слов со звуками А, Я и записать в два столбика разной пастой.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №3

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (О – Ё).

Цели:

1.Сформировать у учащихся умение различать гласные О, Ё в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, предметные картинки: берёза, осёл, роза, самолёт, сани, машина; таблицы для мнемонического приёма, зеркала, конверты с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками мы работали на прошлом занятии? Назовите гласный 1 ряда, придумайте с этим звуком слово. Назовите гласный 2 ряда, придумайте слово с этим звуком.

III. Дифференциация гласных О, Ё.

Сегодня вы будете учиться различать другие гласные звуки, которые отгадайте сами. Отгадайте загадки. Выделите первый звук, определите к гласным какого ряда относится этот звук.

1)Отгадывание загадок, выделение гласных из начала слова.

Круглый, зрелый, загорелый, Я прихожу с подарками.

Попадался на зубок, Блещу огнями яркими.

Попадался на зубок, Нарядная, забавная,

Расколоться всё не смог, На Новый год я главная.

А попал под молоток, (Ёлка).

Хрустнул раз – треснул бок.

(Орех). Воздушная вата

Плывёт куда-то. (Облако).

2)Установление сходства и различия.Сравнение звуков О, Ё по артикуляции (использовать зеркала).

3)Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).

В этой букве нет угла Буква Е передохнула.

От того она кругла. Как тот час же на неё

До того она кругла. Пара птенчиков вспорхнула

Покататься бы могла. Получилась буква Ё.

4)Дифференциация звуков в слогах.

а) Прослушате пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какие буквы влияют на смягчение согласных.

МО – МЁ СО – СЁ РО – РЁ ВО – ВЁ БО – БЁ

ФО – ФЁ КО – КЁ ТО – ТЁ ЛО – ЛЁ НО - НЁ

б) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

ОМ ЁМ МО ТЁ СО ФЁ ОТ ЁТ

СЁ ТЁ РЁ РО ВО ОЛ ЁЛ ВЁ

в) Запись слогов в две строчки, с буквой О – в одну строчку синей пастой, с буквой Ё – в другую зелёной пастой.

ОТ ЁТ ОМ ЁМ ЕЁ СО НО НЁ ОР ЁР ЛО ЛЁ

Проверка: 1 ученик зачитывает строчку слогов, все сверяют свои записи с произнесёнными слогами.

5)Дифференциация звуков в словах.

а) Соедините буквы.

Прочитайте получившиеся слова. Напишите их парами. Подчеркните буквы, которыми отличаются слова.

  о       о       о       о  
н   с   в   л   зан   с   м   л
  ё       ё       ё       ё  

Словарная работа: Объясните значение слова ЗАНОС, слоговой анализ слова.

б) Работа с предметными картинками.

Назовите предметные картинки. Назовите только те картинки, где в составе названий есть звук О, затем Ё, затем, где есть звук О и звук Ё. Запишите слова, обозначающие название этих предметов в тетрадь, разберите эти слова графически, зелёной пастой (1 ученик выполняет задание у доски).

6)Дифференциация звуков в предложениях.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте пропущенную букву О, Ё.

Лош…дь вез…т дрова. П…вар нес…т пирог. Л…дка плыв…т по реке. Пч…лка делает м…д.

Анализ предложений.

- Прочесть предложение. Почему в слове ВЕЗЁТ после буквы В надо писать букву Ё?

- Почему в слове НЕСЁТ, после Н нужно писать Е?

- Почему ПО РЕКЕ нужно писать раздельно?

- Почему в слове МЁД на конце нужно писать букву Д?

Логопедическая физминутка.

7) Дифференциация звуков в связной речи.

Незнайка прислал конверты с деформированным текстом. Ему нужно составить рассказ «Ёжик», правильно расположив полоски с предложениями и ещё вставить пропущенные буквы в некоторых словах. Незнайке очень трудно, поможем ему составить рассказ.

Ёжик.

Ал…ша был в лесу. Он н…с грибы. На тр…пинке он увидел ежа. Ёжик бежал к ёлке. Алёша не тронул ежа.

Прочтите рассказ. Объясните, почему вы встасили букву О в слове ТРОПИНКА.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №4

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (О – Ё).

Цели:

1.Учить детей различать гласные О, Ё в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитафонная запись, предметные картинки: береза, самолёт; таблица по развитию речи «Ослик», ручки с разными пастами, слоговая таблица.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? В чём сходство и различие в произношении этих звуков? Назовите гласный 1 ряда, 2 ряда. Придумайте слова с этими звуками.

III. Закреплене пройденного материала. Сегодня продолжим работу с этими звуками.

1.Дифференциация звуков в слогах.

а) произнесите слоги парами:

ОМ-ЁМ ОТ-ЁТ ТО-ТЁ ОС-ЁС ОР-ЁР СЁ-СО

КО-КЁ ВО-ВЁ РЁ-РО ОЛ-ЁЛ

б) Чтение слогов по слоговой таблице:

1) Прочтите все слоги.

2) Прочтите слоги с буквой О.

3) Прочтите слоги с буквой Ё.

в) Запишите слоги в тетрадях в первую строчку с буквой О, во вторую – с буквой Ё, разными пастами.

ОР ЁЛ ВО ВЁ ТО ТЁ СО ЁС ОМ НО ФО ФЁ

Проверка: прочесть слоги, записанные в первую строку, затем во вторую.

2.Дифференциация звуков в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

Слова: КОЖА, ВЁСЛА, КРУЖОК, ВПЕРЁД, СВЁКЛА, ПРЫЖОК, ЗВЁЗДЫ, НОЧЬ, ЛОШАДЬ, ГНЁЗДА, КЛЁН, НАРОД, ПОЛЁТ, ГВОЗДЬ, ВЕРЁВКА, САПОЖКИ.

б) отгадывание загадок, запись слов-отгадок в два столбика разными пастами.

О Ё

По горам, по долам Иголки лежали, лежали

Ходит шуба да кафтан Да под стол убежали.

(овца) (ёж)

Мягкие лапки, Стоит Алёна

А в лапках царапки. Платок зелёный

(кошка) Тонкий стан

Повернулась к солнцу Белый сарафан.

Золотое донце. (берёза)

(подсолнух) Зимой и летом

Одним цветом.

(ёлка)

Проверка: прочтите слова, записанные в первый столбик, затем во второй.

3.Дифференциация звуков О, Ё в словосочетаниях и предложениях.

а) Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите в них ошибки. Спишите словосочетания правильно.

ПЛЫВОТ ПО РЕКЕ, ПОЛЕМ ЦВЕТЫ, СТАРОЕ РУЖЁ, БОЛЬШОЙ ПОСОЛОК, СОВЕТ ГНЕЗДО, ДОРНИ ЗА КОЛЬЦО, ЗАБЁМ ГВОЗДЬ.

(1 ученик работает у доски, учащиеся сверяют записи на доске и в тетрадях).

Логопедическая физминутка.

б) Закончить предложения, используя предметные картинки.

У дома растёт стройная (БЕРЁЗА).

Высоко в небе летит (САМОЛЁТ).

Мама купила красивый (САМОВАР).

Анализ предложений: найдите главные слова в предложении. Найдите слова, обозначающие признаки предметов.

в) Предупредительный диктант.

Начался большой клёв рыбы. У школы клён. Мы идём в дом. В лодке новые вёсла.

4.Дифференциация звуков О, Ё в связной речи. Работа с таблицей «Из жизни домашних животных».

а) Ответы на вопросы:

Кто изображен на таблице?

Какие из изучаемых звуков есть в его названии?

Каков внешний вид осла?

Чем осёл питается?

Какую пользу осёл приносит человеку?

б) Составление рассказа.

Составьте рассказ по таблице. Расскажите о строении, питании осла, о пользе приносимой человеку.

IV. Итог занятия. Что больше всего понравилось на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №5

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (У, Ю).

Цели:

1.Учить детей различать гласные У, Ю в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

Оборудование: сигнальные карточки, карточки из жизни домашних животных «Верблюд», таблицы для мнемонического приёма, ручки с разными пастами, фишки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? Назовите гласную 1, 2 ряда.

Соревнование «Кто больше».

Придумайте слова со звуком О, затем со звуком Ё. За каждое придуманное слово получите фишку. Победит тот, кто больше всех наберёт фишек. Сегодня вы будете различать звуки У, Ю. Какие это звуки? Назовите гласную 1, 2 ряда.

III. Знакомство с новой темой.

Отгадайте загадки:

1.Выделение звуков из начала слов.

Теремок ползёт Пляшет крошка

На себе его везёт А всего-то

Хозяюшка богатая, Одна ножка.

Рогатая (УЛИТКА). (ЮЛА).

Кто это? Что это?

Выделите первый звук в этих словах.

Сегодня мы будем различать звуки У,Ю.

Какие это звуки? Назовите гласную 1 ряда, 2 ряда.

2.Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).

«У» - сучок. Чтобы «О» не укатилось,

В любом лесу Крепко к столбику прибью,

Ты увидищь букву «У». Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась буква «Ю»

3.Дифференциация гласных У, Ю:

а) в слогах.

1) Игра «Наоборот». Логопед называет слог с твёрдым согласным, ученики с мягким, выделяя голосом гласные У, Ю. Игру можно провести с мячом.

МУ-МЮ НУ-НЮ РУ-РЮ ЛУ-ЛЮ ВУ-ВЮ

БУ-БЮ ПУ-ПЮ ДУ-ДЮ

2) Чтение слогов по слоговой таблице.

Прочесть слоги с буквой У, затем с буквой Ю.

3) Запись слогов в две колонки разными пастами.

БУ, БЮ, ТЮ, ТУ, ЛУ, РЮ, РУ, СУ, ПЮ, ТУ

Проверка: прочесть слоги первого столбика, слоги второго столбика.

4.Дифференциация гласных У, Ю в словах.

а) Работа с сигнальными карточками.

УЛЯ, ЮЛЯ, ЛУК, СУК, ПОЮ, МОЮ, ЮЛА, ЛЮБА, РИСУЮ, РУКИ

ТЮЛЬ, ТРУС, СПЛЮ, ТУФЛИ, ТЮЛЕНЬ, СЛУЖБА, ТРУСЫ.

б) Работа со словами-паронимами.

Прочитайте слово ЛУК, ЛЮК. Сравните по смыслу и написанию.

Скажите какими буквами различаются эти слова?

Логопедическая физминутка.

в) Игра «Доскажи словечко».

На одной ноге кружиться, Любят хрюшки букву Ю

Беззаботна, весела. Без неё не скажешь (ХРЮ).

В пёстрой юбке танцовщица

Музыкальная (ЮЛА).

Я не хвастая скажу: Все ребята со двора

Всех друзья омоложу! Мастерам кричат (УРА).

Идут ко мне унылые

С морщинами, со складками Кто шагает с сумкой книг

Уходят очень милые. Утром в школу (УЧЕНИК).

Весёлые и гладкие.

Значит я надёжный друг

Электрический (УТЮГ).

г) Запись слов в два столбика разными пастами.

КЛУБНИКА, КРУПА, КРЮЧОК, КЛЮКВА, БРЮКИ

БЛЮДО, НУЖНО, СТАРУШКА

Проверка: прочесть слова 1 столбика, второго столбика.

5.Дифференциация звуков У, Ю в связной речи. Работа с таблицей «Из жизни домашних животных».

а) Ответы на вопросы:

Кто изображен на таблице?

Какие из изучаемых звуков есть в его названии?

Каков внешний вид верблюда?

Чем верблюд питается?

Какую пользу верблюд приносит человеку?

б) Составление рассказа.

Составьте рассказ по таблице. Расскажите о строении, питании верблюда, о пользе приносимой человеку.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии.

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №6

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (У, Ю).

Цели:

1.Учить детей различать гласные У, Ю в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, слоговая таблица.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? Назовите гласную 1, 2 ряда. Придумайте слова, в составе которых есть гласный звук У, Ю.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация звуков в слогах.

а) Прочитайте слоги первой и второй строчек:

МУ НУ ПУ СУ КУ ДУ ШУ РУ ЧУ

МЮ НЮ ПЮ СЮ КЮ ДЮ ШЮ РЮ ЧЮ

Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек.

Какую букву будете писать после мягких согласных?

2.Дифференциация звуков в словах.

1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной зписи.

УЛЕЙ, ЮЛА,СПУТНИК, ЮРТА,ПЛЮС, МИНУС, СЛУХ, УЛИТКА, ЮЛИТ, ТЮЛЬ, СЛЮДА.

2) Изменить слова по образцу. Подчеркнуть последнюю букву в изменяемом слове.

ПИСАТЬ – ПИШУ КРИЧАТЬ - … ПЕТЬ - …

ЛЕТЕТЬ - СПАТЬ - … ЧИТАТЬ - …

СМОТРЕТЬ - … ТРЕЩАТЬ - … ГОВОРИТЬ - …

3) Разобрать слова графически:

ЛЮДИ СУЧОК КЛУБОК КЛУБНИКА МУРАВЕЙ

Логопедическая физминутка.

3.Дифференциация звуков У, Ю в словосочетаниях и предложениях.

а) Внимательно прочитайте словосочетания.

Найдите допущенные ошибки и напишите словосочетания правильно.

ГОРЯЧИЙ УТУГ. ПРИКОЛУ БРОШКУ.

СВИСТ ВЮГИ. ВЫПЮ МОЛОКО.

ПРИШЮ ПУГОВКУ.

б) Из данных слов составьте и напишите предложения. Подчеркните слоги с буквами У,Ю.

ВОЛКИ, НА, ВОЮТ, НОЧЬЮ, ЛУНУ.

В, ВЬЮГА, ЛЕСУ, НАМЕЛА, СУГРОБЫ.

ПЛОХО, СТУЖУ, В, ВОРОБЬЮ, ЗИМНЮЮ.

ЕЛА, ПЛЮШКУ, КАТЯ, РУМЯНУЮ.

Анализ предложений: количество слов подсчитать.

4.Дифференциация звуков У, Ю в связной речи. Работа с перфокартами.

Вставить пропущенные буквы:

Л…бишь кататься – люби и саночки возить.

Юноши думают о б…дущем, а старики о прошедшем.

Умелые руки не знают ск…ки.

Без м…ки нет на…ки.

Гл…пый осудит, а …мный рассудит.

Прочесть пословицы, объяснить значение пословиц.

5.Дифференциация звуков У, Ю в предложениях.

Списать предложения. Слова данные в скобках изменить по смыслу.

Мама повесила голубую (ШТОРА).

Лодка подплыла к (КОРАБЛЬ).

Трудно (МУРАВЕЙ) тащить зерно.

В магазине продают спелую (КЛЮКВА).

Анализ предложений: Прчесть предложения.

1 предложение – Найти главные слова в предложении.

2 предложение – Почему в слове ПОДПЛЫЛА, ПОД пишется слитно?

3 предложение – В слове ЗЕРНО какая буква пищется после 3 и почему?

4 предложение – Как вы написали В МАГАЗИНЕ слитно или раздельно и почему?

IV. Итог занятия. Чем занимались на занятии? С какой целью?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №7

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (Ы, И).

Цели:

1.Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: слоговая таблица, предметные картинки, таблицы мнемонического приёма, текст стихотворения О.Погорельского «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», текст рассказа «Индеец Изумрудный глаз».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? Назовите гласную 1, 2 ряда. Приведите примеры слов с этими гласными.

III. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение гласных из ряда слов. Найдите одинаковый звук в словах:

ПИЛА АИСТ ИГЛА ИВА

РЫСЬ СЫР МЫШЬ

Характеристики звуков: гласные И – 2 ряда, Ы - 1 ряда.

2.Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).

Молоток я раздобыл А бедняжка Ы

Из дощечек букву сбил Бродит с палочкой увы!

Сколько здесь дощечек?

Три? А какая буква? И.

4.Дифференциация гласных в слогах.

1) Повторите слоги за логопедом.

ПЫ-ПИ-ПИ ТА-ТА-ЛИ СЫ-СИ-СЫ РЫ-РИ-РЫ ДЫ-ДИ-ДИ

2) Чтение слогов по слоговой таблице. Прочтите сначала слоги с буквой Ы, затем с буквой И.

3) Запишите слоги в две строчки: с Ы в первую, с И во вторую, разными пастами.

Проверка: прочесть слоги первой строчки, затем второй.

5.Дифференциация звуков в словах.

а) Слоговой аукцион.

Дополните слова: ЛЫ…(жи), МЫ…(ло, ши), СЫ…(ро, рок), ЛИ…(мон, за), ГРИ…(бы, бок), КНИ…(ги, жка).

б) Списать слова, деля их на слоги.

ГОРЫ, МУКИ, КИН, РЫБА, КОМАРЫ, РЫБАКИ, УЗОРЫ.

в) Работа со стихотворением.

Прослушайте стихотворение.

Что глядишь, корова, Мишку через Ы

Строго и сурово? Проучите Мишку –

Мишка – лодырь, через А Превратите в Мышку.

Написал КАРОВА, Кошка мышку хвать!

Напишите вы Будет лодырь знать.

Сравните слова МИШКА и МЫШКА по смыслу и написанию, какими звуками и буквами отличаются эти слова?

г) Вставьте пропущенные буквы. Спишите слова в 3 столбика: с И в 1 столбик, с Ы во 2 столбик, с Ы и И в 3 столбик. Какое правило поможет, вам не ошибиться?

Ш…НА МАШ…НА КАМ…Ш

ТУШ…Л ПРУЖ…НА Р…Ж…КИ

Ж…ВОТ РЕШ…Л В…Ж…ГАЛ

Логопедическая физминутка.

6.Дифференциация гласных в предложениях.

Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой Ы в один столбик, с И во 2, с Ы и И в 3-й.

У папы пила. Рита купила мыло. У тани болит зубы.

У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы.

В лесу сыро. У машины новые шины. У Мишы ландыши.

7.Дифференциация гласных в связной речи.

а) Письмо по памяти.

Логопед читает текст один раз и выставляет картинки, на которых изображены осень, дождь, листья, деревья, птицы, лес, поле, огород.

Затем предлагает ученикам записать содержание рассказа, как они его запомнили, обязательно используя выставленные картинки.

Осень.

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Падают листья с деревьев. Улетают в теплые края наши друзья – птицы. В лесу, в поле, на огородах стало тихо.

б) Пересказ рассказа «Индеец Изумрудный глаз».

Прослушайте рассказ, определите каких звуков в нём больше: Ы или И.

В июле Игорёк приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел во дворе девочку.

«Тебя как зовут?» - спросил Игорь.

«Иринкой. А тебя?»

«Индеец Изумрудный глаз!» - гордо сказал Игорь.

«Хочешь быть индейкой?»

«Надо говорить не индейкой, а индианкой».

«Нет индейкой!»

«Тогда ты будешь индюком!»

Игорёк подумал и сказал: «Ну ладно, ты прячься, а я буду тебя искать».

Идёт Игорёк, а Иринки нигде нет. как-буд-то исчезла! Подошёл к изгороди, раздвинул руками траву, да как закричит:

«Ой-ой-ой!» - и бежать. А Иринка ему вслед: «Эх, ты индеец! Крапивы испугался. А еще Изумрудный глаз!»

Итак, каких звуков больше в тексте Ы или И? кто приехал в деревню к бабушке? С кем встретился Игорь утром? Как назвал себя Игорь? Почему иринка раскритиковала Игорька, сказав ему «Эх, ты индеец!»?

Перескажите содержание рассказа.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии? Что больше всего понравилось на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №8

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (Ы, И).

Цели:

1.Умение различать гласные Ы, И в устной и письменной речи;

2.Совершенствование грамматического строя;

3.Развитие связной речи;

4.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, таблицы «В продовольсьвенном магазине и универмаге».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? Какова артикуляция, в чём сходство и различие? Назовите гласные 1 и 2 ряда.

а) Игра «Доскажи словечко».

В узкий глазок вдета тонкая нитка Из упрямства ни на шаг

И поплыла за корабликом прытко. Не продвинется … (ИШАК).

Шьёт, зашивает и колется колко,

А называют кораблик … (ИГОЛКА).

б) Отхлопывание слогов.

РЫБА КОМАРЫ ФОНАРИ СУХАРИ

РЫБАКИ КИТЫ КИНО ЩИ ГОРЫ

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация звуков в слогах.

а) запись слогов в тетрадь в два столбика, разными пастами:

РИ РЫ ЛЫ ПЫ ТИ ДЫ БЫ НИ МИ

Проверка: прочесть слоги.

2.Дифференциация звуков в словах.

а) работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи:

СОКИ, МЫЛО, ГУСИ, СЫРО, СОТЫ, ВИЛЫ, КУСТЫ, МАРКИ, САПОГИ, РЫБАКИ, ЛИСТИКИ, УЗОРЫ, МУЗЫКА, УРОКИ.

б) Закончить слова, дописав буквы Ы или И.

НОГ… СТОЛ… КНИГ… СЫР… ШАР…

САН… БУС… КУР… СОР…

Проверка: прочесть слова.

3.Дифференциация звуков в словосочетаниях.

а) Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите слова, в которых пропущены буквы. Напишите словосочетания правильно.

БЕЛЫЕ СНЕЖКИ ДУШСТЫЕ ЛАНДЫШИ

ЛЁГКИЕ ПУШНКИ ОСТРЫЕ КЛКИ

ДРУЖНЫЕ МАЛШИ ВЕСЁЛЫЕ КАНКУЛЫ

Проверка: 1 ученик на доске выполняет задание, все сверяют свои записи с записью на доске.

б) Работа с перфокартами.

Вставить пропущенные буквы:

З…мой р…бы ушли на дно реки.

Дет… …скали жёлуди.

Кур… р…ли грядки.

Ночью в…ли волк…

Анализ предложений: прочитать предложения, найти главные слова в предложении.

Логопедическая физминутка.

4.Дифференциация звуков в связной речи.

Работа с таблицей. Посмотрите внимательно на таблицу, назовите слова, в состав которых входит звук Ы, затем звук И.

Составьте небольшой рассказ по таблице о том, где вы были, что купили в продовольственном магазине и универмаге.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №9

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (Ё, Ю).

Цели:

1.Умение различать гласные Ё, Ю в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

Оборудование: сигнальные карточки, таблица для мнемонического приёма, предметные картинки: ёлка, юла, карточка с текстом «Ёжик и ёршик».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? Назовите гласную 1 и 2 ряда.

III. Знакомство с новым материалом.

Сегодня вы будете различать гласные звуки и буквы, а какие определите сами.

1.Выделение звуков из слов по предметным картинкам.

Назовите, что изображено на картинке (ЁЛКА). Назовите первую букву. Какая это буква? (Гласная). К гласным какого ряда относится эта буква.

Назовите, что изображено на второй картинке (ЮЛА). Назовите первую букву. Какая это буква? (Гласная). К гласным какого ряда относится эта буква.

2.Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление букв с их графическим изображением (мнемонический приём).

Е и Ё родные сёстры Ходит пешком

Различить сестёр непросто. Калач с посошком.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

4.Дифференциация гласных в слогах.

а) Работа с сигнальными карточками.

ЁЛКА, ЮБКА, ЁЖ, ЮРТА, КАЮТА, ТАЁЖНЫЙ, МОЁ, ТВОЁ, СВОЮ.

Слово ЮРТА – словарная работа:

- Объяснения значения слова;

- Слоговой анализ слова.

б) Прослушайте слоги и звуковые сочетания. Запишите их в две строчки. В первую с буквой Ё, во вторую с буквой Ю (разными пастами). Скажите, как звучит согласный перед этими буквами:

мё, мю, сю, иё, тю, лю, рё, зё, зю, сё, лю, амё, амю, утё, урю, орё, озё, илю, отё, алё.

5.Дифференциация гласных в словах.

а) Игра «Слово расспылось».

Все слова раньше начинались с Ё и Ю, а потом рассыпались, вы должны собрать эти слова:

КИЖЁ ШЁР ЧАКОЛЁ (ёжик, ёрш, ёлочка)

АЛЮ БКАЮ НЫЙЮ (юла, юбка, юный)

Слово ЮНЫЙ – словарная работа:

- Объяснения значения слова;

- Слоговой анализ слова.

б) Игра «Доскажи словечко».

Шубка – иголки, За рекой росли

Свернётся он – колкий. Их на праздник принесли

Рукой не возьмёшь На веточках иголки

Кто это? (ЁЖ). Что же это? (ЁЛКИ).

Всей семьёй идут гулять На прогулку вышел хряк

Ночью вдоль дорожек Постоял и в лужу бряк.

Ёж – отец, ежиха – мать Сам доволен: хрюк – хрюк – хрюк

И ребёнок … (ЁЖИК). Хорошо, что я без … (БРЮК).

в) Записать слова в 2 столбика разными пастами:

ЁЖИК, ПОЮТ, ИЮНЬ, ЮЛА, ЮЛЯ, ОРЁЛ, СЕЛЁДКА, ПЛЁНКА, ВЕРЁВКА, ТЮЛЬ (словарная работа).

Проверка: Ученики зачитывают слова 1 и 2 столбиков.

г) Записать слова графически. Надписать надо, соответствующим слогом буквы Ё, Ю.

клён, ковёр, блюдо, самолёт, клюква, овёс, костёр, шлюпка.

6.Дифференциация гласных в словосочетаниях и предложениях.

а) Закончить словосочетания, изменяя слова по образцу:

Дождь льёт, дожди льют.

Швея шьёт, швеи шьют.

Кошка пьёт, кошки …

Курица клюёт, куры …

Логопедическая физминутка.

б) Слуховой диктант. Запишите предложения:

Стёпа и Алёша поют любимые песни. Бабушка любит пшеничные лепёшки. Мы любим сидеть у клёна. Над полянкой летают и гудят пчёлы.

Анализ предложений:

1 предложение – найдите главные слова.

2 предложение – найти слово, обозначающее признак предмета.

3 предложения – как написали слова У КЛЁНА. Почему раздельно?

4 предложение – в слове ЛЕТАЮТ, какая гласная после Е и почему вы так написали?

7.Дифференциация гласных в связной речи.

Прослушайте сказку, а потом скажите, каких больше звуков в этой сказке из изучаемых сегодня.

Ёжик и ёршик.

«Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спиться. «Мам! Что мы всё спим, да спим. Можно я схожу к своему другу ёршику?» «Да ты что! Замёрзнешь ещё. Спи!» Лежал – лежал ёжик, ёрзал – ёрзал, дождался пока мама уснула и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, снег на ёлках, то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика! «Ой, как здорово! А ёршик сидит в реке, ничего этого не видит!» Прибежал к реке, а вместо реки – один лёд и прорубь посередине. «Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!» Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш: «Ну, что кричишь? Спать не даёшь!» «А разве вы тоже спите?» «Еще как, до самой весны! Шёл бы ты, а?» Затрусил ёжик домой в тёплую нору, замёрз весь, съел мёду, чтобы не заболеть, и залёг спать до весны».

1) Как вели себя зимой звери?

2) Как вёл себя маленький ёжик?

3) Куда отправился ёжик?

4) Что посоветовал ёршик ёжику?

Перескажите эту сказку.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (Ё, Ю).

Цели:

1.Умение различать гласные Ё, Ю в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, слоговая таблица, перфокарты

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? К гласным какого ряда относятся эти звуки?

Игра «Узнай звук». Хлопайте в ладоши в том случае, если в слове есть звук Ю.

ЁЛКА, ЮРКИЙ, ЁРШИК, ЮЛА, ЁЖ, ЮРА, ЮЛЯ, ВЕРБЛЮД

III. Закрепление пройденного материала.

Сегодня продолжим работу над различением звуков Ё и Ю в слогах.

1.Дифференциация гласных Ё и Ю в слогах.

а) Повторение слогов за логопедом.

РЁ, МЁ, ТЮ, НЮ, РЮ, БЮ, ДЁ, ПЁ, ПЮ, ВЁ, ВЮ, ФЁ, ФЮ, СЁ, СЮ

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

Прочтите сначала слоги с буквой Ё, затем с буквой Ю.

в) Запишите слоги в две строчки: с Ё в первую, с Ю во вторую, разными пастами.

Проверка: прочесть слоги первой строчки, затем второй.

2.Дифференциация гласных в словах.

а) Работа с сигналными карточками по магнитофонной записи.

ШЬЁТ, БЕЛЬЁ, КОПЬЁ, ВЬЮНОК, СТАРЬЁ, ЧЬЁ, ЧЬЮ, ПЬЮТ, ЛЬЁТ, ВЬЮН, КЛЮЁТ, ПОЁТ, БЬЮТ, ПОЮТ, ЧИТАЮТ.

б) Запись слов в два столбика разными пастами.

КАЮТА, ЁЛОЧКА, ЮЛА, ЕЩЁ, БЕЛЬЁ, ВЕРЁВКА, УТЮГ, ТЮЛЬПАН, КРЮЧОК, ВЁСЛА.

3.Дифференциация гласных в предложениях.

а) Списать предложения, вставить пропущенные буквы Ё или Ю. Подчеркнуть их разными карандашами.

Л…ба ела кл…ву. Л…ба л…бит сладкий из…м. Ор…л напал на ста… воробь…в. Ал…ша и Л…ба собира…т кл…кву.

Подсчитайте количество букв Ё и Ю в предложениях. Определите, каких букв больше.

б) Запись предложений на слух.

Люба любит свёклу. Над избушкой висит хлеба краюшка. Дети собирают берёзовый сок. Охотник нащёл лисью нору. Голубь клюёт зёрна.

Анализ предложений: найти главные слова в предложениях.

в) Игра «Исправь ошибку» (устно).

ИЗЁМ, ОРЮЛ, АЛЮША, СВЮКЛА.

4.Дифференциация гласных в связной речи.

а) Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

Не потрудишься – м…ду не поешь.

Не разгрыз…шь ореха – не съешь ядра.

Л…бишь кататься – л…би и саночки возить.

Слезами гор… не поможешь.

Прочитать пословицу, объяснить её значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

II ЭТАП.

РАБОТА

НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ

СЛОВА.

 

Состав слова.

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №11

ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Цели:

1.Дать учащимся понятие о родственных словах;

2.Развитие грамматического строя;

3.Обогащение и активизация словаря;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: плакат с изображением чудо-дерева карточки со словами: сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов.

САД, САДОВЫЙ, ПОСАДИТЬ, ПОСАДКИ, САДОВНИК.

СОЛЬ, СОЛЁНЫЙ, ПОСОЛИТЬ, СОЛЁНЫЕ, РАССОЛ.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ.

ВОЗ, ВОЗИТЬ, ПЕРЕВОЗКА, ПОВОЗКА, ВОЗЧИК.

Словарная работа: РАССОЛ.

II. Работа с текстами.

Логопе читает текст рассказа:

Родник родит речку, а река льётся через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, корит народ. Вы глядите, как это складно выходит: РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. Все эти слова как бы родня.

Словарная работа: РОДНИК, РОДИНА, РОДНЯ.

Это родственные слова.

Затем, логопед читает стихотворение:

Как растут слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод,

С ним садовник идёт, очень интересно

Гулять в саду словесном.

Вновь выясняется понимание смысла слов: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК.

Из какого слова выросли слова: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК? Из слова САД, это КОРЕНЬ.

III. Работа с плакатами.

Логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово САД прикрепляют к корню дерева.

Назовите слова, которые выросли из слова САД.

Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорезь дерева. Все эти слова произошли от одного корня и называются ОДНОКОРЕННЫМИ, РОДСТВЕННЫМИ.

Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

IV. Закрепление материала.

1.Работа с однокоренными словами, не являющими родственными. Логопед записывает на доске пары слов:

РИС – РИСУНОК ГОРА – ГОРЕВАТЬ ВОДИТЕЛЬ – ВОДА

Логопед предлагает ученикам найти общаю часть этих слов. Затем записать пары слов, выделить общую часть – корень слова.

Сравнить пары слов по смыслу. Сказать будут ли эти слова родственными? Почему? (Эти слова не могут быть родственными, у них разный смысл).

2.Придумать предложения с этими словами.

3.К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Запишите в тетради, выделите корень.

ГОРА Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.
ГОРЕ
ВОДА Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.
ВОДИТ
РИС Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.
РИСУНОК

4.Прочитайте слова на доске. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу. Объясните, почему оно не подходит.

Шиповник, шины, шипит, шиповки;

Маленький, малыш, малевать, малявка;

Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.

Логопедическая физминутка.

5.Прочитайте слова, найдите в них общую часть. Спишите слова, обозначьте в них общую часть. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

Бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги.

Варит, варю, варенье, варёный, повар, заварим.

Ход, ходит, заходит, переход, поход, выходит.

V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №12

ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Цели:

1.Закрепить знания учащихся о родственных словах;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими словами вы познакомились на прошлом занятии? Что общее есть в родственных словах? Приведите примеры родственных слов.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Прочитайте слова. Выпишите сначала слова с общей частью БЕГ, потом слова с общей частью ВАР, а затем слова с общей частью ХОД. Подчеркните слова, в которых ударение падает на гласную в корне. Запомните эту гласную.

ПОВАР, ВЫХОД, РАЗБЕГ, БЕГАЕТ, ВАРИТ, ВАРЁНЫЙ, ХОДИТ, ПОХОД, ВАРЕНЬЯ, ЗАХОД, БЕГУН, СВАРИЛ, ВАРЕНИК, ХОДЬБА, ПОБЕГ, БЕГОВАЯ, ОТВАР, БЕГУЩИЙ.

2.Внимательно прочитайте слова. Запишите их в два столбика. Выделите корни в словах каждого столбика. Логопед предлагает детям сначала прочитать слова и подумать, какой смысл заключён в каждом слове. Затем один ученик читает похожие по смыслу слова, второй ученик читает другую группк слов, остальные контролируют правильность ответов. После этого ученики выполняют задание.

БОЛЕТЬ, БОЛЬНОЙ, БОЛТАТЬ, ЗАБОЛЕЛ, БОЛТУН, ВЫБОЛТАТЬ, БОЛЬНИЦА, БОЛТУШКА, БОЛЕЗНЬ, БОЛТУНЬЯ, БОЛЬ, БОЛЬНО.

ВАЛИТ, ВАЛ, ВЯЛЫЙ, ЗАВЯЛ, УВЯЛ, СВАЛИТЬ, ВАЛУН, ВЯЛЕНЫЙ, ЗАВАЛИТЬ, ВАЛЯТЬ, ПОВАЛИТЬ, ВЯЛИТЬ.

3.«Каверзные вопросы».

1) Почему не шипит шиповник?

2) Почему не горюет гора?

3) С кем не водится водица?

Логопедическая физминутка.

4.Укажите слова с общим корнем. Близки ли по значению данные пары слов? Какие из них являются родственными?

КОШКА – КОТЯТА ЛОШАДЬ – ЖЕРЕБЁНОК

ОВЦА – ЯГНЯТА УТКА – УТЯТА

СВИНЬЯ – ПОРОСЯТА КОРОВА – ТЕЛЁНОК

ГУСИ – ГУСЯТА ЛИСА – ЛИСЁНОК

Составьте предложения с родственными словами.

5.Прочитайте текст.

Найдите и выпишите родственные слова. Выделите в них общую часть, поставьте ударение. Назовите слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

Славин папа – моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах. Слава живёт в приморском крае. Его называют ещё Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.

VI. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №13

ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Цели:

1.Закрепить знания учащихся о родственных словах;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

Какие слова называются родственными? Приведите примеры родственных слов.

1.Сегодня продолжим работу над родственными словами. К выделенным словам подберите из скобок похожие по смыслу слова. Выделите во всех словах общую часть.

После окончания работы ученики читают группы слов, объясняют их общий смысл и называют корень. Логопед обращает внимание детей на то, что слова с одинаковым корнем имеют разный смысл, поэтому они не являются родственными.

ШИПЫ шипучка, зашипел, шипущий, шипение, шипящий, шиповник
ШИПИТ
  МАЛЕНЬКИЙ   малыш, малярные, малюет, малявка, малышки, размалёванный
МАЛЯР

2.Прочитайте слова. Являются ли они родственными? Докажите это.

БЕЛКИ – БЕЛКИ ПЛАЧУ – ПЛАЧУ

КРУЖКИ – КРУЖКИ ЗАМОК - ЗАМОК

3.Прочитайте слова. Выделите лишнее слово. Почему оно лишнее? Спишите родственные слова.

КРУЖИТ, КРУЖКИ, КРУЖИТЬСЯ, КРУЖКИ, ОКРУЖИЛ

КОЗЛЯТА, КОЗЛЫ, КОЗА, КОЗЛЫ, КОЗЛИНЫЙ

ЗАМОЧЕК, ЗАМОК, ЗАМКНУТЬ, ЗАМОЧНАЯ, ЗАМОК

4.Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний. Выделите корень в родственных словах.

Образец: медвежья берлога – берлога медведя

Воронье гнездо –

Коровье молоко –

Морская форма –

Лётная форма –

Школьная форма –

Логопедическая физминутка.

5.Работа с карточками.

Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе родственное ответу слово. Напишите слова парами, выделите общую часть. Поставьте в словах ударение (1 ученик у доски).

1) Кто летает на самолёте? Образец записи: Лётчик летает.

2) Кто плавает на морских кораблях?

3) Кто охраняет границы нашей Родины?

4) Кто работает на заводах?

5) Кто работает в колхозах?

6) Кто работает на тракторах?

7) Кто продаёт игрушки в магазине?

Проверка: сверте записи в тетрадях с записью на доске.

6.Прочитайте слова. Найдите в них общую часть (корень). С каждым словом придумайте предложение:

СТОЛ, СТОЛЯР, СТОЛОВАЯ

ЛИСА, ЛИСЯТА, ЛИСЬЯ НОРА

МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, ЗАМОРОЗКИ

III. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №14

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. СУФФКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.

Цели:

1.Закрепить знания учащихся о родственных словах;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: картинки, изображающие великана, гномика и дровосека.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новой темой.

1.Игра «Найди хозяина».

На доске картинки. Логопед спрашивает: «У кого голова? (У дровосека). У кого головка? (У гномика). У кого головища? (У великана).

Затем логопед впермешку называет части лица и тела сказочных персонажей (нос, глазище, глазки, ушки, уши, носик, носище и т.д.), ученики находят «хозяина». Логопед записывает слово под соответствуещей картинкой и сразу выделяет корень. После записи всех слов, логопед предлагает детям определить, какая часть слова помогла узнать, кому это слово принадлежит и выделяют суффиксы:

Голова, головка, головища

Нос, носик, носище

Глаза, глазки, глазищи

Ущи, ушки, ушищи

Рот, ротик, ротище

Лоб, лоьик, лобище

Рука, ручка, ручища

Нога, ножка, ножища

Обратить внимание детей на то, что при помощи суффиксов образуются новые слова.

2.Нарисуйте в тетрадях гномика, дровосека, великана. Прочитайте слова и напишите их в три столбика под соответствующими картинками. Выделите корень и суффикс.

3.Вместо точек вставьте выделенную часть слова.

Спишите слова парами. Обозначьте суффикс.

ваза – возОЧКа белый – белЕНЬКий

лапа – лап…а чёрный – чёрн…ий

дыра – дыр…а синий – син…ий

рама – рам…а серый – сер…ий

яма – ям…а жёлтый – жёлт…ий

4.Прочитайте слова, назовите корень.

КОМ, КОМОК, КОМОЧЕК

САДОК, САДОЧЕК

ЛЕСОК, ЛЕСОЧЕК

Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня. Как она называется? При помощи чего образовались эти слова?

5.Прочитайте слова. К корням этих слов присоедините данные суффиксы. Напишите получившиеся слова, обозначте в них корень и суффикс.

вода НИК   водит ЧИК
дворы   грузит
охота   летит

Логопедическая физминутка.

6.Прочитайте слова. Выпишите слова с суффиксом ЧИК – в первый столбик, с суффиксом НИК – во второй, с суффиксом ЩИК – в третий. Выделите суффиксы.

ПЕЧНИК, СТЕКОЛЬЩИК, НОСИЛЬЩИК, ОХОТНИК, ВОЗЧИК, КРАНОВЩИК, ПОЖАРНИК, ТОЧИЛЬЩИК, ГРУЗЧИК, ПРОВОДНИК, РАССКАЗЧИК, ВОДНИК, НАСТРОЙЩИК, ПЕРЕПЛЁТЧИК, НАЛАДЧИК, СВАРЩИК.

7.Со словами: ПЕЧНИК, ОХОТНИК, ГРУЗЧИК, НОСИЛЬЩИК – составьте предложения, запишите их, выделите суффикс и корень в этих словах.

III. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №15

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. СУФФКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.

Цели:

1.Умение выделять морфологические части слова;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: картинки, изображающие кузовок и чемодан с надписями «кузовок», «чемоданчик», таблица с текстом «Одуванчик», мяч.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какой частью слова работали на прошлом занятии? Что образуется при помощи суффиксов? Приведите примеры слов. Образованных при помощи суффиксов.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Игра «Найди место».

Логопед выставляет на доску картинки и предлагает ученикам нарисовать в тетрадях кузовок и чемоданчик, внизу написать соответствующие суффиксы. Затем дети читают написанные на доске слова и определябт, что надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого списывают слова в два столбика, обозначая корень и суффикс.

КУЗОВОК ЧЕМОДАЧИК

Лесок, грибок, зайчик, носок, стульчик, дубок, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок, зубчик, зубок.

Проверка: назовите что вы положили в кузовок, а что в чемоданчик.

2.Измените слова по образцу. Запишите их парами. Выделите корень и суффикс во втором слове каждой пары.

Лента – ленточка

Труба –

Карта -

Куры –

Морковь –

Тёплый –

Рыжий –

Перо –

Крыло –

Гнездо -

3.Игра в мяч «Образуй слово». От данных слов образуйте новые слова, убрав суффикс.

стенка – стена ключик – ключ

дырка - пожарник –

шляпка - подносик –

шубка - городок –

листочек –

4.Составьте предложения со словами ПОЖАР, ПОЖАРНИК, ГОРОД, ГОРОДОК, запишите эти предложения, выделите корни и суффиксы в этих словах (где есть). Прочтите предложения, найдите главные члены, назовите их.

Логопедическая физминутка.

5.Работа с таблицей. На таблице текст. Нужно списать текст, вставить пропущенные суффиксы. Обозначить их.

а) Одуванчик.

Цыплята нашли в лесу бел…ий шар… . он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… . Шумели цыплята и спорили. Но тут подул ветер… . красивый шар… разлетелся на мал…ие пушинки. Остался голый стебел… и вокруг него удивлённые цыплята.

б) Прочтите текст, ответьте на вопросы:

1) Что нашли цыплята в саду?

2) Почему цыплята спорили?

3) Что случилось с шариком?

в) Пересказ текста. Перескажите содержание текста.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №16

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.

Цели:

1.Умение выделять морфологические части слова;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: таблица

ЗА шёл   ПО крыл   ОТ бежал   В лезет
вязал   смотрел   летит   ходит
нёс   шумел   везёт   носит
пишите   скакал   полз   клеил

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новой темой.

На прошлых занятиях вы работали над словами, находили корень в слове. Что такое корень? С какой частью слова вы работали также на прошлом занятиях7 что можно образовывать при помощи суффикса? Приведите примеры образования новых слов при помощи суффикса. Сегодня вы познакомитесь ещё с одной частью слова, при помощи которой тоже можно образовывать слова.

1.Работа со словами.

Прочитайте слова, выделите корень. Догадайтесь, как образовались эти слова.

ПОХОД, ВЫХОД, ПРИХОД, ЗАХОД, УХОД, ПОДХОД

ПОЛЕЗ, ВЫЛЕЗ, ЗАЛЕЗ, ПОДЛЕЗ, ДОЛЕЗ, СЛЕЗ

Метод рекомендации: Ученики прочитывают написанные на доске слова, выходят поочерёдно к доске и обозначают в них корень, анализируя слова, делают вывод, что слова образовались при помощи различных частей слова, которые стоят перед корнем (ПРИСТАВОК).

2.Работа с таблицей.

От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Напишите слова, выделите приставки.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!