Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Этапы развитие мышления в онтогенезе. Теория Ж. Пиаже



Согласно взглядам Ж. Пиаже, существует два принципа развития интеллекта. Первый − принцип адаптации: интеллект является инструментом адаптации к окружающей среде. Выделяют два механизма этой адаптации: 1) Ассимиляция – новая информация приобретается в соответствии с уже имеющимися схемами. 2) Аккомодация – изменение существующих схем в связи с новой информацией.

Второй принцип − это принцип организации. Интеллект усложняется с возрастом, поэтому есть уровни, а самым низшим из них является схема (мысленная репрезентация какого-либо действия).

Ж. Пиаже также выделяет два правила развития интеллекта: 1) Внутри стадии изменения линейны и количественны; между стадиями изменения носят качественный характер. 2) Прохождение стадии обязательно и неизменно.

В рамках генетической концепции развития интеллекта предполагается, что человек должен пройти 4 стадии развития. Первая стадия − сенсомоторная, она длится первые два года жизни человека. Выделяют следующие подстадии:

1) 0-1 мес. Это этап жестко заданных врожденных рефлексов, реализуются врожденных схемы человека. Новая информация пока не усваивается.

2) 1-4 мес. Действует механизм ассимиляции, появляются новые схемы, происходит координация первых схем: зрительно-моторная, зрительно-слуховая (поворот головы в ответ на звук). Для этого же подэтапа характерны первичные круговые реакции: повторение действия ради действия.

3) 4-8 мес. − этап первого экспериментирования: ребенок применяет к объекту все известные ему действия. Также возникают вторичные круговые реакции – повторение действия ради изменения (было тихо – стало громко).

4) 8-12 мес. Возникает способность к предвосхищению событий. Ребенок уже понимает, что одно события влечет за собой другое.

5) 13-18 мес. В этом возрасте ребенок активно экспериментирует со внешним миром и его объектами. Возникают критические круговые реакции – повторение действия ради результата. Приходит понимание того, что одно действие может служить средством достижения другого. Ребенку становится ясно, какое действие нужно совершить, чтобы достичь результата.

6) 18-24 мес. Это время возникновения практического интеллекта – ребенку уже не нужны эксперименты, чтобы понять, как действует объект. С незнакомыми объектами действует адекватно.

Следующая стадия захватывает возраст с двух до семи лет − это дооперациональная стадия. Ж. Пиаже выделяет особенности мышления ребенка этого возраста: 1) Эгоцентризм. Ребенок считает себя центр мира, вселенной. Проиллюстрируем эту особенности примером. Предположим, что ребенка зовут Колей, и у него есть брат Ваня. Если спросить у Коли, есть ли у него брат, то он скажет, что да, есть. Однако если поинтересоваться у Коли, есть и брат у Вани, то ответ будет «нет, у Вани нет брата». Таким образом, ребенок не умеет становится на позицию другого в возрасте 2-7 лет. 2) Реализм − ребенок судит о мире с точки зрения своих знаний. 3) Анимизм (стремление одушевлять все предметы) и антропоморфизм (перенос человеческих отношений на неодушевленные предметы) − на этих особенностях построены все игры ребенка. 4) Артифициализм – вера в то, что все в мире создано искусственным путем.



Ж. Пиаже также говорит о дефектах детского мышления в возрасте 2-7 лет:

1) Явление трансдукции (переход от частного к частному). Например, солнце желтое, так как оно круглое.

2) Отсутствие сохранности физических величин. Если перелить воду из одного стакана в другой, то ребенок будет судить об объеме по форме стакана − где отметка воды выше, в том и больше воды.

3) Непонимание метафор, пословиц, поговорок.

4) Неверное соотношение содержания и объема. Предположим, у нас есть 5 роз и 3 гвоздики, и мы спрашиваем у ребенка, чего больше: роз или гвоздик. В этом случае ребенок дает верный ответ: роз больше, чем гвоздик. Однако если спросить у ребенка, чего больше: цветов или роз, то он даст неправильный ответ, заявив, что роз больше, чем цветов.

5) Непонимание логических противоречий. Дети в этом возрасте могут рисовать волны, движущиеся против ветра, или деревья, наклоненные против ветра.

6) Неспособность к серриации (упорядочиванию). Так, например, ребенок не может отсортировать карточки серого цвета различного оттенка от светлого к темному.



7) Неспособность к транзитивности.

Третья стадия называется стадией конкретного мышления, и она развертывается в возраст 7-11 лет. На этом этапе умственные операции ребенка носят конкретный характер. Он уже умеет складывать, но не может суммировать 1 + 1, а только 1 матрешку с другой матрешкой. То есть он умеет производить операции с конкретными объектами. Поэтому он загибает пальчики, когда считает.

Заключительная стадия − стадия формальных операций. На этом этапе операции носят абстрактный характер. Теперь он может сложить два абстрактных числа 1 и 1, а также производить операции с операциями: (1+3)*2. Ребенок начинает выдвигать гипотезы и следовать им.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!