Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТОРГОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ



Выгодность внешней торговли безусловна, тем не менее в между­народных экономических отношениях существует целый комплекс мер, ограничивающих торговлю. Международная специализация в производстве — выгодное дело, но она имеет свои границы. Дело в том, что международные отношения — весьма сложный и часто труд­нопредсказуемый спектр связей, экономических и политических действий. Свое участие в международном разделении труда государ­ства определяют с учетом множественности национальных интере­сов. Углубляясь в международную специализацию производства, они тем не менее оставляют за собой определенный "запас прочнос­ти" в развитии неспециализированных производств. Политические мотивы могут повлиять на торгово-экономические отношения в лю­бой момент и тогда возникнут проблемы с производством одних то­варов и сбытом других. Если страна будет располагать определенным внутренним потенциалом для производства ранее импортируемого товара или его заменителей, она легче преодолеет возникшие труд­ности. Поэтому для защиты интересов отечественного производства государства вводят ограничения на импорт иностранных товаров.

Поскольку издержки специализированного производства обыч­но ниже неспециализированного, для выравнивания цен на собствен­ную и импортную продукцию на импортные товары устанавливают­ся процентные надоавки к цене. Эти надбавки получили название таможенных пошлин. Обычно пошлины на отдельные товары систе­матизируются и сводятся в единый перечень, в таком случае речь идет о таможенных тарифах.

К таможенным пошлинам государства прибегают в случае, если необходимо защитить новые производства и отрасли промышлен­ности. На первых порах они неконкурентоспособны и не могут в сво­бодной торговле соперничать с уже традиционным в этой отрасли мировым производством. Подобное использование пошлин носит протекционистский характер.

Кроме протекционистских используются фискальные пошлины. Их назначение несколько иное: они выполняют функцию аккумуля­тора бюджетных поступлений. С этой целью пошлины могут уста­навливаться на импорт вообще либо ею облагаются товары, не про­изводящиеся в данной стране.

Пошлины бывают различных видов. По форме обложения обыч­но выделяют адвалерные, специфические и смешанные пошлины. Наиболее распространены адвалерные пошлины, представляющие собой определенную процентную надбавку к цене товара. Если, нап­ример, на родине японский телевизор стоит 170 дол., а при ввозе в Республику Беларусь устанавливается таможенная пошлина в раз­мере 15 %, то на рынке Беларуси он будет стоить 195,5 дол. Кроме то­го, надбавку может установить и торговая сеть, на цену может повли­ять и соотношение спроса и предложения и т.д.



Специфические таможенные пошлины представляют собой опре­деленную денежную сумму, взимаемую с объема, массы или штуки товара. Это связано с характером поставляемой продукции: руда пос­тавляется в тоннах, нефть — в галлонах, а шкурки зверей — в штуках. Их проще облагать пошлиной в сумме денег. Смешанные пошлины предполагают одновременное использование адвалерных и специ­фических пошлин.

Кроме того, таможенные пошлины могут быть дифференцирова­ны в количественном отношении В таком случае они делятся на мак­симальные, минимальные и льготные (преференциальные). Макси­мальные пошлины обычно применяются относительно товаров тех стран, с которыми пока не установлены регулярные торгово-эконо- мические отношения. В случаях же, если между странами существу­ют традиционные экономические связи, применяются минимальные таможенные пошлины. Льготные тарифы касаются продукции тех стран-импортеров, экономику которых или ее отдельные сферы не- ооходимо поддержать. Такая политика проводится в отношении раз­вивающихся государств и отдельных стран СНГ.

Кроме таможенных пошлин используются импортные квоты. Дело в том, что таможенные пошлины ограничивают ввоз товаров, но иногда не настолько, чтобы служить заградительным барьером для отечественной промышленности. В таком случае назначается импор­тная квота, запрещающая ввоз товаров сверх установленного лими­та. Импортные квоты устанавливаются также в отношении ряда то­варов, которые ограничиваются к потреблению, например винно-во­дочные изделия, дезодоранты и т.д.



В практике международных экономических отношений имеют место и так называемые нетарифные ограничения, в частности систе­ма лицензирования, неоправданные стандарты качества или безопас­ности поставок, ограничения на поставку конкретных видов товаров или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. К нетарифным барьерам относится также государственная монополия внешней торговли, если таковая существует, ибо она не только сдер­живает торговую деятельность других субъектов рынка, но и ограни­чивает вывоз конкретных видов товаров. В качестве нетарифных барьеров могут рассматриваться национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.д.

В практике внешнеэкономических отношений используются и иные торговые барьеры, в частности добровольные экспортные огра­ничения. Подобная форма ограничений применяется относительно недавно. Речь идет о том, что в отдельных случаях иностранные фир­мы во избежание более жестких мер идут на "добровольные" ограни­чения объема своего экспорта в определенные страны. Япония "доб­ровольно" ограничивает экспорт автомобилей, радиоаппаратуры в США, страны ЕС — производство и поставку сельскохозяйственной продукции на свой общий рынок и т.д.

Экономические последствия ограничений в торговле. Торговые барьеры несут в себе определенные созидательные функции относи­тельно интересов развития отечественного производства, формиро­вания государственных доходов, соотношения экспортно-импор- тных поступлений. Однако введение таможенных тарифов и ограни­чений имеет и негативные экономические последствия. Эти послед­ствия носят прямой и косвенный характер.

Прямые негативные последствия торговых барьеров состоят, например, в том, что их введение повышает цены на товары, застав­ляя потребителей нести большие расходы на приобретаемую про­дукцию. Одновременно меняются потребительские вкусы населе­ния. На экспорт каждая страна направляет свою лучшую продук­цию, если же вводятся пошлины, то приобретение данных товаров ограничивается. Расходы населения переадресовываются на при­обретение менее желанных товаров и услуг. Теряются не только чисто потребительские, но и нравственно-эстетические, духовные ценности личности.

Введение пошлин и других ограничений иногда приводит к ожив­лению не лучших отечественных отраслей экономики. Импульс раз­вития часто получает местная промышленность, перераспределяя ог­раниченные ресурсы в свою сферу деятельности и тем самым пред­определяя далеко не лучшую структурную перестройку экономики.

Следует учитывать и тот факт, что субъекты как международного, так и внутреннего рынка тесно связаны между собой. От таможенных тарифов, вводимых в одной стране, страдают производства других стран.

Следующий момент, на который нужно обратить внимание, сос­тоит в том, что получаемые пошлины являются в сущности не чем иным, как перераспределением доходов от потребителей в пользу го­сударства и поэтому не влияют на повышение благосостояния общес­тва в целом: государство выигрывает то, что теряет потребитель. Это прямые последствия торговых ограничений.

Косвенные последствия торговых барьеров выражаются в том, что пошлины сопровождаются неверной перепрофилизацией, пере­ориентацией производства. Приоритет часто получают производ­ства, не обладающие сравнительным преимуществом в использова­нии ресурсов.

Введение пошлин и других ограничений вызывает сокращение мировой торговли и объемов реального мирового производства. В ре­зультате относительно ограничивается мировое потребление, сужа­ется сфера социальных жизненных условий человечества.

Регулирование внешней торговли. Оно позволяет решать очень многие проблемы экономической жизнедеятельности общества и в состоянии содействовать решению политических, идеологических, военных вопросов, возникающих на международном уровне. Дея­тельность государств, направленная на согласование и урегулирова­ние международных отношений, называется внешнеэкономической политикой. Как весьма важная система отношений, внешнеэкономи­ческая политика должна направляться и регулироваться государ­ственными органами управления и регулирования.

Существуют разные уровни регулирования внешнеэкономичес­ких отношений. Первым таким уровнем выступает национально-го­сударственное регулирование внешней торговли. Оно охватывает весь круг вопросов, связанных с экспортно-импортными поставками, заключением торговых договоров, международными маркетинговы­ми исследованиями, установлением таможенных тарифов и других торговых ограничений.

Следующий уровень регулирования внешнеэкономических от­ношений — межгосударственное торговое регулирование. Оно вклю­чает в себя систему мер по налаживанию торговых отношений и зак­лючению торговых договоров между странами. Заключаемые межго­сударственные соглашения регулируют объемы и условия поставок товаров, порядок оплаты. Они могут содержать другие регулирую­щие кодексы и законы. Для одних стран может быть установлен ре­жим наибольшего благоприятствования, для других предусмотрен режим ограничений в торговле.

Торговые договоры могут заключаться на двух- и многосторон­ней основе, иногда соглашения действуют в рамках заключаемых и создаваемых торгово-экономических блоков и союзов. Наиболее яр­ким примером последних является Европейское сообщество, воз­никшее на базе "Общего рынка", созданного в 1958 г. (ныне Европей­ский союз). Ряд бывших социалистических стран также желает всту­пить в это сообщество или сотрудничать с ним. Другим примером может служить Американо-канадское соглашение о свободной тор­говле.

"Общий рынок" возник под воздействием ряда экономических и политических проблем. Экономический мотив был связан со стрем­лением к созданию более выгодных условий для получения преиму­ществ от свободной торговли. Созданное им более крупное производ­ство позволило снизить его издержки, повысить прибыльность. В об­ласти торговли "Общий рынок" ставил цели: постепенно отменить пошлины и импортные квоты; установить единую для всех входящих в ЕС стран систему пошлин по отношению к странам, не входящим в "Общий рынок"; достигнуть свободного движения капитала и мигра­ции рабочей силы между странами — членами ЕС; разработать общие принципы регулирования сельского хозяйства; создать единую сис­тему информационных коммуникаций и т.д. В плане регулирования внешнеэкономической политики "Общий рынок" достиг очень мно­гого.

Американо-канадское соглашение о свободной торговле было подписано в 1988 г. Оно позволило создать крупнейшую в мире зону беспошлинной торговли. В течение десяти лет предусматривалось устранение всех видов пошлин, снятие импортных квот, нетарифных барьеров. Американские потребители выиграли от снижения цен на канадские товары, а канадские предприниматели получили доступ на значительно превышающий по размерам их национальный рынок американский торговый рынок. По мнению договаривающихся сто­рон, Американо-канадское соглашение сыграет важную роль в регу­лировании торговых отношений с "Общим рынком", Японией, дру­гими странами и континентами.

Наконец, еще одним звеном регулирования внешнеэкономичес­кой политики является международное регулирование, предполага­ющее установление международных режимов, выработку договорен­ностей, определяющих порядок, нормы и процедуры, регламентиру­ющие межгосударственные торгово-экономические отношения. Эти регламенты обычно используются для национального регулирова­ния внешней торговли.

Международные регулирующие организации торговли. Меж­дународная торговля регулируется многими организациями при ве­дущей позиции среди них ВТО — Всемирной торговой организации, учрежденной в 1947 г. как ГАТТ — Генеральное соглашение о тари­фах и торговле. Эта организация фиксирует принципы и правила ми­ровой торговли. Посредством ВТО регулируется ныне около 90 % мирового объема торговли. Ее полноправными членами являются около 100 государств, де-факто членами выступают еще около 28 стран и в качестве наблюдателей числятся 20 государств. В основе де­ятельности ВТО лежат три основополагающих принципа: равный, недискриминационный режим торговли; снижение пошлин посред­ством многостороннего обсуждения проблем; устранение импор­тных квот и других ограничений.

Для решения возникающих спорных торговых вопросов ВТО ор­ганизует и проводит "раунд" переговоров. В 1986 г. в Уругвае был проведен восьмой раунд переговоров. Здесь решались проблемы ус­транения торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве, в тор­говле услугами, снятие ограничений на иностранные инвестиции, внедрение на международной основе патентных, авторских прав, прав на торговую марку и т.д.

Важную роль в регулировании торговли выполняет Конферен­ция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Это очень важный орган Генеральной Ассамблеи ООН. В эту организацию входят 168 государств. Руководят ЮНКТАД Конференция и Совет по торгов­ле и развитию. Все вопросы решаются на сессии ЮНКТАД. Пос­ледняя, седьмая сессия проходила в Женеве в 1987 г. В задачи этой организации входят содействие развитию торговли, выработка принципов регулирования международных экономических отно­шений.

Говоря о международных торговых отношениях, нельзя не наз­вать еще один международный орган, занимающийся регулировани­ем торговых отношений. Речь идет о Координационном комитете по экспортному контролю — КОКОМ. Членами этой организации в пе­риод ее создания стали государства НАТО и Япония. КОКОМ был создан в качестве контролирующего органа для предотвращения воз­можных продаж новой техники и передовой технологии социалисти­ческим странам. Список товаров, запрещенных к вывозу, насчитывал порядка 3000 наименований. Этот орган продолжает оставаться дей­ствующим и в настоящее время.

Литература

Долан ЭДж., Кэмпбелл К Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная поли­тика. М.;Л., 1991.

Дэниеле Дж., Ли Радеба. Международный бизнес. М., 1992. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А. Киселевой. Ки­ров, 1994.

Линдерт ЯХ Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992. Макконнелл /СР., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992. Т.2.

Пебро М. Международные, экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994.

Самуэльсон П. Экономика. М., 1992. Т.2. Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Экономическая теория: Учебник/Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1997. Экономическая теория: Практикум /Под ред. Н.И.Базылева, Л.В.Воробьевой. Мн., 1997.

ГЛАВА 28


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!