Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Четвертый (пятый) год обучения



В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах обучения. Повторение проводится в процессе различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой, связанной с бытом и деятельностью детей.

Содержание

Количественные представления

Счет в пределах одного-пяти. одного-семи-десяти

Сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета, с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах д вух-четырех-пяти-семи.

Вырезание кружков, полосок, квадратов в количестве, соответствующем заданию учителя или результатам пересчета предметов предъявленного множества (столько же, сколько) с помощью взрослого, самостоятельно.

Решение задач-драматизаций и задач-иллюстраций с открытым результатом на сложение и вычитание в пределах пяти-семи с использованием наглядного материала в сюжет-но-дидактических играх «Магазин», «Аптека», «Почта», «Кукольный театр».

Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние сопряженно или отраженно производимых действий: поставили — стало больше, убрали — стало меньше, проверили — подставили или наложили предметы друг на друга — одинаково и т. п.

Пересчет количества предметов в пределах одного-пя-ти-семи-десями с последовательным указанием на каждый предмет, называние итогового числа и обведение общего количества круговым движением руки.


 




Глава 2. Примерные программы обучения детей...________________

Составление арифметических задач в пределах пяти-семи по предметам, игрушкам, различным картинкам в процессе специально организованных ситуаций игры и игровых упражнений (сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Магазин», «Аптека», «Почта»).

Определение цифр от одного до пяти-семи-десяти, написание их по трафаретам, опорным точкам и самостоятельно.

Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-пяти-семи-десяти на наглядном материале, проведение вычисления на калькуляторе.

Расширение представлений об использовании калькулятора в процессе различных сюжетно-ролевых игр, сюжетяо-ди-дактических игр и бытовых ситуаций, в процессе специально организованных экскурсий в магазин за покупками, в аптеку за лекарствами, принадлежностями для личной гигиены.



Счет монет. Определение достоинства монет — 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб. и т. п. Обучение составлению большего количества из меньшего (1+1, 2+1).

Написание ответов примеров или задач, которые сосчитаны на счетной машинке в тетради по трафарету, самостоятельно.

Представления о форме

Игры с различными строительными наборами (например, «Детская площадка», конструктор «Лего», «Цвет и форма» и др.). Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой.

Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм (крыши), кирпичиков (прямоугольные призмы), кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников.

Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника, простейших фигур (дом, елка, забор и т. п.) из палочек разной величины, счет количества палочек, необходимых для различных конструкций.


Примерная программа по математике

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур в процессе различных дидактических игр и игровых упражнений, в ситуациях, связанных с бытом детей (приготовлением печенья с помощью формочек и т. п.).

Вырезание по контуру с помощью учителя и самостоятельно заданных по трафарету, по образцу, пространственных и плоскостных фигур.

Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги, в тетради в крупную и мелкую клетку.

Представления о пространстве

Определение сторон (верх, низ, право, лево), показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов.

Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога.



Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.

Дифференциация слов, обозначающих направление дви-жения (вверх-вниз, вперед-назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова.

Представления о величине

Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов проверки (приложение и наложение).

Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающихся по весу.

Выделение длины (длинные и короткие предметы). Использование условных мерок (полоски бумаги, ленточки, тесемка).

Временные представления

Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками.

Выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток, времен года (ночь — закрыты глаза, руки под щекой — спит; день — прыгает, изображает


 




Гл а в а 2, Примерные программы обучения детей...


Примерная программа по математике


 


какое-то действие; зима — сжались, холодно; лето — раскрылись к солнцу и т. п.).

Называние выходных дней недели, первого дня после выходного, по возможности, остальные дни недели. Данная работа ведется индивидуально с каждым ребенком, исходя из возможностей усвоения материала.

Формируемые математические представления и умения должны широко использоваться в различных ситуациях бытовой жизни, в процессе экскурсий, наблюдений, игровой деятельности, особенно в сюжетно-ролевой игре, элементарной трудовой деятельности.

Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:

— осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах 5 (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);

— выделять от одного до пяти-семи предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;

— узнавать цифры 1-5-7-10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

— писать цифры 1-5-7-10 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;

— называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;

— понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 5-7 и соотнесении предметов по величине;

— решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах пяти;


 

— пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах 5-7;

— использовать счетные навыки в процессе практической деятельности (мелкие покупки, накрывание на стол по количеству гостей и т. п.), в игровой деятельности (в сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических играх с бытовым сюжетом);

— выделять по подобию, по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий и белый); формы (куб, шар, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма (брусок), квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий) в предметах (задания типа: «Найди такой же...»);

— осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;

— производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), прямоугольные призмы (бруски), круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);

— соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

— перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

— производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

— узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь).


 




Глава 2. Примерные программы обучения детей...


Родная речь


 


РОДНАЯ РЕЧЬ

Пояснительная записка

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В этой связи в программе мы предлагаем общее название «Родная речь», имея ввиду, что основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, дает основание для оптимизма в педагогической работе. Вэтой же связи программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого ребенка необходимо стимулировать и поощрять.

Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия по речи планируются педагогом с учетом необхо-


димости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

В программе выделено два взаимосвязанных этапа обучения: пропедевтический и основной.Содержание каждого из них структурировано по разделам и уровням обучения, взаимосвязанным и взаимодополняющим друг друга.

Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи:каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.

Примером подхода к организации уроков может служить планирование на первую и вторую недели обучения на пропедевтическом этапе.

Первая неделя

 

Подготовка к чтению Развитие коммуникации Активизация речи и познавательной деятельности Развитие графических умений
Слушание простых предложений в речи учителя. Совместное произведение действие, названного в предложении. Игры: «Одеваем куклу», «Зеркало», «Обезьянка» и др. Формирование эмоционального контакта с учителем, знакомство с детьми. Имена детей в речи учителя. Игры «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод»и др. Выявление представлений детей о цвете. Способы действия: — наложение на образец; — зрительное со отнесение с об разцом; — выбор по сло весной инструк ции. Выявление графических умений. Работа с различными материалами: мелом, карандашом, ручкой, красками.

 




Глава 2. Примерные программы обучения детей...


Родная речь


 


Вторая неделя

 

Подготовка к чтению Развитие коммуникации Активизация речи и познавательной деятельности Развитие графических умений
Подражание действиям учителя. Повторение за учителем предложений о производимых действиях. Игры: «Кормим куклу», «Купаем куклу», «Кукла ложится спать»и ДР- Выполнение предложений по заданию учителя. Обращение друг к друг к другу по именам. Различение предметов по цвету. Выбор такого же, другого по образцу, по словесной инструкции. Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета по образцу- Проведение прямых линий по заданию. Правильное удержание ручки,карандаша. Игры на развитие мелкой моторики.

При обучении чрезвычайно важно постоянно использовать игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей, независимо от их возраста.

Пропедевтический этап

На данном этапе предполагается формирование у детей предпосылок к овладению грамотой. В качестве основных ориентиров для работы учителей-дефектологов и воспитателей можно основой для формирования различных видов и качеств речи.

— Развивать речь и познавательную деятельность за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формировать умения сопровождать речью совершаемые действия1.

— Развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев.

— При поэтапной подготовке учащихся к усвоению звуков и букв русского алфавита проводить направленную коррекцию по:

1 Здесь и далее указания на речевое сопровождение действий — для детей, владеющих речью.


 

• дифференциации неречевых звуков окружающей среды;

• развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий и упражнений;

• формированию простейших умений звукового анализа.

— Развивать графические умения в ходе выполнения раз
личных по характеру упражнений: рисование, раскра
шивание, обведение и др.

Пропедевтический этап включает: развитие коммуникации; активизация речевой и познавательной деятельности; подготовку к чтению; развитие графических умений.

Развитие коммуникации

— Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирование речевого дыхания.

— Формирование у детей умения обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова, жеста, действия.

— Введение в речь детей доступных этикетных выражений и жестов-заменителей («Спасибо», «Пожалуйста», «Извините»и др.)

— Расширение практического использования жестов в общении, при совместном решении задач бытового или учебного характера.

— Обогащение словаря простейшими выражениями, необходимыми для выполнения совместных действий: «на», «возьми», «не то»и др.

— Выполнение поручений по словесному заданию учителя, детей.

— Участие в беседе (ответы на вопросы, построение реплик по образцу).

— Словесные отчеты о выполняемом или выполненном действии.

— Оформление просьбы, желания вербально или жесто-во-мимическими средствами.


 




Глава 2 . Примерные программы обучения детей...


родная речь


 


— Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим воспроизведением их в играх-драматиза-циях.

— Слушание сказок, рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста.

— Игры-драматизации с использованием сюжетов и лексики изученных сказок, рассказов, стихотворений.

— Рассказывание по мотивам сказок, рассказов (с помощью педагога, с опорой на наглядность).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!