Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Идиоматика – это 1. Совокупность идиом данного языка. 2. Раздел языкознания, изучающий идиомы



Б. 26. Понятие о лексикографии и типы словарей. реф – п25, масс – гл 3, п7, Ос – 200-202 консп

Лексикография -раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; (практика и теория создания словарей). Лингвистические словари делятся на типы по нескольким основаниям: а) по охвату язык. материала; б) по назнач-ю; в) по располож-ю слов; г) по отношению к ур-ню язык. структуры.

Важными понятиями лингвистической лексикографии являются словарная статья, заголовочное слово и словник. Словарная статья — это абзац или несколько абзацев словаря, дающих информацию, относящуюся к одной лексической единице (иногда к нескольким взаимосвязанным единицам). Статья начинается заголовочным словом (иногда сочетанием), обычно выделенным особым шрифтом. Совокупность всех слов, рассматриваемых в словаре, называется словником этого словаря.

Словари делятся на энциклопедические, содержащие справочные сведения о тех или иных реалиях, и на лингвистические, содержащие сведения о языковых единицах.

По охвату языкового материала словари делятся на многоязычные и одноязычные. Среди одноязычных выделяют следующие подтипы:

1. словари, охватывающие всю доступную лексикографу лексику с максимальной полнотой –так называемые словари-сокровищницы

2. словари литературного языка или нормативные

3. диалектные, охватывающие лексику какого-то одного областного говора

4. специальные, охватывающие какую-то ограниченную область лексики: термины той или иной отрасли, иностранные слова, собственные имена и т.д.

5. словари идиолекта – языка отдельной личности, чаще всего – словари языка какого-то писателя

Классификация по расположению материала:

1. по прямому алфавитному порядку

2. по обратному алфавитному порядку, то есть не по первой, а по последней букве слова, это бывает необходимо для специалистов-языковедов, т.к. в русском языке в конце слова сосредоточена грамматическая, а в значительной мере и словообразовательная информация, с помощью таких словарей удобно изучать соответствующие свойства слов.

3. Гнездовое расположение ( в одной словарной статье даны слова одного корня)

4. Тематический порядок расположения слов

Классификация по функции, назначению словарей:

1. Толковые словари – растолковать слово неизвестное или непонятное человеку

2. Орфографический словарь – для справок о верном написании слова

3. Орфоэпический словарь – для справок о верном произношении



4. Этимологический – происхождение слова

5. Исторический словарь – историческая судьба слова

6. Частотный словарь – отразить употребительность слова

7. Словообразовательный – описать словообразовательные связи лексической единицы

8. Идеографический – отразить семантический ореол слова, его лексическое окружение

 

Б. 27. Способы выражения грамматических значений Реф-с п44,п 56 заск, консп

Грамматика –уч-е о том, как слова. сочетаясь друг с другом, образуют связный текст; уч-е о грамм. структуре предл-я, ГЗ связывает слова друг с другом. Синтаксис – основа грамм. строя люб. яз-а, от грамм. стр-ры пр-я зависит грамм. стр-ра слова. Морфология же по отношению к синтаксису вторична: морф-я зарожд-ся в предл-ии, занимает разн. полож-е в разн. местах яз. мира, а синтаксис в люб. яз-е сложен, морфологии может почти не быть.

В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т. е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный. При синтетическом(простом) способе грамматические значения выражаются в форме слова (при помощи морфем). Предполагает возможность

объединения в пределах одного слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных и словоизменительных): грамматическое зн-е выраж-ся в рамках слова. При аналитическом(сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов, интонацией, порядком слов.

К синтетическому способу выражения грамматического значения относятся:

1. аффиксация, когда грамматические формы слова образуются при помощи аффиксов: окончаний (ср. дом-а, дом-у), префиксов (делать - сделать), суффиксов (делать - делал), при­соединяемых к формообразующей основе, причем аффиксы могут быть не только материально выраженными, но и нулевыми (ср. в русском языке значащее отсутствие суффикса прошедшего време­ни в глаголах нес-0, пек-0, высох-0 или окончания в им.п. ед.ч. существительных мужского рода стол-0, дом-0, конь-0, май-0). Аффиксация бывает двух типов:а) агглютинация(При агглютинации каждое грам­матическое значение слова выражено отдельным стандартным аф­фиксом, и каждый аффикс имеет одну функцию; так. явл-е, при к-м кажд. аффикс выраж-т только 1 ГЗ) б) флективность (один аффикс может вмещать в себе 2 и более грамматических значении)



2. ударе­ние (ср. рус. насыпать - насыпать или разрезать -разрезать, где с помощью сдвига ударения выражаются видовые противопос­тавления); причем даже в языках с фиксированным ударением мо­жет наблюдаться сдвиг ударения для передачи того или иного грамматического значения (например, в цыганском языке для обра­зования звательной формы наблюдается сдвиг ударения с послед­него слога на предпоследний, ср. чяво 'мальчик', но чява 'эй, маль­чик';

3. значащее чередование (ср. рус. рваный - рвань, голый -голь), в котором различие в качестве последнего согласного основы является показателем грамматической характеристики слова: твер­дый согласный - прилагательное, мягкий - существительное; чередов-е в корне, частичн. изм-е исходн. облика морфемы (фогель-фёгель-нем-птица-птицы) при этом участвовать в чередовании могут не только материально выра­женные морфемы, но и нулевые (ср. передачу родовых различий в прилагательных во французском языке: ж.p. douce [dus] 'сладкая', от которого образуется прилагательное муж.р. doux [du] 'сладкий';

4. супплетивизм, т.е. изменение корня для выраж-я к-л. нового гз; образование грамматических форм от разных основ (ср. в русском языке с помощью супплетивизма передается грамматическое значение числа: ребенок - дети; вида: ловить _ поймать; степени сравнения: хорошо - лучше; времени: иду -шел; падежа: я -меня и др.); в индоевропейских языках супплетивность часто наблюдается в глаголе со значением 'быть' (ср. франц. 3 л. ед. и мн. числа настоящего времени: est - sont и прошедшего времени: fut), а также в глаголах со значением 'идти' ( ср. рус. иду и шел; франц. je vais 'я иду', j 'allais 'я шел', j'irai 'я пойду');

5. удвоение или редупликация (повтор), т.е. полное или частичное повторе­ние корня (в русском языке, например, с помощью редупликации передается значение усиления признака предмета: белый-белый или действия: еле-еле доплыл; значение интенсивности действия: про­сил-просил о помощи; значение непрерывности процесса: сидел-си­дел и т.д. в армянском, например, с помощью редупликации передается зна­чение числа, ср.: gund 'полк' и gund-gund 'полки'). Часто в ряде яз-в Азии и Африки: яма-яма – города, яма-город.

К аналитическому способу выражения грамматического значе­ния относится:

1. способ служебных слов (частицы, предлоги, союзы, арт-ли)- сложные конструкции, представляющие собой сочетание знаменательного и служебного слова (ср. в русском языке выражение будущего вре­мени, сослагательного наклонения или степени сравнения: буду чи­тать, прочитал бы, более красивый). В качестве служебного эле­мента используются предлоги, послеслоги, следующие за именем (ср. фин. talon alia 'под домом'), артикли, полнозначные слова, подвергшиеся десемантизации (глаголы быть, иметь, становить­ся в составных сказумых и др.).

2. способ порядка слов, особый порядок слов (в русском языке, напри­мер, этим способом передается значение приблизительности, ср. двадцать человек и человек двадцать). (немолчный шум стоит в лесу –можно сделать 24 перестановки!). Своб. пор-к слов опред-ся актуальным членением. Порядком слов мы выражаем и смысл (помощь соседу отца – помощь отца соседу).

3. Интонация значения (с помощью интонации пе­редается вопрос, побуждение, перечисление, пояснение и т.д.). Важнейший способ: без инт-ии завершенности не мож. сущ-ть ни одно предл-е. По интон-ии мы узнаем, что гов-й преподносит как новое и как уже известное. С пом. инт-ии мы передаем инф-ю, известную с тчк. зр-я говорящего – эта инф-я наз-ся ТЕМА. РЕМА – это инф-я, к-я произн-ся как новая. Первое, о чем мы думаем, когда получаем инф-ю – где тема и где рема. Темы может и не быть, она может вытекать из обстановки, из предыдущ. контекста. Выделение темы и ремы – коммуникативное (актуальное) членение (с пом. коммуникативного синтаксиса).

Ярко выраже-е аналитические яз-и – англ., нем…

Способ сложения (слож-е основ/ слож-е слов) – сумасшедший (прил/субстантивир-е сущ-е), с ума сшедший.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!