Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА



Сущность фискальной политики. Она предусматривает исполь­зование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней де­ловой активности в решении различных социальных задач.

Фискальную политику проводят законодательные органы влас­ти, которые контролируют налогообложение и расходование полу­ченных средств. Основными рычагами фискальной политики явля­ется изменение, во-первых, налоговых ставок; во-вторых, прави­тельственных расходов в соответствии с целями государства. Таким образом, фискальная политика представляет собой совокупность всех мероприятий по регулированию расходов и доходов государства для достижения определенных социально-экономических целей. В любом случае правительственные расходы и система налогообложе­ния направлены на ликвидацию возможного разрыва между сбере­жениями и инвестициями, что должно обеспечить достижение ос­новных целей национальной экономики: стабильного роста объема производства, полной занятости и умеренного уровня инфляции.

Роль фискальной политики возросла в 30-е гг. XX в. Дж.Кейнс и его последователи считают ее наиболее эффективным инструментом государственного воздействия на экономический рост.

Типы фискальной политики. Различают дискреционную и авто­матическую (политику встроенных стабилизаторов) фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное целенаправленное изменение в области государствен­ных расходов и в налогообложении с целью изменения реального объема производства, занятости, контроля за инфляцией, ускорения экономического роста.

Для того чтобы решить проблемы инфляции и безработицы, не­обходимо добиться роста национального продукта. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ЧНП через изменение совокупных расходов.

Дискреционная фискальная политика осуществляется через го­сударственные расходы (государственные закупки товаров и услуг и трансферты) и налоги. Изменение их влияния приводит к измене­нию совокупных расходов, а следовательно, и равновесного ЧНП (см. рис. 21.9.).

Увеличение государственных расходов, а следовательно, и сово­купного спроса приводит к росту ЧНП, причем прирост последнего больше прироста государственных расходов. Это объясняется эф­фектом мультипликатора государственных расходов МРс, показыва­ющего, насколько изменился ЧНП в результате изменения государ­ственных расходов:



=______ Изменение реального ЧНП_

Изменение государственных расходов

Таким образом, увеличение правительственных расходов вызывает рост равновесного ЧНП, а их сокращение - снижение его величины.

Эффект воздействия налогов на равновесный ЧНП противопо­ложен эффекту воздействия на него государственных закупок и тран­сфертов. Это объясняется тем, что располагаемый доход использует­ся как на потребление, так и на сбережения населения. Его снижение уменьшит как потребительские расходы, так и сбережения. Это уменьшение зависит от предельной склонности к сбережениям МР5 и предельной склонности к потреблению МРС. МРС показывает, нас­колько снижается после введения паушального налога располагае­мый доход за счет потребления, а МР5 - за счет сбережения. Таким образом, А С = А Т- МРС, А5=А Т- МР5> где АС и А5 - величины сокра­щения потребления и сбережений; А Г - сумма налогового прираще­ния.

Изменение налогов обладает мультипликационным эффектом подобно инвестициям и государственным расходам. Однако муль­типликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов. Это объясняется тем, что каждая единица прироста государственных расходов прямо увеличивает объем ЧНП, тогда как в результате сокращения налогов часть располагаемого до­хода идет на увеличение как потребления, так и сбережений. Налого­вый мультипликатор МРт равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МКС:

МРт = МРс • мкс.

На характер дискреционной фискальной политики оказывает влияние фаза экономического цикла. Она может носить либо сдер­живающий, либо стимулирующий характер.

В период спада в экономике фискальная политика носит стиму­лирующий характер и направлена на развитие производства. При этом правительство увеличивает государственные закупки и тран­сферты населению, инвестиции и субсидии, а также снижает налоги, косвенным путем стимулируя совокупный спрос. Такая политика приводит к дефицитному финансированию, но зато сдерживает па­дение производства.



В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, прово­дится сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика. Суть ее заключается в уменьшении государственных расходов, увеличе­нии налогов, сочетании того и другого. Результатом является сдер­живание совокупного спроса. Такая политика способствует притоку финансовых средств в госбюджет и ориентирует на положительное сальдо.

На практике реализовать дискреционную фискальную политику непросто, так как параллельно действуют многие факторы, оказыва­ющие на нее заметное влияние. В связи с этим выработка фискальной политики для правительственных органов является чрезвычайно сложной задачей.

Под автоматической фискальной политикой (встроенных стаби­лизаторов) понимается экономический механизм, который автома­тически реагирует на изменение экономического положения без не­обходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

Суть ее состоит в автоматическом изменении налоговых поступ­лений при изменении величины облагаемого дохода. В качестве авто­матического стабилизатора здесь выступает изменение налоговых поступлений. Почти все налоги (индивидуальный подоходный на­лог, акциз, налог на доходы корпораций) дают рост налоговых пос­туплений по мере роста ЧНП, и наоборот, налоговые поступления бу­дут снижаться при уменьшении объема национального продукта. Поступления в госбюджет высчитываются автоматически при задан­ных налоговых ставках.

На практике в период спада в экономике, характеризующегося снижением ЧНП, налоговые поступления автоматически сокраща­ются, относительно увеличивая долю доходов, остающуюся у пред­приятий и населения. Это позволяет сдерживать падение совокупно­го спроса и смягчать экономический спад. В период роста ЧНП при заданных налоговых ставках налоговые поступления автоматически увеличиваются, сдерживая тем самым совокупный спрос и противо­действуя инфляции спроса.

Таким образом, прогрессивная налоговая система в период за­медления экономического роста обеспечивает минимальную, а в пе­риод инфляционного роста - ощутимую потерю покупательной спо­собности как юридических, так и физических лиц. Кроме того, в пе­риод экономического спада автоматическое сокращение налоговых поступлений усиливает бюджетный дефицит, оказывающий стиму­лирующее воздействие на преодоление спада. В период экономичес­кого подъема рост налоговых поступлений приводит к сокращению и ликвидации бюджетного дефицита, а иногда и к появлению "излиш­ка". Так, система автоматических встроенных стабилизаторов позво­ляет в немалой степени поддерживать стабильность в экономике без специальных шагов со стороны правительства.

Кроме налоговых поступлений к встроенным стабилизаторам от­носят трансферты (систему пособий по безработице и социальных выплат). Их называют "отрицательными налогами". Трансферты также оказывают антициклическое автоматическое действие. Во вре­мя экономического спада рост выплат и пособий сдерживает падение совокупного спроса, противодействуя нарастанию кризиса. В период экономического подъема трансферты сокращаются, препятствуя по­явлению избыточного спроса.

Следует отметить, что встроенная стабильность только сглажи­вает, но не исправляет нежелательных изменений в ЧНП. В связи с этим на практике ее дополняет дискреционная фискальная поли­тика.

Стимулирующий эффект фискальной политики в целом на пра­ктике может быть ослаблен, если она вытесняет частные капитало­вложения. Кроме того, часть положительного воздействия фискаль­ной политики может быть распылена инфляцией, непредвиденными событиями в мировой экономике.

Сторонники теории экономики предложения подвергают критике кейнсианский подход к налоговым ставкам. Они считают, что прави­тельство должно с помощью налогов воздействовать на совокупное предложение, которое будет создавать свой собственный спрос и уве­личивать объем ЧНП. Согласно данной концепции снижение нало­гов приведет к росту предложения, а следовательно, доходов населе­ния и предпринимателей. Рост доходов населения увеличит сбереже­ния (будущие инвестиции), а увеличение прибыльности фирм повы­сит норму накопления капитала. В конечном счете сокращение нало­гов стимулирует совокупное предложение, увеличивает налоговые поступления и сокращает бюджетный дефицит.

Большинство экономистов поддерживают кейнсианскую модель экономического равновесия, так как результаты воздействия госу­дарства на совокупный спрос сказываются довольно быстро. Что ка­сается теории экономики предложения, то она рассчитана на долго­срочный эффект. Практическое применение той или иной концеп­ции зависит от конкретной экономической ситуации в стране.

23.4. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Бюджетный дефицит. Это сумма, на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы. В зависимости от причины его образования различают структурный и циклический бюджетные дефи­циты. Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превы­шение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических про­грамм. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит глав­ным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Нацио­нального банка, выпуска государственных ценных бумаг и т.д.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным де­фицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в промышленном цикле. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате па­дения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недо­поступление в госбюджет; с другой - рост выплат и пособий по безра­ботице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй - увеличиваются статьи расходов госбюджета.

Подходы к проблеме регулирования государственного бюдже­та. Существуют различные концептуальные подходы к проблеме ре­гулирования госбюджета. До "великой депрессии" 30-х гг. в мире ка­питализма общепризнанным считался ежегодно балансируемый бюд­жет. Однако такой подход к ликвидации бюджетного дефицита име­ет существенные недостатки, особенно если экономика находится на стадии спада. Методы, используемые для достижения поставленных целей, порождают новые проблемы.

В условиях длительного периода безработицы и падения доходов налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь сба­лансировать бюджет, либо увеличивает налоговые ставки, либо сок­ращает государственные расходы, либо сочетает эти меры. В резуль­тате совокупный спрос еще больше сдерживается. В условиях избы­точного спроса ежегодно балансируемый бюджет не носит стабили­зирующего, антиинфляционного характера. Более того, он еще боль­ше углубляет колебания экономического цикла.

Согласно второму концептуальному подходу бюджет балансиру­ется на циклической основе. В этом случае бюджет выступает инстру­ментом антициклической политики. Суть подхода состоит в том, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и баланси­рует бюджет в ходе экономического цикла. Это достигается с помощью проведения жесткой фискальной политики. В период спада в результа­те снижения налогов и увеличения государственных расходов бюджет­ный дефицит усиливается; в период подъема увеличение налогов и уменьшение государственных расходов образует положительное саль­до бюджета, которое может ликвидировать бюджетный дефицит. Уяз­вимость этой концепции состоит в том, что если подъемы и спады в эко­номике не совпадают по продолжительности (длительный спад и крат­ковременный подъем), то образовавшееся положительное сальдо не возместит высокие государственные расходы периода спада.

Третий подход к регулированию бюджета связан с концепцией функциональных финансов. В этом случае финансовая политика нап­равлена на увеличение доходов госбюджета путем реализации мер, направленных на оздоровление экономики. Проблема сбалансиро­ванности бюджета как такового не рассматривается как первоочеред­ная. На передний план выдвигается проблема развития производства и достижения полной занятости. В краткосрочном периоде бюджет­ный дефицит и инфляция могут даже возрасти, но по мере стабилиза­ции экономики налоговые поступления обеспечат ликвидацию бюд­жетного дефицита.

В условиях стагфляции с целью ликвидации бюджетного дефици­та целесообразна реализация таких экономических мер, как стимули­рование развития производства, товаров и услуг, проведение жесткой кредитной политики, сокращение непроизводственных расходов и пр.

Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополни­тельных средств для покрытия своих расходов путем выпуска прави­тельственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, централь­ные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительс­тва у Сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являют­ся спады в производстве. В период падения деловой активности авто­матически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые пос­тупления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и го­сударственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга являет­ся милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного про­изводства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляю­щим, правительство изыскивает средства для его финансирования.

Известны три основных источника финансирования этих расхо­дов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населе­нию. Несмотря на то что на практике используются все три источни­ка, первые два приводят к ряду негативных последствий для эконо­мики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосроч­ном - приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдержива­ет предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспечен­ных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает меха­низм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения на­селения, а с другой — образует и увеличивает государственный долг.

аиболее полно величину государственного долга отражает об - негосударственный долг, который включает задолженность цен­трального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти. В зависимости от сферы размещения госу­дарственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внут­ренний долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Государственные займы выступают в форме долго­вых обязательств, которые могут носить кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер и должны быть погашены в установленные сроки.

Внешний долг - это общая сумма задолженности государства меж­дународным валютно-финансовым организациям, частным банкам, официальным правительственным институтам, иностранным гражда­нам. Часть внешнего долга, срок платежа по которому не наступает в данном году или в ближайшем бюджетном году, называют капиталь­ной задолженностью. Внешнюю задолженность, срок платежа по кото­рой наступает в ближайшее время, относят к текущей задолженности.

Финансисты различают краткосрочную, государственную и га­рантированную государством, а также частично негарантированную государством задолженность. Долгосрочная внешняя задолженность - это задолженность со сроком долгового обязательства свыше одно­го года, которая взята у иностранного государства и должна быть по­гашена иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты Международного валютного фонда, прямые инвестиции, а также долги, выплачиваемые в валюте страны-должника. Краткос­рочная внешняя задолженность - задолженность со сроком долгово­го обязательства менее года. Государственной и гарантированной го­сударством внешней задолженностью называют все внешние обяза­тельства, которые взяло на себя государственное учреждение как должник или гарант. Обязательства частного лица, не имеющего га­рантии государственного учреждения, называются частично нега­рантированной государством внешней задолженностью.

Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Он является важным инструментом макроэкономического регулирования. Госу­дарство, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кре­дитно-денежной сферы, а через нее - на экономику в целом. К фун­кциям управления государственным долгом относят определение ус­ловий выпуска новых займов, т.е. размера выпуска, срока, курса об­лигаций, ставки процента; обслуживание ранее выпущенных займов, срок которых истек.

Западные экономисты склоняются к той точке зрения, что умерен­ный внутренний долг - явление обычное, не имеющее тяжелых соци­ально-экономических последствий. Они считают, что даже большой го­сударственный долг не приведет к банкротству национальной эконо­мики, так как всегда существуют источники его финансирования. К ним относят, во-первых, рефинансирование, т.е. продажу новых обли­гаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций. Вторым источником может быть дополнительное налого­обложение. Наконец, правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатить сумму долга с процентами.

Однако рост государственного долга все же вызывает отрица­тельные тенденции. Рост процентов по государственному долгу уве­личивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обес­печенные слои населения. Дополнительное налогообложение нега­тивно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствова­ния. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако на­растание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; про­исходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга ис­пользуются показатели общей задолженности, соотношения различ­ных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет за­долженности на душу населения. Для оценки внешнего долга опреде­ляют степень так называемой вовлеченности во внешний долг, кото­рая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валово­му продукту. Кроме того, рассчитываются еще два показателя, харак­теризующие платежеспособность страны. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показа­теля считается 25 %.

В странах с развитой рыночной экономикой законодательные ор­ганы строго контролируют размер государственного долга. Напри­мер, в США устанавливается лимит его абсолютной величины; во Франции и Великобритании - лимит прироста за год.

Литература

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Словарь рыночной экономики. СПб., 1995.

Лемешевский ИМ. От политики финансов к логике финансовой политики //Фи­нансы, учет, аудит. 1994. № 2.

Лившиц АЯ. Введение в рыночную экономику: В 2 ч. М., 1992.

Микро- и макроэкономика: Практикум. СПб., 1994.

Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т. М., 1992. Т.1.

Налоговое законодательство //Белорус, рынок. 1994. № 3.

О госбюджете на 1997 г.: Закон Республики Беларусь //НЭГ. 1997.

Теория национальной экономики: учеб. пособие: В 3 ч. /Под ред. И.М. Лемешев- ского. Мн., 1994.

Фишер С. и др. Экономика. М., 1993.

Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М., 1991.

Экономическая теория: Учебник/Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гджо. Мн., 1997.

Экономическая теория: Практикум /Под ред. Н.И.Базылева, Л.В.Воробьевой. Мн., 1997.

ГЛАВА 24


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!