Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Полный список экспонатов по тем залам, где не все они вошли в объекты показа



Генеральный директор

ГМЗ «Петергоф»

Е.Я. Кальницкая

 

«___» ______________2011 г.

 

 

Методические рекомендации

к экскурсии по экспозиции

в Большом (Меншиковском) дворце в Ораниенбауме

«Образы минувшего»

 

 

Продолжительность экскурсии – 1,5 а.ч.

Составитель:

Ведущий методист по экскурсионной работе

СКП Ораниенбаума Берлина М.А.

«Согласовано» заведующая филиалом «Ораниенбаум»

Бахарева Н.Ю.

Согласовано» заведующая СКП Ораниенбаума

Цаповецкая И.И.


Цели и задачи экскурсии:

1) В ходе экскурсии посетители знакомятся с историей Ораниенбаумской усадьбы. Экскурсовод должен четко обрисовать основные этапы создания существующего в настоящее время дворцово-паркового ансамбля, рассказывая о сменяющихся владельцах Большого дворца.

2) Анализируя исторические интерьеры и объясняя, что в них сохранилось, что утрачено или изменено и что восстановлено, необходимо показать, как архитектурные стили и требования к жилой среде, господствовавшие в разные периоды бытования дворца, отразились в планировке и отделке интерьеров.

3) Через призму исторических сведений о владельцах дворца в XVIII веке посетители должны увидеть Ораниенбаум в первый век его существования как одно из мест, важных для всей российской истории.

 

Методические указания:

1) В ходе экскурсии необходимо строго соблюдать методический принцип – от показа к рассказу, не превращая экскурсию в лекцию, сделать акцент на объекты показа, указанные в методической разработке. Необходимо ориентироваться на уровень подготовки экскурсантов, выбирая различные варианты экскурсии.

2) Речь экскурсовода должна быть стилистически грамотной, без однообразных повторов и «слов-паразитов»; все специальные термины должны быть объяснены по ходу рассказа.

3) Начиная с Парадной лестницы, по каждому интерьеру см. Справку по интерьерам дворца.

4) Экскурсовод должен хорошо ориентироваться в представленных экспонатах (см. Список экспонатов), при необходимости легко найти нужный или ответить на вопрос о происхождении и назначении любого предмета, представленного в зале. Объектами показа станут определенные экспонаты, выбранные для данной темы.


Вступление:Кратко рассказать о том, что дворец открылся впервые за свою 300-летнюю историю после проведения первой очереди реставрационных работ. Реставрация ведется ООО «Деметра» (генеральный подрядчик) и НИИ СпецПроектРеставрация (генеральный проектировщик) по заказу Северо-Западной дирекции по строительству, реставрации и реконструкции. Отметить, что работы велись в строгом соответствии с принципами научной реставрации – сохранение и консервация сохранившейся отделки и планировочной структуры интерьеров с частичным воссозданием на основе исторических и иконографических материалов по концепции, разработанной ГМЗ «Петергоф».



1 зал. «Путешествие сквозь пространство и время» - мультимедийная экспозиция.

Тема: «Усадьба А.Д. Меншикова «Ораниенбаум» в контексте истории Санкт-Петербурга и Петергофской дороги».

Объекты: изображения на экране БМД начала XVIII – конец XIX веков; портреты владельцев; планы дворца; планы усадьбы.

Содержание:Сообщить посетителям о гранте фонда В. Потанина «Путешествие сквозь пространство и время» на проект «Живая карта», полученном музеем по конкурсу в 2010 году. Назвать исполнителей проекта – филиал «Ораниенбаум» ГМЗ Петергоф и творческий коллектив студии «МАрт». Отметить, что цель проекта - создание уникальной вводной экспозиции, которая бы погружала посетителя в историческую среду, созданную с помощью новых информационных технологий на основе аутентичных иконографических и исторических материалов.

Далее, с помощью пульта останавливая программу на изображении гравюр Алексея Ивановича Ростовцева (1690-1746) и Михаила Ивановича Махаева(1718-1770), рассказать о получении А. Д. Меншиковым участка земли на южном берегу залива напротив о.Котлин (1710) и о закладке усадьбы (1711), объяснить ее название. (две версии: легендарная –дословно «померанцевое дерево», имелись ввиду экзотические растения ,выращенные в оранжерее шведской усадьбы, которой на планах XVII не обнаружено, вторая - гипотеза исследователя Ораниенбаума С.Б. Горбатенко - в честь штатгальтера Нидерландов и английского короля Вильгельма III Оранского, которого Петр I посетил во время первого «Великого посольства»).



После чего при демонстрации портретов владельцев, видов дворца и планов усадьбы коротко охарактеризовать последующие периоды в истории усадьбы:

загородная резиденция Малого двора при Елизавете (1745-1761)

любимая резиденция Петра III до 28 июня 1762 года

Собственная дача Екатерины II (1762-1796)

имение великого князя Михаила Павловича и его супруги великой княгини Елены Павловны

1834-1872

«семейное гнездо» российской ветви герцогов Мекленбург-Стрелицких (1872 – 1918)

Подчеркнуть, что после А.Д. Меншикова неоднократно менялись и владельцы усадьбы, и ее статус, она использовалась то для длительного проживания, то для кратковременного приезда. Перестраивались интерьеры, лестницы, террасы, добавляли комнаты в соответствии с требованиями обитателей дворца и новыми представлениями о комфорте загородной резиденции; переделывали парк согласно требованиям времени.

Отметить, что после виртуального путешествия посетители совершат реальное путешествие по интерьерам дворца и по разным эпохам его бытования.

 

2 зал. «Живая археология» – артефакты с мультимедийной реконструкцией.

Тема: «История строительства и бытования Большого(Меншиковского) дворца в первой трети XVIII века».

Объекты:

фрагмент камина (конец XVIII века) – камин;

фрагмент модели лепного декора Большого (Меншиковского) дворца (корона) - фасад Большого Меншиковского дворца;

база полуколонны – Большой Меншиковский дворец (аксонометрический план П.А. Сент-Илера);

3 фрагмента трубки курительной, (Голландия, XVIII век) – анимация (изображение голштинского офицера, курящего трубку)

ваза с крышкой (II половина XVIII века, Китай) - ваза с крышкой;

фрагмент кожаных обоев (I половина XVIII века, Россия) - изображение обоев;

часы с музыкальным механизмом без футляра (Англия, XVIII век) – часы из Дворца Петра III;

Кирпич из кладки Большого Меншиковского дворца (начало XVIII века) – кладка ();

6 фрагментов плитки расписной кобальтовой XVIII века – изображение печи.

Содержание:Прежде, чем начнется показ, объяснить, что проект «Живая археология»позволил показать подлинные фрагменты отделки и предметов быта и их виртуальные трансформации, помещенные в графические реконструкции интерьеров дворца, выполненных архитектором А. Бутыриным. Это совместная работа филиала «Ораниенбаум» ГМЗ Петергоф и кафедры «Информационные технологии в дизайне» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского Государственного Политехнического университета.

После показа перечислить основные этапы строительства дворца при А.Д. Меншикове (архитекторы Иоганн-Фридрих Браунштейн, Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, предположительно Жан-Батист Леблон, строившие дворец А.Д. Меншикова на Васильевском острове и царские дворцы Петра I – см. Справку по Большому Меншиковскому дворцу в первой половине XVIII века).

1710 . — получение Меншиковым участка; устройство кирпичных заводов и «пильни».

1711 — строительство деревянного дома Меншикова, закладка и начало строительства центрального корпуса каменного дворца. Устройство первых прудов и мельницы.

1716. — создание проекта дворца (запечатлен на гравюре А.Ростовцева).

1716—1717 — завершение возведения и наружная отделка центрального корпуса. Строительство полуциркульных крыльев дворца с объемами турецкой бани и ворот. Начало отделки интерьеров и устройства Нижнего сада.

1719 — строительство башенных павильонов. Расширение центрального корпуса путем пристройки «посторонних палаток». Устройство фонтанов в Нижнем саду. Сооружение морского канала (до этого, с 1713 года пользовались пристанью-дамбой).

1720 — строительство западного флигеля (восточный появился только в 1750-х, хотя планом предусматривался).

1721—1722 — обработка склонов перед дворцом и строительство каменных террас.

До 1727 – внутренняя отделка домовой церкви.

 

Рассказать о приездах в Ораниенбаум А.Д. Меншикова и его гостей, используя «Повседневные записки» Меншикова и описания очевидцев (см. Справку о визитах в Большой дворец). Обратить внимание на то, что первый владелец усадьбы, как правило, совмещал свои поездки в Ораниенбаум с посещением Кронштадта, Петергофа и Стрельны, где мог встречаться с царем или инспектировать строительные работы. Отметить, что в Ораниенбауме он обязательно каждый день обходил стройку, чтобы «приказать к лучшему».

Используя материалы составленных после конфискации дворца описей, сделать выводы об облике усадьбы первого вельможи, сочетавшей новые вкусы и старые традиции в устройстве богатого дома.

 

3 зал. «Полудержавный властелин»

Тема: «Взлеты и падения в судьбе А.Д. Меншикова». А.Д. Меншиков – первый губернатор Санкт-Петербурга, сподвижник Петра I, умелый царедворец. Последнее возвышение Меншикова после смерти Петра I.Опала, арест и ссылка в г. Березов.

Объекты:

Блюдо (Западная Европа, 1710-1730)

Комод в стиле «Буль» (корпус комода – Франция, начало XVIII века);

Фрегат (Германия, I половина XVIII века)

Кувшинчик

Ваза фарфоровая с крышкой

Кубки и бутыли (Голландия, I половина XVIII века)

«Изображение брака Его Царского Величества Петра Первого Самодержца Всероссийского» (Зубов А.Ф. 1712 г. Оттиск II половины XIX века. Гравюра резцом, офорт)

«Петр Великий» (Фогель Б. 1737. Меццо-тинто)

«Императрица Екатерина Алексеевна» (Вортман Х.К.А. 1735. Гравюра резцом, пунктир)

«Цесаревна Анна Петровна» (Зубов А.Ф. с оригинала Таннауера И.Г. 1742-1780. Меццо-тинто)

«Императрица Елизавета Петровна» (Соколов И.А. 1746. Гравюра резцом)

«Император Петр II» (Вортман Х.К.А. 1729. Гравюра резцом)

«Апофеоз императора Петра I»(Фолкема Я.1763. Офорт).

Содержание:Кратко рассказать о занимаемых Меншиковым должностях и полученных титулах и наградах (Светлейший князь, герцог Ижорский, генералиссимус [первый в российской истории!], верховный тайный действительный советник, президент Военной коллегии, генерал-губернатор Санкт-Петербургской губернии, вице-адмирал белого флага; кавалер орденов Святого апостола Андрея [получил награду одновременно с Петром I], датского Слона, польского Белого и прусского Черного орлов и Св. Александра Невского”).

Обратить внимание на то, что он и в быту окружил себя вещами, соответствующими его положению. (Привести несколько примеров вещей, подобных выставленным, из описи 1728 года. См. справку об А.Д. Меншикове).

Объяснить, что о происхождении Меншикова современные авторитетные исследователи не пришли к общему мнению (происхождение из мелкого служилого дворянства, из крестьян или от обедневшего и потерявшего связи представителя шляхетского польско-литовского рода).

Отметить, что в любом случае за Меншиковым не стояло известного среди боярских родов влиятельного клана, его выдвижение стало возможным только благодаря его личным качествам и подходу Петра I к выбору соратников. Указать на противоречивость характера Меншикова, сочетавшего высокомерие, склонность к интригам и корыстолюбие с огромной работоспособностью, преданностью царю, отвагой и организаторским талантом.

Показывая портреты и давая краткую характеристику Петра I, его семьи и преемников (Екатерина I, цесаревны Анна и Елизавета, император Петр II), подчеркнуть, что с 1710-х годов Меншиков становится первым вельможей, тесно общается с императорской семьей, а после смерти Петра I непосредственно влияет на государственные дела, становится «полудержавным властелином»). Подчеркнуть, что и характер А.Д. Меншикова, и быстрота его служебной карьеры, и обстановка при российском дворе XVIII века способствовали тому, чтобы необыкновенно высокое положение первого владельца Ораниенбаума в одночасье сменилось опалой.

Указать, что дворец, в котором мы находимся, А.Д. Меншиков использовал для пребывания и приемов, но не увидел его полностью завершенным. Кратко изложить факты об опале Меншикова и ссылке (домашний арест с 8 сентября 1727 года; 9 сентября указ о ссылке с семьей в свое имение Ранниенбург под Воронежем, куда Меншиков выехал через сутки с 148 слугами, на 33 экипажах – каретах, телегах, колясках; через полгода наказание ужесточено полной конфискаций имущества и ссылкой в Сибирь, в Березов, где он и умер 12 ноября 1729 года).

Возвращаясь к теме Ораниенбаумского Большого дворца, рассказать о последних днях перед арестом А.Д.Меншикова (конфликт с Петром II, отъезд в Ораниенбаум, поездки в Петергоф, попытки встретиться с царем) и остановиться на том, какую роль в обвинении, по легенде, изложенной в мемуарной литературе, сыграло освящение церкви во имя Св.Пантелеймона 3 сентября 1727 года в Большом Ораниенбаумском дворце (см. Справку о Меншикове).

 

5 зал «Воинская слава»

Тема: «Победа России в Северной войне. Россия молодая. А.Д. Меншиков – военачальник».

Объекты:

Манекены на подиумах в военной форме (офицера Преображенского полка, рядового Семеновского полка, барабанщика пехотного полка). - 3 штуки

Лафет от пушки (Россия, 1720-1740, дерево, металл)

Ядро пушечное (Россия? 1700-1800, чугун, литье)

Содержание:Показывая форму полков, сформированных из петровских «потешных», рассказать кратко их историю; указать, что Меншиков участвовал в первых военных учениях вместе с царем в селе Преображенское под Москвой. Перечислить основные вехи Северной войны, рассказывая о военной службе Меншикова на каждом этапе (осада Нарвы 1700 , взятие Нотебурга в 1702, первый абордажный бой под Шлиссельбургом весной 1703 года, взятие Нарвы 1704, битва при Калише 1706, при Лесной 1708, взятие Батурина, Полтавское сражение 1709, военные операции в Померании и Прибалтике 1712-1716).

Подчеркнуть его роль в Полтавском сражении – командование кавалерией, непосредственное участие в битве, преследование отступающего шведского войска и сражение при Переволочне (см. Справку о Меншикове). Привести характеристику Меншикова, данную историками Северной войны, как решительного, талантливого и умелого полководца, свидетельства его личной храбрости и быстрого обучения.

Верхняя лестничная площадка

Тема:«Новая жизнь старого дворца. Малый двор в Ораниенбауме»

Объекты:лестница (бук, середина XVIII века); лепка (А. Ринальди, II половина XVIII века)

Содержание:Рассказать кратко о судьбе дворца после опалы А.Д. Меншикова (конфискован в казну вместе с остальными имениями князя; передан военно-морскому ведомству под устройство госпиталя, затем вошел в число дворцовых имений), о превращении Ораниенбаума в летнюю резиденцию Малого Двора (указ императрицы Елизаветы Петровны 1743 года о передаче усадьбы ее наследнику, Великому князю Петру Федоровичу; его бракосочетание в 1745 году). На примере лестницы отметить значительные работы по переустройству дворца для новых владельцев (изысканный и праздничный декор, в соответствии со вкусами середины XVIII века и с интересами молодых владельцев усадьбы), которые вели два великих архитектора - Ф.Б. Растрелли и А.Ринальди.

Обратить внимание на общее решение буковой лестницы и лепного плафона (Создание парадной лестницы – Ф.Б. Растрелли, 150 буковых кряжей были заготовлены в Голштинии и доставлены кораблем из Любека; лепка – по рисункам А.Ринальди, ставшего архитектором Малого двора). Отметить, что в ходе реставрационных работ была полностью отреставрирована лестница из бука, лепные орнаменты и выявлен цветной фон лепных композиций.

Рассказать об интересах и увлечениях Петра Федоровича, символически проиллюстрированных в рельефах плафона (военные атрибуты этого времени, исполненные с большой точностью и в сочетании с рокайльным орнаментом). Кратко рассказать об атмосфере, сложившейся при Малом дворе в Ораниенбауме, отметив начавшееся противостояние супругов, приведшее к дворцовому перевороту 1762 года.

 

Зал 6 «Двухсветный»

Тема:Голштинский принц на русском престоле и «Северная Семирамида» - «поединок роковой». История бытования интерьера. II рококо – аллюзии и ассоциации. Великая Княгиня Елена Павловна: сохранение памяти о старом дворце.

Объекты:

Тронное кресло Екатерины (Россия, 60-е годы XVIII века. Дерево, резьба, позолота)

Манекен на подиуме в мундирном платье Екатерины II по форме лейб-гвардии Преображенского полка (1780-е. Шелк, галун, медь, шитье, золочение).

Манекен на подиуме в мундире Петра III по форме лейб-гвардии конного полка (Россия, 1760-1770. Шелк, золоченый галун, металл, шелковый репс, шитье)

Скрипка со смычком (1683 год).

Шпага (Аугсбург, XVIII век. Сталь, медь, эмаль, золочение, гравировка, полихромная роспись.)

Архитектурно-пространственное решение интерьера. Архитектор Г. Боссэ; декоративная отделка в стиле второго рококо; барельефные портреты Петра III и Екатерины II работы скульптора Иенсона.

Содержание:Перейти от темы Малого двора через барельефные портреты Петра III и Екатерины II к отделке зала. Рассказать о смене его оформления от Меншиковского времени до второго рококо середины XIX века при сохранении объемно-пространственного решения двухсветного с хорами для музыкантов над входными дверями. (Первоначально, у А.Д. Меншикова - аудиенц-зал с мраморным полом из белых и черных плит, с пилястрами с росписью под мрамор и трехчастным живописным плафоном. При Петре Федоровиче зал получает отделку, типичную для елизаветинского барокко: паркет с орнаментальным рисунком, новый живописный плафон; позолоченная резьба, большие зеркала. В середине XIX века при переделке в стиле второго рококо изменяют и прямоугольную форму окон: нижние становятся арочными, верхние – овальными, тогда же создается существующая сегодня декоративная лепка и барельефные портреты Петра III и Екатерины II). Кратко рассказать о назначении двусветного зала в основные исторические периоды существования дворца (приемный при Меншикове; музыкальный (и, возможно, танцевальный для небольших приемов) при Петре Федоровиче); концертный при Елене Павловне, род музыкальной гостиной, где в то же время лежали детские игрушки – при последних владельцах. При реставрации залу возвращено цветовое решение середины XIX века, расчищен и укреплен лепной орнамент, отреставрирован и частично воссоздан паркет).

Используя описания и отзывы современников и показывая мундирное платье императрицы Екатерины II, дать характеристику Великой княгини накануне дворцового переворота 1762 года как умной, привлекательной, прекрасно владеющей собой честолюбивой женщины. Рассказывая о Петре III, осветить неоднозначность его личности (с одной стороны, вписывается в образ просвещенного европейца как любитель музыки и театра, лично участвует в пополнении своих коллекций – перечислить их; заботится о воспитании российских музыкантов и о Шляхетском корпусе; с другой стороны – инфантильные черты в обращении с окружающими, грубые шутки с придворными, эксцентричность в поведении, неуравновешенный характер, неспособность сосредоточиться в нужный момент, отсутствие твердости духа). Подчеркнуть, что за времяего короткого правления были сделаны своевременные для России шаги (Манифест о вольности дворянства, снижение торговых пошлин, прекращение Семилетней войны), в то же время ряд начинаний повредил его популярности (секуляризация церковных земель, планы Датского похода, ущемление привилегий гвардии). Кратко изложить хронику переворота (см. Справку по Петру III), обращая внимание посетителей на роль Ораниенбаума как места исторических событий. Пользуясь той же хроникой, показать, что наиболее уязвимым местом Петра III стала его личная неготовность к борьбе за трон и неспособность действовать в условиях мятежа, подготовленного его супругой при поддержке гвардии.

Обратить внимание на то, что и для двора Петра Федоровича, и для Екатерины II, и впоследствии для ее потомков Большой дворец оставался основным жилым дворцом.

 

Зал 7. «Малиновая гостиная»

Тема: «Большой Меншиковский дворец и его обитатели во второй половине XIX века. История бытования интерьера. Гостиная загородной усадьбы – уют и светский лоск»

Объекты:

Стол круглый (Россия, середина XIX века, дерево, окрашен в черный цвет, резьба, позолота)

Стул (Россия, середина XIX века, дерево, окрашен в черный цвет, резьба, позолота, сиденье и спинка с золоченой плетенкой; дерево, резьба, позолота)

Диван, стулья и кресла (Россия (?), 40-50-е годы XIX века, дерево, мастика, латунь, бронза, ткань, окраска, инкрустация, литье, чеканка)

Стол для рукоделия (Франция, XIX век, (под XVIII век), орех, черный французский лак, перламутр, бронза)

Бюро (Россия, 70-80-е годы XIX век, дерево, черепаха, латунь, бронза)

Подставка под цветы (Россия, XVIII в., дерево, резьба, позолота)

Столик ломберный (Франция, конец XVIII века, дерево, набор розовое и палисандровое дерево)

Шкаф в стиле «Буль» (Франция (?), дерево, металл, мастика, бронза, золочение, мрамор)

Экран (Россия, XVIII века, дерево, стекло, позолота, резьба)

Столик–бобик (Россия, XVIII века, дерево, набор)

Комод в стиле «Буль» (Россия – корпус, Франция – верхняя доска. середина XIX века – корпус комода; XVIII в. – верхняя доска. Дерево, латунь, бронза)

Скатерть (Россия, 1850-1900. Сатин, вышивка шелком)

Канделябр (Россия, середина XIX века. Бронза, золочение) – 2 шт.

Подсвечник (Россия, конец XIX-начало XX века. Мрамор, бронза; литье, штамповка, позолота, резьба)

Ножички для обрезания сигар (1840-50)

Рамка на 4 фото: 8,5 х 5,3 (1875-1900)

Развеска живопись+фото+ икона:

Баризьен (Паризьен ?), Фридрих Гартман (1724-1796) – два вида Большого дворца

Неизв. художник, копия с Малье, XIX век, Портрет вел. князя Александра Павловича (холст, масло)

Неизв. художник, XVIII век, Портрет императрицы Екатерины II(холст, масло)

Неизв. художник, XIX век, копия с Крюгера, Портрет императора Николая I(холст, масло)

Неизв. художникРоссия, сер. XIX век, Портрет военного (портрет вел. князя Михаила Павловича ?) (холст, масло)

Святые мученики Адриан и Наталья. Икона с мощевиком. (Россия. Конец XIX век. Стекло, масло, позолота, зеркальное полотно. Рама - дерево, резьба, роспись).

Фотографии на стенах и расставленные на предметах мебели (из нескольких фотографий одного лица выбрать наиболее выразительную, на свой вкус):

Михаил Павлович и Елена Павловна; Герцог Мекленбург-Стрелицкий; Екатерина Михайловна; Елена Георгиевна Саксен-Ольденбургская; Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий с женой Натальей Федоровной и дочерью Екатериной (Фото начала 1890-х годов); Графиня Наталья Федоровна Карлова с сыном Георгием (Фото 1915 год); Наталия, Мария и Екатерина Карловы. (Фото II половины 1890-х годов); Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург- Стрелицкий; Герцог Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1863- 1934) (Фото конца 1880-х – начала 1890-х годов); Графиня Наталья Федоровна Карлова (урожденная Ванлярская, 1858-1921) (Фото конца 1880-х – начала 1890-х годов); Графини Екатерина, Наталия и Мария Карловы, дочери герцога Мекленбург-Стрелицкого и графини н.Ф. Карловой (Фото нач. 1910); Герцог Г.Г. Мекленбург-Стрелицкий с дочерью Наталией (Фото 1902 г.)

«Великие княжны Екатерина, Елизавета, Мария Михайловны» (Литография Лафосси с живописного оригинала В.И. Гау, Россия, XIX век)

Фарфор:

Группа «Девушка с цветами и с кошкой» (XX век)

Фигура «Птичница» (Фарфор; полихромная роспись, рельефный декор, золочение. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. I половина XIX века.)

Группа «Любовники», или «Затруднительное положение» (Фарфор; полихромная роспись, рельефный декор, золочение. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. XIX в. Модель И. И. Кендлера 1770-е)

Группа «Похищение Плутоном Прозерпины» (Майсен, XVIII в., фарфор, полихромная роспись, рельефный декор, золочение. Модель И. И. Кендлера (1755 – 1760)).

Группа «Дама и кавалер под яблоней» (Фарфор; полихромная роспись, лепной и рельефный декор, золочение. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. I половина XIX века. Модель И. И. Кендлера 1770-е)

Группа «Садовники» (Фарфор; полихромная роспись, лепной и рельефный декор, золочение. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Кон. XVIII – начало XIX века. Модель М.- В. Асье 1770-е)

Фигурка «Диана» (Франкенталь, II половина XVIII в., фарфор, полихромная роспись, лепной и рельефный декор, золочение).

Группа «Продажа амуров» (Бисквит, Франция. Севр, XIX века. По модели Буазо)

Группа «Вакханка с маленьким Вакхом» (Часть составной группы «Вакханалия». Фарфор, полихромная роспись, лепной и рельефный декор, золочение. Саксония. Майсен, 50-е годы XVIII века. Модель И. И. Кендлера и П. Рейнике около 1754-1755).

Содержание:Показывая портреты, перечислить владельцев Ораниенбаума после Екатерины II и кратко описать, как выглядел данный интерьер при разных владельцах (см. справку об интерьерах дворца):

«Передняя палата» А.Д. Меншикова с кожаными шпалерами, большой камино-печью, встроенным двухъярусным шкафом с застекленными дверцами, обстановка - ореховый шкаф-буфет с «венецианской посудой», круглый стол, дюжина буковых стульев и черное резное кресло хозяина дома;

«Столовая» для Малого двора с начала 1750-х, когда под общим руководством архитектора Ф. Растрелли был сделан новый лепной декор на перекрытии, новый камин из белого мрамора, над створчатыми боковыми дверями появились живописные десюдепорты в золоченых рамах, а в простенках между окнами – резные зеркальные консоли с мраморными столешницами, обойные ткани зеленые, позже голубые, затем с полосами белого, зеленого и малинового цвета;

«Гостиная» при Александре Павловиче, переделанная под наблюдением архитектора П. Аргунова, с росписью потолка по штукатурке, новым лепным карнизом, брокателевыми «по оранжевой земле с цветами» обоями, вместо прежнего камина «штучная печь с золотыми цветами», новый паркет «из разных дерев», который сохранился до настоящего времени; в 1819 году по желанию Александра I стены его гостиной были декорированы голубыми обоями с серебром – первыми изделиями Ропшинской бумажной фабрики, которые пришли на смену штофным обоям.

«Малиновая гостиная» с 1858 году, когда по заказу вел. Кн. Елены Павловны был разработан проект архитектором Г.Г. Прейсом - стены были обиты малиновым шелком, устроено повышенное перекрытие с лепкой (мастер Дылев). Отметить, что во время проведения реставрационных работ проведена расчистка и укрепление лепного декора с расколеровкой перекрытий, реставрация паркета с восполнением утрат, воссоздание утраченной малиновой ткани для обивки стен.

Далее рассказать, что Великая княгиня Екатерина Михайловна, а затем ее дети, совместно владевшие Ораниенбаумом, (герцоги Георгий и Михаил Георгиевичи Мекленбург-Стрелицкие) переделок не предпринимали, гостиная была частью комнат на половине Георгия Георгиевича и его семьи.

Подчеркнуть, что с начала XIX века ораниенбаумская усадьба приобретает совершенно приватный характер, несмотря на то, что с 1801 до 1825 года относилась к императорским резиденциям.

Указать, что для Великой княгини Елены Павловны летняя резиденция служит местом домашних приемов для самого широкого круга людей, привести примеры (высокопоставленные чиновники – министр государственных имуществ граф Павел Дмитриевич Киселёв, его брат дипломат Николай Дмитриевич Киселёв, дипломат графФилипп Иванович Бруннов,сенаторкнязьПавел Павлович Гагарин; члены императорской семьи – Великая княгиня Мария Павловна, в замужестве герцогиня Саксен-Веймарская и Эйзенахская; известные музыканты – пианист и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн, певцы Лавровская, Соколова, виолончелист и педагог Карл Юльевич Давыдов; писатель, музыкант и сенатор князь Владимир Федорович Одоевский; поэт князь Пётр Андреевич Вяземский -друзья А.С. Пушкина, писательграф Владимир Александрович Соллогуб; ученые, иностранные гости – принц Нассаусский, французский путешественник маркиз де Кюстин, оставивший подробное описание Санк-Петербурга; знаменитый писатель Александр Дюма (отец), православный иерарх и исследователь древностей архимандрит Порфирий Успенский). Отметить, что люди, которых принимали здесь, были разного происхождения и принадлежали к разным кругам общества.

Рассказать о появлении русской ветви герцогского дома Мекленбург-Стрелицких и о перестройках во дворце в связи с замужеством великой княгини Екатерины Михайловны (1851 год, ее венчание с герцогом Георгом Августом Мекленбург-Стрелицким, поступившим на русскую военную службу).

На примере отделки Малиновой гостиной обрисовать эстетические вкусы середины XIX века по отношению к оформлению интерьеров (использование различных стилизаций, стремление к декоративности и одновременно к удешевлению отделки). Показывая предметы мебели этого времени, рассказать о принципах меблировки (отказ от симметрии и расстановки вдоль стен, формирование «уютных уголков», обилие приспособлений для цветов в интерьере); о насыщении интерьеров многочисленными фарфоровыми изделиями, фотографиями и другими «личными мелочами».

Обратить внимание на фарфоровые группы XVIII века (либо более поздние, но выполненные по моделям периода расцвета Майсенской мануфактуры). Объяснить некоторые сюжеты, популярные в период рококо (пастораль, античные мифы), связав их с увлечением «вторым рококо» в середине - второй половине XIX века.

 

Зал 8. «Столовая»

Тема: «Душа дома»

Объекты:

Стол обеденный (дерево, резьба, левкас, покраска цветным колером, Россия, 1850-е. Изначально находился в КД) и стулья (Россия, середина XIX века, дерево, ротанг, резьба, окраска, золочение --?)

Консоль (XIX века, Россия, дерево, резьба, позолота; Доска к консоли, Россия XIX века, мрамор)

Экран каминный (Россия, XIX век, дерево, резьба, позолота) – 2 шт.

Гарнитур мебели (Россия, мастерская Гютона. Серединв XIX века. Розовое дерево, бронза гобеленовая ткань «обюссон»; фанеровка; отливка, чеканка, позолота) - бюро, диван, кушетка, кресла, стол.

Столик наборного дерева, с откидными досками (дерево, набор, бронза)

Стол ломберный, с шахматной доской (Франция (?), II половина XVIII века, дерево, бронза)

Фото столовой 1870-х

Фарфор:

Тарелка с фруктами, мелкая (Майсен, XVIII в.) – 2 шт.

Тарелка с фруктами глубокая (--)

Люстра (фарфор. Мейсенская мануфактура, II половина XIX века.) – 2 шт.

Жирандоль (Россия, II половинаXIX в. Мрамор, бронза, стекло, хрусталь) – 2 шт.

Содержание:Проследить историю бытования интерьера с первой четверти XVIII века (парадная спальня с предспальней и секретарской), рассказать о его перепланировке в середине XIX века. (Работа архитектора Л. Бонштедта. По его же рисункам исполнена лепка и резьба, где рокайльные мотивы повторяются в измельченном виде и достаточно механически). Охарактеризовать «второе рококо» на примере сохранившейся отделки Столовой. Обратить внимание на стулья из большого комплекта мебели, изготовленной по распоряжению Елены Павловны в дворцовых мастерских специально для обновленных интерьеров Большого дворца (см. справку о предметах декоративно-прикладного искусства и мебели. Во время реставрации расчищено лепное убранство, восстановлена позолота, выполнены воссоздание фигур путти и реставрация каминов, отреставрирован камин).

Показать мебельный гарнитур с обивкой «обюссон», входивший в большой заказ для Ораниенбаума в 1855 году, рассказать об этом заказе (несколько гарнитуров и обивкой разного цвета, по рисунка архитектора Л.Прейса в стиле «второго рококо», предназначались для различных интерьеров 1-го этажа Китайского дворца, где была в большой степени сохранена первоначальная отделка) – см. справку о предметах декоративно-прикладного искусства и мебели. Подробнее, чем в Малиновой гостиной, остановиться на перенасыщенности комнат мебелью, которая часто стирала границы между интерьерами различного назначения, превращая жилые интерьеры в подобие мебельного склада, и, однако, воспринималась современниками как признак уюта и вкуса в обстановке дома.

Отталкиваясь от назначения данного помещения столовая для большой семьи – кратко рассказать о семье последних владельцев (морганатический брак Георгия Георгиевича с фрейлиной его матери, Натальей Федоровной Ванлярской, в замужестве графиней Карловой; рождение дочерей Екатерины, Марии и Натальи и сына Георгия).

Затем перейти к договоренности между двумя братьями и сестрой Мекленбург-Стрелицкими (после смерти матери) о пользовании ораниенбаумскими дворцами (Елена Гоергиевна Саксен-Альтенбургская с падчерицами занимала Китайский дворец, Георгий Георгиевич с супругой и детьми – западную половину Большого (Меншиковского) дворца, Михаил Георгиевич – западную).

 

Зал 9. «Буфетная»

Тема: «Перемены в доме»

Объекты:

Стол закусочный (Германия, II половина XIX века, дерево, бронза); стол закусочный, с подносом из стекла, оправленным в деревянную раму с бронзовыми ручками (II половина XIX века, дерево, фанеровка, бронза); поднос к закусочному столику (II половина XIXвека, дерево, стекло, бронза).

Чайница в виде прямоугольного флакона с крышкой.

Чайник (бульотка) (Начало XX века. Металл)

Полубуфет (Россия, II половина XIX века, сосна, красное дерево, фарфор)

Стол круглый со складной столешницей, украшенный набором: чашки и чайники (Россия, XIX век, дерево, набор)

Спиртовка с подставкой и горелкой к ней (Начало XX века. Металл)

Терина (суповая миска с крышкой) круглая

Вазы для фруктов (Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Конец XVIII – начало XIX. Фарфор; полихромная роспись, позолота, лепной и рельефный декор) – 2 шт.

Содержание:Объяснить, что название этого помещение – условное, так как в XVIII веке оно не имело названия и четкого назначения, а в течение второй половины XIX века, после основной перестройки, его назначение несколько раз менялось (Камердинерская, Буфетная, Библиотека).

Показывая столовые принадлежности и мебель второй половины XIX века (переносные и складные столики, чайник со спиртовкой) обратить внимание на стремление людей во второй половине XIX века к комфорту, бытовым удобствам. В то же время интерьеры продолжают украшать фарфоровым изделиями на пасторальные сюжеты (вазы для фруктов с фигурками дам и кавалеров), изготовленными в XVIII веке (или позднее, но по старым формам).

 

Зал 10. Вестибюль.

Тема: «Образ петровского времени».

Объекты:

Архитектурно-пространственное решение интерьера

Содержание: Кратко изложить историю интерьера. Отметить, что в отличие от современного, первоначальный (Меншиковский) вестибюль Большого дворца, или «сени передние», имел большую протяженность в южном направлении. Пространство интерьера было разбито 10-ю кирпичными столбами с профильными карнизами – «гзымзами». Две боковые двери соединяли вестибюль с соседними комнатами. В стенах были устроены «поставцы» - встроенные шкафы, следы которых можно увидеть в нынешнем интерьере. Сказать о том, что только 1730-х годов (в ходе реконструкции бывшего дворцового здания, переданного адмиралтейств-коллегии в 1736 с целью размещения в нем морского госпиталя) в южном конце вестибюля появилась большая лестница во второй этаж, начинавшаяся двумя параллельными маршами, поднимавшимися вдоль боковых стен. Отметить, что вследствие сооружения новой парадной лестницы в 1749-50-х годов пространство «сеней» было разгорожено дополнительными стенами и помещение, отделенное от лестничного объема существенно уменьшилось в размерах (новая поперечная стена прошла по линии третьей пары столбов). Рассказать о том, что во второй половине XIX века вестибюль или «проходная на мраморный балкон» представлял собой род гостиной с мягкими диванами, паркетным полом и живописными полотнами на стенах. Тогда же здесь появились мраморные камины, разобранные в процессе последнего крупного ремонта помещения, проводившегося в 1902 году под руководством архитектора О.А. Паульсона. В 1946-47 годах, капители и базы столбов и пилястр в вестибюле реставрировались специалистами Ленинградских Архитектурно-Реставрационных мастерских. Подчеркнуть, что в ходе последней реставрации вестибюлю была возращена первоначальная функция «проходных сеней» на южный двор.

В заключение необходимо рассказать о перспективах музеефикации Большого (Меншиковского) дворца – предполагается открытие экспозиций в восточной части центрального корпуса, в Японском и Церковных павильонах и циркумференциях. Отметить, что в настоящее время разрабатывается концепция постоянной экспозиции, связанной с историей Ораниенбаума и Петергофской дороги. Отметить, что основой экспозиции станут подлинные предметы в исторических интерьерах в сочетании с мультимедийными технологиями.


Приложение 1.

Полный список экспонатов по тем залам, где не все они вошли в объекты показа.

Зал 5.«Воинская слава»

Копия кафтана офицера Преображенского полка. Братья А.и Л. Лейферты, Россия, С.Петербург (конец. XIX-начало XX века, сукно, металл, сутаж, х/б ткань, шитье)

Копия камзола офицера Преображенского полка. Братья А.и Л. Лейферты, Россия, С.Петербург (конец. XIX-начало XX века, дл.85, сукно, металл, сутаж, х/б ткань, шитье)

Копия кафтана барабанщика пехотного полка. Братья А.и Л. Лейферты, Россия, С-Петербург, (конец. XIX-начало XX века, сукно, металл, сутаж, х/б ткань, шитье)

Копия камзола барабанщика пехотного полка. Братья А.и Л. Лейферты, Россия, С-Петербург, (конец. XIX-начало XX века, сукно, металл, сутаж, х/б ткань, шитье)

Копия кюлот барабанщика пехотного полка. Братья А.и Л. Лейферты, Россия, С-Петербург, (конец. XIX-начало XX века, сукно, металл, сутаж, х/б ткань, шитье)

Копия кафтана рядового Семеновского полка. Братья А.и Л. Лейферты, Россия, С-Петербург, (конец. XIX-начало XX века, сукно, металл, сутаж, х/б ткань, шитье)

Копия камзола рядового Семеновского полка. Братья А.и Л. Лейферты, Россия, С-Петербург, (конец. XIX-начало XX века, сукно, металл, сутаж, х/б ткань, шитье)

Копия шведского знамени периода Северной войны (Россия, с-Петербург, 2005 г., шелк, темпера, сусальное золото, металл, дерево, роспись, золочение).

Копия стрелецкого знамени периода Северной войны (Россия, с-Петербург, 2005г., шелк, темпера, сусальное золото, металл, дерево, роспись, золочение).

Лафет от пушки (Россия, 1720-1740, дерево, металл)

Ядро пушечное (Россия? 1700-1800, чугун, литье)

Зал 6 «Двухсветный»

Тронное кресло Екатерины (Россия, 60-е годы XVIII в. Дерево, резьба, позолота)

Манекен на подиуме в мундирном платье Екатерины II

Платье верхнее распашное по форме лейб-гвардии Преображенского полка (1780-е . Шелк, галун, медь, шитье, золочение).

Юбка от мундирного платья по форме лейб-гвардии Преображенского полка (1780-е . Шелк, галун, шитье. Дл. 110; талия 49 см.)

Лиф от мундирного платья по форме лейб-гвардии Преображенского полка (1780-е . Шелк, галун, медь, шитье, золочение).

Манекен на подиуме в мундире Петра III

Мундир Петра III по форме лейб-гвардии конного полка (Россия, 1760-1770. Шелк, золоченый галун, мет., шелковый репс, шитье)

Треуголка Петра III (Варшава, 1746. Фетр, золоченый галун, шелк, кожа)

Шарф офицерский к мундиру Петра III (Россия. 1750-1762, шелковые, золотные нити, вязание).

Бюро

Стул типа «Чипендейл» (Россия, XVIII в., красное дерево, кожа)

Скрипка со смычком (1683 год).

Шпага (Аугсбург, XVIII в. Сталь, медь, эмаль, золочение, гравировка, полихромная роспись.)

Архитектурно-пространственное решение интерьера. Архитектор Г. Боссэ

Декоративная отделка в стиле второго рококо.

Барельефы работы скульптора Иенсона.

Зал 7. «Малиновая гостиная»

Стол круглый (Россия, сер. XIX в., дерево, окрашен в черный цвет, резьба, позолота)

Стул (Россия, сер. XIX в., дерево, окрашен в черный цвет, резьба, позолота, сиденье и спинка с золоченой плетенкой; дерево, резьба, позолота)

Диван (Россия (?), 40-50-е . XIX в. дерево, мастика, латунь, бронза, ткань, окраска, инкрустация, литье, чеканка)

Кресло (Россия (?), 40-50-е . XIX в. дерево, мастика, латунь, бронза, ткань, окраска, инкрустация, литье, чеканка)

Кресло (Россия (?), 40-50-е . XIX в. дерево, мастика, латунь, бронза, ткань, окраска, инкрустация, литье, чеканка)

Полушкаф в стиле «Буль» (XIX в., дерево, латунь, черепаха, бронза)

Доска к полушкафу (черный мрамор)

Стол для рукоделия (Франция, XIX в., (под XVIII в.), орех, черный французский лак, перламутр, бронза)

Кресло (Россия (?)40-50 е . XIX века; дерево, мастика, латунь, бронза, ткань, окраска, инкрустация, литье, чеканка)

Тумба–подставка пристенная (Россия, XIX в., дерево, палисандр, медь, латунь, кость, перламутр) – 3 шт.

Бюро (Россия, 70-80-е годы XIX в., дерево, черепаха, латунь, бронза)

Стул (Россия (?), 40-50-е . XIX в. дерево, мастика, латунь, бронза, ткань, окраска, инкрустация, литье, чеканка) – 2 шт.

Подставка под цветы (Россия, XVIII в., дерево, резьба, позолота)

Столик ломберный (Франция, кон. XVIII в., дерево, набор розовое и палисандровое дерево)

Шкаф в стиле «Буль» (Франция (?), дерево, металл, мастика, бронза, золочение, мрамор)

Экран (Россия, XVIII в.дерево, стекло, позолота, резьба)

Столик–бобик (Россия, XVIII в., дерево, набор)

Горка (Франция, XIX в., дерево, бронза, стекло)

Бюро (Россия, XIX в.)

Комод в стиле «Буль» (Россия – корпус, Франция – верхняя доска. Сер. XIX в. – корпус комода; XVIII в. – верхняя доска. Дерево, латунь, бронза)

Скатерть (Россия, 1850-1900. Сатин, вышивка шелком)

Канделябр (Россия, сер. XIX в. Бронза, золочение) – 2 шт.

Подставка для каминных приборов+ каминные щипцы+ совок+ кочерга (Россия, II половинаXIX в. Металл, бронза, золочение)

Миракль (подсвечник на три свечи) (Россия, II половинаXIX в. Бронза, золочение)

Держатель (Россия, II половинаXIX в. Бронза, сталь, золочение)

Экран (Россия, II половинаXIX в. Бронза, золочение, зеленое стекло)

Подсвечник (Россия, кон. XIX-нач. XX в. Мрамор, бронза; литье, штамповка, позолота, резьба)

Ножички для обрезания сигар (1840-50)

Рамка на 4 фото: 8,5 х 5,3 (1875-1900)

Баризьен (Паризьен ?), Фридрих Гартман (1724-1796)

Вид Ораниенбаумского Большого дворца со стороны двора (1758, холст, масло)

Вид Ораниенбаумского Большого дворца со стороны Японского павильона (--)

Неизв. художник, копия с Малье, XIX в., Портрет великого князя Александра Павловича (холст, масло)

Неизв. художник, XVIII в., Портрет императрицы Екатерины II(холст, масло)

Неизв. художник, XIX в., копия с Крюгера, Портрет императора Николая I(холст, масло)

Неизв. художникРоссия, сер. XIXв., Портрет военного (портрет вел. князя Михаила Павловича ?) (холст, масло)

Святые мученики Адриан и Наталья. Икона с мощевиком. Россия, конец XIX в. Стекло, масло, позолота, зеркальное полотно. Рама - дерево, резьба, роспись.

Фотография Михаил Павлович и Елена Павловна

Фотография Герцог Мекленбург-Стрелицкий

Фотография «Екатерина Михайловна»

«Великие княжны Екатерина, Елизавета, Мария Михайловны» (Литография Лафосси с живописного оригинала В.И. Гау, Россия, XIX век)

«Екатерина Михайловна в молодые годы» (Фото)

Фотография «Портрет Елены Георгиевны Саксен-Ольденбургской»

Фотография «Герцог Георг Мекленбургский

Фотография «Игра в Перголе». Наталья Федоровна (в белом) (Ф-ф И. Яковлев)

Мужской портрет (Великого князя Михаила Павловича.1840-е)? (Литография, бумага, белила, акварель)

Фотографии (от Е.В. Конюховой, расставленные на предметах мебели)

Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий с женой Натальей Федоровной и дочерью Екатериной (Фото начала 1890-х годов)

Графиня Наталья Федоровна Карлова с сыном Георгием (Фото 1915 год)

Наталия, Мария и Екатерина Карловы. (Фото II-ой половины 1890-х годов)

Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий

Герцог Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1863- 1934) (Фото конца 1880-х – начала 1890-х годов)

Графиня Наталья Федоровна Карлова (урожденная Ванлярская, 1858-1921) (Фото конца 1880-х – начала 1890-х годов; еще одно фото того же периода)

Графини Екатерина, Наталия и Мария Карловы, дочери герцога Мекленбург-Стрелицкого и графини н.Ф. Карловой (Фото нач. 1910 г.)

Герцог Г.Г. Мекленбург-Стрелицкий с дочерью Наталией (Фото 1902 г.)

Герцогиня Елена Георгиевна Мекленбург- Стрелицкая (в замужестве принцесса Саксен – Альтенбургская, 1857-1936) (Фото 1890-х ).

Фарфор:

Группа «Девушка с цветами и с кошкой» (XX в.)

Группа «Танцовщицы» (Германия; XX в.)

Фигура «Кавалер с виноградом»

Фигура амура

Группа «Игры амуров»

Ваза с крышкой 4 шт (Россия, XIX в.)

Фигура «Птичница» (Фарфор; полихромная роспись, рельефный декор, золочение. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. I половина XIX в.)

Группа «Любовники», или «Затруднительное положение» (Фарфор; полихромная роспись, рельефный декор, золочение. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. XIX в. Модель И. И. Кендлера 1770-е)

Фигурка лежащего кавалера

Фигурка «Лесник» (Фарфор; полихромная роспись, золочение, рельефный декор. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Кон. XVIII- нач. XIX в. Модель М.-В. Асье)

Фигурка «Садовник»

Группа «Вакханка с козой»

Группа «Вертумн и Помона»

Группа «Леда с лебедем»

Группа «Арлекин с клеткой»

Группа «Похищение Плутоном Прозерпины» (Майсен, XVIII в., фарфор, полихромная роспись, рельефный декор, золочение. Модель И. И. Кендлера (1755 – 1760)).

Группа «Дама и кавалер под яблоней» (Фарфор; полихромная роспись, лепной и рельефный декор, золочение. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. I половина XIX в. Модель И. И. Кендлера 1770-е)

Группа «Садовники» (Фарфор; полихромная роспись, лепной и рельефный декор, золочение. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Кон. XVIII – нач. XIX в. Модель М.- В. Асье 1770-е)

Группа «Пастораль с барашком»

Фигурка «Диана» (Франкенталь, II половина XVIII в., фарфор, полихромная роспись, лепной и рельефный декор, золочение).

Группа«Венера с амуром и нимфой»

Группа «Продажа амуров» (Бисквит, Франция. Севр, XIX в. По модели Буазо)

Группа «Вакханка с маленьким Вакхом» (Часть составной группы «Вакханалия». Фарфор, полихромная роспись, лепной и рельефный декор, золочение. Саксония. Майсен, 50-е годы XVIII в. Модель И. И. Кендлера и П. Рейнике (?)около 1754-1755).

Зал 8. «Столовая»

Стол обеденный (дерево, резьба, левкас, покраска цветным колером, Россия, 1850-е . Изначально находился в КД).

Стол угловой (дерево, резьба, левкас, покраска цветным колером, Россия, 1850-е ., столешница к столу – мрамор) – 2 шт.

13 стульев (Россия, середина XIX в., дерево, ротанг, резьба, окраска, золочение --?)

Этажерка (Россия, конец XIX в, дерево, резьба, окраска)

Подставка под цветы (Россия, II – ая половина XVIII в., дерево, резьба, позолота) – 3 шт.

Столик (Россия, XIX век, дерево, стекло, резьба, позолота) – 2 шт.

Консоль (XIX в., Россия, дерево, резьба, позолота; Доска к консоли, Россия XIX в., мрамор)

Экран каминный (Россия, XIX в., дерево, резьба, позолота) – 2 шт.

Гарнитур мебели (Россия, мастерская Гютона. Середина XIX в., розовое дерево, бронза гобеленовая ткань «обюссон»; фанеровка; отливка, чеканка, позолота) - бюро, диван, кушетка, кресла, стол.

Стулья (Россия, XIX в, дерево, шелк, резьба, окраска, роспись, позолота)

Столик наборного дерева, с откидными досками (дерево, набор, бронза)

Стол ломберный, с шахматной доской (Франция (?), II-я половина XVIII в., дерево, бронза)

Фото столовой 1870-х

Фарфор:

Ваза- подсвечник

Ваза в форме круглой бутыли

Тарелка с фруктами, мелкая (Майсен, XVIII в.) – 2 шт.

Тарелка с фруктами глубокая (--)

Ваза из Охотничьего сервиза (охотник в красном целится в рысь)

Ваза ажурная, с лепными цветами

Люстра (фарфор. Мейсенская мануфактура, 2-ая половина Россия XIX в.) – 2 шт.

Жирандоль (Россия, 2 половинаXIX в. Мрамор, бронза, стекло, хрусталь) – 2 шт.

Зал 9. «Буфетная»

Стол закусочный (Германия, вторая половина XIX в., дерево, бронза).

Стол закусочный, с подносом из стекла, оправленным в деревянную раму с бронзовыми ручками (вторая половина XIXв., дерево, фанеровка, бронза).

Поднос к закусочному столику (вторая половина XIX в., дерево, стекло, бронза).

Чайница в виде прямоугольного флакона с крышкой.

Полоскательница полушаровидная

Чашки с блюдцами

Чайник (бульотка) (Нач. XX в. Металл)

Полубуфет (Россия, 2-я половина XIX в., сосна, красное дерево, фарфор)

Стол круглый со складной столешницей, украшенный набором: чашки и чайники (Россия, XIX в., дерево, набор)

Стул типа Чипендейл (Россия, нач. ХХ в., дуб, кожа) – 3(?) шт.

Кресло типа Чипендейл (--)

Блюдо (Китай, XVIII в. Расписная эмаль) – 4 шт.

Спиртовка с подставкой и горелкой к ней (Нач. XX в. Металл)

Корзинка ажурная

Блюдо овальное малое

Соусник с поддоном

Подтарельник

Тарелка мелкая

Блюдо круглое

Терина (суповая миска с крышкой) круглая

Вазы для фруктов (Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Кон. XVIII – нач. XIX вв. Фарфор; полихромная роспись, позолота, лепной и рельефный декор) – 2 шт.

Салфетка столовая с монограммой «АК» – 2 шт.

Натюрморт с рыбами(Альберти Ф. (?), нач. XVIII в., холст, масло)


Приложение 2.

Справка для экскурсовода.

Об А.Д. Меншикове.

Титулы Меншикова: (из Павленко): «В 1726 году при Екатерине титул князя выглядел так: “светлейший Римского и Российского государств князь и герцох Ижорский, ее императорского величества всероссийского рейхсмаршал и над войсками командующий генерал-фельтмаршал, тайный действительный советник, Государственный военной коллегии президент, генерал-губернатор губернии Санкт-Питербурхской, от флота всероссийского вице-адмирал белого флага, кавалер орденов св. апостола Андрея, Слона, Белого и Черного орлов и св. Александра Невского, и подполковник Преображенский лейб-гвардии, и полковник над тремя полками, капитан-компании бомбардир Александр Данилович Меншиков”. Год спустя в титуле произойдут изменения – Меншиков получит чин генералиссимуса и адмирала красного флага.

Меншиков был единственным вельможей, которому Петр Великий разрешал обнародовать указы с использованием формуляра, близкого к царскому: “Мы, Александр Меншиков, светлейший Римского и Российского государства князь и герцох Ижорский, наследный господин Аранибурха и иных, его царского величества Всероссийского верховный действительный тайный советник и над войски командующий генералфельтмаршал и генерал-губернатор губернии Санкт-Питербурхской и многих провинций его императорского величества, ковалер св. апостола Андрея и Слона, Белого и Черного орлов, от флота Российского шатбенахт и прочая и прочая”. Правда, указы такого рода, исходившие от Меншикова, носили распорядительный характер и встречаются довольно редко, но само их существование отражает место князя в правительственной иерархии».

 

Период фактического правления Меншикова (из: «БУРХАРД-ХРИСТОФОР МИНИХ. ОЧЕРК УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ».

Миних, Бурхард Христофор(фон Münnich, 1683 - 1767) - Родился в графстве Ольденбургском. (Отец М. в дворянское достоинство возведен в 1702 г.) Шестнадцати лет Миних вступил во французскую службу по инженерной части, перешел в гессен-дармштадтский корпус, где скоро получил чин капитана. Когда во время Войны за испанское наследство на англо-голландские деньги был нанять гессен-кассельский корпус, М. вступил в его состав и сражался под начальством принца Евгения и Мальборо. В 1712 г. был ранен и взят в плен, где и находился до окончания войны. В 1716 г. поступил на службу к Августу II, но не поладил с любимцем его, графом Флеммингом, и стал искать новой службы, колеблясь между Карлом XII и Петром I. Через русского посланника в Варшаве, М. передал Петру I свои сочинения о фортификации, и в 1720 г. получил предложение занять в России должность генерал-инженера, в феврале 1721 г. прибыл в Россию. Инженер-строитель, военный деятель, участник дворцовых переворотов.

«…После смерти этого великого государя [Петра I] все сенаторы и сановники империи согласились возвести на престол великого князя Петра Алексеевича, внука императора. На другой день рано, прежде нежели прибыл князь Меншиков, они собрались в императорском дворце. Все вообще ненавидели князя и в особенности генерал-прокурор Ягужинский. Перед залой, где собрались сенаторы, была поставлена стража. Князь Меншиков явился туда, но его не впустили; тогда он, не делая никакого шума, возвратился в свой дворец, в котором ныне помещается кадетский корпус, позвал к себе Ивана Ивановича Бутурлина, подполковника гвардейского Преображенского полка, и попросил его привести поскорее роту гвардейцев. Когда это было исполнено, князь Меншиков пошел с ротой прямо к императорскому дворцу, выломал дверь комнаты, где находились сенаторы и генералы, и объявил императрицей и законной русской государыней Екатерину, коронованную императором в Москве в мае предшествовавшего года. Никто не ожидал такого смелого поступка от князя Меншикова, и никто не решился воспротивиться объявлению Екатерины императрицей, которой в тот же день принесли присягу на верность гвардия, полевые полки и гарнизон, а равно сенаторы, министры, высшее дворянство, наконец, коллегии и проч., и проч. … Управление империей в это время заключалось в неограниченном произволе князя Меншикова. Он скоро стал злоупотреблять своей властью и, между прочим, убедил императрицу подписать приговор о ссылке генерал-полицеймейстера Девьера, заслуженного офицера, находившегося в большой милости у Петра Великого и даже у самой императрицы, доверивших ему обязанность воспитателя при обеих цесаревнах - Анне и Елизавете Петровнах. Девьер был женат на сестре князя Меншикова, который, однако, посадил его в крепость, безжалостно поступал с ним и отправил его в ссылку. Меншиков надменно обращался со всеми сановниками империи… и действовал вообще только в собственных интересах…

Петр Алексеевич был объявлен императором 7 мая 1727 г. под именем Петра II. Князь Меншиков увез молодого государя из императорского дворца и поместил в своем доме, чтобы иметь его под рукою. Таким образом, его власть и могущество увеличивались с каждым днем и все преклонялось перед ним; его младшая дочь была торжественно обручена с Петром II… Он удалил из Петербурга генерал-прокурора Ягужинского, зятя великого канцлера Головкина, с тем чтобы потом отправить его в ссылку, и когда граф Головкин начал ходатайствовать за него, то князь отвечал: "Не хотите ли, чтобы я отправил вас вместо него?" Приказ об отправлении генерал-адмирала графа Апраксина в Архангельск для постройки там фрегатов уже был подписан; Толстой был сослан, и, таким образом, все сенаторы рассеяны. Подполковник гвардейского Преображенского полка Иван Иванович Бутурлин был сослан в свои деревни, а Остермана, управлявшего иностранными делами, он оскорблял словами…»

 

Из «Записок о России генерала Манштейна» - падение Меншикова.

Манштейн Кристоф Герман

(1711-57), военный деятель. Выходец из Пруссии, с 1730 на русской службе, в 1740 по поручению X. А. Миниха арестовал Э. И. Бирона. При императрице Елизавете Петровне был в опале. В 1744 уехал в Германию. В 1756 и С.-Петербурге заочно предан военному суду, объявлен дезертиром и приговорен к смертной казни. Автор "Записок о России" (1727-44).

«Меншиков постарался окружить императора [Петра II]своими приверженцами, людьми, обязанными ему своим счастьем. Тем не менее доступ к государю имели многие лица, принадлежавшие к тем старинным фамилиям, которых Меншиков не пощадил. Скорбя об изгнании своих родственников, эти лица не упускали случаев обратить внимание молодого государя на самовластные действия Меншикова, на его надежды упрочить свою власть через брак императора с его дочерью, так же как и на то, что, судя по его честолюбию, он, пожалуй, вздумает завладеть и престолом. ...

Не помню, по какому случаю цех петербургских каменщиков поднес императору в подарок 9000 червонцев. Государю вздумалось порадовать ими сестру, и он отправил к ней деньги с одним из придворных лиц. Случилось последнему повстречаться с Меншиковым, который спросил его, куда он несет деньги. На ответ придворного Меншиков возразил: “Государь, по молодости лет, не знает, на что следует употреблять деньги, отнесите их ко мне, я увижусь с государем и поговорю с ним”. Хорошо зная, как опасно противиться воле князя, придворный исполнил его приказание.

На другое утро царевна Наталия, по обыкновению, пришла навестить брата. Только что она вошла к нему, как государь спросил ее: разве не стоит благодарности его вчерашний подарок? Царевна отвечала, что не получала ничего. Это рассердило императора. Приказав призвать придворного, он спросил его, куда девались деньги, которые ему ведено было отнести к княжне. Придворный извинялся тем, что деньги отнял у него Меншиков. Это тем более раздражило государя. Он велел позвать князя и с гневом закричал на него, как смел он помешать придворному в исполнении его приказания. Не привыкший к такого рода обращению, князь был поражен как громом. Однако он отвечал, что, по известному недостатку в деньгах в государстве и истощению казны, он, князь, намеревался сегодня же представить проект более полезного употребления этих денег, и прибавил: “А если вашему величеству угодно, то не только прикажу возвратить эти девять тысяч червонцев, но даже дам из собственной своей казны миллион рублей”. Государь не удовольствовался этим ответом. Топнув ногой, он сказал: “Я покажу тебе, что я император и что я требую повиновения”.Затем, отвернувшись, ушел; Меншиков пошел за ним и так упрашивал его, что он на этот раз смягчился; но мир продолжался недолго.

Спустя несколько дней Меншиков опасно заболел, чем и воспользовались его враги для окончательной его гибели. Князья Долгорукие, в особенности князь Иван, в то время уже входивший в большую милость, совершенно погубили его в мнении государя. Все эти козни были известны Меншикову, так же как и потеря его значения, но он надеялся не сегодня-завтра войти в милость и произвести впечатление на императора своим обычным повелительным тоном.

По выздоровлении своем Меншиков сделал другую ошибку. Вместо того чтобы отправиться в Петергоф, куда переехал двор во время его болезни, он поехал в Ораниенбаум, загородный дворец свой, в восьми верстах от Петергофа. У него тут строилась церковь, которую он хотел освятить. На эту церемонию приглашены были император и весь двор. Но так как врагам Меншикова недаром грозила месть его в случае примирения его с государем, то они научили последнего отказаться от приглашения под предлогом нездоровья, что он и сделал. Меншиков, однако, еще не видел в этом доказательства совершенной немилости; он снова поступил неосторожно, заняв во время церемонии место в виде трона, предназначенное для императора. И это обстоятельство выставили на вид его враги и тем довершили его погибель.

Вечером того же дня Меншиков поехал в Петергоф, но не застал там императора, которого увезли на охоту. Обратившись к Остерману, он завязал с ним резкий и грубый разговор. Этот день и следующий Меншиков остался в Петергофе, но император не возвращался туда. Между тем, встречая всюду холодное выражение лиц, Меншиков решился возвратиться в Петербург, может быть в той уверенности, что там он будет грознее, нежели в среде придворной. Действительно, прибыв в столицу, он, вместо того чтобы разыгрывать роль впавшего в немилость царедворца, напротив, все утро провел в посещении коллегий и в отдаче разных приказаний; особенно занялся он распоряжениями для приема императора в своем дворце, полагая, что государь по-прежнему будет жить у него по возвращении своем в город. Но около полудня приехал генерал Салтыков с приказанием взять из дома Меншикова царскую мебель и перенести ее в летний дворец. Это сразило князя как громом, он совершенно потерялся, особенно когда, в довершение удара, ему возвратили мебель его сына, который по должности обер-камергера жил при государе.

В своем смятении он худо сделал, что распустил по квартирам свой Ингерманландский полк, который он расставил было для своей безопасности близ своего дворца на Васильевском острове. Этот полк, которого Меншиков считался полковником с самого начала его образования, был вполне ему предан, и то верно, что он внушал немало уважения врагам князя.

На другой день император возвратился в Петербург. Снова послан был генерал Салтыков с объявлением Меншикову, что он арестован. Жена его и дети поспешили в летний дворец, чтобы броситься к ногам императора, но их не допустили до него».

 

Военная карьера Меншикова.

В 1692 г. он вошёл в элиту Преображенского полка - бомбардирскую роту, капитаном которой был царь. Вместе с Петром на верфях Плещеева озера строил фрегаты, яхты и галеры для Переяславской флотилии, а в 1693 г. ходил на кораблях в Ледовитый океан. В 1694 г. Александр участвовал в больших сухопутных маневрах у с. Кожухова.

В 1695-1696 г. Меншиков участвовал в штурмах турецкой крепости Азов.

В 1698 г. Меншиков получил в подарок от царя дом в Преображенском и стал сержантом.

В НАЧАЛЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ.27 сентября 1702 г. Пётр I начал осаду Нотебурга (Орешка) двумя гварде


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!