Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






О мебели и предметах декоративно-прикладного искусства



Ломберные столики XVIII в. Франция. Среди парадной мебели, заполняющей залы и гостиные дворцов XVIII в. находились ломберные столики наборной работы для карточных и шахматно-шашечных игр. Появление их в России относится к первой половина XVIII в., когда среди русского придворного общества распространилось увлечение карточными играми. В связи с этим ломберные столики стали не только подсобными предметами, но они вошли в обстановку парадных гостиных. Первые ломберные столики были привезены из Франции. Русские матера научились их копировать, а затем и создавать уже самостоятельно. Согласно описям обстановки дворцов XVIII в. в них находились, как правило, ломберные столики. Так во дворце Петра III их было 4, а в Китайском дворце – 8.

Черный круглый столвыполнен в стиле второго рококо. Окрашены в черный цвет с золоченной резьбой и росписью. В XIX веке этот гарнитур находился в передней Китайского дворца согласно работам Успенского и «Художественным сокровищам России», а так же фиксации интерьеров, выполненной Т.Н. Глебовой в 1948 г. У владельцев Китайского дворца XIX века передняя выполняла функции столовой. В связи с использованием передней как первой входной комнаты в музей стол был перенесен в фонды.

Мебель «второго рококо». При безукоризненном владении деревом, которое было достигнуто предыдущим развитием мебельного искусства, стремление к комфорту все же в качестве нововведений применило пружины в сиденьях, стеганную обивку, колесики под ножками стульев, кресел, столов, облегчавшую их передвижение.

Осветительные приборы Во времена Людовика XIV модными стали хрустальные люстры. Их длинный стержень с вазо-, шаро, и балясообразными формами из стекла заканчивался колоколообразной частью (или своего рода павильоном); рожки собирались в несколько кругов друг над другом и увешивались листьями, розетками и звездами из хрусталя. Края этих подвесок шлифовались, а поверхность подвергалась огранке для достижения возможно большего эффекта преломления света. Часто подлинный хрусталь, который слабее преломляет свет, сочетался с искусственным хрусталем. В Германии, где барокко вылилось в чрезмерные формы, изготовлялись оригинальные люстры из фарфора, конструктивная основа которых исчезла за расписными гирляндами из цветов и плодов и нарядным фигурным украшением.

Разновидностью канделябров были жирандоли, уподоблявшиеся деревьям; стержень и кронштейны делались из металла с подвесками из искусственного хрусталя. Жирандоли с кругообразно расположенными кронштейнами ставились на геридоны, а с кронштейнами полукругом – на камины. Для торжественных случаев изготовляли парные жирандоли.



О мебели в Столовой:

(Из: КДМ-86 Эльзенгр З.Л. Коллекция мебели Китайского дворца-музея. 1960-1961. С.61-62.)

«В 1855 г. было взято у барона Штиглица 50 тыс. рублей взаймы. На эти деньги были изготовлены следующие предметы мебельного убранства: для Будуара Китайского дворца была сделана так называемая мебель «Обюссон», состоящая из дивана, кушетки, трех кресел и 4-х стульев, об обивке которых сохранился архивный документ. В Круглый зал было сделано 8 диванов и еще ряд гарнитуров для всех интерьеров дворца. Для Сиреневой гостиной – 2 дивана, кушетка, 6 кресел, 6 стульев; в Малый Китайский кабинет – кушетка, 5 кресел, 5 стульев; в Стеклярусный кабинет – золоченая мебель – 2 дивана, кушетка, 6 кресел и 2 стула. Из них сохранился гарнитур светло-зеленого цвета, состоящий из диванчика, двух кресел, двух круглых столиков, экрана, двух стульев».

Все эти работы выполнялись мебельным мастером Гютоном. Есть документ 1855 г. о том, что он представил в Ораниенбаумское дворцовое правление «счет производимых им работ по Китайскому дворцу» на сумму 8074 руб. за одну только мебель».

Рисунки на изготовление мебели составлялись архитектором Прейсом, причем в документе указывалось, что «составлены различные мебельные рисунки в стиле Людовика XV для Большого зала Ораниенбаумского дворца».

«Обюссон» - шелковая гобеленовая материя, названная по имени владельцев фабрики с 17 века. (Менее дорогие ковры и обивка, чем у Гобеленов, но тоже в статусе королевской мануфактуры.)

 

(Из: Павлова, 2006 «Интерьеры…» с.174-175)



«Документы свидетельствуют, что мебель, перечисленная в описи 1858 г., в том же году была заменена новой. Однако состав и количество предметов почти не изменились. Еще в июле 1857 г. вел. княгиня отдала распоряжение: «вместо мебели работы Гюжибюса, заказать другую», которая, по словам Елены Павловны, «более согласовывалась бы с величиною комнаты, т. е. мебель должна быть поменьше и не так тяжела (массивна). Вместо орехового дерева из простого, которое можно будет выкрасить белыми, розовыми и светло-зелеными красками... Это будет лучше подходить к стилю комнаты и, вероятно, обойдется гораздо дешевле». Иными словами, Елена Павловна желала видеть в новом зале, отделка которого была выдержана в формах «рококо», мебельное убранство, решенное в том же «стиле». В середине XIX в. подобная мебель с обилием деталей из накладной резьбы имела огромную популярность. «Мебельные рисунки в стиле Людовика XV» были сделаны дворцовым архитектором Г.-Г. Прейсом. В сентябре 1857 г. он представил в Ораниенбаумское дворцовое правление «рисунки на 10-ти листах, в числе коих находится план зала с показанием размещения мебели и лист с описанием и примерным изчислением касательно стоимости упомянутой мебели, естли таковая будет произведена в дворцовой столярной, с помощью хорошего резчика, нанятого для сего предмета во время производства работ». Одобрив проект, вел. княгиня Елена Павловна приказала «построить мебель» в дворцовой столярной и обить «назначенною для нее зеленою матернею». Изготовление мебели заняло несколько месяцев. Работами руководил дворцовый столяр Мейндорф, который «приискал» столярного подмастерья Е. Жукова и резчика С. Лихомахова из Углича. Ими было сделано: 8 кресел, 8 плетеных стульев, 3 дивана, 12 стульев, один круглый диван с корзиной, «на коей цветы ставлются» и 2 каминных экрана. Позднее мастер Ерохов изготовил «большой овальный преддиванный стол», ящик для дров и 3 малых круглых стола. Мастер Янсен выполнил обойные работы «собственными материалами, как то с пружинами из английской проволоки, волосом... парусиною, фламенским полотном, штифтами и проч. За исключением аграмантов и материи для верхней обтяжки», а А. Гармут выкрасил мебель «английскими» белилами, отделав ее «зелеными и розовыми красками».

 

 

О сюжете «Продажа амуров» (или «Торговля Амурами», «Продавщица Амуров»):

Сцена торговли амурами восходит к римской фреске, среди прочих обнаруженной в 1759 г. при раскопах Стабий (в окрестностях Неаполя), то есть – I века н.э. В XIX веке воспроизводилась (с небольшими вариациями и то прямо, то «зеркально») на гравюрах, вышивках, камеях, на тканях (обойных?), в рельефах в интерьере и в парке (в т. ч. постамент «Трех Граций» в Павловске!!!), в цветной графике, и даже в живописи.

 

О мейсенском фарфоре:

Впервые в Европе фарфор был получен алхимиком и аптекарем Иоганном Фридрихом Бёттгером (Johann Friedrich Boettger, 1682-1719). В замке Альбрехтсбург в Мейсене исследуя многочисленные пробы грунта, в том числе и каолина, он получил в 1707 году первую фарфоровую массу, а уже в 1709 году Бёттгер научился изготавливать керамические изделия из красной каменной массы. Поэтому королевским указом в январе 1710 года в Альбрехтсбурге (город Мейсен, округ Дрезден в Саксонии, Германия) была открыта первая европейская фарфоровая мануфактура.

Деятельность мейсенской мануфактуры обычно разделяют на несколько периодов. Первый из них - период Бёттгера - закончился в 1719 году со смертью изобретателя фарфора. Сначала выпускались кубки, бокалы, чаши, чашки с блюдцами, табакерки, мелкая галантерея из красной каменной массы. При декорировании широко применялись шлифовка и полировка изделий, накладные рельефы - листья аканта и лавра, маскароны. Использовалась также роспись золотом и серебром. В 1713 году Бёттгеру удалось получить настоящий твердый фарфор - сначала кремового оттенка и с толстым черепком, а уже к 1715 году - белый и тонкостенный. В росписи преобладали китайские сюжеты, пасторали, придворные и бытовые сцены.

Второй период мейсенской мануфактуры (1720-1733) начался после смерти Бёттгера, когда производство возглавил художник Иоганн Грегор Хёрольд (Johann Gregorius Hearoldt, 1695-1775), ранее работавший в Вене у дю Пакье. Этот период обычно называют „живописным", так как на изделиях тех лет доминирует роспись. Хёрольд существенно обогатил палитру красок, введя огненно-красный, фиолетовый, желтый, изумрудный цвета. Характер росписи оставался ориентированным на восточные образцы: китайские бытовые сцены, декор в стиле „имари". Помимо отдельных предметов, выпускались также столовые сервизы и большие декоративные вазы для дворцов короля и знати. После 1730 года восточная тематика декора уходит на второй план, уступая место миниатюрам с изображением сельских пасторалей, дворцовой жизни, охоты, конных воинов, галантных сцен, навеянных картинами Антуана Ватто, а также пейзажам, среди которых преобладали виды морских берегов. В области миниатюры мейсенские художники были непревзойденными мастерами.

Третий период (1733-1756) характеризуется как „скульптурный". Это связано с деятельностью руководителя модельной мастерской Иоганна Иоахима Кендлера (Johann Joachim Kaendler, 1731-1774). При нем доминирующее место прежней декоративной росписи на гладких поверхностях изделий заняли скульптура и барельеф. Заслуги Кендлера велики как в „чистой" скульптуре, так и в области формования и пластического декорирования посуды. Кендлер разработал ряд скульптурных серий и композиций, которые затем не только прочно вошли в ассортимент большинства немецких фабрик, но и перешагнули границы других стран. Наиболее знаменитыми изделиями Кендлера являются роскошные многопредметные сервизы, состоящие из скульптурно смоделированных изделий. Именно Кендлер заложил основы мейсенского пластического стиля, для которого характерны грациозность и жизнерадостность.

Четвертый период (1756-1774) можно охарактеризовать как начало снижения уровня мейсенского фарфора. На смену стилю рококо приходит классицизм, главным проводником которого явился парижский скульптор Мишель-Виктор Асье (Michel-Victor Acier). Правда, Кендлер еще продолжает работать, создав ряд превосходных скульптур. Со смертью в 1775 году Кендлера мейсенская мануфактура утратила свое лидирующее положение. (Повторение старых моделей более успешно, чем разработка новых; из законодателя форм становится подражателем по отношению к др. европейским фабрикам).


БИБЛИОГРАФИЯ

Основные издания:

1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле (1725-1796). М., 1993

2. Горбатенко С.Б. «Петергофская дорога. Ораниенбаумский историко-ландшафтный комплекс» СПб, 2001 г.

3. «Забытый император». Каталог выставки, СПб, 2002 г.

4. «Забытый император». Материалы научной конференции, СПб, 2002 г

5. «Здесь он построил себе крепостцу…» Каталог выставки к 250-летию крепости Петерштадт, 2006

6. Екатерина II. Записки (любое издание).

7. Искюль С.Н. «Роковые годы России. 1762 год. Документальная хроника». СПб, 2001.

8. Кедринский А., Медерский Л., Раскин А. Летопись возрождения. Изд. «Лит. по стр-ву»

9. Кочерова Е.И. Коллекция мебели XVIII в собрании Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум». СПб, 2007.

10. Кючарианц Д. Антонио Ринальди. «Ленстройиздат», 1984

11. Мыльников А.С. «Он был не похож на государя…» Петр III. Повествование в документах и версиях». М., 2002.

12. Кургатников А.В. (автор-составитель) «Русская старина: Путеводитель по XVIII веку». М., С-Пб, 1996, 380 с.: ил.

13. Ораниенбаум. Век XIX… Сборник-каталог, СПб, 2006 г

14. Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков (любое издание).

15. Павлова М.А. Интерьеры Большого Ораниенбаумского дворца XVIII – середины XIX века. Ораниенбаумские чтения, выпуск 6. – СПб.: Историческая иллюстрация, 2006. – 256 с.: ил.

16. Повседневные записки делам князя А.Д.Меншикова. 1716-1720, 1726-1727 (любое издание.)

17. Попова Г.А. «Особняк графини Карловой», СПб, 1996 г.

18. «Русская ветвь Мекленбург-Стрелицкого дома» СПб, 2005

19. Русский биографический словарь. Т.1-6.1991-1996г.г.

Дополнительно:

1. Анисимов Е.В. Безвременье и временщики Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-е-1760-е годы). М., 1991

2. Артамонов В. А.Д. Меншиков как полководец. Исторический портрет.2010, http://russkie.org/index.php?module=fullitem&id=18794

3. Бартенев И. Зодчие и строители Ленинграда. Л., 1963

4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века.

5. Беспятых Ю.Н. Александр Данилович Меншиков. Мифы и реальность. 2005

6. Бирюкова И. Западно-европейское прикладное искусство XVII-XVIII в. «Искусство», 1972

7. Власов В. Новый большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб, 2009.

8. Денисова Е.Г. Дворец Петра III. Путеводитель. СПб, 2006 г.

9. Кротов П.А. Битва при Полтаве (К 300-летней годовщине)/ С-Пб, 2009, 416 с.: ил.

10. Молин Ю.А. Тайны гибели великих. СПб, 1997.

11. Перевороты и войны. Сб., М., 1997

12. Эльзенгр З.Л. «Коллекция мебели Китайского дворца-музея» 1960-61 . КДМ 86


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!