√лавна€ ќбратна€ св€зь

ƒисциплины:

јрхитектура (936)
Ѕиологи€ (6393)
√еографи€ (744)
»стори€ (25)
 омпьютеры (1497)
 улинари€ (2184)
 ультура (3938)
Ћитература (5778)
ћатематика (5918)
ћедицина (9278)
ћеханика (2776)
ќбразование (13883)
ѕолитика (26404)
ѕравоведение (321)
ѕсихологи€ (56518)
–елиги€ (1833)
—оциологи€ (23400)
—порт (2350)
—троительство (17942)
“ехнологи€ (5741)
“ранспорт (14634)
‘изика (1043)
‘илософи€ (440)
‘инансы (17336)
’ими€ (4931)
Ёкологи€ (6055)
Ёкономика (9200)
Ёлектроника (7621)






’ќ–ќЎ»≈ ћ≈ћџї » ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ



–ичард Ѕроди

ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ

»¬÷ Ђћаркетингї

ћосква 2002

 

—одержание

 –»«»— –ј«”ћј.. 4

—ћ≈Ќј ѕј–јƒ»√ћџ... 5

„≈Ћќ¬≈„≈—“¬ќ ¬ ќѕј—Ќќ—“».. 7

ћќ… ѕЋјЌ.. 8

–ќ∆ƒ≈Ќ»≈ Ќќ¬ќ… ѕј–јƒ»√ћџ... 9

ћ≈ћџ... 10

ћ≈ћџ » ћ≈ћ≈“» ј.. 12

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈ ћ≈ћј.. 13

ѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ≈ ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈.. 13

 ќ√Ќ»“»¬Ќќ≈ ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈.. 14

–јЅќ„≈≈ ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈.. 15

ћ≈“јћ≈ћџ... 16

Ђ’ќ–ќЎ»≈ ћ≈ћџї » ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ... 17

»Ќ—“»Ќ “џ » ѕ–ќ√–јћћџ... 19

ћ≈ћџ- ј“≈√ќ–»».. 20

ћ≈ћџ-—“–ј“≈√»».. 21

ћ≈ћџ-ј——ќ÷»ј÷»».. 22

¬Ћ»яЌ»≈ ѕ–ќ√–јћћ... 23

ƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —–≈ƒџ... 25

“¬ќя —ќЅ—“¬≈ЌЌјя ѕ–ќ√–јћћЌјя Ѕј«ј.. 25

Ћќ¬”Ў ј ѕ–ј¬ƒџ... 27

¬»–”—џ... 28

¬»–”— Ч „“ќ Ё“ќ “ј ќ≈?. 30

ѕ–ќ—“ќ ¬џѕќЋЌяё ѕ–» ј«џ... 32

ќ“ „≈√ќ «ј¬»—»“ ”—ѕ≈’ ¬»–”—ј.. 32

–ј«”ћ... 34

Ё¬ќЋё÷»я.. 34

Ё¬ќЋё÷»я » ЁЌ“–ќѕ»я.. 35

 ќѕ»–ќ¬јЌ»≈.. 36

ѕ–»—ѕќ—ќЅЋ≈Ќ»≈.. 36

—≈ЅяЋёЅ»¬џ… √≈Ќ.. 37

»Ќјя “ќ„ ј «–≈Ќ»я.. 38

  „≈ћ” ¬≈ƒ≈“ Ё¬ќЋё÷»я.. 39

Ё¬ќЋё÷»я Ё“ќ Ќ≈ “≈’Ќ» ј.. 40

Ё¬ќЋё÷»я ¬»ƒќ¬.. 42

 ќЌ≈÷ Ёѕќ’».. 43

Ё¬ќЋё÷»я ћ≈ћќ¬.. 44

—≈ЅяЋёЅ»¬џ… √≈Ќ –ј«”ћј.. 44

“ј »≈ ∆≈ —≈ЅяЋёЅ»¬џ≈ ћ≈ћџ... 45

“ќ„ ј «–≈Ќ»я ћ≈ћј.. 46

«ј„≈ћ Ќ”∆≈Ќ ћќ«√?. 46

Ё¬ќЋё÷»я ќЅў≈Ќ»я.. 47

ѕ–ќ»—’ќ∆ƒ≈Ќ»≈ ћ≈ћќ¬.. 48

„“ќ –ј«ƒ–ј∆ј≈“ „”¬—“¬»“≈Ћ№Ќџ≈ “ќ„ ».. 49

—ќ«ЌјЌ»≈.. 50

„”¬—“¬»“≈Ћ№Ќџ≈ “ќ„ » ¬“ќ–ќ√ќ ѕќ–яƒ ј.. 51

Ћ”„Ў≈ ѕ–»—ѕќ—ќЅЋ≈ЌЌџ≈ ћ≈ћџ... 52

—“ј–џ… ћќ«√ ¬ Ќќ¬ќћ —¬≈“≈.. 54

— ƒјЋ№Ќ»ћ ѕ–»÷≈Ћќћ... 55

—≈ — Ч ‘”Ќƒјћ≈Ќ“ Ё¬ќЋё÷»».. 58

Ѕќ–№Ѕј «ј —≈ —.. 59

 ј  ¬ ѕ–≈∆Ќ»≈ ¬–≈ћ≈Ќј ЅџЋќ — —≈ —ќћ?. 59

»—“ќ„Ќ» » —≈ —»«ћј.. 60

¬–≈ћя ƒЋя ј¬“ќ–ј.. 61

¬ќ«¬–јўј≈ћ—я   Ё¬ќЋё÷»» —≈ —ј.. 62

÷»¬»Ћ»«”ёўјя –ќЋ№ ∆≈Ќў»Ќ.. 63

’»“–ќ—“».. 64

ќ„≈–≈ƒЌќ… ѕ≈–≈–џ¬ ƒЋя ј¬“ќ–ј Ч Ё¬ќЋё÷»ќЌЌџ≈ Ђћќ“»¬џї. 64

Ё¬ќЋё÷»я ќЅћјЌј.. 65

Ќј…“» Ќ»Ў”.. 65

Ќ–ј¬џ » Ћ»÷≈ћ≈–»≈.. 66

— –ј«Ќџ’ ѕЋјЌ≈“.. 67

—≈ —”јЋ№Ќќ «Ќј„»ћџ≈ ѕ”Ќ “џ... 68

Ѕ”ƒ”ў≈≈ —≈ —ј.. 69

¬џ∆»¬јЌ»≈ » —“–ј’.. 71

Ё¬ќЋё÷»я —“–ј’ј.. 71

ѕќ„≈ћ” Ё“ќ ѕ≈–≈—“јЋќ ƒ≈…—“¬ќ¬ј“№?. 73

—“–ј’ » ”«џ  –ќ¬».. 73

ѕ—»’ќЋќ√»я ј«ј–“ј.. 74

Ћ≈√≈Ќƒџ ”Ћ»÷џ... 76

ѕ–≈ƒ–ј——”ƒ ».. 76

ѕќЅ≈ƒ»“№ —“–ј’.. 78

 ј  ѕ–ќ√–јћћ»–”≈“—я ѕ—»’» ј.. 79

»Ќ‘»÷»–ќ¬јЌ»≈.. 79

”—¬ќ≈Ќ»≈.. 80

 ќ√Ќ»“»¬Ќџ… ƒ»——ќЌјЌ—.. 81

“–ќяЌ— »≈  ќЌ».. 83

ѕ–ќƒј∆ј » ѕ–ќ√–јћћ»–ќ¬јЌ»≈.. 84

‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ÷≈ЌЌќ—“≈….. 85

ЅќЋ№Ўќ… ‘»ЌјЋ Ч ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… ¬ќѕ–ќ—.. 86

ѕ–»я“≈Ћ№— »≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я » я«џ  “≈Ћј.. 87

Ќ≈ ƒј… —≈Ѕя Ќјƒ”“№.. 88

¬»–”—џ –ј«”ћј.. 89

¬Ќ≈ƒ–≈Ќ»≈.. 89

¬≈–Ќќ≈  ќѕ»–ќ¬јЌ»≈.. 90



–ј—ѕ–ќ—“–јЌ≈Ќ»≈.. 90

¬»–”—џ  ”Ћ№“”–џ... 91

“≈Ћ≈¬»ƒ≈Ќ»≈ » –≈ Ћјћј.. 92

Ё¬ќЋё÷»я –≈ Ћјћџ... 94

MEM Ч “ќ, „“ќ Ќ”∆Ќќ.. 95

“≈Ћ≈¬»«»ќЌЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ... 96

Ќќ¬ќ—“».. 98

“≈ќ–»» «ј√ќ¬ќ–ј.. 100

„≈Ћќ¬≈ ,  ќ“ќ–џ… ” ”—»Ћ —ќЅј ”.. 102

ЌјЎ» ЋёЅ»ћ÷џ... 104

ѕќѕ–ќЎј…Ќ»„≈—“¬ќ.. 105

»Ќ—“»“”“џ ¬Ћј—“».. 106

„≈–Ќџ… –џЌќ .. 107

ƒ≈ћќ –ј“»„≈— јя –≈—ѕ”ЅЋ» ј.. 107

ѕ–»„»Ќџ ѕќЋ»“»„≈— ќ√ќ “”ѕ» ј.. 109

” ’ќ–ќЎ»’ Ћёƒ≈… Ѕџ¬јё“ ѕЋќ’»≈ ћ≈ћџ... 110

–ј«–ј—“јЌ»≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ —“–” “”–. 110

ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ –≈Ћ»√»».. 111

«ј„ј“ » –≈Ћ»√»».. 112

јЅ—ќЋё“Ќјя »—“»Ќј.. 113

ћ≈ћџ –≈Ћ»√»».. 114

Ќј” ј » –≈Ћ»√»я.. 116

¬ќ »ћя ЅќЋ№Ў≈… —Ћј¬џ Ѕќ∆№≈….. 117

ѕ—»’ќ“≈’ЌќЋќ√»я —ќ«ƒјЌ»я ¬»–”—ќ¬.. 118

ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ Ѕ”ƒ”ў≈√ќ.. 119

ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ, ѕ–»Ќќ—яў»≈ ѕ–»ЅџЋ№.. 119

ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ ¬Ћј—“».. 122

ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ Ќјѕ–ќ ј“.. 125

¬»–”—џ  ј„≈—“¬ј ∆»«Ќ».. 125

 ј  »«Ѕј¬»“№—я ќ“ ѕ—»’»„≈— »’ ¬»–”—ќ¬.. 127

¬—≈ –ј«–≈Ў»“—я —јћќ —ќЅќ….. 127

¬ ѕќ√ќЌ≈ «ј »—“»Ќќ….. 129

Ќј —Ћ”∆Ѕ≈ ” ƒЌ .. 129

÷≈Ћ№ ∆»«Ќ».. 130

ƒ«≈Ќ » »— ”——“¬ќ »«Ѕј¬Ћ≈Ќ»я ќ“ ѕ—»’»„≈— »’ ¬»–”—ќ¬.. 130

ѕ»–јћ»ƒј ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я.. 132

ѕ–ќѕќ¬≈ƒ”… —¬ќ» ћ≈ћџ... 134

 ј  ѕќћќ„№ ƒ≈“яћ »«Ѕј¬»“№—я ќ“ ѕ—»’»„≈— »’ ¬»–”—ќ¬?. 134

Ђ»ћ ≈ў≈ Ќ≈ — ј«јЋ», „“ќ ќЌ» ƒќЋ∆Ќџ ƒ”ћј“№ї. 135

Ќќ¬ќ≈ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈.. 135

„“ќ ∆≈ —јћќ≈ √Ћј¬Ќќ≈?. 136

 “ќ ƒќЋ∆≈Ќ –≈Ўј“№?. 137

ќ„≈–≈ƒЌќ≈ ¬≈Ћ» ќ≈ »«ћ≈Ќ≈Ќ»≈.. 137

—ќƒ≈–∆јЌ»≈.. 138

 

 

”ƒ  615.851

ЅЅ 53.57

Ѕ 17

 

 

Ѕ 17 –ичард Ѕроди. ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ. ћетодическое пособие дл€ слушателей курса. Ђ—овременные психотехнологииї. ћосква, 2002, 192 стр.

 

”ƒ  615.851

ЅЅ  53.57

Ѕ 17

 

 

ISBN 5-7856-0254-7

© –. Ѕроди, 1996

© ÷ентр психологической культуры, 2002



¬ведение

 –»«»— –ј«”ћј

ЂЌам нельз€ ни тер€ть голову... ни

не иметь ее вовсе.ї Ч так Dan

Quayle преобразовал мемы,

содержащиес€ в предисловии

United Negro College Fund:

ЂЌам нельз€ портить наши умыї.

 

¬ этой книге содержитс€ некое позитивное послание. ѕоэтому прежде, чем рассказать о распространившихс€ в мире коварных психических вирусах, заражающих людей негативной информацией Ч подобно, как компьютерный вирус ћикеланджело вводит в компьютеры инструкции, уничтожающие их программную базу, Ч € начну с хороших вестей.

ѕо€вилась нова€ долгожданна€ научна€ теори€, св€зывающа€ биологию, психологию и науку о познании. Ѕлагодар€ усили€м ученых, которые на прот€жении двадцати лет Ч а по сути уже с 1859 года, со времен „арльза ƒарвина Ч старались объединить эти дисциплины, возникла наука, называема€ меметикой.

¬ основе меметики лежит пон€тие эволюции; ƒарвиновска€ теори€ эволюции видов путем естественного отбора перевернула всю биологию. »спользу€ новейшие достижени€ теории эволюции, ученые исследуют функционирование разума, процессы обучени€ и воспитани€ человека, а также развитие культуры. —пециалисты по меметике преобразуют психологию, подобно тому, как некогда ƒарвин изменил биологию.

«накомство с меметикой может помочь тем, кто стараетс€ пон€ть себ€. я также полагаю, что польза от этой науки будет все более возрастать, особенно это касаетс€ защиты от манипулировани€ и использовани€. ≈сли мы лучше узнаем де€тельность нашего разума, то нам проще будет жить в мире, в котором нами все чаще манипулируют Ч хот€ и очень тонко.

ј теперь пришла очередь плохих вестей: в этой книге больше вопросов, чем ответов. ћы имеем в виду сами психические вирусы: меметика вы€вила их существование, но не дала пока четких указаний, как с ними справитьс€.

ѕсихические вирусы существовали всегда, непрерывно эволюциониру€ и измен€€сь на прот€жении веков. Ёто некие заразные частицы нашей культуры, которые мгновенно распростран€ютс€ в границах попул€ции, измен€€ мысли и судьбы зараженных. Ёти вирусы могут быть относительно нейтральными, как, например, мини-юбки или сленговые выражени€, но среди них есть и такие, которые способны изменить ход человеческой жизни; € приведу здесь в пример только молодежные банды или религиозные секты типа Branch Davidian. ≈сли мы не имеем ничего против этих культурных €влений, тогда все в пор€дке. Ќе будем однако забывать, что подобно компьютерному вирусу ћикеланджело, передающему команду уничтожени€ данных, психические вирусы могут запрограммировать наши мысли и действи€ таким образом, чтобы наносить вред.

—амым поразительным и важным положением меметики €вл€етс€ утверждение, что наши мысли Ч это не всегда наше собственное произведение. ћы не властны над ходом собственных мыслей! Ћюди вообще неохотно в этом признаютс€: зачастую они попросту не желают об этом думать. ¬озможно, в этом и кроетс€ причина того, что научные выводы из этой области не имеют широкой известности.  ак мы вскоре убедимс€, не желаемые идеи т€жело приживаютс€.

  тому же, никто не может сказать, вредна или полезна программа, передаваема€ определенным психическим вирусом. ¬едь никто не вступает в религиозную секту, жела€ подвергнутьс€ агитации, уехать в Gujany и совершить самоубийство. ћог ли Ѕилл √ейтс, заразившись в √арварде вирусом игры в покер, предположить, что забросит учебу? ј может быть, в конечном итоге эта инфекци€ принесла ему пользу, если благодар€ ей он прин€л решение оставить университет, основал ћайкрософт и стал мультимиллиардером?

—ћ≈Ќј ѕј–јƒ»√ћџ

¬рем€ от времени в мире науки происходит так называема€ смена парадигмы.Ёто обуславливаетс€ изменением базового положени€ какой-либо сферы жизни. ќднажды, к примеру, мы усомнились в том, что центром ¬селенной €вл€етс€ «емл€ и поверили, что «емл€ вращаетс€ вокруг —олнца. ѕозже Ёйнштейн открыл взаимозависимость между временем и пространством, а также между энергией и материей. ѕрошло много времени, прежде чем эти изменени€ парадигмы прин€л весь научный мир и еще медленнее происходило их усвоение во всем остальном обществе.

 

ѕон€тие психического вируса и вс€ меметика Ч это коренное изменение парадигмы в науках, занимающихс€ исследованием ума.

 

ѕонимание этой новой науки Ч меметики Ч было прежде сложным, так как требовало решительного изменени€ точки зрени€ об уме и культуре.  ак бывает в случае любого изменени€ парадигмы, меметика совершенно не согласуетс€ с нашими предшествующими взгл€дами на сущность вещей, с нашими представлени€ми о мире.

ѕо сути прин€тие новой парадигмы должно быть простым, так как надо всего лишь отбросить старую. Ќе получитс€ вписать новые знани€ в уже существующую модель Ч это невозможно. —тоит лишь захотеть отвести место в своем мышлении дл€ четырех концепций, совершенно новых дл€ теб€, и ты будешь вознагражден пониманием основ меметики. Ќадеюсь, что их осознание побудит к действию вс€кого, кому не безразлична судьба рода человеческого.

√лавное пон€тие Ч гвоздь нашей программы Ч это мем.Ёто основна€ иде€ этой книги, которую мы рассмотрим ближе в первом разделе. ћемы Ч это миникирпичики в составе культуры, подобно генам, обуславливающим возникновение жизни. —огласно положени€м, описанным во 2-ом разделе, мемы имеют разную величину и могут соответственно образовывать большие культурные структуры Ч государства, €зыки или религии, или микроскопические, составл€ющие программную базу Ђкомпьютераї “воего ума.

ƒругое пон€тие это вирус.Ќам известны вирусы из области биологии и информатики. ќказываетс€, они существуют также в умах и культуре, то есть, в сфере меметики. „тобы показать, на что они способны, в разделе третьем € представлю аналогию между трем€ отдельными мирами и вирусами, которые в них обитают.

“реть€ концепци€ новой парадигмы Ч это эволюци€.Ётим словом пользуютс€ очень многие люди в убеждении, что говор€т об одном и том же, в то врем€, как каждый придает этому термину другое значение. ¬ разделе 4 € разъ€сню новейшую теорию эволюции, в 5 представлю ее св€зи с мемами.

„етвертое пон€тие, необходимое дл€ понимани€ природы психических вирусов, это эволюционна€ психологи€.Ёто нова€ наука, изучающа€ те склонности и механизмы действи€ ума, задача которых состо€ла в обеспечении выживани€ и размножени€. Ќекоторые склонности приобрели форму психических чувствительных точекили триггеров,нажатие которых способствует преодолению защитных механизмов психики. я назвал эту главу Ђ ризис разумаї, а не Ђ¬ведениеї, так как первое определение раздражает больше чувствительных точек Ч быстрее привлекает внимание, что наверн€ка будет способствовать тому, что больше людей прочтут этот фрагмент. ѕо этой же причине € назвал книгу Ђѕсихические вирусыї, а не Ђ¬ведение в меметикуї.

Ёволюционна€ психологи€ поднимает многие спорные вопросы. ќна занимаетс€ между прочим изучением и объ€снением типичных различий между мужчинами и женщинами, особенно в области сексуального поведени€ Ч этому вопросу посв€щен шестой раздел. ¬ седьмом разделе € объ€сн€ю взгл€д эволюционной психологии на проблему человеческого выживани€.

»з этих четырех основных пон€тийных блоков меметика создает новую парадигму продолжающегос€ процесса эволюции культуры. ћеметика подчеркивает необходимость прин€ти€ решени€ по следующему допросу:

 

 

Ѕудем ли мы пассивно эволюционировать, подчин€€сь хаотическому естественному отбору, которому совершенно нет дела до нашего счасть€, удовлетворени€ и духовности, или же сами встанем у рул€ эволюции и зададим ей нужное направление?

 

ћеметика дает знани€ и силу, благодар€ которым мы сможем управл€ть собственной эволюцией. ¬опрос лишь в том, как мы используем эту власть.

„≈Ћќ¬≈„≈—“¬ќ ¬ ќѕј—Ќќ—“»

ѕсихические вирусы передаютс€ не воздушно-капельным путем, как грипп, и не половым путем, как —ѕ»ƒ. ќни не материальны Ч передаютс€ просто благодар€ тому, что люди общаютс€ между собой. ¬ восьмом разделе € показываю, каким образом психические вирусы внедр€ют свои программы. ћожно сказать, что существование психических вирусов Ч это та цена, которую мы платим за так дорогую всем свободу слова. „ем больше свобода общени€ в данном обществе, тем более подвержено оно заражению психическими вирусами.

Ќекоторые вирусы возникают спонтанно, что € описываю в разделах 9 и 10, другие же создаютс€ целенаправленно, о чем € пишу в разделе 11. » те и другие имеют одну общую черту:

 

ѕсихический вирус, однажды возникнув, становитс€ независимымот своего создател€; быстро эволюционирует, стрем€сь заразить как можно большее количество людей.

 

ѕсихические вирусы Ч это не кака€-то отдаленна€ угроза, типа остывани€ —олнца или столкновени€ «емли с кометой. ќни р€дом с нами, здесь, сейчас; существовали издавна, посто€нно развива€сь, заража€ все более эффективно. ќни завладевают нашими умами не только через телевидение, дешевую музыку и т. д., но используют также старые средства: образование, религию и даже обыкновенные разговоры с при€тел€ми. –одители неосознанно заразили нас, когда мы были маленькими. ≈сли у теб€ есть ребенок, то ты наверн€ка передаешь ему каждый день новый вирус.

“ы читаешь газеты? Ч Ћовишь психические вирусы. —лушаешь радио? Ч “акже заражаешьс€ вирусами. “усуешьс€ и болтаешь с корешами? Ч ’ватаешь вирус за вирусом. ≈сли жизнь складываетс€ не так, как ты предполагал, можешь предположить, что психические вирусы к этому причастны. “ебе трудно жить вместе с близким человеком? Ч ѕсихические вирусы берут контроль над частью твоего мозга и мешают тебе создавать нормальный, прочный и счастливый союз. ” теб€ проблемы на работе? Ч ѕсихические вирусы не позвол€ют тебе взгл€нуть в будущее и гон€т теб€ по пути, который способствует реализации их планов, а не улучшает качество твоей жизни.

–астут новые религиозные секты Ч плод все более мощных психических вирусов. —екты контролируют человеческие умы и нав€зывают своим членам определенное поведение Ч от особых ритуалов до массовых самоубийств. ≈сли ты считаешь, что сможешь этому противосто€ть, помни, что никто не вступает в секту, чтобы подвергнутьс€ психическому террору. ¬се это Ч проделки коварных и злобных психических вирусов. — момента, когда создатель секты откроет ее существование, психические вирусы начинают жить собственной жизнью.

»нститут средств массовой информации и пр€мых выборов способствует тому, что руководство многих стран становитс€ все более податливым к вирусам ума. ¬ наше врем€ политик, не имеющий соответствующего имиджа, который раздражал бы много чувствительных точек избирателей, не может рассчитывать на их голоса. ќн говорит: Ђћы находимс€ в кризисной ситуации и только € могу с ней справитьс€ї, или: ЂЁто они Ч причина всех этих проблем. ясно, что любое изменение будет лучше, чем то, что мы имеем на данный момент!ї. ѕросчитанные до мелочей имиджи политиков концентрируют в себе самые искусные и злобные вирусы, атакующие современное общество.

 акие напитки ты покупаешь? —амые попул€рные сто€т в два раза дороже, чем не рекламируемые продукты локального значени€. ‘инансова€ накрутка идет на телерекламу: рассылку зародышей психических вирусов, которые проникают еще глубже, буквально овладева€ умами и подталкива€ людей к соответствующим полкам в магазине. –екламные агентства, успешно программирующие предпочтени€ людей, Ч это самые циничные и расчетливые распространители психических вирусов.

ќсобую тревогу в св€зи с неконтролируемым распространением психических вирусов вызывает положение наших детей. јтакующие их вирусы рождаютс€ в городских тусовках и распростран€ютс€ молниеносно, заража€ детей и молодежь, принос€ им горе, одинокое материнство или войны между группировками. ћногие молодые люди тер€ют свою систему ценностей и устремл€ютс€ к чему-то призрачному и разрушительному.  ак можно очистить нас самих и наших детей от этих вирусов, € расскажу в разделе двенадцатом.

 

ћќ… ѕЋјЌ

я должен кое в чем признатьс€. Ёта книга служит моей цели, котора€ состоит в изменении человеческой жизни. Ќекоторые из представленных концепций можно использовать в цел€х самосовершенствовани€. “ы, возможно, не ожидал в научно-попул€рном издании встретить пон€ти€, касающиес€ развити€ личности, и все же меметика занимаетс€ изучением ума, а, значит, Ч и человеческой жизнью. —ледовательно, овладение основами меметики может способствовать улучшению ее качества.

¬о-первых, € бы не написал ни Ђѕсихические вирусыї, ни мою первую книгу ЂЅольше чем согласиеї, если бы сам сознательно не избавилс€ от мемов, с которыми € вырос, и не перепрограммировал самого себ€ с помощью новых. ≈сли бы это было в твоей власти, какие новые мемы ты выбрал бы дл€ себ€? –ешать тебе. я лично вообще не имел никакого пон€ти€, о чем идет речь, пока не вник в суть дела. —ейчас € могу запрограммировать самого себ€ с помощью мемов, которые близки моим жизненным ценност€м, отбрасыва€ те, которые способствуют реализации планов психических вирусов. “ы тоже сможешь сделать это, а может быть, решишьс€ на нечто иное. Ќо ты не будешь иметь возможности выбора, пока не усвоишь основ меметики.

я написал эту книгу потому, что мне нравитс€ измен€ть жизнь людей. ¬ этом собственно и состоит мой план. я считаю, что знани€, предлагаемые меметикой, очень важны, поэтому € их распростран€ю. Ќаписание этой книги было дл€ мен€ не простым интеллектуальным развлечением. ’от€ здесь и идет речь о науке, но это все же не научный труд. я сознательно придал ему такую форму, чтобы нова€ парадигма меметики все более распростран€лась, а именно в этом и состоит мое желание.

 

—ознательное распространение идей, которые ты считаешь важными, Ч это один из способов борьбы с психическими вирусами.

 

«адумывалс€ ли ты когда-нибудь, почему современна€ жизнь кажетс€ такой сложной, с каждым днем все более запутанной и полной стрессов? ќдной из причин этого €вл€етс€ посто€нно мен€юща€ свой облик арми€ психических вирусов, завладевающа€ все большей частью нашей психики, преп€тствующа€ нашему стремлению к счастью. ≈ще большее вли€ние она будет иметь на последующее поколение.

«адумывалс€ ли ты, почему развитие техники совсем не упрощает жизнь, а напротив Ч усложн€ет ее? “ак вот, каждый контакт с новым вирусом разума увеличивает стресс и дезориентацию человека.

ќгромное множество людей согласны прибегнуть к любым средствам Ч от психотерапии до мистицизма Ч только бы сн€ть с себ€ угнетающее брем€ стресса. ј ведь именно стресс, как утверждают врачи, и есть самый безжалостный убийца. Ќаука, выделив два типа личности Ч напр€женный, Ђзастрессованныйї тип ј и расслабленный тип ¬ Ч все же не назвала причин их возникновени€. »нтересно, что даже у людей с типом личности ¬ иногда обнаруживаютс€ стрессовые про€влени€ болезни. Ќа многие вопросы, св€занные со стрессом, ответ может дать меметика.

 

ѕсихические вирусы постепенно начинают контролировать твое мышление, рассеивают внимание, отклон€ют от важных целей, вызыва€ дезориентацию, стресс или далее отча€ние.

 

ќни проникают в разум, измен€ют твою программу действий, указыва€ направление, обратное тому, в котором ты хотел бы двигатьс€. ј поскольку происходит все это на подсознательном уровне, ты замечаешь только, что уход€щие годы принос€т все больше стресса и мук и все меньше радости и ощущени€ смысла жизни. ¬озможно, ты чувствуешь, что тебе все труднее бывает приступать к работе и теб€ меньше радуют ее результаты. Ёто лишь некоторые про€влени€ заражени€ психическими вирусами. ѕолностью избежать этой инфекции можно было бы только при условии полнейшей изол€ции с самого момента рождени€.

ќднако ты можешь избавитьс€от психических вирусов Ч а € надеюсь, что этому "в немалой степени помогут знани€, почерпнутые из этой книги, Ч прин€в во внимание, что познание новой парадигмы требует усили€.

–ќ∆ƒ≈Ќ»≈ Ќќ¬ќ… ѕј–јƒ»√ћџ

”ченым всегда было сложно распростран€ть свои открыти€ в обществе. ¬ науке отдельные концепции отбираютс€ путем скрупулезных исследований, а не на основании человеческих ощущений.ѕо этой причине часто случаетс€, что научные идеи на первый взгл€д оказываютс€ люд€м не по душе. –еакцию общественного мнени€ на любую революционную научную теорию, такую как представленна€ в 1859 году „арльзом ƒарвином концепци€ естественного отбора, как правило, можно разделить на несколько этапов:

1. ѕреуменьшение значени€.¬начале новую теорию считают безобидным чудачеством, которое не представл€ет серьезной угрозы дл€ общеприн€того мировоззрени€, или упрощенной версией какой-то уже известной теории. —ейчас, когда € пишу эти строки, меметика выходит из этой стадии. –едакторы The New York Times Magazine в номере от 22 €нвар€ 1995 года, обраща€ внимание на растущую попул€рность слова Ђмемї, хотели заметно приуменьшить его значение: Ђ≈сли задуматьс€, что может внести пон€тие Ђмемаї в парадигму культурной эволюции, то вполне веро€тно окажетс€, что ничего новогої. ѕо мере чтени€ этой книги тебе станет €сно, что меметика не столько дополн€ет существующую парадигму культурной эволюции, сколько сама создает новую, более прозрачную парадигму.

2. ¬ысмеивание.≈сли нова€ иде€ упр€мо цепл€етс€ за жизнь, то снисхождение смен€етс€ глумлением. Ћюди смеютс€ над очевидным, по их мнению, фактом, что нова€ теори€ никак не св€зана с тем, в истинности чего они убеждены. —овременники насмехались над ƒарвином, не желавшим пон€ть, что это —оздатель осуществл€ет отбор. Ёта кажуща€с€ невозможность передачи новой парадигмы была кошмаром дл€ ƒарвина. — подобным издевательским отношением к меметике можно часто встретитьс€, например, в дискуссионной группе internet Ч flt.memetics.

3.  ритицизм. огда нова€ иде€ становитс€ попул€рной, люди со сложившимис€ противоположными взгл€дами или те, кто св€зывали со старой парадигмой свое доброе им€, снимают белые перчатки. ƒо сих пор ƒарвина атакуют креационисты, считающие, что его теори€ противоречит их ѕравде. Ёта книга, возможно, также вызовет атаку на меметику. Ќо этого не стоит бо€тьс€, восприн€в это, как естественный ход событий при смене парадигмы.

4. ќдобрение.¬ конце концов нова€ парадигма увлекает достаточно много людей, снискав их психическое и интеллектуальное одобрение. Ќаконец-то те, кто действительно понимают новую идею, перестают быть одинокими, как  олумб среди приверженцев плоской «емли. Ќовый мир принимает новую парадигму, а общественное мнение переходит на ее сторону. Ќовым иде€м обучают в школах, наука же готовитс€ к прин€тию нового вызова.

ѕохоже, наш разум не приспособлен к тому, чтобы понимать свои собственные действи€. ¬озможно, последние слова дезориентировали теб€. “ебе трудно сосредоточитьс€, ты чувствуешь себ€ усталым или злым. ¬озможно, это покажетс€ абсурдным, но такого рода чувства и про€влени€ Ч защитна€ реакци€ вирусов разума. ј поскольку вирусы эти эволюционным путем приспособились зорко охран€ть захваченные отделы разума, то люба€ попытка избавитьс€ от них может вызвать упом€нутые реакции.

≈сли по ходу чтени€ книги у теб€ возникнут подобные чувства, не путайс€: они пройдут, если ты выдержишь. ¬ награду за стойкость ты получишь ценное средство формировани€ собственного будущего и судеб всего человечества.

–аздел 1

ћ≈ћџ

Ќет абсолютных истин, есть лишь

полуистины. ѕопытки трактовать

их как окончательные истины

радуют только дь€вола.

ј. ”айтхед

 

—лово Ђмемї € в первый раз услышал в кафе фирмы ћайкрософт, во врем€ одной из типичных дискуссий на при€тные темы. ¬ те времена по€вление за обедом нового дл€ мен€ слова было редкостью. я тогда был довольно самоуверенным, счита€, что моей начитанности и трех с половиной лет, проведенных в √арварде, достаточно, чтобы знать собственного говор€ все слова, которые можно произнести за столом.

я тогда обедал с „арльзом —аймони и √регом  азником, моими уважаемыми коллегами из ћайкрософт. —ейчас € могу признатьс€, что возможность завтракать, обедать и ужинать с этими блест€щими и образованными людьми и послужила моему устройству в фирму. »менно „арльз завербовал мен€ дл€ работы в ћайкрософт в 1981 году, а годом позже дал мне задание написать первую версию программы Microsoft Word. (Ёта работа у мен€ хорошо получилась. я вижу, у Word были хорошие мемы).

ћы говорили о политике: о правительстве, которое направл€ет государственные фонды на сомнительные общественные цели; о безнадежных и коррумпированных политиках, которые, несмотр€ ни на что, по-прежнему привлекают голоса избирателей. ѕочему так происходит? ћожет, избиратели попросту глупы? (¬ ћайкрософт был прин€т мем, согласно которому возможной причиной неправильного действи€ какой-либо вещи может быть чь€-то глупость). ” „арльза, как обычно, был четкий ответ на вопрос; не прекраща€ уплетать овощной салат (без селедки, но зато с красным перцем), он сказал со своим венгерским акцентом:

Ч ’орошие мемы.

Ч ѕри€тного аппетита Ч произнес € вежливо.

Ч Ќет, хорошие меееемы, -Ч возразил „арльз.

Ч ’орошие Ч что? Ч спросил €.

Ч ћеемы, меееемы!Ч ответил „арльз.

Ч ћемы, Ч как эхо повторил Kusnick.

Ч “ы, наверное, шутишь! Ч удивилс€ „арльз. Ч “ы что, никогда не слышал о мемах?

Ч ћемы? Ч повторил € непонимающе. ћой голос и уровень знаний, наверно, напоминали в тот момент корову. Ч „то такое мем?

Ч Ёто что-то вроде п€той симфонии Ѕетховена, Ч изрек „арльз.  азник возразил:

Ч ѕодожди, с этим € не согласен. ћне кажетс€, что п€та€ симфони€ Ч это не мем. ¬озможно, она содержит хорошие мемы, но сама мемом не €вл€етс€.

„арльз сдвинул брови, обдумыва€ это возражение. ѕотом раздалось его Ђбормотаниеї. Ёто был мем (действительно ли мем?), который „арльз усвоил еще с того времени, когда работал в »сследовательском центре Xerox в Palo Alto. ќн всегда использовал это (слово), когда вслух раздумывал и не хотел, чтобы его перебивали.

Ч Ќу хорошо, ты прав, Ч уступил он наконец. Ч Ёто не п€та€ симфони€, но Ђта-та-та-“јћї Ч это мем.

 азник в ответ: ЂЌет, мне кажетс€, что даже Ђта-та-та-“јћї Ч не мем. –азве что в некотором, ограниченном смысле. Ёто плохой примерї.

Ч ј что может быть хорошим примером? Ч € аж запищал от любопытства.

Ч Ќу что ж, Ч ответил  азник. Ч ћожно допустить, что если повсюду, куда бы ты ни пошел, ты будешь напевать Ђта-та-та-“јћї, то это будет хороший мем. Ќо „арльз имел ввиду нечто иное. —ам факт существовани€ миллионов копий п€той симфонии Ѕетховена на пластинках и компактах не делает ее хорошим мемом.

Ч ѕозволю себе не согласитьс€, Ч запротестовал „арльз.

 азник задумалс€: Ђћ-гм, то есть ты считаешь, что библиотеки существуют лишь дл€ того, чтобы книги могли размножатьс€?ї Ч я не успел переварить этого краткого замечани€, так как  азник продолжал: Ђѕонимаешь, € считаю, что с философской точки зрени€ мемы должны иметь нечто общее с людьми. Ќапример, производство вороха фотокопий какого-то документа не дает ему хороших мемов. Ќо если ты начнешь их раздавать, а люди будут учить их на пам€ть и декламировать, то это будет хороший мем.

–азум „арльза с минуту преобразовывал эту мысль. Ёто было поистине прекрасное зрелище. Ч Ђ“о есть бормотание. ѕор€док. ’орошо сказано.ї

Ч —пасибо.

Ќастала тишина.  огда € пон€л, что они сочли разговор оконченным, € запаниковал: € по-прежнему не знал, что такое мем. я пон€л только, что он имеет нечто общее с информацией. я решил идти дальше в этом направлении.

Ч “о есть, мем Ч это информаци€?

„арльз и  азник открыли рот одновременно.  азник заговорил первым: Ђ–азрешишь? —пасибо. ћем Ч это то, чему подражают. Ёто основна€ единица имитации.

Ч “о есть зевание могло бы быть мемом, Ч сказал € первое, что мне пришло в голову.

Ч ћ-гм, нет... Ќу, да. я сам не знаю. “ы огорошил мен€. ’е, хе, хе...

Ч ’и, хи, хи, Ч захохотал „арльз. Ч “ы попалс€ на собственную удочку.

Ч ¬овсе нет, Ч защищалс€  азник. Ч ѕросто, зевание Ч это поведение, а мемы, как € полагаю, это мысли.

Х Ч”спокойс€! Ч повысил голос „арльз. Ч “ы задаешь неуместные вопросы!  ого волнует, мем ли зевание или нет!  акие мемы наиболее интересны Ч вот в чем вопрос.

Ч ¬от именно, Ч поддакнул  азник.

Ч ј какие же мемы интересны? Ч спросил € послушно.

Ч Ёто хороший вопрос, Ч поддержал мен€ „арльз.

¬ поисках ответа на этот вопрос € провел два следующих года.

ћ≈ћџ » ћ≈ћ≈“» ј

ћем Ч это шифр человеческого поведени€, камень из –озетты (украшени€), дающий ключ к пониманию сути религии, политики, психологии и культурной эволюции.   сожалению, этот универсальный ключ открывает также своего рода €щик ѕандор. —овсем скоро мы столкнемс€ с новыми, искусными техниками манипулировани€ людскими массами, с умилением вспомина€ сегодн€шнюю тенденциозную рекламу, выступлени€ политиков и телевещание.

“ермин мем ввел в 976 году Richard Dawkins, биолог из ќксфорда в книге Ђ—амолюбивый ген". ќпределение это по€вилось позже во многих публикаци€х из области эволюционной биологии, психологии, а также науки о познании, в числе которых работы Henry Plotkin, Deuglas Ќоfstadter и Daniel-a Dennett, знающихс€ исследовани€ми по подтверждению биологических, психологических и философских импликаций этой новой модели сознани€ и мысли.

ѕон€тие мема эта ось насто€щего изменени€ парадигмы наук о жизни и культуре. ƒо сих пор мы рассматривали эволюцию культуры с точки зрени€ личности или общества, в новой парадигме ключевым пон€тием €вл€етс€ мем.

— какой же стати нам следует взгл€нуть на мир с этой новой, странной, тревожной точки зрени€. ƒа все по той же простой причине, по которой первооткрыватели новых континентов признали, что «емл€ кругла€, а астрономы отбросили догму геоцентризма. Ћучша€ модель де€тельности мира позвол€ет пон€ть большее и достигнуть многих увлекательных вещей. “акую модель предоставл€ет теори€ мема, то есть меметика.

 

ћеметика изучает де€тельность мемов: их взаимодействие, репликацию (саморазмножение) и развитие.

 

¬ сфере психологии меметика €вл€етс€ аналогом генетики, занимающейс€ Ч в рамках биологии - аналогичными исследовани€ми генов.

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈ ћ≈ћј

“ак и вертитс€ на €зыке вопрос: Ђ„то же собственно говор€ такое Ч мем?ї ќтветить на этот вопрос не так-то просто. Ѕиологи бы ответили примерно так, как предложил ƒокинз:

Ѕиологическое определение мема по ƒокинзу (Dawkins):

 

ћем есть основна€ единица культурной трансмиссии (передачи), т.е. имитации.

 

—огласно этой формулировке, все, что мы называем культурой, складываетс€ из мемов, словно матери€ из атомов.  онкурирующие между собой мемы переход€т из одного разума в другой точно так же, как гены передаютс€ через €йцеклетки и сперматозоиды. Ёто действительно мемы-победители Ч те, которые проникли в наибольшее количество умов Ч в ответе за состо€ние современной культуры.

Ѕиологов больше всего интересуют те мемы, которые касаютс€ поведени€. ƒокинз дал следующие примеры: Ђћелодии, идеи, расхожие выражени€, фасоны одежды, способы производства посуды или постройки куполовї.

—огласно биологическому определению, в одном сезоне женщины нос€т длинные юбки, а уже в следующем по неизвестным причинам принимают новый мем и нос€т короткие юбки.

ѕесни, кажда€ из которых это мем или целое собрание мемов, соперничают между собой в хит-парадах, потом люди начинают напевать легко запоминающиес€ мелодии и распростран€ют их мемы. »нженеры стро€т мосты на подпорах, пока кто-нибудь не придумает вис€чий мост; его мемы быстро распростран€ютс€, создава€ новый стандарт в постройке мостов.

Ѕиологическа€ формулировка вполне достаточна, так как позвол€ет редуцировать всю культуру во фрагменты, с которыми можно как-то справитьс€: назвать их, наблюдать их воздействие и развитие.   сожалению, она не дает четкого объ€снени€, почему одни мемы распростран€ютс€, а другие Ч нет. ѕоэтому оставим на врем€ это определение и рассмотрим другие.

ѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ≈ ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈

≈сли спросить у психолога, что такое мем, он наверн€ка даст немного иной ответ, подчеркива€ скорее де€тельность ума, чем элементы поведени€. ѕсихолог Henry Plotkin так определ€ет мем:

ѕсихологическа€ формулировка мема (по ѕлоткипу)

 

ћем Ч это аналогична€ гену единица культурного наследи€, внутреннее представление знаний.

 

¬ этом определении подчеркиваетс€ аналоги€ с генами, химическими узорами на нит€х ƒЌ . ≈сли гены определ€ют вс€кие внешние черты Ч цвет глаз или волос, группу крови и даже то, будешь ли ты человеком или охотничьей собакой, то мемы, сид€щие в голове, определ€ют поведение, если сравнить разум с компьютером, то мемы будут программным обеспечением (software), а гены Ч оборудование (hardware).

—огласно этому определению, обиталищем мемов будут не столько внешние атрибуты культуры, сколько сам ум. » действительно, ведь именно в голове каждого из нас идет борьба между мемами. ѕредположим, что в голове некой женщины оказались мемы: Ђхорошо быть знатоком модыї, Ђмодные женщины имеют успехї, а также Ђхочу иметь успехї. “аким образом следование моде и ношение коротких юбок вытекает из взаимодействи€ всех трех мемов в уме вышеупом€нутой женщины. ≈сли таких женщин будет больше, то это приведет к возникновению нового мема: Ђмини Ч модної и к действительному укорочению юбок.

ћемы также причастны к изменени€м в области постройки мостов.  онструкторы мостов нового типа наверн€ка запрограммированы с помощью следующих генов: Ђпостройка подвесных (вис€чих) мостов говорит о компетентности конструктораї, Ђхороший конструктор добиваетс€ признани€ в глазах своих начальников, а также Ђважно, чтобы шеф мен€ оценилї. Ѕез какого-либо из этих трех мемов постройка вис€чего моста данным инженером становитс€ менее правдоподобной. “олько их взаимодействие повлечет возникновение чего-то существенного, реального. ≈стественно, упом€нутый конструктор сотрудничает с другими инженерами, рабочими, водител€ми и другими людьми, каждый из которых действует согласно собственным мемам.

ѕсихологическа€ формулировка предполагает, что мемы дл€ нашего поведени€ €вл€ютс€ тем, чем гены Ч дл€ тела, то есть, внутренним про€влением определенной информации, принос€щей определенные внешние результаты. √ены Ч это невидимые внутренние частицы информации, обуславливающие,при участии окружающей среды, развитие зародыша и его превращение в зрелый организм. ћемы же Ч это скрытые, внутренние частицы знаний, которые обуславливаютЧ также при участии среды Ч внутреннее поведение и возникновение произведений культуры, таких как юбки или мосты. ≈сли € где-нибудь замечу мини-юбку, то в моем уме может возникнуть мем Ђмини Ч модної. ќднако следует помнить, что этот мем находитс€ в моем уме, а не в нар€де женщины.

≈сли кому-то не везет в жизни, психолог-меметик мог бы определить, какие из созданных этим человеком мемов привод€т к нежелательным результатам. »х обнаружение облегчило бы возможные изменени€.

Ёта концепци€ имеет много общего с практикой когнитивной терапии (cognitive therapy), основанной в 50-х годах психологами јльбертом Ёллисом и јароном ¬еком. ѕримен€ющие этот метод терапевты исход€т из положени€, что нежелательные психические состо€ни€, такие как депресси€, проистекают из неправильного способа мышлени€ (Ђкогницииї) пациента о жизни и мире. Ќеадекватна€ модель действительности Ч есть источник неудач. “ерапевт в ходе беседы тщательно подмечает и Ђисправл€етї нелогичные или несоответствующие убеждени€ пациента, стара€сь создать дл€ него лучшую, более плодотворную модель своей жизни.

“акой подход к мемам хоть и облегчает понимание природы человеческих поступков, но все же не вполне объ€сн€ет эволюцию информации. ќн концентрируетс€ на уме, а ведь информаци€ хранитс€ далеко не только там. ¬едь нам известны и другие ее формы: географическа€, св€занна€ с ландшафтом «емли; генетическа€, хран€ща€с€ в ƒЌ  организмов; астрономическа€, описывающа€ ¬селенную.  аким же образом эти ее формы вли€ют на наше поведение и культуру?

 ќ√Ќ»“»¬Ќќ≈ ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈

»так, перестанем заниматьс€ собой и рассмотрим более общую формулировку мема, представленную психологом и философом Daniel Dennett:

 огнитивное определение мета (по Dennett)

 

ћем Ч это сложное пон€тие, принимающее характерный, легкий дл€ запоминани€ образ. ћатериальные про€влени€ мема €вл€ютс€ средствамиего распространени€.

 

Dennett это комментирует так: Ђ¬оз на колесах со спицами служит не только дл€ перевозки зЄрна или другого груза; он перевозит также саму идею колес со спицами от одного ума к другомуї.

“олько это определение полностью представл€ет мир с перспективы мема. ќбрати внимание на выражение Ђпринимающий образї. ¬едь тебе известно, что пон€ти€ сами по себе не принимают какой-то образ, так же как ложки не встают и не танцуют по столу. Ёто определение Ч одна из возможных научных моделей, построенных на баз?" термина Ђмемї. ¬ыражение Ђпринимать образї Ч это стимул, побуждающий взгл€нуть на €вление с точки зрени€ мема. Ќаблюда€ за отдельными мемами Ч как они распростран€ютс€, измен€ютс€ или погибают Ч можно заметить интересные вещи. ƒопустим, человек, в уме которого по€витс€ мем колес со спицами, сделает воз с такими колесами. ≈сли кто-то его увидит, то может Ђзаразитьс€ї этим мемом и смонтировать такую же машину. Ёта ситуаци€ имеет право повторитс€ бесчисленное множество раз.

Ёто наталкивает на мысль, в отличие от биологического определени€ Ч что мемы принадлежат к невидимому миру Ч программного обеспечени€ разума Ч в котором они ждут очереди материализации: прин€ти€ такой формы, котора€ понесет их зародыши к другим люд€м.

 огнитивна€ формулировка уполномочивает нас на роль детектива, который через лупу наблюдает определенный мем: рассматривает, как заражение вли€ет на поведение людей и каким образом люди способствуют распространению инфекции; сравнивает его с другими мемами, например, мем мостов на подпорках с мемом вис€чих мостов; стараетс€ пон€ть, какие особенности мема обеспечивают ему овладение определенным, в сравнении с другими мемами-конкурентами, количеством умов.

“ермин средство,содержащийс€ в определении, может быть ненадежным. —редства переноса мемов не так точно определены как в биологии, где распространению ƒЌ  служат живые организмы. ѕередача мемов не всегда так проста, как напевание попавшей на слух мелодии или распространение возов на колесах со спицами.

“еперь, когда мы уже знаем, что мемы Ч это внутренн€€ программна€ база человека, мы можем воспользоватьс€ достижени€ми психологии и узнать, каким образом мы усваиваем чужие программы: как мемы попадают в наши умы.

ќпределение Ђсредствої не всегда наилучшим образом описывает поведение или объекты, посредничающие в заражении людей мемами. ¬ообще, присутствие мема вызывает последовательность сложных, а иногда странных событий, каждое из которых причастно к заражению мемом.  олеса машин, а также телевизионные программы передач Ч это исключени€ среди средств распространени€ мемов Ч правило более сложно.

–јЅќ„≈≈ ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈

“олкова€ формулировка мема должна, подобно биологической формулировке, объ€сн€ть эволюцию культуры; показывать, словно психологическа€ формулировка, что мемы Ч это внутреннее отражение информации; представл€ть мемы как пон€ти€ Ч внутренн€€ программна€ база Ч согласно с дефиницией когнитивной. –езультатом такого соединени€ стало определение, которым € пользуюсь в этой книге, подобное представленному в 1982 году ƒокинзом в работе The Extended Phenotype:

 

ќпределение мема:

 

ћем - содержаща€с€ в уме единица информации, котора€, вли€€ на ход определенных событий, способствует возникновению своих копий в других умах.

 

ѕользу€сь этим определением, мы можем ответить на вопросы, которые € задал в Microsoft „арльзу —имони и √регу  азнику. Ѕудет ли считатьс€ зевание мемом? Ќет, зевание Ч это поведение; насколько мне известно, оно не €вл€етс€ внутренним представлением никакой информации. «евки, на первый взгл€д, саморазмножаютс€, но по сути скорее вызывают в пам€ти испорченный передатчик: ты видишь, что кто-то зевает и, быть может, сам зеваешь. ќднако зевание не вли€ет на ход событий, которые привод€т к возникновению копий какой-либо информации. Ћюди зевают, подража€ другим, что ничего не мен€ет у них внутри Ч не располагает никого к будущему зеванию и не взывает иных известных мне последствий.

ј что до Ђта-та-та-“јћї, известного мотива из п€той симфонии Ѕетховена, то поскольку она содержитс€ в мозгу Ч моем, „арльза или  азника Ч то €вл€етс€ мемом. я как раз заразилс€ его копией. ≈сли в ближайшее врем€ ты услышишь эту музыку или разговор о п€той симфонии Ѕетховена, то должен будешь ассоциировать этот мотив с этим фрагментом книги. ≈сли ты поднимешь тему и скажешь: Ђј вот что интересно! я недавно читал об этом в книге Ђѕсихические вирусыї. “ебе известно, что Ђта-та-та-“јћї Ч это мем?ї, то будешь разносить определенные мемы мемов, которыми € через эту книгу теб€ заразил.

ћ≈“јћ≈ћџ

¬ этой книге собраны размышлени€ на тему мемов. ≈сли ты вдумчиво прочтешь ее, то в твоем уме по€в€тс€ мемы, касающиес€ мемов Ч метамемы! ≈сли ты захочешь написать о мемах книгу, расскажешь кому-нибудь о мемах или дашь почитать свой экземпл€р Ђѕсихических вирусовї тому, кто прочитает ее и поймет, то присутствующие в твоем уме метамемы размножатс€.

ћетамем, на который € прошу обратить внимание, напоминает о предостережении ”айтхеда, которое содержитс€ в эпиграфе к разделу: все, о чем € пишу Ч лишь полуправда. » это вовсе не самообвинение: слова ”айтхеда справедливы дл€ любой книги. Ќо дело в том, что меметика есть научна€ модель Ч то есть один из способов взгл€да на мир, согласно которому определенные пон€ти€, отдельные целые Ч .мемы Ч соперничают за место в чьем-то уме. ≈сли это вредные пон€ти€, вход€щие в состав заразного вируса ума, то понимание модели может показать, как боротьс€ с инфекцией.

я не утверждаю, что говорю Ђвсю правдуї, что Ђименно так и естьї и не настаиваю, что это Ђединственна€ї или Ђправильна€ї точка зрени€ на ум.

Ќеврологи могли бы подтвердить, что на самом деле по€вление нового пон€ти€ в уме основано на сложных электрохимических преобразовани€х в разных част€х мозга. ќни могли бы даже определить, какие именно это части и подтвердить, что их повреждение €вл€етс€ причиной недостатка определенного мема в умах определенных пациентов. ќни были бы несомненно правы, однако их высказывани€ имели, бы мало общего с тем, о чем мы говорим Ч с меметикой.

ѕсихологи сказали бы, что люди думают и говор€т об определенных пон€ти€х под вли€нием своих неудовлетворенных влечений, противоречивых инстинктов, пережитых психических травм и так далее. Ёта модель тоже хороша, но оп€ть отлична от предмета нашего обсуждени€: это не меметика.

¬ последние годы обострилось противосто€ние физики и философии. –азвитие квантовой физики Ч науки, изучающей частицы, меньшие чем атом Ч подтверждает, что нельз€ отделить действительность от ее наблюдател€.  огда-то считалось, что матери€ состоит из атомов. ѕотом нас заинтриговала новость, что атомы сами состо€т из протонов, нейтронов и электронов. »звестие, что внутри атома есть много пустого пространства, вызвало у нас легкую озадаченность; мы утешали себ€ тем, что по крайней мере эти протоны и нейтроны Ч мельчайшие неделимые компоненты материи.

¬ конце концов и протоны, и нейтроны разбили словно маковую головку. ‘изики составили уравнени€, описывающие поведение этих составных частиц, но вс€ проблема в том, что эти частицы ведут себ€ не так, как подобает материи. Ќе напоминают они также и энергию. ¬добавок ко всему, согласно известному принципу неопределенности ¬ернера √ейзенберга, невозможно изучить эти элементы, не измен€€ их при этом. ѕохоже, что пока мы не пытаемс€ их изучить, этих частиц Ч в данном месте и в данное врем€ Ч вообще не существует.

¬ результате вышеописанных рассуждений вырисовываетс€ меметическа€ сущность так называемой реальности. ¬се определени€, данные нами вещам, Ч это не ѕравда, а всего лишь мемы. ѕон€тие атома Ч это мем, открытый древними греками, пон€ти€ же субатомных частиц и сложных формул их описывающих Ч квантова€ физика Ч всего лишь собрание мемов более свежей даты.

≈сли ты принимаешь древнегреческую модель действительности, значит признаешь существование четырех стихий Ч земли, воздуха, огн€ и воды Ч и можешь провести долгие годы в попытках превратить свинец в золото. “ы можешь сэкономить много времени, прин€в другую модель существовани€ многих элементов, состо€щих из неизменных и неделимых атомов. —ледствием модели реальности, в которой допускаетс€ делимость атома, стали исследовани€ €дерной энергии и атомна€ бомба.  ак видишь, способ описани€ действительности Ч то есть мемы, которые ты используешь дл€ описани€ вещей Ч имеет практическое непреувеличенное значение.

»менно по этой причине мемы, описанные здесь, так важны. » хот€ без этих всех меметических идей можно прекрасно обойтись Ч не пропали же греки без знаний об элементах, все же знание их дало нам все, что у нас есть: от стали до компьютерных процессоров. «нание меметики открывает перед нами широчайшие возможности дл€ понимани€ многих неразрешимых, как нам кажетс€, проблем: как предотвратить голод, нарушение прав человека, дать каждому ребенку возможность учитьс€ и стремитьс€ к счастью.

—оциальные €звы, которые так упр€мо преследуют человеческую культуру, вовсе не собираютс€ исчезать Ч наоборот, вопреки нашему желанию, продолжают распростран€тьс€ по всему миру. ћеметика видит причину этих проблем в психических вирусах, дав нам, быть может впервые в истории, мощное оружие против них.

’ќ–ќЎ»≈ ћ≈ћџї » ѕ—»’»„≈— »≈ ¬»–”—џ

 огда „арльз —аймони метко сказал Ђхорошие мемыї Ч раскрыв тем самым причину успеха бездарных политиков среди избирателей, он вовсе не считал бездарность чем-то хорошим. ќн просто имел в виду, что в людских умах присутствуют мемы, отвечающие за то, что человек отдает свой голос за того, а не иного кандидата, и что эти мемы по какой-то причине хорошо распростран€ютс€.

 

 огда € использую определение хороший или эффективный мем; то имею в виду пон€тие или убеждение, которое часто нельз€ назвать Ђхорошимї, но которое с легкостью распростран€етс€ в попул€ции.

 

Ќекоторые мемы переход€т непосредственно из ума в ум. ≈сли в театре крикнуть Ђѕожар!ї, то св€занный с этим предостережением мем будет молниеносно распростран€тьс€ от одного ума к другому. ƒругие мемы распростран€ютс€ опосредованно. ∆енщина, которую в свое врем€ мать держала в ежовых рукавицах, жаждет защитить дочь от негативного опыта и, позвол€€ ей все, использует противоположный мем. ƒочь, помн€ свой негативный опыт, св€занный с недостатком дисциплины, принимает бабушкин стиль воспитани€. “аким образом, мем ежовых рукавиц передаетс€ опосредованно, косвенно. ќднако, веро€тнее всего, мем Ђ€ хочу быть не такой, как мо€ матьї передаетс€ пр€мо.

’от€ мемы, как видно, способны распростран€тьс€ пр€мыми пут€ми, зачастую все же они множатс€ в результате запутанной, почти случайной цепочки причин и следствий. ¬ этом хаосе иногда просматриваетс€ стабильна€ причинно-следственна€ св€зь: рождаетс€ нечто, что заражает людей мемами, вызывающими у них такие поступки, в результате которых это нечто повтор€етс€ и распростран€етс€. Ёто нечто есть вирус ума.

¬ гитлеровской √ермании национал-социалистские взгл€ды быстро приобрели попул€рность. Ёто случилось потому, что был освобожден психический вирус, который эффективно заражал людей нацистскими мемами Ч а не потому, что это были Ђхорошие концепцииї. Ќацизм был выродившимс€ вирусом ума, классическим примером эпидемической болезни мысли, ведущей зараженных ее мемами людей к зверствам, от которых кровь стынет в жилах.

 

ѕсихический вирус это элемент внешнего мира, заражающий людей такими мемами, которые вызывают в их поведении изменени€, привод€щие к усилению и распространению вируса

 

я знаю, что это пока довольно общие слова; обещаю подробно остановитьс€ на том, какие мемы и вирусы хорошо распростран€ютс€. ѕока только замечу, что мемы, которые эффективно расход€тс€, не об€зательно привод€т к улучшению жизни, а часто принос€т вред. ћемы, распростран€емые психическими вирусами также разн€тс€ между собой; их де€тельность, направленна€ на укрепление самих себ€ может быть не только мелкой непри€тностью, но и насто€щей катастрофой.

ѕодобно другим наукам, меметика представл€ет собой собрание мемов, призванных сделать доступным и подвергнуть контролю определенный аспект мира. я никого не хочу убеждать в том, что Ђмеметика описывает действительное функционирование мираї или что Ђмеметика раскрывает насто€щую сущность человеческого умаї. я не говорю об »стине, а только об определенных модел€х, которые образуют любую науку и любой мем. ≈сли ты поверишь, что мемы это »стина, то утратишь возможность поиска и выбора мемов, которыми ты запрограммирован Ч станешь более подвержен заражению психическими вирусами.

 

—амое интересное в мемах Чне то, насто€щие они или фальшивые, а то, что именно из них состоит ум.

 

ћеметика предоставл€ет возможность понимани€ очень интересного аспекта мира в чем причина того, что мы думаем и поступаем именно так, а не иначе. ÷ель этой книги состоит в том, чтобы одарить теб€ Ч заразить Ч собранием мемов называемых меметикой. ѕолученные знани€ ты можешь применить разными способами: от повышени€ своего интеллекта до, возможно, открыти€ нового «олотого ¬ека человечества. ƒл€ начала рассмотрим, каким образом мемы вли€ют на твою психику и поведение.

–аздел 2

–ј«”ћ » ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»≈

¬се, что создает человек Ч люба€ книга, музыкальное произведение, постройка или что-либо другое Ч всегда есть его видением. —амуэль Ѕатлер.

ћемы распростран€ютс€, вли€€ на умы людей, а тем самым на их поведение Ч передава€сь от одного ума к другому. ѕо€влени€ в твоем уме какого-либо мема может быть достаточно дл€ изменени€ твоего поведени€.

–абота€ над этой книгой, € прин€л как основу, что поведение человека целиком зависит от вли€ни€ врожденных установок, заложенных в ƒЌ , а также от постепенно приобретаемого программного обеспечени€ Ч генов и мемов. Ќекоторые считают, что есть еще третий стимул: душа, духовность Ч частичка, кричаща€ Ђ€! €! €!ї, домогающа€с€ признани€, что человек Ч это нечто большее, чем машина. ќдни считают, что это Ђ€ї есть Ѕожь€ искра, другие предпочитают видеть в нем биологический признак, напоминающий большой палец, противопоставленный остальным пальцам или же высокий уровень интеллекта, то есть комбинаци€ генов и мемов.   счастью, нам нет необходимости здесь разрешать эту философскую дилемму, так как кажда€ из представленных точек зрени€ помогает пон€ть меметику и эту книгу.

»Ќ—“»Ќ “џ » ѕ–ќ√–јћћџ

 ак истинные дети природы мы имеем врожденные потребности, которые обеспечивают нам выживание и размножение.   ним можно отнести половой инстинкт, необходимость дыхани€, питани€ или сна. ”ченым известны многие термины дл€ определени€ этих потребностей. ѕозволю себе определить их все общим названием Ч инстинкты.

 

»нстинкты, которые обеспечивали нам выживание с самых давних времен, не учитывают условий, в которых мы живем сейчас.

 

 огда мы подчин€емс€ доисторическим инстинктам, то уподобл€емс€ зайцам, которые, ослепленные фарами движущегос€ автомобил€, рефлекторно Ђвстают столбикомї.   счастью, в отличие от зайцев мы способны сознательно покорить инстинкты и направить их в сторону счасть€.  огда ты узнаешь парочку непри€тных вещей о собственной неприспособленности к современности, не демонизируй свои инстинкты и склонности. ѕомни, что познание их природы позволит тебе их победить Ч если ты, конечно же, этого захочешь.

Ќаука, занимающа€с€ изучением эволюции инстинктов, Ч это эволюционна€ психологи€;€ посв€тил вопросам из этой области разделы шестой и седьмой. „еловеческие инстинкты играют первоочередную роль в эволюции мемов. “ак происходит потому, что мемы, которые Ђссылаютс€ї на инстинкты, легче размножаютс€ и распростран€ютс€.

ƒействи€, не основанные на инстинктах, обусловлены программами. аждый из нас был запрограммирован какими-то мемами. ≈сли, предположим, ты поступил в ¬”«, то, наверное, хотел получить образование, то есть, стремилс€ запрограммировать себ€ собранием мемов, которое обеспечило бы тебе успех в жизни. √оды, проведенные за книгами, вознаградили теб€ такими мысл€ми и способами поведени€, какими ты не смог бы похвастатьс€, подчин€йс€ ты только инстинктам.

Ѕольшинство программирующих нас мемов не спрашивают согласи€ на вхождение в наш ум; попросту они заражают и управл€ют нашей жизнью. ¬от некоторые из этих программ:

Ч воспитание в религиозном или атеистическом духе;

Ч нав€занные родител€ми шаблоны функционировани€ в контактах с другими;

Ч просматриваемые телепрограммы и реклама.

¬ восьмом разделе € показываю, каким образом мы усваиваем новые мемы Ч как программы, особенно нежелательные, попадают в умы. ѕрежде, чем мы к этому перейдем, рассмотрим, что такое программы Ч мемы.

 ак можно разделить мемы? я выделил 3 группы. ѕерва€ это категории,то есть, своего рода ножнички дл€ раскро€ реальности. ¬тора€ группа это стратегииЧ убеждени€, касающиес€ зависимости последствий от причин. ѕоследн€€ группа Ч ассоциации,выражающие наше отношение к разным элементам реальности. ” каждой группы мемов имеетс€ свой стиль действий. ¬ разделе п€том, где € объ€сн€ю происхождение мемов, € объ€сню, почему € поделил их именно так, а не иначе. ѕредполагаема€ классификаци€ Ч это только упрощение и не претендует на звание Ђединственно правильнойї.

ћ≈ћџ- ј“≈√ќ–»»

¬ мире множество самых разнообразных вещей. ¬се, что мы говорим об этих вещах, это только пон€тие Ч собрание мемов Ч созданное людьми. ѕон€ти€ состо€т из мемов. Ќапример, —оединенные Ўтаты представл€ют собой то, что есть, так как мы придумали себе п€тьдес€т мемов, с их помощью присваива€ себе эту территорию. “ого, что мы называем јлабамой, на самом деле вообще нет; мы говорим, что этот штат существует, потому что были запрограммированы его мемом. ≈сли бы не мем, то это была бы дл€ нас обычна€ земл€.

¬с€ планета тоже только выдуманна€ людьми категори€ Ч мем, который помогает определить границы нашего пространства во ¬селенной, а в результате Ч выделение его среди всего остального. ¬ то же врем€ ¬селенной совсем нет дела до наших категорий. “ы можешь запротестовать, но ведь границы действительносуществуют! ¬ конце концов земл€ соприкасаетс€ в определенном месте с воздухом, а атмосфера переходит в космическое пространствої. “ы так считаешь? «емл€, атмосфера, пространство Ч это только мемы. ≈сли ты считаешь, что земл€ это и есть земл€, а не созданный дл€ удобства мем, значит, ты в этой земле уже погребен.  огда ты поймешь, что это мем, а не ѕравда, то откроешь путь другим мемам, описывающим то же самое: химическим элементам, кристаллам, субатомным частицам. ѕомни, что земл€ под электронным микроскопом имеет много пустот.

ј что ты скажешь на то, что ты сам €вл€ешьс€ всего лишь созданной дл€ удобства категорией Ч мемом, упрощающим описание тех частей ¬селенной, которые чувствуют боль, если их ударить молотком. ƒл€ ¬селенной не существует разницы между тобой и другими людьми, жирафами, солнечными системами или галактиками. ¬се это Ч придуманные людьми категории Ч мемы.

» еще: все, что € сейчас сказал Ч о различи€х между объективной реальностью и пон€ти€ми Ч это еще одно пон€тие, мем. я сделал это уточнение, чтобы облегчить себе объ€снение основ меметики.

 

 атегории Ч это мемы, с помощью которых мы режем мир на куски, классифициру€ и называ€ вещи.

 

—оздава€ какую-либо категорию, мы обретаем доступ к одним вещам, но одновременно упускаем из пол€ зрени€ другие. ћы об€заны распознать программирующие нас мемы-категории и у€снить себе, что все примен€емые различи€ не реальны, а созданы человеком.

 ак € уже упоминал, категории относ€тс€ к мемам, создающим программы. „еловек, который присвоил себе мемы французского €зыка (запрограммированный с их помощью), будет вести себ€ во ‘ранции иначе, нежели тот, кто не знает €зыка, потому что он увидит смысл в том, что другим покажетс€ бессмысленным лепетом.

„еловек, которому привили категории  ока- олы, будет склонен покупать именно этот вид напитка. ≈го ум сразу заметит знакомый вид красной баночки с белой надписью; лоток с другим напитком останетс€ незамеченным, так как покупатель не располагает соответствующей этому продукту категорией.

ѕроизводител€м  ока- олы об этом хорошо известно. »менно поэтому знак их фирмы от года к году становитс€ все больше; сейчас всю переднюю поверхность двухметровой машины с  ока- олой занимает огромный бросающийс€ в глаза красно-белый товарный знак.

Ќав€зывание тебе конкретных категорий находитс€ в сфере интересов специалистов по рекламе, политиков и всех, кто жаждет твоих денег или поддержки. ќни хорошо знают, какими категори€ми ты смотришь на мир и искусно примен€ют свои знани€. „то бы ты выбрал на завтрак: кусочек шоколадного тортика или Ђшоколадную булочкуї? Ѕлагодар€ слову Ђбулочкаї круглые пышные шоколадные пирожные напоминают категории, определ€ющие твое утреннее меню Ч и поэтому лучше продаютс€. ¬ баре, где € питаюсь, в последнее врем€ начали продавать сладкие блинчики!  онечно, на завтрак не ед€т сладостей, но блинчики Ч это другое дело...

ћ≈ћџ-—“–ј“≈√»»

—ледующа€ группа мемов Ч это стратегии Ч изменчивые правила поведени€, подсказывающие, что делать в данной ситуации, чтобы добитьс€ желаемого результата. ≈сли ты водитель, то наверн€ка различаешь не только мемы-категории: светофоры, регулирующие движение, ограничени€ скорости, линии на проезжей части и т.д.; но также мемы-стратегии, предопредел€ющие твое поведение на дороге:

Ч ≈сли ты хочешь свернуть вправо на красный свет, то останавливаешьс€ и потом поворачиваешь.

Ч  огда подъезжаешь к знаку Ђ—топї, то останавливаешьс€ и уступаешь место всем автомобил€м.

Ч Ќа кольце ты едешь в направлении против часовой стрелки.

Ч  огда видишь полицейского Ч останавливаешьс€.

Ѕлагодар€ всем этим мемам-стратеги€м ты благополучно пepeдвигаешьс€, приезжаешь туда, куда запланировал и избегаешь штрафов, «аметь, эти мемы срабатывают неосознанно. „асто можно увидеть автомобили, движущиес€ с правильной скоростью, которые притормаживают, проезжа€ возле автомобил€ с радиоустановкой. ќсобые трудности возникают при преодолении кольца у некоторых иностранных туристов, привыкших к движению по другой стороне дороги и вынужденных сознательно преодолевать заученные стратегии езды. ѕредставь себе четыре автомобил€, одновременно подъезжающие к перекрестку, на котором с каждой стороны стоит знак Ђстоп!ї, и ты увидишь, к каким неожиданност€м приводит резка€ внезапна€ отмена мемов-стратегий.

ћемы-стратегии действуют четко при условии, что определенное поведение приведет к определенному результату. ѕоскольку будущее невозможно предвидеть, то мемы-стратегии реальны только приблизительно.

 

—тратегии Ч это убеждени€, касающиес€ следствий и причин. ќни программируют нас так, чтобы мы подсознательно верили, что определенное поведение должно дать определенный результат. ќдним из последствий такого поведени€ может быть сери€ событий, причастных к перенесению данного мема-стратегии на другие умы.

 

ћир измен€етс€, а мы преображаемс€ вместе с ним и созреваем. ќдновременно реформируютс€ св€зи между причинами и следстви€ми. Ќапример, большинство стратегий, касающихс€ общени€ с другими, мы познаем рано, до п€того года жизни. ¬ зрелом возрасте эти стратегии в большинстве уже не так эффективны.

ѕосмотрите на ребенка двух лет, запрограммированного мемом-стратегией дутьс€. ¬озможно, ребенок подсмотрел это поведение у своего ровесника, а может, научилс€ методом проб и ошибок, когда его подавленное настроение прит€гивает внимание близких и активизирует их любовь. “ак или иначе, мем этот стал частью программной базы нашего геро€, готовый к применению в соответственной ситуации. ћама говорит по телефону? ћальчик будет обижен до тех пор, пока мама не прервет разговор и не обратит внимание на сыночка. ≈сть матери, которые реагируют на взрывы злости заискиванием или улыбкой Ч их д


Ёта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. ¬се права принадлежат их авторам!